Силуэты народных костюмов. Русский костюм. Мужская одежда. Женская крестьянская одежда

Фомина Анастасия

Цель работы - подробное знакомство с народным женским костюмом воронежской и белгородской областей, сравнить их, выяснить влияние народного костюма на развитие художественных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

История русского народного костюма

Руководитель: Казьмина Надежда Митрофановна,

Учитель истории

Воронеж-2012

Стр.

I. Введение 3- 4

II. Основная часть

1. Народный женский костюм Белгородчины 5- 7

2. Женский крестьянский костюм Воронежской губернии 8- 12

3.Народный костюм в традиции моей семьи. 13-18

III. Заключение 19-20

IV. Список литературы 21

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

I. Введение

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было вызвано социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями и контактами с другими национальными культурами. Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту. Вышивки, узорное ткачество, кружевоплетение нашли воплощение в украшении народного костюма.

Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека. Современные модельеры используют народный костюм как источник творческих поисков: линии кроя, приемы украшений в одежде.

Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Она зависела от климатический условий местности, где жил данный народ и от того, чем занимался.

Современная молодежь мало что знает о народных русских костюмах. Русскую традиционную одежду можно увидеть только на фольклорных праздниках. Некоторые бабушки хранят народные костюмы в сундуках. Мне повезло. Мои родные бабушки, по папиной линии, живущие в селе Роговатое Белгородской области на границе с Воронежской областью, хранят свои костюмы, они часто рассказывают, как носили их, из чего шили.

Цель работы - подробное знакомство с народным женским костюмом воронежской и белгородской областей, сравнить их, выяснить влияние народного костюма на развитие художественных промыслов. В работе над данной темой поставлены основополагающие вопросы: какую информацию несёт национальный костюм? Чем является русский национальный костюм сегодня? Зачем нам сегодня знать историю русского народного костюма?

В своей работе использовала литературу отечественных авторов, энциклопедические и толковые словари, ресурсы всемирной сети Интернет, интервью со старожилами села Роговатое

II. 1.Народный женский костюм Белгородчины

В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский , в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский , вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Но при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.

На Белгородчине, которая относится к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти.

Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность. Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством. Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.

Основой костюмного комплекса славян была рубаха , которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом). Белгородские рубахи богато украшались. Использовались тканые узоры, вышивка, блестки, нашивки из тканей, кружева

Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная. Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная юбка, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.

Самым любимым в Белгородском крае считался красный цвет, он был символом солнца, огня, крови и обозначал тепло, любовь, победу, красоту. Зелёный цвет - цвет окружающей природы. Желтый цвет означал разлуку. Чёрный цвет символизировал вечный покой, ночь и чернозем.

Древнейшим видом женской одежды является понева. Основной цвет понев - красный, однако в каждом селе со своими оттенками. Зеленые, темно- синие, бордовые полосы обозначали дороги. А черные окна квадратов символизировали участки поля, по размеру которых судили о наличии у крестьян земли. Вышивали поневы такими швами, как роспись, набор, счетная гладь. Каждая женщина имела до 10 и более понев. По клеткам поневы можно было угадать уезд, деревню, возраст, семейное положение женщины.

Понева была одеждой замужних женщин, в обрядовых песнях ее называли «вечным хомутом», «бабьей кабалой». Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок. Основной цвет – черный, красный, часто в клетку.

Пояс на Белгородчине его называют «подпояска». Круг – это оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. На Руси это был первый подарок новорожденному. Пояса были непременным атрибутом и женского и мужского костюма, отличались сочной гаммой многоцветных полос по основному красному фону

В нарядном костюме очень важную роль играл передник . Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.

Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».

Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.

Это вещи в ансамбле создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.

2. Женский крестьянский костюм Воронежской губернии

Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на её разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских.

На территории Воронежской области преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причём различия могли быть даже в пределах одного села. Нужно отметить, что своеобразные черты воронежского народного костюма связаны, прежде всего, с историей заселения края.

Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов из-за хаотичного заселения края. "Дикое поле" заселялось служилыми людьми, отпрысками боярских родов, стрельцами, пушкарями, вольными казаками, черкесами (выходцами из Украины). С XVIII в. земли Воронежской губернии дарились боярам, дворянам и прочим знатным людям. Началось массовое переселение государственных и крепостных крестьян семьями и целыми селами из Рязанской, Тамбовской, Московской, Орловской, Курской губерний и Украины.

В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и чёрный. А чёрный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует ещё и чернозём. Воронежские историки считают, что это дань черноземной земле, которая кормила крестьянина.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Конопляное масло употреблялось в пищу и было известно намного раньше подсолнечного. В народном костюме цвет одежды имел большое значение, символика цвета выражала эстетическое восприятие народа

Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники одевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером

Рубаху из белого холста расшивали геометрическим орнаментом черными нитями. Рубах было около 11 видов - из них рубаха с мушками, с поликами, с перетканкою, с зобом и т.д. Рубахи были холстинные (из конопли), позже ситцевые и сатиновые. Любимым цветом был белый и красный.

Холстину сначала выбеливали золой. Праздничные рубахи были чисто белые, а будничные выбеливали не до конца и мало украшали.

Но все же самой любимой рубахой была праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на поликах ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками. Рубахи различались не только по цвету, но и по фасону: рубаха "дурочка" - была с короткими рукавами чуть пониже локтя, потому что короткие рукава были удобны и не мешали в делах по дому, в хозяйстве. Рубахи "блошницы" - это длинные рубахи с подставкой вместо подъюбника и длинными рукавами. Их носили днем и ночью,

По праздникам поверх рубахи надевалась черная, расшитая разноцветной тесьмой и блестками, не приталенная кофта "кундя". По фасону она напоминает жакет. Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками, красными полосочками вдоль рукава.

Украшали черную понёву лапочками и прозументами. Прозумент - это украшение понёвы в виде оклада по низу, состоявшее из тесьмы, разноцветных лент. Лапочки ткались по самому краю поневы разноцветными нитями (красными, желтыми, черными) - шленка. В отличие от костюма, в селе Новая Ольшанка Репьевского района подъюбники под понёву не надевали, а вместо них носили рубахи с подставкой. Она была важной деталью, поэтому на свадьбу в подарок свекровь могла подарить невестке подставку к рубахе.

"Сыпь сыпется

Пока юбка сымется.

Понёва оденется,

Воля переменится…" - В селе на празднике пели такую частушку.

Фартук-завеска

Примером умения декорировать одежду может служить и такой, казалось бы, будничный предмет, как передник-запон, занавеска или завеска. Их носили крестьянки всех центральных и южных губерний России: Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Воронежской. Он не только защищал одежду, но и закрывал не украшенную часть костюма, создавая цельный цветовой ансамбль.

Фартуки были, как и рубахи, разные: различных цветов, с яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю, с кружевами. Выбирали цвета фартука под настроение, и мода менялась каждый день, как и на рубахи: сегодня надевают синий фартук, завтра зеленый, послезавтра желтый.

По длине фартуки были выше подола юбки, но ниже колен, завязывались они на поясе. Второе название фартука - завеска, потому что фартуки как бы "завешивали" поневу, чтобы она не рвалась.

Важным дополнением костюма служили широкие пояса, украшенные бисером и блестками. По бокам или сзади пояса свешивались лопасти, украшались пояса покромками.

Покромка - это женский плетеный пояс из шерстяных нитей. Обычно покромками женщины оборачивались вокруг талии. Края покромки подтыкались по бокам или сзади. На месте, где покромка "завязывалась", вниз спускались две широкие ленты с лопастями на концах. Почти в каждом районе губернии лопасти на покромке означали величину земельного надела крестьян.

Головной убор

Платки носили только девушки до замужества. Из-за того, что в селах любили каждый день наряжаться по-разному, платки тоже были разных видов: рябые, красные, белые, заграничные красные с кистями. Расцветка платков различная, например, на одном серединка была черная, а краешки, котлёнка - оранжевые.

На концах платки украшались оладышками. И когда завязывали такой платок на затылке, два оладыша висели на лопатках и один на пояснице. Оладыши были похожи на лопасти покромки, только овальной формы.

Женщины носили сороки со шлыками. Шлык (шлычка) - это головной убор, своеобразная шапочка, представляющая собой широкий околыш, к которому пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками.

Основной цвет шлыка - красный, по нему нашивался узор из тесьмы, блесток, бисера, гаруса. Шлык плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы. Волосы не должны торчать из-под головного убора, так как это было не принято.

Для придания красоты лицу на висках под шлык "подтыкали" косицы - пучки черных селезневых перьев. Иногда белые перья перекрашивали в черный цвет и закручивали на концах.

Нагрудные украшения

Но особую красоту женщине придавали нагрудные украшения: каскад бус, сверху которых надевали монисту с поджерельем. Монисто - женское нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся на поджерелье - полосу тесьмы или ткани по верхнему краю, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Такое разнообразие и пестрота нагрудных украшений являлось амулетом, защищавшим женщину от злых языков и сглаза. Рисунок орнамента нагрудного украшения из бисера - хрестовки - перекликается с орнаментом, украшающим низ передника.

Обувь

Из обуви селяне любили носить чуники - плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги одевали гетры, которые вязали из ярких нитей разнообразными узорами.

Верхняя одежда

Верхнюю одежду шили из сукна, меха или бархата. В весенне-осенний период наиболее распространенной одеждой были "кохты", "зипуны" и "куцинки". Во многих уездах женщины ходили в туникообразных шушпанах, сшитых из толстого белого сукна. В зимнее время носили тулупы из овчины мехом внутрь. Для утепления использовали распашную плащевидную одежду, которую накидывали поверх тулупа или зипуна. Одежда из овчины была обязательным атрибутом свадебного обряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты. Молодожен сажали на шубу с пожеланиями богатства и счастья.

В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни.

3.Народный костюм в традиции моей семьи.

Роговатое – самое древнее русское село

Старооскольского района. В «Записках Императорского Географического общества» его рождение датируется примерно в первой половине XVII в.

Чтобы подробнее узнать о народном костюме с. Роговатое, я поехала к бабушке по папиной линии Фоминой Варваре Ивановне. Лучшего собеседника, чем моя бабушка не найти. Она всю жизнь провела в деревне, замечательная рассказчица, искусная рукодельница, большой любитель старины. Вот что бабушка рассказала:

«Я ещё маленькая была, когда старшая сестра замуж выходила. И все женщины были одеты «по-бабьи» (в народном костюме). Мама так ходила… Может с 1900 года они у нас. Даже умерших так в гроб ложили!

Рубахи сами ткали изо льна. В зажиточных дворах станки специальные стояли. И шили, и вышивали – всё сами делали.

Незамужние девушки носили сарафаны, а по-бабьи разрешалось одеваться только замужним женщинам. Юбки-панёвы уже лет 200 назад сами ткали.

Мужчины носили расшитые рубахи и холщевые пояса. Носили несколько рубах и воротники наружу. Чем больше воротников, тем богаче жених. Штаны холстинные носили. Осенью женщины носили зипуны из грубого сукна.

Кто побогаче, те – в сапогах, а бедные – в лаптях.

Зимою полушубки, шубы. Твой прапрадед шил шубы из овечьих шкур для богатых людей. Звали его Давыд Вожжов. Прадед, отец твоего деда (Фомин Игнат Стефаныч) шкуры выделывал. А дед твой (Фомин Иван Игнатьевич) плетёт корзины. Вся семья наша – мастеровые люди. Дедовы сёстры ковры ткут, пуховые платки, кофты, носки вяжут, да таким узором, как никто не умеет».

Бабушка показала мне старинные платки, рушники, яркую рубаху и плетёные табуретки.

Узоры Роговатовского рушника Богатства русской самобытности

Рубаха, понёва праздничная и фартук.

На Роговатовской народной одежде чаще всего можно увидеть контраст тёмных и ярких цветов

Понёва у бабушки не сохранилась, пришлось просить у следующей героини моего повествования.

Фомина Анна Алексеевна уже 82 года живёт в своём маленьком домике на окраине деревни. С её бедной послевоенной молодости до нашего времени дошли только несколько платков и праздничная понёва.

Тканевый платок Платок ручной работы

Анна Алексеевна вспоминает: «Русский костюм носили даже в годы войны. Мама сама делала понёву, рубахи». Она не удержалась от воспоминаний о том страшном времени: « Работала в тылу на бураках. В нашем саду немцы себе еду варили. Маму припугивали: ставили к стене и мимо стреляли. И потом спрашивали:

Страшно?

А мама говорила, гордо подняв голову:

Нет!

И полицаи были. Нас, детей, они не трогали, а маму били за то, что она зарезанную овцу от них спрятала.

Помню, когда бомбили соседние деревни, такой свет стоял, точно днём солнце. Мы у логу прятались. Немцы гоняли нас под Шаталовку, чтобы мы очищали зимою дороги.

А потом наши на Рошство (Рождество) шли и сказали, что война закончилась. До войны мы богато жили. А после неё у нас ничего не осталось.

Когда мы с сёстрами разбирали сундуки нашего полуразрушенного дома, я неожиданно наткнулась на бабушкину понёву. Так она у меня и лежит до сих пор.

Потом и сама платки подкупала, в Воронеж за тканью ездила на телеге. Вся юность моя так прошла».

Сердечно поблагодарив Анну Алексеевну за предоставленную информацию, я отправилась к Фоминой Екатерине Васильевне – одной из лучших рукодельниц в деревне. Она живёт в небольшой времянке, с печкой и кроватью с пуховой периной. Выслушав мои вопросы, Екатерина Васильевна рассказала:

«Материал на кофту мы покупали, а понёвы из волны овечьей сами ткали. Всё сами расшивали, украшали. Костюм не у каждого такой, верх есть, а понёвы, юбки, нет.

На праздники носили праздничную понёву, а будничную - каждый день.

Чулки сами валяли на рубели. Шерсть мокрую, с мыльцем. Сначала белого цвета, потом чёрного, чтобы не смешать и не загрязнить белую шерсть. Сундуки сами делали и разукрашивали.

Костюм строго носили ежедневно. Летом в носках жарко было и у них всё равно ходили. Тонких не было».

После этого Екатерина Васильевна дала мне посмотреть носки, старинный сундук. Сама она оделась по-праздничному и разрешила себя сфотографировать.

Пуховая кровать с подзором Сундук ручной работы

Рубель и шерстяные носки

Последней, у кого я побывала во время моего «путешествия», оказалась Плутахина Анна Игнатьевна. Она родная сестра моего деда и живёт через лог. Народный костюму неё, к сожалению, не сохранился, но она рассказала и показала, как готовилось традиционное блюдо с. Роговатки – катанка:

«Катанка – народное блюдо. Её по особой технологии катают в лотке. Зерно пшеницы сначала распаривают в горячей воде и на полотенце – чтобы влажная стала. Затем в лотке смешивают яйцо, молоко и муку. Так и катают по одному шарику. Затем просушивают и на сковороде слегка прожаривают. Варят её следующим образом. На стакан катанки три стакана бульона. Когда каша готова, ей дают настояться 20 минут. Если же каша на воде, то на тарелке её посыпали сахаром.

В голод готовили «деда» (муку с водой варили – получалась каша такая), из лошадиного щавеля пышки делали, из.прелой картохи хлеб делали».

Вот и подошло к концу мое замечательное путешествие в старину, оставившее множество впечатлений.

III. Заключение.

Изучая содержание материала по истории женского костюма, пришла к выводу, русский костюм имеет богатую историю. Его основными чертами на протяжении веков оставались: рациональность, многослойность, насыщенные цвета, контрастность. Народная одежда всегда сохраняла традиционные элементы кроя, орнаменты, способы ее ношения. По одежде можно было определить имущественное и семейное положение друг друга. Например, поневу носят только замужние

В своей работе я проанализировала два народных костюма: воронежский и белгородский. После проведённых мною исследований я выяснила, что у них есть много общего:

  • юбка-панёва сочетает в себе тёмные цвета и шьётся из ткани грубого покроя, украшение низа поневы тесмой
  • использование передников
  • соответствие частей этих народных костюмов;
  • форма рубах и т.д.
  • платки как головной убор
  • украшение бисером и вышивкой

Хотя в Воронежской губернии преобладал южнорусский стиль, как и на Белгородчине, но в Воронежском крае проявилось в своеобразии народной одежды. Женские рубахи имели накладной воротник и длинные манжеты – съемные нарушники, полностью закрывающие руки.

В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и чёрный. Самым любимым в Белгородском крае считался красный, зеленый, желтый и черный цвета, Основной цвет понев у белгородцев– красный., у воронежских жителей поневу шили из черной шерстяной ткани, по которой шла красная нить, разделяя черную ткань на клетки.

Таким образом, в традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды

Беседуя со старожилами села Роговатое о народном костюме, промыслах, пришла к выводу, что тесные хозяйственные, торговые связи и близость в территориальном отношении, оказали взаимное влияние на традиции жителей Воронежского края и Белгородчины. Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение.

Поиск своих корней побуждает нас глубже изучать традиции своего народа.

Список литературы

  1. Люби и знай родной край: учебное пособие по гографии, истории и культуре Воронежской области для учащихся образовательных школ.
  2. Науч. Рук. Б. Я. Табачников. Воронеж.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.-384 с.
  3. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
  4. Толмачева с. П. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX- начала XX века. Воронеж.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.- 224 с.
  5. http://www.narodko.ru/Народный костюм

Публикации раздела Традиции

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество - не менее трех десятков - самых разных нарядов. Особенно наши прародительницы любили головные уборы - простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. А уж как они любили бусы!.. На формирование любого национального костюма (будь то английский, китайский или племени бора-бора), его покроя и орнамента всегда влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия народа.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе - труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм - это красота покоя» , - писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочая рубаха для жатвы всегда богато украшалась и приравнивалась к праздничной.

Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенный оберег, поскольку верили, что, используя плоды земли для пропитания, отбирая жизнь у пшеницы, ржи или рыбы, они нарушают естественную гармонию, вступают с природой в конфликт. Перед тем как убить животное или скосить траву, женщина произносила: «Прости, Господи!»

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» - рубеж, край. Стало быть, рубаха - сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» - «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей - шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой (круглый) сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов - темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные - из грубого сукна или ситца. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще - костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково - разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее - расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня - рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Вероника Батхан. «Русские красавицы»

Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей - бархата, парчи.

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан, одежду, порядком подзабытую отечественным высшим сословием после реформ Петра, который не только брил бороды боярам, но и запретил ходить в традиционной одежде, вменив подданным следовать европейскому стилю. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство: «Государыня была в русском наряде - светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами», - писал англичанин, побывавший при русском дворе.

Понева

Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.

Надевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

Неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Пояс - магический круг - защищал от нечисти, и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» - обнаглеть, забыть о приличиях. К концу XIX века в некоторых южных областях стало допускаться ношение пояса просто под сарафан. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором - замужние женщины. Желто-красным поясом из шерстяной ткани, украшенной тесьмой и лентами, оборачивались в праздники.

Передник

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Впрочем, на Руси в ходу больше было слово «запон» - от глагола «запинати» (закрывать, задерживать). Определяющая и самая обильно украшенная часть наряда - узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками. Край оформлен кружевом и оборками. По вышивке на переднике можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников и предпочтения владелицы. Каждый завиток, каждый стежок подчеркивал индивидуальность.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

После венчания и обряда «расплетения косы» девушка приобретала статус женщины и носила «кичку молодухи». С рождением первенца ее сменяла рогатая кичка или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок (убрус).

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Возраст владельцев без труда определялся по цветовой гамме. Наиболее колоритно одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы пожилых и детей.

Женский костюм изобиловал узорами. Вышивки на сарафанах и рубахах перекликались с резным обрамлением деревенской избы. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма - его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный - всего семь. Трехчастный ансамбль девушки надевали на каждый выход в свет. Рубаху дополняли сарафаном и кокошником либо поневой и сорокой. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. Многослойность одеяний у знати подчеркивала их достаток.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть, а с середины XIX века - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом, кумач, ситец, сатин. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, кички, сороки - все это бытовало в крестьянской среде вплоть до середины - конца XIX века, когда традиционный костюм начинает вытеснять городская мода. Одежду все чаще приобретают в магазине, реже шьют на заказ.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Национальный русский мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов (порты) из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, плотно облегающими ноги, без карманов, завязывали их на поясе шнурком или верёвкой («гашником»). Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым. Пояса, или как их чаще называли «поясья», у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет. Поверх рубахи парни и богатые молодые мужчины носили суконные, плисовые (сшитые, изготовленные из плиса), нанковые (нанка — хлопчатобумажная ткань из толстой пряжи, обычно жёлтого цвета) или полубархатные жилеты с атласной, сатиновой или коленкоровой спинкой (коленкор — гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Следует отметить, что силуэт мужского крестьянского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал место членения фигуры. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность — под животом. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например на свадьбах — ими соединяли руки молодых.

Типы верхней одежды были обычно единообразны для мужчин и женщин. Шили ее, в зависимости от сезона, из холста, сукна домашнего изготовления или меха. Летом, весной и осенью, отправляясь в дальнюю дорогу, надевали кафтаны. Шили кафтан из домотканого сукна, обычно темно-коричневого цвета. Воротник у кафтана и зипуна делался невысоким, стоячим. Отмечено бытование кафтанов с отложным шалевым воротником. Рукав прямой, без обшлага, несколько суженый книзу. Обычно до пояса кафтан шился на холщовой подкладке, с прорезными карманами. Кафтан застегивался на крючки с левой стороны и подпоясывался кушаком, из какой-нибудь ткани, большей частью цветной — красной или синей. Праздничные кафтаны отделывались по краю правой полы, углу подола, клапанам карманов цветной тесьмой, полосками кумача, бархата, пуговицами, вышивкой цветными нитями. Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, сшитые, как правило, мехом внутрь. Шубы шили из дубленных овчин, окрашенных в желтый и черный цвет. Кроились шубы и полушубки точно так же, как и кафтаны. Более зажиточные крестьяне покрывали их тканями, и они назывались «суконные шубы». Шуба шилась в талию, со сборами, с небольшим стоячим воротником, с застежками на левой стороне. Богатые крестьяне имели шубы с большим количеством сборов сзади. Их называли «борчатки». Полы и грудь таких шуб обычно украшались вышивкой, оторачивались сафьяном или дорогим мехом. Шуба без покрытия ткани называлась «нагольная».

Полушубки с длинными рукавами, обычно целиком закрывали ладони рук. Застёгивались на застёжки и подпоясывались широким поясом или кушаком, за который при работе и переездах затыкались рукавицы, топор, кнутовище. Шубы шили портные мужчины, которые ходили по деревне от дома к дому. Весной и осенью, когда отправлялись в дорогу на лошади, обычно надевали чапан или азям — халатообразную одежду без застежек, с огромным отложным воротником. Некоторые чапаны застегивались у ворота на одну пуговицу. Зимой чапаны надевали на шубу, полушубок, а иногда на тулуп. Термин «чапан» имел широкое распространение. Шили чапаны из очень плотного и толстого домотканого сукна, выкрашенного в темно-коричневый цвет, на холщовой подкладке. Кроили чапаны обычно из 4 прямых полос ткани: между ними по бокам вставляли по одному — два клина, доходящим до пройм. Чапан в состав русской одежды вошел под воздействием соседних тюркских народов. Такого же покроя как чапан, были тулупы из овчины. Мужчины надевали тулупы в дальнюю дорогу, при перевозке зимой сена с лугов, дров из леса.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ - маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья - из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых - из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи - шапки с тремя лопастями - носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки - высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами. Обязательными в образе были головные уборы. Основными формами костюма были трапециевидная и прямая.

По костюму можно было судить, из какой губернии, уезда или села девушка. Каждый вид одежды на Руси имел свое значение. Имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные, траурные. Самой торжественной считалась красная одежда. В то время значение слов «красивый» и «красный» и в принципе имело одно и то же значение.

На Руси все наряды шились из домотканых полотен, однако с середины XX века они стали вытесняться фабричными тканями, мода на которые пришла из Европы при появлении Петра I.

Как выглядит традиционный русский народный костюм?

Северный русский народный костюм имеет некоторые отличия от костюма южного. На севере было принято носить сарафан, на юге – поневу.

Женская рубаха по крою имела сходства с мужской. Она была прямой и с длинным рукавом. Рубаху было принято украшать узорами по рукавам, по низу рукавов, оплечью и низу изделию.

Несмотря на так скоро распространившуюся европейскую моду, северяне сохранили некоторые традиции русского народного костюма. Были сохранены так называемые «епанечки» и душегреи. Они были с рукавами и стеганы на вате. Помимо сарафана северный костюм еще отличала парчовая рубаха, та самая «епанечка» и нарядный .

На юге вместо сарафана использовалась понева. Эта поясная одежда шилась из шерсти на холщовой подкладке. Понева, как правило, была синяя, черная или красная. Также широко использовалась полосатая или клетчатая ткань. Будничные поневы отделывались довольно скромно – шерстяной домотканой узорной тесьмой.

Понева не выделяла женскую фигуру, а наоборот скрадывала всю ее величавость и красоту за счет своего прямого силуэта. В том случае, если понева обрисовывала талию, ее скрадывали при помощи передника или напуска рубахи. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник.

В целом, традиционный русский народный костюм отличался многослойностью. Что касается головного убора, то тут тоже были свои правила ношения. Замужние женщины должны были полностью скрывать волосы, девушкам позволялось вообще не покрывать голову. Незамужней девушке достаточно было надеть ленту или обруч. Широко распространены были кокошники и «сороки».

Девушка в русском народном костюме всегда выглядела красиво и величаво. Свой яркий, женственный образ она дополняла бусами, серьгами, различными ожерельями и подвесками.

На ножках русских красавиц можно было увидеть кожаные сапожки, коты, а также знаменитые лапти.

Юбка и фартук в русском народном костюме

Этот предмет женского гардероба на Руси появился значительно позже поневы. Понева отличалась тем, что ее полотнища не сшивались между собой, а юбка же сшивалась и собиралась на талии в поясок. Юбка имела особое значение в статусе женщины. Замужним девушкам позволялось носить юбку, открывающую ступни. Замужняя женщина всегда закрывала пятки. Полная женщина на Руси – считалась символом здоровья и достатка, поэтому многие девушки на праздники часто надевали несколько юбок, чтобы казаться пышнее. Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы. Затем передник стал и частью русского народного праздничного костюма. В этом случае он шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани. Фартук обязательно украшался роскошными лентами и вышивками.

Русские национальные костюмы незамужних девушек и замужних женщин сочетают в себе гармоничное сочетание нескольких предметов одежды, выполненных в едином стиле. Благодаря использованию различных техник вышивки и материалов в нём отображено богатство культуры России, красота её природы и глубина художественных связей.

По утверждению учёных традиционный русский костюм начал складываться в XII веке, когда чаще всего для пошива использовали шерсть простого переплетения и домотканый холст. Но уже с XIX века их шили из шелков, ситца, атласа, кумача и цветного кашемира. Большой популярностью пользовалась парча, украшенная различными растительными орнаментами. Народный женский костюм отличался многослойностью, яркостью и богатой отделкой.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

Женский головной убор русского народного костюма

Разнообразие женских головных уборов было ещё одной отличительной чертой традиционного убранства. Именно с его помощью ансамбль смотрелся завершённым и гармоничным.

Замужние женщины и незамужние девушки носили разные головные уборы. Между собой они отличались не только кроем, но также наличием разного количества декоративных элементов и вышивки. Кроме этого незамужняя девушка могла оставить часть волос открытыми, что было запрещено замужним женщинам.

Русский народный платок

Платок был неотъемлемой деталью народного костюма замужней женщины. Именно его надевали поверх кики, которую носили лишь по большим праздникам. Первыми стали носить тканные платки, под которыми носили тёплые шапочки. Пуховые изделия дарили на свадьбу, поскольку после венчания для женщины было огромным позором выйти на улицу с непокрытой головой.

Русская народная женская рубаха

Это основа традиционного наряда. Хлопковые и льняные, а также более дорогие шелковые обеспечивали комфорт во время выполнения повседневной работы. Мастерицы украшали их различной вышивкой, лентами, тесьмой, блёстками, аппликацией. Часто вся нагрудная часть была расшита красивой вышивкой, узоры и цветовая гамма которой отличались в разных губерниях.

Русский народный сарафан

Русские красавицы носили сарафаны прямого кроя, а также распашные и глухие модели. Чаще всего встречались изделия зелёного, красного и тёмно-синего цветов. Также девушки имели свадебные и праздничные сарафаны, для пошива которых использовались шелк или парча.

Русские народные женские сапожки

Туфли без каблука из цветной кожи женщины носили в праздничные дни. Повседневной обувью были сапоги и башмаки, для пошива которых использовали не только натуральную кожу, но также бархат и парчу. С конца XVI века в моду вошла обувь на каблуках.