Сказка о частях суток «Четыре принцессы. Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь


Развитие речи и знакомство с окружающим миром
Расскажем детям о полярной ночи!
Есть на нашей земле места, где ночь или день длятся по полгода.
Что такое полярный день?
Многие сутки на Крайнем Севере, а также на Крайнем Юге Солнце не опускается за горизонт и светит днем и ночью. Это явле­ние природы называется полярным днем. На Северном полюсе полярный день длится 189 суток. Чем дальше от полюса, тем полярный день становится короче.
Что такое полярная ночь?
Многие сутки на Крайнем Севере или Крайнем Юге Солнце зимой не поднимается над горизонтом, и прямое солнечное осве­щение отсутствует. Это явление природы на­зывается полярной ночью. На Северном по­люсе полярная ночь длится 176 суток. Чем дальше от полюса, тем полярная ночь стано­вится короче.
Полярная ночь - это время, когда солнце не видно вовсе. Даже когда на улице чуть светло, на часах 14.00 - это вовсе не солнце светит. Это его отсветы. Именно из-за этого явления природа Заполярья уникальна. Так живут люди в нескольких десятках городов России, например, в Мурманске и Воркуте. Можете вы себе представить, просыпаетесь утром - темно. Идете домой на обед - опять темно.
. Организму трудно приспособиться к недостатку Солнца (а точнее к его отсутствию). Поэтому врачи советуют проводить как можно больше времени на улице, гулять, есть фрукты и овощи, высыпаться.
можно посмотреть ускоренную съёмку полярной ночи

См. в этом блоге занятие по творчеству Ван Гога- картина "Звёздная ночь"
ускоренная съёмка "Смена дня и ночи"
Сборник открыток "Природа после захода солнца"
Мультфильм "Ночные животные. Свинка Пеппа"
(в моей коллекции на пинтерест несколько рабочих листов с заданиями о ночных животных и см. занятия на тему "Сова"- ссылки ниже)
Какие животные относятся к ночным
мультфильм "Ночь и день" 6 мин. от Pixar
загадки про ночь
подборка стихов про ночь
подборка колыбельных и сказка про ночные страхи
сборник пословиц про ночь
пословицы про месяц
пословицы про звёзды
стихи- засыпалки , которые можно использовать, как пальчиковые гимнастики:
Пять щенят
Пять щенят cпать хотят,
А шестой — не спит.
Пять щенят спать хотят,
А шестой — шалит!
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал… («спать пора!»)
Мирно хвостиком вильнул
И — быстрее всех… (уснул)
И тебе он, между прочим
Пожелал… («Спокойной ночи»)
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.
эстонская подвижная игра "Сторож"
Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.
Правила игры . Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.
Подготовка руки к письму
раскраска с ребёнком, сидящем на луне
раскраска по символам с луной и русалочкой
Идеи для оформления тематических праздников:
шаблоны звёзд разной величины
Идеи для поделок и рисования

ссылка на коллекцию идей для поделок "Сова"
фоторамочка - раскраска и бордюр

Один из основных аспектов формирования у детей чётких временных представлений – это их знакомство с понятиями «сутки» и «части суток».

Готовые конспекты занятий по развитию этой функции моделирования последовательности событий можно найти на страницах данного раздела. Как грамотно построить подобное занятие (или серию занятий), как сделать его увлекательным и доступным для понимания, какие наглядные средства и пособия есть смысл использовать – ответы на все эти вопросы Вы без труда найдёте в этих публикациях.

Знакомим детей с временными понятиями в занимательной форме.

Содержится в разделах:
  • Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Показаны публикации 1-10 из 156 .
Все разделы | Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь

Беседа «Части суток» Беседа «Части суток » для детей старшей группы . Подготовила Халина Галина Владимировна. Цель : учить детей определять части суток . Ход. - Дети, мы сегодня получили конверт. Давайте посмотрим, что в нём? Здесь записка и какие-то буквы. В записке просьба составить из букв слово....

Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста с частями суток . Эта дидактическая игра может быть рекомендована для изучения и закрепления у детей 3-5 лет знаний о времени суток . Дидактическое пособие «Собери странички в книжке» Цель : упражнять детей в умении...

Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь - План конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Части суток. Ночь»

Публикация «План конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Части...»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие. ИНТЕГРАЦИЯ: коммуникация, социализация, художественное творчество ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с временными понятиями частей суток: утро, день, вечер, ночь. 2. Закрепить временное понятие: ночь, через коллективный аппликацию 3....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

НОД по ознакомлению с окружающим миром «День и ночь - сутки прочь» НОД по ознакомлению с окружающим миром « День и ночь - сутки прочь». Возраст 3-4года. Задача: 1. Познакомить детей с частями суток, 2. обогащать словарный запас детей; 3. знать названия частей суток; 4. учить образовывать сложные слова путём сложения; 5. иметь представление, что...


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Отчет о работе по теме «Что такое сутки» Для развития представления детей о частях суток (день, ночь) с детьми группы «Ромашка» была проведена очень большая работа: беседы в утреннее...

Презентация «Сутки» Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а...

Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь - Консультация для родителей «Части суток»

Знакомим детей с частями суток Аннотация: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, глядя вкалендарь, ежеминутно, глядя на часы. У детей ещё не развита ориентировка во времени. Они знакомятся с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №80 комбинированного вида» Консультация для родителей На тему: «Использование светоотражающих элементов на одежде детей в тёмное время суток» Подготовила воспитатель: Шарабарова...

Время - очень сложное для детей понятие. Оно абстрактное, его невозможно потрогать и попробовать на вкус. Взрослые постоянно говорят о времени: «мама придёт в 8», «смотреть мультик можно 15 минут», «обедать пойдём через полчаса».

Ребёнка необходимо знакомить с единицами измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), ведь так ему будет проще дождаться с работы маму или выдержать занятие с логопедом.
Рассказывать о времени нужно, продвигаясь по чёткой схеме: от простого к сложному.

Начинайте не раньше 2-3 лет

В 2-3 года учите малыша ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день, ночь.

Определять эти промежутки проще по характерным для них видам деятельности и внешним признакам. Так, утром мы просыпаемся, умываемся , делаем зарядку, ночью - спим. Для каждого времени суток у нас есть приветствия или слова прощания: доброе утро, спокойной ночи. Расскажите про восход солнца и луны.

Действуйте через личный опыт ребёнка

Насыщайте части суток существенными признаками детской активности, максимально приближенной к его личному опыту. Обращайте внимание на части суток в повседневной жизни: «Пришёл вечер, мы принимаем ванну и готовимся ко сну», «Наступает ночь, а ночью все люди отдыхают. И мы ложимся спать» и тому подобное.

Рассматривайте и читайте книгу Вольта Суслова «Часы». А затем закрепляйте эти знания в игре «Подскажи словечко» . Начинайте предложения, которые малыш должен завершить. Например: «Обедаем мы днём, а ужинаем - …»

Другая полезная игра - «Когда это бывает?» : используйте готовые картинки с частями суток или сфотографируйте разные рутинные дела. Покажите их ребенку, спросите, что он делает на фотографиях, когда это происходит. Пусть разложит фотографии по порядку.

Расширяйте представление о частях суток и их последовательности с 3-4 лет

На этом этапе важно научить ребёнка определять последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Для этого задавайте вопросы: «Что наступит после утра? Что делают дети днём?... Закончилась ночь. Что наступит после ночи?» и тому подобное.

Для того чтобы малыш понимал такие свойства времени, как текучесть и непрерывность, предлагайте ему разложить карточки с изображением частей суток так, чтобы они начинались с дня, вечера или ночи (но не с утра).

Используйте стихотворения о частях суток, отмечайте характерные особенности, которые можно увидеть в природе. Для этого отлично подойдёт «Ночная книга» Ротраут Сюзанны Бернер. Закрепляйте знания в игре «Назови соседей» . Вы говорите «день», а ребенок - «утро» и «вечер» и так далее.

Чувство времени можно развивать с 5-6 лет

В 5-6 лет подводите детей к понятию «сутки». Рассказывайте о том, что одни сутки образуют утро, день, вечер и ночь. В этом же возрасте уже пора развивать чувство времени, то есть умение отличать длительность временных интервалов (1 и 3 минуты).

Во время сборов на прогулку используйте песочные часы , они привлекают внимание детей и способствуют развитию чувства времени. Предложите одеться, пока песчинки пересыпаются в нижний отсек часов. Легко ли это сделать за три минуты? А сможет ли одеться за три минуты папа?

Поиграйте в «Молчанку» . Предложите помолчать минуту (засеките на телефоне или песочных часах). После игры поинтересуйтесь, легко ли было молчать. Показалась ли минута медленной или быстрой?

Читайте книжки, которые наглядно рассказывают о часах и времени: «Воплощение времени» Натальи Сапунковой, «Часы - часики» Эльмиры Котляр, «Который час?» Вольта Суслова, «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой. По последней книжке снят мультфильм, который тоже полезно посмотреть и обсудить с дошкольником.

Наталья Шапошникова
Конспект НОД «Части суток» (старшая группа)

Программное содержание :

Основная задача : уточнить знания о частях суток , об их характерных особенностях. Сформировать представление о последовательности частей суток ,называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени. Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.

Развивающая среда :

глобус, фонарик (или настольная лампа,круг, разделенный на 4 части ,на каждой части круга – картина с изображением времени суток : утро, день, вечер, ночь (на каждого ребенка) ; картинки с изображение частей суток , игра – календарь «Части суток » с набором карточек, книжка, раскраски.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Чтение стихотворений о времени суток , пальчиковая игра, настольная дидактическая игра «Части суток » , словесные игры, беседы.

Методические приемы :

Наблюдения, рассматривание картин, карточек, пальчиковые игры, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.

Ход занятия:

(Дети входят в зал и встают возле стола, на котором приготовлено все для проведения эксперимента.)

В : Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы сегодня будем играть, запоминать и не только. А чтобы не было скучно - я вам приготовила сюрпризы.

Ребята, кто знает, что это? (показывает глобус) . Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить. Первый сюрприз – мы сегодня проведем небольшой эксперимент. Усаживайтесь поудобнее (дети садятся на стульчики) . Представьте себе, что мы отправились с вами в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем) . Кто знает, почему ее увидели? Конечно. Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону) . Здесь темно. На той части нашей планеты , которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни телевидения. Люди добирались до нужного им места несколько дней или месяцев, в зависимости от расстояния. Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно .

В : ребята, а можно ли сутки разделить на части ?

Д : можно.

В : и как же они называются?

Д : утро, день, вечер и ночь.

В : верно. Я вам буду ставить картинки, а вы расскажете что можно делать в то или иное время суток . Хорошо?

(Дети садятся на стульчики перед планшетом.)

В : кто может сказать, что это за часть суток (ставит картинку «Утро» ?

В : (читает стихотворение)

Доброе утро – птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встает и идет по делам!

(А. Кондратьева) .

В : А с чего начинается ваше утро?

Д : (Дети перечисляю) .

В : за утром следует -… (день) (ставим «День» ). Что вы делаете днем?

(Воспитатель ставит остальные картинки, дети их комментируют.)

В : какие молодцы. Вы много рассказали о том, что делаете вы и все люди в разное время суток . А что же происходит в природе? А чтобы это узнать, хочу подарить вам небольшую, но очень поучительную книжку. В свободное время, мы ее почитаем (показывает книгу детям) .

В : что-то мы засиделись. Предлагаю поиграть. Вот вам конвертики. Ваша задача – как можно быстрее построить части суток по порядку . Смотрите, не перепутайте. (дети выполняют задание на полу. Затем все вместе еще раз повторяют последовательность и исправляют ошибки).

В : а теперь еще одна игра. И называется она – «Соседи» . Вы закрываете глаза и называете соседей той части суток , которую я вам скажу (если дети ошибаются, им разрешается подсмотреть) .

В : а чтобы еще лучше запомнить части суток , послушайте стихотворение :

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Нам пословица гласит :

Долог день до вечера,

Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она :

Наблюдает - все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем - спокойной ночи!

От утра и до утра

Сутки знает детвора.

Н. Григорьева

В : ребята, у меня есть еще один сюрприз – вот такая игра «Части суток » . Ее можно будет повесить в нашей группе и играть в любое время. Как в нее играть? Можно устраивать соревнования, можно находить и исправлять ошибки – в общем – по- разному. Вот только предлагаю вам сначала немного размять свои руки.

«Утречко» .

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, большак, вставай,указка,

Вставай, середка, вставай, сиротка!

Вставай, крошка Митрошка!

Привет ладошка! Все потянулись и проснулись.

В : здесь на столе лежат картинки – схемы того что мы с вами делаем в течении суток . Необходимо их приклеить на свои места. Кто не боится? Кто желает попробовать? А может мы все это сделаем? (дети выбирают карточки соответствующие частям суток и наклеивают их на полоски, затем садятся на стульчики).

В : проверим как мы все сегодня запомнили. поиграем в игру «Закончи предложение» .

Завтракаем мы утром, а ужинаем (Вечером) .

Спим мы ночью, а делаем зарядку (Утром) .

Днем мы обедаем, а завтракаем (Утром) .

Солнце светит днем,а луна (Ночью) .

Ужинаем мы вечером, а обедаем (Днем) .

В : молодцы! В какие интересные игры мы сегодня играли. Сколько всего вспомнили и узнали. А что больше всего понравилось (дети высказывают свое мнение, подводя итог занятия? И последний сюрприз – не простой, а с заданием. Если у вас что-то не получится – можно будет сделать вместе с родителями дома. Хочу вам подарить вот такие раскраски. Истории про гномика. Когда вы ее правильно закрасите – то узнаете, чем занимался гномик в разное время суток (подарить детям раскраски) .