Типы темперамента: как воспитывать ребенка меланхолика и флегматика. Системно-векторная психология. Ребенок-меланхолик: как его воспитывать

Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие разные и такие одинаковые, если их объединить по темпераментам. Расскажем о малышах, девиз которых: «Где найти тихое место?».

Общее впчатление от детей-меланхоликов

Меланхолик – мало общительный ребенок ввиду своей чрезмерной стеснительности. Робость и застенчивость просматриваются с самого рождения. Такой ребенок сидит отдельно от других в песочнице, обязательно заплачет, если у него заберут игрушку. Очень нерешительный. Помните Пьеро из сказки «Буратино»? Это типичный меланхолик!

Действия в необычной обстановке

Малыш с таким темпераментом робеет не только в нестандартной обстановке, он часто не отходит от родителей и в обычных обстоятельствах. Меланхолик вряд ли уйдет далеко, если вокруг много нового.

Предпочтения в играх детей-меланхоликов

Нельзя сказать, что ребенок предпочитает исключительно тихие игры. В кругу родных он может много смеяться и шалить. Но стоит появиться незнакомому человеку – и кроха становится тише воды. Ребенок с таким темпераментом предпочитает игры в уединении.

Способность усваивать новую информацию

Усвоение материала зависит от того, как именно он был преподнесен. Если это сделано в игровой форме, интересно, то ребенок впитает знания как губка. Если информация была преподнесена в шумной обстановке, то, скорее всего, дитя мало что запомнит.

Речь у детей-меланхоликов

Несмотря на внешнюю апатию, ребенок говорит выразительно. В речи нет эмоций и чрезмерной жестикуляции. Все в меру. Единственное, что может несколько смущать взрослых – неуверенность.

Особенности засыпания и пробуждения

Спать такой ребенок будет отлично, но несколько может затянуться процесс укладывания. Однако если малыш решил заснуть, то это происходит быстро. Утро у меланхолика (как ни странно) веселое и доброе, поскольку дитя радуется каждому новому дню.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-меланхоликов

Детей с таким характером называют «ангелочками» в детском коллективе. Они неприметны, мало требуют к себе внимания, послушны. Вся скромность и нерешительность улетучивается вмиг, когда меланхолик попадает из детского коллектива домой. Он начинает злиться, требовать, капризничать, нервничать. Причины поведения не связаны с распущенностью либо вседозволенностью. Таким способом малыш показывает свою чувствительность и привязанность. Когда родители оставляют его одного один на один с чужими, кроха может испытывать боль из-за расставания гораздо большую, чем это можно предположить. У него зарождаются негативные эмоции, которые выплеснуть в коллективе он не может, так как там все чужие. А дома – пожалуйста: наступает разрядка.

Лучшая помощь родителей своему чаду – беседы. По пути домой из садика или из школы надо поговорить с ребенком о том, как прошел день, что он чувствовал, насколько комфортно ему было и что встревожило. Если малыш не дает эмоциональную оценку конкретному действию, то это должны сделать родители: ты обиделся, обрадовался, разозлился и прочее. Так меланхолик научится понимать и принимать свои чувства. Дома для него стоит смягчить правила поведения, чтобы он мог избавиться от накопившегося за день напряжения и негатива. Частые похвалы, одобрительные взгляды и объятия с родителями помогут обрести уверенность в себе и эмоциональный покой. Тогда ранимость и обостренная чувствительность станут не отрицательной чертой темерамента, а путем становления великой творческой личности: такой, как композитор Шопен или писатель Гоголь.

Ребенок-меланхолик - послушный и мягкий в общении малыш. Этот ребенок робкий и нерешительный, причем нерешительность - одна из главных черт его характера. Нерешительность присутствует во всех действия и движениях меланхолика. Любая мелочь и, на первый взгляд. пустяк, могут расстроить малыша-меланхолика. И будет большой ошибкой принять эту реакцию за простой каприз. Ребенок чрезвычайно чутко реагирует даже на интонацию голоса. Слезы могут литься вечно, ведь меланхолики боятся всего: и новой обстановки, и новых людей в особенности.

Положительными чертами меланхоликов являются: повышенная чувствительность, сострадание и сердечность, в привычной и знакомой обстановке являются исполнительными работниками. Мягкость и доброжелательность также присуща им.

К отрицательным чертам отнесем излишнюю впечатлительность, застенчивость, замкнутость, пониженную активность, а также в неблагоприятных условиях низкую работоспособность.

Ребенок-меланхолик часто замыкается в себе, привыкание к новой обстановке для него крайне тяжело. Ребенок с типом нервной деятельности меланхолика стремится остаться «за кадром» или «в тени». Для них наказание - трагедия, на отрицательные оценки реагируют крайне болезненно, а на неудачах могут быть подолгу зациклены. Мелочей и пустяков для них не существует.

Любая перемена или изменение привычного образа жизни у малыша-меланхолика вызывает нешуточные опасения. Растерянность и понижение работоспособности характерна для меланхолика в новых и, особенно, конфликтных ситуациях.

Новые знания и навыки даются ребенку-меланхолику тяжело. Из-за недостаточной сосредоточенности он постоянно отвлекается на посторонние занятия и предметы. От любой работы мгновенно устает. Даже за игрой такой ребенок часто утомляется. Движения суетливы и бедны, речь тихая, но при этом выразительная. Малыш плохо засыпает и просыпается, тяжело переходит от одного дела к другому.

1. Главное - не навредить. Это, наверное, главный момент в воспитании меланхолика.

2. Психика ребенка-меланхолика уязвима. Эту особенность стоит учитывать в общении с таким ребенком. Недовольство можно высказать ровным спокойным голосом, не давите и не обзывайте его.

3. Теплые отношения и помощь необходимы ребенку-меланхолику.

4. Часто хвалите ребенка, ему крайне необходима Ваша любовь.

5. За самые маленькие и незначительные успехи поощряйте его.

6. Не упускайте случая показать своему уязвленному ребенку, что Вы очень цените малейшие проявления его заботы.

7. Не стоит делать замечания на людях. Можете этим спровоцировать развитие комплексов.

8. Тактильный контакт в общении с ребенком очень важен. Используйте его.

9. Не перегружайте его. В домашней работе делайте паузы. Помните, даже игры утомляют малыша.

10. Стресс постоянный спутник ребенка-меланхолика. Поэтому постарайтесь избегать соревновательных ситуаций.

11. Нацеливайте ребенка на посильные ему занятия и помогайте достичь в них успеха.

12. В общении с ребенком избегайте приказного тона.

13. Развивайте в ребенке самостоятельность. И при проявлении этой черты поощряйте его.

14. Развивайте в ребенке инициативность и общительность.

15. Страшные фильмы, книги и истории категорически противопоказаны.

16. Помогайте избавляться от страхов.

Помните, что Ваша задача не переделать темперамент, а помочь ему гармонично развиваться.

Для меланхолика отличительными чертами можно считать огромные распахнутые глаза, крупные ушки и широкий рот. При этом личико малыша довольно узкое, а подбородок несколько островат.

Ребенок с трудом засыпает, требуя внимания родителей. Он часто зовет маму, просится . Малыш может угомониться лишь за полночь, а встать с утра довольно поздно. Как правило мамы меланхоликов досыпают беспокойные ночи вместе с детворой и поднимаются с кровати в 10-11 утра.

Меланхолики едят мало и не всегда охотно. Но именно у таких детей очень развито чувство насыщения, поэтому вы никогда не заставите ребенка съесть больше, чем того требует его растущий организм. В процессе кормления ребенок «варит воду» он ковыряется в тарелке, отворачивается от еды, отвлекается. Единственное в чем меланхолику трудно себе отказать - это . Процесс кормления успокаивает его, умиротворяет.

В целом, темперамент ребенка можно описать, как внезапный и противоречивый. С ним никогда нельзя быть уверенным, что те или иные слова или действия не вызовут протеста или негодования. Такой кроха требует деликатного, бережного подхода. Он с трудом переносит любые перемены и не в восторге от новинок.

Малыш-меланхолик очень чувствительный и довольно пугливый. Он вздрагивает от малейшего шума, хлопка балконной двери, включенного фена или лая собаки. Ребенок-меланхолик требует полного погружения в процесс не только от себя, но и окружающих. Например, его сильно сердит, если во время кормления мама говорит по телефону или отвлекается на общение с папой.

Он чутко реагирует на любые изменения: перепад температуры, завывания ветра, новая одежда, незнакомцы, новые места для прогулок или не дай бог переезд - все то довольно большой стресс для меланхолика. Он реагирует на тон голоса, изменение интонации, выражения лица, а в более старшем возрасте и на отдельные слова или фразы. Его это страшно волнует.

Первые три года жизни ребенок-меланхолик очень привязан к матери, она буквально шагу не может ступить без его участия. Такой малыш позже других обретает самостоятельность.

Чужие люди вызывают праведный страх и желание малыша надолго скрыться в объятьях матери. Только с мамой он чувствует себя защищенным. То что ребенок привязан к родителям имеет ряд преимуществ, в том случае, если взрослые готовы посвятить ему достаточно сил и времени. Кроха быстрее учится говорить, раздумывать, принимать решения. Ведь мама рядом, а значит все получится.

В общении с меланхоликом нужно избегать . Ваша речь должна быть максимально спокойной, аргументированной обволакивающей.

То, что малыш очень чувствительный, нужно принять и поддерживать. Он вряд ли станет жестким или дерзким, потому что его утонченная душа этого не приемлет. Задача взрослого научить малыша принимать и ценить свою собственную глубину, объяснить, что он воспринимает окружающий мир чутко, так как этого не могут другие люди. Он чувствует внутренние мотивы чужих поступков, умеет сопереживать, помогать в трудных ситуациях. Это очень добрый и отзывчивый ребенок, которому часто неловко или даже стыдно за те глубокие мысли и чувства которые посещают его разум и сердце.

Растить такого малыша следует в доброжелательной атмосфере, полной радости и гармонии. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Такая поддержка добавляет ребенку уверенности в себе, помогает лучше разбираться в других людях или мотивах их поступков.

Это чудесный малыш, который в компании других детей выглядит миротворцем, желающим, чтобы в мире царило сопереживание, всеобщая радость и доброта. Ребенок готов к разностороннему развитию, но в своем темпе и если тому способствует его окружение. В нервной натянутой обстановке, когда время идет на счет, либо происходит внешнее оценивание малыш может замкнуться и нежелание двигаться дальше. На самом деле малыш не просто не хочет, он не умеет развиваться под давлением. Для принятия решений ему может понадобиться время, а главное, родительская поддержка.

Основные характеристики ребенка меланхолика

  • Повышенная чувствительность на фоне излишней скромности, застенчивости.
  • Замкнутость, неуверенность в собственных силах.
  • Тонкая восприимчивость, обидчивость и ранимость.
  • Доброта, сочувствие, способность к сопереживанию.
  • Мнительнось, избегание неприятностей.
  • Мягкость и доброжелательность.
  • Исполнительность, при этом инициативность и активность понижены.
  • Не способность к обучению или работе на фоне несоответствующей атмосферы или неблагоприятных окружающих условий.

Как воспитывать ребенка меланхолика

У вас растет особый малыш, с которым нужны такие же особые отношения. Ребенок часто волнуется, с опаской воспринимает перемены и трудности, поэтому:

  • Все, что вы предлагаете или делаете, должно быть не внезапным и резким, а размеренным и постепенным.
  • Если вы полагаете, что малыша испугает незнакомый звук, шум или встреча с незнакомцами, готовьте ребенка заранее. Рассказывайте как будет, что зашумит, кто придет в гости.
  • Прилагайте усилия для того, чтобы познакомить или даже подружить ребенка с другими детьми или взрослыми. Создавайте и поддерживайте атмосферу доверия между ними.
  • Просите или убеждайте ребенка спокойным ровным тоном, говорите мягко, без крика, который для меланхолика звучит как взрыв и он просто «глохнет».
  • Помогайте ребенку если вы видите, что ему трудно принять решение или сделать первый шаг. Иногда можно ограничиться советом, а иногда понадобятся конкретные действия с вашей стороны.
  • Предлагайте в качестве примеров достойные поступки, или знакомьте с личностями, делами или достижениями которых можно было бы гордиться. Меланхолику нужны жизненные ориентиры и своеобразные идеалы для подражания.
  • Отведите малыша в спортивную секцию, разделяйте с ним его успехи и неудачи. Спорт помогает малышу развиваться физически, делает более активным и уверенным в себе. Кроме того, именно спорт закаляет дух и помогает преодолевать жизненные трудности.
  • Даже каждая маленькая победа ребенка-меланхолика должна сопровождаться благодарностью.
  • Создавайте теплую домашнюю атмосферу, учите малыша концентрироваться на хорошем и поддерживайте его положительные эмоции, но не подавляйте негативные. Дайте ребенку возможность выразить все свои переживания на словах или слезами.
  • Всегда разделяйте и грусть и печаль. Говорите о том, что вы тоже грустите, обижаетесь, чувствуете неловкость или стыд. Другие люди также испытывают те же самые чувства и в них нет ничего отрицательного.
  • Будьте внимательны, тактичны и с особым уважением относитесь к внутреннему миру своего чудесного малыша.

Основная статья цикла

Это самый «удобный» на свете ребёнок - особенно для занятых родителей. Тихий, задумчивый, старательный и на редкость творческий малыш не станет устраивать шумных истерик и всячески проказничать. Ребёнок с таким типом темперамента как никто другой нуждается в понимании взрослыми его особенностей – в частности, ранимости, впечатлительности и потребности в эмоциональной поддержке.

Типичный меланхолик

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств, сочувствие ко всему живому. Он склонен к самоанализу и постоянно не уверен в себе. Пожалуй, даже в хорошем смысле. Ему уже в раннем детстве понятен и близок смысл крылатой фразы «я знаю, что ничего не знаю».

В детстве меланхолик ведёт себя, как «маленький взрослый» - очень рассудителен, любит находить всему объяснение. Кроме того, он очень чувствителен к совершённым ошибкам, поэтому в школе часто имеет хорошую успеваемость, а в дальнейшем на работе нередко имеет репутацию «передовика».

Малыш-меланхолик обычно предпочитает уединение и ведёт малоподвижный образ жизни. Но его замкнутость вовсе не указывает на душевную чёрствость. Обычно он выбирает среди близких кого-то одного, с кем полностью откровенен, мягок и добр, делится всеми своими переживаниями. Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит ещё больше замкнуться в себе.

Такой ребёнок чаще всего чувствует себя «белой вороной» в коллективе и страдает от этого, несмотря на то, что не испытывает большой потребности в общении. Часто стеснительному меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Разговаривает он негромко, редко спорит, не умеет постоять за себя, часто подчиняются мнению более сильных людей (по крайней мере делают вид, что согласны).

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке, насторожено относятся ко всему новому, с большим трудом принимают важные решения (поскольку в их понимании вообще нет правильных и неправильных решений, есть только множество возможностей с далеко идущими непредсказуемыми последствиями). Люди с таким типом темперамента быстро устают и опускают руки при возникновении трудностей. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия.

Все вышеперечисленное ни в коем случае не делает меланхоликов «неудачниками». Такие дети очень хорошо проявляют себя в творчестве (в дальнейшем это может быть и профессия) – изобразительная или музыкальная деятельность, литература, фотография, дизайн и так далее. Многие из них сильны в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости (например, психоанализ).

Как его правильно воспитывать?

Ребёнок-меланхолик на самом деле очень доверчивый, открытый и добрый. Но таким маленький человек может быть лишь с тем, кого он сильно любит и чувствует себя защищённым. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте свой интерес к его суждениям.

Ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите ребёнка за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на полученный опыт, а не на оценку деятельности. Просите продемонстрировать вам его новые умения, даже если пока что они далеки от совершенства, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с любой задачей.

Если ваш тихий и послушный малыш в чём-то провинился, повел себя неправильно, спокойно сделайте ему замечание. Следите за своей речью и эмоциями, ибо ваш чрезмерно чувствительный малыш их обязательно заметит, примет на свой счёт и в лучшем случае запомнит обиду на долгие годы, а в худшем – может задепрессовать или даже заболеть... Просто поговорите с малышом о том, что произошло, и объясните, почему так не надо было делать. Поверьте, он запомнит это.

Если у вашего малыша в придачу ко всему слабая нервная система, то действуйте в общении с ним всегда осторожно: ласково разговаривайте с ним, предлагайте выходы из различных ситуаций, если он не в силах принять решение самостоятельно. Со временем, избавившись от излишней неуверенности и тревожности, ребёнок научится мыслить и действовать таким образом уже без вашей помощи.

Не бойтесь перехвалить свое чадо - делайте это искренне и как можно чаще: меланхолику очень важно ещё в детстве сформировать позитивную самооценку, поскольку с возрастом сделать это будет всё сложнее. Убедите ребёнка, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом – «людям свойственно ошибаться».

К новому ребёнка-меланхолика нужно подготавливать постепенно, иначе он испытает стресс. Например, если скоро он пойдет в детский сад, можно несколько раз сходить туда с малышом, погулять сначала возле садика, рассказывая, что скоро он будет тут играть с другими детьми и т.д. И так во многом, ведь боязнь новизны свойственна меланхолику от природы и может долго сопровождать его. Задача родителей - помочь ему поверить в свои силы, научить делать шаг навстречу новому.

Такие дети очень нуждаются в окружении, поэтому общение со сверстниками им необходимо, как воздух. Хотя маленький меланхолик с трудом включается в коллективные игры, ему можно помочь преодолеть себя – и тогда он с большим удовольствием веселится вместе со всеми. Научите ребёнка знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Самое важное – никогда не ругайте его за стеснительность.

Учите маленького меланхолика находить выход из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Чтобы немного раскрепостить ребёнка и сделать его уверенней, осваивайте вместе активные виды спорта. Не важно, что это будет - скакалка, мяч или велосипед, но ведь надо же с чего-то начинать! Именно вам предстоит заинтересовать и увлечь малыша спортом, ведь как известно, в здоровом теле – здоровый дух!