Сценарий праздника "Пришла коляда - отворяй ворота" с конкурсной программой, посвященный Рождеству Христову. Пришла коляда отворяй ворота Коляда отворяй ворота мы пришли колядовать

Лариса Медведева
«Пришла Коляда-отворяй ворота!» Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

Действующие лица: Колядовщики, 2 хозяйки, которые встречают ребят в зале, Коза,Чёрт или Чертёнок.

Колядовщики наряжаются и идут по группам детского сада колядовать.

1 : Ярче, звёздочки, светите, укажите нам пути

разрешите, разрешите, разрешите нам войти!

2 : Здравствуйте, хозяева, добрые! Мир дому сему! Мы пришли колядовать

Христа рожденье прославлять!

3 : Коляда, коляда, отворяйте ворота

открывайте сундучки, доставайте пятачки. И житьё, и бытьё, и богатство идёт.

1 : Коляда, коляда, зашла в новы ворота,

а за ней и Мороз через тын перерос.

2 : Мороз не велик, да стоять не велит.

Не велит Мороз стоять, нам пора колядовать.

Поют :

Как пришла к нам Коляда накануне Рождества, дайте нам коровку, масляну головку. И дай Бог ещё тому, кто живёт в этом дому. И житья, и бытия, и богатства во всём. И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

1 : Сеем, веем, посеваем

С Новым годом поздравляем!

Уродись пшеничка, горох, чечевичка

На поле - копнами, на столе - пирогами.

2 : А кто даст пирога -тому полон хлев скота

Овин с овсом, жеребца с хвостом

3 : А кто не даст пирога - мы корову за рога

1 : Кто не даст копейки - завалим все лазейки

2 : Кто не даст лепёшки - разобьём окошки

3 : Кто не даст хлеба - уведём деда

1 : Кто не даст ватрушки - получит по макушке

2 : Не будете дарить, значит будем вас корить

Все : А коль будете дарить - будем вас хвалить.

Педагог : Пожалуйте гости дорогие,

Мы вас заждались

Дом наш просторный, щи наши жирны

Дети : Вот и каша густа,

Вам мёд на уста,

Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом. Угощают колядовщиков

Колядовщики отвечают :

1 : Дай бог тому,кто в этом году работал- не ленился.

Пел,плясал- не уставал.

2 : Спасибо этому дому

Теперь пойдём к другому.

3 : А вас будем в гости поджидать, будем Коляду встречать

Время Святок идёт, нас веселье всех ждёт! Уходят

Все ребята приходят в музыкальный зал, где их встречают 2 хозяйки :

1-ая : Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные!

2-ая : Вы спешите к нам сюда, в гости коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться,

руку дай скорее, друг, ждём вас всех в весёлый круг!

Заводят хоровод "В лесу родилась ёлочка"

Рассаживаются на стульчики

1-ая : День сегодня не простой

Праздник к нам пришёл святой

Наступило Рождество

Начинаем торжество.

2-ая : Ребята, а вы знаете, что недавно был праздник, Рождества Христова?

(Что такое Рождество? Раньше в каждой семье готовились к этому празднику, украшали дома, пекли пироги, печенье да булочки)

Ребята исполняют Рождественскую песню

1-ая : А сейчас начались Святки, это период от Рождества до Крещения, самое весёлое время, вот послушайте:

2-ая : Праздник этот самый длинный

Он весёлый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели

1-ая : От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки

2-ая : Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили,

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

1-ая : Что за славный за денёк

Становитесь в хоровод,

Праздник песнею мы встретим

И споём про Новый год!

Новогодние песни

2-ая : Эх, на месте не сидится

Хочется повеселиться

Будем пляску заводить,

Да ребяток веселить!

Танец"Потолок ледяной"

Рассаживаются на стульчики

1-ая : Поплясали мы на славу

На потеху, на забаву,

А теперь, друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

2-ая : - Где вода стоит столбом? (в стакане)

Где на нашей планете можно в один день увидеть

и белого медведя и страуса? (в зоопарке)

Что случится с красным платком, если его опустить

на дно моря? (станет мокрым)

Потерян ключ из драгоценного металла, из какой сказки?

("Золотой ключик или приключения Буратино")

Можно ли в решете принести воду? (Только замёрзшую)

Что случится с вороной через три года? (Будет 4 года)

1-ая : Ребята, а колядовщики к вам приходили? А вы их одарили?

Поверье раньше такое было, кто щедро колядовщиков одарит, то год весь тогда будет удачным, хлебосольным и светлым.

2-ая : А ещё во время Святок было принято наряжаться в костюмы разных животных,люди считали, что так они отпугивают нечистую силу.

Вот послушайте ещё одну загадку:

У неё в копытцах ножки,

Очень остренькие рожки!

Хитрые блестят глаза, а зовут её. Коза!

Под музыку забегает Коза: Ой, скачу, скачу, скачу

Я капусты хочу (Подходит к детям)

Коляда, Коляда, подавай пирога

Или хлеба ломтину, или денег полтину

Раз имеешь сына, дай головку сыра

Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку,

Я скачу, скачу, скачу. ох.

Коза пляшет, спотыкается и падает

1-ая : Что случилось, почему коза упала? Может ей помочь подняться?

2-ая : Это особенная коза. Она встанет только тогда, когда ей подарок

подарят или угостят на славу.

1-ая : А что же она любит?

2-ая : Да нашей козе совсем немножечко надо:

Ведро гречки да горшок овса

Поверх него - колбаса, да три куска сала

Чтобы коза встала!

1-ая : Надо ещё и сала? Ну и коза!

Ты здесь Ваньку не валяй,

Поскорей давай вставай

Да лучше с нами поиграй!

Игра " Шёл козёл по лесу"

(Игра с верёвочкой)

Коза : Ребята, а вы знаете, что в Рождественскую ночь и в Святые вечера очень любили гадать, ведь каждому хотелось узнать, что его ждёт в будущем, хотите и мы погадаем?

Гадание с петухом

2-ая : Ой, ребята, а я тоже одно гадание знаю, раньше девицы хотели

узнать какой жених у них будет да откуда приедет, выходили они

вечером за ворота и бросали валенок, в какую сторону носком

упадёт, оттуда и женихов поджидай, давайте попробуем.

Кидает валенок за ёлку, выходит Чёрт

Чёрт : Фу ты, ну ты, лапти гнуты и чего вы тут валенками раскидались?

Чуть меня не зашибли.

2-ая : Откуда же ты появился, чумазый? Мы на женихов гадали.

Чёрт : Так выходит, я твой жених и есть.

2-ая : Чур-чур, сгинь нечистая сила.

Чёрт : Так в Святые вечера вся нечистая сила силу набирает.

Коза : Ох, Чертёнок, ты наших ребятишек-то не пугай, лучше с нами поиграй

Чёрт : Ну это можно, я тоже люблю порезвиться да повеселиться!

Посмотрю какие вы ловкие да умелые!

Игра с валенком на верёвке

Чёрт : А я к вам не с пустыми руками пришёл (показывает мешок)

Вы тут колядуете, гадаете, нечистую силу вызываете вот и я для вас одно

гаданьице припас.

Гадание с мешком, в котором лежат различные предметы

В этом маленьком мешочке - что угодно для души

Кому вынется - тому сбудется

Скоро сбудется - не минуется.

Дети достают из мешка разные предметы, Чертёнок объясняет их значение

Лента - будет дальняя дорога, путешествие

Денежка - будет в семье достаток, богатым будешь

Картошка - к крепкому здоровью

Матрёшка - ожидает прибавление в семействе Гвоздь - часто будут гости бывать

Верёвка - к долгой жизни

Пуговица - к новому гардеробу, к обновкам

Конфета - к сладкой жизни

Ключик - будет новый дом, квартира

Шишка - трудолюбивым будешь

Коза : Ребята, а вы знаете, есть такая примета, кто в Рождество чихнёт,

тот здорово год проживёт. Кто болеть не хочет- чихнём разочков восемь?

Все чихают

Все : Дай вам Бог здоровья!

1-ая : А куда Чёрт запропастился?

Чёрт выбегает с ведёрком в котором водичка : Да я тут снега меленько растопил. Кто рождественским снегом окропится,того никакой недуг не возьмёт (брызгает на ребят водой)

Коза : А ещё есть такая примета - если звёздочку с неба поймаешь.

2-ая : И желание загадаешь.

1-ая : То оно непременно исполнится! Заранее вырезанные из красивой бумаги

звёздочки, подбрасывает вверх, и они разлетаются

Детишки ловят звёздочки

Коза : Только берегите звёздочку.

2-ая : Вот закончилось веселье

Мы прощаемся, друзья!

Славно все повеселились

Нам скучать никак нельзя!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа

Праздник с конкурсной программой,

посвященный Рождеству Христову

2013-2014 учебный год

с. Ильинское

«ПРИШЛА КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА»

Цель : знакомство с обрядовыми праздниками русского народа, создание благоприятной атмосферы детей и родителей.

Форма : праздник с конкурсной программой.

Подготовительная работа : в празднике принимают участие две команды шестиклассников, которым заранее раздаются слова колядок, частушек, русских народных песен, считалок, готовят русский народный танец с старинными музыкальными инструментами; а также участвуют старшеклассники, родители, бабушки, дедушки, жюри (родители). Действующие лица : учитель, ведущие (старшеклассники), колядовщики (старшеклассники), коза, медведь, бабушка, мужик, девочка, мальчик.

Ход праздника

Ведущий: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Скоро мы встретим самый красивый, радостный, самый домашний и любимый праздник – Новый год! А вместе с ним и еще один большой религиозный праздник – Рождества Христова.

Учитель: Наши дедушки и бабушки очень любили это время. А вот почему, я сейчас вам расскажу. Наши древние предки были очень наблюдательны и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Вот народные пословицы и приметы. «Зима – хранилище полей», «Снега надует – хлеба прибудет», «Снег глубок – хлеб хорош». В дохристианские времена люди верили в то, что природой управляют особые боги, и были уверены, что их можно задобрить. Поэтому и зиме всячески старались угодить. Именно этим отчасти и объясняется обилие народных праздников в это время года. В некоторых уездах России еще недавно можно было стать свидетелем того, как в самом начале зимы устраивались особые смотрины. Крестьяне демонстрировали обновы, которые они приготовили на зиму. Хотели показать, что они готовы к встрече с морозами и буранами. И в то же время по всем дворам устраивались банные дни. Парились с веником, приговаривая: «Веник, веник попляши! Нас остуда не ищи. Сгинь, скатись худоба, как горошина со лба». И в те времена по деревням об эпидемиях гриппа и ОРЗ слыхом не слыхивали.

п то же время по всем дворам устраивались банные дни.и буранами.того, как в самом начале зимы устраивались особые смотрины. чюди верили в то, что природой управляют особые боги, и были уверены.ногом зависит от зимних месяцев. вот почемуи бабушки очень любили это времяй пра домашний и любимый праздник - новый Но самый большой праздник начинался 25 декабря. По древнеславянскому поверью, солнце в этот день выезжает в колеснице, запряженной серебряным, золотым и алмазным конями, в виде красавицы. Наряженная в праздничный сарафан и кокошник богиня направляет своих коней на летнюю дорогу. Знаете имя этой богини? Это Коляда! Народ очень чтил коляду, прославлял ее в песнях. Существовал обычай в это день вывозить девушку, одетую в белое красивое платье.

Более тысячи лет тому назад Русь стала христианской. Обряд встречи Коляды потерял свое сакральное значение, но он не исчез, а переродился в Святки, которые продолжаются целые две недели: с 6 по 19 января. Святки – это производное от слова «святой». В эти дни славили, хвалили и прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год желали друг другу всего самого наилучшего, отдыхали, ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом, да не простыми словами, а колядками…

Ведущий: Коляда – праздник Нового года, отсюда – колядовать, то есть петь на праздничной рождественской неделе.

Девочка: Ой вы, гой-еси, красны девицы да добры молодцы! Приглашаем всех на представление!

Мальчик: Приглашаем на праздник с играми, потехами, с шутками и прибаутками, с загадками хитрыми!

Девочка: Всех приглашаем! Всех зазываем!

Мальчик: Раздайся, народ, во сторонушки! Становись петь, играть, веселиться и водить хороводушки.

Учитель: В деревнях и селах существовал обычай накануне рождества обходить дворы и петь поздравительные песни – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, а в некоторых деревнях – пожилые степенные крестьяне. С собой у них были звенящие, трещащие, стучащие старинные музыкальные инструменты – колотушки, бубенцы, колокольчики, трещотки. Выбирали Коляду, наряжали как можно смешнее и начинали приговаривать… Впрочем, давайте посмотрим, как это было.

(колядовщики поют за дверью)

Колядовщики: Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Дай блин, дай кишку,

Свиную ножку,

Всем понемножку.

Неси, не тряси –

Давай, не ломай!

Ведущий: Вот и к нам сегодня в гости пришли колядовщики.

(поют в дверях)

Колядовщики: Коляда, Моляда,

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога –

Тому двор живота

Да еще мелкой скотинки!

А кто не даст лепешки –

Завалим окошки!

Ведущий: Входите, гости дорогие! Доброму человеку всегда рады!

(выходят трое колядовщиков, говорят по очереди)

Колядовщики: Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока иль кусок пирога?

Ведущий: Ишь какие! Не успели на порог, так уж им давай пирог. А покажите-ка, что вы умеете, с чем в наш дом пришли?

Колядовщики: Мы не одни, у нас помощники есть.

(выходят ряженые медведь и коза, колядовщики поют, ряженые пляшут)

Ну-ка, Миша попляши,

У тя ножки хороши!

Тили-тили, тили-бом,

Загорелся козий дом.

Коза выскочила,

Глаза выпучила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завозил.

Ведущий: Вы плясали в удивленье, заслужили угощенье. Угощайтесь, гости веселые, попробуйте наших сладостей.

(ребята угощают колядовщиков сладостями, которые принесли из дома)

Колядовщики: Спасибо, хозяева, за угощенье. Большого вам здоровья. С новым вас урожаем! А сами- то ребята знают какие-нибудь колядки? Порадуйте нас своим умением, а мы вас оценим. (выходит 1-ая команда ряженых шестиклассников: мальчик, девочка, колядовщик)

Мальчик: Таусень, Коляда!

Барыня молода,

Барыня молода,

Ты где была?

Девочка: Коней пасла!

Мальчик: А что выпасала?

Девочка: Коня в седле, в золотой узде!

Мальчик: - А где кони?

Девочка: - За воротами стоят.

Мальчик: - А где ворота?

Девочка: - Водой снесло.

Мальчик: - А где вода?

Девочка: - Быки выпили.

Мальчик: - А где быки?

Девочка: - За горы ушли.

Мальчик: - А где горы?

Девочка: - Черви выточили.

Мальчик: - А где черви?

Девочка: - Гуси выклевали.

Мальчик: - А где гуси?

Девочка: - В тростник ушли.

Мальчик: - А где тростник?

Девочка: - Дети выломали.

Мальчик: - А где дети?

Девочка: - Сидят на повети.

Лапоточки плетут,

Сарафанец шьют,

Коляду одевают,

Гулять посылают.

Вместе: Авсень, авсень,

Ходи по всем,

Открывай двери,

Подымай с постели.

Открывай окно,

Запускай Рождество,

Зови всех гулять,

Зови колядовать.

Колядовщик: Славим! Славим!

Все про вас знаем!

На печи не валяйтесь,

В шубы одевайтесь,

Рождество встречайте,

Коляду величайте!

Мальчик: Коляда, Коляда, где ты раньше была?

Девочка: А я в поле ночевала,

Теперь к вам прибежала,

Мне не по полю ходить,

Мне все по дворам ступать,

Баранки, сушки собирать,

Колядовщикам давать.

Все: Дожидай, зима, коляда пришла!

(тут же выходит 2-ая команда шестиклассников: четверо колядовщиков)

1-й колядовщик: Как пошла коляда

По улице гулять,

Хозяев величать. 2-й колядовщик: Как пошла коляда

К Иванову окошку,

А Иванова жена

Рубашонку дала.

3-й колядовщик: Как пошла коляда

Ко Сергееву окошку.

А Сергеева жена

Пирога кусок дала.

4-й колядовщик: Как пошла коляда

Ко Степанову окошку,

А Степанова жена

Кочергою прогнала.

Все поют: Уж и ходим мы,

Уж и бродим мы

По проулочкам,

По заулочкам.

Уж и ищем мы

Все Иванов двор,

Все Иванов двор.

Уж и будем брать,

Будем брать – скупать

Все калачики,

Все горячие.

Уж и будем давать,

Давать, наделять –

Колядовщиков,

Недоросточков.

Колядовщики: Молодцы, ребята, оказывается и вы знаете колядки, хорошо подготовились. А теперь посмотрите, как же дальше продолжали колядовать на Руси.

(колядовщики подходят к избе, стучатся в окно, поют колядку)

Коляда, коляда, да накануне праздника.

Блин да лепешка на заднем окошке.

Бабушка добра, дай лепешки сдобной,

Хошь кисленькой да пшеничненькой!

Не режь, не ломай, лучше так подавай,

Открывай сундучок, подавай пятачок,

Не жалей пятачок, дай и гривенничек.

1-й колядовщик: Калега-малега,

Дай кусочек пирога.

Ты не режь, не ломай,

Лучше весь подавай!

А не дашь пирога –

Стяну быка за рога,

А свинью за хвост

Уведу под мост!

2-й колядовщик: Таусень, таусень!

Дай блин, дай кишку,

Свиную ножку,

Всем понемножку.

Неси, не тряси –

Давай, не ломай!

3-й колядовщик: Коляда, коляда!

Ты подай пирога.

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или свинку с пятачком,

Или в спинку кулачком.

4-й колядовщик: Коляд, колядин!

Я у бабушки один.

По колено кожушок –

Дай, хозяин, пирожок.

Пирожка мало –

Дай кусок сала.

За мою ласку –

Дай колбаску.

А колбаски нету –

Дай мне конфету.

(из ворот выходит бабушка)

Бабушка: Что вы, детки, расшумелись? Людям спать не даете?!

5-й колядовщик: А дай бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа, рожь ужиниста.

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытием,

И богатством!

Бабушка: Спасибо вам, ребятки, что не забыли меня. С Рождеством. Счастья вам, здоровья в Новом году. Вот вам и пятачки и гривеннички серебряные.

4-й колядовщик: Сею, вею, повеваю,

С Новым годом поздравляю!

На новый год, на новое счастье

Уродись, пшеничка, горох, чечевичка.

Все: На поле копнами,
На столе пирогами!

Спасибо, бабушка! До свидания!

(поют)

Коляда, коляда,

Накануне Рождества –

Везде поспевай,

С Новым годом поздравляй!

Щедрый вечер,

Славный вечер

Добрым людям

На весь вечер!

(стучатся в следующее окно, и поют)

Все: Туасень, таусень!

Мы ходили по всем.

Мы ходили, искали

Все Данилов дом,

Все Данилов дом.

1-й колядовщик: Уж ты, дядюшка Данила,

Золотая голова,

Шелковая борода,

Ты подай пирожка.

Отрежь потолще,

Подай побольше.

Будем ждать,

У ворот стоять…

2-й колядовщик: Открывай, дядя, окошки,

Подавай-ка нам лепешки;

В коробейку – копейку,

В колпачок – пятачок.

3-й колядовщик: Уж ты, дядька добренький,

Подай куличок сдобненький,

Не режь, не ломай,

Крошки на пол не кидай.

1-й колядовщик: А на взгляд – колядные,

Блины, оладьи ладные!

Не дадите лепешку –

Кину снегу в окошко!

2-й колядовщик: Не дадите пирога,

Мы корову за рога,

Свинку за щетинку…

(из ворот выходит мужик с палкой и кричит: «Ух, я вас! Уши надеру! Пирогов им подавай! Кыш отсюда!»)

Колядовщики (убегая): У скупого мужика

Родись рожь плоха,

Колоском пуста,

Соломкой густа.

(колядовщики стучатся в ворота большого богатого дома)

1-й колядовщик: Коляд-колядин,

Я иду к вам не один!

Тетенька добренька,

Дай кусочек сдобненький,

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай.

2-й колядовщик: Уж ты, тетушка, подай,

Ты, лебедушка, подай,

Ты подай-ка пирог,

С руковичку широк.

3-й колядовщик: Подавай, не ломай и начинку не теряй.

1-й колядовщик: Подавай и каши в золочены чаши.

Все: Уж ты не скупись, с нами поделись! (ответа нет)

1-й колядовщик: Не пора ли вам, хозяюшка,

Колядовщиков дарить?

Прикажите, не держите,

Наших ножек не злобите! 2-й колядовщик: У нас сапожки тоненьки. У нас ножки зябнут.

3-й колядовщик: У нас перчатки тоненьки. У нас ручки зябнут.

1-й колядовщик: У нас шапочки голеньки. У нас темечко зябнет.

4-й колядовщик: Щедрик, щедрик!

Дай вареник.

Наверх колбаски.

И немножко ласки.

Выноси скорей,

Не морозь детей!

(выходят хозяин с хозяйкой)

Колядовщики: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С Новым годом! С Рождеством!

Хозяева: С праздником вас, детки! С Новым годом! Пусть он будет для вас удачным! (одаривают колядовщиков)

Колядовщии: Счастья вам! Благополучия вам. (кланяются)

Девочка: На новое вам лето, на красное вам лето! (разбрасывает зерна)

Мальчик: Сколько осиночек – столько вам свиночек.

Девочка: Сколько елок – столько телок.

Вместе: Счастья вам, доброго здоровья.

Учитель: После колядок колядовщики шли в дом, а по дороге пели русские народные песни.

Колядовщики: Ребята, а вы знаете русские народные песни? (объявляется конкурс русской народной песни).

Учитель: Колядовщики, придя в дом, устраивали «пир на весь мир». (Накрывается стол, ставится самовар, достаются дары. Это могут быть сладости, заранее приготовленные родителями).

Колядовщики: Ребята, пока самовар закипает, давайте попляшем. Вы сумеете сплясать, как плясали в те годы? (объявляется конкурс русской народной плясовой с народными инструментами:одни – поют, другие – пляшут)

1-ая команда: 2-ая команда

Эх, шире круг, Топни, нога,

Рукавички с рук! Топни, правенькая!

Моя правая нога Я плясать пошла,

Запустила трепака. Хоть и маленькая!

А ты, Ваня-пастушок, Эх, калина, калина моя,

Подыграй-ка мне в рожок! В лесу красная рябина моя!

Уж я топну ногой Дроби ей, дроби ей,

Да притопну другой. Под ногою воробей!

Выходи ко мне, Ванюша, Под другою – серый гусь, -

Попляши-ка со мной. А плясать-то не боюсь!

Эх, и тили-тилишок,

Попляши-ка, мой дружок. Пойду плясать

Пляши, Андрей, По соломушке,

Не жалей лаптей! Раздайся, народ,

Сходим лыка надерем, По сторонушке!

Лапти новые сплетем!

Лапти ольховые, Встал наш Ваня на носок,

Пляши с чернобровою. А потом на пятку,

Стал он русскую плясать,

А потом в присядку.

Колядовщики: Молодцы! Ногами работать умеете, а вот сейчас посмотрим, какие у вас умные головушки.

А сейчас мы для разрядки

Загадаем вам загадки

Кто даст правильный ответ

Мы тому дадим конфет.

(загадывают загадки)

Зубы остры, лысый хвост. Ходит мать с надменной мордой,

Как прогнать? Вопрос не прост! Рядом дочь – походкой гордой.

Приходи к нам в гости киса, С длинной шерстью дочь и мама,

Чтобы пол не грызла... Весь их род зовется…

(крыса) (лама)

Очень он неприхотлив, Кустом лесу, в саду растет

Возле яблонь, возле слив, И белым зонтиком цветет.

У рябинки, там, где ель, Созреет красной, как малина,

Кисленький растет… Но это горькая…

(щавель) (калина)

Из Голландии приехал, Что корнями вверх растет

И мороз наш не помеха»! Аккурат под Новый год,

Меж цветов он «знатный пан». Такая барабулька -

Колпачком цветет… Мокрая…

(тюльпан) (сосулька)

Колядовщики: Ух, какие вы умные и сообразительные! А частушки вы знаете?

И широкие, и узкие

Темы пусть любой берет.

Пой, народ, частушки русские,

Весели родной народ!

(объявляется конкурс частушек)

Частушки (в костюмах колядовщиков 1-ую и последнюю поют вместе, а остальные по очереди):

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ты куда, Ванюшка, едешь,

Ведь телега без колес?

А Ванюша отвечает:

Заготавливать овес.

На горе стоит телега –

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под плетнем сидел и плакал –

Курица обидела

Воробей в рожок играет,

За солому держится.

Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется.

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

1.Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать.

Нас идет четыре.

4.Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

2. Не хотела я плясать.

Стояла, стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

5.Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ванинах руках

Хорошо играет.

3.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

6.Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Ведущий: А теперь все приглашаются к столу. Приятного вам чаепития.

Колядовщики: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

От недуга исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир!

(после чаепития):

Ведущий: Попробуйте, гости дорогие, вместе с нашими ребятами разобрать перепутанные пословицы. (раздаются командам части слов от пословиц, ребята должны собрать их).

Зимой солнце светит, да не греет.

Каков снегушек, таков и хлебушек.

Много снега на полях, много хлеба в закромах.

Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Ведущий: А сейчас объявляется конкурс ложкарей.

(раздаются ложки по две алюминиевые или деревянные каждому участнику). Сейчас перед нами выступят ансамбли ложкарей. В их исполнении прозвучат русские плясовые мелодии.

Колядовщики: Ложки, что ни говори,

Примечательные.

А ребята-ложкари –

Замечательные!

(команды исполняют подготовленные мелодии)

Колядовщики: Ай да молодцы! Спасибо вам.

У хозяюшки на дому

Чтоб велись ребятки,

Цыплятки, утятки, гусятки,

Козлятки, поросятки, телятки.

На новое вам лето,

На красное вам лето.

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом.

Куда коза рогом,

Там и сено стогом.

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится!

Где труд, там и счастье!

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

Ведущий: До свидания, всего вам доброго. Пусть Новый год принесет вам удачу, счастье и благополучие.

(десятиклассники уходят)

ведущий: Ой, вы, гой еси, люди добрые,

В деле славные и хоробрые.

Продолжаем пляски хороводные.

(команды выстраиваются напротив друг друга, берутся за руки. Потом в такт песне идут навстречу и возвращаются на свои места):

Бояре, мы к вам в гости пришли.

Дорогие, мы к вам в гости пришли!

Бояре, а зачем вы пришли?

Дорогие, а зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна.

Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам нужна?

Дорогие, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна.

Дорогие, нам вот эта нужна.

Бояре, у ней зубки болят.

Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы пряничком ее.

Дорогие, а мы пряничком ее.

Бояре, она пряничков не ест.

Дорогие, она пряничков не ест.

Бояре, а мы плеточкой ее.

Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится.

Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, отворяйте ворота.

Отдавайте нам невесту навсегда.

(Девочка, на которую указала противоположная команда, пытается разорвать цепи соперников. Если это удается, уводит кого-нибудь в свою команду. Если нет – остается сама. Игра повторяется.)

Учитель: Праздник подходит к концу. Но это только начало святок, которые продлятся до 19 января. Пусть эти дни запомнятся вам играми, хороводами, песнями. Счастливого вам Нового года! Пусть Новый год принесет вам хороших успехов в учебе, добрых отношений с друзьями, родителями, крепкого здоровья и всего самого наилучшего.

На новогодние и рождественские дни молодежь и дети ходят колядовать. Рождественские колядки для детей — это такие обрядовые песни, в которых колядующие прославляют хозяев дома, желают им счастья и добра. Я собрала разные тексты колядок для детей, которые понятны детям и современным взрослым. Устаревшие обрядовые песни я намеренно не стала включать в эту статью. Они малопонятны детям и некоторым взрослым.

Кроме того, хотелось бы несколько слов сказать о самом процессе колядования. Для современной молодежи коляда стала чем-то вроде «побора» в форме конфет и денег. Истинный же смысл колядочных песен сводится к доброму пожеланию хозяевам здоровья, доброго года, удачи и прибыли в семье. За такие пожелания, сценки и костюмы и одаривали детей конфетами.

Колядки для детей

Коляда для сбора молодежи на веселый процесс колядования.

***
Коляда-коляда
Зашла в новы ворота!
А за ней Мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип стал молод!
Мороз не велик,
Нам стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.

***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

***
Матушка - зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришла колядки!
Коляда - моляда

Песни колядки с пожеланиями:

***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!

***
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!

***
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.

***
Коляда, коляда!
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

***
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

***
Ой, колядушка-коляда,
Хозяюшка молода
И хозяин строгий
Встречайте на пороге
Ряженых искусников.
Угостите вкусненьким.
Сыпьте деньги, сласти,
Не спугните счастье.
Пусть у вас все спорится
И воздастся сторицей!

***
В небе светится звезда,
В час святого Рождества…
Приходила Коляда,
Обходила все дома,
В двери, с окнами стучалась,
Шла смеялась и игралась…
А за шумной Колядой,
Колядовщики гурьбой…
Все ликуют и хохочут,
Песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества…»

***
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.

Рождественские колядки детям

И создай вам,
Господи, Еще лучше того!

***
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
За привет, за угощение
Вы примите поздравление!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!

***
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай бог тому, кто в этом дому.
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.

***
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!

***
Сеем, веем, развеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощения нам давайте!

***
Коляда- коляда
Отворяй ворота!
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
У приветливых хозяев
Год пусть будет урожайным.
Дайте ряженым конфет,
Счастье вам пришлет привет.
Дайте рубликов, монет,
Жить вы будете сто лет.
Сыпьте все в мешок до кучи.
На дворе мороз трескучий,
Мы замерзли, но теплом
Отогрел ваш добрый дом!

***
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли вас прославлять
И хозяев величать.
Вам житья сто лет,
И полный стол на обед!

***
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Пришла Коляда – отворяй ворота

ОТВОРИ́ТЬ (отт-, -ти), рю́, ри́т, сов. , ОТВОРЯ́ТЬ , я́ю, я́ет, несов. ; Отворе́нный (-еный), Отворяющий, Отворяемый , прич. , Отвори́в, Отворя, Отворяя , деепр. что. 1. Открыть запертое; распахнуть (дверь, окно, ворота и т. п.). Сундук открыть, отворить. ЛВ1 II 547. Но развѣ эта дверь не отворяется! вздумал я, и потихоньку отворил ее. Крм. ПРП I 260. | В посл. Ження ѣдет родня, отворяй ворота, а мужня родня, затворяй ворота. Брсв Посл. 69. | О запертом помещении. Лишь только отворили мнѣ Предтеченскую церковь, то во оной возлѣ дверей показался сумет снѣгу. Пут. Члщ. 227. | безл. Вѣтром отворило дверь, окошко. Ад. I 151. ◊ О. ключ, запор. Повернуть, отодвинуть, дав доступ куда-л. Отворяют на исподи творила ключь, и испущают вино желобами в погреб в бочки. Афон. гора 82. ◊ О. (градские) врата (ворота), о. город. Сдать город неприятелю. Чаем, что-б конечно Стейнбок принужден был не только нам ворота отворить, но и сам со всѣм войском на дискрецию отдаться. АК VIII 65. ◊ О. пакет, печать. Вскрыть, распечатать. Приходящие пакеты ко мнѣ секретарь посольства Гросс может отворять. Кнт. Деп. 126. ◊ О. путь, дорогу. Освободить, очистить, проложить. Дорогу себѣ отворить, путь открыть, очистить. ЛВ1 II 547. Колумбы Росские презрѣв угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток. Лом. ПВ 9. Всѣ пути себѣ грудьми в стан вражий отворяют. Птрв 209. || Перен. Дать доступ куда-л.; сделать доступным что-л. Аще бы не сей сосѣд наш <Швеция> .., невѣдала бы <Россия> сил и регул воинских, не отворила бы себѣ моря сѣвернаго. Пркп. О мире 11. Дом его каждому отворен был. Маркиз II 95. Сад Принца Фердинанда.. отворен для всѣх порядочно-одѣтых людей. Крм. ПРП I 172. ◊ О. вход, выход, проход, ход, доступ куда, к чему, чему. Вы, которым вход к наукам свободно отворен. Лом. СС I 206. Приятно лесть вездѣ приемлют, и всюду ход отворен ей; Внимая правду, люди дремлют, И часто бѣгают от ней. Хрс. Тв. VII 366. ◊ О. путь, дорогу, двери, врата, окно к чему. Создать условия для чего-л. <Индепенденты> всѣм безумствующим прибежище творят, и к самоволству окно отворили. Пуф. Ист. 1718 158. Сие завоевание <Казани> отворило ему дверь к завоеванию всея Полуденныя страны. Пут. Бел. 16. Охота и прилѣжность путь к наукам ему отворяют. УС I 146. ◊ ◁ О. пространное поле чему (ср. фр. ouvrir le champ libre à ..). Великая темнота речений отворяла пространное поле нетерпѣливости критиков. ПЭ I 112.

2. Раскрыть замкнутое, сомкнутое. Я всегда зѣло рано пробуждаюсь: пѣние пѣтухов отворяет глаза мои. Кнт. Париж 359. Многия травы, имѣв отворенные во весь день листы, по захождении солнца их затворяют, и по восхождении снова разжимают. Лом. СС I 268. Дыбом поднял Лев свою косматую гриву.., Зѣв отворяет сухий, и пылко дышущий жаром. Трд. Тилем. I 30. ◊ О. рот. Заговорить. Никто не смѣл рта оттворить, слова | В посл. Как тут говорить, где не велят рота отворить. ППЗ 44. ◊ О. рот кому. Заставить говорить. ЛВ1 I 284. ◊ Отворенным ртом (заглядеться). С любопытством, изумлением. А ежели бы ты их вещи от роду в перьвые увидѣл, так бы на оныя отворенным ртом заглядѣлся. Монтень 136. ◊ Сердце отворено у кого. Кто-л. добр, доброжелателен к кому-л. Замок Г. Альворти, равно как и сердце его, отворен был каждому человѣку. Т.

Попробуйте игры по методике Тепляковой бесплатно!

Ионес I 47. ◊ О. жилу. Мед. Рассечь, пустить кровь. САР1 VI 67. Ланцет имже руду пущают, или жилы отворяют. РГЛ 101. ◊ О. утробу, нутренность. Мед. Вызвать действие кишечника. Многия другия от произрастѣний происходящия вещи имѣют силу излегка слабить и отворять утробу. Сельск. леч. 639. ◊ О. завал, запор, засорение чего. Мед. Очистить, дать отток (желчи, крови и т. п.). <Хина> укрѣпляет первые проходы, отворяет завалы и запоры, помогает от желтухи. Сельск. леч. 748. ◊ О. глаза, о. зрение (глазам, очам). Вернуть зрение (слепому). Лѣкарь очной.. перепонку помянутым инструментом снимал и зрѣние глазам открывал и многим людем зрѣние очам отворил. Доп. оп. СПб. 106.

3. Открыть для работы, действия. А ученикам и прочиим охотникам, отворять библиотеку в уреченные дни, и часы. ДР 26 (1 паг.). Кронштадский канал отворен в 1752 году. Доп. оп. СПб. 81. Лавки отворяют по понедельникам в базар. Рдщв ПСС III 257. || Завести; начать. О бухарском торгу, чтоб в Хиву и Бухары отворить коммерцию. ВТС III 59. Сегодня <король> .. отворил парламент рѣчью своею. Кнт. Рел. II 190. Отворю пристанище нещастным, и буду стараться облегчать участь их. ММ II 92.

Отворенные глаза имѣть . Внимательно смотреть, наблюдать за чем-л. И я, холоп, .. буду имѣть отворенное око, дабы вѣдал ты.. тотчас, как учинится мир. Псм Пстн. 44.Отворить глаза кому. 1) Сделать известным правду о чем-л. Трудно отворить глаза тебѣ, чтоб ты видѣл, сколь ты обманываешься! Дв. купец 158. 2) Просветить, вразумить. Но, наконец, ты очи мои отворил, да вижду, Ты и бодрость в меня вдохнул, не-имѣл-я которы. Трд. Тилем. II 16.Отворя́ние , я, ср. САР1 VI 67. ◁Отворитель , я, м. (1). Отворитель лож в комедии, придверник. ФРЛ1 II 208.

Удар. отво́ренный (см. цит.).

Пришла беда - отворяй ворота

Причины для слез могут быть самые разные.

А. Жалость к себе, вызванная житейскими неурядицами.

К примеру, у человека болит нога. Увязать этот факт с проблемами непреуспевания в жизни он не умеет. Зато умеет из крошечного стресса вырастить большой. Он рисует в воображении картину полной инвалидности и неминуемой голодной смерти, отчего его охватывает жалость к себе, тогда как боль в ноге сменяется болью в животе. Жалея себя из-за боли в животе и заставляя себя принимать пищу, человек замечает, что боль сосредоточилась вверху живота.

Жалеющий себя человек принимается бегать по врачам, и у него наверняка возникает чувство, что до него никому нет дела. То есть его не любят. Невыносимая боль в животе сменяется еще более убийственной болью в груди. Чем больше хворей человек для себя нафантазировал, тем вероятнее, что у него болит голова. Это перечисление можно продолжать до бесконечности. Не бывает так, чтобы жалеющий себя человек не чувствовал себя сегодня хуже, чем когда-либо. Попытки разуверить его лишь усиливают жалобы. Так жалость к себе, порожденная житейскими, материальными проблемами, оборачивается душевными неполадками.

Жалость к себе непременно сопровождается депрессией. Публикуемые в журналах о здоровье прекрасные статьи советуют относиться к людям, испытывающим депрессию, с полной серьезностью, поскольку они нуждаются в особом внимании. Хороший, дельный совет. А вот какого рода внимание им требуется для уменьшения депрессии как состояния подавленности, об этом умалчивается. На самом деле психология и психиатрия этого и не ведают. Про это известно восточным философам. Это значит, что хоть пишущий и знает, про что пишет, однако в сути вопроса не разбирается. Он не испытал этого на себе. В противном случае не стал бы давать подобного совета. Вероятнее всего, он сам находился в состоянии депрессии во время написания статьи либо незадолго до этого, но не становился жертвой жалеющего себя человека, пребывающего в депрессии.

Умная, толковая и вместе с тем некомпетентная статья способна усилить жалость к себе у тех, кто испытывает депрессию. Каким образом? Не так давно одна моя знакомая, годами пребывавшая в депрессии, с торжествующим видом развернула перед моим носом газету со статьей о депрессии, занимающей целую страницу, и с радостью воскликнула: «Здесь все верно. Прямо обо мне написано!» Теперь у нее появилось оправдание для того, чтобы культивировать жалость к себе и терроризировать домочадцев.

Из-за ее невроза, именуемого в настоящее время депрессией, домочадцы сами впали в полную депрессию, будучи полностью подавлены депрессивным членом семьи, однако не смеют и пикнуть. Стоит им раскрыть рот в попытке самозащиты, как их тут же причисляют к разряду плохих людей. У жалеющего себя человека вновь появляется повод для слез. Человек, жалеющий себя, никогда не бывает удовлетворен чужой жалостью, ему вечно ее не хватает. Чем больше внимания мы ему уделяем, тем больше нам приходится выслушивать от него стенаний и причитаний, что в принципе является пустопорожним переливанием одной и той же энергии сетований- В итоге это настолько деморализует домочадцев, что им не хочется жить. Человек, беспрестанно сетующий на скорую кончину, способен свести в могилу всех домочадцев и родственников.

Прочитав эту длинную статью, я удивилась, не найдя в ней ни единого упоминания о том, что человеку, испытывающему депрессию, следовало бы самому предпринять какие-то шаги для исправления собственного положения.

По своему опыту могу сказать, что жалобщика можно образумить суровым конкретным словом. Там, где наведен порядок в доме, то есть там, где каждый знает и чувствует свое место, депрессии не бывает. А еще точнее, в доме, где имеется хозяин, про депрессию и слыхом не слыхивали. Как только хозяйка садится хозяину на голову, начинается террор, а вместе с ним и слезы. Наводить порядок в доме предначертано мужчине, тогда как женщине, которая провоцирует беспорядок, суждено лить слезы.

Б. Жалость к себе, вызванная проблемами со здоровьем.

Постоянно повторяющиеся душевные переживания рано или поздно материализуются в виде физических болезней, которые лечатся консервативно - лекарствами либо оперативно - удалением очага болезни. Жалость к себе, связанная с консервативным лечением, значительно менее масштабна. Знание же, что у меня что-то вырезано, вызывает ощущение, что этого органа я лишился окончательно и бесповоротно.

В ходе любой операции у человека удаляется всего лишь часть физической плоти. Кто от этого счастлив, тот счастлив. Кто начинает себя жалеть, тот несчастен. Вызвавшая недуг энергия закрепляется в теле и, в зависимости от специфики жалости к себе, либо распространяется по всему телу, либо, подобно вещи, перекладывается с одной полки на другую. Поскольку на символических полках человеческого тела нет пустого места, то переставленная вещь громоздится на ту, что уже там стоит, и в итоге болезнь принимает более тяжелую форму.

Пример из жизни

После оперативного удаления доброкачественной опухоли из левого яйцевода женщина принялась оплакивать себя из-за того, что теперь она уже и не женщина вовсе и что муж ее, такую, уже не захочет. По этому поводу она сокрушалась и прежде, иначе у нее в левом яйцеводе не образовалась бы киста, но теперь у нее тем более появилась пища для размышлений. Если раньше она культивировала в себе страх «меня не любят», то теперь у нее появился факт, подтверждающий ее правоту. Женщина внушила себе физическую болезнь, постоянно прокручивая в голове эту навязчивую идею. Поскольку свою неполноценность она постаралась компенсировать учебой, приобретением знаний, то через год у нее развился рак левого полушария мозга. Врачи надеялись, что смогут помочь ей хирургическим вмешательством, но когда произвели трепанацию черепа, оказалось, что медицина уже бессильна. Ко мне она обратилась после первого курса химиотерапии. На прием пришла с мужем. Тот знал диагноз, но жене не говорил. В этом отношении, хорошо зная характер жены, он поступил правильно. Знание правды лишило бы женщину всякой надежды. Трусливый человек не выносит правды.

Если бы женщина стала лить слезы после первой операции, то своим плачем она выела бы мужу всю душу, сама же отделалась только заболеванием психики. Она этого не сделала, так как стеснялась своей неполноценности. Подавляя жалость к себе, она превратила эту жалость в рак. О нелепых мыслях жены муж узнал лишь во время приема. Это явилось для него таким потрясением, что он лишь повторял еле слышно: «Как ты могла такое подумать? Ведь я люблю тебя. Как ты могла такое подумать? Ведь я люблю тебя». Мужская логика помогла ему разобраться в проблеме и помочь жене. Помощь мужа была жизненно необходима, потому что человек с пораженным левым полушарием неспособен на первых порах мыслить логически.

Муж вернул жене веру. Научил ее мыслить по-новому, и жена подхватила это с радостью. Поведение мужа служило для нее подтверждением того, что он ее любит. И, тем не менее, навязчивая идея «меня не любят» только от этого не исчезает. Она возвращается всякий раз, когда подтверждение кажется неубедительным. Человек, близкий больному по духу, способен оказать страждущему очень большую помощь, но большинство помощников вскоре начинают походить на выжатый лимон, так как нет ничего страшнее, чем наивность ракового больного. Как бы то ни было, поначалу все шло хорошо. Улучшилось самочувствие, женщина похорошела внешне - все только диву давались. Невероятно, но факт: проведенное через год компьютерное обследование мозга выявило значительное уменьшение раковой опухоли. Однако с правой стороны в затылочной части обнаружились явления отечности мозга. Почему?

Раковый больной, желающий выставить себя героем, роет себе могилу.

Раковые больные - это люди, заболевающие от отчаянных попыток доказать свое превосходство. Относясь к себе с наивной беспощадностью, они проявляют недоброжелательность к собственной персоне. Им стыдно сидеть без дела, если здоровье улучшается. Они вынуждают себя желать того, что, по их мнению, желают окружающие, и огорчаются, если это у них не получается. Как только становятся на ноги, ими овладевает паническое желание взяться за все недоделанные дела сразу. Чувство стыда за дела, отложенные в связи с болезнью, вызывает головную боль - злость на себя и на жизнь. Беспомощность вызывает бессилие, а от бессилия делается еще хуже. Стремление найти разумный выход отзывается болью в голове. Это говорит о том, что человек нездоров и охвачен печалью. У пациентки, о которой идет речь, в минуты печали возникла отечность мозга, что и было выявлено в ходе компьютерного обследования. В связи с этим ей назначили лечение гормональными средствами. Я не могла запретить гормональное лечение, поскольку оно дало зримое улучшение, и человек возлагал на него большие надежды. Призывать же больного, не способного мыслить самостоятельно, к тому, чтобы он высвободил печаль и связанную с ней неудовлетворенность, практически бесполезно. К тому же раковые больные одержимы большой наивной надеждой, что болезнь улетучится по мановению волшебной палочки. После очередного контрольного обследования они надеются услышать, что на сей раз у них все в порядке. Если этого не происходит, их охватывает глубочайшее отчаяние. Всякое новое отчаяние ведет к очередному взрыву стрессов, что весьма опасно. Стрессы следует высвобождать последовательно, систематически и по возможности спокойно. Когда данная женщина узнала, что болезнь не прошла, ее охватила безысходная печаль. Надежда погасла. Женщина так и не научилась самостоятельно мыслить. Ее мысли были сосредоточены лишь на одном.

Вызванный печалью отек мозга делает свое дело. Гормоны, применяемые для уменьшения отека, оказывают позитивное воздействие, однако имеют и невидимую отрицательную сторону.

Конспект занятия «Пришла коляда-отворяй ворота!»

К сожалению, они настолько подавляют стрессы, что человек перестает их ощущать. Если они не ощущаются, то и высвобождать их незачем. Сделавшийся инертным мозг не позволял женщине продолжать работу над собой. Хвост высвободился - клюв увяз. Хуже всего было то, что вера в лечение мыслями, успевшая окрепнуть благодаря положительным результатам, рухнула с грохотом, словно карточный домик. Находящемуся на грани отчаяния мужу вновь пришлось отыскать в себе силы, чтобы оживить жену. Увы, надежда мужа на исцеление не поможет вернуть жену к жизни.

Никому не дано прожить жизнь за другого, сколь бы дорог он ни был. Каждый является на свет усвоить уроки собственной жизни и развивается до известного верхнего предела. Все мы смертны. Если мы не умеем жить и заболеваем, то имеется еще одна возможность: научиться по-человечески хотя бы умереть. Эта женщина, хоть и с опозданием, сумела познать себя в такой степени, что смогла умереть спокойно. Ее близкие, которые стали работать над собой для поддержки ее духа, говорят о смерти дорогого человека как о красивой, поскольку их не мучает чувство вины из-за собственной бездеятельности. Они не препятствовали уходу из жизни той, которой было нужно уйти.

Рак может ограничиваться начальным очагом, но чаще его клетки распространяются далеко. Если в ходе операции остается неудаленной одна-единственная клетка и если после операции больной начинает себя жалеть, энергия рака переносится в уцелевшую клетку. Представьте себе, насколько этой энергии приходится уплотниться, чтобы уместиться в одной клетке. Чтобы там уместиться, она заставляет клетку бурно разрастаться. Подобные случаи подтверждают мнение, будто рак не терпит вмешательства, будто доступ воздуха ему противопоказан. Это, в свою очередь, усиливает людские страхи, подрывает веру в медицину, нагнетает безысходность, и человек быстро угасает.

Любая хворь сопряжена с жалостью к себе. Если постараться, можно отыскать в себе бесчисленное множество нюансов этой жалости. Всех их по одному не высвободить/Воспринимайте их в совокупности как общую жалость к себе. Обратитесь к ней как к узнику, сидящему в темнице Ваших страхов, и отпустите на волю. Если Вы будете с ней общаться, то и она не откажется от общения с Вами. С каждым новым высвобождением Вы ощутите прилив жизненных сил.

Жизненную силу нередко называют энергией. У одного человека энергии много, у другого мало, одна ситуация считается хорошей, другая плохой. Фактически в обоих случаях равновесие нарушено. Нормальное состояние являет собой уравновешенность. С высвобождением жалости к себе жизненная сила повышается, но не становится сверхэнергичностью. Подавленная жизненная сила, высвобожденная из плена, постепенно набирает высоту, и человек получает возможность жить по-человечески. Испытываемая ослабевшим человеком жалость к себе из-за того, что жизнь не преподносит ничего хорошего, активизирует его желания. Человек желал бы все делать сам, но нет сил. Жалость к себе из-за того, что жизнь преподносит одно лишь плохое, делает желания ослабевшего человека пассивными. Человек уже ничего не хочет, даже если ему преподнести на блюдечке. Возможно, он решил свести счеты с жизнью, а может, и нет, однако качество жизни ему безразлично. Человек дошел до точки.

Жалеющие себя люди доставляют массу хлопот хорошим людям, которые желают помогать ближним. Многие из них выучились соответствующей профессии. Находящийся на передовой медицины участковый врач, к примеру, совершенно беззащитен перед пациентом из числа жалеющих себя, который считает себя вправе требовать, чтобы врач был таким, какой ему нравится. Поскольку больному понравилось бы выйти из врачебного кабинета здоровым, это означает, что от врача он ожидает проявления такой бурной жалости, чтобы тот вобрал в себя все его хвори. Назавтра больной является снова, так как имеет право на помощь.

Если бы жизнь стала подчиняться желаниям таких пациентов, то в скором времени во всем мире врачи вымерли бы, подобно динозаврам. Покуда же они вынуждены становиться из чувства самосохранения черствыми, они превращаются просто в плохих врачей, которых жалеющие себя пациенты посещают для того, чтобы поточить о них зубы. Высвободив жалость к себе, Вы осознаете, что, помогая себе, Вы помогаете врачу, и тот по мере этого сможет лучше Вам помочь, в зависимости от знании. В заключение задам вопрос: что бы Вы ответили, если я скажу, что в Вас имеется жалость к себе из-за того, что Вы не смогли совершить зла? Что бы Вы ни ответили или подумали, стресс есть у всех.

Пример из жизни

Обследовала я как-то двухлетнего ребенка, который все норовил сбросить со стола на пол кусок хлеба. Ему не нравился вид неубранного стола. Ну а то, что сам он пролил на скатерть суп и оставил недоеденный кусок хлеба, это его не волновало. Это значит, что ему нравится чистота и порядок, но вместе с тем нравится нарушать эту чистоту и порядок. Почему? Потому что ему не нравится лишь внешняя чистота. Он учит взрослых обрести внутреннюю чистоту.

Он никогда не доедал пищу до конца. Иными словами, боялся довести начатое до конца, поскольку боялся оценки. Этот стресс, как и все остальные, достался ему из предыдущей жизни, и родители усилили его своими собственными аналогичными стрессами.

Уловив желание ребенка смахнуть на пол кусок хлеба, я предвосхитила его действие громким и решительным «Нельзя!». Долго буравили мы друг друга глазами, точно два столкнувшихся козла, по принципу «кто кого», но ребенок почувствовал, на чьей стороне сила. Хлеб остался лежать на столе, а судя по плачу, можно было предположить, что ребенку нанесена страшная обида. Жалость к себе из-за того, что не позволили сделать плохо, отчаянно взывала к помощи свидетелей, в том числе и матери.

Кое-кто из очевидцев ощутил в сердце жалость, но разум не позволил поспешить на помощь. В такой ситуации уступка явилась бы для ребенка медвежьей услугой. Я проявила твердость, и этого раза хватило, чтобы ребенок оставил дурную привычку. Но и взрослым ребенок преподал очередной урок. Если бы я захотела проявить себя хорошим человеком, то потерпела бы неудачу. Тогда я действовала бы по принципу: пусть ребенок делает, что хочет, главное, чтобы не плакал. Позже, убирая со стола и с пола, я жалела бы себя и кляла ребенка вместе с его родителями.

Жалость к себе как таковая фактически есть не что иное, как сожаление по поводу того, что я не смог осуществить желаемого - не смог причинить зло. В минуту отчаяния человек выплескивает наружу беспомощность и печаль - в виде слез жалости к себе. Человек, который заливается плачем из-за того, что кто-то оказался плохим, а ему приходится из-за этого страдать, фактически плачет потому, что не смог переделать человека на свой манер. Оценивание ближних уже само по себе есть желание сделать их хорошими.

На новогодние и рождественские дни молодежь и дети ходят колядовать. Рождественские колядки для детей - это такие обрядовые песни, в которых колядующие прославляют хозяев дома, желают им счастья и добра. Я собрала разные тексты колядок для детей, которые понятны детям и современным взрослым. Устаревшие обрядовые песни я намеренно не стала включать в эту статью. Они малопонятны детям и некоторым взрослым.

Кроме того, хотелось бы несколько слов сказать о самом процессе колядования. Для современной молодежи коляда стала чем-то вроде «побора» в форме конфет и денег. Истинный же смысл колядочных песен сводится к доброму пожеланию хозяевам здоровья, доброго года, удачи и прибыли в семье. За такие пожелания, сценки и костюмы и одаривали детей конфетами.

Колядки для детей

Коляда для сбора молодежи на веселый процесс колядования.

***
Коляда-коляда
Зашла в новы ворота!
А за ней Мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип стал молод!
Мороз не велик,
Нам стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.

***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

***
Матушка - зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришла колядки!
Коляда - моляда

Песни колядки с пожеланиями:

***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!

***
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!

***
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.

***
Коляда, коляда!
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

***
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.

***
Ой, колядушка-коляда,
Хозяюшка молода
И хозяин строгий
Встречайте на пороге
Ряженых искусников.
Угостите вкусненьким.
Сыпьте деньги, сласти,
Не спугните счастье.
Пусть у вас все спорится
И воздастся сторицей!

***
В небе светится звезда,
В час святого Рождества…
Приходила Коляда,
Обходила все дома,
В двери, с окнами стучалась,
Шла смеялась и игралась…
А за шумной Колядой,
Колядовщики гурьбой…
Все ликуют и хохочут,
Песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества…»

***
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам,
Господи, Еще лучше того!

***
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
За привет, за угощение
Вы примите поздравление!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья вам да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!

***
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дай бог тому, кто в этом дому.
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.

***
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!

***
Сеем, веем, развеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощения нам давайте!

***
Коляда- коляда
Отворяй ворота!
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
У приветливых хозяев
Год пусть будет урожайным.
Дайте ряженым конфет,
Счастье вам пришлет привет.
Дайте рубликов, монет,
Жить вы будете сто лет.
Сыпьте все в мешок до кучи.
На дворе мороз трескучий,
Мы замерзли, но теплом
Отогрел ваш добрый дом!

***
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли вас прославлять
И хозяев величать.
Вам житья сто лет,
И полный стол на обед!

***
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Сценарий праздника

"Пришла коляда - отворяй ворота!"

для детей старшей и подготовительной группы

воспитатель МБДОУ "Детский сад №62"

округ Муром Владимирской обл.

Цель: Познакомить детей с зимними обрядовыми праздниками русского народа.

Задачи:

Воспитывать у детей любовь и уважение к культурным традициям русского народа. Воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей интерес к фольклорному творчеству, обрядовым праздникам (Коляда)

Развивать активность, инициативность, умение перевоплощаться.

Знакомить детей с древней славянской культурой.

Обогащать словарь детей новыми образными словами, выражениями (Рождество, зимние святки, колядовщики, ряжение, звездарь, звонарь, мехоноша)

Способствовать формированию эмоционального отношения к исполнению фольклорных произведений.

Способствовать популяризации в обществе старинных народных традиций колядования и щедрования.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле русского быта: русская печка; стол, накрытый расшитой скатертью. На столе самовар, угощенья. За столом сидят хозяин и хозяйка (дети, одетые в русские народные костюмы).

Под русскую народную музыку дети входят в зал, рассаживаются. Входит воспитатель -ведущая.

Ведущая :

Ой, ребятки, нынче святки ,

Не пойти ль нам на колядки ?

Пойдём? (Пойдём)

Ребёнок с места :

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле!

А ну, за мной! (Дети бегут и играют на инструментах)

Дети поют : Наступило Рождество

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ ,

Веселится и поёт.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили .

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Коляд , Коляд , Коляда ,

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда !

Накануне Рождества!

Ребёнок : Звёзды водят хороводы,

Веселятся все народы.

Рождество вы славьте, люди!

Все : Пусть вам только счастье будет!

Ведущая : А на Святках – свои порядки !

Веселились, и пой ребятки,

Ходим по избам,

Стучим, гремим,

Песни поём!

Хозяйку с хозяином зовём! (Стучат во все стороны)

Дети поют : Коляд , Коляд , Коляда ,

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда !

Накануне Рождества!

Выходят хозяйка с хозяином

Хозяин : Это кто же так стучит?

По морозу бегает,

Коляда , коляда , (дразнит)

Уходите со двора!

Ребенок : Мы мороза не боимся

Мы играем, веселимся.

Нам зима красавица

Даже очень нравится.

Хозяйка : Это чем же она вам нравится?

мороз, снег, вьюга! УХ!

Ребенок : Так мы греться умеем!

Танец «Согревалочка»

1. Мы ногами топ-топ.

Мы руками хлоп-хлоп.

Головою круть-круть.

Постучим себя мы в грудь.

2. Пяточками гоп-гоп.

По коленям шлёп-шлёп.

Погладили животики.

И раскрыли ротики! (Все остаются с открытыми ртами)

Хозяйка : Ой! Дед, смотри рты - то, как открыли?

Хозяин : Сразу видно голодны!

Хозяйка : Что же вы хотите?

Ребенок : Мы пришли колядовать

Да хозяев поздравлять!

С Рождеством Христовым!

Поют :

Коляд , коляд – коляда

Коляде нужна еда !

Чем хозяйка нас одарит,

Что хозяйка нам подарит?

Ребёнок говорком : Денег мешок, или каши горшок

Кувшин молока, или кусочек пирога?

Поют :

Коляд , коляд – коляда

Коляде нужна еда !

Чем хозяйка нас одарит,

Что хозяйка нам подарит?

Ребёнок говорком : Не скупись на крошки,

Дай еще лепешки!

Сладкие белые.

Только не горелые!

Поют :

Коляд , коляд – коляда

Коляде нужна еда !

Чем хозяйка нас одарит,

Что хозяйка нам подарит?

Ребёнок говорком : Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Хозяйка : Ой, дед смотри!

Не плясали и не пели,

А угощенья захотели?

Ребенок : Так это мы мигом!

С Рождеством вас поздравляем,

Пляску бойко начинаем!

Музыка «Из-под, дуба»

1. Ну-ка, русскую давайте,

Веселее начинайте.

Прогуляемся, прогуляемся!

2. По коленкам да в ладошки

Мы похлопаем немножко.

Забавляемся, забавляемся!

3. А теперь пошли вприсядку,

Вот какие мы ребятки!

Не стесняемся, не стесняемся!

4. Вот мы кружимся и пляшем

И гостям весёлым нашим

Улыбаемся, улыбаемся!

Хозяйка : Вот вам детки

Денег мешок, и каши горшок

Кувшин молока, и кусочек пирога?

Хозяин : И килограмм конфет

Чтоб жить без бед!

Ребенок : Мир хозяину с хозяйкой,

Чтобы горя вы не знали,

Что б в достатке пребывали!

Ребенок : Чтоб веселым был ваш дом,

Красота цвела кругом,

Чтобы вы добро дарили,

Тем же вас благодарили.

Ведущая : Щедрый вечер!

Добрый вечер!

Мы смогли сегодня встретить!

А теперь пора проститься,

И домой нам возвратиться!

Заканчивается праздник чаепитием.