Завистливый ребенок. Что делать с детской завистью? Бесплатный онлайн психолог для подростков

Маленьким детям не знакомо чувство зависти. Все, что нужно для счастья, у них есть и так: любящие родители, теплая кроватка, игрушки. Они не задумываются о том, что у кого-то жизнь может быть лучше, чем у них. Все меняется лет в пять-шесть. «Мам, а у Светки кукла красивее! Я тоже такую хочу!», «Мишка дурак и маму не слушается, а ему новый телефон купили. А вот я хорошо себя веду, но мне никто не купит!» Вот тут некоторые родители и задумываются, ?

Решая, как справиться с этой напастью, нужно принимать во внимание, что дети ведут себя так не потому, что относятся плохо к своим товарищам, считают их по-настоящему плохими. Так проявляется сильное желание обладать чем-то, что принадлежит другому человеку, и невозможность получить это. Сложные чувства, испытываемые ребенком, выливаются в неприязнь к хозяину желанной вещи, злость на него и несправедливость мира в целом.

Если зависть не чужда и родителям малыша, и они имеют привычку в его присутствии рассуждать о том, как «соседи-воры меняют в год по машине», а они, «честные труженики» пять лет на одной ездят. Если мама в компании подружек при маленькой дочке «брызжет ядом» по поводу общей знакомой, которой очередной любовник кольцо с бриллиантом подарил, то чего ждать от ребенка? Он быстро поймет, что те, у кого чего-то больше, – плохие люди, за это их можно не только ненавидеть, но и обижать.

Сегодня, к сожалению, учащаются случаи, когда школьников жестоко избивают их же сверстники за то, что они из более состоятельных семей, у них есть хорошая одежда, украшения, модные гаджеты. При этом задиры еще и предъявляют обвинения, что ребята, которых они обидели, чем-то их спровоцировали. Только не могут объяснить, чем. Не скажешь ведь, что своим везением или безбедной жизнью.

Вот несколько советов, как помочь ребенку ее преодолеть.

Как научиться не завидовать?

  • Разговаривая с ребенком, уходите от сравнений его с другими детьми. Часто детская зависть начинается с ревности: мама говорит о чужом мальчике или девочке лучше, чем обо мне
  • Не обсуждайте и не осуждайте при детях общих знакомых, избегайте сарказма и острой критики их материального благополучия, успешной карьеры и т.д. Понятно, что иногда бывают случаи, когда хочется «постервозничать» и позволить себе едкие замечания, но только не при детях
  • Не уставайте формировать у ребенка с раннего детства непреходящие ценности, которые нельзя приобрести за деньги, но можно накопить в своей душе: это взаимопонимание и любовь, радость возвращения домой, дружба, красота природы, величие музыки и искусства.

Однажды в школе дочке моих знакомых рассказали историю про смерть жены Рокфеллера.

Наследница несметного состояния умирала в окружении родственников, уже предвкушающих раздел богатств. Перед тем, как испустить последний вздох, она попросила принести ее любимое платье, густо усыпанное бриллиантами. Схватив двумя руками сверкающую ткань, женщина умерла, так и не выпустив ее из рук. Пришлось даже выстричь из платья два кусочка, которые остались в руках бывшей миллионерши. Это было все, что она унесла на тот свет из сокровищ Рокфеллеров.

Девочка, которая услышала от учителя эту историю, была под большим впечатлением. В этот момент она по-настоящему задумалась о том, что не только материальные ценности приносят счастье в мире.

  • , не лицемерьте, говоря, что материальное не имеет значения вообще. Напротив, ребенок должен знать, что все удобства в жизни, поездки, игрушки, которые ему дарят, приобретаются за деньги. И то, что есть у других ребят, тоже приобретено на деньги родителей. Объясните ребенку, что, развивая в себе нужные качества: интеллект, предприимчивость, обязательность – он сможет в будущем позволить себе многое
  • Не возводите зависть в ранг добродетели, считая, что так ребенок быстрее захочет за кем-то тянуться. Это разрушающее чувство: оно ничего не прибавляет тому, кто его испытывает, а лишь растрачивает энергию, которая могла бы быть направлена на созидание собственной жизни

Выбирая, как бороться с завистью у ребенка , отдавайте предпочтение терпеливому разъяснению, а не силовым методам. Поймите, самим детям дискомфортно в этом состоянии, поэтому они рады будут от него избавиться.

Зависть – достаточно распространенное явление среди детей.Это связано с тем, что дети часто сравнивают себя с другими.И часто родители не знают, как реагировать на проявление подобного явления в поведении ребенка.
Как определить, что Ваш ребенок, возможно, становится завистливым? Принято считать, что зависть – негативное явление, она не одобряется обществом. Именно поэтому редко кто может признаться другим (да и самому себе) в том, что он завидует. Однако зависть часто маскируется под определенными чувствами, по которым мы можем ее распознать. Например, если в присутствии вашего ребенка хвалят кого-то из детей, и вы замечаете, что у него возникает раздражение, а возможно, и агрессия, то, скорее всего, он испытывает чувство зависти. В зависимости от характера ребенка, а так же от типа его темперамента, у разных детей зависть может «прятаться» под различными эмоциями – гнев, раздражительность, апатия, грусть. В любом случае, если Вы заметили, что ребенок особенным образом, более ярко, чем обычно, реагирует на успех или преимущество другого, то стоит задуматься.
Что делать, если ребенок постоянно завидует другим детям?
1.Понаблюдайте за своим поведением. Как Вы реагируете на успехи других людей? На приобретенные ими дорогие вещи? Очень часто дети неосознанно копируют стиль поведения родителей, и в этом случае, чтобы справится с завистливостью ребенка, необходимо сначала скорректировать собственное поведение.
2. Если же Вы не находите причин в своем поведении, то поинтересуйтесь у ребенка, чему именно он завидует – возможно, не удовлетворена какая-то важная его потребность. Обсудите вместе с ребенком, насколько ему действительно это необходимо. Возможно, в его доводах Вы увидите рациональное зерно. Если нет, то объясните свою позицию твердо, но спокойно.
3.Если ребенок завидует наличию материальной вещи у другого (модная куртка, куклу, вещи), то можно предложить ему следующее: Вы вместе с ним копите деньги на эту, а часть он попытается заработать сам (делами, поступками, правильно выполненными заданиями и т.п.). Таким образом, ребенок направит свою энергию не на то, чтобы завидовать, а на достижение цели, заручившись Вашей поддержкой и пониманием.
4. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Делая это, родители лично готовят почву для зависти. Если ребенок завидует успеху других детей, либо качествам характера, то можно предложить ему подумать, каким образом он может достичь того же результата, либо развить те же качества в себе. Не забудьте отметить его положительные качества (целеустремленность, хорошая память, сообразительность) и напомнить ему о его собственных, пусть даже небольших, достижениях. Детям свойственно сравнивать достижения сверстников со своими неудачами. Задача родителей в такой ситуации – исправление негативного отношения. Правильный подбор слов в разговоре с ребенком очень важен, поскольку негативная реакция взрослого только усугубит положение и заставит малыша замкнуться.
5.Часто детям, которые завидуют, не хватает уверенности в себе. Они чувствуют, что могли бы достичь большего, но постоянно уступают другим и пропускают их вперед. Таким образом, у них формируется чувство досады, которое постепенно перерастает в зависть. Такому ребенку необходима помощь родителей и психолога, которые помогут ему повысить самооценку и уверенность в своих силах.
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребенок завидует, постарайтесь принять его чувства, не осуждать их – Ваш ребенок становится взрослым, ориентируется на окружающих людей, неизбежно сравнивает себя с ними, поэтому не может совершенно не испытывать чувство зависти. Однако в Ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наименее болезненно, а возможно, даже помог разобраться в себе и стать лучше.

По материалам сайтов: http://mamiki.ru. http://oz-lady.ru/.

Всем людям свойственно испытывать чувство зависти, но оно может возникать или редко в период неудач и сомнений, или стать устойчивой эмоцией, которая будет сопровождать человека всю жизнь. Родителям важно воспитать ребенка так, чтобы зависть оставалась для него лишь кратковременным чувством, а не злейшим человеческим пороком, который отравляет жизнь и иногда толкает человека на нелицеприятные поступки.

Как предотвратить зависть?

Детская зависть чаще всего предсказуема, она проявляется при определенных жизненных обстоятельствах, особенно ярко из-за детской непосредственности. Дети завидуют друг другу если кто-то из них, скажем, оказался сильнее, лучше станцевал, прочитал стихотворение, дальше прыгнул, выиграл соревнование. Несправедливо, если другу купили новую игрушку или много сладостей, или модные кроссовки, а тебе нет. Конечно, малыш-обладатель всех этих благ становится «объектом» злости, ведь у него есть то, чего нет у сверстников. Завистнику кажется, что его обделили, что он недостаточно хорош. Он понимает, что кто-то обладает чем-то самым важным, что так необходимо и ему самому. Зависть всегда сопровождается негативными переживаниями.

Чувство зависти у детей проявляется в разных вариантах, это: имитация, практические действия, маскировка или игнорирование, критика. Под имитацией понимают стремление воссоздавать предмет зависти. Если вашей дочке понравилась новая кукла, которая появилась у соседки, она станет просить у мамы приобрести ей точно такую.

Практические действия мы наблюдаем, когда ребенок портит, уничтожает или отнимает какую-то вещь у других. Рассмотрим случай: какого-то ребенка похвалил воспитатель за то, что тот вылепил из пластилина красивую фигурку, ответные действия завистника – он сломает эту фигурку. Другой пример: если похвала взрослых адресована удачному рисунку определенного ребенка, тот, кто завидует похвале, испортит этот рисунок.

Еще один признак зависти – игнорирование, которое можно определить как «средство» защиты. Вот кто-то из ребят пришел в садик с новым конструктором, ребенок, который этому завидует, будет умышленно сторониться этой вещи, которая ему так понравилась. Совместной игры не получится, малыш будет намеренно избегать хозяина этого игрового набора, перестанет с ним общаться и найдет себе другую компанию.

Критику, как довольно распространенный механизм зависти, легко распознать в демонстративном преуменьшении значимости качеств предмета зависти (снижение его ценности). В частности ребенок заявляет, что новая игрушка его товарища имеет некие дефекты, вот у него дома игрушка намного лучше. Характерные черты критики – агрессия и желание унизить объект.

У более взрослых детей, в возрасте от 7 до 15 лет может проявляться белая зависть - маскировка зависти. Объяснить ее можно так - переживания завистника причиняют окружающим (порой несознательно) косвенный вред. Он избавляется от своего негатива, сбрасывая его на других. Это дает определенный результат, но не избавляет от зависти как таковой. Маленькие дети таким приемом еще не пользуются. Такой тип зависти распознать труднее всего. Детская зависть может и никак не проявляться, но при этом у ребенка все равно портится настроение.

Почему появляется зависть?

Причиной появления зависти - простая неудовлетворенность. Ребенок спокойно живет и доволен тем, что имеет, но однажды узнает, что у другого появилась такая хорошая вещь, которую он тоже захотел иметь. В основе зависти лежит сравнение. Завистника расстраивают свои и чужие успехи, не дает покоя популярность и признание окружающими заслуг товарища. Особенно ярко зависть начинает проявляться у ребенка, которого никто не замечает и на которого не обращают внимания, а ему хочется, чтобы его оценили по достоинству. Причиной проявления негативных эмоций чаще всего является заниженная самооценка. Ребенку кажется, что он всегда хуже остальных, ему ничего не остается, как завидовать. Предпринять какие-либо действия, чтобы стать лучше, ему мешает неуверенность в себе и своих способностях. В этом случае родители должны подумать, как сформировать у малыша адекватную самооценку.

Помогаем ребенку справиться с завистью

В первую очередь поддерживаем его личным примером. Ребенок всегда подражает маме и папе, поэтому, когда родители говорят о покупках своих соседей в негативном ключе, критикуют окружающих, не удивительно, что они воспитают высокомерного и заносчивого человека. Мало просто говорить ребенку о том, что зависть - это плохое и разрушающее чувство. Поддержите его, чтобы раскрыть его таланты и способности. Когда ребенок будет занят каким-нибудь увлекательным делом, у него не остается времени для зависти. Важно также научить ребенка понимать свои чувства и ощущения. Ребенок должен знать, что людям свойственно иногда сердиться, злиться, завидовать, поэтому ему не нужно стыдиться проявления своих эмоций. Главное не поддаваться негативным эмоциям, понимать и признавать, что появилась зависть – это уже первый шаг к тому, чтобы избавиться от этого чувства. Приведите малышу примеры отрицательных героев из мультфильмов и сказок, которые завидовали другим и чем это для них закончилось. Завистники, как правило, вмешиваются в жизнь других людей, разрушают их счастье, поэтому важно уметь бороться с завистью. Ребенок должен приобрести уверенность в себе, родители обязаны развить это чувство – хвалить малыша, выделять его положительные качества. В основном для этого достаточно лишь сместить акценты. Не принижайте достижения других ребят, лучше напомните своему, в чем он хорош и за что вы можете его похвалить. Ребенок должен расти в атмосфере заботы и любви, вместе вы можете сделать чувство зависти конструктивным - учите ребенка пользоваться им в качестве толчка к собственному развитию.

Как часто ваш ребенок закатывает истерику при виде яркой игрушки в руках у сверстника? Или, еще хуже, ломает чужую вещь и обзывает ее владельца нехорошими словами? Подобное поведение - это не каприз и не баловство. В большинстве случаев оно спровоцировано завистью.

Проявления зависти

Далеко не в каждой ситуации взрослым удается распознать детскую зависть, поэтому плохое поведение малыша они списывают на невоспитанность. «Какой гадкий мальчик! Испортил машинку друга! Не научили тебя родители хорошим манерам», — отчитывает воспитательница нашкодившего ребенка.

Увы, она не понимает причину, побудившую мальчика на такой поступок. Это зависть. Ребенка захлестнули эмоции, в голове замелькали мысли: «Какой классный грузовик! Мне бы такой! Почему у Петьки есть, а у меня нет? Петька дурак! Сейчас я ему устрою!»

Самостоятельно понять причину своего раздражения, контролировать чувства и подавлять последующую реакцию ребенок пока что не умеет. Вот и совершает неблаговидные поступки под действием негативных эмоций.

«На мой взгляд, детская зависть от взрослой ничем не отличается. Разве что она более открытая, откровенная и непосредственная.

Эмоции и чувства, которые дети и взрослые испытывают при зависти, одинаковы. Но внешние проявления при этом разные.

Взрослый научился себя контролировать и может скрыть свою зависть, но у ребенка самоконтроль еще не развит. И если его никак не обучали относительно внешних проявлений зависти, он будет проявлять ее без всякого стеснения. Чем меньше ребенок, тем ярче эти проявления, вплоть до истерики и агрессии», — говорит Виктория Филиппова, специалист в области оценки человеческого потенциала и развития талантов.

В качестве примера эксперт предлагает разобрать несколько ситуации.

№ 1 Зависть вопреки здравому смыслу

В семье празднуют день рождения старшей дочери. Младшая в курсе, что сейчас будут поздравлять сестру, вручать ей подарки, восторгаться ею. Она понимает, что это чужой день рождения, что у нее будет свой, а значит, и ей приготовят кучу подарков.

Но когда вокруг сестры начинают водить хоровод, когда вручают подарки и оказывают всяческие знаки внимания, у младшей девочки случается истерика.

Отсюда вывод — можно заранее поговорить с ребенком, объяснить предстоящую ситуацию, и он вроде бы все поймет, но проконтролировать спонтанную эмоцию у него не получится.

Для него возникшее чувство зависти схоже с обидой, он думает: «Обидно, что сейчас все достается не мне». И это при том, что подарки, которые дарят старшей сестре, младшей не очень-то и нужны. Так, имениннице вручили мольберт для рисования, а ее сестра этим совсем не увлекается. Просто ей тоже хочется получить подарок, ведь он — знак внимания, символ родительской любви.

№ 2 Зависть, побуждающая к разрушению

Часто зависть приводит к бессознательному или осознанному вредительству. У моего среднего сына большая компания друзей примерно одного с ним возраста (6-8 лет). Как-то дедушка привез нам игрушку — автомат Калашникова из «Детского мира». Очень красивый, как настоящий! А еще саблю, пистолет и военную амуницию.

Мальчишки тут бегают с оружием попроще. Буквально за несколько дней они поломали все новые игрушки моего сына из зависти. Как будто бы нечаянно уронили на камень, как будто бы случайно оторвали ремень, на котором висел автомат.

Но на самом деле таким образом проявилась их зависть. Сработал принцип «У меня такого нет, так пусть и у него не будет!»

Гораздо проще и спокойнее, когда у всех детей все примерно одинаковое: деревянные ружья, пластиковые пистолеты.

Бывает, что зависть проявляется в такой браваде: «Ой, это не модно! Отстой! Это не круто!» Бравирующий ребенок на самом деле очень хочет это иметь, но по какой-то причине не может. Вероятно, родители не считают нужным и полезным покупать ту или иную игрушку, напиток, конфеты. И ребенок, чтобы не показать свои истинные чувства, демонстрирует, что это ему не нужно, и таким образом обесценивает.

Анастасия Мордкович, психолог-педагог, считает, что детская зависть, в отличие от взрослой, проявляется к объекту, который вызвал это чувство.

Взрослые могут завидовать материальному положению конкретного человека, но при этом относиться к нему хорошо. Ребенок же, завидуя игрушке сверстника, будет проявлять по отношению к нему агрессию.

Еще одна особенность детской зависти, по мнению Анастасии Мордкович, — она может распространяться на предмет целиком. Например, ребенок, которого не покатали на пони, говорит: «Ненавижу этих пони!»

Зависть и возраст ребенка

В разные годы жизни дети по-разному проявляют свою зависть. Меняется и предмет зависти. По словам Натальи Фесенко, создателя и руководителя международного института развития будущего, дошкольники буквально «зеркалят» поведение родителей. Поэтому, если вы сами завидуете друзьям или коллегам, будьте осторожны — ребенок может взять с вас пример.

«В основе зависти лежит эмоция гнева. Зависть сигнализирует о желании получить что-то очень значимое. У малышей зависть может принимать форму ревности. Если ребенок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, то старается привлечь внимание к себе. Ребенок, окруженный родительской заботой, без труда переключает свой объект внимания, а не зацикливается на объекте собственной зависти», — говорит Наталья Фесенко.

В школьные годы потребности ребенка трансформируются. Он также нуждается в любви и признании, но теперь еще и ориентируется на сверстников.

Наталья Фесенко отмечает, что в этот период дети начинают завидовать популярности своих друзей и одноклассников. И если это добавить к проблемам, не решенным в дошкольные годы, получается слоеный пирог из зависти и раздражения.

«Ребенок становится тревожным, недовольным, вызывает жалость к себе, а впоследствии вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему, иногда пресекая негативные проявления подобных чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, начинают запрещать, злиться на ребенка. А ребенок не удовлетворяет свою потребность в признании и любви со стороны родителей, при этом напряжение увеличивается», — комментирует эксперт.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Во-первых, поймите, что зависть — это нормальное чувство. Стыдить и ругать за него не нужно. Но и пускать все на самотек — не лучшая идея.

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло. И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает.

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой. Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут. Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт. Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.