Яблочный спас - языческие и народные праздники славян. Яблочный спас

Фото из свободных источников

Яблочный Спас отмечается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю) каждого года. Это народно-христианский праздник, второй из трех Спасов. Его официальное церковное название – Преображение Господне .

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

Яблочный Спас 19 августа считается официальным окончанием лета и приходом осени – после него ночи становятся холодными, и наступает пора сбора урожая.

Другие названия праздника: Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Преображение, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины.

История праздника

Более двух тысяч лет назад на гору Фавор в Палестине поднялись Иисус и апостолы – Петр, Иаков и Иоанн. Они пришли сюда, чтобы помолиться. Во время молитвы произошло Преображение: лицо Иисуса озарилось светом, а его одежда внезапно стала белоснежной. В тот момент апостолы ощутили неизреченную радость.

А потом они увидели внезапно появившихся двух пророков, говоривших с Иисусом о его скором исходе, который в скором времени должен произойти в Иерусалиме. От всего увиденного ученики Христа пришли в шок, а сам Иисус запретил им рассказывать о событиях, свидетелями которых они стали во время молитвы. Молчать они должны были до тех пор, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано.

Если верить Евангелию, то Преображение Господне случилось ровно за сорок дней до Пасхи. Но так как в эти дни шел Великий пост, то церковь перенесла великий праздник Преображения на август.

Традиции

Народные поверья и традиции, дошедшие до сегодняшнего дня, тесно связаны с церковными правилами. В частности нельзя забывать, что идет пост, поэтому от него отказываться нельзя. А вот небольшое послабление разрешено. На Второй спас кушают рыбу. Готовясь к празднику, собирают созревшие фрукты, чтобы освятить их в церкви. До этого дня запрещено есть фрукты нового урожая. Запрет распространяется не только на привычные яблоки и груши, но и на виноград.

19 августа люди отправляются в храмы с этими фруктами, где выкладывают их на специально приготовленный стол. Во время службы происходит освящение принесенных плодов. По окончании службы люди отправляются по домам, чтобы всей семьей за праздничным столом отпраздновать эту дату. Среди угощений обязательно должны присутствовать блюда с яблоками, например, яблочный пирог, блинчики с яблоками. Здесь же готовили блюда с грибами.

Часто день Яблочного Спаса называют праздником, которым встречают осень. Также молебны проводятся в садах, начинается сбор, заготовка яблок и других плодов на зиму.

Приметы

  • Если съесть яблоко 19 августа и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется
  • Если на Спас, на вашу руку, два раза сядет муха, то это на удачу.
  • Какая погода в этот праздник, такая будет и в январе.
  • Если днем идет дождь - зимой тоже будет много осадков.
  • Если на Спаса сухо - осень будет такая же.
  • Прошел Спас - ушло лето от нас.
  • Стоит ясная погода – осень будет сухой, дождливая – мокрой.
  • Последний кусочек съеденного в этот день яблока обладает магической силой. Если сразу после его употребления загадать желание, то оно исполнится.
  • Если 19 августа угостить нищего яблоком, то следующий год пройдет в достатке.
  • Срывать недозревшие плоды яблок в этот день – плохая примета.
  • Чистое безоблачное небо – к морозной зиме.
  • На мед слетаются пчелы – к достатку в доме.

Гадания

Срезать одной полосой шкурку яблока. Теперь киньте ее в костер. И внимательно присмотрись к форме яблочной шкурки. Какую букву напоминает? С этой буквы и будет начинаться имя твоего суженого.

Укрепить чувства между влюбленными можно, съев с любимым одновременно разломленное на равные части яблоко. Плод должен быть красивым, не порченым.

Подобрав из нового урожая три одинаковых по размеру яблока желтого, зеленого и красного цветов сложить в корзину или коробку, загадать желание, представить себе, как оно сбывается. Закрыв глаза, яблоки перемешать и вытянуть одно из них. Красное означает исполнение загаданного, желтое – придется потрудиться, чтобы оно исполнилось. Зеленое яблоко означает, что желание не сбудется.

На удачу на весь год гадают таким образом: верхушка плода срезается до семечек. Если они образуют красивый, симметричный узор, значит, будет сопутствовать удача, радость, любовь, материальное благополучие. Иначе, придется “заслужить” расположения судьбы.

Узнать, увеличится ли доход, можно, бросив яблоко вверх. Упадет справа – доход будет возрастать, влево – останется прежним. Упавшее по центру яблоко может означать тяжелое материальное положение, которое может вынудить набрать долгов.

Запреты

Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.

Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.

Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.

Также нельзя убивать или прогонять насекомых.

В этот день принято угощать детей, бедных и больных людей. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.

Преображение (Второй Спас, Яблочный Спас) – церковное название праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник был установлен православной церковью в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы с учениками.

Суть Преображения раскрывается в символах. Гора – уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом.

В народе по старинной традиции Преображение Господне называли Вторым Спасом или Яблочным спасом. Потому так как к этому дню поспевали яблоки и овощи. В народе о яблочном Спасе говорят следующее:

Второй Спас – срывают спелые яблоки.

Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

Пришел Спас – яблочко припас.

Яблоки не родятся – так и Спаса не будет.

Поспевшие плоды, в том числе яблоки, относили для освящения в церковь. Обычай приношения и освещения плодов в церкви имеет древние корни. Ещё языческие жрецы благословляли в древних капищах урожаи яблок.

В конце праздничной литургии священник также благословляет плоды нового урожая, читая над ними молитву. После освящения и благословения разрешалось вкушать плоды. Ведь до Второго Спаса в народе не ели никаких плодов, кроме огурцов. Поэтому говорили: «Второй Спас яблочком разговляется» или «Пришел Спас – оскомину принес (имеется в виду от зеленых яблок)».

Употреблять плоды до Яблочного Спаса считалось грехом. Особенно тем крестьянам, у которых дети умерли во младенческом возрасте. По поверьям славян считалось, что на острове Ирий на серебряных деревьях растут золотые яблоки. Плоды раздаются только тем умершим детям, родители которых не вкушают яблок до Яблочного Спаса.

Освещённые в церкви яблоки назывались «спасовскими». При разговении им молодёжь загадывала на свою судьбу. Считалось, что задуманное желание, когда ты откусываешь первый кусочек от «спасовского» яблочка непременно сбудется.

Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано, то надумано! Что надумано, то сбудется! Что сбудется, не минуется!»

Со Второго Спаса начинался ранний посев озимой ржи. Крестьяне говорили: «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее». К празднику Преображения приурочивался обряд засевания полей. Он заключался в следующем: священник приходил на поле с иконами, окроплял вспаханную землю святой водой. Один из старейшин бросал хлебные зерна на освященные места пашни.

Накануне Второго Спаса происходило заклинание сжатых полей, так называемое «заклинание жнивы». Обряд совершался, чтобы на жниве не поселилась нечистая сила и не навредила домашней скотине на выпасе.

На утренней заре крестьяне выходили в поле, держа в руках глиняные горшки с конопляным маслом. Крестьяне выливали его на землю и обращались поочерёдно на восток, запад, юг и север, приговаривая:

«Мать Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела; Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, в смолу горючую;

Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью;

Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями!»

После каждого поворота и заговора земля поливалась конопляным маслом. На последнем слове горшки бросалась на землю и разбивалась. Существовало поверье, что это заклинание действует только на Яблочный Спас и в течение года.

К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гулянья. Девушки ходили парами и пели песни. Молодёжь, в частности девушки, собиралась в несколько отдельных групп, называемых «кругами». «Круги» подразделялись на богатых и бедных. Зажиточные девушки отделялись от простолюдинок. А женихи в свою очередь выбирали «круги» в соответствии со своим положением. Зажиточные «круги» пели романсы, а «бедные» – простые песни.

«Круги» обычно заканчивалась различными играми, чаще всего «горелками». Мужчинам разрешалось принимать в них участие.

День Второго Спаса завершался обрядом «провожания заката». Принято было наблюдать заход солнца, который сопровождался прощальными песнями и плясками.

Ко Второму Спасу относилась первая встреча осени, так называемые первые «Осенины». Бытовали следующие приметы:

Со Спаса Преображения погода преображается.

После Второго Спаса дождь – хлебогной.

Каков Второй Спас, таков и январь.

Начинается отлет журавлей.

К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны.

В какой день Средний Спас, в таков – Покров.

Из книги Справная Жизнь. Без нужды и болезней автора Усвятова Дарья

Глава 13. Бабий Спас Всю ночь я спала как убитая, без тревог и сновидений, а утром сама проснулась до света. Я прекрасно выспалась и чувствовала себя великолепно: спасибо чудо-отвару, что знахарка дала мне выпить на ночь. Сегодня нам обеим предстояла поездка в Ростов.

Из книги 78 советов Таро. Как сохранить здоровье, молодость и красоту автора Склярова Вера

ДВОЙКА КУБКА ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД. ЯБЛОКО ЕВЫ Яблочный уксус По Библии, яблоко – символ грехопадения: Ева сорвала с дерева запретный плод и дала вкусить его Адаму, и они были низвергнуты на землю из Эдемского сада. Первый грех человека. Библейский грех.В греческой мифологии с

Из книги Освобождаем восприятие: начинаем видеть, куда идти автора Зеланд Вадим

Яблочный уксус Натуральный яблочный уксус стоит в несколько раз дороже обычного. Не путать с обычным столовым ароматизированным, или с дешевым, произведенным из прокисшего вина. Концентрат всех полезных свойств яблока. Настоящий коктейль из витаминов, микро– и

Из книги Легенды Азии (сборник) автора

Спас Спас - Милостивый, Спас - Кроткий, Спас - Всеведущий, Спас - Всемогущий, Спас - Грозный, Спас - Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.Так, в 1903 году после

Из книги Какими мы станем после смерти автора Ковалева Наталья Евгеньевна

Кто спас Кэти? О том, какое воздействие способен производить Свет на человека, рассказывал еще один врач, доктор Л. Мелвин, который, как и Р. Моуди, изучал состояние клинической смерти, с той лишь разницей, что пациентами Л. Мелвина были дети, а не взрослые. Опрашивая детей,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту. Мой

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 21 автора Степанова Наталья Ивановна

Спас Ангел Из письма: «Мой дед умер. Поэтому я решил открыть его тайну, которую незадолго до своей смерти он рассказал мне. В войну мой дед служил в авиации. Однажды он вылетел на задание. Была тихая темная ночь. Неожиданно у самолета отказал мотор, он стал терять высоту.

Из книги Глаз добрый автора Рерих Николай Константинович

Спас Нередицкий Синодик погибшей старины вырастает.Показали снимок незнакомой церкви. "Откуда это?" - "Вот ваш любимый Спас в новом виде".Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава 9 Август. Водный (Медовый Спас). Яблочный Спас. Холщёвый Спас. Гадания Август, название восьмого месяца, дано в честь римского императора Августа и занесено к нам из Византии. У древних славян август назывался иначе. На севере он назывался «зарев» (сияние зарницы), на

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

Праздник Происхождения Честных Древ. Водный (Медовый) Спас. (14 августа) Водный Спас – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу – Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам

Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

Гадания на Яблочный Спас У древних славян яблоки считались магическими плодами. К примеру, если вспомнить всем известные по русским сказкам молодильные яблочки. Кстати говоря, даже в библейском сказании Змей соблазнил Еву именно этим плодом, а та уже в свою очередь –

Из книги автора

Третий Спас (29 августа) Третий Спас (Холщовый Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас) – народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу, Спасителю (Спасу). Установлен церковью в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа

Из книги автора

Медовый Спас Этот первый Спас отмечается 14 августа. Настоящее название этого праздника - праздник Происхож дения честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день из константинопольского храма были вынесены частицы Иисусова креста.Народные названия этого

Из книги автора

Яблочный Спас День Преображения Господня, открытия его истинной, божественной сущности апостолам Петру, Иоанну и Иакову, отмечается 19 августа.С древних времен в этот день люди несли в храмы для освящения разнообразные плоды - яблоки, сливы, груши.Яблочный Спас

Из книги автора

Хлебный (ореховый) Спас В память о дне перенесения в Константинополь плащаницы, на которой чудесным образом отпечатался лик Иисуса, 29 августа отмечается праздник Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, или третий Спас. В народе этот день называли как

Из книги автора

4.3 КАК СВЯЩЕННИК СПАС ОТ КРУШЕНИЯ По рассказу М. Руденко, «Православная беседа», № 3,1993 г.Татьяна Владимировна Н. собралась домой в Москву. С билетами на поезд было тяжело, и ей пришлось мерзнуть в очереди всю ночь. Достав билет, она радостно побежала к в церковь батюшке. Тот

Праздники Спаса почитаются христианской церковью ничуть не меньше, чем Пасха и Рождество. Однако и тут не обошлось без давних языческих традиций.
Итак, 19 августа православные празднуют Яблочный спас – пекут пироги, освящают в церкви фрукты и овощи.

Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть.

После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору.

Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.
Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника.
Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод - наше духовное преображение.
В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы:

Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.

Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них де­тей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху. Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:
«Мед (навевают ветры благочестивому,

Мед струят реки,

Медовыми для нас да будут растения!

Медом пусть будет Небо – наш отец!»

…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприноше­ния, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жиз­ненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.

В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними об­рядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жиз­ни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностя­ми и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .

Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знамено­вал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и ме­довыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.

…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого со­хранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокро­вищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобрете­нию жизненного опыта, знаний.

…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спа­сения.

В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был сим­волом вечной жизни – рая.

Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению мате­ри-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подно­жия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Та­ким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлени­ях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.

Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яб­локи занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ниче­го удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли да­леко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее бо­гаты так необходимым человеку витамином «С».

Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яб­локи. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яб­лок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, что­бы он не вырос пьяницей. Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте.

Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке яв­ляется яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.

Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жиз­ненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным дет­ством.

Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это со­хранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.

Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – маль­чиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мас­тером своего дела или грамотным человеком.

Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов пи­сал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание свя­щенных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отме­чал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде луч­шие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотен­ца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.
Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изу­чать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.

Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохране­ния» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру об­щественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, ве­рований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.

Жарникова С. В.
из книги "Золотая нить"

Серия

СПАС – Покровитель урожая. Наши предки называли всех своих богов Спасами, спасителями, защитниками, покровителями и прежде всего – , который дарует жизнь и материальные блага.

Праздник Спаса состоит из трех частей:

Начало августа. Первый Спас (Маковей). Благодарение Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение , цветов, источников и колодцев.

Середина августа. Второй Спас (Большой, Яблочный). Освящение мёда, и иных садовых даров, после чего их разрешают употреблять в пищу.

Русь опять встречает Яблочный свой Спас,

Фрукты в погреб прячет – делает запас.

Осенины первые. Легкой дымкой — грусть.

Яблоками спелыми пахнет моя Русь.

Вроде бы христианский праздник, но корни у него – языческие. Поэтому и зовут его: кто — Спас на горе, кто – Первыми осенинами, а кто и просто – Гороховым днем.

Спас на Горе – это в честь Спасителя на горе Фавор, где явился Христос ученикам своим.

Считается, что сегодня яблоки приобретают прямо-таки волшебную силу. Особенно для тех родителей, которые потеряли детей, и для тех детей, у которых уже умерли родители.

С этого вечера лето склоняет свою голову к осени, а на севере России поспевает . Кстати, он такой же круглый, как яблоко. И тоже является желательным угощением сегодняшнего праздничного стола.

Говорят, что в этот день стоит одеть что-нибудь белое во славу Спасителя, желательно съесть кусочек яблока и вечером обязательно проводить солнце с песней.

Солнце жаркое, Солнце ясное!

Вот и катится к закату лето красное!

За тепло спасибо, Солнце милое,

Урожаем щедрым одарило ты.

Солнце ясное! Солнце жаркое!

Осень добрую ждем с подарками!

Конец августа. Третий Спас (Хлебный). Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Дажбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых.

Ореховый Спас, он же – Хлебный, он же — Холщовый.

Холщевый спас – христианский праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Считается, что этот образ проявился на холсте, которым вытерся Иисус. Холст потом был отослан Эдесскому правителю, чтобы излечить его. В Холщовый спас было принято освящать колодцы – в память того источника, из которого умывался Спаситель. А еще в этот день хорошо бы продать (или купить) что-нибудь из ткани. Лучший подарок этого дня – полотенце.

Хлебный спас – праздник земледельцев. Это один из главных праздников землепашцев. Ведь действительно: будет хлеб – будет и жизнь. И сегодня самое праздничное украшение вашего стола это ржаной хлеб.

А вот Ореховый спас – это языческий праздник ворожей. Ибо считается, что в этот день и орехи и сам имеют наибольшую магическую силу. Именно в этот день заготавливали ореховые веточки для своих обрядов. А тем, кто любит парится в бане, именно сегодня надо заготавливать веники из лещины – уж точно всю хворь унесут. В магазинах очень большой выбор орехов. И все они очень вкусные. Но сегодня свой выбор стоит остановить на лещине – нашем русском орешнике из семейства березовых.

Вот такой сегодня праздник. Един в трех лицах. Что в общем-то для славянского народа и не удивительно.

(24)Специально для сайта — Наталия.