Саамские национальные игры. Проект на тему "саамские игры" - презентация по физической культуре и географии Игры народов саами

Чистякова Екатерина Сергеевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 "СКАЗКА"
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"
Дата публикации: 18.11.2017
Раздел: дошкольное образование

«Подвижные игры коренных народов Крайнего

Севера в физическом развитии детей»

Консультация для педагогов

Подготовила:

инструктор

по физическому воспитанию

МБДОУ д/с № 12

Чистякова Е.С.

Движение – это

главное проявление жизни ребенка. Неподвижность

детей приводит

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста, задержке умственного развития.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных

движениях

обеспечить

климатические

региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в

отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие

температуры

осенне-зимний

ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

необходимой

нормального

ф у н к ц и о н и р о в а н и я

о р г а н и з м а,

п р и в е с т и

гиподинамии, «моторному голоду».

В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния

здоровья детей проживающих

районе Крайнего

вызывает

озабоченность и тревогу. В поиске эффективных средств по решению задач

укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного

населения Крайнего Севера, в частности народов – саамы.

народные

важнейший

передачи

богатства

традиции

поколения

направлена

познание

окружающей действительности, усвоение обычаев, обрядов своего народа, а

также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Участвуя в

материальную,

духовную

культуру

народа, проникаются его духом.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

Проживая

экстремальных

условиях,

Крайнего

научились использовать суровую природу (воздух, солнце, вода, снег) как

естественные

закаливания.

народным

подвижным

обогащаем

физические

активизируем их речь новыми словами, названиями спортивных состязаний,

игр. Детям всегда интересно узнавать что-то новое о родном крае. И наша

задача, сделать так, чтобы этот интерес не терялся.

проводить

саамские игры, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов. Правила таких игр дети хорошо запомнят и усвоят. Находка

данной темы состоит в том, что много знакомых нам игр, у народов Севера

играются немного иначе. Например: «Море волнуется» очень похоже на

саамскую игру «Солнце», «Веселые ребята» на «Смелые ребята и т.д.

Основной

направленностью

промысловая,

приобщение

трудовой

деятельности

рыболовству,

собирательству, ведению домашнего хозяйства). Самым главным, тотемным

животным, которому была подчинена все жизнь саамов является северный

олень. Саамы так сами про себя и говорят, что они «олений народ». Зимой

саамы-пастухи

оленьими

Олени для саамов это пища, одежда и кров.

Суровые жизненные условия Севера, требуют от народа саамы, чтоб

возраста

активно развивали

важнейшие

физические качества,

воспитывали

специфические

двигательные

психологически

закаляли.

возрастного

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное

обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них

стараются

выработать

мужественность,

выносливость,

трудолюбие,

правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага,

воспитывается

хозяйственность,

женственность,

ловкость,

быстрота, хороший глазомер. Что касается более младшего населения, детей

3-4 лет, здесь большинство игр способствуют развитию навыков ходьбы, бега,

а также других видов движений и носят подражательный характер. С 3 - 4 лет

дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту

и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и

прячется в них.

Все игры коренных жителей Севера связаны с прыжками, метанием,

способствуют

упражнению

основных

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости,

кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость.

Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться

в заданном ритме и темпе.

Подвижные

организации двигательной деятельности и укреплении здоровья на прогулке.

С их помощью педагог воспитывает у детей положительное отношение к

прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение,

активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать

их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к

кататься

разносторонность воздействия на детский организм делают народные игры

севера незаменимым

средством

воспитания

подрастающего

поколения. Использование таких игр в определенной системе и в сочетании с

средствами

обеспечивает

эффективность

воспитания

важных черт характера ребенка.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «СААМСКИЕ ИГРЫ»

КОЗАКОВА О.А., ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ №49 Г. АПАТИТЫ

Задачи:

1. Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, их обычаях и традициях.

2. Активизировать речь детей новыми словами, названиями.

3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр народов Севера.

Инвентарь для проведения игр и эстафет:

2 кольцеброса, малые обручи по количеству детей, стойки для метания, 2 обруча с колокольчиком, 2 мягких модуля, гимнастические палки, мягкие мячи для метания в цель, картинки с изображением северных рыб по количеству детей, картинки с изображением животных Севера, картинки с изображением ягод, скакалка, мячи мелкие желтого и красного цвета.

Ход спортивного досуга:

Вед: Ребята, мы с вами живем на Кольском севере. Это удивительный край, где летом не заходит солнце и ночью светло как днем, а зимой – непрерывная ночь.

Заполярье – край северной сказки,

Заполярье - край белых ночей,

Заполярье – брусника, морошка,

Заполярье – круг добрых людей.

Да, действительно. На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, самые замечательные, добрые, отзывчивые. Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (Саамы). Правильно. Это - саамы. Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур.

(Слайд) Давайте рассмотрим, как одеты саамы:

Дети отвечают на вопросы:

Как называется верхняя одежда саамов? (малица)

Как называется обувь? (пимы)

Как называются рукавички саамские? (койбицы)

– жилище саамов? (чум)

Из чего все это изготавливается? (из оленьих шкур)

Как называют людей, которые разводят оленей? (оленеводы)

Любят саамы и песни петь, сказки рассказывать и в игры разные играть. И сегодня мы с вами поиграем в национальные саамские игры.

Саамы о себе говорят, что они «олений народ». Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями кочуют за оленьими стадами.

Не будь на севере оленя,

Что б стало с тундрою моей.

Гордится им, как украшеньем,

Она и смотрит веселей.

У саама нет надежней друга,

Чем северный олень,

Хозяина в любую вьюгу

Домчит домой быстрей.

Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов... Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте – ка попробуем его поймать.

Эстафета: «Ловля оленей»

Метание аркана на хорей (стойка, имитирующая оленя).

Правила игры: по 2 участника набрасывают аркан на хорей. Подсчитывается число попаданий.

Вед. Молодцы, показали свою ловкость и сноровку.

Ищет свежий ягель
Северный олень.
По пустыне снежной
Ходит целый день.

Вед. «Гонки на оленьих упряжках» - любимое занятие у саамских ребятишек. Давайте и мы поиграем.

(Играющие делятся на две команды. У каждой команды по одному хорею и обручу с колокольчиком (упряжка для оленя). Один ребенок изображает пастуха-оленевода другой изображает запряженного оленя. По сигналу упряжки бегут друг за другом, объезжают «сугробы» и передают эстафету следующей оленьей упряжке. Победителем считается та команда, которая раньше закончит гонки.)

Вед. Молодцы! Замечательные состязания у нас получились!

Вед: А сейчас предлагаю вам отправимся на охоту.

Дети встают в 2 команды, выполняют следующее задание: пройти по бревну, встать в обруч и мягким мячом попасть в цель (в обруче висит мишень).

Ведущий читает загадку, а зрителям нужно угадать, кого подстрелил охотник. Затем показывается картинка.

Вед. Молодцы! Славно поохотились. Может мы с вами и на рыбалку отправимся?

Игра « Рыбак и рыбки» (со скакалкой, у детей в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится на стульчик)

Вед. Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.

Зима на Севере холодная, как приятно было б попить чай с вареньем. Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей)

А теперь отгадайте загадки:

1) Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

2) Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины - ... (черника)

3) На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)

4) Бусы красные висят,

из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Звери, птицы и дети (брусника).

Эстафета « За ягодами».

(Дети встают в 2 команды: у направляющих в руках корзинки, по сигналу бегут, берут 1 ягоду (мяч), возвращаются, перекладывают в большую корзину, передают эстафету

следующему, (одни собирают морошку, другие собирают бруснику - мячи желтого и красного цвета).

Вед: Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.

Вед. Саамы любят в свободное от работы время силой померяться.

« Тройной национальный прыжок » .

Правила игры: участник выполняет с места три прыжка подряд толчком с двух ног и приземляясь на две ноги. Между прыжками не разрешается делать остановки. Участнику даётся три попытки, засчитывается лучший результат.

Игра «Перетягивание на палках» . Дети садятся на пол парами, ноги упираются стопами, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.

Вед. Молодцы! Настоящие силачи...

Верите, ребята, или нет,

Что порой бывает звонким свет?

Если ты на Севере живешь

И полярной ночью солнца ждешь.

То поймешь тогда, что первый луч

В самом деле звонок и певуч.

Леса и тундры, льды и горы,

Озёра, реки и моря,

Раскинулась в своих просторах

Родная Кольская земля!

Вед. Ребята, сегодня мы познакомились с саамскими играми и с удовольствием в них поиграли, но на этом наш праздник не заканчивается, в группе мы нарисуем картины из жизни саам и прочитаем национальные саамские сказки.

У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них - саамские игры. Он проходит летом (чаще всего в июне) и чем-то напоминает день рождения любимого дедушки: пропустить нельзя - не поймут, но все знают, что там будет и чем дело закончится.

По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район), центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников.

Исторически повелось так, что именно в Ловозеро приезжает наиболее представительная делегация зарубежных саамов из Скандинавии (в основном из Норвергии и Финлянции). Вот почему ехать в Ловозеро фотографу в несколько раз интереснее, чем в Лопарскую, тем более, что первыми проходят игры именно в Ловозере (июнь), тогда как в Лопарской они приходятся на осень (сентябрь).

Что же собой представляют игры? Помимо вездесущих речей и официальных поздравлений со свершениями и достижениями, игры - это прежде всего фольклорное и спортивное мероприятие. Оно включает соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам развлечений. К ним относятся прыжки через деревянные нарты, стрельба из арбалета, метание аркана на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке и саамский футбол.

В этом месте стоит сделать небольшую паузу для создания интриги. Разумеется, саамы не изобретали футбол, им было просто не до этого. Однако коренные народы севера тоже любят азарт. В саамский футбол играют только женщины. С поистине заполярным минимализмом, они гоняют по кочковатому полю впятером в длинных сарафанах (такая вот спортивная форма). Кстати, без сарафанов никуда - неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь - национальный спорт!

Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Да, и тут минимализм по-северному. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом, но его точно также нельзя трогать руками. Голкиперу, разумеется, можно. Причем если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Все, что в ворота влетает, - это футбол большой, а в саамском правила иные. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест. В Мурманской области саамский футбол пользуется невиданной популярностью, и на игры съезжаются со всей округи, чтобы посмотреть забавные матчи.

По сравнению с футболом, стрельба из арбалета выглядит обычной забавой, хотя год от года организаторы стараются разнообразить эти состязания. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. В полном соответствии с охотничьими традициями, важно, куда именно волк получит мячиком - от этого зависит количество набранных очков: одно дело - хвост, и совсем иное - голова.

Много лет тому назад состязания по прыжкам через нарты существовали только для взрослых, но сейчас в эпоху зрелищ и развлечений к соревнованиям подключились дети. Специально для них создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных саней-кереж. Кережа представляет собой узкое заостренное к носу корытце с единственным полозом на дне. В нее исстари запрягали оленей или собак и использовали для передвижения по тундре людей или небольших грузов.

Еще один вид северного спорта - метание аркана. По-саамски аркан называется «няртола». Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав таким образом свою меткость и ловкость. Это чучело называется «хорей». В быту хореем нередко называют длинную палку, при помощи которой погонщик управляет ездой оленей. Ее же время от времени используют в соревнованиях вместо оленьего муляжа. Каждому участнику дается три попытки: считается, что этого достаточно для полного триумфа либо для безапелляционного позора.

Саамские игры хороши для фотографа тем, что практически не требуют аккредитации, ведь это в первую очередь праздник, достаточно теплый и почти семейный. На нем, разумеется, есть меры безопасности, но они настолько условны, что любой, кто захочет снять игры, сможет сделать это без особого труда. Кроме того, согласно правилам, стать участником также может каждый желающий, независимо от его национального статуса и принадлежности.

Из техники пригодятся как широкоугольные, так и телеобъективы. При подготовке нужно исходить из банального здравого смысла: соревнованипя любительские, проводятся днем на достаточно ограниченной территории, поэтому тяжелые светосильные сверхтелевики остаются дома. Гораздо эффективнее будут зум 70-200 со стабилизацией изображения и светолсильный широкоугольник или широкоугольный зум.

Андрей Безлепкин

Описания Якутских, Долганских, Нганасанских, Эвенкийских, Хантыйских, Нанайских, Ненецких, Корякских и других игр

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.

Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Нет, бедняжка ястребок, -

Не поймать меня, дружок!

Ястреб Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя

Шилохвосты. Я - известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб. Поймаю, проглочу,

Проглочу, поймаю!

Нырки. Быстро летающую

Нырку-утку

Тебе не поймать,

Тебе не поймать.

Ястреб. Поймаю, поймаю,

Проглочу, проглочу!

Правила игры . Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый)

Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).

Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

Игра в мяч

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта)

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут - корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 - 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Пятнашки (Атак тэпсиитэ)

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

Каюр и собаки

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Летящий диск (Тэлэрик)

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.

Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл)

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Один лишний (Биир ордук)

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасываня маута.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика

Ручейки и озера

РыбакиИгроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30 - 40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Охота на волка

Охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Волк и жеребята (Боро у очна кулуннар)

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области

Тема: « Саамские игры»

Хвастунова Екатерина Андреевна ,

ученица 10 А класса

Руководители: Прохорова Ольга Ивановна

зам.директора по УВР, учитель географии,

Владимирова Светлана Владимировна

учитель физической культуры

МОУ «СОШ № 1 города Жирновска»

Жирновского муниципального района

Волгоградской области

Жирновск, 2014

Однажды я читала своему брату стихи Агнии Барто

Я была в стране Суоми,

Там, где лыжи в каждом доме,

Где стремглав слетают с вышки

Шестилетние мальчишки

И у меня в голове прокрутилось множество вопросов. Что это за удивительная страна Суоми? Где она находиться? Мне стало интересно. Из электронных источников я выяснила, что «суоми» - искажённое слово «саами», самоназвание народа, жившего здесь до прихода финских племён.

Что за народ? Какой он?

Актуальность

Гипотеза

Малочисленный народ саамы проживает на территории России, как и любой другой народ, имеет свои национальные игры

Изученность вопроса


Саамы - малочисленный народ Крайнего Севера нашей страны. Этот народ вызывает большой интерес у учёных. Предметом изучения на протяжении многих лет стали: декоративно-прикладное искусство, жизнь и быт саамов, их традиции и обычаи.

Цель работы:

    Выяснить сохранились ли традиции и обычаи саамского народа в современной жизни.

    Познакомить учащихся школы с играми саамского народа.

Задачи

    изучение литературы по данной теме, познакомиться с саамскими играми и их историей;

    рассказать в классе о саамских играх;

    разучить с одноклассниками национальные саамские игры

Объект исследования

Малочисленный народ саамы и его игры

План исследования.

    Сбор информации в Интернете, библиотеках города.

    Изучение литературного наследия.

    Составление словаря и буклета.


Прогнозируемый продукт исследования:

    Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Создание мультимедийной презентации для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Проведение внеклассного мероприятия с использованием собранных материалов по теме.

Методы исследования

1. Научно-поисковые:

Сбор и изучение литературы по данной теме;

Интервью с ребятами из других классов.

2. Аналитические:

Анализ и синтез собранного материала;

Анализ результатов опроса;

3. Систематизирующие:

Систематизация полученных данных.

4. Практические :

Разработка и проведение внеклассного мероприятия « Саамский день»;

Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» ;

Компьютерная презентация.

1.Этнография саамов

Работая с историческими документами, я выяснила, что упоминание о саамах встречается еще у Тацита (I век до нашей эры), который писал: эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за своё имущество".

А заглянув в этнографическую энциклопедию мы сможем прочитать:

Саа́мы - малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари» (от финского - «жители окраинной земли»). От этого наименования происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей».

Сейчас саамы живут компактно на территории 4 государств - Норвегии, России, Финляндии, Швеции.

Народы Севера - это оленеводы, охотники, рыбаки. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ.

Работая со статистическими данными, я получила следующую информацию - по данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Живя одной жизнью с природой, саамы все подчини ей. Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе. Наиболее известные виды традиционной одежды юпа - верхняя одежда из ткани, печок - зимняя глухая одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу.

А отличительной чертой саамской обуви являются загнутые вверх носки. Изготовлением обуви занимаются только женщины. Сшиты хорошей мастерицей такая обувь служит очень долго. В исторических документах я обнаружила интересные факты: пимы и бурки носили по два - три десятилетия. Девушки и женщины, овладевшие этим искусством, особо отмечались окружающими, первой сватали ту девушку, которая умела шить обувь. Смею предположить, что саамы прародители стелек.

Зимой основной пищей саамов оленье мясо и рыба. Для предохранения от цинги употребляют свежую оленью кровь, заготавливают внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляют в похлебку.

Немногие народы имеют свой национальный день. У русских такого дня нет. А вот саамы отмечают Международный день саамов - 6 февраля. Есть у саамов свои гимн и флаг. Во флаге четыре цвета, которые, также как и круг, символизируют объединение саамов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов. Красный - огонь, синий - вода, жёлтый - воздух, зелёный – земля.

2.Саамские игры

Спортивные игры есть у многих народов. Подчас именно они отражают их дух. Есть свои традиционные соревнования и у саамов. Они зародились в суровых землях Заполярья. Поэтому многое тут связано с охотой, рыбалкой, оленеводством – всем тем, что помогает выжить человеку здесь, в краю северных сияний.

Современная история саамских игр началась в 1985 году. Согласно правилам, стать участником может каждый желающий. Как и все крупные соревнования саамские игры начинаются с гимна.

Метание аркана на хорей

Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав, свою меткость и ловкость. Это чучело называется хорей. Каждому участнику даётся три попытки. Считается, что этого достаточно как для полного триумфа, так и для безоговорочного поражения

Стрельба из арбалета

Стрельба из арбалета производится с расстояния 5 метров по мишени в форме волка. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. Очень важно, куда именно волк получит мячиком – от этого зависит количество набранных очков: одно дело – хвост, и совсем иное – голова.

Ловля рыбы.

Для соревнований по ловле рыбы используют жестяную консервную банку, с привязанной к ней леской и блесной. Никому еще не повезло выловить рыбку таким образом, но все надеются на победу.

Саамский футбол

Саамский футбол – это самое захватывающее состязание на празднике. В футбол играют две женские команды в юбках по пять человек. Мяч сшит из шкуры оленя и набит волосами. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом. Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Засчитывается только мяч, который закатился в ворота, а не залетел. В саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

3.Реализация проекта

С недавних времён организовали игры для детей, поэтому мы учащиеся можем с ними познакомиться и поиграть. Что мы с удовольствием и сделали. В школе у нас работает лагерь "Альтернатива". Я предложила включить в программу лагеря саамский день, который включал в себя - знакомство с народом, интерактив- игры, творческую лабораторию, буклет и выставка фотографий.

Посредством игры познаётся культура народа, его самобытность и неповторимость.

Многие игры можно проводить в дошкольных и школьных учреждениях, так как они очень просты и не требуют подготовки.

Моя гипотеза подтвердилась: малочисленный саамский народ имеет свои национальные игры. Надо, чтобы каждый человек задал себе вопрос: « Что я могу сделать для того, чтобы о культуре и традициях малых народов помнили?»

Рассказывай друзьям о том, что ты узнал нового о малочисленном саамском народе, изучай игры этого народа, играй вместе со своими друзьями на уроках физкультуры и на переменках. В процессе исследовательской работы я пришла к выводу: что, несмотря на то, что саамский народ малочисленен, традиции и обычаи его сохраняются. В этом большая заслуга самого народа, который, преодолевая все трудности, пронёс через века свои традиции и обычаи, а молодое поколение стремится сохранить их.

Перспектива работы

    Продолжить работу по изучению традиций и обычаев саамов.

    Составить сборник саамских игр для детей.

    По собранным материалам о саамах провести устный журнал в младших классах.

Список использованной литературы

Книги:

    Большаков Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем.- Мурманск: Кн. изд-во, 2005.-416 с.,(8) л.илл.

    Валамина Ю. Гоняли мяч девицы на болоте/Л. Валамина// Мурманский вестник. – 2008.- № 175.-С. 1

    Воронова О. Чахкли. Стихи// О.Воронова, Мурманск: Кн. изд-во, 1989.- 24

    Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.

    Карху Л. От «саамских игр» душа ликует/ Л. Карху// Мурманский вестник.-2008.-№ 112-113.-С.1

    Киселев А. А., Киселева Т. А. Саамы: История, экономика, культура/ Киселев А. А., Киселева Т. А., Мурманск: Кн. изд-во, 1987.-207с.

    Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в./ Лукьянченко Т. В.- Мурманск: Кн. изд-во, 1981.

    Полярная энциклопедия школьника. Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. – Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С.155-158.

    Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. – Мурманск: Кн. изд-во, 1990.

Ушаков И.Ф., Киселёв А.А.История родного края: Мурманская область. Уч. пособие/ И.Ф.Ушаков, А.А. Киселёв. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984.-С.: 3-16.

Электронные ресурсы: