В школе работает лагерь труда и отдыха. Как организовать детский лагерь труда и отдыха. I. Общие положения и область применения

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них.

Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться.

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.

Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий. Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их.

Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.

Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Первые дни пребывания в лагере заполнены волнениями и работой. Все советуются, делятся мыслями, предложениями, и лагерь под руками ребят на глазах преображается. Расчищаются площадки, дорожки, подновляются прогнившие ступеньки, ставятся перила, строятся мостики через ручьи и канавки, делаются новые ящики и подставки для цветов. Как грибы после дождя, всюду вырастают новые дополнительные постройки, символизирующие лагерь: флагшток, арка над входом, наблюдательная вышка, сторожевая будка, навесы для дров и инструмента; оформляются стенд пожарной охраны и стенд с образцами узлов, ориентировочная карта лагеря и окружающей местности, стенные газеты, уголок лагерной символики, площадка для костра; навешиваются почтовые ящики; украшается помещение столовой, делаются подсобные приспособления для нее: незамысловатые сушилки, разделочные доски и т. п.; выбирается подходящее место для летнего кино или театра с естественными сценой и кулисами. Какой простор для фантазии и смекалки!

Создаются спортивные площадки, беговые дорожки, площадка для прыгунов из песка или опилок, тир для стрельбы из пневматического ружья, мишени для стрельбы из лука; устанавливаются лагерные термометр, барометр, солнечные или водяные часы. Необходимо также привести в порядок пляжи для купания: расчистить вход в воду, сделать буйки, отремонтировать паром и лодочную пристань, построить водяную горку и вышку для прыжков в воду, плот и др.

В лагерях стационарного типа трудовую деятельность рекомендуется ориентировать на постройки многолетнего пользования. Никогда не давайте рабочее задание детям в форме приказа, без предварительного объяснения. Каждое задание сначала обсудите со всем отрядом, дайте ребятам возможность обдумать детали, поддержите интерес и инициативу детей, создайте впечатление, что они сами решают, как организовать работу и руководить ею.

Только сделанное собственным трудом приносит чувство радости и удовлетворения. Дети могут принимать участие и в более крупном строительстве в лагере, но основная часть работы при этом ложится на вожатого, который организует работу и отвечает за безопасность детей.

Писная Елена Геннадьевна,учительанглийского языка,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгород[email protected]

Кузина Оксана Юрьевна,зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгородк[email protected]

Алесар Любовь Владимировна,педагогпсихолог, МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгорода[email protected]

Лагерьтруда и отдыха как форма социализации личности подростка

Аннотация. В статье раскрывается какна основе социально значимой полезной деятельностиможносформироватьсамооценку, самосознание, потребность подростка в общении и самоутвержденииврамках лагеря труда и отдыха.Ключевые слова: проектная деятельность, система кружков,социальнозначимая трудовая,познавательная и творческая деятельность.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом.По Пиаже, «социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей» .И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».Г.М. Андреева дает более полное определение: «Социализация двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».Среди всех изменений, происходящих в современном обществе, самое опасное по последствиям это превращение нашегообществав общество потребления, что выражается в деградации смыслов труда, социальнойпассивностью индивидов, дефицитом неденежных мотиваций в поведении и поступках людей. Распространение потребительской идеологии как базовой философии жизни, вызываетдеформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Очевидное подтверждение этому переход многих школьных сообществна язык так называемых« образовательных услуг», чтосамо по себе нечто невозможное, противоречащее самому духу воспитания. Опираясь на системно деятельностный подход, мы поделили весь период взросления ребёнка на «ведущие виды деятельности», но не включили в их число продуктивную трудовую жизнь. В содержании школьной жизни ребёнка есть всё, кроме тренировки привычки к труду,а в школьной инфрастуктуре нет ни намёка на воспитывающее призводство.и это ещё одна грань всеобщей инфантилизации населения..Таким образом,уровень социализированностиподростков определяется типом образовательной среды, а именно: теми условиями и возможностями конкретной среды, которые способствуют развитию активности (или пассивности) подростка и его личностной свободы (зависимости).Образовательная среда школы является условием и фактором социализации и развития личности подростков, и от того, насколько школьная среда способна удовлетворить весь комплекс потребностей подростка и сформировать у него систему социальных ценностей, зависит успешная социализация личности иее активное включение в социальнозначимую деятельность» .Важноевлияние в воспитании детей играет досуговая занятость детей и в этом огромная роль отводитсяконкретным педагогическим системам, в том числелетним лагерям, которыеспособнырешать проблемы социальной адаптации подростков, организации здорового образа жизни, развития их позитивной активности. Уже не первый год в школе действует немного забытая в наши дни форма организации отдыха детей в летнее время ‬лагерь труда и отдыха для подростков 1416 лет. Чтобы заинтересовать детей этого возраста пришлось немало потрудиться. Задача педагогов состояла в том, чтобы найти такие формы работы, которые бы позволили почувствовать подросткам свою социальную значимость.Ведь период ранней юности это период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовнопрактического).Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации личности,т.кс одной стороны, трудв силупсихофизиологических особенностей подростков, даёт выход энергии а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом, способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду.Вовторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры. (этому способствует система деятельности кружков по интересам: лингвострановедческого, театра моды, ландшафтного дизайна). Отсюда проистекает и цель программы: «Организация занятости и отдыха подростков, приобщение ихк традициям отечественной и интернациональной культурычерез создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностейна основе социальнозначимой трудовой,познавательной и творческой деятельности».Задачи:1.Организовать трудовые бригады по основным направлениям деятельности лагеря трудаи отдыха2.Формировать гражданскую позицию к традициям и историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению.3.Воспитыватьтолерантноеотношение к другим культурам и друг к другу.4.Способствовать социальной адаптации личности подростков черезвоспитание в детях здорового духа соперничества, реализацию потребностей детей всамопознании и здоровом образе жизни.5.Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализациина пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха,которое составляетосновную задачу юношеского возраста..Новизна программы состоит в том, что полученные знания окультурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях,социальных условностях и ритуалах;знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, способствовалиприобщению к культурным ценностям разных стран ивоплощеныв практической деятельностипо созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужилоразвитию созидательных потребностей детейи способствовалореализации творческих потребностей детей в самовыражении.Ещё на этапе формирования был проведён мозговой штурм « Ау нас во дворе», результатом которого стал проект « Все страны в гости к нам», при разработке которого ребята провели исследование о видах цветников, ландшафтных стилях, сделали зарисовки.Таким образом, создалась положительная мотивация деятельности. А если у ребят появилась цельукрасить, благоустроить свой школьный двор, сделать его непохожим ни на один другой,значит это можно рассматривать как активное включениеподростковв социальнозначимую деятельностьОдним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность побуждение, инициирующее целевую активность ребят: Ради чего организуется действие? Во имя чего достигается цель? Из общеизвестного веера мотивов (страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности…) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка ‬это мотивы: нравственный (благо для другого); познавательный (хочу знать истину); эстетический(чтобы было красиво).

Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации: → самосознание(кто я? Какой я?) → самоопределение (чего хочу?) → самовыражение(как это сделать?) → самоутверждение (могу это!) → самореализация(делай так!) → саморегуляция(могу изменяться и изменяюсь!).Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность ‬один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно: влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов, соревнование как стимулирующий фактор, влияние общественного мнения, наличие конкретной цели,

Наличие перспективы..При организации воспитательного процесса мы исходим из того, чтопозитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социальнообщественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Особенностью нашейшколы является то, что отношения между преподавателями и учениками основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Деятельность лагеря является продолжением воспитательной системы школы, в центре которой стоит личность,которая по словам Сухомлинского«Маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания». Вотпочему наш лагерь получил название « РОСТКИ» Но так как мы говорим о развивающейся личности подростка, то смысл названия можно расшифровать следующим образом: Развиваем

Ответственность, СамостоятельностьТрудолюбие,

Креативность, Инициативность

Работа лагеря труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация наумение выстраивать диалогические отношения.Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным» .Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себячетыре тематических блока, ключевыми компетентностями или ценностными ориентирами которых является проявление «япозиции» подростка в принятии социальных ролей: «яСозидатель», «яРоссиянин», «яЗемлянин»,«яЛичность» Каждый тематический блок содержит основные направления деятельности и ориентирует участников программы на приобщение кобщечеловеческим ценностям через систему трудового,патриотического, культурологического и социальнопедагогического воспитания.Для того, чтобы ребята получили широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, трудовая деятельность была организована в трёх бригадах: « Юные экодизайнеры» реализовывали социальныйпроект, направленный на благоустройство школьной территории«Все страны в гости к нам»«Историки» воплощали в жизнь социальнопедагогический проект, направленный на обновление материалов школьного музея«Мы память в сердце сохраним»«Гайдарики» реализовалисоциальнопедагогический проект,«Творим добро своими руками»направленный на оказание помощи детскому саду, библиотеке, дому престарелых). Таким образом, организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизациюличностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами. Аблагодаря организации разнообразной деятельности учащихся, индивидуальному воздействию на каждого ученика, достигается и общий благоприятный психологический климат.Как видим.. условия лагеря с продуманной системой социальнопсихологической адаптации личности подростков через самореализацию, самопознание, саморегуляцию способствуют формированию личностной культуры, мотивации к ЗОЖ.Результаты работы лагеря:

расширение социального опыта участников программы;

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественнополезного труда; формирование осознанного отношения к себе,как к части окружающего мира.Таблица 1МониторинговаякартапрограммыТИП МЕТОДИКИНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИНАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ,СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)Анкетирование

Сбор и анализ информации

Анкетирование, тренинг, беседы

Рисуночный тест

Наблюдение

изучение интересов и потребностей ребенка

Получение первичной информации обучающихся, условиях семейного воспитания

Изучение мотивации участия в деятельности лагеря

Получение информации о качествах и поступках ребенка черезегосамохарактеристику

Изучение направленности ребенка

изучение самооценки ребенка

Получение информации о характере ребенка

Степень включенности каждого ребенка в деятельностьАнкетирование "Будем знакомы" (в планах воспитателей)

Социальный паспорт лагеря Анкетирование «Почему я пришел в лагерь?» Психодиагностика «Разбуди в себе лидера»

(в планах психолога)

Методика исследования самооценки ДембоРубинштейн(в планах психолога)

Конструктивный рисунок человечка из геометрических фигур (в планах психолога)Опросники «Насколько ты воспитан?», «Какой я?» (в планах психолога)

Планы и журналы воспитания (воспитатели)

ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Мониторинг карта

Цветопись настроения.

Рисуноксимвол, индивидуальная и групповая работа

Ролевые, интерактивные игры и деятельность на взаимодействие

Изучение продуктовдеятельности детей,Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”Получение информации о настроении ребенка

выявление эмоциональных состояний ребенка

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу, взаимодействие со сверстниками

изучение потребностей и интересов «Карта путешествия лагеря»В планах отряда (под контролем психолога)«Карта настроения» работа психолога

(в планах воспитателя)

Ведение «летописи наблюдение, анализ

Демонстрация творческихдостижений участников программыребенка,

Получение обратной связи

Выявление проявления творческой активности детей отрядов», Информация в отрядных уголках(органы детского самоуправления и бригадиры под контролемвоспитателей)Концерты, выставки, творческиеи поисковые задания (в планах воспитателей) ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Рефлексия

Анкетирование,беседы

Наблюдение, фиксирование антропометрических показателей, анализОпределение развитияличности и коллектива: анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делахПодведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делахПолучение информации о том, почему ребёнку понравилось пребывание в лагере

Выявлениестепени удовлетворенности организацией лагерной смены

Выявление степени сохранения здоровья и оздоровления детей«карта личностного роста»;

Анкета«что дал мне лагерь», тест «незаконченное предложение»(интервью с участниками смены) " чем мне запомнилась лагерная смена»

Лагерь труда и отдыха - наиболее распространенная форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся 7-10 классов городских школ работают в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность .

Лагеря труда и отдыха создаются на базе колхозов, совхозов, лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создают отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создает необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяет для жилья здание, обеспечивает постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организует питание. Многие хозяйства строят и оборудуют для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Бывают и палаточные лагеря.

На участке, закрепленном за школьниками, выросла хорошая капуста.

Иногда учащихся размещают в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживают связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Сбор урожая яблок (Закарпатская область).

После работы каждый занимается любимым делом.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере

В летние каникулы многие школьники работают в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах, помогая взрослым на полях, в садах, на животноводческих фермах.

Детский труд в нашей стране запрещен и разрешается только, когда он связан с обучением или воспитанием. Но и в этом случае существуют ограничения. По времени труд подростков строго регламентирован: не больше 4 ч в день. К работе в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах допускаются только школьники, не имеющие медицинских противопоказаний. Учащиеся не допускаются к ряду работ в сельском хозяйстве, в том числе к обслуживанию сельскохозяйственных машин, но есть исключение: трактористом разрешается работать с 17 лет с ограниченной продолжительностью рабочей недели.

Школьникам запрещены работы с пестицидами.

Сам труд, физическая нагрузка должны соответствовать возрасту школьников. При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности и не пренебрегать элементарными предосторожностями.

Пользуются только острым и исправным инструментом. Ручки и рукоятки должны быть тщательно обработаны и не иметь трещин и других неровностей, которые могут повредить руки. Инструмент используют по назначению, применяя безопасные приемы труда. Особой осторожности требует обращение с колющими и режущими предметами: тяпкой, граблями, сучкорезом.

Нельзя загрязнять ручки и рукоятки, прятать инструмент в траву, посевы, кучи травы или сорняков, копны сена или соломы и т. д. Во время перерывов в работе инструмент необходимо складывать в отведенном месте.

Запрещается (даже на короткое время) класть грабли, вилы и маркеры зубьями вверх. Работая вилами, граблями и тяпкой, необходимо быть осторожным, наблюдать за работающими рядом товарищами и действовать так, чтобы случайно не нанести им удара: выдерживать разрыв безопасности.

Во время работы лопатой, тяпкой нужно надевать жесткую и закрытую обувь. Нельзя работать босиком, в босоножках, в тапочках и в обуви, которая легко снимается. При длительном пребывании на солнце нельзя работать без головного убора.

В зоне работы машинно-тракторных агрегатов и в местах, где могут передвигаться тракторы и автомобили, запрещается отдыхать в высокой траве, в борозде, в кустах, в копнах соломы или сена, на обочинах дорог. Выбранное место отдыха людей отмечают днем хорошо видными вешками, а вечером - фонарем (но не костром: он может потухнуть).

тивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965--1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединяющих около 3 млн. школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводятся смотры- конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждаются призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Направление программы

Спортивно - оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально- адаптационное.

2. Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха при МКОУ « Богдашкинская СШ »

3. Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное казенное образовательное учреждение Богдашкинская средняя школа

4. Организаторы программы

Педагогический коллектив МКОУ Богдашкинская СШ

5. Цель программы

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство.

Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.

Закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;

Социально - трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству;

Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни;

Формирование культуры межличностного общения;

Профилактика безнадзорности, правонарушений подростков.

6. Ожидаемый результат

Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка

7. Место реализации программы

МКОУ « Богдашкинская СШ» и филиал МКОУ Богдашкинская СШ в с. Петровское

8. Возраст участников программы

9. Сроки реализации

1 смена - 01.06.17 - 22.06.15г

2 смена - 03.07.2017 - 23.07.2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето - самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в посёлке как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря - помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей - опекаемые.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью от 10 до 20 человек.

Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 7-х и 10-х классов на 18 календарных дней. Каждая бригада работает на различных объектах.

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство. Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.

ЗАДАЧИ:

  • закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;
  • социально - трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству;
  • Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству.
  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни;
  • Формирование культуры межличностного общения;
  • Профилактика безнадзорности, правонарушений среди подростков.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы и виды деятельности

Сроки реализации

1. Подготовительный этап

Работа по подготовке программы с педагогическим коллективом:

  • проведение совещания с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней оздоровительной кампании;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • отбор кадров для работы в лагере труда и отдыха;
  • прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива;
  • прохождение инструктажа по технике безопасности.

с родителями:

  • проведение родительских собраний в 1- 10-х классах по планированию летней занятости детей;
  • проведение анкетирования.

с учащимися:

  • проведение анкетирования;
  • оформление документации.

Разработка документации:

Положение о лагере

Социальный паспорт лагеря

Штатное расписание

График работы персонала

Изучение документов по технике безопасности

Составление должностных инструкций

Приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов

апрель - май

3. Подготовка территории и помещений для работы лагеря

Генеральная уборка помещений и подготовка их к открытию лагеря

Определение фронта работ и подготовка необходимого

май-июнь

Организационный этап

Составление списков отрядов

Подготовка к дальнейшей деятельности по программе

май-июнь

2. Основной этап

Реализация основных положений программы

Июнь, июль

3. Заключительный этап

Психолого -социально - педагогический анализ результатов летней оздоровительной кампании

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

Программа реализуется в течение одной лагерной смены.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Основной состав лагеря - это учащиеся школы в возрасте 14 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, опекаемых, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах от10 до 20 человек.

ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОГРАММЫ

В разработке программы приняли участие педагогический коллектив школы, Лидеры школьного самоуправления, члены родительской общественности, специалисты служб и учреждений района: МКОУ Богдашкинская СШ

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Территория, помещения. При работе лагеря используется территория: МКОУБогдашкинская средняя школа, спортивная площадка, кабинеты: комната отдыха, кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.

Оборудование.

Для успешной реализации программы используется:

Перчатки для сельскохозяйственных работ

Садовый и уборочный инвентарь

Спортивный инвентарь

Аппаратура

Предметы быта

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;

Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;

Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;

Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наличие необходимой документации

Программы деятельности и план работы на смену

Проведение инструктивно-методических совещаний

Памятки и инструктивные карты для воспитателей

Направление деятельности

Формы работы

Нравственно-этическое

Часы общения

Этические праздники и игры

Художественно-эстетическое

Праздники

Конкурсы

Спортивно-оздоровительное

Утренняя зарядка

Соревнования

Эстафеты

Общественно-полезная деятельность

Озеленение школьного двора

Трудовые десанты

Экологические десанты

Досуговая деятельность

Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;
  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве л агеря;
  • Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;
  • Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

Направления деятельности

Патриотическое

Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю.

Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала.

Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию.

Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края.

Включенность участников программы в социально значимые акции.

Спортивно-оздоровительное

Укрепление физического и психического здоровья детей.

Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.

Знание элементарных правил личной гигиены.

Сформированная осознанная потребность в ежедневной утренней зарядке

Знание элементарных правил личной безопасности.

Снижение уровня заболеваемости.

Отсутствие травматизма.

Выполнение режима дня, знание основ правильного питания.

Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др.

Знания об опасных для жизни и здоровья ситуациях; умение правильно повести себя в такой ситуации (правила поведения с незнакомым взрослым, на проезжей части и т.д.)

Досуговое

Организация полноценного культурного досуга воспитанников.

Возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга.

Желание участия в мероприятиях.

Количество участников мероприятий.

Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий.

Ребенок - активный участник массовых мероприятий.

Творческое

Приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.

Саморазвитие детей и подростков.

Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок.

Личная заинтересованность в проведении КТД.

Желание детей и после смены заниматься выбранным видом творческой деятельности.

Социально- адаптационное

Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Создание временного коллектива с характеристиками доброжелательности, терпимости, взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.

Приобретение опыта общения во вновь созданных временных коллективах.

Умение совместно работать и отдыхать.

Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.

Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, проявление чуткости к людям.

Организованность и активность детей отряда.

Трудовое

Приобретение трудовых практических умений и навыков.

Уход за растениями на пришкольном участке.

Количество и качество проводимых трудовых мероприятий.

Прополка сорняков, рыхление, прореживание, полив.

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

ЗАКОН ДРУЖБЫ

Отряд - это сила, отряд - это мощь,

Когда есть кому в коллективе помочь.

Скажу без утайки, ребята, без лести:

Где слаб я один, там сделаем вместе!

ЗАКОН ЧЕСТИ

Работай с отдачей, добросовестно, честно,

Тогда результат всем понятен, известен:

Цели добьешься, порадуешь всех.

Ждет же отряд твой - только успех!

ЗАКОН ДОСТИЖЕНИЙ

Пусть порой не хватает сноровки -

Овладеем наукой труда!

Наш отряд в рабочей спецовке

Не отступит с пути никогда.

ЗАКОН НЕРАВНОДУШИЯ

Если искренне желаешь свое счастье обрести,

Мимо страждущих и слабых ты старайся не пройти.

Подари кусочек сердца людям, городу, друзьям.

Пусть душа твоя стремится только к праведным делам.

ЗАКОН ТРУДА И ОТДЫХА

Если все ж устал ты вдруг,

Сделай паузу, мой друг.

Ты с отрядом отдохни:

Конкурс, игры проведи.

Пообщайся неформально -

Это тоже актуально.

Ведь работать веселей,

Когда рядом сто друзей.

Организация трудовой деятельности

1. Включать формы трудовой деятельности, отражающие суть направлений школьной детской организации: «Сами с усами!», « О! Спорт! Ты - мир!», « Мы любим искусство!» и др.

2. Выбирать объекты труда, исходя из половозрастных и психофизических особенностей детей.

3.Организовать соревнования в детских коллективах на основе сотрудничества и соуправления.

4. При подведении итогов выполнения трудовых заданий основываться на принципах гласности, объективности, систематичности.

5.Соблюдать охранительный режим, оптимальную нагрузку через индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам.

6. Соблюдать правила техники безопасности и основ безопасной жизнедеятельности.

Работа на пришкольном участке по выращиванию овощей для нужд школы.

Обязательны при организации общественно-полезного труда:

Учет физиологических и половозрастных особенностей;

Четкое разъяснение трудовых поручений;

Проведение инструктажа по технике безопасности,

Четкое распределение времени;

Мотивирование;

Создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);

Подведение итогов.

2.Общественно-полезная трудовая деятельность, включающая в себя:

Повседневную заботу о чистоте, озеленении и благоустройстве закрепленного участка школьной территории;

Трудовые десанты: «Зеленая, чистая улица». «Цветущий двор», операции: «Уют», «Чистюля» и др.

РЕЖИМ ДНЯ

Встреча детей

Утренняя линейка, перекличка, планы на день.

«Трудовой десант».

Мероприятия, проводимые по плану работы Лагеря

Отправка домой

План работы

Мероприятие

Открытие лагеря труда и отдыха

Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД

Знакомство с режимом, планом работы

Оформление фотолетописи Лагеря

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Беседа по ЗОЖ

Однодневный поход

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры- футбол

«Трудовой десант» - благоустройство цветника

Оформление летописи Лагеря

Беседа по БОЖ

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

«День Нептуна»

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры - волейбол

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры- волейбол

Экскурсия в лес за материалом для поделок

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Спортивные игры- «Весёлые старты»

Оформление летописи Лагеря

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры- футбол

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры- баскетбол

Народные игры - лапта

Народные игры - «Казаки-разбойники»

Трудовой десант» -работа на пришкольном участке

Экскурсия на водоем

«Трудовой десант» -работа на пришкольном участке

Народные игры - «Чижик»

«Трудовой десант» - работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Закрытие смены

По словам многих детских психологов и педагогов, переходный возраст - это очень сложное и трудное время. Но это ещё и возраст, когда точно знаешь, что мир вокруг потрясающе интересен и просто-таки необъятен.

Нынешним летом подростки, если повезет, смогут не просить денег у родителей, так как у них есть возможность отправиться в трудовой лагерь. Уже за полгода до начала каникул некоторые родители начали записывать туда своих чад. Давайте выясним, чем же привлекает подростков "работа летом".

Трудовой лагерь - всё, как у взрослых

"Работа за гроши" для молодых людей не самый лучший вариант. Тем не менее лагеря труда и отдыха (ЛТО), которые возродились относительно недавно после многих лет забвения, хоть и не сделают ваших детей миллионерами, но все же на них у родителей бешеный спрос. Подростки разделяют такую позцию. Так в чем же дело?

От работ, которые выполняет ребенок, будет зависеть и его заработок, а также на него влияют и возможности, которыми располагает сам трудовой лагерь. То есть чем лучше устроишься, тем лучше платят, как и во взрослой жизни. Благо, сейчас выбор есть, в последние годы список предприятий, которые готовы предоставить рабочие места подросткам летом, значительно увеличился.

И денежно, и приятно

По словам специалистов в области образования, самый большой спрос — на детские трудовые лагеря, в которых выполняют посильную для их возраста работу: собирают спелые ягоды, пропалывают грядки. Конечно, собирать ягоды приятнее, чем пропалывать грядки, но за прополку платят больше. Кому что нравится. И главное, что это будет происходить среди сверстников. То, что больше всего нужно в данном возрасте - своя среда.

Занимаем места

Детские трудовые лагеря могут быть с дневным или круглосуточным пребыванием. В основном в них отдыхают и работают подростки в возрасте 14-18 лет. Можно также найти трудовой лагерь для школьников и в загородных оздоровительных учреждениях, здесь можно совместить и профориентацию, и отдых. Но на такое трудовое лето большой спрос, поэтому лучше договариваться раньше. Еженедельно проводятся культурно-массовые мероприятия, в том числе спортивные турниры и праздники. Летний трудовой лагерь для подростков, которые уже чувствуют себя почти взрослыми, - идеальный вариант. Многие дети с удовольствием идут туда, где можно попробовать свои силы в разной деятельности, которая будет полезна не только для них, но и для общества.

Трудовые лагеря процветают

Найти информацию и данные про каждый трудовой лагерь для подростков можно во всех городских и районных управлениях образования, а также и в обычных средних школах. Словом, и сами подростки, и их родители могут легко найти, куда можно обратиться с этим вопросом.

Ребенок сам может выбрать, какой работой он может заняться. Предлагают занятость по благоустройству территории лагеря или предприятия: мелкий ремонт и строительство досуговых и спортивных площадок, хозяйственных помещений, поддержание чистоты в корпусах и на территории, Еще можно поработать в сельскохозяйственном секторе. Это уход за различными с/х культурами: посадка, прополка, полив.

О чём не стоит забывать

Конечно, трудовая подобная деятельность регламентируется нормативными документами по организации труда детей. Отдыхать и трудиться ребенка можно отправить не раньше, чем ему исполнится 14 лет. Трудовой лагерь для школьников предлагает занятость на основании гражданско-правовых договоров. Но заключение такого договора возможно только лишь с детьми, которым уже исполнилось 16 лет. Если ребенок младше, трудовой лагерь потребует письменное согласие одного из родителей или законного представителя. Также может потребоваться разрешение врача, подтверждающее, что нет проблем со здоровьем. Как и всегда, трудовой договор подписывается в двух экземплярах, один из которых остается у работника-подростка, а другой - у работодателя. По этому договору наниматель обязан выплачивать ребенку зарплату за работу в зависимости от ее сложности, качества, квалификации работника и с учетом фактически отработанного времени.

Дети будут выполнять строго нормированную, посильную работу в условиях, которые оговорены специальными законами и нормативными актами. И вот даже при том что дети будут заняты размер заработка выплачивается соответствует доходам работников таких же категорий при полном рабочем дне. Также оплачивается труд школьников по сдельным расценкам, которые действуют для взрослых.

Планы на ближайшее время

Трудовой лагерь для школьников станет широко распространенным явлением. Такие места отдыха планируется открыть во всех регионах страны. И не только в городах, но в сельской местности, где дети часто помогают при сборе урожая или же по хозяйству. В стационарные оздоровительные учреждения можно отправить детей до 14 лет, а вот ребята постарше могут поехать в трудовой лагерь для подростков. В большинстве случаев это частные предприятия, которые сотрудничают с администрацией города или села. Разнообразные программы и виды работ, которые они предлагают, ориентированы на определенный возраст. В ближайшее время планируют создать трудовые лагеря, отправляя в которые детей, можно быть уверенным, что они будут среди сверстников, и им будут предложены работы с учетом их интересов и особенностей. Так как ребята будут заняты неполный рабочий день, они смогут на досуге сходить в кафе, посетить парк или прогуляться по магазинам. Конечно, до какой степени предоставлять ребенку свободу, следует оговаривать при подписании договора.

Огромная польза

Подчеркнем также и пользу от такой работы для подростков. Теперь у детей, вместо обычного шатания по улицам, будет Такой труд подготовит их к ответственности, которая ждет детей в дальнейшей жизни. Главные цели, которую преследует трудовой лагерь для школьников: формирование нормативного поведения, коррекция поведенческих стереотипов несовершеннолетних, приобщение к производственным отношениям и дисциплине, привитие трудового навыка. Не стоит забывать, что каждая семья - отдельный мир. Есть родители, которые могут отправить свое чадо на море, а другие думают, как его прокормить. Для таких семей летний трудовой лагерь - самый лучший вариант, потому что ребенка там покормят. Также нельзя сбрасывать со счетов и для подростков будет организована не более 4 часов в день по направлениям, которые сам ребенок и выбирает. Также очень важен и который в данном случае будет состоять из сверстников.

Кто-то может сказать, что в трудовой лагерь в большинстве случаев будут отправлять городских детей, так как ребята, которые живут в селе, и так летом без работы не сидят. И в этом есть доля правды - городские подростки часто находятся без присмотра и без дела.

Итоги

В летних лагерях труда и отдыха, помимо физической работы, детей ждут также групповые и индивидуальные встречи, которые совмещают в себе просветительные и профилактические беседы. В любом случае подростки не будут предоставлены сами себе и смогут не только отлично отдохнуть, но и заметно прибавить в свой кошелек наличности, чем будут особенно гордиться. Именно в летних трудовых лагерях есть возможность для детей проявить свои таланты, научиться отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других, спорить и вместе достигать какой-либо цели.