Виды художественной вышивки. История вышивки крестом: создание и справка, русская кратко, возникновение на Руси, появление в России

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц.

Нельзя сказать, что увлечение вышиванием - удел барышень и крестьянок, коротавших за кусочком канвы долгие пустые часы. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки - рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения, сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства, так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и вкусу.

Счетный крест - лидер жанра

Наверное, самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за вечер. Если техника придется по душе, уже через день-два у вас появится небольшой рисунок, выполненный цветными нитками. Одно главное правило - все крестики должны быть выполнены в одном направлении.
Этот вид вышивки появился вместе с ткачеством. Домотканая материя была грубая и одноцветная, на нее так и просились яркие узоры: птицы, цветы, орнаменты.

Крестики можно выполнять нитками хлопковыми, шелковыми или шерстяными. Сейчас появилась возможность приобрести мулине металлизированное или светящиеся в темноте. Можно вышивать хоть солнце, хоть звезды. Обычные милые цветочки и смешных зверят, конечно тоже. Цветочки эффектнее из хлопковых или шелковых крестиков, а зверюшек лучше шить шерстью - так они пушистыми получаются.

Для всегда берет за основу схему - разбитый на мелкие клеточки рисунок. Его можно купить, а можно сделать самим (с помощью специальных компьютерных программ) из любой понравившейся картинки или фотографии. Работа выполняется на особой равномерной ткани () или на вставках из нее. Канва бывает разных цветов и размеров клеточек-основ, выбор огромный. Обычно вышитый крестиком сюжет пришивается к основному полотну, если ему уготована судьба не картины, а практического предмета.

Вышивка лентами - новое из забытого старого

Техника вышивки тоже очень древняя, но сейчас переживает новый подъем. Ее так хорошо забыли, что она снова стала модной. Популярность объясняется не столько всплеском интереса к букетикам атласных цветов, сколько грандиозными возможностями в выборе материалов, руководств и схем.

Сейчас мастерицы могут позволить себе выбирать самые разнообразные ленточки для работы. Они могут быть любой ширины, плотные атласные или полупрозрачные из органзы.
Самый популярный сюжет для - цветы. Они получаются просто как живые, абсолютно узнаваемые и очень нежные.

Множество наборов появилось в продаже и по ним ее легко освоить самостоятельно. Начинающим можно начинать с . Удобно, что украшать шелковыми розами или подснежниками можно любую деталь одежды, мастерица свободна в выборе основы.

Гладь - живопись нитками

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс - возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальшица должна знать все и умело использовать их.

Профессионально выполненная вышивка гладью - настоящее чудо. Объемный аккуратный рисунок, с переливами цвета, появляется на ткани и кажется иллюстрацией из красивой книжки.

Ассизи родом из Италии

Одна из древнейших разновидностей вышивки, сочетающая крестики и шов гольбейн получила свое название от «тезки» - итальянского городка, где она и появилась. Техника предполагает использование в работе нитей одного цвета, при этом счетными стежками (крестиками обычными или удлиненными) зашивается не изображение, а фон.

Почти тысячу лет мастерицы выполняют работы в этой невероятно стильной и изысканной технике, но и сейчас она часто встречается. Освоить ее легко, работа одним цветом тоже ускоряет процесс, поэтому новичкам вполне можно советовать браться за освоение ассизи и ожидать быстрых успехов.

Ришелье, но не кардинал

Одна из разновидностей глади, почти всегда - одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вышивка ришелье — довольно трудоемкий процесс, но небольшой орнамент кому-то, возможно, доводилось делать даже на уроках труда в школе. Это вполне по силам рукодельнице без опыта, не требует какой-то особенной ткани или ниток. Подойдет любая хлопковая или льняная материя и в тон к ней нитки.
Для ришелье используют специальные схемы, рисунки, которые нужно переводить на ткань. Его можно нарисовать и от руки, главное - сделтаь линии ровными и правильно распределить участки-«дырочки».

Роскошная вышивка бисером

Техника очень старая. Первые виды в глубокую старину выполняли речным жемчугом, бусины из стекла тогда еще не научились делать. Эта техника похожа на крестик, работа ведется тоже по схеме, где каждый цветной квадратик соответствует бусинке определенного оттенка. Постепенно, бусинка за бусинкой, складывается целый рисунок. Бисер следует пришивать к основе очень прочными нитками того же тона, что и ткань. Схемы для вышивки крестом можно использовать для бисерных работ и наоборот.

Готовая работа представляет собой поистине волшебную картину, мягко мерцающую разными цветами.
Возможность выбрать для работы самый разный бисер открывает неисчерпаемые возможности для создания диковинных цветов и птиц. Любая из них сделает косметичку или вечернюю сумочку дорогим шедевром. А еще можно вышивать просто сказочные украшения. Браслеты, ободки, броши, украшенные вами, необыкновенно украсят вас.

Вышивка по-бразильски

Один из экзотических «представителей» - бразильская вышивка. Техника создания объемных элементов рисунка, выполняемая нитями искусственного шелка. Особенности ниток (их скученность) позволяют «плести» с помощью иглы настоящие кружева-лепестки.

Множество швов используют мастерицы этой школы и в готовом изделии цветочки, листики и птички выглядят просто сказочными и невесомыми. Готовые орнаменты похожи на аппликацию из вывязанных тонким крючком элементов. Эту технику выбирают энергичные особы, которым по душе карнавал ярких красок.

Царское золотое шитье

Золотое шитье еще с одиннадцатого века ведет свою историю. Как вид ручного труда оно развивалось при монастырях. Тончайшими нитями из чистого золота не прошивали ткань, а украшали ее, прикрепляя металлические проволочки другими нитками, в тон или контрастными. Техника очень сложная, материал невероятно ломкий и «капризный», поэтому к квалификации мастериц-золотошвеек всегда были самые высокие требования.

Сейчас этот вид декоративной вышивки продолжает существовать, металлизированные нити сделали его более доступным, но не менее трудоемким. Вышивка золотыми или серебряными нитями очень хороша на темном бархате и шерсти.

Доступная сутажная вышивка

Это вид вышивки, при которой на ткани-основе выполняется аппликация из декоративного шнура - сутажа. Шнур имеет по серединке удобный желобок, который позволяет легко прошивать его и пришивать в лбом положении. По сути похоже на золотое шитье, но намного легче в исполнении и готовая работа не требует какой-либо осторожности при обращении с ней.

Очень популярно украшение летней одежды, изготовление в .
Выбор сутажного шнура очень большой, можно использовать контрастные цвета или полностью повторяющие оттенок основы - в обоих случаях вещь получается необыкновенно эффектная.

Хандаргер - родом с севера

Этот вид декоративного шитья родом из арабских стран, но постепенно добрался до северных стран, обосновался в Норвегии и получил там очень большую популярность при изготовлении национального костюма.

Этот стиль вышивки удивительным образом сочетает крестик и гладь. Он так и называется - счетная гладь. Работа выполняется на ткани равномерного переплетения и стежки обязательно считаются, рисунок получается геометрически правильным. Немного хандаргер похож на нашу мережку, он тоже использует много ажурных элементов, но не по краю, а в центре.

Замечательно смотрится ажурный хандаргер в сочетании с вышитыми крестиком элементами.
Работы, вышитые в этом стиле, замечательно дополнят стиль рустик, отлично сочетаются они с народными мотивами.

Алмазная вышивка - узор без иглы

Очень близкая техника к вышивке крестом, но по сути является мозаикой. На клейкую основу нужно выкладывать ряды цветных стразиков. Это не требует никакого опыта и подготовки. Единственное, начинать лучше с маленького набора, чтобы оценить свои силы и саму технику.

Схемы для выпускаются в большом разнообразии, практически любой рисунок можно выполнить в этой модной технике. Согласитесь, что немного блеска украсят любой рисунок, особенно что-то волшебное или романтичное. Готовую мозаику лучше всего покрыть лаком или поместить под стекло.

С чего начать: инструктаж перед стартом

Все виды ручной вышивки легко узнаваемы и имеют свое индивидуальное лицо, но есть общие правила для работы в любой технике:

  1. - обязательно, специальная игла - очень желательно.
  2. Небольшой сюжет под силу вышить любому, поэтому знакомство лучше начинать с него.
  3. Готовый набор в выбранной технике - прямой путь к успеху.
  4. Качественную вышивку можно выполнить только при отличном освещении.
  5. Беритесь за работу, если появилось хотя бы 15 минут свободного времени.

Разные техники вышивки позволяют создавать настоящие картины, многие из них можно смело назвать произведениями искусства. Выбранный по душе вид рукоделия украсит вашу жизнь в прямом и в переносном смысле: вокруг появится много нарядных вещей и каждый день станет ярче, интереснее.

Это метод вышивания рисунка на канве при помощи иглы и цветных нитей мулине, либо других нитей. О том, где впервые начали вышивать крестом точно неизвестно. Предполагают, что вышивка крестом появилась вместе с возникновением первого стежка. Он был впервые сделан первобытными людьми при помощи каменных игл во время изготовления одежды из шкур животных. Для вышивки крестом использовали следующие материалы: конопли, нити льна, жилы животных, шерсти и хлопка, широко применяли натуральный волос. До сих пор вышивка крестом используется для украшения жилища, одежды, обуви. С течением времени, произошло усовершенствование искусства украшения тканей с помощью нитей и игл. На сегодняшний день вышивка может быть реализована не только вручную, но и при помощи машин. Прогресс наблюдается и в художественном оформлении вышивки. Все чаще используется орнамент и сюжетный рисунок.

На Руси вышивка крестом считалась занятием приближенных. В их число входили представители знати и монахи. Для вышивки использовали дорогие материалы, такие как жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные нити, бархат, шелк. Дорогой вышивкой украшали одежду членов царской семьи, бояр и церковнослужителей. Вышивали на Руси исключительно женщины. Девочек с 5-6 лет начинали приучать к этому нелегкому ремеслу. К 12-13 годам барышня должна была самостоятельно вышить себе приданное. Оно включало в себя постельное, головные уборы, скатерти. Перед свадьбой все работы демонстрировались при людно. Чем богаче было убранство невесты, тем больше ее ценили.

Наборы вышивки крестом.

Наборы для в ышивки крестом - это комплект необходимых для вышивки приспособлений, то есть то, что будет использовано в процессе работы. Он включает в себя канву со схемой, специальные нити определенных цветов, иглу и инструкцию. Наборы подходят как для продвинутых, так и для начинающих рукодельниц. Отличием простой вышивки является наличие в наборе до 10 цветов мулине и нанесение рисунка только лишь посередине канвы. Простая детская вышивка относится к числу таких наборов. Наборы вышивок для продвинутых мастериц включают разнообразие оттенков ниток мулине, а также техник вышивания, таких как полукрест, крест, бэкстич. Наборы для вышивки крестом различают и по другим критериям. Например, по качеству ниток. В более дешевых вариантах могут встречаться синтетическое мулине. Лучшим выбором будет хлопковое или шерстяное. Следует обратить на этот нюанс более пристальное внимание, так как качество нити влияет на результат проделанной работы. Схемы в наборах подразделяются на цветные, черно-белые и цветные знаковые. Начинающим рукодельницам будет проще работать с цветной знаковой схемой, потому что на ней лучше просматриваются детали.

Это вспомогательные рисунки для ускорения и упрощения процесса рукоделия. Их, как было сказано выше, условно подразделяют на несколько видов: цветные схемы для вышивки крестом, черно-белые знаковые схемы для вышивки, цветные знаковые схемы.

По размеру схемы бывают большие (30Х40см), средние (20Х30см), маленькие (10Х15см). Чтобы понять, насколько вам интересно рукоделие, попробуйте вышить небольшую простую схему вышивки . Если сам процесс покажется нудным, скучным и обыденным, значит стоит заняться чем-то другим, менее монотонным.

Рассмотрим схемы вышивки крестом более подробно. Существует несколько видов схем: легкие схемы для вышивки с одним элементом, средние простые схемы с маленьким сюжетом и сложные схемы вышивки крестом , которые включают в себя пейзаж, людей и животных. Фон в случае использования сложной схемы полностью заполнен мелкими деталями и элементами. Схемы для вышивки крестом подразделяют по количеству используемого мулине. В простых схемах, количество мулине достигает 10 цветов, средние включают в себя 10-20 цветов, сложные схемы используют около 20-ти и более цветов мулине. При покупке схемы, обратите внимание на рисунок. На нем не должно быть слишком много полутонов, иначе вам придется нелегко в процессе рукоделия.

По плотности нити схемы для вышивания бывают с одной плотностью сложения нити для всей вышивки, вышивка сюжета и фона рисунка нитями разной плотности сложения и вышивка отдельных элементов на рисунке и фоне рисунка разными сложениями мулине. Производители наборов указывают, во сколько складывать мулине при вышивке тех или иных деталей. Работа при вышивке в несколько нитей кажется более объемной, при вышивке в одну нить наоборот. Если происходит чередование стилей вышивания, то рисунок как бы играет бликами, постоянно переливаясь.

По количеству стежков схемы вышивки крестом подразделяются на несколько видов стежков, пара видов стежка и один вид стежка. Начинающим лучше использовать схему с одним или парой видов стежков. В противном случае теряется интерес к работе.

Перечислим основные виды вышивки: объемная вышивка, вышивка бисером, вышивка гладью , вышивка лентами, вышивка крестом. Самые простые виды вышивки, которые можно порекомендовать начинающим рукодельницам - объемная вышивка, вышивка бисером и вышивка крестом. Часто встречается комбинация разных видов вышивки. Например, вышивка бисером и вышивка крестом.

Самое главное - это начать процесс вышивания! Он может показаться вам очень увлекательным, занимательным и интересным. Старайтесь приобретать необходимые навыки работы. Если что-то не понятно, всегда можно почитать форум в интернете или найти нужную вам статью.

История возникновения и развития вышивки крестом

Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать . Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.

Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.

Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э.

Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.

Первоначально на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения - дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.

Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить вышивать уже с 5 -6 лет, а к 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца (их было около ста) и головные уборы. Уже перед самой свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерственевесты.

Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.

Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.

Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.

Надеемся, что данная история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже изучить истоки вашего любимого вида рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.



Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючкамив вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центреОна выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, длямолодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции народной вышивки.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.

Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.

С чего все началось?

Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас - это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.

Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.

Вышивка крестом

История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ - крест - являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.

При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.

Вышивка как знак внимания

В ходе течения истории вышивка крестиком ближе к XVIII веку становится доступной практически всем, при этом она постепенно утрачивает основную смысловую нагрузку и сакральный смысл и приобретает больше декоративный характер. Рукодельницы-умелицы украшали не только одежду и предметы интерьера, но и таким образом могли выказать свою симпатию понравившемуся парню, вышив для него рубаху, пояс или кисет для табака.

После падения «железного занавеса» популярность вышивки в России ненадолго упала ввиду засилия новомодных вещей с запада, но в последние несколько лет тяга к этому кропотливому творчеству снова набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что история вышивки еще не закончилась.

Когда люди начали вышивать?

Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.

В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.

Мстерская вышивка

Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней - простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.

XIX век и начало XX - это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.

Еще один вид русской глади

В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида - владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже - зеленого.

Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.

Рукоделие с лентами

В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.

Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты - нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.

В заключение

О возникновении разных стилей вышивки в истории мира можно рассказывать еще долго, так как их действительно много: нежное ришелье, потрясающее скандинавские шитье «хандаргер», итальянская ассизи - техника, сочетающая крест и гольбейнский шов, потрясающее барджелло - флорентийская вышивка, которая до сих пор очень популярна. Каждый может найти что-то свое в любом виде взаимодействия цветной нити, иглы и ткани и создать свой шедевр.