Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории. Воспитание и образование в рабовладельческом строе Воспитание детей в рабовладельческом обществе

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 1

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века . 15

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в. 23

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. 31

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв. 41

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики. 86

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века. 105

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в. 114

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX в. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 11. Педагогические течения начала XX века. 124

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 134

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 г. 146

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века. 155

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 162

План:

I. Предмет и задачи истории педагогики. Концепции происхождения воспитания.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления.

III. Воспитание в рабовладельческом обществе:

1) воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет);

2) воспитание в государствах Древней Греции (Спарта, Афины);

3) воспитание и школа в Древнем Риме;

4) воспитательная практика древних славян (идеи народной педагогики).

Глоссарий:

1. История педагогики – отрасль педагогических знаний, в рамках которой изучается состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных этапах развития человеческого общества.

2. Воспитание (в широком, социально-философском смысле) – процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, передача жизненного опыта от старших поколений последующим.

3. Воспитание (в узком, профессионально-педагогическом смысле) – целенаправленный, двусторонний, специально организованный процесс организации педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.

4. Жреческие, общинные, повышенные школы – система школ в рабовладельческую эпоху в Индии.

5. Конфуцианство – официальная идеология образования и воспитания в Древнем Китае.


6. Жреческие, царские школы – система школ в Древнем Египте.

7. Агеллы – школы для мальчиков в системе спартанского воспитания в Древней Греции.

8. Мусические школы, палестры, гимнасии, эфибии – школы в системе афинского воспитания в Древней Греции.

9. Элементарные и грамматические школы, школы риторов – система школ в Древнем Риме.

1.1. Предмет и задачи истории педагогики История педагогики (см. глоссарий) является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку дает знания о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения учителя и педагогического профессионализма.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной общественной эволюции.

Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представитель этой концепции Шарль Летурно (французский социолог, 1831 – 1904 гг.) сближал воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Он связывал воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция , с позиции которой выступал американский профессор педагогики Пауль Монро (1869 – 1947 гг.), также считавший, что воспитание основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе, как и в первой концепции, игнорируются социальные корни воспитания, оно сводится только к психологическому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая ) Авторы биосоциальной концепции К.Маркс (1818 – 1883 гг.), Ф.Энгельс (1820 – 1895 гг.) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

4. Духовно-культурологическая концепция возникновения воспитания, созданная немецким педагогом Карлом Шмидтом (1819 – 1864 гг.), утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений, которые получают свое воплощение во всех областях жизни, дают возможность духовного развития человека, обусловливают возникновение и развитие культуры.

Эти концепции по-разному рассматривают истоки возникновения и развития воспитания, но все их авторы сходятся в одном – воспитание (следовательно, и обучение) во все времена предстает как явление социальное.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках. Эти характеристики определили человеческое воспитание при его зарождении как особый вид деятельности. Социальная функция воспитания (и обучения как его части) заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

В ракурсе рассмотрения теории и практики обучения и воспитания как социальных явлений и одновременно педагогических про цессов мы и будем изучать курс истории педагогики.

1.2. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления. Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека. Воспитание в первобытных сообществах выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания человека. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

В глубокой древности, когда еще в первобытнообщинном строе не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача накопленного предшествующими поколениями жизненного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность, результат которой в конечном итоге – пища как средство выживания. Дети, включаясь в эту деятельность с самого раннего возраста, подражая взрослым, общаясь с ними, усваивали знания обо всем, что касалось вопросов выживания в сложных природных условиях – об охоте и ловле рыбы, о собирательстве съедобных растений и грибов, об устройстве нехитрого быта в пещерах. Они овладевали различными умениями и навыками применения этих знаний в своей жизни.

По мере совершенствования орудий труда, что позволило добывать больше пищи, укрываться от холода и других природных стихий, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения. Воспитывали нравственность в детях в соответствии с выработанной к этому времени морали как совокупности норм, регулирующих поведение члена племени, его отношения к другим племенам и т.д. Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.

1.3.1. Воспитание в рабовладельческом обществе. Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет). Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до нашей эры.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой, низшей кастой, были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшим привилегиями пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы . Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование носило, прежде всего, религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, логику и др.). Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы , где обучали письму, чтению (грамоте), воспитывали трудолюбие, терпение и послушание.

Основная цель научить трудолюбию.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпеливость и трудолюбие. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8 – 12 лет.

Существовали в Индии и, так называемые, повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые было введено такое математическое понятие, как «нуль», разработан счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а в последующем – буддизм.

Персонание человек который внес вклад в развитие педагогики.

У истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг. до н.э.). Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства, он выступал против монополии брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана), обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него, отшельника и гуру (учителя) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились крупные центры образования (в Такшашиле – ныне г. Таксила в Пакистане; в Наланде близ г. Бхуванешвара). Эти центры существовали почти 500 лет, в них жили и работали известные ученые и философы. Они преподавали медицину, астрономию, искусство, естествознание, коммерцию, обучали магии и заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

В Наланде действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Изучались индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, право, астрономия и проч.

В Древнем Китае (3 тыс. до нашей эры) веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в III тысячелетии до н.э. Они возникали в жилищах для престарелых, бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы СЮЭ (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей, в основном очень богатых. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (в X в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров . Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

! Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование . Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство .

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551 – 479 до н.э.). Его имя – латинизированная форма от китайского имени Кун–Фу–цзы, то есть, учитель Кун. Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, память о нем и интерес к его учению сохранены до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до трех тысяч человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками , классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности. Его мысли, слова очеловечивают человека, учат осмыслению своей жизни. Обучение имеет целью развивать духовную чуткость ученика. Великое свершение начинается с малых дел. Великий учитель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно и самому . Он одним из первых стал широко использовать в обучении пример собственной жизни, учил учиться, совершенствуя свою природу. Конфуций первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

В книге «Беседы и суждения» («Лунь юй») учениками Конфуция записаны его высказывания, в которых содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности.

Приведем отдельные изречения Конфуция, которым уже более двух тысяч лет:

Ø Ученик спросил: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Учитель ответил: «Это взаимность».

Ø «Чего себе не желаешь, того не желай другим».

Ø «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью, обильною любовью ко всем и сближаться с людьми человечными».

Ø «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

Ø «Если не можешь совершенствоваться сам, как же ты сможешь совершенствовать других людей?».

Ø «Учиться без пресыщения».

Ø «Учиться и время от времени повторять изученное».

Ø «Учитель и ученик растут вместе».

На исходе эпох Древнего Китая (II в. до н.э. – IIв н.э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникли системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования (оно начиналось с 7-8 лет, учились 9 лет), в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

Последователи Конфуция на протяжении четырех веков составляли трактат «Книга обрядов» (IV – I вв. до н. э.), в котором школьное образование признается для человека первостепенным и необходимым. В книге изложена система педагогических принципов, методов, приемов, которые сформулированы следующим образом:

v Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении.

v Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть.

v Благородный муж (учитель) наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца.

v Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется.

v Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься.

v Питай почтение к последовательности.

v Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны.

v Учитель и ученик растут вместе и т.д.

1.3.1. Школа и воспитание в Древнем Египте. (3 тыс. до нашей эры) Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и му,жчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе , в связи с чем обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание, ибо, по верованиям египтян, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителей. Для овладения грамотой ученику следовало запоминать не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль письма и разговора для светских нужд и священный (уставной) стиль для составления религиозных текстов. Первым этапом обучения считалось овладение красноречием. Затем в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Особое место в Египте занимали царские школы , где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Целью обучения простых людей была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военному делу обучали в соответствии с требованиями специального сословия, профессиональное обучение военному делу было доступным только для детей военных. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника . Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться . Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Ухо мальчика на его спине» (нужно бить его, чтобы он услышал). Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

Особенности характера воспитания:

1 на первый план выдвигается асктизм, строгое послушание;

2 надежным средством воспитания было физическое наказание

1.3.2. Воспитание и школа в Древней Греции . Древняя Греция – страна, состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы: спартанская иафинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий (они были достаточно суровыми, несмотря на теплый в своей основе климат Греции), так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Это древнее государство отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины, защитника Отечества. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в трактате «Политика».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали в младенчестве, растили неприхотливыми в еде, не знающими страха, своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет. Агелла – это школа, государственная система воспитания и обучения, в которой мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными илотами, рабами.

В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и физические тренировки, укреплялись нравственные и государственно-мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну.

Воспитание детей в период первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения.
Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытнообщинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.

Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.

На раннем этапе развития первобытнообщинного строя - в дородовом обществе воспитание детей было несложным. С появлением родовой общины оно усложнилось под влиянием трудового опыта людей. Так, люди, жившие родовым строем, знакомили детей с названиями животных, их повадками, обучали скотоводству и земледелию. Старшие прививали молодому поколению традиции и нравы народа, рассказывали детям о подвигах предков, о врагах их рода, внушали, что месть - священный долг. Дети приобщались к обрядам религиозного культа, сопровождавшимся танцами, играми, жертвоприношениями. Большое место в умственном и нравственном воспитании детей занимало развивающееся народное творчество - сказания, песни.

На последних этапах развития первобытнообщинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.

По мере развития общества процесс воспитания усложнялся и приобретал более организованный характер: появились богатые и бедные, произошло разложение первобытной общины, возникли классы. Рабовладельческий строй достиг наивысшего развития в античных государствах - в Греции и Риме. В Древней Греции в VI-IV веках до н. э. воспитание, которое рабовладельцы давали своим детям, имело ярко выраженный классовый характер: их учили управлять государством, держать рабов в повиновении. В свою очередь рабов лишали знаний, воспитывали в духе покорности, принуждали их с малых лет к непосильному физическому труду. Борясь против эксплуататоров, рабы воспитывали своих детей в духе ненависти к угнетателям. В таких крупных городах Древней Греции, как Спарта и Афины, системы воспитания имели некоторое различие. В Спарте новорожденных осматривали старейшины и оставляли в живых только здоровых и крепких детей, а больных и ослабленных умерщвляли. До 7 лет дети жили в семье, где их приучали быть неприхотливыми к пище, не бояться темноты, легко переносить голод и лишения. С 7 лет мальчиков обязательно отдавали в государственные учреждения типа казарм, где они находились до 18 лет. Здесь они в любую погоду ходили босыми, в легкой одежде, спали на жесткой постели из тростника, скудно питались. Подростков 14-15 лет заставляли принимать участие в избиении рабов. Девочки, оставаясь в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Их готовили к тому, чтобы быть матерями здоровых, крепких детей, а во время войны, когда мужчины уйдут в поход, охранять город и держать в повиновении рабов. В отличие от Спарты Афины в VI - V веках до н. э. были центром торговли с другими государствами. В Афинах рабы не являлись собственностью государства, как это было в Спарте, а принадлежали отдельным рабовладельцам. В V веке до н. э. в Афинах сложилась рабовладельческая демократическая республика, в которой свободному населению были предоставлены некоторые права по управлению государством, но у власти стояли рабовладельцы. Воспитанием детей в Афинах занималось не только государство, но и семья. Афиняне стремились дать детям гармоническое развитие - физическое, нравственное, эстетическое, умственное,- но оно носило классово-ограниченный характер, так как относилось только к детям рабовладельцев. В воспитание не включалась трудовая деятельность, так как труд считался «уделом рабов». Мальчики до 7 лет воспитывались дома под наблюдением матери; в богатых семьях воспитание поручалось рабам: сначала кормилице, затем - няне. Малыши пользовались игрушками: куклами, мячами, лошадками, волчками. Большое место в их воспитании занимали сказки, рассказы, басни Эзопа. До 7 лет мальчики и девочки получали одинаковое воспитание, а затем мальчиков отдавали в частные школы (платные), где умственное воспитание находилось в тесной связи с эстетическим. Девочки жили затворницами, воспитываясь на женской половине дома, их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах, домашнему хозяйству. Дети рабов были лишены права посещать школы.

Слово «школа» - греческого происхождения,- означает покой, досуг, а слово «педагог»- детоводитель.

Рабовладельческий строй сменился феодальным. Большое влияние на воспитание детей оказывала католическая религия, которая в период раннего средневековья (VI-XI века) установила безграничное господство в области культуры, образования в западноевропейском обществе и отвергла идеал гармонического воспитания, сложившегося в античном мире. Христианская религия также пропагандировала взгляд на ребенка, как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», победить который можно только путем воспитания в «страхе божьем». Для того времени является характерным распространение «богоугодных заведений» - благотворительных закрытых учреждений для призрения детей - внебрачных и сирот.

Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.

Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.

Воспитание в рабовладельческом обществе (спартанская и афинская системы воспитания)

Воспитание детей в Спарте.

Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения -- агелы, где они находились до 18 лет. Воспитанием руководили люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диски копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счёту. Особое внимание уделялось развитию у детей умения чётко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).

Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях - ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Воспитание и школа в Афинах.

Афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста(обучали детей чтению, письму, счету) и кифариста(мальчики получали литературное образование). В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание).

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.

2. Возникновение организованных форм обучения и воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская системы воспитания.

Возникновение обучения и воспитания подрастающих поколений как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего востока. Древние рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э. В этих классовых обществах закладывались основы материальной и духовной культуры. Строительство каналов, храмов, пирамид, крепостей и других сооружений способствовали появлению зачатков наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины, простейших машин. Для передачи опыта и знаний от поколений к поколениям нужна была письменность.

Обучение и воспитание в рабовладельческих государствах приобретает ярко выраженный классовый характер. Появляются специальные учреждения (школы), которые всё более становились привилегией господствующих групп населения. Так, в Индии на протяжении тысячелетий существовали общинные школы для детей простых детей земледельцев. Наряду с ними имелись школы в городах при храмах для знатных и богатых.

В Египте существовали замкнутые жреческие и придворные школы для избранных. Там применялось сложное иероглифическое письмо. В низших школах писцов, служащих, возникших для потребностей управления государством и хозяйством, использовалось упрощенное иероглифическое письмо, что свидетельствует о стремлении облечь образование господствующего класса таинственностью, обособить его. В Древнем Китае также существовали низшие и высшие школы.

В древнейших рукописях Китая, Индии, Египта и др. встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю, ученику.

Дисциплина была суровой, широко применялись телесные наказания. «Ухо мальчика на спине его», - говорилось в одной египетской рукописи.

Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания, трудовые умения и навыки, нормы поведения им сообщали родители и окружающие.

Наивысшего развития культура эпохи рабовладельческого строя достигла в государствах Древней Греции и Рима. Поэтому античное образование мы рассмотрим более подробно.

Сохранившиеся памятники и произведения изобразительного искусства позволяют иметь достаточно полное представление о воспитательных системах сложившихся в IV-VI вв. до н.э. в городах государствах Спарте и Афинах.

Лакония (Спарта) находилась в восточной части Пелопонесса и была отделена с востока горным хребтом Парноном от морского побережья, а с запада горным хребтом Тайчетом от других областей Пелопонесса. В стране господствовало земледелие, основанное на рабском труде. 9 тыс. рабовладельцев держали под своей властью более 250 тыс. рабов. Поэтому спартиаты должны были находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Названные социально-экономические и политические условия Спарты обусловили и характер спартанского воспитания, которое носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства.

Яркую картину спартанского воспитания нарисовал в биографии легендарного спартанского законодателя Ликурга греческий писатель Плутарх.

Как только рождался ребенок, - пишет Плутарх, - отец относил своего ребёнка и показывал его старейшинам – специальной комиссии, которая осматривала его и если находила его крепким и ладно сложенным, приказывала воспитывать. Если же ребёнок был хилым и тщедушным, то его отправляли к Апотетам (так назывался обрыв, куда сбрасывали детей). Исполнение такого решения поручалось отцу. Спартиатам нужны были крепкие члены их малочисленного класса – сословия.

С 7 лет мальчиков-спартиатов забирали у родителей и подвергали суровому общественному воспитанию в специальных государственных воспитательных учреждениях, которые назывались агеллами, под руководством педонома. Целью воспитания было вырастить физически крепкого и ловкого для рукопашного боя воина, не умеющего рассуждать и привыкшего повиноваться. Поэтому большое внимание обращалось на физическое воспитание детей. Их закаляли, приучали переносить холод, жажду, боль. Плутарх пишет, что ребятишки бегали босиком, учились играть нагими. Всего несколько дней в году им устраивали баню. Спали они на матах из тростника, который сами ломали голыми руками. За играми детей присматривали старики, которые постоянно провоцировали драки, наблюдая, как мальчики ведут себя в схватках (Хрестоматия…, с.13)

Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям, юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск, копьё, бороться, пользоваться приёмами рукопашного боя. Детей даже учили воровать, считая, что это развивает ловкость и хитрость.

Преподавались также музыка и пение, как предметы необходимые для воинов.

Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись. Усвоив только начатки письма и счёта, спартиаты были малограмотными и не умели говорить сложными фразами. Известный спартанский лаконизм, который был явно идеализирован, имел в своей основе военизированное воспитание. Спартиатов с детства учили кратко и чётко отдавать приказания, толково повторять приказанное. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» приводит примеры наиболее изящных кратких спартанских изречений. «Какой-то афинянин насмехался над спартанскими мечами – так они короткие, что их без труда глотают фокусники в театре. «Но этими кинжалами мы отлично достаём своих врагов », - возразил ему спартанский царь Агид».

Или один человек потребовал у Ликурга установления демократического строя в Спарте. «Сначала ты установи демократию у себя в доме», - сказал ему Ликург. А вот что, сказал Ликург о состязаниях: «Я разрешил согражданам лишь те виды состязаний, в которые не приходится поднимать руки вверх».

Однажды кто-то принялся некстати рассуждать об одном выгодном деле. Поэтому поводу царь Леонид заметил: «Друг всё это уместно, но в другом месте».

Одной из главных задач было воспитание презрительного безжалостного отношения к рабам. С этой целью обучение спартиатов заканчивалось своеобразной чудовищной «практикой» убийства людей. Отряды молодых спартиатов участвовали в войне против безоружных илотов, т.н. криптиях. Они оцепляли городской квартал или район вне города и убивали рабов-илотов.

Воспитание девочек-спартианок мало отличалось от воспитания мальчиков. Их укрепляли и закаляли упражнениями в беге, борьбе, метании диска и копья, чтобы они становились здоровыми матерями, рожали бы здоровых детей, легко справляясь с муками. «Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женских прихотях, он (Ликург) приучил их нагими плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей… При этом нагота девушек на заключала в себе ничего дурного, ибо они сохраняли стыдливость и не знали распущенности…»(с.12)

Юноши 18-20 лет направлялись в особую группу эфебов и несли военную службу. Во время войны правила поведения молодых людей делались менее суровыми: им разрешалось ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье.

В Афинах, где были развиты торговля, ремесло культура носила иной характер. Блестящую характеристику культуры древней Греции дал в «Старом предисловии к «Анти-Дюрингу»» Ф. Энгельс. Он писал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все типы мировоззрений и в т.ч. элементы диалектики, материализма. В Афинах развивалось естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Идеалом воспитания в Афинах был гармонически развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием. Поэтому афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного и эстетического и физического воспитания.

Афинское воспитание, в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезанию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили писать, читать, играть на каком-либо музыкальном инструменте, а главное – домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в затворничестве, как правило, в специальных отдельных помещениях, находившихся в задней части дома, которые назывались гинекием. Они лишь изредка выходили из дому для участия в религиозных церемониях. Вместе следует отметить, что у древних греков были женщины, которые находились вне рамок обычного семейно-бытового уклада рабовладельческого общества и вели свободный образ жизни. Их называли гетерами (от греч. - подруга). Некоторые из них (напр. Аспасия, Фрина, Таис) занимали видное место в общественной жизни.

С 7-летнего возраста мальчики посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в которой занимались музыкой, пением, декламацией. Занятия вели дидаскалы (учителя ибо дидаско - учу). Детей в школу сопровождали рабы педагоги (пайс – ребенок, агогейн - вести).

С 13-14 лет мальчики воспитывались в палестре (школе борьбы), где под руководством педотриба в течении 2-3 лет занимались системой физических упражнений, которые назывались пятиборьем и включали в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска, копья и плавание. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста и палестра были частными и платными и поэтому значительная часть даже детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (демоса) не могла получать в них образование.

С 16-18 лет юноши из наиболее состоятельных семей посещали гимнасий – государственное учебно-воспитательное учреждение, готовившее к занятию руководящих должностей в государстве. Здесь обучали философии, литературе, политике, продолжались занятия гимнастикой. Наиболее знаменитыми гимнасиями были Академия (Платон) и Ликей (где преподавал Аристотель).

С 18-20 лет, как и в Спарте юноши, проходили профессиональный курс военного обучения в эфебии, где учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.

(Вопросы к аудитории: 1) Чем обусловлены существенные различия целей, содержания и организации воспитания в Спарте и Афинах?; 2) В чём выражается классовый характер обеих систем воспитания?)

Не смотря на различия спартанской и афинской систем воспитания, обе они носили ярко выраженный классовый характер. Они предназначались только для верхушки рабовладельцев. Даже значительная часть демоса не могла обучаться в школах. Сами отцы обучали своих детей ремеслу, иногда и грамоте. Рабы расценивались как «говорящие орудия» и были лишены возможности посещать какие-либо школы. Их воспитание осуществлялось в процессе труда, в котором они принимали участие наравне со взрослыми.

ВВЕДЕНИЕ

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания -- собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

воспитание школа педагогическая мысль

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания, семейного и общественного, зарождаться первые педагогические теории.

Древняя Греция -- страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств -- полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса -- Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой -- особенностями развития данной страны.

Воспитание детей в Спарте

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Население Спарты резко делилось на спартиатов -- господствующий класс (завоеватели), периэков--граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов -- порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму -- все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).

Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения -- агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие -- физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14--15 лет в криптиях--ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.