Воспитание детей в древности: могли и казнить ребенка за непослушание

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем вам, как воспитывали детей на Руси в давние времена. Во все времена тема воспитания подрастающего поколения была актуальной. Любые родители, с появлением на свет своего чада, старались дать ему и образование.

Как и в наше время, в древности считалось, что ребенок должен быть дисциплинированным, воспитанным и трудолюбивым.

Однако, приемы воспитания в основном строились на обрядовых и ритуальных традициях того времени. Сейчас некоторые из них кажутся нелепыми и абсурдными, но тогда это было практически панацеей, а некоторыми приемами пользуются и по сей день.

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые чтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое уделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной.

Дети воспитывались в строгости, беспрекословно должны были слушаться своего отца, поскольку за непослушание их ждала «хорошая трепка» – это про кнут и розги.

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Интересным фактом можно назвать «кормильство», т. е. своеобразный метод воспитания, когда старшего княжьего рода отдавали на воспитание в одну из выбранных семей из числа знати.

В обязанности «кормильца» входило наставническое воспитание своего воспитанника с целью воспитать в нем воинственные качества, сделать физически и умственно сильным, привлечь к делам княжества.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Еще одной формой воспитания было наставничество родного дяди (брата матери) – «дядьки», а детей сестры воспитывал отец ребенка. Проще говоря, дядьки занимались воспитанием своих племянников, которые были их первыми помощниками. Таким способом был воспитан сын князя Святослава – Владимир, наставником которого был прославившийся его родной дядя Добрыня.

Другой способ – «кумовство», при котором был избран духовно-нравственный наставник-воспитатель детишек в родительской семье. Княжичей, воспитанных «кумовством» называли «пестунами». В Древней Руси, именно эта форма воспитательного наставничества была самой распространенной в феодальной среде.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.

Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.

Как воспитывали детей на Руси от малышей до мы рассказали.

Удачи вам в воспитании!

Как воспитывали детей на Руси видео

Основой воспитания была, безусловно, религиозная традиция того времени, а она считала, что суть человека греховна. Поэтому наши предки считали, что эту греховную суть, а, следовательно, ребенка, надо как можно раньше усмирить, переломить, подчинить воле родителей. Детей часто били, порка считалась лучшим воспитанием. Взрослые верили, что делают это на благо своих чад и если не бить малыша сызмальства, он вырастет дурным человеком, будет обижать родителей. Если какой-то из отцов не порол своих детей, окружающие считали, что он их не воспитывает, и осуждали такого мужчину.

Вообще все семейные взаимоотношения были построены на строжайшей иерархии. Авторитет главы семейства – отца считался непререкаемым. Дети должны были беспрекословно слушаться отца и вообще родителей, воспринимать все их наставления, не противоречить им. Мнение ребенка не принималось взрослыми в расчет, отец не слушал советов и пожеланий сына, пока у того не вырастет борода.

Первые 3-4 го­да ре­бе­нок был под опекой матери, он посильно помогал ей в домашних делах. С 5 лет ребенка-мальчика привлекали к мужским делам. девочку - к женским хозяйственным обязанностям. Детям рассказывали обучающие, таящие глубокий смысл сказки и легенды. С 7 и до 15 лет ребенок считался отроком, после окончания этого срока девочки оставались под присмотром матери. продолжали учиться хозяйству и рукоделию, а мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли уже серьезные мужские обязанности. Так, сыновья дружинников уже с 12 лет учились воинскому делу и проживали отдельно от матерей.

Вообще детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни. Им поручали всевозможные обязанности по дому, обучали их грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились образованные невесты.

Детей учили петь, читать и писать, знать историю Руси, разбираться в церковных тонкостях, правильно говорить, достойно вести себя в обществе, быть вежливыми и учтивыми, вовремя кланяться и улыбаться. Если родители видели, что их ребенок проявляет способности к учебе, они отдавали его «в учение» к какому-нибудь мудрому человеку, книжнику. Подопечный у такого ученого мужа был только один, тот передавал ему все свои знания.

В княжеских семьях сыновей с 1-3 лет сажали на коня. Это было целым обрядом, считалось, что так закладываются качества будущего воина. Подросшие девочки проходили обряд вскакивания в поневу. Понева – это длинная ткань. Которая использовалась как юбка. До 15 лет у девочек юбок не было, они носили длинные рубахи. В 15 лет проводился специальный ритуал, знаменующий переход от детства к девичеству. После него к девушке можно было присылать сватов. Только выйдя замуж, девушка выходила из-под власти отца и переходила под власть мужа. Отец передавал зятю свою плеть, чтобы отныне тот воспитывал с ее помощью жену.

Нередко современные родители начинают интересоваться, а как раньше воспитывали детей? Ведь на протяжении нескольких веков именно крестьянская семья выступала в качестве хранилицы основных традиций русского народа. В вопросах, связанных с воспитанием детей, она также оставалась верной себе.

Особенности русской крестьянской семьи

На самом деле русская крестьянская семья всегда была своего рода уникальным организмом, в рамках которого и детей воспитывали совершенно без посторонней помощи. При этом все основывались на простых неписанных законах, строго их соблюдая из века в век.

Для типичной крестьянской семьи было характерно рождение большого количества детей. Правда, большинство из них умирали еще в первые годы жизни от различных болезней. Не стоит забывать, что в бедной семье ребенок мог стать «лишним ртом», а вот в зажиточных это был уже потенциальный помощник. Так или иначе, родители всегда смиренно воспринимали, как рождение, так и смерть младенцев. Нужно заметить, что даже в давние времена матери испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но в условиях суровых жизненных реалий они были вынуждены обзаводиться психологическими барьерами.

Новорожденного малыша клали в плетеную люльку, которая подвешивалась к потолку. Именно в ней он спал до того момента, пока не учился вставать на ножки. Важный момент в том, как раньше воспитывали детей, заключается в том, что уход за ними был минимальным. Ведь и мать была круглосуточно занята различной домашней работой, да и сами представления об уходе за младенцем ранее были совершенно иными.

Как только кроха учился ходить, ему разрешали передвигаться по избе, но одевали его преимущественно в одну рубашку. Занимал малыш себя самостоятельно и в основном подручными предметами. Нередко за детьми в семье присматривала бабушка или же старшие дети. В холодные периоды года дети находились только в помещении, так как ранее одежда относилась к категории роскоши. В теплое же время дети выходили на улицу и бегали там под присмотром взрослых или совсем юных нянек, которым самим нередко было около четырех-пяти лет.

Конечно, основой для питания любого малыша выступало материнское молоко. При его отсутствии ребенку искали кормилицу или же выпаивали кроху козьим молоком из рога, на который надевался сосок вымени коровы. Не стоит забывать, что и раньше воспитывали детей с использованием своеобразных сосок. Для этой цели использовались жевки, то есть, тряпочки, в который заворачивался хлебный мякиш.

Первый прикорм в виде молочной каши детям обычно предлагался примерно в полугодовалом возрасте, а уже в год его меню пополнялось похлебкой. К трем годам малыш питался наравне со старшими членами семьи, а жизнь его была вполне самодостаточной. Нередко дети были предоставлены сами себе с утра до ночи. Девочки играли в соломенные или тряпичные куклы собственного изготовления, а мальчики мастерили лошадки или другие игрушки. С взрослением разнополых детей объединяло все меньше общих занятий, а игры начинали четко подразделяться на «для девочек» и «для мальчиков».

Как раньше воспитывали детей в период отрочества и юности

В седьмой день рождения ребенок переходил в отроческий возраст. По такому поводу ему давали первые штаны либо длинную девичью рубаху. На этом этапе детей уже активно привлекали к труду, но работа для них выбиралась в соответствии с возрастом, постепенно увеличивая нагрузку.

Правда, когда раньше воспитывали ребенка-отрока, то поручения взрослые раздавали в приказном тоне и совершенно бесцеремонно. Но и перечить никто никогда не думал, так как в семье всегда был непререкаемый отцовский авторитет, поддерживаемый матерью.

С десятилетнего возраста мальчики начинали вместе со взрослыми боронить поле, с двенадцати они учились пахать, а с четырнадцати они были уже полноценными участниками полевых работ. Девочек же с одиннадцати лет учили прясть, с тринадцати вышивать и шить, а в четырнадцать они умели вымачивать холсты. Параллельно с этим юных хозяек обучали премудростям доения коров, выпечки хлеба и прочим делам в крестьянском быту.

Но в вопросе, как раньше воспитывали детей, нужно обратить особое внимание на тот факт, что дети с раннего возраста впитывали в себя понятия крестьянской морали. То есть, детей изначально учили почтению родителям, а также всем старшим, преподавали им основы веры. Правда в давние времена зачастую ограничивались знакомством их с некоторыми языческими поверьями и обрядовой стороной религии.

В подросших юношах и девушках раньше воспитывали стыд и целомудрие, а также честь и совесть, как основные категории нравственности. О половом воспитании подростков не могло быть речи. При этом дети прекрасно разбирались в физиологии отношений полов, так как росли рядом с домашними животными.

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воли и почитать старших. Девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию,почтению к старшим, целомудрию. Родители были обязаны научить девочка "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству.

Они присматривали за младшими детьми,помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери,которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить,вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины. Роли жены и матери. Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца,а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то,чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых... И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.