Советы психолога: что делать, если ребенок дерется и не реагирует на "нет" и "нельзя". Занятия для эмоционального и психологического развития. Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Чем занять ребёнка в 3 года дома? Многие родители быстро находят ответ: «Включить мультики». Малыш, конечно, будет поглощён увлекательным занятием пару часов, но долгий просмотр телепередач вреден: этот факт давно установили психологи и педиатры. Ребёнок у телевизора – удобно для родителей, но мало пользы для малыша.

Предложите сыну или дочке интересное занятие. Игр и развлечений для трёхлетнего ребёнка предостаточно. Вам ничего не приходит в голову, кроме рисования, аппликаций и лепки? Выбирайте любую из увлекательных игр, занимайтесь вместе с ребёнком, радуйтесь успехам. Итак, никаких поучений и долгих объяснений, только предложения, как занять трёхлетнего малыша.

Домашний театр

Беспроигрышный вариант, независимо от пола ребёнка. Подготовьте мини-спектакль, выберите любимые сказки, придумайте новые. Фантазируйте сами, поддерживайте идеи маленького режиссёра.

Советы:

  • героев сказок сделайте из картона, лоскутков, подручных материалов;
  • сшейте маленькие фигурки животных, людей, которые легко надеваются на пальчик;
  • сделайте большую ширму для сказок. Приспособление заменит ряд стульев, накрытых тканью;
  • многие детки любят превращаться в сказочных героев. Подберите пьесу, в которой участвую два-три персонажа (переодевайтесь в соседней комнате), сделайте костюмы для себя и малыша. Покажите несложную сказку папе, бабушке и дедушке: близкие будут в восторге.

Остров сокровищ

Что делать:

  • достаньте несколько шкатулок, сумочек, ярких коробок;
  • внутрь каждого «сундука» положите маленький сюрприз: конфету, яблоко, пупсика, открытку;
  • расскажите малышу, что у вас не квартира, а остров сокровищ. Предложите найти все сумочки и коробки, в которых спрятан клад;
  • положите «сундучки» не очень далеко, чтобы ребёнок легко их отыскал;
  • упражнение развивает мелкую моторику рук, занимает, минимум, полчаса времени.

Маленький помощник

В три года большинство деток охотно подражают родителям. Воспользуйтесь этим, предложите «взрослое» занятие.

Вариантов масса:

  • полить цветы;
  • помыть овощи для оригинального салата;
  • раскатать тесто;
  • надеть на кукол новые платья перед приходом гостей;
  • украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • рассортировать рубашки или носки;
  • навести порядок на полке и так далее.

Важно! Обязательно похвалите малыша, расскажите о его успехах всем домашним. Давайте посильные задания, чтобы юный помощник не разочаровался в своих силах.

Меткий стрелок

Играйте вместе с малышом. Понадобится два пластмассовых ведра, бумажные шары. Вместе с ребёнком сделайте «ядра» из мягкой бумаги, куска старых обоев (берите дешёвые, чтобы легко сминались).

Суть:

  • с двух-трёх шагов попасть бумажным мячом в корзинку;
  • подумайте, какое расстояние подходит, чтобы ребёнок попал в цель, иначе разочарований не избежать;
  • после соревнования вручите «меткому стрелку» приз.

Юный художник

Суть:

  • положите на стол бумагу, предложите нарисовать картину для украшения дома;
  • дайте пальчиковые краски, покажите, как сделать цветок;
  • детки с удовольствием творят;
  • повесьте картину на видное место;
  • многим малышам настолько нравится рисование, что нередко в комнате появляется целая «галерея».

Домашний оркестр

Понадобятся:

  • баночки, вёдра разного размера из пластика;
  • картонные трубочки от пищевой фольги или плёнки.

Покажите, как играть на барабанах, объясните, что можно не просто стучать, но и воспроизводить мелодии:

  • обратите внимание юного барабанщика на разную высоту звуков;
  • чтобы барабанный бой не досаждал, через 15–20 минут предложите другое интересное занятие, например, просмотр мультиков.

Лепка из пластилина

Проверенное временем занятие для детей трёх лет. Купите набор, состоящий из 10–12 цветов и оттенков. Выбирайте пластилин хорошего качества: избегайте дешёвых, токсичных материалов.

Предложите слепить героев сказок, домашнее животное, фрукты, овощи. Начинайте с простых фигур, чтобы избежать разочарований. Первое время лепите вместе, потом ненадолго отходите, учите заниматься самостоятельно. Через время обязательно устройте выставку работ.

Совет! Выделите место, выставите пластилиновые фигурки для всеобщего обозрения. Многим деткам нравится ставить сценки с участием только что вылепленных героев.

Гирлянда к Новому году

Предложите украсить квартиру вместе с малышом. Нарежьте полоски цветной бумаги шириной 1–2 см. Если ребёнок умеет управляться с детскими ножницами, пусть часть работы он сделает сам.

Задача: склеить из полосок колечки. Новую полоску продевайте через готовое кольцо, соединяйте. Через 10–15 минут работы получится небольшая гирлянда.

Показ моделей

Игра подходит деткам, которые неплохо надевают и снимают одежду. Предложите малышу побольше вещей, пусть устроит представление. Выбирайте детали попроще: накидки, шляпы, парики, юбки, чтобы легко было переодеваться. Эта игра особенно нравится девочкам.

Самый ловкий

Простое задание развлечёт малыша. Предложите пронести по квартире в столовой ложке удобный предмет: маленький мячик, орех, теннисный шарик. Покажите, как действовать. После обхода всех комнат «самый ловкий» получит приз.

Сила ветра

Игра развивает глубокое дыхание, дарит веселье, хорошее настроение. Устройте соревнование, старайтесь, чтобы малыш тоже побеждал.

Приготовьте:

  • мыльные пузыри;
  • ватные шарики;
  • мячики из бумаги.

Задача:

  • набрать в лёгкие больше воздуха, сдуть предметы со стола или выдуть большой мыльный пузырь;
  • в разные дни чередуйте шарики с пузырями: так игра не надоест. Привлекайте папу, бабушку, хвалите за успехи.

Раскраски

Беспроигрышный вариант для развития усидчивости, фантазии, мелкой моторики. Первое время покупайте книжки-раскраски с крупными предметами, вызывающими интерес у сына или дочки. Выбирайте сюжеты из мультиков, любимых сказок.

Юный художник неплохо справляется с большой площадью? Переходите к картинкам со средними и мелкими деталями.

Толстые раскраски не нужны, малыш не будет долго листать страницы. Найдите в интернете подходящий рисунок («Раскраски для детей распечатать»), затем на принтере распечатайте. Пусть маленький художник раскрасит героя.

Найди пару

Первый вариант:

  • выложите на пол чистую обувь, перемешайте сапоги, туфли, тапочки;
  • достаньте 3–4 корзины или коробки, предложите юной хозяйке/хозяину рассортировать обувь: сапоги – в одну корзину, тапочки – в другую и так далее;
  • обязательно нужно найти пару, прежде чем положить обувь в нужное место.

Второй вариант:

  • можно просто достать обувь из коробок, сделать путаницу;
  • попросите малыша аккуратно разложить всё обратно, чтобы ничего не перепутать;
  • немного помогите сразу, не бросайте ребёнка одного перед грудой обуви;
  • расскажите домашним, какой помощник растёт.

Качалки или качели

Хорошее развлечение для маленьких деток. Купите удобную модель качалки в виде лошадки с устойчивой основой. Качели надёжно прикрепите в дверном проёме. Во время подобных развлечений никогда не оставляйте сына или дочку в одиночестве, всегда следите за поведением во избежание травм.

Как лечить у детей? Узнайте эффективные методы и народные рецепты.

О правилах приема антибиотиков при ларингите у ребенка написано странице.

Чтение

Красочные журналы, панорамные книжки, энциклопедии с яркими картинками (с учётом возраста) вызывают живой интерес у деток. Выбирайте интересный материал, читайте с выражением, чтобы малыш увлёкся.

Ситуативные игры

Детки с удовольствием примеряют на себя разные роли. Игры, развивающие воображение – то, что нужно для трёхлетнего малыша.

Вы не знаете, чем занять ребёнка дома в 3 года? Предложите одну из популярных игр:

  • дочки-матери;
  • больница;
  • школа;
  • парикмахерская;
  • магазин;
  • кафе.

Купите наборы игрушечных инструментов, изготовьте реквизит сами. С кастрюльками, пластмассовыми сковородками и стаканами в раннем возрасте с удовольствием играют и мальчики, и девочки. Ситуативные игры развивают речь, учат общению, вниманию к посторонним.

Детская дискотека

Включите любимые песенки, пусть малыш потанцует. Поучаствуйте тоже. Отличный вариант, если в гости пришли друзья или родственники с ребёнком схожего возраста.

Обведи руку

Простая игра особенно нравится девочкам. Покажите малышке, как обвести карандашом ладошку и пальчики. Помогите вырезать по контуру, вместе нарисуйте колечки на пальцах, накрасьте «ногти», наденьте красивые браслетики.

Аппликация

Подготовьте картон, клей, ножницы, разноцветную бумагу, старые журналы. Вначале делайте простые картины, чтобы малыш справился с заданием. Ребёнок может рвать кусочки цветной бумаги руками, если плохо управляется с ножницами.

Угощение для зверят

Предложите покормить домашних животных и милых зверюшек. Посадите за стол мишку, зайку, слоника, всех, кого найдёте в детском уголке. Заранее нарисуйте, затем вырежьте из картона яблоки, морковь, капусту, другие овощи, фрукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите сыну или дочке, что ест каждый зверь.

Если в холодильнике есть подходящая еда для животных, используйте её, предварительно вымыв, проверив, не холодная ли она. По ходу объясните, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

Теперь вы знаете немало увлекательных игр и развлечений для малышей. Искренне интересуйтесь делами ребёнка, не жалейте времени на развитие навыков и умений. Фантазируйте, представляйте себя на месте сына или дочки. Совместные игры сближают, улучшают отношения в семье, дарят хорошее настроение.

Видео. Ещё больше игр и занятий для ребенка 3 лет в домашних условиях:

В возрасте от 2.5 до 3.5 лет ребенок, а вместе с ним и вся его семья, переживает кризис. Малыш уже перерос заведенные правила и порядки. Он требует перемен. Следствием этого кризиса становится перестройка, развитие волевых качеств и самостоятельности. Но родителей больше всего беспокоят симптомы: нежелание делать то, что они говорят, отказ от еды, сна, игр, слезы, крики, истерики.


Помните, что и слезы не существуют сами по себе. Если ребенок капризничает, этому всегда есть причина. Он не может донести до вас свои проблемы и желания взрослым языком и делает это так, как он умеет. Возможно, малышу не хватает вашего внимания, или в семье есть проблемы, которые он чувствует.


Очень важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов воспитания. Договоритесь с вашими бабушками, дедушками и нянями, что разрешать, а что запрещать. Постарайтесь донести до них важность вашего единогласия. В противном случае ребенок будет сбит с толку, и это отразится на его поведении.


Физические наказания психологи уже давно забраковали. Такое поведение унижает ребенка, делает его агрессивным. Пробуйте другие методы. Чаще всего очень быстро срабатывает ваше равнодушие, отсутствие внимания. Например, ребенок в магазине топает ногами и кричит, потому что захотел какую-то игрушку, которую вы ему не собираетесь покупать. Сначала скажите спокойным голосом о своем решении, объясните причину. Если ребенок продолжает «веселиться», скажите ему, что поговорите с ним, когда он успокоится, и перестаньте обращать на него внимание до тех пор, пока он не перестанет плакать. Вот увидите, ему очень быстро надоест. Осуждайте не ребенка, а его поступки. Не говорите «ты плохой», говорите «ты поступил плохо».


Если магазинные истерики – ваш «конек», не берите ребенка в магазин. Оставьте его с кем-нибудь дома или попросите кого-то из родственников сходить за покупками. Конечно, не у всех есть такая возможность, но если она у вас есть, то используйте ее.


Ребенок хочет самостоятельности. Если вы будете ему все запрещать, то он не повзрослеет. Предоставьте малышу свободу действия во всем, что не имеет опасности для его здоровья. Хочет сам кушать? Приятного аппетита! Хочет сам одеваться? Пожалуйста! Хочет резать салат? Дайте ему пластиковый ножик – пусть стругает.


Одевание – отдельная тема для трехлеток. Чтобы не опаздывать в детский сад начинайте собираться заранее. Не нужно в последнюю минуту ждать от ребенка чудес моментальной готовности. Ему нужно не менее 30 минут. Чтобы избежать «не хочу, не буду», предложите несколько подходящих платьев (брюк, рубашек) на выбор. Так вы создадите иллюзию самостоятельного принятия решения.


Старайтесь давать выбор во всем. В какие игрушки играть, что есть на ужин, куда пойти гулять…Даже выбор в получении наказания. Наличие альтернативы научит ребенка принимать решения и сэкономит ваше время и нервы.


Чтобы вовремя уложить ребенка спать, соблюдайте режим дня, готовьтесь ко сну заранее. Выключите телевизор, приглушите свет, поговорите о том, как прошел день, почитайте книжку. Это постепенно настроит малыша на сон.


Запаситесь терпением и помогите вашему ребенку пережить этот сложный период. Главное – спокойствие. Отсутствие бурной реакции - самое ценное для вас на этом этапе. Чем больше вы нервничаете, тем сильнее капризничает и перечит малыш.

Ситуация 1

Марина, принеси, пожалуйста, книгу, - ласково просит мама.

Не принесу, - твердо отвечает Марина.

Давай, внучка, я тебе помогу, - как всегда, предлагает бабушка.

Нет, я сама, - упрямо отрицает девочка.

Пойдем, погуляем.

Не пойду.

Иди обедать.

Не хочу.

Послушаешь сказку.

Не буду...

Анализ: Симптом, который здесь проявился, - это негативизм . Если родители каждый раз будут соглашаться с детскими «Не», то очень скоро столкнутся с манипулированием со стороны ребенка. Выйти из такой ситуации можно, если объяснять малышу причины его отказа. Например: «Ты не можешь принести книгу, потому что помогаешь папе». Обычно дети «цепляются» за подобные подсказки взрослых.

Ситуация 2

Мама обращается к сыну:

Саша, собирайся, мы едем к бабушке.

Я не хочу, - отвечает мальчик.

Как это ты не хочешь? Мы же договаривались, она нас ждет.

Я не хочу.

Бабушка тебя ждет, подарок тебе купила.

Я не хочу.

Она же тебе кексиков напекла, ты их так любишь, поехали.

Я не хочу! - заявил Саша и расплакался.

Когда мама подошла его утешать, он прошептал:

Скажи мне, что я не поеду к бабушке...

Анализ: Такое поведение мальчика является ярким свидетельством упрямства - благодаря маминым словам он уже хочет и тех кексиков и подарка, и к бабушке ехать тоже хочет. Но Саша озвучил свое решение о том, что не поедет, и не может его изменить. Просьба «Скажи мне, что я не поеду к бабушке» также присуща именно детям, переживающим кризис трех лет . Ведь тогда он сможет не подчиниться запрету мамы и сделать то, чего на самом деле хочет - поехать к бабушке. Возможно, такое поведение является непонятным, парадоксальным, странным, но оно требует разумного и уважительного отношения со стороны близких взрослых. Жесткое отношение к ребенку, позиция упорно держаться уже принятого решения, не улучшит ситуацию, а только обострит. Поэтому родителям следует понимать, что ребенок стремится показать свою самостоятельность даже в принятии решений, и помнить, что он нуждается в их помощи. Поэтому следует проявить снисхождение к его решимости и найти соответствующие слова и интонацию.

Ситуация 3

Мама одевает сына в детский сад и очень спешит, опаздывает на работу:

И что же ты так долго одеваешься, дай, я надену тебе брюки!

Я сам, - отвечает вполне спокойно сын.

Нет, ты будешь делать это очень долго!

Мама надевает сына, мальчик отпирается, плачет. Затем снимает брюки и надевает их самостоятельно.

Анализ: Детское своенравие часто вызывает родительское недовольство. Однако мама в приведенной ситуации думает только о себе, и тем самым портит ребенку настроение. Мальчик и в дальнейшем будет пытаться проявить свою самостоятельность, но в условиях маминого постоянного навязывания «правильного поведения» такое стремление перерастет в протест-бунт и будет иметь признаки перманентного конфликта. Преодолеть последствия такой ситуации можно только научившись организовывать, прежде всего, себя: например начать утренний подъем на 15-20 минут раньше, чтобы дать ребенку возможность удовлетворить свою потребность в самостоятельности.

Ситуация 4

Миша увлеченно играет машинками, выстроил для них дорогу и гараж. Но вот бабушка предупреждает, что мальчик должен заканчивать игру и идти обедать:

Миша, собирай игрушки, будем обедать, - предупреждает бабушка.

Я еще не хочу есть, я играю!

Миша, иди есть.

Не мешай мне!

Внучек, я стол накрыла, иди...

Ты мне надоела, почему ты мне мешаешь?

Разве я мешаю, - удивляется бабушка. - Я зову ловкого водителя заехать на заправку, автомобиль заправить и самому пообедать и отдохнуть, прежде чем дальше отправляться в путь.

После бабушкиного приглашения, на лице мальчика поочередно появились раздражение, удивление, догадка и восторг.

Это так, как мы с папой на заправке обедали! - Радостно воскликнул мальчик и побежал есть.

Анализ: Надо признать, что приведенный пример реагирования взрослых на детское своеволие и дерзкие заявления является скорее исключением, чем правилом. Бытует мнение, что только отстаивая свои требования, требуя их беспрекословного выполнения, взрослые поддерживают свой ​​авторитет. Однако такое поведение лишь обостряет желание ребенка отстоять свою независимость. Поведение бабушки является удачным образцом того, как взрослый должен реагировать на детское стремление быть взрослым - со своими желаниями, предпочтениями и тому подобное.

Ситуация 5

Папа сделал дочке замечание, чтобы она не качала ножками, когда сидит за обеденным столом. Через мгновение девочка уже качала ногами под столом с явным стремлением коснуться ими отца. И когда это произошло, отец вывел ее из-за стола с такими словами: «Ты извинишься за свое поведение и свое отношение ко мне». На что услышал от ребенка: «Я тебя не люблю!». Далее разгорелся скандал...

Анализ: Симптом обесценивания является болезненным для родителей. Однако родительский авторитет не появляется по указанию. Такое поведение отца способно вызвать у ребенка страх и отчаяние, а после него, ничего, кроме презрения и равнодушия! Отцу стоило показать свое разочарование поведением дочери: «Ну, если тебе так нравится качать ногами, тогда тебе лучше обедать самой. И в кафе нам не стоит идти, потому что никто не захочет садиться вместе с нами за столик».

А на услышанное от ребенка «Я тебя не люблю» является лишь один правильный ответ: «А я тебя люблю».

Несколько следующих ситуаций иллюстрируют такое типичное проявление деспотизма по отношению к другим детям в семье, как детская ревность.

Ситуация 6

Трехлетний Илья играет кубиками. К нему подползает его сестренка, которой ещё нет года, и пытается взять кубик. Илья бьет девочку по руке. Малышка плачет. На мамин вопрос: «Что случилось?», Мальчик заявляет: «Теперь она знает, кто здесь главный!».

Ситуация 7

Соня вдруг разучилась делать то, что уже давно и хорошо умела - жалуется мать.

Вчера заставила меня кормить ее с ложки обедом: «Мамочка, у меня ручка болит, я не могу... Я разлила... Я испачкалась...».

Накануне мама отказалась посидеть у девочки, пока она уснет, потому что маме еще надо было укладывать ее полуторагодовалую сестренку.

Ситуация 8

Среди четырех стульев на кухне один отличается цветом сиденья. Мальчик, которому только что исполнилось два с половиной года, криком и плачем заставляет старшего восьмилетнего брата вставать с этого особого стула каждый раз, как тот садится, и сам усаживается на него. Если же на стул садятся папа или мама, крикливее и капризнее маленького тирана нет.

Анализ: Однозначное восприятие родителями отношений между братьями и сестрами - «старший взрослый должен любить и уступать», а «младший - маленький, которого нельзя обижать -он всегда прав» - может только обострить ситуацию их взаимоотношений и усиливать неприятие детьми друг друга.

Понятно, что чем младше дети, тем больше требуют повышенного внимания от родителей, однако не стоит давать старшим детям повод усомниться в любви папы и мамы к себе. В ситуациях 6 и 7 описана попытка старшего ребенка привлечь внимание родителей к себе - только пути разные. Мальчик решил ситуацию по-мужски. А девочка (ее поведение более типичное), получив отказ мамы, нашла другой способ вернуть себе маму и ее внимание.

В ситуации 8 ревность объединена с произволом младшего мальчика по отношению к старшему. Такая ситуация является угрожающей для отношений не только между детьми, но и между родителями и старшим сыном. И перспектива развития отношений с младшим ребенком также не безоблачна. Родители должны опомниться и выстроить ровные отношения между братьями. Для этого, прежде всего, следует проявить твердость своих требований к младшему и поднять авторитет старшего как своего первого помощника.

Также родителям следует помнить, что дети имеют право переживать негативные эмоции по отношению друг к другу, говорить, что не любят или ненавидят своего брата или сестру. Наибольшей ошибкой родителей является именно запрет на возможность выражать свое негативное отношение по отношению к брату или сестре, однозначный приказ: «Люби, ведь это твой братик (сестренка)». Родители должны показать, что они понимают чувства ребенка: «Я понимаю - ты в ярости из-за того, что маленький братик разрушил твою башню. Он просто не понимает твоих взрослых игр и играет по-своему. Но, если ты мне поможешь и поиграешь с ним немного, то за 10 минут я освобожусь и заберу его, а ты сможешь построить еще лучшую башню». В этом примере мама принимает отрицательное отношение старшего сына к младшему, показывает свое понимание эмоционального состояния старшего ребенка и значимости его деятельности; дает шанс проявить великодушие - помочь ему - и продолжить игру с лучшими результатами.

Вполне обычная ситуация, когда ребенок 3 лет не слушается. Что делать в таком случае, знают далеко не все родители. Многие из них пытаются успокоить чадо уговорами, криками и даже физическим воздействием. Некоторые взрослые просто идут на поводу у малыша. И те и другие совершают ошибку. Почему же трехлетний ребенок не слушается и как это пресечь? На эти вопросы ответит публикация.

Кризис трех лет

Чтобы понять, почему малыш не слушается, необходимо разобраться в детской психологии. Как правило, в 3 года ребенок уже считает себя личностью, взрослым человеком со своими потребностями и желаниями. Взрослые же продолжают обращаться с ним, как с несмышленым малышом. Из-за этого и возникают недопонимания, истерики и конфликты.

В целом непослушание ребенка в 3 года является нормой. Как говорят психологи и психиатры, этот возраст совпадает с кризисом, который необходим для дальнейшего личностного развития. Он может возникнуть чуть раньше или позже (в 2,5 - 4 года). Все зависит от темперамента, воспитания и степени доверительности отношений между крохой и родителями. То есть ребенок не слушается в 3 года не потому, что он плохой, а потому что с ним происходят личностные изменения.

Как же можно охарактеризовать кризис этого возраста? У детей начинают развиваться такие черты, как упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, бунтарство, обесценивание, деспотизм. Психолог Л. С. Выготский считал, что эти качества необходимы для формирования чувства признания и самоуважения, хоть они и создают трудности для взрослых. Современные психиатры с этим полностью согласны.

Отстаивание независимости

В 3 года дети начинают отделять себя от остальных людей, осознавать свои возможности и ощущать себя источником воли. Малыши сравнивают себя со взрослыми и хотят выполнять те же самые действия, что и они. Например, «Я уже большой, я сам завяжу шнурки!» В то же время ребенок начинает чувствовать автономность от мамы и папы. Он осознает, что он - отдельная личность, у которой есть свои желания, предпочтения и вкусы. Это способствует формированию внутреннего протеста, поэтому ребенок в 3 года не слушается и истерит. Например, он может обзываться, ломать игрушки, обижать других детей, отказываться кушать кашу, которую сварила мама. Из-за этого у взрослых создается впечатление, что чадо просто испытывает их нервы на прочность.

Малыш ведет себя отвратительно только потому, что ему кажется, что взрослые хотят ограничить его свободу какими-то условностями и правилами. И он своим непослушанием начинает проверять, насколько эти рамки значимы для других и что будет, если их нарушить.

Проявление самостоятельности

Дети в 3 года хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, поэтому сильно обижаются, если их называют маленькими. В этом возрасте складывается положительный образ «Я», поэтому малыши любят выставлять успехи напоказ и быть в центре внимания. Достижения прибавляют им оптимизма, который позволяет считать себя хорошим. Причем все делать хочется самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ребенок в 3 года не слушается родителей, потому что каждая непреложная истина подвергается сомнению. Делать все только по указке взрослых нет совершенно никакого желания. Лишь тщательный пересмотр правил поведения может помочь сформировать свой взгляд на мир.

Расширение кругозора

Причиной непослушания трехлетнего малыша может являться расширение кругозора. В этом возрасте все становится интересно и хочется самостоятельно исследовать такой огромный окружающий мир. Даже если мама говорит не идти туда, то карапуз воспринимает это как вызов. Ему просто становится интересно, что же там такого необычного.

Усталость

Ребенок в 3 года не слушается, кричит и плачет, казалось бы, без повода? Стоит задуматься о распорядке дня своего чадо. Некоторые родители уже в столь раннем возрасте начинают нагружать своего малыша многочисленными знаниями и умениями, записывая его во всевозможные кружки. Это может привести не только к физической, но и к эмоциональной усталости. Отсюда неуравновешенное психологическое состояние и непослушание.

Авторитарный стиль воспитания

Он предполагает, что родители командуют, а ребенок безоговорочно выполняет любые указания и беспрекословно подчиняется. При этом желаниями чада взрослые не интересуются, отчего становится очень обидно. Подобные посягательства на «Я» могут сформировать довольно-таки революционный настрой. В результате ребенок начинает закатывать истерики, лишь бы его услышали. Это своеобразный крик малыша о том, чтобы его уважали как личность.

Напряженная атмосфера в семье

В некоторых семьях родители неуважительно относятся друг к другу, сквернословят и даже поднимают руку на ближнего. И нет ничего удивительного в том, что их ребенок в 3 года не слушается и дерется. Он просто копирует модель поведения взрослых, типичную для семьи, считая, что такое поведение вполне нормально.

Что делать?

Ребенок 3 лет не слушается настолько сильно, что кажется, что с этим ничего уже не поделаешь. Родители просто опускают руки и идут на поводу у своего маленького монстра. Например, маме проще самой убрать игрушки, чем бесконечно просить об этом карапуза. Но бездействовать нельзя, иначе ситуация усугубится. Если не пресекать неправильное поведение, то ребенок будет ощущать вседозволенность. Но важно понимать, как правильно удовлетворить потребности чада, чтобы скорректировать его развитие в нужное русло.

Соблюдение распорядка дня

Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку. Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы. Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила. Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.

Запреты и ограничения

Безусловно, если все позволять маленькому человечку, то в итоге это выльется в непослушание. Пойдя однажды на уступку, велик риск оказаться в невыигрышном положении. Потом не стоит удивляться, почему карапуз ведет себя как дьяволенок.

На самом деле родителям очень легко потерять свой авторитет в глазах ребенка. Поэтому нужно еще с малых лет объяснять ему, что разрешается, а что находится под запретом. Это правило должно распространяться на всех детей любого возраста. Запреты являются неотъемлемой частью правильного воспитания. Если их не вводить, то конечный результат очевиден - ребенок не слушается. К 3-5 годам дети обычно уже начинают четко понимать, как можно поступать, а как - нельзя.

Справедливые запреты и ограничения полезны для формирования у малыша адекватного отношения к самому себе и миру. Если все будет дозволено, то он в скором времени перестанет ценить то, что имеет, и будет принимать все как должное. Кроме того, многие запреты необходимы для безопасности и здоровья детей.

Но стоит понимать, что не нужно ограничивать ребенка во всем подряд. В противном случае можно создать препятствия для развития. Если трехлетний карапуз ведет себя некрасиво, то не осознает этого. Он просто хочет ощущать свою значимость и важность.

Обосновывать наказания

Если ребенок 3 лет не слушается, что делать? Безусловно, его нужно наказывать. Но свой метод воздействия необходимо объяснять. Малыш должен понимать, что он поступил плохо, и за что конкретно его наказывают. В противном случае он может сильно разозлиться и затаить обиду на долгие годы. Иногда родителям кажется, что здесь и так все понятно, и пояснять причину нет необходимости. Но это не так. Крохи еще не способны моментально сопоставить все факты и прийти к соответствующим выводам. Если ребенку все спокойно объяснить, то ему уже будет не так обидно, и он начнет размышлять над своим поступком.

Как нужно наказывать чадо? Многие родители применяют не только словесные, но и физические методы воздействия. Психологи и психиатры отмечают, что последние способы абсолютно недопустимы. Исследования доказывают, что данная мера не улучшает эмоциональный контакт между детьми и взрослыми, а, наоборот, отдаляет их друг от друга. Физические наказания ведет не только к недопониманию в отношениях, но и к формированию обид и различных комплексов. В результате подросший ребенок будет вести себя неадекватно, агрессивно и станет неуправляемым.

Можно ли наказывать маленьких детей словесно? Что думают по этому поводу специалисты и какие дают советы? Ребенок в 3 года не слушается только по той причине, что это никак не пресекается. Неправильное поведение необходимо корректировать - так считают психиатры и психологи. Если малыш ведет себя неподобающе, то отец или мать сразу же должны высказать свое мнение и дать понять, что не одобряют подобные действия. Наказания вроде «Тогда не куплю игрушку», «Не будешь смотреть телевизор» абсолютно неэффективны. Если ребенок позволяет себе шалости или капризничает, достаточно будет спокойно сделать ему замечание и объяснить без криков, почему себя так вести нельзя. Такой метод воздействия на непослушное чадо будет самым правильным.

Отделять поступок от личности

Психологи также отмечают, что родители часто допускают ошибку, когда словесно наказывают ребенка. Если он делает что-то нехорошее, то его тут же называют плохим. Но это ведь не так. Малыш просто совершил то, что противоречит представлениям общества о нормах.

Если ребенок 3 лет не слушается - что делать и говорить в этом случае? Правильно будет сказать, что поступок некрасивый, поэтому он характеризует человека с плохой стороны. При таком подходе сама личность малыша не затрагивается. В выборе выражений нужно быть крайне осторожным. В этом возрасте детям очень легко поверить в свою никчемность и неполноценность. В итоге ребенок так и не будет слушаться, но плюсом у него разовьется неуверенность в себе.

Можно ли ребенку уступать?

Дети даже в раннем возрасте достаточно смышленые. Поэтому они быстро смекают, что им постоянно уступают. Но взрослые не должны давать слабину, особенно если их чадо закатывает сцену. В ситуациях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Евгений Олегович, известный доктор и писатель, рекомендует взрослым игнорировать истерики и иное неадекватное поведение. Плачем и капризами дети испытывают нервы родителей на прочность. Если оставаться спокойным и никак не реагировать, то воздействие истерикой отложится до следующего случая, а со временем и вовсе забудется.

Безусловно, нужно разумно подходить ко всему и в некоторых случаях уступать своему малышу, ведь он только познает этот мир. По мнению специалистов в области психологии, незыблемыми всегда должны оставаться те вещи, которые способствуют выработке характера и помогают оставаться в безопасности. Например, ребенок должен знать с малых лет, что нельзя играть на дороге, идти на красный свет, баловаться с огнем, шуметь в общественном месте. Можно и нужно уступить карапузу, если он болеет. В такие моменты дети должны получать особую поддержку и внимание. Если ребенок хочет желанную игрушку, то ее следует купить не по первому требованию, а, например, на ближайший праздник. Так малыш научится понимать, что все стоит денег и не дается просто так.

  • Не вестись на провокации, терпеливо разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
  • Не сдаваться, отстаивать до конца свою позицию.
  • При истериках не нужно рассказывать, что это плохо. Это только усилит плач и крики. Лучше проигнорировать или отвлечь внимание на что-то другое.
  • Нельзя принуждать ребенка к действию напрямую. Куда эффективней это делать в игровой форме.
  • Можно подменять желания. Например, «Сегодня купить мороженое не получится, но вот сок и фруктовый йогурт - запросто!»
  • Если кроха что-то требует, можно предоставить ему право выбора, но только из тех вариантов, которые подходят взрослому.
  • Всегда поощрять детей за проявленную самостоятельность.

Когда трехлетний малыш не слушается, нужно проявлять терпение, понимание и дипломатические способности. Не стоит забывать, что ребенок познает мир и еще только учится вести себя в нем.

Что делать, если ребёнок в 3 года постоянно дерётся и кусается? Бьёт маму и папу, детей на детской площадке? Несмотря на то, что дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, учить их правильному общению с окружающими нужно начинать сразу. Давайте попробуем разобраться, почему дети в трёхлетнем возрасте могут драться, и что с этим делать родителям.

Трёхлетний ребёнок ещё не понимает границы собственной свободы, но хорошо знает о том, что существуют способы заставить окружающих выполнять его желания. Почему дети дерутся? Давайте поговорим об этом.

Ребёнок 3 года дерётся с детьми

То, как трёхлетний ребёнок бьет других детей, можно наблюдать достаточно часто. Особенно, в детском саду или на игровой площадке. Обычно таким способом дети демонстрируют собственную силу или привлекают к себе внимание. И в том, и в другом случае можно говорить о том, что ребёнок выбрал неправильный способ адаптации в обществе. Он прибегает к своей силе по любым пустякам.

Ребёнок в 3 года бьет маму

Почему ребёнок в 3 года бьёт маму и дерётся с родителями? Такое явление встречается тоже нередко. Чтобы понять, из-за чего это происходит, необходимо проследить за началом приступов агрессии. Часто причиной того, что 3-летний ребёнок бьет родителей, является ответная реакция на какие-либо наказания, в том числе и физические. Кроме того, трёхлетний ребёнок дерётся с мамой и папой потому, что воспринимает это как игру. Ему нравится, что за ударом следует обида, а потом долгожданное примирение и поцелуи с объятиями. То есть, малыша привлекает сам процесс, и он начинает драться снова и снова. Поэтому его попытки нанести удар нужно сразу пресекать, в таком случае он начнёт задумываться.

Почему ребёнок в 3 года дерётся

Так всё-таки, почему трёхлетний малыш проявляет агрессию? В целом, этому существует несколько причин:

  • Иные способы выражения чувств вашему чаду не знакомы. В столь юном возрасте детям, порой, не хватает слов высказать свои ощущения, поэтому они выражают их таким образом.
  • Ребёнку хочется чего-то запретного. В этом возрасте они хотят получить всё и сразу и часто, если вы ему запрещаете это, они начинают отстаивать свои права.
  • Малыш нуждается в помощи родителей. Иногда детки дерутся, если у них что-то не получается. Они испытывают досаду и начинают проявлять агрессию именно из-за этого.

Почему ребёнок в 3 года кусается

Обычно дети кусаются, проявляя свою беспомощность или выражая испуг. Например, если проигрывают в драке со сверстником. Также привычка кусать других детей и взрослых может быть связана с проблемами в самовыражении или самоконтроле у малыша. Именно поэтому лучше всего показать ребёнка детскому психологу, чтобы он дал точный ответ на ваш вопрос.

Как отучить ребёнка в 3 года драться

Что делать, если ребёнок в 3 года дерётся? Прежде всего, родителям стоит запастись терпением, так как для борьбы с драчливостью им понадобятся силы и время. Не нужно проявлять бурной реакции - это не поможет. Если дети дерутся между собой, их нужно разнять, а затем уделить внимание потерпевшему.

Если ребёнок бьёт родителей, нужно отвести его за руку и отойти от него. Наказывать и бить малыша ни в коем случае нельзя.
Также при проявлениях агрессии можно чем-нибудь отвлечь ребёнка. Новое занятие быстро поможет ему переключиться.

И ещё, обязательно беседуйте со своим чадом. Скажите ему о том, что вы расстроены его поведением. Спросите, почему он проявляет агрессию и нападает с кулаками. Не забывайте о том, что ваш малыш просто пока не умеет выражать свои эмоции другими способами, и ваша прямая задача - научить его.