Суть работы воспитателя в детском саду. Воспитатель детского сада: плюсы и минусы работы

Эссе воспитателя детского сада «Современный воспитатель. Каков он?»


Описание: предлагаю вам мой взгляд о работе воспитателя, моей работе.

Воспитатели - это люди, которые в душе всегда остаются детьми. А если по другому, то дети не примут нас в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей. Любить просто так, безгранично, отдавая им тепло своей души. Современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться много раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат.
Современный воспитатель - это творческий работник, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Современный воспитатель- это патриот своей Родины. Страна доверяет нам самое дорогое - своё будущее.
Современный воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.


Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель призван быть авторитетом, вместе с семьёй решать ответственные задачи воспитания.
Нужно научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходиться представлениями воспитателя о педагогике.
Главная цель воспитателя - развивать даже самые крошечные задатки ребенка, вовремя заметить «Изюминку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении развить способности каждого ребёнка и состоит талант педагога.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. А воспитатель – тот педагог, с которым ребёнок начинает общение с самого раннего возраста. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, зависит будущее всего нашего общества.
В 2013 - 2015 учебном году началась моя работа над проектом «Моя семья – моё богатство».


Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время. А проектная деятельность обеспечивает развитие у детей положительных эмоциональных отношений к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес. Поэтому проектная деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. Исходя из новых задач, которые ставит современное образование, большинству из педагогов предстоит перестраивать мышление. Как мне кажется, реализуя новый стандарт, каждый воспитатель, задумывается, прежде всего, о развитии личности ребенка, без которых он не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо выстраивать процесс воспитания, как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Для реализации программы по ФГОС я разработала этот проект потому - что семье, принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, и она остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
В начале учебного года предложила родителям формировать у детей нравственные основы личности ребенка, культуры общения и взаимоотношения. При реализации проекта детям дается возможность попробовать разные роли в коллективе. Так они получают опыт групповой самостоятельной работы, учатся договариваться, распределять роли внутри проекта.

В совокупности используются различные технологии: проектные, технологии ТРИЗ, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, кейс - технологии, ИКТ - технологии и другие. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве. Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его.

В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.


Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому я стараюсь не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно! Стараюсь для них!

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если воспитатель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно педагог, его отношение к воспитательному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов дошкольного образования. Возможно, у меня ещё не всё получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.

Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.

Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции,но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.

Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Профессия воспитатель - описание

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень.

Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель.

С врачом всё понятно - люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь.

Профессия педагога обязывает ничуть не меньше.

Профессия воспитатель детского сада

Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо".

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Где получить профессию "воспитатель"

Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.

Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.

Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

Воспитатель - почетная профессия на все века!

Профессия воспитатель - плюсы и минусы

Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая - отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню - писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.

В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной.

В частных же - может быть значительно выше - в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель - героическая профессия.

Есть ещё один важный момент, о котором следует знать.

Это регулярные методические проверки и всевозможные комиссии.

Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению.

Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное - профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.

Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.

Также эта статья поможет подготовить сочинение, доклад, эссе или презентацию о профессии.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека В. Г. Белинский

История профессии воспитатель

Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.

Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции,но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе, профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.

Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.

Профессия воспитатель - описание

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы - хорошие или не очень.

Несомненно, есть две профессии, в которых нет места неучам и дилетантам. Это врач и педагог, учитель, воспитатель.

С врачом всё понятно - люди доверяют ему здоровье, а зачастую даже жизнь.

Профессия педагога обязывает ничуть не меньше.

Профессия воспитатель детского сада

Особенно важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между "хочу" и "нельзя", между "не хочу" и "надо".

И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Где получить профессию "воспитатель"

Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.

Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.

Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

Воспитатель - почетная профессия на все века!

Профессия воспитатель - плюсы и минусы

Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая - отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню - писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.

В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной.

В частных же - может быть значительно выше - в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель - героическая профессия.

Есть ещё один важный момент, о котором следует знать.

Это регулярные методические проверки и всевозможные комиссии.

Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению.

Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное - профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.

Когда видишь, с какой радостью тебя встречают малыши, как широко открываются глазёнки навстречу чему-то новому, как этим замечательным почемучкам всё на свете интересно, понимаешь, какая великая сила и ответственность находится в твоих руках. Но выполнять эту работу должны непременно люди увлечённые, добрые и ответственные.

Специальности: дошкольная педагогика (дошкольное воспитание), воспитательная работа с подростками, коррекционная педагогика

Примечание. В связи со сложившейся в России острой потребностью в педагогических кадрах системы воспитания и опеки детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и приютах работает немало педагогов, не имеющих специального педагогического образования.

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Средне-специальное (педагог дошкольного воспитания, воспитатель детского учреждения, учитель-педагог) – педагогические училища и колледжи, а также музыкальные училища и музыкально-педагогические колледжи

Высшее педагогическое (педагог дошкольного воспитания, педагог-методист, специалист коррекционной педагогики, специалист подростковой педагогики, психолог, психолог-педагог, преподаватель) – педагогические институты, университеты, институты культуры и искусств, музыкально-педагогические институты.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии

Выявлять педагогические способности в абитуриентах педагогических учебных заведений до сих пор не принято. Однако желательно понять, действительно ли вы любите маленьких, нередко беспокойных, капризных, а порой и просто «вредных» детишек. Ведь для того чтобы работа приносила удовлетворение, претенденту необходимо обладать способностями к неформальному лидерству в детском коллективе. Особенно это касается работы воспитателя в детском доме, когда нужно быть предельно терпеливым и тактичным, а мягкость умело сочетать с требовательностью и настойчивостью и при этом уметь ещё и проникаться интересами детей, включая склонных к девиантному, разрушительному поведению.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Русский язык и литература, музыка, рукоделие, изобразительное искусство, история, биология, физкультура, ОБЖ, психология*, танцы*, вокал* или хор*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

  1. В системе дошкольного воспитании. Работа с дошкольниками в детском учреждении, либо в семье, способной оплачивать труд индивидуального воспитателя своего ребёнка: контроль за детьми, приглядывание за ними (обеспечение безопасности детей), занятия с детьми по плану дошкольного воспитательного учреждения (рисование, аппликации, лепка, подвижные игры, зарядка, подготовка праздничных концертов группы, помощь музыкальному работнику в подготовке детей к выступлению, чтение сказок, разучивание стихов), прогулки с детьми, периодически культпоходы за пределы дошкольного учреждения.
  2. В системе воспитания и опеки детей, оставшихся без попечения родителей. Работа в детском доме с детьми разного возраста: выполнение роли опекуна, наставника по жизни, несение ответственности за здоровье и жизнь воспитанников, организация их на общественные мероприятия, индивидуальная работа с целью погашения возникающих конфликтов – как между детьми, так и между детьми и работниками учреждения; помощь детям в подготовке уроков, занятия с ними по учебным планам учреждения, контроль выполнения детьми правил гигиены и поведения во время посещения столовой, уборки территории, культпоходов.

Очевидные плюсы

Благородная, интересная, творческая работа с «цветами жизни», сопровождаемая массой положительных эмоций и новых впечатлений; благодарности от детей, в том числе и бывших воспитанников, от их родителей. Разнообразный по характеру рабочий день, возможность питаться в течение рабочей смены вместе с детьми практически за счет работодателя, работа в тёплом уютном помещении, без каких-либо авралов и напрягов.

Воспитатель в детском доме – также благородная профессия, особенно важная для тех, кто жаждет помогать детям и молодёжи обретать себя и друзей, понять, что в жизни есть много хорошего и что есть люди, которые любят и «ничьих» детей.

«Подводные камни», её очевидные минусы

Постоянная вероятность того, что кто-то из детишек что-нибудь вытворит, состояние постоянного беспокойства за здоровье воспитанников или ожидание претензий, часто не обоснованных, со стороны родителей и (или) администрации учреждения (работодателей), необходимость писать пространные отчёты о проделанной работе, постоянно доказывая чиновникам из системы образования, что ты работаешь профессионально и по предписанному сверху. Нередко приходится работать с очень капризными, а то и агрессивными детьми, что требует особого такта и терпения. Сделать карьеру по этой профессии очень и очень сложно (разве только попробовать пойти в педагогическую науку), а труд воспитателя обществом ещё долго не будет оцениваться по достоинству, зарплата воспитателя всё время отстаёт от средней по стране и в образовании.

В детском доме – психологически чрезвычайно трудная работа, приводящая порой к нервным срывам, которые, увы, зарплатой не компенсируются: она далека от достойной, при этом ответственность остаётся всегда высокой. На работу могут вызывать внезапно, поэтому семейная жизнь у педагога детского дома всегда неорганизованная.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, сердечно-сосудистые заболевания – риск от умеренного до высокого

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 10 000 – 25 000 (чаще 16 000)

В крупных областных центрах: 7 000 – 15 000 (чаще 9000)

В глубинке России: 5000 – 10 000 (чаще 6000)

Честно говоря, профессию воспитателя следовало бы разместить в главе «Педагог». Но, во-первых, педагог – слово в русском языке не совсем своё. Оно пришло к нам из греческого языка. Во-вторых, педагогом считается и учитель начальной школы, и преподаватель-предметник в средней школе, и воспитатель детского сада. Нередко педагогами называют и преподавателей колледжа.

А в этой главе речь-то идёт именно о воспитателе. То есть о человеке, который не преподаёт учащимся какой-то учебный предмет, а занимается именно воспитанием. Кого? Обобщённо можно сказать «воспитанников». Тех, кого воспитатель воспитывает. А вот в зависимости от возраста и рода занятий воспитанников воспитатель специализируется либо на воспитании детей дошкольного возраста, которых родители приводят в детские ясли или сад, либо на воспитании воспитанников детского дома, либо на работе с отбывающими наказание подростками или взрослыми людьми.

Есть ещё и воспитатели в школах-интернатах, в общеобразовательных школах продлённого дня.

Разумеется, характер работы у каждого из этих воспитателей имеет свою, отличную от других специфику.

Самый известный всем нам тип воспитателя – это воспитатель, работающий в детском саду или яслях.

Казалось бы, специфика его работы очевидна настолько, что и написать-то про неё кроме каких-то банальных фраз нечего. На самом деле воспитатель детского сада – это вовсе не специалист по утиранию детских носов и чтению примитивных сказок малышне. И, кстати, это профессия достойна не только женщин. Может быть, вам выпало удовольствие посмотреть старый советский фильм-комедию «Усатый нянь»? Разные зрители воспринимают этот чудесный фильм по-разному. Но лично мне он показался воплощением образа идеального воспитателя. Увы, таких воспитателей, образ которого показан в этом фильме, в реальных детских садах, скорее всего, не было и нет.

Может быть, кто-нибудь из прочитавших эту книгу мальчиков однажды вдруг загорится выбором в пользу не совсем мужской профессии и внесёт в профессию воспитателя дошкольников свежую струю. То, что малышня очень любит мужчин, отлично показано и в старой доброй комедии «Джентльмены удачи». Дело не только в том, что блистательно исполнившего роль заведующего детским садом Евгения Леонова нельзя не полюбить, особенно детишкам. Многие воспитатели вспоминают, что их подопечные малыши всегда с особым любопытством смотрят буквально на любого мужчину, зашедшего в группу, будь то слесарь или просто папа одного из ребят.

Причём, как признаются воспитатели, на появление в группе посторонних женщин (особенно ранее никому из ребят не известных) дети с таким интересом не реагируют. Если же говорить о врачах, то мужчина в белом халате, даже «страшный» зубной врач, вызывает у детей гораздо меньше напряжения, чем врач женского пола. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Наверное, секрет кроется в глубоком прошлом, когда мужчины в обществе доминировали и их возвращение с охоты чаще всего обозначало конец голоду. А может вся разгадка именно в том, что дошкольники вообще мужчин видят редко. Папы с работы обычно приходят поздно, а уходят, как правило, когда ребенок ещё спит. В выходные дни, если добрый папа находит время для общения со своим малышом, для ребёнка это большое счастье. Ну а в дошкольных учреждениях, включая и клиники, мужчина в России – традиционная редкость. И если кому-то из мальчиков в голову вдруг взбредёт идея приобрести специальность воспитателя дошкольников, ему не стоит этой идеи сразу же пугаться. Во многих странах, кстати, малышню воспитывают мужчины. Хотя учёные до сих пор спорят, с какого возраста воспитание ребенка мужчиной идёт на пользу. Мы спорить об этом не будем. Пусть каждый выбирает сам. Просто для мальчиков сейчас, возможно, в России в этой профессии ещё не время проявить себя.

Во-первых, зарплата даже директора детского сада вряд ли какого мужчину сегодня устроит. В частных детских садах – дело другое. Но их пока ещё очень мало. И учредители таких детских садов при подборе директора предпочтение пока отдают женщинам.

Предположим, юноша захочет поступить в педагогический колледж или институт на дошкольное отделение. Ему сразу же придётся преодолевать психологическое сопротивление со стороны разных людей, начиная от родителей и друзей и кончая сотрудниками приёмной комиссии учебного заведения. Запретить юношам получать такие специальности по Закону нельзя, но высказывать своё личное недоумение могут все желающие. На самом деле такое моральное давление юноше выдержать очень трудно. Разве что юношу-инвалида в таком случае «общество поймёт».

Но ближе к делу. Наверняка все знают, чем занимается воспитатель с детьми в своё рабочее время. А вот какие отчёты ему приходится сдавать начальству, мало кто знает. Между тем, требования к работе с детьми государственные органы управления образованием у нас предъявляют весьма и весьма высокие. Помню, я как-то разговорился с одной знакомой воспитательницей, которая хотела получить более высокий разряд. Так вот ей пришлось исписать гору бумаги, обосновывая свои претензии на большую зарплату. В эти обоснования входят и описания методик, которые претендент на следующий разряд применяет на занятиях с детьми, и отчёты о проделанной работе (какие развивающие игры проводили, что с детьми вылепили, нарисовали, какие успехи наиболее заметны и т.п.).

Короче, защищалась она не меньше полгода. А до того, как подать заявление на переаттестацию, по правилам необходимо отработать по уже присвоенному разряду минимум год. Но даже если воспитатель не жаждет повышения разряда, он всё равно ежемесячно сдаёт разные отчёты о проделанной работе с детьми по их воспитанию, развитию двигательных, речевых, мыслительных и прочих навыков.

Что должен уметь воспитатель? Конечно же, прежде всего, грамотно строить отношения с детьми и их родителями. Говоря проще, воспитатель не может себе позволить иметь любимчиков. Иначе он потеряет доверие со стороны других детей (не удивляйтесь, малыши тоже требуют доверия, даже животные его требуют, и человек обязан заслужить его), и тогда работа превратится в сплошное недоразумение. Если на первоклассника ещё как-то можно воздействовать: оценками в журнал, записочками родителям, наказаниями типа «поставлю в угол» и тому подобными глупыми мерами, — то с дошкольниками (особенно в младших и средних группах) такие номера не проходят.

Надо чётко себе представлять, что такое коллективный рёв группы, стихийно восставшей против «тирании» неграмотного педагога. В современном детском саду (государственном – о частном я в таком срезе и речи не веду) даже безудержные рыдание одного капризули заставят вас краснеть и бледнеть как перед родителями, так и перед администрацией сада. А мнение родителей о воспитателе всегда очень много значило.

Помню, мне как-то рассказала моя мама об инциденте, имевшем место с воспитательницей группы, которую когда-то, в трехлетнем возрасте, посещал я. Так вот там эту воспитательницу, вчерашнюю десятиклассницу, родители буквально грудью загородили от произвола чиновницы РОНО. Стремясь освободить вакансию для своей протеже, чиновница задумала уволить нашу Риту-Маргариту (так мы её почему-то звали). Дескать, у неё не было специального образования. Тогда, в 60-е годы прошлого века, с мнением родителей, кстати, начальство считалось в гораздо меньшей степени, чем сейчас. Тем не менее, специально созданная по требованию родителей комиссия постановила нашу Риту-Маргариту на работе оставить, отослав заочно учиться по рекомендации РОНО. Что же так привлекло родителей к этой девушке? Оказывается, большая любовь к ней со стороны её подопечных. Заметьте: не одного-двух особо избранных, а всех двадцати пяти малышей! Каждый ведь, возвращаясь домой, в захлёб рассказывал, во что и с каким удовольствие они с Маргаритой играли. А девочки, думаю, ещё и восхищались, какая Рита добрая, весёлая, красивая, как с ней интересно и хорошо.

И противоположный пример. Я сам до сих пор помню, как не хотел идти в садик, когда знал, что сегодня смена Галины Евгеньевны. К Тамаре Павловне, к Нине Николаевне шёл спокойно, к Любови Ивановне – вообще бегом. К Галине Евгеньевне и ещё одной, имя которой даже и не запоминал, — ни в какую. У Галины Евгеньевны были особо избранные любимчики – капризных, каковым был тогда я, она просто терпеть не могла. В результате полгруппы с ней уживались хорошо, а полгруппы в её смену только ныли и просились домой. Вторую же из этого ряда мы запомнили только как сторожиху, нудным тоном читающую вслух сказки и беспрестанно делающую грубые замечания типа «закрой рот», «вынь руку из штанов», «Лиля, не целуйся с Димой», «ах ты, бесстыдница» и т.д. и т.п. в таком дурацком ключе.

Так вот это главное требование к претенденту на воспитателя – быть с детьми взрослым, но таким, которого легко принимают дети. Причём все дети в группе, даже самые неуживчивые и эгоистичные. Не сумеете заинтересовать их собственной персоной так, чтобы они спозаранку бегом бежали в детский сад (а не плакали, не желая просыпаться, как это обычно происходит с маленькими детишками) – ваша работа с малышнёй превратится в каторгу. Или же вам всё время придётся «воевать» с недовольными родителями, и в конце концов вас всё равно вынудят уволиться. В частный же детский сад такого горе-воспитателя вообще не возьмут.

Итак, надеюсь, вы поняли, что главное в этой профессии – ваша личная гибкость и обаяние. А разные методики – написать сценарий утренника, провести занятие по лепке или аппликации и тому подобные – это всё детали вашего профессионального статуса. В конце концов, выучить все эти рекомендации можно и самостоятельно, не обучаясь в педучилище или пединституте. Но вот способности и настоящую (а не придуманную вами) тягу к такой работе с малышами никакая академия в вас не вложит.

Кстати, эти способности довольно легко проверить. Нужно всего-то посидеть несколько часов с вашим маленьким племянником или соседским малышом. Если уже через полчаса он вас «допечёт», появится повод задуматься.

Но будем надеяться, что всё у вас, дорогие вы наши будущие педагоги дошкольного учреждения, получится. И избранная вами работа станет делом вашей жизни.

Воспитатель в детском доме

Об этой профессии стоит сказать особо, хотя и коротко. В принципе, воспитатель-педагог в детском доме – тот же воспитатель, что и в детском саду. Только у него на попечении, во-первых, дети разного возраста – и малыши, и подростки. А во-вторых, все они в детском доме живут постоянно. И далеко не все воспитанники детского дома – круглые сироты. Многие имеют родителей, лишённых родительских прав. Кадровые работники детских домов говорят, что часто дети продолжают любить таких совершенно никчёмных родителей. И это накладывает на работу с детдомовцами свой специфический отпечаток.

Вообще в детском доме работать воспитателем постоянно и долго могут только люди особой душевной организации. Их обычно две категории. Первая – те, кто не может не помогать ребятам, оставшимся без родительской любви. Это очень сложно. Тем более что среди детдомовцев встречаются откровенные хулиганы или человеконенавистники. Справиться с ними среднему человеку, даже большому профессионалу в области педагогических методик, порой бывает невозможно. Здесь весь фокус в том, что дети с девиантным поведением, с одной стороны, не признают обычной человеческой мягкости в отношениях (мягкость они принимают за слабость), а с другой – терпеть не могут людей подобных себе, то есть наглых, злых, чёрствых. Увы, но такие люди относятся ко второй категории воспитателей, обитающих ныне во многих детских домах. Им-то уж на детскую боль наплевать по полной программе. И нередко случается, что агрессивные подростки, захватывая среди детдомовцев неформальную власть, подстраивают злым, равнодушным к чужой судьбе воспитателям очень неприятные ловушки, вынуждают даже этих чуждых детдому людей уволиться.

Кажется парадоксальным, почему агрессивные дети не уживаются с подобными себе. На самом деле всё здесь логично. Как говорится, два медведя в одной берлоге не переночуют. Двух лидеров в бандитских группировках обычно не бывает. В детском доме же подобного склада воспитанник пытается строить модель своей территории. Поэтому если в детском коллективе создаётся атмосфера нетерпимости к хулигану и обидчику (или, в редчайших случаях, на территории детдома создаётся своего рода маленький конгломерат неформальных лидеров, умеющих давать сдачи), ребёнок с девиантным поведением и выраженными чертами агрессивного лидера всё время норовит из детского дома сбежать. И дольше всех такие задерживаются в домах, где в основном собрались неконфликтные, мягкие по натуре, то есть нормальные ребятишки. Среди таких легче верховодить. Поняли, насколько наблюдательным и гибким должен быть педагог в детском доме?

Но главное – любить детей не декоративно (ой, какие они глазастенькие, а мордочки-то какие очаровательные), а по-взрослому .

Разумеется, профессию воспитателя в детском доме вчерашние школьники, за редчайшим исключением, сознательно обычно не выбирают. Туда попадают, как правило, либо случайно (например, поработал там во время студенческой практики, увлёкся, познакомился с хорошими людьми, прикипел душой к детишкам – решил остаться), либо уже в достаточно зрелом возрасте, сделав вполне сознательный выбор.

Встречаются среди воспитателей детдомовцев и бывшие воспитанники.. Воспитатели из этой категории такой выбор делают чаще всего, как говорится, по зову сердца. Привыкли к детдому настолько, что полностью оставить его уже не могут.

Учебных заведений, в которых готовили бы специально педагогов для работы именно в детских домах, не существует. Есть педагогические училища (колледжи) и вузы. В них обычно получают базовую специальность педагога. Но на третьем курсе можно взять специализацию для работы с детьми-сиротами и детьми с девиантным поведением. Отлично подходит для такой работы и специальность психолога. Но главное в этой специальности всё-таки не наличие профильного образования. Главное – это ваша совершенно не объяснимая с точки зрения рационально мыслящего обывателя тяга помочь мальчишкам и девчонкам с надломленной душой.

Они ведь, по сути, подранки. Если вы искренне мечтаете ужиться с такими детьми и подарить им немного радости своим присутствием рядом с ними, тогда идите. Но испытать свои чувства можно и раньше. Обратитесь в любой детских дом, расположенный не очень далеко от вашего места жительства. Предложите свою помощь в работе с ребятами. Например, провести в детдоме какой-нибудь утренник, встречу, чаепитие, просто поиграть с мальчишками в дворовый футбол. На худой конец, помочь сотрудникам детского дома как обычная рабсила. А на месте прислушайтесь к своим чувствам, пообщайтесь с педагогами, с директором. И если уж укрепитесь в своём выборе, дай вам Бог удачи.

Психологи говорят, что детство во многом определяет черты нашей личности в будущем. Какими мы вырастем, сможем ли добиться успеха, кого будем любить и кого избегать, чем будем заниматься и о чем мечтать – в основе большинства наших поступков будет лежать желание пережить детские эмоции.

Получается, что нашу личность во многом формируют родители и педагоги, в частности воспитатели детских садов. Так профессия «няньки» перетекает в должность «вершителя судеб». Если вы хотите помогать маленьким личностям в становлении полноценными и успешными людьми – эта работа просто создана для вас.

История профессии воспитатель

С древнейших времен представители знати передавали своих детей на воспитание рабам. Такая практика была распространена в Древней Греции, в Древнем Риме и в ряде других государств. Из числа рабов выбирали наиболее ответственных и образованных людей. Обычно это были те, кто занимался науками, либо был мастером в ремесле или военном деле. Если обратиться к древнейшей истории, то воспитателя можно найти едва ли не у каждой известной личности, в частности у Александра Македонского.

Традиции сохранялись на протяжении многих веков. В дореволюционной России труд воспитателей высоко ценили – обычно состоятельные люди приглашали опытных педагогов для своих детей из-за рубежа. Тенденция была обусловлена сильным влиянием на общество педагогических теорий Руссо и Локка. Подавляющее большинство воспитателей составляли женщины, преимущественно уроженки Франции, Германии и Англии.

Во времена СССР воспитатели стали особенно востребованными – большинство родителей было занято работой, и заниматься самостоятельным воспитанием детей в течение всего дня они не могли.

Труд специалистов был и остается востребованным не только в детских садах, но и в реабилитационных центрах, в интернатах, суворовских и нахимовских училищах, в группах продленного дня. Без воспитателей также невозможно представить детские дома и исправительные колонии для несовершеннолетних.

Кто такой воспитатель? Описание профессии

Специалист, который занимается учебно-воспитательной работой. Обычно это педагог, работающий с детьми и подростками, имеющий среднее специальное или высшее образование, наделенный рядом полномочий и широким кругом обязанностей. Он зависит от должностных инструкций и места работы специалиста. В качестве примера рассмотрим ключевые обязанности сотрудника детского сада или интерната:

  • Ежедневный утренний прием детей в группы, передача родителям в вечернее время.
  • Организация питания, при необходимости – докорм.
  • Обеспечение соблюдения режима дня.
  • Наблюдение за поведением детей, выявление отклонений от нормы.
  • Планирование сетки занятий и их последующее проведение.
  • Организация досуга детей и проведение праздников.
  • Сопровождение во время прогулок, всесторонняя помощь ребенку.

Воспитатель – не надзиратель, даже если на него возложены функции строгого контроля (например, при работе с детьми в исправительных колониях для несовершеннолетних).

Главная задача специалиста – обеспечить развитие детей, помочь им сохранить и укрепить здоровье, раскрыть свои таланты и способности. На плечи педагога ложится сложная и крайне ответственная работа – он обязан отвечать за десятки детей из группы не только перед родителями или законными представителями, но и перед законом.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Как получить профессию воспитатель? ТОП-5 ВУЗов России

Одно из обязательных требований к специалисту – соответствие профессиональному стандарту. Согласно положениям, он должен иметь высшее профильное образование, регулярно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. По сей день в детских садах работает не менее 30% специалистов со средним образованием. Однако они проходят курсы повышения квалификации и, как правило, обладают внушительным опытом работы.

Сегодняшним абитуриентам рекомендуется сделать выбор в пользу высшего образования. Авторитет учебного заведения не так важен – ключевую роль играют профессиональные навыки и диплом. Однако чем престижнее университет, тем выше качество подготовки. Рекомендуем обратить внимание на ТОП-5 педагогических ВУЗов России, которые реализуют профильные образовательные программы:

  1. Московский педагогический государственный университет.
  2. Московский городской педагогический университет.
  3. Педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге.
  4. Педагогический университет им. Козьмы Минина в Нижнем Новгороде.
  5. Московский городской психолого-педагогический университет.

Если вы не можете поступить в ВУЗ из-за низких баллов по ЕГЭ или по другим причинам – получайте профильное среднее специальное образование. Ваша цель – окончить колледж или техникум, получить базовые навыки и далее поступить в университет по ускоренным программам. Высшее образование необходимо для законной работы в педагогической сфере в соответствии с действующими нормами законодательства.

Где может работать специалист

Детские сады . Это могут быть государственные и частные учреждения. Специалист может быть сотрудником яслей или заниматься детьми из младших, средних и старших групп. Его ключевая обязанность – обеспечивать развитие ребят, помогать им, развивать таланты, оберегать от несчастных случаев и наблюдать за состоянием физического и психического здоровья.

Специальные училища . Преимущественно это суворовские и нахимовские училища. Большинство воспитателей имеет не только военное, но и педагогическое образование. Специфическая сфера деятельности – устроиться на работу в училище могут далеко не все специалисты. Необходимо пройти узкоспециализированную подготовку, подтвердить квалификацию и обеспечить полное соответствие профессиональным стандартам.

Детские дома и интернаты . К сожалению, не менее 20% сотрудников работают в детских домах и интернатах. Сотрудники учреждений – это не только педагоги, но и опытные психологи. Квалифицированный педагог должен не только развивать ребенка, но и следить за его эмоциональным состоянием. Подавляющее большинство детей – трудные, с надломленной психикой и дефектами в поведении. Работать с ними – не самая простая задача. Во многом именно от вас будет зависеть будущее ребят, находящихся в зоне риска.

Исправительные колонии для несовершеннолетних . Здесь специалисты работают с особенно трудными детьми, совершившими правонарушения. Задача воспитателя – обеспечить именно исправительную функцию учреждения. К сожалению, многие специалисты под грузом сложнейшей работы превращаются в довольно жестоких надзирателей. Допустить это – значит лишить детей шанса на исправление и нормальную жизнь в дальнейшем.

Плюсы и минусы профессии воспитатель

На профориентации многие школьники пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия – воспитатель». Но лишь единицы понимают суть этой профессии и произрастающие из нее обязанности. Отметим ключевые характеристики специальности.

Плюсы профессии воспитатель:

  • Важная, действительно нужная работа – вы получите возможность «создавать» замечательных людей, раскрывать их таланты и развивать способности.
  • Довольно высокая социальная значимость специальности – уважение со стороны окружающих людей.
  • Льготы при работе в государственных учреждениях.
  • Интересная и увлекательная работа для людей, которые искренне любят детей.

Минусы профессии воспитатель:

  • Сравнительно невысокие заработные платы.
  • Груз ответственности, с которым по силам справиться далеко не каждому.
  • Характерная для государственных учреждений бюрократия.
  • Работа в условиях частого стресса.
  • Возможное давление со стороны родителей и руководства.

Профессия обладает объективными достоинствами и недостатками. Они дополняются характеристиками, индивидуальными для каждого места работы специалиста. Постарайтесь учесть все «за» и «против» до поступления. В противном случае вас может ждать разочарование.

Сколько получают воспитатели в России

Средняя зарплата специалистов в России составляет порядка 22 тыс. рублей в год. Лидерство по этому показателю традиционно удерживают Москва (средняя зарплата 29 тыс. рублей), Санкт-Петербург (27 тыс. рублей) и Екатеринбург (26 тыс. рублей). Самые низкие зарплаты в регионах составляют порядка 11 тыс. рублей. Меньше всего, согласно статистике, получают специалисты из отдаленных сел и деревень.

Размер заработной платы во многом зависит от квалификации и опыта, а также от места работы. Так сотрудники государственных учреждений обычно получают меньше, чем специалисты, трудоустроенные в частных компаниях. Однако разница часто компенсируется льготами и другими привилегиями от государства. Что же касается перспектив карьерного роста, то они существуют: рядовая «нянечка» со временем может стать заведующей тем же детским садом, директором интерната и так далее.

Резюме

Я выбрала профессию воспитатель – что делать дальше? Удостовериться в правильности выбора. Мало просто любить детей – вы должны быть готовы развивать их и помогать им. Вы не должны бояться коммуникации с «трудными детьми», вас не должен пугать груз ответственности. Если вы готовы взять на себя ответственность за будущее ребенка, если вы не боитесь давления, готовы много учиться и постоянно повышать квалификацию – эта профессия будет идеальным решением.