Сшить коврик для малыша. Детский развивающий коврик: варианты и композиции, правильные решения, изготовление

Когда в доме появляется ребёнок, первое, о чём думают родители - это его воспитание и развитие. И важно ведь не просто воспитать и вырастить, нужно сделать это правильно. Но вот незадача: о плодах своих педагогических трудов родители узнают лишь тогда, когда малыш вырастет. Что же делать сейчас?

Для начала успокоиться. Лишняя суета ещё не помогла ни в одном деле, а уж тем более в таком сложном и времязатратном, как воспитание. Психологическое и эмоциональное здоровье ребёнка полностью зависит от вас, а точнее, от атмосферы, которая царит в вашем доме. Но и это ещё не всё. Важную роль в воспитании и развитии детей занимают детские игрушки. И в этом современные производители довольно преуспели. Зайдя в детский магазин, глаза разбегаются даже у взрослых.

Но не нужно скупать всё подряд. Тем более, если кое-что можно сделать и своими руками.

Тематика ковра может быть разнообразной. Это может быть и огород с овощами, и лесная опушка, и проезжая часть дороги, переполненная паралоновыми машинами. Абсолютно любая картинка оживёт, если приложить немного сил и включить фантазию. Конечно, коврик имеет не просто визуальное значение. Это непросто объёмная картинка, это дидактическое пособие по развитию . С его помощью мы сможем выучить цвета и формы, освоим счёт, поработаем над связной речью. Всё возможно, если очень этого захотеть.

Возрастные пределы учитываются в первую очередь при создании такого детского коврика. Для совсем маленького крохи мы можем пришить грызунки и погремушки, ткани разнообразных фактур. Основным моментом для маленького ребёнка является не пристальное внимание к деталям, а привлекательность игрушки. Она должна быть яркой, звонкой и, главное, полностью безопасной для малыша.

Мы нередко хотим, чтобы наш ребёнок был во многом лучше других. Но это всё труд, ничего ведь не бывает просто так. Так вот, над вниманием и моторикой нужно начинать работать уже с самого юного возраста. Если занятия будут регулярными результат не заставит себя долго ждать.

Плюсы

Основы изготовления

Для начала нужно определиться с основой. С этим нам поможет поролон или детское одеяло. Второй вариант намного практичнее, потому как затраты на него окупят себя целиком и полностью. Всё дело в том, что если мы возьмём уже готовую основу в виде коврика для ребёнка, то его не придётся обшивать сверху ещё одним слоем ткани. А экономия в семье - прежде всего!

Но если у вас не нашлось подходящего одеяла стоит подобрать натуральную ткань для обшивки поролона. Ткань должна быть не жёсткая, особенно если коврик изготовляется для младенца, которые ещё не может самостоятельно держать головку.

Вам потребуются:

Последовательность создания

В самом начале этого трудного, но творческого пути вам нужно решить каким будет размер коврика. Если мы говорим о годовалом ребёнке совершенно лишним будет шить для него ковёр размером с комнатный. Да, ребёнок должен свободно помещаться на коврике, ползать и передвигаться, но не теряться.

Во-вторых, нижнюю часть коврика стоит сделать клеёнчатой. Это упростит процесс чистки изделия. Говоря о материалах, стоит упомянуть и о том, что ткани не должны линять при стирке и они обязательно должны быть натуральными.

Для лучшего результата вам нужен исходник. То есть пример коврика, который вы хотите. Такая шпаргалка даст возможность вам воплотить в этом изделии именно то, что вы хотите и то, что нужно вашему ребёнку.

Для детей двух лет можно создать на коврике сюжетный рисунок, добавив персонажей. Затем мы распределяем всё, что мы хотим прикрепить, по зонам развития. Есть тактильная зона - здесь у нас будут нашиты ткани разных фактур, бусины, молнии. Следующая зона - звуковая. Здесь мы сможем прикрепить погремушки, счёты, ксилофон, барабаны для деток.

Одним из самых интересных и полезных элементов детского коврика является зеркало. Оно заслуживает своей отдельной зоны. С его помощью ребёнок учится познавать себя, видеть эмоции у себя на лице.

Но элементы на развивающем коврике могут быть не только статичными. Существуют ещё так называемые игровые элементы. Это части коврика, которые двигаются, прыгают, летают, то есть делают всё то, что так любят наши малыши.

Такие элементы придумать несложно. Примером одной из наипростейших игр является Музыкальная ягода. Для её создания нам понадобится:

  • яйцо из киндера;
  • пуговицы или бусины;
  • ткань розового и зелёного цветов.

Для начала мы наполняем нашу коробочку бусинами или мелкими пуговицами. Затем нужно задекорировать это жёлтое пластмассовое яйцо и создать из него ягодку. В этом случае у нас должна получится малинка. Сама ягода будет розового цвета - для это достаточно создать мешочек из ткани, вложить туда яйцо и сшить края. А вот зелёный цвет ткани послужить нам листочками для нашей ягоды . Готовую композицию мы пришиваем к коврику и наблюдаем за действиями ребёнка. По многочисленным советам молодых мам на форумах можно с уверенностью сказать - такая игрушка принесёт радость вашему ребёнку!

Ещё одним примером игровых элементов является Паровоз для животных. Изначально нужно определиться с какими именно животными - дикими или домашними - мы хотим познакомить нашего малыша. Затем нам необходимо подготовить кармашки для наших зверей. Количество кармашков должно соответствовать количеству животных. Таким образом, игра увлечёт малыш на более длительное время и будет более интересной. Процесс декорирования паровоза зависит только от вашей фантазии. Например, вместо колёс состава мы можем пришить пуговки, а дымом, выходящим из огромной трубы паровоза нам, послужит лента ткани с бахромой.

Не менее популярной игрой является Яблоко с червячком. Размер яблока должен быть таким, чтобы червяк смог спрятаться в него как только малыш потянет за хвост червяка. Также интересна для детей игра Божья коровка. На первый взгляд - обыкновенное насекомое, но стоит лишь расстегнуть молнию, установленную между крыльями так сразу же появляется ещё одна , не менее интересная игрушка.

Родители, которые уже успели опробовать коврик на себе, делятся советами. Во-первых, все элементы, из которых состоит коврик, должны быть безопасными для жизни и здоровья вашего ребёнка. Ребёнку достаточно секунды, чтобы проглотить бусину или пуговицу, так что совет №2: пришиваем всё намертво. В-третьих, целесообразнее всего крепить большинство деталей коврика на специальные липучки. Таким образом, вы с лёгкостью сможете заменить тот или иной компонент игры в любой удобный для вас момент.

И к тому же ребёнок не будет играться одним таким ковриком всё своё детство. По мере взросления у него будут меняться интересы, он будет приобретать новые навыки и овладеет новыми для себя знаниями. Потребность в элементарных играх пропадёт, любимые персонажи поменяются, а то, что казалось далёким, станет немного ближе. Но вы всегда сможете обновить коврик соответственно возрасту и предпочтениям малыша. Нравятся динозавры? Пожалуйста, вот тебе и синтепоновые тирексы и паралоновые горы. Любишь поезда? Давай создадим целое железнодорожное депо вместе!

Совместное времяпрепровождение с ребёнком куда ценнее покупных игрушек. Вы можете потерять время, проведённое вместе, а это главное в процессе воспитания. Идеи для создания могут быть абсолютно разными - и в виде пазлов, и коврик с приключениями и лабиринтами, и коврик-оркестр. Но результат будет всегда один: это довольный ребёнок и счастливые родители.

Каждый заботливый родитель должен знать, как помочь своему ребёнку совершенствоваться. Например, он может сделать для него развивающий коврик своими руками. Этот детский ковёр не только игровой, а ещё и полезный в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша. Сшить можно множество таких ковриков. Лучшие идеи таких работ описаны в данной статье.

Развивающий коврик полезен в плане улучшения интеллектуальных способностей малыша

Детские психологи считают, что такое изделие обязательно должно присутствовать в доме, где живёт малыш. Причин этому много, главной из них является то, что такой ковёр помогает маленькому ребёночку развивать тактильные ощущения.

Можно найти развивающий ковёр в детском магазине или же сделать его самостоятельно для своих детей. К тому же, идей таких работ довольно много. Вот некоторые из них:

  • Дидактический детский ковёр.
  • Сенсорный детский ковёр.
  • Напольное покрытие из помпонов.
  • Коврик-головоломка.
  • Коврик-мозаика и т. д.

Одним из составляющих счастливого ребёнка, является его развитие. Ну а кто же, кроме как родители, больше всего заинтересованы в том, чтобы их чадо росло и развивалось? Залог родительской любви в заботе. Именно заботливый родитель должен проследить за тем, чтобы его дитя развивалось гармонично.

Сделав ребёнку развивающий коврик, родитель поможет ему в этом.

Галерея: развивающий коврик своими руками (25 фото)






















Как сделать развивающий коврик своими руками (видео)

Зачем он нужен?

Такие специалисты, как педиатры и детские психологи пока ещё не сошлись во мнении относительно единого функционального назначения таких детских ковров. Однако все они считают, что их использование в домашних целях благосклонно влияет как на когнитивные, так и на психические свойства личности малыша.

Чтобы такое изделие действительно помогало малышу развиваться, важно, чтобы он довольно много времени, выделяемое им для игровой активности, уделял коврику. Тем не менее, родители должны следить за тем, чтобы их чадо, среди всех своих игрушек, не отдавало предпочтение исключительно ковру. Важно соблюдать это правило, так как в противном случае, ребёнок может вырасти ярко выраженным интровертом. Это означает то, что он будет зациклен исключительно на своём собственном внутреннем мире.

Надеяться на то, что такой коврик заменит младенцу родителей, не нужно. Однако он может значительно облегчить им задачу. Например, пока мама малыша будет готовить еду, её чадо будет занято игрой с развивающим ковриком. Особенно он полезен для воспитателей детского сада.

Следовательно, отвечая на вопрос: «Нужно ли использовать такой коврик?», можно ответить однозначно, да, нужно.

Как сшить развивающий коврик своими руками для детского сада?

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки.

Делать его нужно так:

  1. Для такой работы понадобится хлопчатобумажная ткань. Лучше использовать ткань разных цветов. Вырезаются небольшие лоскутки и сшиваются. Рекомендуется использовать швейную машинку. По форме ковёр должен напоминать чехол.
  2. Затем вырезаются куски драпа. Драп вставляется в пошитый чехол.
  3. В таком способе создания коврика должно использоваться много пуговиц разного цвета и разного размера. Будут создаваться пуговичные «островки». Например, снизу в левой стороне изделия пуговичками нужно вышить бабочку. Для этого необходимо заранее прорисовать карандашом на ткани её силуэт.
  4. Чуть правее можно вышить ёжика, а ниже – домик.
  5. Пусть каждый элемент будет отличаться от другого размером и цветом, так маленькие дети смогут легче идентифицировать его.

Такой коврик не только принесёт деткам практическую пользу, но и украсит ясельки

Совет: все объекты на таком изделии должны изображаться позитивными, например, ёжику нужно вышить красными нитками улыбочку.

Сенсорный развивающий коврик для малыша

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами. Поэтому создания такого ковра будет иметь огромную практическую ценность для маленького ребёнка.

Мастер-класс:

  1. Понадобится много тканевых лоскутков для шитья отдельных элементов. Также стоит продумать тканевую поверхность, которая станет основой изделия. Отлично подойдёт хлопчатобумажная ткань.
  2. Нужно подготовить два квадратных отрезка ткани одного цвета и сшить их. Шов должен быть с изнаночной стороны.
  3. Затем стоит продумать, какие элементы будут на коврике. Это может быть ёлочка, ёжик, клубника, лев, пингвин и т.д. Для шитья каждого из этих элементов нужно подобрать ткань соответствующего цвета. Каждая из деталей должна быть достаточно крупной, чтобы малыш смог хорошо её рассмотреть.

Сенсорное восприятие у ребёнка формируется в момент его контактирования с сенсорными объектами

Как сделать дидактический коврик?

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дидактический коврик – лучший помощник в этом деле . Важно сделать его таким образом, чтобы ребёнок мог проследить логическую цепь.

Итак, способ создания такого изделия:

  1. Нужно подготовить ковёр-основу. В качестве основы подойдёт ткань, сложенная вдвое и простроченная таким образом. Важно, чтобы шов был с изнаночной стороны.
  2. Теперь нужно заняться дидактическим оформлением, чтобы превратить обычный коврик, в развивающий.
  3. Из нескольких тканевых кусочков нужно пошить домик. Он должен быть максимально простым, состоящим из квадратной основы, треугольной крыши, двух прямоугольных окон и двери.
  4. Все элементы пришиваются в коврику вручную. Рекомендуется использовать нить в тон ткани. Стежки не должны быть слишком большими.
  5. Теперь нужно пришить дорогу, идущую от домика куда-то, например, в садик. Дорога должна быть закруглённой.
  6. Далее делается ещё одна дорога, идущая к другому объекту, например, к магазину. Нужно делать элементы таким образом, чтобы малыш понимал, что именно они означают. Например, если изображается больница, то мастерится домик с красным крестом в центре.

Маленькие детки должны с детства уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Совет: Самостоятельно малышу будет сложно идентифицировать все объекты на таком развивающем коврике, поэтому важно, чтобы родители объяснили ему все обозначения.

  • Следует делать деталировку не слишком большой, но и не слишком маленькой. Каждый элемент должен быть чётким, чтобы малыш ясно видел, что именно изображено перед ним.
  • Яркие детали должны быть более мелкими, чем тёмные или тусклые. Кричащая цветовая гамма не порадует малыша. Поэтому, если коврик будет слишком ярким, ребёнок быстро устанет с ним играть. Всё дело в чрезмерной нагрузке на его глаза.
  • Если ребёнок ходит по дому на ходулях, лучше убрать коврик с пола, так как, наехав на него, он может оторвать некоторые детали, например, пуговицы. Также малыш может упасть, зацепившись за край ковра.
  • Чтобы ребёночек лучше ориентировался в объектах, изображённых на развивающем коврике, необходимо сопровождать рассказ о них иллюстрациями. Также было бы неплохо показать малышу те или иные объекты в жизни. Например, если на коврике изображён пёс, родители могут указать на собачку, бегающую по улице.

Детский развивающий коврик своими руками (видео)

Сделанный собственноручно коврик обязательно поможет маленькому ребёнку развить полезные интеллектуальные навыки. Главное, чтобы родители делали ковер с любовью.

Многофункциональный тренажёр - развивающий коврик своими руками. Он не токсичен, игровые элементы подобраны с учётом возраста и интересов маленького.

Первым дидактическим пособием, которое способствует развитию малыша, является игровой коврик. И, хоть дети – это последнее на чём экономят родители, стоит он недешево. Да и качество фабричных изделий не всегда соответствует высоким требованиям мам. То ли дело смастерить развивающий коврик своими руками! Он не токсичен, игровые элементы подобраны с учётом возраста и интересов маленького человечка, а оригинальные сюжеты и композиции, ограничены лишь вашими способностями к рукоделию и фантазией!

Фетр – самый подходящий материал

Как «работает» коврик

Начиная с 2 месяцев малютку нужно выкладывать на коврик в положении лёжа на животе. Этот многофункциональный тренажёр позволит ему быстрее развиваться в разных направлениях.

Похожие статьи:

Крупная моторика

Вначале ребёнок будет просто с интересом разглядывать имеющиеся на нём картинки и детали. Приподнимая головку, кроха тренирует шейные и спинные мышцы.

Пытаясь дотянуться до интересных ему модулей, малютка учится координировать движения, что впоследствии отразится на умении ползать.

Мелкая моторика

Схватив нужную деталь, малыш продолжит её изучение тактильным способом. Разнообразие текстур и поверхностей элементов (шероховатые и гладкие, мягкие и твёрдые, ворсистые) способствует развитию сенсорного восприятия. Крошек от 1,5 лет заинтересуют застёжки, пуговки и молнии.

Фонетический слух

Добавьте в наполнение коврика как можно больше шуршащих и звенящих элементов. Так малютка не только весело проведёт время, но и познакомится с новыми звуками.

Логика

Скоро малыш поймёт, что если нажать на определённое место, заиграет музыка. Или, потянув за шнурок, откроется картинка.

Для ребёнка 1–2 лет можно изготовить поделку с обучающим наполнением (цвета, формы, названия предметов).

Если ваше чадо доросло уже до сюжетно-ролевых игр, можно «нафантазировать» на его ковре более сложные композиции с передвигающимися персонажами, волшебными кораблями и замками.

Разрабатываем проект и подбираем материалы

На первом этапе необходимо обдумать общую идею поделки – цветовую палитру, настроение, сюжетную композицию, высокие цели, которым послужит коврик - развивающие, воспитательные и обучающие. Возможно, вам понравиться ковёр, который будет объединён общей историей, или содержать несколько тематических секций. Перенесите проект на бумагу.

Материалы можно найти в своём или бабушкином шифоньере. Подойдут обрезки тканей, ленточки и тесёмочки, пуговицы, молнии и другая швейная фурнитура. Можно использовать готовые аппликации или сделать собственные (изображения животных, фруктов, овощей, цветов и деревьев). Если коврик будет иметь вертикальные элементы (дугу) подберите подходящую основу.

Выбирая молнии, руководствуйтесь безопасностью ребёнка. Её зубья должны быть закруглёнными и большими. Проверьте на прочность «собачку», она первой окажется во рту грудничка.

Не используйте яркие неоновые цвета, они должны быть насыщенными, но не бледными.

Убедитесь, что выбранные ткани натуральные, ведь с ними будет контактировать кожа малютки.

Элементы должны быть прикреплены так, чтобы легко снимались перед частыми стирками мамой, но не ребёнком.

Для основы подойдёт ненужное одеяльце или синтепон, обшитый тканью. На таком мягоньком коврике малышу будет тепло и удобно.

Вдохновляющие идеи

Вы обязательно создадите свой неповторимый шедевр, а для примера можно познакомиться с нашими тематическими ковриками.

Интересный материал:

«Времена года»

Коврик состоит из четырёх равных частей, каждая из которых посвящена своему времени года. В центр помещаем объект, на котором будут изображены сезонные изменения. Например, дерево – зимой в снегу, весной с почками, летом с цветами и листьями, осенью с плодами. Или, озеро – покрыто льдом, льдины тают, купаются дети, плавают осенние листья или идёт дождь.

Планируя детали, можно ввести в каждый сектор именно те признаки времени года, которые ребёнку будет легче понять. Это должны быть не только природные изменения, но и сезонные праздники. Например, пришейте в зону зимы варежку, малыш с удовольствием будет её примерять, или новогоднюю ёлочку.

Отличным дополнением станут съёмные элементы, характеризующие время года, которые кроха будет самостоятельно прикреплять на липучки в соответствии с их сезоном. Например, можно сделать гнёзда с птицами, зонтик, снеговика, ласты, жёлтые листья.

«Вперёд, к приключениям!»

Интересным будет оформление поделки с передвижением персонажей (любимый мультяшный герой ребёнка, ковёр-самолёт, машинка, медвежонок, паровозик, корабль).

Передвигаться они будут по шнуру или ленточке, которые натянуты вдоль маршрута. Для этого проделайте в фигурке персонажа два отверстия, в которые потом вставится верёвка.

Планируя «приключения», постарайтесь сделать как можно больше объёмных и выдвигающихся деталей. Например, если это сказочный лес:

  • на полянке растут диковинные цветы с лепестками, которыми можно пошевелить;
  • открывающиеся окна и двери избушки на курьих ножках, за которыми малыша ждут волшебные мешочки с шуршащими фантиками;
  • объёмный мостик через болото, в котором растут кувшинки или выпрыгивают лягушки на резинке.

Включите воображение и постарайтесь максимально «оживить» изображаемых животных, птиц и насекомых. Например, крылышки, которыми можно помахать, подёргать пушистый хвостик или язычок на резинке.

«Погодные явления»

На таком коврике можно условно разделить зоны дня и ночи. В каждой из них будет разная погода. Например, в одной стороне идёт дождик из ленточек, в другой – снежок из пришитых бусинок.

Полезный материал:

Ночью светят объёмные звёзды, а в месяц можно вложить музыкальный механизм из игрушки. Главный герой лежит в кроватке, а малыш укрывает его одеяльцем на липучке.

Днём светит солнышко с лучиками из тесьмы, летают передвижные птички или букашки на резинке.

«Готовимся к школе»

Для детей 4–5 лет можно сделать коврик, который поможет обучиться чтению и счету. Изображая буквы и цифры, помните, что знаки для детей – понятие абстрактное, поэтому «подкрепляйте» их картинкой (домик для буквы «Д», к цифре «4» - четыре грибочка).

Найдите место и для школьной доски – прикрепите съёмный блокнотик или небольшую магнитную доску для рисования.

Отличной идеей станет лента букв и цифр. Для этого нужно сделать прозрачные кармашки, в которые вставляются карточки с буквами.

Мастер-класс

Вне зависимости от того, что за шедевр вы задумали, общий алгоритм работы выглядит примерно следующим образом.

Выбираем основу

Для нижней стороны коврика подберите нескользкую ткань, а для лицевой подойдёт плотный однотонный материал. Между ними проложите мягкий наполнитель (синтепон, поролон). Форма и размер зависят от ваших предпочтений, но чаще всего это прямоугольные, квадратные или круглые изделия площадью 1–1,5^2 метра.

Работа с фоном

На плотный материал накалываем булавками вначале те объекты, которые будут служить фоном - лес, ферма, детская площадка, море, а сверху крупные изображения – дорога, речка, поляна, дом. Пришиваем все на машинке.

Готовим элементы

Самая кропотливая работа! Выкраиваем и сшиваем кармашки, аппликации, фигурки птиц и зверей, продумываем, как их «оживить», куда они будут передвигаться. Можно немного облегчить процесс и купить некоторые детали в магазине (пуговицы в виде животных, готовые аппликации, игрушки-пищалки).

«Примеряем» элементы

Распределите элементы на поверхности. Обдумайте, какие из них лучше пришивать, какие приклеивать, последовательность действий.

Завершающий этап

Соединяем детали с основой. Теперь шить придётся вручную, если используете клей, убедитесь, что его засохшие остатки не попадут малышу в рот.

Как видно, самостоятельно изготовить развивающий коврик совсем несложно. Главное начать и не откладывать эту идею в долгий ящик, ведь дети так быстро растут!

Обновлено:

2016-09-03

Если изготовить развивающий коврик своими руками, подобная поделка сможет заменить покупные игрушки, стоимость которых сегодня далеко не маленькая. Но тут дело не в деньгах, а в развитии собственного малыша. Каждый родитель хочет, чтобы его чадо росло умненьким и здоровым. На это не жалко ни денег, ни времени, ни собственных усилий. Потому в нашей статье мы представим мастер класс по изготовлению ковриков для новорождённый и не только. Они будут великолепно способствовать развитию мелкой моторики.

Для начала давайте определимся, с какого возраста деткам можно начинать использовать подобные развивающие коврики? На самом деле они подходят даже для новорожденных. Ограничений по игре с подобными поделками нет, потому сами решайте, до какого возраста ваш малыш будет играть с ними.

  • Если речь идет о ребенке до одного года, тогда акцент нужно делать на развитии мелкой моторики. Достигается это за счет использования тактильных и сенсорных компонентов на вашем коврике. Это идеальное решение для новорожденных;
  • Если ребенку уже больше года, тогда создавайте поделку для развития и обучения. Чем сложнее, тем дольше малыш сможет с ним играть и одновременно познавать что-то новое;
  • Обязательно ограничивайте новорожденных в игре с развивающими ковриками, поскольку они вызывают много эмоций и впечатлений, что приводит к быстрому утомлению;
  • Более взрослые дети наоборот, как можно больше времени должны проводить за развивающими играми.

Как играть с ковриком

Каждая мама способна сшить развивающий коврик своими руками для своего малыша. Он очень пригодится для развития мелкой моторики и не придется тратить лишние деньги на покупку дорогостоящих, но далеко не всегда таких же полезных игрушек. Нужно лишь разобраться в том, как сделать развивающий коврик.

А нужен ли вообще детский коврик для развития? Конечно. Даже самый простой развивающий коврик с дугами даст малышу огромную пользу. Многие недооценивают подобные изделия. А зря.

Начиная с новорожденных детей и заканчивая детками до 5-6 лет, непосредственные методики обучения, применяемые для взрослых, им категорически не подходят. Этим они будут заниматься в школе.

Пока же они в том возрасте, когда обучение важно совмещать с играми, чтобы им было интересно, увлекательно, но в то же время полезно. Изготовив развивающий коврик своими руками, ваш малыш будет играть и развиваться. Игры новорожденных зависят от вашей фантазии, а более взрослые смогут включить собственное воображение.

Есть множество вариантов, как можно играть на развивающем коврике. Приведем только несколько основных вариантов, поскольку на самом деле их можно перечислять бесконечно.

  1. Изучение, наблюдение за ковриком. Для новорожденных вполне достаточно просто смотреть и наблюдать. Это уже даст им определенные новые знания и информацию.
  2. Знакомство с ковриком. Здесь потребуетесь вы, чтобы показать, на что способен его ковер. Что-то шумит, шуршит, звенит, переворачивается, открывается, застегивается на молнии. Совмещайте это с звуковым сопровождением в виде стишков, песенок. Вскоре ребенок сам научиться играться.
  3. Секреты и неожиданности. Попробуйте стимулировать ребенка быстрее разобраться во всех особенностях коврика. Для этого можете сделать на нем кармашки, застежки и спрятать туда какие-то предметы.
  4. Собираем урожай. Если сделать развивающий коврик для детей своими руками с использованием элементов на липучках, можно превратить игру в сбор урожая, цветов, которые нужно отстегнуть и положить в корзинку.
  5. Различаем цвета, формы, разбираемся что такое больше и меньше. Покажите, что большой медведь не может попасть к зайцу в нору, поскольку он намного больше зайчика.
  6. Считаем. С помощью поделки можно научить ребенка считать количество зверушек на его коврике, кружочков, предметов того или иного цвета.
  7. Изучаем виды животных, фрукты, буквы и прочие полезные для малыша вещи на его коврике.
  8. Ролевые игры. Коврик может представлять собой большой лес, где живут разные зверушки. Вы будете играть за медведя, а малыш — за зайчика, создавая разные истории и ситуации.
  9. Создаем собственные сказки. Придумайте интересный рассказ вместе с ребенком. Причем он должен создавать сказку, а вы — просто подсказывать при необходимости.

Создаем сами

Теперь про мастер класс. Ваша задача — сотворить и создать детский развивающий коврик своими руками с дугами, липучками, кармашками, животными и прочими элементами. Здесь все зависит от вас и от возраста ребенка. Кто знает, может вскоре вы сами начнете давать мастер класс своим друзьям, знакомым.

Для новорожденных достаточно простейших моделей, а более взрослым лучше изготовить нечто посложнее, многозадачнее. Посмотрите примеры на фото, быть может, вас что-то вдохновит.

Проект

Начинать мастер класс следует с разработки собственного проекта. Без него работу начинать не стоит.

  • Включайте фантазию и создавайте в воображении будущий образ коврика для ребенка. Просто пришивать разные аппликации и узоры, не имеющие никакого смысла и взаимосвязи, нельзя. Как можно научить ребенка разбираться в том, чего вы сами не понимаете.
  • Перенесите идею на бумагу или компьютер. Просмотрите мастер класс по созданию макетов. За счет макета определяются размеры, формы, возможные игры, развивающие моменты.
  • Сделайте выкройку основы в виде коврика и элементов, которые будут пришиваться к нему.
  • Изучите виды тканей, аппликации, фурнитуру, из которых можно сделать те или иные элементы развивающего коврика.
  • Приступаем к работе.

Изготовление

Вы готовы сделать развивающий коврик своими руками? Можете выбрать модель для самых маленьких или более взрослого ребенка. Все зависит от того, сколько исполнилось вашему сокровищу. Поделка делается с любовью и обязательно с учетом индивидуальных особенностей малыша. У вас не должно возникнуть проблем с тем, чтобы сделать своими руками подобную развивающую игрушку.

Предлагаем вашему вниманию мастер класс, который подойдет практически для любой идеи. Невозможно представить мастер класс для каждого отдельного варианта развивающего коврика, потому попробуем опираться на общую инструкцию.

Будем надеяться, представленный мастер класс позволит добиться вам поставленной цели и создать самый лучший коврик для развития вашего ребенка.

  1. Основание. Основа будет состоять из двух элементов ткани. Нижнюю часть, которая укладывается на пол, изготовьте из не скользкого материала, а для верхней возьмите однотонную плотную и светлую ткань. Отлично подходят костюмные ткани, к которым легко пришивать различные элементы. Между двумя кусками ткани подкладывается синтепон или другой безопасный мягкий наполнитель. Ребенку должно быть тепло во время нахождения на коврике. Форму основания выбирайте сами. Но обычно это квадрат, прямоугольник или круг.
  2. Фон. Фон зависит от общей идеи, на основе которой вы создаете своими руками поделку. Это могут быть кусочки зеленой ткани, имитирующие лес. Или голубой, создающие эффекты моря, озера, реки. Они пришиваются или приклеиваются к основе. Если выбираете клей, тогда убедитесь, что он не токсичен.
  3. Элементы. Это самый сложный этап и занимающий наибольшее количество времени. Ваша задача — создать множество разных элементов, справиться с дугами, кармашками, животными, цветочками и прочими действующими «лицами» коврика. Делайте все тщательно и красиво, чтобы дуги оказались дугами, а не полосками непонятной формы. Изучите мастер класс по созданию разных предметов, животных, фруктов из ткани и фурнитуры. Это поможет сделать свой коврик более оригинальным и красивым.
  4. Распределяем фон с элементами. Сначала разложите их на поверхности, распределите роли, чтобы понять, в какой последовательности лучше пришивать или приклеивать героев коврика. Заранее подберите цвет нитей.
  5. Соединяем компоненты. Все тщательно сшиваем и убираем лишние нитки. Здесь уже вряд ли получится работать на машинке, потому придется все делать вручную. Вооружитесь нитками с иголкой и приступайте к соединению элементов с основой. Что-то можно пришить, для чего-то вполне можно применить клей. Мастер класс завершен.

Всегда помните про самое главное — безопасность ребенка. Используя разные пуговицы, бусинки, застежки, убедитесь, что они закреплены надежно и ребенок не сможет их оторвать, проглотить.

Развивайте своего малыша, давайте ему больше свободы для улучшения фантазии. Сегодня все реже детям дают проявлять воображение, а это невероятно важно. Не забывайте об этом.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.