Подростки представляют собой ближайший трудовой резерв общества, это особенно справедливо в отношении возрастной группы 16-20 лет. Именно в этом возрасте, как правило, происходит осмысленный выбор профессии и овладение ею. Внимание медиков должно быть направлено не только на охрану здоровья, но и на определение возможностей учащегося заниматься освоением избранной специальности и в дальнейшем работать в ней без вреда для своего здоровья. При выборе профессии подростки нередко не считаются с психологическими, психофизиологическими и соматическими возможностями своего организма. Большинство из них даже при наличии хронических заболеваний считают себя полноценно работоспособными в любой отрасли деятельности. Не задумываются об этом и их родители.
Профессиональные интересы обычно формируются в школьные годы. Источники информированности о профессии разнообразны: пример родителей, родственников и знакомых; интересы сверстников, средства массовой информации, литература, посещение предприятий и учреждений. Тем не менее, к окончанию школы стойко определяет интересы менее половины подростков. Учащиеся средней школы, как правило, не информированы в должной мере о состоянии своего здоровья и не связывают его уровень с возможностями выбора профессии.
Между тем, состояние здоровья подростка - решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. В интересах общества необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья подростка. Иначе, затратив время и силы на освоение избранной специальности, молодой человек не сможет вообще эффективно работать в ней, а обществу будет нанесен как материальный, так и кадровый ущерб. Из этого вытекает важность и обязательность своевременного проведения квалифицированной врачебной профессиональной консультации. Грамотная профконсультация позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие производственных условий на здоровье учащегося.
Проблема профессиональной ориентации включает:
Изучение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
Исследование особенностей профессии с точки зрения требований, предъявляемых ею к определенным качествам человека;
Определение физиологических, психологических и других качеств личности для оптимального выбора профессии;
Оценку состояния здоровья индивидуума с позиций соответствия его избранной или рекомендуемой профессии.
Исключительная важность работы в первых двух направлениях для благополучия цивилизованного государства не вызывает сомнений. Однако в данной главе рассмотрены лишь физиологическое и медицинское направления. Первое из них - физиологическое, или медико-биологическое, разрабатывает критерии профессионального отбора, в основном, здоровых подростков. Второе, медицинское - изучает состояние здоровья подростков, разрабатывает критерии рационального трудоустройства подростков с отклонениями в состоянии здоровья.
Именно эти направления имели в виду Г. Н.Сердюковская и Л. М.Сухарева, когда предложили следующее определение:
Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуальных типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя большой спектр проблем, среди которых наиболее важны:
1) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в освоении этих профессий;
2) изучение психофизиологических и других качеств личности и выявление оптимального соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда;
3) изучение состояния здоровья подростка для обеспечения его соответствия избираемой профессии с целью сохранения и укрепления здоровья в процессе трудовой деятельности.
Решение этих проблем составляет цель врачебной, или медико-физиологической профессиональной консультации в научном и в практическом плане.
Успешное освоение конкретной профессии требует наличия определенных психофизиологических качеств личности обучаемого. Физиологи (Карцев И. Д. и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и, особенно, непригодности подростков к обучению большому числу профессий.
Разработка и обоснование медико-физиологических критериев профессиональной пригодности подростков к различным профессиям является одной из актуальных проблем гигиены профессионального технического обучения.
Системный подход в этой работе заключается в умелом сочетании разных аспектов профотбора: образовательного, медицинского, психофизиологического, социально-психологического. При этом важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:
Функциональное состояние систем организма;
Физическое развитие психологических функций и качеств;
Психологические, личностные особенности.
Следует также принимать во внимание факторы и условия, влияющие на профессиональное обучение и профессиональную устойчивость подростка. К ним относятся:
Структура профессиональной деятельности;
Санитарно-гигиеническая характеристика профессии;
Требования к здоровью, предъявляемые данной профессией.
Задачами врачебной профессиональной консультации являются:
Выбор профессии, максимально соответствующей состоянию здоровья подростка;
Проведение исследований для научного обоснования профессиональной консультации;
Оптимальный выбор профессии для больных подростков.
Проведение такой консультации целесообразно в восьмом классе школы или в ином среднем учебном заведении. Для тех, кто покинет школу по окончании восьмилетки, такие рекомендации особенно актуальны, а для тех, кто продолжит учебу, профзаключение даст больше времени для осознанного выбора профессии, не противопоказанной по состоянию здоровья. Врачебные рекомендации получает подросток, но они должны быть известны его родителям и классному руководителю.
В последнем десятилетии XX в перед профориентационной работой возникли новые, ранее не существовавшие проблемы:
Раннее оставление учебы в школе, что прекращает диспансерное наблюдение за подростком и снижает информированность о реальном состоянии его здоровья;
Ухудшение экономического положения семьи, что может заставлять подростка заниматься любой работой, независимо от возможности ее неблагоприятного воздействия на организм;
Свертывание в стране ряда практических и научных учреждений, занимающихся вопросами профориентации и врачебной профессиональной консультации.
В ограничениях при выборе профессии нуждаются подростки, не только страдающие хроническими заболеваниями, но и имеющие определенные функциональные нарушения. Дело в том, что некоторые виды профессий предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию органов и систем, а работа может способствовать переходу функциональных расстройств в органические заболевания. Основной принцип врачебной профессиональной консультации - подбор «такого вида деятельности, который бы не только не усугублял отклонений в состоянии здоровья, но и способствовал их коррекции».
Почти 88% всех подростков имеют существенные отклонения в состоянии здоровья и заболевания, требующие квалифицированной врачебной профессиональной консультации. В силу этого они не свободны в выборе профессии.
Еще в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., было отмечено, что ребенку и подростку должны быть «предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в социальном отношении здоровым и нормальным путем, пользоваться благами социального обеспечения, включая надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, получать образование и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Декларация предусматривает, что «ребенка нельзя принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию».
Согласно международным стандартам МОТ, минимальный возраст для приема на работу - 15 лет. Для возрастной группы 15-18 лет существуют специальные стандарты (требования). В некоторых странах они распространяются на возраст до 21 года.
Соматическое, психологическое и социальное развитие подростка сопровождается прогрессивным получением опыта, который, в сочетании с психическим и физическим развитием способствует повышению доверия к старшим, более трезвой самооценке и ведет к повзрослению. Ключ к взрослению - возможность выбора. Подросток встречается со многими возможностями выбора, реализация оптимальных возможностей способствует его взрослению, тогда как неблагоприятный выбор может затормозить развитие организма.
Детский и подростковый труд представляет собой социально-экономическую проблему. Международные стандарты о труде позволяют подросткам в возрасте 13-15 лет выполнять лишь «легкую работу». Под этим термином понимают работу, которая:
А) не вредна для здоровья и развития ребенка;
Б) не препятствует посещению, школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных специалистами, и возможности применить полученное профессиональное образование.
Эти же документы определяют три ситуации, при которых не требуется законодательно устанавливать минимальный возраст:
1) участие детей в общественных мероприятиях;
2) занятость в семейном производстве, при условии, что эта работа не вредна, не опасна и не наносит ущерба;
3) посещение школы профессионального и технического обучения.
Важно предвидеть, как работа скажется на психическом, и соматическом и нравственном развитии, на учебе, жизни и отношениях в семье, наконец, на здоровье подростка, а в дальнейшем и молодого человека. Следует помнить, что работа ограничивает подростка в отдыхе, прогулках, играх, общении со сверстниками и учебе в наиболее критический период его жизни. Неизбежны проблемы и с медицинской помощью работающим подросткам - врачи относятся к ним либо как к детям, либо как к взрослым, тогда как они ни те и ни другие.
Для разработки современных требований к оптимальному выбору профессии привлечены многие научные специальности, в том числе антропометрия, биомеханика, физиология труда, гигиена окружающей среды, психология умственной деятельности, психология труда, экология, токсикология и др.
Вопрос 38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
оказанияпрофориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
ВРАЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ
Ассистент кафедры госпитальной и
поликлинической педиатрии
ВГМУ им.Н.Н.Бурденко
кандидат медицинских наук Е.С.ЦукановаАктуальность проблемы медицинской профессиональной
ориентации.
Медицинские аспекты выбора профессии и
индивидуальное врачебное профессиональное
консультирование.
Содержание понятия «профессиональная пригодность».
Принципы проведения профконсультирования и
определения профпригодности.
Порядок оформления медицинской документации при
проведении врачебно-профессионального
консультирования подростков.
Профессиональная ориентация
это система мероприятий,направленных на психологическую
подготовку подростка к выбору
профессии на основе ознакомления с
его интересами, наклонностями,
способностями, состоянием здоровья,
а также с учетом знаний о характере
различных профессий и требованиях,
предъявляемых ими к состоянию
здоровья и личностным особенностям
работающих.
система мер, направленных на
обеспечение правильного
профессионального выбора
подростками с учетом состояния
здоровья индивидуума, его
психофизиологических и
личностных особенностей.
ЭТО
Актуальность и потребность в медицинской профессиональной ориентации (МПО) возрастает в связи:
с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современныхподростков
с формированием рыночных отношений и увеличением требований к
интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает
увеличение нагрузки на организм в процессе трудовой деятельности
и повышает требования к состоянию здоровья;
с неблагоприятным влиянием на работающих профессиональнопроизводственных факторов, что приводит к росту общей и
профессиональной заболеваемости во многих отраслях
промышленности;
с необходимостью самостоятельного трудоустройства выпускников
по завершении общего и профессионального образования;
со снижением возраста приема подростков на работу в соответствии с
изменениями, внесенными в трудовое законодательство Российской
Федерации.
Опросы школьников показывают:
подростки мало знают «мир профессий»,плохо информированы об условиях и
характере выбранной деятельности,
не знают о возможном неблагоприятном
влиянии факторов производства на состояние
здоровья.
При выборе профессии ни сами подростки,
ни их родители не принимают во внимание
имеющиеся нарушения здоровья и
возможность его ухудшения в процессе
трудовой деятельности.В настоящее время почти 80% учащихся 9-11
классов в связи с отклонениями в состоянии
здоровья имеют ограничения в выборе
профессий, т.к. их трудовая деятельность
возможно будет осуществляться в условиях
контакта с вредными производственными
факторами, что может привести к
прогрессированию патологии.
Ограничения в выборе профессии у
школьников обусловлены в 65% случаев
наличием хронических заболеваний и в
35% случаев имеющимися
функциональными нарушениями.
12-28% учащихся, получающих начальное профессиональное образование, и до 15% студентов, получающих высшее профессиональное
образование,имеют прямые медицинские противопоказания к
выбранным и изучаемым профессиям и
специальностям.
Профессионально-производственные факторы
(ППФ) в дальнейшем могут значительно
ухудшить состояние здоровья молодых рабочих и
специалистов, привести к прогрессированию
имеющейся патологии, развитию осложнений и
ранней инвалидизации.
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
имеет 2 направления:врачебное профессиональное
консультирование;
психофизиологическая
профессиональная ориентация,
представляющая помощь в выборе
профессии с учетом индивидуальных
способностей, психологических и
личностных особенностей подростка.
Врачебное профессиональное консультирование
это система мер, направленных на обеспечениеправильного выбора профессии подростками,
имеющими отклонения в состоянии здоровья,
с целью защиты их организма от
неблагоприятного воздействия профессиональнопроизводственных факторов, которые могут
привести к прогрессированию функциональных
нарушений и хронической патологии,
возникновению осложнений, длительной утрате
трудоспособности, ранней инвалидизации.
Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:
Информационное обеспечение – ознакомлениеподростков, их родителей и педагогов с медицинскими
аспектами выбора профессии, то есть с основными
профессионально-производственными факторами,
которые могут привести к ухудшению состояния
здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и
функциональными нарушениями.
Индивидуальная врачебная профессиональная
консультация, в процессе которой основная задача врача
состоит в определении степени риска прогрессирования
отклонений в состоянии здоровья консультируемого
подростка и разработке конкретных рекомендаций по
выбору профессии или специальности, формы обучения и
рациональному трудоустройству.
В соответствии с регламентирующими документами Минздрава России
проведение врачебного профессиональногоконсультирования возложено на школьного врача,
а при его отсутствии индивидуальную врачебную
профессиональную консультацию должен
проводить участковый врач-педиатр.
На каждом этапе педиатр решает задачи,
соответствующие возрасту и уровню образования
консультируемого подростка и потребностям
данного этапа.
Этапы проведения врачебного профессионального консультирования:
начальный этап - индивидуальное консультированиешкольников 6-8 классов в процессе формирования
профессионального самоопределения.
В профконсультировании нуждаются тяжело больные
учащиеся и дети-инвалиды, т.к у них значительно ограничен
круг доступных профессий.
Этап выбора профессии при завершении
неполного (9 класс) или полного среднего
образования (11класс).
Этап профессионального обучения. На этом этапе
должна осуществляться помощь учащимся и студентам в
выборе специализации и рациональном трудоустройстве.
В ходе проведения врачебного профессионального консультирования
в зависимости от выявленных отклоненийв состоянии здоровья подростка,
определяются индивидуальные
ограничения профессиональной
пригодности к воздействию
отдельных профессиональнопроизводственных факторов,
профессиям
и видам деятельности.
Профессиональная пригодность
Профессиональная пригодность (помедицинским показаниям) - наиболее полное
соответствие функциональных возможностей
организма требованиям, предъявляемым
профессиями, как в плане охраны функционально
неполноценного органа или системы, так и в
плане преимущественного использования
наиболее развитых функций.
Профессионально пригодным следует считать
подростка, способного успешно освоить
профессию и работать в ней без ущерба для
здоровья.
Любую профессию или специальность, и связанные с ней профессионально-производственные факторы, необходимо рассматривать с двух
специальность, и связанные с нейпрофессионально-производственные
факторы, необходимо рассматривать с
двух позиций:
первой – в каких условиях будет протекать
профессиональная деятельность;
второй – каков будет характер труда.
ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
температура, влажность и подвижность (скорость движения) воздуха,
тепловое излучение, атмосферное давление повышенное или
пониженное (показатели микроклимата);
неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое,
видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное,
низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля;
ионизирующее излучение;
производственный шум;
вибрация (локальная, общая);
ультразвук (воздушный и контактный);
аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли);
освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная
освещенность, слепящая блесткость источников света, отраженная
слепящая блесткость, пульсация освещенности) и ультрафиолетовая
радиация.
К ВРЕДНЫМ производственным факторам относятся:
ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:вредные химические вещества разных классов опасности:
1 класс опасности химических веществ (чрезвычайный)
2 класс опасности химических веществ (высокоопасные химические
вещества)
3 и 4 классы опасности (опасные химические вещества)
вредные вещества с остронаправленным механизмом действия
вещества раздражающего действия
наркотические анальгетики
Кроме того, сюда относятся созданные на основе химического синтеза
антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, противоопухолевые
лекарственные средства)
вещества - аллергены
вещества - канцерогены
К ВРЕДНЫМ производственным факторам относятся:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:микроорганизмы, включая патогенные организмы:
2 класс опасности (высокоопасные патогенные организмы)
3 и 4 классы опасности (опасные патогенные организмы)
микроорганизмы-продуценты
препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов
белковые препараты:
1 класс опасности (чрезвычайный)
2 класс опасности (высокоопасные)
3 и 4 классы опасности (опасные белковые препараты)
естественные компоненты организма (аминокислоты, витамины):
1 класс опасности (чрезвычайный)
2 класс опасности (высокоопасные компоненты)
3 и 4 классы опасности (опасные компоненты)
К факторам, характеризующим ТЯЖЕСТЬ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА (физического труда), относятся:
физическая динамическая нагрузка;масса поднимаемого и перемещаемого груза;
стереотипные рабочие движения (кистей и пальцев рук);
статическая нагрузка (удержание груза одной или двумя
руками);
рабочая поза (неудобная, нефункциональная);
наклоны корпуса;
перемещение в пространстве (переходы, обусловленные
технологическим процессом в течение смены)
Интеллектуальные нагрузки:
содержание работы
восприятие сигналов (информации) и их оценка
степень сложности задания
характер выполняемой работы
Эмоциональные нагрузки:
степень ответственности, значимость ошибки
степень риска для собственной жизни.
степень риска для жизни других лиц.
Монотонность нагрузок:
число элементов (приемов), необходимых для реализации
простого задания или в многократно повторяющихся
операциях
продолжительность выполнения простых
производственных заданий и повторяющихся операций.
Факторы трудового процесса, характеризующие НАПРЯЖЕННОСТЬ труда:
Сенсорные нагрузки:внимание (длительность сосредоточенного наблюдения % времени в смену);
плотность сигналов в среднем за час;
число производственных объектов одновременного
наблюдения;
напряженность анализаторных функций зрения (размер
объекта различения, длительность сосредоточенного
наблюдения, работа с оптическим приборами, наблюдение
за экранами видеотерминалов -дисплеев) и слуха (при
производственной необходимости восприятия речи или
дифференцированных сигналов).
ОПАСНЫЕ РАБОТЫ
работы на высоте, верхолазные работы, а также работы пообслуживанию подъемных механизмов (средство страховки предохранительный пояс), работы крановщиков, работы по
обслуживанию (технических) лифтов и др.
электротехнический персонал, выполняющий работы по
оперативному обслуживанию и ремонту действующих
электроустановок
работы в государственной лесной охране, по валке, сплаву,
транспортировке и первичной обработке леса
работы в нефтяной и газовой промышленности
работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи
работы в геологоразведочных, топографических и др. экспедициях в
отдаленных и малонаселенных районах
работы, выполняемые на Крайнем Севере
работы по обслуживанию сосудов под давлением
работы, связанные с применением взрывчатых веществ
работы в военизированной охране, инкассации и др. работы,
связанные с ношением оружия
газоспасательная служба и аварийно-спасательная служба.
Основой врачебной профессиональной консультации являются профилактические медицинские осмотры детей и подростков в соответствии
сПриказом Минздрава России от 21.12.2012г.
N 1346н
"О Порядке прохождения несовершеннолетними
медицинских осмотров,
в том числе при поступлении в образовательные
учреждении и в период обучения в них"
(Зарегистрировано в Минюсте России
02.04.2013 N 27961)
Основополагающие принципы при проведении ВПК:
минимальное ограничение возможности полученияпрофессионального образования и трудоустройства при
максимальной охране здоровья;
обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей
обращаемости за медицинской помощью, результатов
профилактических осмотров и дополнительных обследований;
комплексная оценка функционального состояния всех органов и
систем с обязательным использованием функциональных проб при
выявлении функциональных расстройств, характерных для
подросткового возраста;
уточнение формы, стадии и степени активности процесса и
функциональной недостаточности органа или системы при
обследовании подростка, страдающего хроническими заболеваниями
и функциональными нарушениями;
решение вопросов профессиональной ориентации только по
завершении активного патологического процесса и оценки
эффективности лечения.
Правила ВПК подростков с отклонениями в состоянии здоровья:
при определении профессиональной пригодности больныхс хроническими заболеваниями и анатомическими
дефектами решающее значение имеет не столько сам
диагноз, сколько функциональное состояние органа или
системы и компенсаторные возможности организма;
при склонности болезни к прогрессированию, следует
предусмотреть максимальные ограничения
воздействия неблагоприятных профессиональнопроизводственных факторов. В случаях, когда
патологический процесс уже закончился, но оставил
после себя те или иные последствия, ограничения будут
зависеть от степени компенсации функций или
дефекта.
Правила ВПК подростков с отклонениями в состоянии здоровья (продолжение):
характерные для подросткового возраста функциональныенарушения под влиянием факторов производственной среды и
трудового процесса могут приобрести стойкий характер или
прогрессировать, переходить в хроническое патологическое
состояние;
необходимо принимать во внимание, что патологический процесс,
снижает общую резистентность организма, способствует более
быстрому и неблагоприятному воздействию производственных
факторов, которое, в свою очередь, вызывает ухудшение течения
основного заболевания, а также может приводить к развитию
специфических профессиональных заболеваний;
при тяжелых анатомических дефектах, хронических
заболеваниях с выраженными нарушениями функций различных
органов и систем организма следует рекомендовать индивидуальное
обучение и работу в специально созданных условиях на дому.
При проведении ВПК подросток должен быть предупрежден
по достижении 18-ти лет при приеме на работу нанего будут распространяться требования Приказа
Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011г.
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические
медицинские осмотры (обследования), и Порядка
проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда», а также требования
приказов и инструкций отдельных министерств и
ведомств.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма
Для больных (подростков) с хроническими заболеваниямибронхо-легочной системы неблагоприятными
профессионально-производственными факторами (ППФ)
являются:
токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего
действия;
фармакологические средства и биологические факторы
аллергизирующего действия;
микроклиматические
условия;
значительное физическое и психоэмоциональное напряжение;
излучения.
При некоторых заболеваниях противопоказана работа в детских
коллективах, в пищевой промышленности и на предприятиях
общественного питания.
Для больных (подростков) с заболеваниями сердечнососудистой системы неблагоприятными ППФ
являются:
выраженное нервно-психическое
(психоэмоциональное) и физическое напряжение;
все виды излучения;
работа на высоте.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков), страдающих хроническимиболезнями желудочно-кишечного тракта,
значительное и умеренное нервно-психическое и
физическое напряжение;
токсические вещества;
повышенные уровни производственного шума и
вибрации;
повышенные и пониженные уровни атмосферного
давления и температуры воздуха;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения.
Для больных с патологией системы пищеварения
противопоказаны работы, связанные с невозможностью
соблюдения режима питания и диеты.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с хроническими болезнямипочек и мочевыделительной системы
неблагоприятными ППФ являются:
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия (повышенная и
температур, повышенные влажность и скорость
движения воздуха);
значительное психоэмоциональное напряжение;
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с заболеваниямиэндокринной системы неблагоприятными ППФ
являются:
значительное нервно-психическое и физическое
напряжение;
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
повышенные уровни шума и вибрации;
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия.
Для больных с сахарным диабетом противопоказаны
работы, связанные с невозможностью соблюдения
диеты и режима питания и невозможностью введения
инсулина.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков), страдающих системнымиболезнями крови, неблагоприятными ППФ и
работами являются:
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
значительное физическое и психоэмоциональное
напряжение;
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия;
работы на высоте и работы, связанные с высокой
вероятностью травматизма.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с выраженной патологиейопорно-двигательного аппарата, а также для
больных с хирургическими болезнями,
неблагоприятными работами и ППФ являются:
работы, связанные с пребыванием в вынужденной и
фиксированной рабочей позе с невозможностью свободного,
произвольного перемещения;
значительные повторяющиеся локальные и региональные
мышечные нагрузки;
длительная ходьба;
работы на высоте, верхолазные работы;
условия; повышенные уровни общей и локальной вибрации;
токсические вещества;
работы, связанные с вождением транспортных средств (например,
большегрузных автомобилей, тяжелой строительной техники);
работы, связанные с высокой вероятностью травматизма.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) со злокачественныминовообразованиями неблагоприятными работами и
ППФ являются:
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
работы, связанные с повышенной температурой,
лучистым теплом, перепадами температур,
гиперинсоляцией;
работы, связанные с высокой вероятностью
травматизма;
работы, связанные с подъемом и перемещением грузов;
пребывание в вынужденной, фиксированной позе.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для девушек, страдающих воспалительнымиболезнями женских тазовых органов или
расстройствами менструации, неблагоприятными
ППФ и работами являются:
значительное и умеренное физическое напряжение;
длительная ходьба;
вибрация;
неудобная вынужденная рабочая поза;
неблагоприятные метеорологические и
микроклиматические условия;
токсические вещества;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения; значительное психоэмоциональное
напряжение (в связи с нарушениями менструального
цикла).
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с кожными болезняминеблагоприятными ППФ являются:
токсические и сенсибилизирующие кожу вещества;
пыль различного происхождения и аэрозоли металлов;
постоянное охлаждение, смачивание и загрязнение
кожных покровов;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
неблагоприятные микроклиматические и
метеорологические условия (повышенная и
пониженная температура воздуха, частые перепады
температур, гиперинсоляция);
значительное психоэмоциональное напряжение.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с заболеваниями нервнойсистемы неблагоприятными ППФ являются:
значительное и умеренное психоэмоциональное
напряжение;
физическое напряжение, в том числе с локальным
напряжением группы мышц;
токсические вещества;
значительный производственный шум и вибрация;
повышенная температура окружающей среды;
все виды ионизирующего и неионизирующего
излучения;
повышенная опасность общего и электротравматизма;
работы на высоте и у движущихся механизмов;
длительная ходьба и пребывание на ногах.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков)с психическимирасстройствами неблагоприятными ППФ и видами
деятельности являются:
значительное нервно-психическое (психоэмоциональное) напряжение;
неблагоприятные метеорологические факторы;
воздействие токсических веществ;
повышенные уровни шума, ультразвука, вибрации;
все виды ионизирующего и неионизирующего излучения;
работы на высоте, в горячих цехах, у открытого огня, у воды, в опасных
для жизни условиях;
работы, связанные с движущимися механизмами;
работы с частыми и длительными командировками;
юридические специальности и медицинские специальности,
связанные с лечением;
административно-хозяйственная и педагогическая деятельность;
работы, требующие принятия быстрых и ответственных решений;
работы, связанные с ответственностью за других людей и
материальной ответственностью;
работы, связанные с общением с большим кругом людей.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с заболеваниями уха, горла, иноса неблагоприятными работами и ППФ являются:
работы, связанные с охлаждающим микроклиматом, повышенной
влажностью, пребыванием на открытой территории при повышенной
скорости движения воздуха;
повышенные уровни шума, общей и локальной вибрации;
работы на высоте; токсические вещества раздражающего и
сенсибилизирующего действия;
пыль различного происхождения и аэрозоли металлов;
все виды ионизирующего и неионизирующего излучения;
работы, связанные со звуковыми сигналами и определением на слух
исправности агрегатов и механизмов;
работы, связанные с опасностью травматизма;
при некоторых заболеваниях - работы, связанные с постоянным
общением с людьми и преподавательская деятельность.
ВПК подростков с заболеваниями различных органов и систем организма (продолжение)
Для больных (подростков) с выраженной патологией органазрения неблагоприятными работами и ППФ являются:
- прецизионные работы особо высокой точности;
- работы, связанные с повышенным напряжением зрения, с движением
автотранспорта, с использованием видеодисплеев;
- освещенность ниже нормы; значительное нервно-психическое напряжение,
в том числе и связанное с опасностью травматизма;
- постоянные наклоны туловища и неудобная вынужденная рабочая поза;
- неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия;
повышенное и пониженное атмосферное давление;
- токсические вещества;
- повышенные уровни производственного шума, вибрации, ультразвука;
- все виды ионизирующего и неионизирующего излучения, в том числе
лазерного;
- работы на высоте и связанные с подъемом на высоту;
- газо- и горноспасательные работы;
- работы на морских нефтепромыслах;
- работы, связанные с током высокого напряжения;
- работы по обслуживанию сосудов под давлением;
- при некоторых заболеваниях - работы, требующие бинокулярного зрения и
цветоразличения.Результаты врачебной профессиональной
консультации, медицинские ограничения,
противопоказания, рекомендации заносятся в
специальный раздел Медицинской карты ребенка
(форма № 026/у-2000).
В тех случаях, когда профессиональный выбор
подростка еще не сформировался, в специальном
разделе Медицинской карты ребенка указываются
противопоказанные профессиональнопроизводственные факторы, а также факторы,
ограничивающие круг выбираемых профессий или
специальностей.
Допуск к трудовому обучению заносится в
Медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000) в
раздел “Заключение по результатам
профилактических осмотров”.По завершении неполного или полного общего
образования на каждого подростка в территориальной
детской поликлинике участковым педиатром и
врачами-специалистами (хирургом, невропатологом,
окулистом, отоларингологом и др.) заполняется в
соответствии с Приказом МЗ РФ от 15 декабря
2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных
форм медицинской документации, используемых в
медицинских организациях, оказывающих
медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и
порядков по их заполнению" Медицинская справка
(врачебное профессионально-консультативное
заключение) (форма № 086/у) согласно приложению
N 19.
В справку (форма № 086/у) в обязательном порядке вносятся:
сведения о перенесенных заболеваниях;профилактические прививки;
объективные данные о состоянии здоровья на момент обследования, в
том числе данные рентгеновского (флюорографического) и
лабораторного обследований;
наименование учебного заведения, факультет, отделение или место
работы, куда представляется данный документ;
выбранная подростком профессия или специальность.
При заполнении справки допускается использование результатов
профилактических осмотров, проведенных в течение 6 месяцев,
предшествующих моменту заполнения документа.В заключительном разделе формы № 086/у указывается врачебное
заключение о профессиональной пригодности абитуриентов или
подростков, поступающих на работу.
Экспертное заключение о
профессиональной пригодности абитуриентов учебных заведений
профессионального образования и подростков, поступающих на
работу, выносится участковым педиатром.
В тех случаях, когда подросток признается непригодным по
состоянию здоровья к выбранной им профессии, специальности, к
обучению в соответствующих учреждениях профессионального
образования или к работе, в Медицинскую справку (форма 086/у)
вносится заключение о профессиональной непригодности, но
в обязательном порядке указываются рекомендуемые профессии или
специальности, формы и учреждения профессионального
образования, виды работ, рациональное трудоустройство.Подросток должен знать, что при
поступлении в некоторые учебные заведения
среднего и высшего профессионального
образования (особенно «силовых структур»,
МВД, ГО, МО, авиационного и морского
транспорта, МЧС), а также при приеме на
определенные производства он будет
проходить дополнительное медицинское
освидетельствование с повышенными
требованиями к состоянию здоровья.
Заключение
Совместная забота родителей и врачей о здоровьеподростка, их взаимопонимание, полноценное
медицинское обследование и динамическое наблюдение
за состоянием здоровья школьника помогут подобрать
выпускнику школы профессию (специальность), которая
не повредит здоровью в течение многих лет трудовой
деятельности.
Немаловажное значение имеет правильный выбор «узкой
специализации» в процессе получения профессионального
образования, а также рациональное трудоустройство в
соответствии с состоянием здоровья, психологическими
особенностями и уровнем полученной профессиональной
подготовки.
«Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренные Пленумом ЦК КПСС 10/IV и Верховным Советом СССР 12/1V 1934 г., предусматривают дальнейшее совершенствование работы по профессиональной ориентации учащихся средней школы. Эта задача продиктована возросшими потребностями всех отраслей народного хозяйства в специалистах, способных достойно трудиться в период развитого социализма. В этих условиях большую актуальность приобретает работа по профессиональной ориентации молодежи на медицину - одну из самых гуманных профессий человека.
Как известно, медицина долгое время преимущественно считалась искусством и опиралась на голый практический опыт и интуицию врачевателя. Постепенно она превратилась в многосложную науку, использующую достижения биология, генетики, химии, физики и многих других точных наук. Овладение медицинской профессией требует хорошей общей и глубокой специальной подготовки. Наряду с этим от медиков требуются особые личностные качества, без которых заниматься медицинской практикой будет очень сложно.
Медицинский работник должен обладать мягким характером и при этом быть выдержанным, уравновешенным, уметь управлять собой в любых, даже экстремальных, условиях. Его отличительной чертой должна быть любовь к людям и всему живому.
Медицина в нашей стране стала одной из массовых профессий. В Советском Союзе сейчас трудятся более 1 млн. врачей и почти 4 млн. средних медицинских работников. Ежегодно различные медицинские учреждения пополняются молодыми специалистами. Естественно, что проблема отбора при поступлении в медицинские институты и училища становится задачей тех медицинских учреждений, которые больше всех заинтересованы в хорошо подготовленных специалистах. Поэтому они должны и могут принять самое непосредственное участие в работе по профессиональной ориентации школьников на медицину, т.е. в выявлении лиц, способных посвятить себя этой гуманной профессии.
Мы располагаем многолетним опытом участия медицинского персонала крупной многопрофильной больницы в работе по профориентации школьников в школах Кунцевского района Москвы. Вскоре после выхода постановления Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» специально выделанный медицинский персонал больницы активно включился в работу по профориентации.
Первоначально на базе одной из школ района, которая превращена в учебно-производственный комбинат, были организованы занятия со школьниками 9-х, а затем 10-х классов многих школ района по подготовке младших медсестер по уходу за больными. Учебный класс для медицинских занятий был оснащен плакатами, инструментами, предметами ухода за больными, перевязочным материалом, средствами иммобилизации. К занятиям со школьниками привлекались врачи и опытные средние медицинские работники. Программа курсов была в 1982 г. утверждена Главными управлениями здравоохранения и народного образования Москвы. Она рассчитана на 2 года. Окончившим обучение и успешно сдавшим специальные экзамены выдаются удостоверения установленного образца с указанием квалификации «младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Работу по профориентации школьников мы постепенно совершенствовали. Сейчас межшкольный учебно-производственный комбинат района, где представлено свыше 20 различных профессий, поддерживает связи с 38 школами района. По заранее разработанному графику на занятия в класс младших медсестер от каждой школы ежедневно приходят по 3-5 школьниц из 9-10-х классов, избравших своей будущей профессией медицину. В день занятий на курсах от школьных занятий они освобождаются.
С каждой группой в день занятий проводится по в уроков: 2 ч теоретических занятий и 4 ч практических. На теоретических занятиях с учениками 9-х классов отрабатывается программа ухода за больными терапевтического профиля, а с учениками 10-х классов - хирургического. Практические занятия мы проводим в основном на базе Городской больницы № 71, но используем и другие лечебно-профилактические учреждения района. На практике ученики (под контролем медсестер) непосредственно помогают в уходе за больными: кормят, водят на прогулку, в места общего пользования, подают и убирают судно, дезинфицируют их. Кроме того, школьники готовят инструментарий и перевязочный материал для стерилизации, гипсовые бинты, шины для иммобилизации, собирают и носят в лабораторию материал для исследования, присутствуют при выполнении медсестрами всех манипуляций. Таким образом, учащиеся в больнице являются не наблюдателями, а активно участвуют в работе по уходу за больными, по поддержанию чистоты в отделении. Кроме плановых занятий, периодически организуются экскурсии в павильон «Здравоохранение СССР» ВДНХ, в Политехнический музей, где работает постоянная выставка по профориентации «Нам имя - медики». Интересными бывают экскурсии в медицинские училища. К нам с целью профессионального отбора школьников нередко приезжают агитбригады из других медицинских училищ Москвы.
Во время летних каникул наши школьники но заранее разработанному графику проходят практику в качестве санитаров в лечебно-профилактических и детских учреждениях, чем оказывают им неоценимую помощь. За эту учебу-работу администрация учреждений поощряет школьников сувенирами, путевками на экскурсию по Москве, Московской обл. и пр.
В последние годы работа по профориентации приняла более дифференцированный характер. Теперь ею охвачены школьники более младших классов (начиная с 5-6-го). При этом используются знания и практический опыт учеников-старшеклассников. Так, ученики 9-10-х классов рассказывают ученикам 5-6-х классов о работе врачей и сестер в лечебных учреждениях, где проходили практику, о встретившихся им трудностях, об ответственности медицинского персонала за больных и о многом другом.
В организованном порядке ученики 8-х классов, иногда с родителями приходят в учебно-производственный комбинат для ознакомления с различными специальностями, в том числе и медицинскими. Мы проводим с ними преимущественно индивидуальную ориентировочную беседу и даем время на обдумывание. Затем ученики, выбравшие медицину, объединяются в группы. С ними врачом или средним медицинским работником уже проводятся целенаправленные беседы. При этом мы делаем акцент не на романтической стороне медицины, а на реальных трудностях, с которыми встречаются врачи и медсестры в своей практической деятельности. С каждой группой в течение учебного года проводим 2-3 профориентационных занятия. Естественно, что в первые месяцы наблюдается определенный отсев. С оставшимися мы проводим плановые профориентационные занятия в период учебы их в 9-10-х классах.
Ежегодно отмечается увеличение числа школьниц, заканчивающих курсы младших медсестер. Так, если первый наш выпуск в 1974 г. составлял 91 человек, то к 1982-1983 гг. он увеличился до 146-150. С 1976 по 1983 г. наши курсы окончили 1143 человека. На основе ежегодных опросов выпускников наших курсов, проводимых в сентябре - октябре, выяснилось следующее. Часть выпускников (91 человек) поступили в медицинские институты, другие (207) - в медицинские училища, а 76 девушек продолжают работать в качестве младших медсестер по уходу с намерением продолжать медицинское образование. Таким образом, каждый третий ученик, прошедший школу профориентации, всю последующую жизнь связывает с медицинской профессией. Мы уверены, что эти люди будут надежным пополнением учреждений здравоохранения.
В результате хорошо поставленной профориентационной работы получается двойной выигрыш: с одной стороны, она дает четко ориентированное на медицину пополнение, а с другой - дополнительную рабочую силу в медицинские а детские учреждения района, кадры подготовленного младшего медицинского персонала.
Решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС нацеливают нас на дальнейшее совершенствование работы по профессиональной ориентации школьников, что является задачей не только школы, но также и органов и учреждений здравоохранения.
Решение вопросов профессиональной ориентации ставит перед гигиенистами, врачами, педагогами и психологами задачу поиска реальных путей для возможно более ранней и эффективной системы определения профессиональной направленности молодежи.
Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные и юношеские годы. В подростковом возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появляется стремление к участию в труде. Необходимость и возможность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходимых для сознательной трудовой деятельности, так как 14-15 лет - возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, привязанностей и ценностных представлений.
Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный характер в возрасте 14-15 лет. В структуре профессиональных склонностей в этом возрасте у девочек 1-е ранговое место занимает деятельность типа «человек-природа», 2-е - «человек-художественный образ», третье - «человек-человек»; у мальчиков - соответственно «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек». Профессиональные склонности в большей степени определяются полом, а их зрелость - возрастом.
В настоящее время отмечается возрастание роли профессиональной ориентации, которая должна пронизывать всю систему непрерывного образования.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.
При проведении профессиональной ориентации в школе должны учитываться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности личности, а также потребности общества. Одним из важнейших принципов профессиональной ориентации является создание условий для свободного выбора профессии.
Наиболее важные проблемы профессиональной ориентации:
- Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
- Установление особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессий;
- Изучение психофизиологических и других качеств личности для определения соответствия их требованиям профессий, т. е. выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;
- Оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.
Разрешение трех последних проблем составляет непосредственную задачу медико-физиологической профессиональной консультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспечивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся важнейшим разделом профориентационной работы.
Гигиенические аспекты медико-физиологической профессиональной консультации и ориентации включают:
- 1. Оценку современных условий труда в наиболее массовых профессиях;
- 2. Требования, предъявляемые ими к организму работающих (санитарные характеристики и профессиограммы);
- 3. Принципы группировки профессий для целей профориентации;
- 4. Установление закономерностей и тенденций развития у школьников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией;
- 5. Принципы проведения врачебной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья;
- 6. Обоснование возможности активного формирования профессиональной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.
Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.
Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются отклонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.
Состояние здоровья - важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний и создает предпосылки для инвалидности.
Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.
Профессиональная пригодность - наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.
В соответствии с законодательством все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после медицинского освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.
Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.
Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.
Для каждого заболевания может быть несколько противопоказанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Министерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официальным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.
По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.
Врачебная профессиональная консультация призвана выбрать для подростка из многих профессий те, которые являются более подходящими по состоянию здоровья, т. е. рекомендовать профессии, максимально соответствующие функциональным возможностям целостного организма, состоянию физического и психического развития. Подростки только вступают в трудовую жизнь, еще не остановили своего выбора на какой-либо профессии, не имеют определенных профессиональных намерений, поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является врачебная профессиональная консультация, а не отбор. Различия между профессиональным отбором и профессиональной консультацией очевидны: при первом - человек подбирается для профессии, при второй - профессия для человека.
Правильное трудоустройство подростка положительно влияет на течение заболевания.Длительные динамические наблюдения показали, что существует прямая зависимость течения гипертензии и язвенной болезни у юношей и девушек от характера их труда. В тех случаях, когда вид труда соответствует показаниям, у 7% подростков улучшается течение заболевания, чем при труде противопоказанном, а ухудшение течения гипертензии отмечается в 2,5 раза реже.
Нельзя проводить врачебную профессиональную консультацию подростков с хроническими заболеваниями в период обострения болезни или в любой фазе активности процесса. Только после соответствующего лечения, ликвидации активности, с учетом результатов лечения может быть поставлен вопрос о выборе профессии.
Правильный выбор профессии требует учета не только состояния здоровья, но и психофизиологических характеристик организма. Работа, не соответствующая индивидуальным типологическим особенностям человека, может быть причиной низкой производительности труда, развития психических расстройств, заболеваний соматического характера. Такое несоответствие может приводить к увеличению частоты заболеваний в 2-3 раза. Это позволяет считать психофизиологическую профориентацию подростков эффективным средством профилактики, позволяющим значительно снизить отрицательные социально-биологические последствия ошибочного выбора профессии. В настоящее время установлена зависимость появления первых признаков профессиональной патологии от индивидуально-типологических особенностей организма (возбудимость нервной системы, подвижность нервных процессов и др.). Это открывает путь к профилактике профессиональной патологии с помощью своевременного выявления в процессе профессиональной ориентации и профотбора подростков, наиболее устойчивых к неблагоприятным воздействиям (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и др.).
Актуальность этого раздела профконсультации возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Часто профессиональные требования приобретают резко выраженный специфический характер и предполагают наличие у работника повышенного развития определенных функций. Это приводит к тому, что не все подростки, претендующие на освоение подобных профессий, имеют психофизиологические возможности для овладения ими или для адаптации к специфическим условиям, характеру работы (монотонность, нервно-эмоциональное напряжение и т. д.).
В колледжи республики ежегодно поступают около 15-20% профессионально непригодных подростков, и только 20-40% учащихся колледжей реально закрепляются в выбранной профессии после его окончания. Число лиц, не осваивающих профессию из-за несоответствия психофизиологических особенностей, колеблется в зависимости от ее сложности и составляет от 7 до 80%. На операциях, требующих тонкой координации движении рук, до 70% новичков не справляются с работой.
Согласно современным представлениям, профессиональная пригодность не является врожденной, а формируется в процессе обучения, овладения профессией. Наибольшее число значимых для профессиональной деятельности функций претерпевает положительные возрастные изменения. Этот процесс постепенно снижается в последующие возрастные периоды. Наиболее типичным для этих функций является их линейное развитие с возрастом. Девочки при этом отличаются от своих сверстников мальчиков лучшей концентрацией внимания и смысловой памятью, а мальчики от девочек - большей физической работоспособностью.
Сущность формирования профессиональной пригодности заключается в объединении физиологических функций, принимающих участие в трудовой деятельности, в единую функциональную систему, обеспечивающую выполнение требований профессии и адаптацию организма к условиям производства. Успешность формирования такой функциональной системы зависит от многих факторов, в том числе от исходного уровня отдельных функций, объединяющихся в эту систему, так называемых ключевых профессионально значимых функций (КПЗФ).
Под КПЗФ подразумеваются функции, с уровнем развития и функционирования которых связана успешность освоения профессии. Они играют ведущую роль в формировании и работе функциональной системы, обеспечивающей работающему человеку успешную трудовую деятельность. Исходные, индивидуальные для каждого человека уровни развития профессионально значимых функций являются задатками, предпосылками формирования профессиональной пригодности.
Определение оптимального исходного уровня физиологических функций, при котором образующаяся функциональная система наилучшим образом и с наименьшими затратами обеспечивает качественное выполнение основных требований профессии, дает возможность предвидеть успешность овладения этой профессией. Наиболее важными, определяющими успешность освоения подростками широкого спектра массовых рабочих профессий являются, прежде всего, такие функции высшей нервной деятельности, как сила и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также свойства двигательного, зрительного анализаторов и ряд психологических свойств памяти и внимания.
Основой определения профессиональной пригодности по психофизиологическим показателям служит теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Согласно этой теории, приобретенные человеком качества зависят не только от процесса обучения и воспитания, но и от врожденных психофизиологических свойств личности. Некоторые свойства психики передаются генетически и сохраняются у человека на протяжении всей его жизни.
Стабильными свойствами нервной системы являются сила и подвижность нервных процессов. Традиционно выделяют два типа нервных процессов - сильный и слабый. Некоторое время ошибочно считалось, что люди с сильным типом нервных процессов являются профессионально более полноценными, чем относящиеся ко второй группе. Однако установлено, что малая выносливость нервной системы уравновешена такими положительными качествами, как высокая чувствительность анализаторов. Это создает большие преимущества данным лицам при овладении некоторыми профессиями, предъявляющими повышенные требования к анализаторным системам организма. Например, профессия сборщика мелких деталей предъявляет повышенные требования к мышечно-суставному чувству, к точности глазомера. Наиболее успешно выполнять такую работу могут лица с высокой чувствительностью анализаторов. Однако существуют профессии, требующие иных природных данных.
Так, только люди с сильным типом нервной системы способны долгие часы работать за пультом управления, длительно выполнять напряженную работу и при этом сохранять готовность к экстренным действиям. Диспетчер аэропорта или оператор энергосистемы на электростанции, имеющий слабый тип нервной системы, несмотря на высокую квалификацию и прочие достоинства, не в состоянии успешно действовать в аварийной обстановке.
Одним из свойств нервной системы, которое определяет пригодность человека к той или иной профессии, является подвижность нервных процессов. Здесь также выделяют два типа - подвижный и инертный. Люди, у которых отмечается инертность нервных процессов, все делают медленно, ограничены в способности «схватывать на лету», однако они, как правило, более прочно, глубоко усваивают профессиональные знания. Наоборот, люди с высокой подвижностью нервных процессов быстро все «схватывают», но нередко это препятствует глубокому проникновению в суть дела. Однообразная работа их раздражает. На конвейере, например, они хуже работают, чем люди с инертным типом нервных процессов. В то же время они развивают свои природные данные и достигают очень высокой производительности труда в таких профессиях, как радист, телеграфист и т. п.
При определении профессиональной пригодности школьника следует учитывать силу и подвижность нервных процессов, а также особенности функционирования его органов чувств; требования, предъявляемые той или иной профессией к основным функциональным системам организма подростка.
В современной производственной сфере встречаются профессии, предъявляющие высокие требования более чем к 10 функциям (профессии угледобычи), и напротив, можно выделить профессии, для которых профессиональное значение имеют не более 2-3 функций (электромонтажник по освещению, механизатор-мелиоратор). Одни профессии наибольшие требования предъявляют к двигательной и сенсорной сферам (например, каменщик), другие - к свойствам высшей нервной деятельности (например, оператор энергоустановки) и т.д.
В соответствии с психофизиологической сущностью профессионально значимые функции и качества могут быть разделены на 6 сфер (групп):
- 1. Двигательные (моторные) - мышечная сила, выносливость, показатели координационных свойств;
- 2. Сенсорные - анализаторные функции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость);
- 3. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов);
- 4. Аттенционно-мнемические (свойства внимания и памяти);
- 5. Интеллектуальные (уровень развития интеллекта, мышления);
- 6. Характерологические особенности личности (выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и др.).
Психофизиологическая классификация профессий базируется на количестве ключевых профессиональнозначимых функций (КПЗФ) и их сфер:
- I-я группа профессий - наличие более 9-ти (10 и более) функций в более 3-х (от 4 до 6) сферах КПЗФ;
- II-я группа профессий - наличие от 5 до 9 функций в 3-х сферах КПЗФ;
- III-я группа профессий - наличие менее 5-ти (4 и менее) функций в 1-2 сферах КПЗФ.
Анализ особенности той или иной профессии и набор профессионально значимых для них функций позволяют подойти к группировке профессий по принципу требований, предъявляемых к психофизиологическим особенностям работника.
Классификация отражает количественные характеристики комплекса функций и качеств, профессионально значимых для профессий, а также качественную характеристику указанного комплекса, т. е. представленность в последнем каждой из 6 сфер.
К первой группе относятся следующие профессии: машинист бульдозера строительный, машинист углевыемочного комбайна, оператор подземного ремонта скважин. Профессии этой группы предъявляют наиболее высокие требования к психофизиологическим качествам работника в четырех и более сферах. В этих случаях необходим профессиональный отбор.
Ко второй группе отнесены такие профессии, как монтажники-строители, водители автотранспортных средств, горномонтажники и монтажники-выстники. В основном эти профессии затрагивают не менее трех сфер КПЗФ, а часть из них предъявляет требования как к свойствам высшей нервной деятельности, памяти и внимания, так и к сенсорике и моторике. Несмотря на то, что суммарный уровень требований этих профессий к организму ниже, чем в первой группе, он все же достаточно высок. При их выборе также желательна психофизиологическая профессиональная консультация.
Третья группа, как правило, включает современные массовые профессии. Нередко в этой группе профессий комплекс профессионально значимых функций представлен 1-2 функциями в 1-2 сферах КПЗФ. Необходимость профессиональной консультации при выборе этих профессий не столь значительна.
Схема описания профессий позволяет группировать их по принципу требований, предъявляемых к различным свойствам организма работников, что имеет существенное значение для практической деятельности медицинских работников различных служб.
Предпосылкой проведения психофизиологической профессиональной консультации является возможность оценки у каждого подростка уровня развития КПЗФ. Для этого разработаны соответствующие нормативы развития этих функций и качеств, оценочные шкалы.
Под влиянием совокупности условий обучения в колледжах существенное развитие большинства КПЗФ происходит, как правило, даже для наиболее массовых профессий, например токаря-универсала, лишь в конце срока профессиональной подготовки. Гигиенистами и физиологами установлена возможность активного формирования профессиональной пригодности к массовым рабочим профессиям. При этом выявляются учащиеся с недостаточно высоким уровнем развития ключевых профессионально значимых физиологических функций и с ними проводятся тренировки этих функций с помощью специальных приборов, тренажеров, имитаторов. Тренировки способствуют более эффективному формированию функциональной системы трудовой деятельности подростка: тренируемые функции достигают среднего или выше среднего уровня развития, повышается уровень работоспособности, облегчаются наиболее трудные периоды вхождение в работу и конец рабочего дня. Тренировки профессионально значимых функций с помощью приборов через полгода от начала обучения повышают уровень ключевых функций у тренировавшихся до уровня их развития у учащихся 3-го года обучения по обычной методике.
Однако овладение профессиональными навыками это лишь первый этап приспособления к профессии. В этом случае, если он закончился успешно, наступает второй этап - адаптация ко всему комплексу производственных условий и закрепление в профессии. Существенное значение в приспособлении к профессиональной деятельности имеют такие особенности организма и личности, как вегетативная устойчивость и способность к социальной адаптации.
Под социальной адаптированностью понимается приспособляемость к широкому комплексу связей на производстве, в семье, детском коллективе, на улице и т. д., под вегетативной устойчивостью - способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные средовые воздействия.
Установлено, что в среднем лишь около 10-15% подростков способны полностью адаптироваться и не имеют ограничения в выборе профессий. Около 10% подростков имеют выраженную социальную дезадаптацию, примерно 20% - выраженную вегетативную лабильность, а примерно 5% подростков входят в группу с полной дезадаптацией. Таким образом, выходит так, что каждый третий школьник требует индивидуального подхода при обучении, воспитании и выборе будущей профессии.
Школьники с выраженной социальной дезадаптацией нуждаются в постоянном внимании педагога-психолога, подростки с выраженной вегетативной неустойчивостью - в консультации врача, а школьники с полной дезадаптацией - в коррекции со стороны обоих специалистов. Сопоставление профессиональных намерений школьников с особенностями их психоэмоционального статуса и способностью адаптироваться позволяет давать дифференцированные рекомендации о предпочтительном характере будущей работы. Так, для подростков с социальной дезадаптацией не подходят профессии,типа «человек-человек», а с вегетативной неустойчивостью нежелательны профессии, связанные с нервно-эмоциональным напряжением, выраженными статическими нагрузками, работой на высоте и т. д.
Школьники нуждаются в помощи медицинских работников при выборе профессии, так как они склонны переоценивать свои силы и возможности и не знакомы в требованиями, которые различные профессии предъявляют к организму. Эту помощь им призваны оказать педиатры школ, врачи различных специальностей поликлиник, а также врач по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологической службы.
Особое внимание врачам лечебного профиля и специалистам профилактической медицины следует уделять влиянию профессионально-производственных факторов, вызывающих неблагоприятные реакции ведущих физиологических систем организма подростков и приводящих к срыву адаптационных механизмов. При этом важно формировать у учащихся школ адекватную профессиональную направленность с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.
Основные задачи санитарного врача по контролю за организацией и осуществлением профессиональной ориентации:
- 1. Составление санитарной характеристики профессий, по которым осуществляется подготовка школьников и учащихся колледжей, с целью прогнозирования влияния производственных условий и трудового процесса на растущий организм;
- 2. Контроль за соблюдением законодательства по охране труда при решении вопросов профессиональной ориентации подростков;
- 3. Контроль за полнотой и своевременностью проведения врачебной профессиональной консультации в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
- 4. Просветительная работа среди школьников, родителей и педагогов по медицинским аспектам профессиональной ориентации.
Одним из важных инструментов проведения медико-физиологической профессиональной ориентации являются детальные профессиограммы, отражающие весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму человека.
Профессиограмма для проведения медико-физиологической профессиональной консультации включает следующие разделы:
- 1. Санитарно-гигиенические условия - «вредность труда»;
- 2. Тяжесть труда;
- 3. Напряженность труда;
- 4. Профессионально значимые функции и качества.
«Вредность» профессии характеризуется следующими факторами:
- Температурой воздуха
- Влажностью
- Излучением
- Освещенностью
- Наличием шума
- Вибрации, токсичных веществ, пыли
- Биологическими факторами
Блок профессиограммы «тяжесть» труда состоит из следующих элементов:
- 1. Переносимый груз в килограммах;
- 2. Расстояние переноски груза в метрах;
- 3. Перемещения (ходьба) за смену в километрах;
- 5. Рабочая поза.
Блок «нервная напряженность» труда включает следующие элементы
- 1. Сменность;
- 2. Продолжительность смены;
- 3. Число объектов одновременного наблюдения;
- 4. Длительность сосредоточенного наблюдения;
- 5. Характер деятельности;
- 6. Темп работы;
- 7. Размер объекта труда;
- 8. Монотонность.
Для быстрой ориентации при проведении профессиональной консультации может использоваться примерная группировка профессий, отражающая специфику и степень требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к состоянию здоровья и функциональным способностям работающего.
Стандартами Международной организации труда (МОТ) минимальный возраст для приема на работу определен 15 годами. Международные стандарты позволяют выполнять «легкую работу» детям в возрасте от 13 до 15 лет. При этом легкой считается работа, не вредная для здоровья и развития ребенка, не препятствующая посещению им школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных компетентными органами.
Среди профессий добывающих и перерабатывающих отраслей (угольная, горнорудная, нефтяная, химическая, металлургическая) около 90% составляют профессии с тяжелыми и вредными условиями труда, запрещенные для использования труда подростков.
Среди профессий, относящихся к транспорту и связи, около 85% запрещены для использования труда подростков из-за высокой степени ответственности, особенно для профессии водителя.
В энергетике, электрическом и электронном производствах, строительстве, металлообработке 55-60% основных профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в колледжах относятся к профессиям с тяжелыми и вредными условиями труда. По санитарным характеристикам еще около 20% профессий строительной индустрии могут быть отнесены по условиям труда к числу тех, где применение труда подростков нежелательно, а профессиональное обучение требует строгой регламентации. В области энергетики, электротехнического и электронного производства число таких профессий составляет около 10%.
В легкой промышленности и полиграфии 25% профессий входят в список запрещенных для применения труда несовершеннолетних, а для 5% имеются определенные ограничения.
В жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях культурно-бытового обслуживания около 20% профессий связаны с тяжелыми и вредными условиями труда, по остальным профессиям возможно использование труда подростков, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья.
В настоящее время разрабатываются регламенты, запрещающие не только труд, но и профессиональное обучение подростков по отдельным группам профессий. К таким профессиям, прежде всего, относятся те, при которых возможен контакт с химическими веществами 1-го и 2-го классов опасности, лазерами, виброинструментами, ионизирующим излучением, связанными с выполнением работ на высоте, со взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами, в барокамерах, перемещением грузов выше норм, установленных для подростков, в условиях риска, дефицита времени и способных оказывать отрицательное влияние на моральное состояние (работы на бойнях, в моргах, крематориях).
Для строгой регламентации условий труда подростков должны разрабатываться соответствующие нормативно-правовые документы. Как правило эти документы должны предусматривать и эффективные механизмы контроля за соблюдением безопасных условий труда и ответственность работодателей.
Проблемы трудоустройства и охраны здоровья подростков, как работающих, так и получающих профессиональное образование, требуют всестороннего внимания. Среди неблагоприятных факторов, осложняющих профессиональное обучение и трудовую деятельность подростков, необходимо выделить те, которые связаны с применением в производстве устаревшего технологического оборудования и снижением затрат на охрану труда, повышающими риск аварийности и травматизма.
Первичная врачебная профессиональная консультация должна проводиться в 5-м классе для детей, имеющих необратимые дефекты развития и отклонения в состоянии здоровья (эпилепсия, последствия полиомиелита, одноглазие и др.). О результатах осмотра, как правило, сообщают родителям и дают рекомендации. Тем самым предупреждается нанесение детям психической травмы, а в более позднем возрасте облегчается выбор профессии, соответствующей состоянию здоровья.
Для всех учащихся врачебная профессиональная консультация должна проводиться в 7-10-х классах и предваряет выбор ими профиля трудового обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате, а также окончательный выбор будущей профессии или специальности перед окончанием школы. Врачебная профессиональная консультация школьникам дается не только по результатам оценки состояния здоровья, но и психофизиологическим свойствам их организма.
С 12-ти лет должна проводиться индивидуальная диагностика развития профессионально значимых функций и качеств школьников. На основе ее результатов для каждого школьника определяются функции, требующие тренировки, и подбираются методы их активного формирования в процессе трудового и физического воспитания, а также разрабатываются индивидуальные методы тренировки. Более предпочтительны для улучшения многих функциональных возможностей детей игровые виды спорта. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее влияние на организм подростков, в том числе и на трудовые профессионально значимые функции и качества.
Более активное развитие вышеуказанных функций и качеств наблюдается у учащихся, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности и учащихся-спортсменов. Целенаправленная тренировка отстающих в развитии профессионально значимых функций и качеств способствует их активному развитию и совершенствованию, а следовательно, формированию профессиональной пригодности. На первых этапах трудового обучения она расширяет двигательные и функциональные возможности организма школьников, на базе которых в последующем успешно осваиваются трудовые, а затем и профессиональные навыки. У подростков колледжей, занимающихся физическими упражнениями профессионально-прикладной направленности, отмечается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств, чем у школьников этого же возраста.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специализированный педагогический процесс, обеспечивающий развитие и совершенствование двигательных навыков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии.
Как правило, ППФП оказывает выраженное благоприятное влияние на состояние здоровья, повышает неспецифическую резистентность и адаптационные ресурсы подростков. Эффективность ППФП увеличивается на фоне высокого уровня суточной двигательной активности, применения тренажеров и нетрадиционных форм физического воспитания (психофизическая тренировка, тренировка зрительного анализатора). Выделяют предшествующую ППФП, которая осуществляется в 8-9-х классах, и сопутствующую - в 10-11-х классах. Преимущество остается за сочетанным вариантом использования ППФП.
При сочетанном использовании ППФП наиболее быстро развиваются мышечно-суставная чувствительность и реакция на движущийся объект. В связи с этим на первых этапах необходимо уделять внимание ключевым профессионально значимым функциям, обладающим наибольшей устойчивостью к воздействию ППФП - координации движений и скорости зрительно-моторной реакции, а в последующем - более податливым для тренировок функциям. В более старшем возрасте основным средством активного формирования профессионально значимых функций являются специальные физические упражнения, которые по форме и характеру наиболее адекватны движениям при профессиональной деятельности квалифицированных рабочих.
У учащихся-спорстменов также отмечается совершенствование профессионально значимых функций и качеств. При совпадении функциональной направленности вида спорта с требованиями трудовой и профессиональной подготовки наблюдается более активное развитие профессионально значимых функций и качеств. Установлено, что уровень физиологических функций, обеспечивающих прочное овладение профессией сборщицы мелких деталей, у спортсменок значительно выше, чем у девушек, имеющих общую физическую подготовку. Особенно высоким он оказывается у спортсменок, занимающихся спортивными играми. Доказано, что гимнастика является главным видом спорта для монтажников-высотников, профессия которых требует большой ловкости, силы, бесстрашия. Регулярные занятия спортивной гимнастикой и акробатикой позволяют быстрее привыкнуть к работе на высоте.
После использования всего комплекса воспитания, направленного на развитие профессионально значимых функций, в 15 лет должна проводиться уточняющая профконсультация: психодиагностика и профессионально-консультационная беседа по выбору профиля профессионального обучения, типов деятельности и профессий с учетом психофизиологических особенностей и профессиональных склонностей.
Целевой медицинский осмотр проводит педиатр или подростковый врач-терапевт с участием узких специалистов. Они определяют профессиональную пригодность подростка по медицинским показаниям к профессии, т. е. соответствие состояния здоровья и анатомо-физиологических особенностей организма требованиям, которые будут предъявляться к нему во время обучения профессии и работы. Большая распространенность хронических соматических заболеваний и нервно-психических расстройств у школьников в значительной степени повышает требования к врачебно-профессиональной консультации. Повышение эффективности массовых профилактических осмотров возможно с помощью современных диагностических технологий, в том числе и методов экспресс-диагностики, а также при использовании автоматизированного сбора и анализа анамнестических данных. Современные компьютерные системы позволяют выявить широкий круг нозологических и донозологических состояний. Эти результаты в значительной степени определяют дальнейшую послескрининговую методику обследования, «нацеливают» врачей различного профиля на необходимость дальнейшего углубленного обследования.
Применение различных психолого-диагностических тестов (например СМИЛ - сокращенный вариант многофакторного американского опросника ММРI) в автоматизированном режиме позволяет выявить возможности учащегося строить свое поведение в соответствии с требованиями педагогического процесса и освоения профессии.
Физиологическое состояние можно изучать по результатам автоматизированного анализа параметров ритмограммы, показателей функционального состояния ЦНС, различных анализаторов. Автоматизированные системы позволяют существенно повысить эффективность профилактических осмотров и качество врачебной профессиональной консультации.
Обязательным условием проведения непрерывной профессиональной ориентационной работы является согласованность действий семьи, специалистов и работников дошкольного образовательного учреждения, школы, колледжа и предприятий. В настоящее время существенно возрастает роль профессиональной ориентации в школе. В начальной школе она должна быть направлена на ознакомление с миром профессий, в средней школе - с началом реализации профессиональных планов, связанных с конкретной сферой трудовой деятельности, формированием трудовых знаний, умений и навыков в этой сфере, формированием и развитием профессионально важных качеств личности. При этом следует учитывать, что с учетом результатов медицинской профессиональной консультации право выбора жизненного пути остается за школьником.