Что сделать чтобы ребенок начал разговаривать. Чтобы ребёнок быстрее начинал говорить

Каждая женщина мечтает родить и вырастить здорового ребенка. А также всем мамочкам без исключения хочется, чтобы их детки были самыми умными, развитыми и красивыми. Даже одежду для новорожденных малышей мы начинаем выбирать задолго до их рождения. Обычно, дети начинают четко и осмысленно разговаривать с 2-х - 2.5 лет, кто-то немножко раньше, кто-то немножко позже. А можно ли научить ребенка разговаривать в более раннем возрасте? Отталкиваясь от собственного опыта, могу смело сказать: «Да, можно!»

Я мама девочки, который на данный момент времени 2 года и 9 месяцев. В этом возрасте моя малышка знает множество детских стихов и песенок, весь алфавит, умеет четко говорить, строит предложения из нескольких слов. Не хочу хвастаться, но это целиком и полностью моя заслуга. Причем специально я не учила ребенка стихам и песням, не заставляла ее повторять за мной слова, не учила разговаривать. Первое слово (естественно, мама) малышка произнесла в полгода. К году ребенок знал уже более 50-ти слов. Она спокойно могла объяснить словами, что ей нужно. Повторяюсь, специально, я ее этому не учила.


Моя малышка родилась не самым спокойным ребенком. При родах у нее была асфиксия, поэтому с нервной системой было не все гладко. Вдобавок ко всему прочему в роддоме ей кололи антибиотики, поэтому пищеварительная система тоже была нарушена. У нас очень часто были проблемы с животиком, девочка постоянно плакала. Все свободное время я проводила с дочкой. Сейчас существует множество методик развития ребенка - Монтессори, система Глена Дамана и еще куча разных систем, направленных на обучение и развитие малышей. К сожалению, у меня не было свободного времени, чтобы читать книги или искать информацию в интернете, рассказывающую о том как эти методики применять к детям. Воспитывая ребенка, я в большей степени полагалась на свою интуицию и руководствовалась своими материнскими чувствами. Каждая мама на подсознательном уровне знает, что хорошо для ее ребенка. Сама того не представляя, я выработала свою методику развития ребенка, которая достаточно быстро принесла свои плоды.

И так, что же я делала, для того, чтобы моя дочь могла научиться рано разговаривать:

  1. Воспитания малыша начинает уже тогда, когда ребенок еще находится в животе у мамы. Возможно, не многие задумывались над этим, но это действительно так. Будучи беременной , я постоянно разговаривала со своим животиком. Рассказывала моему еще не родившемуся малышу обо всем, что меня окружает. Вечером читала детские книжки, пела песенки, слушала любимую музыку. Разговаривая с крохой, я мысленно представляла себе, какой она будет;
  2. Когда моя малышка появилась на свет, я стала разговаривать с ней еще больше. Многие молодые мамы крайне измотаны и утомлены домашними хлопотами и заботами о малыше. Ухаживая за ребенком - кормя его или купая, они проделывают все процедуры, молча. Я же постоянно комментировала крохе все свои действия: что я делаю сейчас, что сделаю позже. Одевая малышку на прогулку, я обязательно говорила с ней, рассказывала, как называется тот или иной предмет одежды, какого он цвета. На первый взгляд может показаться, что все это мелочи, и они никак не влияют на развитие малыша. А на самом деле, это совсем не так. Постоянно слыша мамин голос, ребенок лучше воспринимает человеческую речь, лучше запоминает слова, понимает их значение. Все время, пока малышка бодрствовала, я не переставала с ней разговаривать. Во время прогулки я постоянно рассказывала детские стишки, пела детские песенки. Доходило даже до того, что я с малышкой обсуждала, что приготовить на ужин и какие продукты мы будем покупать в супермаркете. Многим покажется странным такой подход к воспитанию еще совсем крошечного малыша, но мне он действительно помог;
  3. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал нужно разрабатывать мелкую моторику. Я покупала специальное тесто для лепки, и моя малышка с удовольствие лепила из него различные фигурки, или просто скатывала в руках шарики. Так же нам очень нравилось рисовать пальчиковыми красками. Когда я что-то готовила на кухне, моя дочь постоянно находилась со мной. Я поясняла ей все свои действия. Варя суп, я говорила, что мы кладем в кастрюльку, какие овощи, как они называются. А еще, я высыпала на противень различную крупу- манку, гречку, пшено, рис, и малышка пальчиками рисовала по крупе. Это очень полезно для детской моторики;
  4. Алфавит мы тоже специально не разучивали. Все происходило постепенно, в непринужденной форме. В течение дня я несколько раз показывала дочери одну и ту же букву, четко произнося ее название, и так в течение трех дней. Следующие три дня были посвящены другой букве. И так незаметно и ненавязчиво, к двум годам, мы выучили весь алфавит, причем ребенок совсем не почувствовал никакого принуждения с моей стороны. Опять же, отправляясь на кухню готовить обед, я брала малышку с собой, сажала ее перед холодильником и раскладывала перед ней магнитную азбуку. Дочери очень нравилось прикреплять буквы к холодильнику, а я попутно объясняла ей название каждой буквы;
  5. Укладывая дочь спать, я рассказывала ей сказки, стишки, пела песенки. Утром просыпались мы под «потягушки», умывались и чистили зубки под специальные стишки. Когда вечером я купала дочь, я так же рассказывала ей стихи на тему купания. Причем, когда мой запас песенок и стихов заканчивалась, я сочиняла ей сама;
  6. Моя девочка страдала отсутствием аппетита. Накормить ее было очень сложно, поэтому мне приходилось ее как-то завлекать, чтобы она съела хоть ложку. Здорово помогли книжки. Во время кормления, я раскладывала книги на столе и читала их ребенку. А если учесть то, что кушали мы 5 раз в день, то ребенок хорошо запоминал прочитанное, а это поспособствовало раннему развитию.

Резюме


В результате всех этих нехитрых действий моя дочь очень рано стала разговаривать. Каково было мое удивление, когда спустя немного времени она четко пересказывала мне все стихи, прочитанные или рассказанные ей ранее. На детской площадке все мамочки очень удивлялись, когда слышали, как разговаривает мой ребенок в этом возрасте, и это при всем при том, что мы еще не ходили в детский сад. А когда дочь пошла в детский садик, ей было очень легко найти язык со сверстниками, тем более разговаривала она лучше всех в группе.

Я рассказываю все это вовсе не для того, чтобы похвастаться и сказать: «Посмотрите, какой гениальный у меня ребенок»! Вовсе нет, и ребенок у меня самый обычный. А для того, чтобы молодые мамочки знали, что если у меня получилось научить ребенка рано разговаривать, то обязательно получится и у вас. Нужно только попробовать, и не переставать это делать. И тогда, вы совсем скоро услышите от своего крохи долгожданное «мама».

Моему сыну сейчас 2 года 2 мес. Разговаривать начал активно в 1 и 5 по два слова сразу. И пошло и поехало. Ещё удивляло, скорее даже не родителей, а знакомых, что говорить стал сразу правильно, без сокращений. Многие удивлялись и удивляются. А теперь я поняла, что делала все правильно. Вот что мы делали. Первая книжка у ребенка появилась в 3 месяца. И это не маленькая какая-то книжица, а толстая книга на 200 стр. с потешками и сказками с рисунками Ю.Васнецова. Уже в 3 месяца ему она была интересна. Читала потешки и колыбельные нараспев. Как ни странно ребенок сейчас опять её приносит читать. Мамочки не отказывайтесь от русского народного творчества! Затем когда стали вводить прикорм, ребенок его есть отказывался. Многие делают основную ошибку, начинают кормить под телевизор. У нас этот номер не прошел. Стали кушать под книжки. Брала стопку книг, садилась напротив ребенка с тарелкой еды, читала книжки кверх тормашками и кормила одновременно. Таким образом телевизор для нас и сейчас остается не нужным. Поправлюсь, смотрим только выборочно и в основном на DVD: это некоторые наши мультики и фильмы о живой природе BBS и другие. Когда приезжали к бабушке в 1 и 3, подходил и выключал телевизор. Ещё мы очень много слушали: классическую музыку и очень часто бардов. При этом просился на руки и чтобы с ним ходили или танцевали. Не знаю либо ребенка с самого рождения приучили к рукам либо он сам по себе такой. В 1 год и 8 мес. я ничайно обнаружила, что он договаривает мне последние слова в строчках Чуковского и не только. Тогда я смело стала ставить аудио диски. Но здесь надо точно соблюдать последовательность, сначало читаете произведение, а потом когда ребенок уже привык, слушаете запись. И не удивляйтесь, если малыш слушая аудио возьмет эту же книжку и будет смотреть именно ту страницу, которая сейчас звучит. Ещё не бойтесь покупать и читать ребенку книги более постарше его развития (как вам кажется), не зацикливайтесь на одном авторе или что кто-то сказал что "ему это рано". Дети сами выбирают, что им читать. Мы в 1 и 6 очень любили Чуковского (особенно Бибигона!), Маршака, Михалкова ("Дядю Степу"), а вот Барто у нас не прижилась. Ещё я делаю так, покупаю книги которые мне нравятся и показываю ему, а он сам выбирает читать их или пусть постоят. Раньше было большое разочерование, когда книги которые покупались с большой любовью швырялись на пол. Но ничего через неделю он их начинает приносить, чтобы почитали. Сечас читаем Заходера, Усачева, Берестова, Пляцковского, Пушкина ("О балде") ну и прозу не забываем. В итоге могу только сказать: Мамы и Папы приучайте детей к книгам с самого рождения и тогда они будут говорить и говорить правильно! Интерес к словам у малыша должны зарождать именно самые близкие и любимые люди. Когда маленький человечик сидит у вас на коленках и сам держит книжку, а вы её ему читаете. И ничего сташного что сил никаких нет, а язык уже заплетается, хочет ребенок читать буду читать и читать с толком и расстановко!. А о том, что с ребенком надо постоянно разговаривать, все объяснять (даже когда он ещё в колыбели) это само сабой разумеется!
P.S.: У меня одна знакомая мамочка, услышав, что мой сын хорошо говорит, очень удивлялась, что как это так, она же тоже своему включает много чего слушать: телевизор и радио (постоянно). Речь ребенка это прежде всего большой труд и не надейтесь на бабушек и логопедов, а тем более на телевизор и радио.

Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!

Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.

Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы

Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!

Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения

Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!

Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел

Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.

Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно

Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.

Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки

Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!

Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня

Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.

Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей

Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.

Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Сначала родители учат детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. (с)

Мне написала интернет-подруга и попросила выложить ее письмо на общее обсуждение.
Она очень переживает - ее ребенку 3,5 года и он до сих пор не разговаривает.


Собственно ВОТ ЭТО ПИСЬМО:

Моему сыну 3,5 лет и он не говорит. Или не хочет говорить?

Во-первых, он у меня кесаренок. К концу беременности у врачей была проблема с точным кол-вом недель этой беременности, роды все еще не начинались - поэтому было принято решение о кесаревом сечении. За исключением этого вся беременность прошла нормально, без проблем. Ребенок родился здоровым, 10 баллов по шкале Апгар.

До 1 года и 3 месяцев все было прекрасно, рос как все. Потом за полгода случились два переезда, оба раза переезд был "на нервах". После второго переезда малыш долго привыкал к новому окружению, отказывался гулять, был замкнутым, но потом "оттаял". Потом новое потрясение: в конце весны родился младший брат (разница составила 2 года), а осенью нашего старшего повели в детский сад в соседнем здании. Он долго адаптировался, протестовал, мы даже уходили оттуда - потом ребенок передумал и за руку привел меня обратно в сад, мол, согласился и поверил, что мы не променяли его на младшего.

Собственно, все это время общался он с нами звуками, тарабарщиной, отлично освоил язык жестов, но слова произносил хоть и к месту, но раз в месяц. Мне долгое время вообще не верили, что он может ответить на вопрос или что-то сказать.

В "три с мелочью" года мы повели его по врачам:
- сделали МРТ - проблем нет
- показали МРТ неврологу - нам выписали энцефабол, пропили курс - ничего не изменилось
- сходили к логопеду - нам предложили занятия с 4 лет, может, к этому времени малыш "оттает"
- сходили к клиническому психологу - признаков аутизма нет. Можно и к психиатру сходить, услышим то же самое.

Ребенок контактный, общается со сверстниками насколько возможно без применения речи. Отлично развита мелкая моторика. Паззлы собирает очень быстро (такой своеобразный тест). Если очень долго и упорно доставать чем-нибудь, может сказать слово-два - а может и не сказать.

Что я могу сделать, чтобы он заговорил?

ps. Спасибо:)

Я читала это и вспоминала себя и сына Яшу. Если его сестра, Янка, в полтора года читала наизусть про "мифку", который собирает "фыфки", то он в этом возрасте только мычал и показывал пальцем, куда мне пойти и что ему дать.

В его два года у меня началась паника. К трем мы уже были у всех врачей и прошли возможные и невозможные тесты. Ну классическая нормальная мама-паникерша, как в письме. Яшка же нес тарабарщину, активно жестикулировал, все его прекрасно понимали, он периодически выдавал какие то слова, но ни одного предложения я от него так и не услышала.

Что же было потом?

В четыре года я его уже заткнуть не могла, и так по сей день.))) Когда начал испытывать потребность высказывать свои мысли, начал разговаривать. Как в том анекдоте, когда с рождения немой ребенок сказал, что "Суп холодный, подогрейте". На вопрос, что же ты молчал столько лет, пожал плечами: "Раньше был горячий". =)

Я, анализируя те годы, могу предположить, из-за чего была задержка речевого развития.

1. Эмоциональность. Он очень живой и горячий, ему сложно было успеть все высказать, проще было махать руками.

2. А махать руками было проще именно потому, что мы его действительно ПОНИМАЛИ. И вот это, на мой взгляд, было ошибкой - стоило хотя бы прикидываться, чтобы стимулировать сына произносить слова.

3. Возможно, проблема была и в том, что сам он был младшим ребенком, его брат - погодок, говорил мало и не четко, зато понимал его великолепно, а они к тому же очень привязаны друг к другу с рождения. И тут получился немного "двуязычный" ребенок - кому подражать, мне или брату?))

Ну а теперь, собственно, вопрос ко всем: паниковать ли маме, или успокоиться?
Что можно сделать, на ваш взгляд, для стимулирования "болтливости"?))

Ваши дети когда начали разговаривать?