Брак и семейные отношения в среде крестьян и рабочих. Глава IV. Семья и семейный быт


Типология семьи

Понятия семья и семейство были тождественными: они означали совокупность близких родственников, живших вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался хозяином. В крестьянском быту употреблялись и такие понятия, как дом, двор и домохозяйство. Понятие семья подменяли понятием дом для обозначения некоего единого хозяйственного, социального и психологического целого, члены которого находились в отношениях господства и подчинения и равно необходимы для его нормального функционирования. При этом домохозяйство могло состоять из одной брачной пары, включавшей родителей и неженатых детей, или из двух или более брачных пар, члены которых находились в родственных отношениях, например, женатые дети, жившие вместе с родителями, женатые братья, жившие вместе с одним хозяином и т.д. Главными критериями единства нескольких брачных пар в одном хозяйстве, или семействе, являлось наличие общего нераздельного имущества и одного главы, который управлял этим имуществом и вообще всеми делами в хозяйстве. Все члены одного семейства, или хозяйства, жили одним двором, но не в том смысле, что они проживали в одной избе (постройке), а в том, что вели одно хозяйство, имели общее имущество. Поэтому хозяйство, двор и семья использовались как синонимами. Б. Н. Миронов выделяет пять форм семейной организации, общепринятой в современной исторической демографии:

1) семья, состоящая из одного человека;

2) группа родственников или неродственников, не образующих семьи, но ведущих общее хозяйство;

3) простая малая, или нуклеарная, семья, состоящая только из супругов или супругов с неженатыми детьми;

4) расширенная семья, включающая супружескую пару с детьми и родственниками, не находящихся друг с другом в брачных отношениях;

5) составная семья, состоящая из двух или более супружеских пар .

Из источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина. «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином», - писал информатор из Ростовского уезда Ярославской губернии (Ильинская волость). «На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением» . Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни.

Статус отдельных членов семьи

Главой семьи (патриархом или большаком) являлся прадед, дед или отец, которому принадлежало главенствующее положение в семье. Семейное имущество, за исключением приданого жены, находилось в коллективной собственности, но распоряжался им большак. Большак осуществлял в своей семье, до некоторой степени подобно царю в XVII в. в государстве, патриархальное управление. Он распоряжался трудом членов семьи, распределял работу, руководил ею и наблюдал за ней, разбирал внутрисемейные споры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, платил налоги, являлся главой семейного культа и ответственным перед деревней и администрацией за поведение членов семьи. Именно большак всегда и везде представлял интересы семьи. Его роль усиливалась тем, что члены семьи могли вступать в какие- либо сделки только через него.

В основе внутрисемейных отношений лежал иерархизм. Все подчинялись главе семьи, женщины - большухе и мужчинам, младшие - старшим, дети - взрослым.

Дискуссия о правовом статусе русской крестьянки ведется с шестидесятых годов XIX века. Еще тогда сформировались две точки зрения по поводу прав крестьянок. Первая из них сводилась к тому, что русские крестьянки – существа зависимые и бесправные. Сторонники же второй точки зрения обращали внимание на крепкое правовое положение сельских жительниц, их широкие имущественные права.

Изученные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что женщина находилась на заднем плане, она не имела права голоса и должна была беспрекословно слушаться большака. Отношение женщины к мужу напоминало отношение подданного к монарху, крепостного к помещику. «Русская женщина была постоянной невольницей с детства и до гроба», - писал Н. И. Костомаров о положении женщины . Мужчины пользовались правом закладывать жен, впрочем, как и детей. Статус большухи был несколько выше, чем у других жен, так как она имела власть над ними, хотя сама также должна была беспрекословно повиноваться мужу. В случае смерти мужа и при отсутствии в доме взрослых мужчин к ней переходила власть большака, и она в свою очередь выступала в качестве повелительницы семьи, полной распорядительницы ее имуществом, трудом и личной жизнью всех домочадцев. Однако свой высокий статус она сохраняла, как правило, лишь до того времени, когда дети становились взрослыми, женились и обзаводились детьми. Нередко женщины страдали от побоев: за допущенные ошибки, по разумению мужчины, они подлежали наказанию. Контроль за чистотой нравов начинался еще до замужества и продолжался всю жизнь. Если добрачные интимные связи становились известными в деревне, то молодежь устраивала пародийные злые «свадьбы», во время которых голову девушки покрывали платком, но особым манером, чтобы было видно, что она не замужняя женщина, но и не девица. Особенно жестоко обращались с женщиной, уличенной в измене мужу: она подвергалась страшным побоям и унижению.

Дети, по крайней мере, до женитьбы, находились в полной зависимости от родителей и должны были быть абсолютно им послушны под страхом наказания. До семи лет дети воспитывались исключительно матерьми, но с семи лет мальчики переходили под наблюдение отца, передававшего им навыки и умения, которые необходимо было знать крестьянину, а девочки оставались под надзором матери, она обучала их всему, что необходимо было знать крестьянке. Обучение трудовым навыкам стояло на первом месте. Примерно к пятнадцати годам девушки и юноши становились полноценными работниками, способными выполнять все крестьянские работы. Целью воспитания являлось развитие страха Божьего, покорности родителям, церкви и властям. Дети рано взрослели и становились как бы двойниками своих родителей. «Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются, - отмечала О. П. Семенова-Тян-Шанская.- Какой-нибудь малыш сплошь и рядом рассуждает, как взрослый. Это объясняется несложностью крестьянского обихода главным образом, затем участием ребенка почти во всех работах и во всех событиях крестьянской жизни, где все налицо» . Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие, но розга не обходила и взрослых детей. Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, что наказание всегда идет на пользу ребенку. Мы не подвергаем сомнению любовь крестьян к своим детям, но не сбрасываем со счетов тот факт, что применение наказания по отношению к ним не было редкостью в русской деревни.

Личные отношения супругов по русскому обычному праву

Обратимся к рассмотрению норм обычного права, касающегося личных отношений супругов. Исследователь XIX века Н. Лазовский отмечал, что «первой обоюдною обязанностью является совместное жительство. Эта обоюдная обязанность вытекает из принципа брака и признается обычным правом равно как и законодательством повсеместно. Волостные суды, признавая вполне эту обязанность, как непременную для супругов, тем не менее, в особо уважительных случаях допускают раздельное жительство, например, если муж растратил имущество и вследствие этого не может содержать жену» . Но эти исключительные случаи весьма часто игнорировались волостными судами, и подобные решения о разъезде супругов принимались неохотно. Нередко обычное право признает договоры между мужем и женой, которые устанавливают срок раздельного их жительства, и раньше истечения этого срока муж уже не вправе требовать возвращение жены. Эти договоры записываются со слов договаривающихся супругов в книгу волостного суда, который охраняет соблюдение условий с обеих сторон, так как муж, лишаясь в лице жены на определенное время одной рабочей силы в своем хозяйстве, вознаграждает себя требованием определенной по соглашению суммы денег от жены, выплачиваемой ею в известные, обозначенные в условии сроки. Н. Лазовский приводит такой пример:

«1871 года мая 30 дня мы, нижеподписавшиеся крестьянин И. и (его) жена Н., заключили между собою в волостном суде сию сделку в следующем:

1) я, И., добровольно, в отвращение наших семейных распрей, дозволяю жене моей получить из волостного правления годовой паспорт и жить ей там, где она пожелает, с тем, дабы она уплатила в течение года 12 руб. в следующие сроки: 6 июня – 3 руб., 20 июля – 3 руб., 1 октября – 3 руб. и к Пасхе 1872 года – 3 руб.;

2) а я, Н., обязуюсь уплатить мужу моему 12 руб. в означенные в пункте 1 сроки с тем, чтобы муж мой больше сего требовать от меня ничего не мог, в чем сию сделку и утверждаем нашим подписом» .

В прямой связи с обязанностью совместного жительства находятся следующие обязанности: для мужа – содержать жену и детей, а для жены – заниматься хозяйством, т.е. обязанности разделения труда. Таким образом, мы видим, что муж воспринимался как приобретатель, а жена как сохранительница приобретенного мужем.

Внутрисемейные отношения

Теперь обратимся к рассмотрению внутрисемейных отношений данковских крестьян на основе решений волостных судов.

Необходимо учесть, что этот источник носит судебный характер. Он не отражает полной картины взаимоотношений в крестьянской семье, однако для выявления наиболее сложных проблем он подходит.

Всего за 1870-1872 года было рассмотрено 187 дел. Из них семейных 16%.

1) Линия жена-муж.

Решения проблем, возникающих между супругами, по мнению крестьян, не должно было выноситься на публичное обсуждение. Эти темы должны были быть закрыты для посторонних глаз. Этим и объясняется крайне редкое обращение супругов с жалобами в волостной суд. К этой категории относится лишь 10% дел [приложение I]. Основными причинами конфликтов между супругами были избиение жены мужем и уход из дома одного из супругов.

Среди рассмотренных нами дел за 1870-1872 года выделяется только одна жалоба мужа на жену. 29 сентября 1871 года волостные судьи слушали словесную жалобу крестьянина Василия Романова на то, что «жена его, Марфа Сергеева, из дому бежала, захватив с собою все принадлежащее имущество». По выслушании дела судьи решили «привести из Новочеркасска крестьянина Назарова (организатора побега - Т. Ж.) и бежавшую крестьянку Сергееву и взыскать с него денег в пользу просителя Романова» . Редко шли в волостной суд и крестьянки с жалобами на своих мужей. Часто за них заступались соседи. Это не показатель отсутствия конфликтов и стабильного положения женщины в семье. Скорее, это свидетельство того, что женщина воспринимала как должное оскорбления и унижения со стороны мужа. Обращение крестьянки в суд являлось свидетельством крайнего отчаяния. 6 июня 1871 года волостные судьи слушали жалобу крестьянина Ермолая Иванова Коровкина на то, что «крестьянин Емельян Кондратьев бил свою жену». Судьи постановили: «подвергнуть Кондратьева десяти ударам розгами» .

Таким образом, при решении проблем между супругами крестьяне Данковского уезда редко прибегали к помощи волостных судей.

2) Линия дети-родители.

При анализе взаимоотношений детей и родителей было выявлено, что эта категория дел составляет 13% из всех семейных дел [приложение I]. Не зафиксировано ни одного случая жалоб детей на родителей. Как правило, в суд шли престарелые родители, которые нуждались в помощи детей и опеке с их стороны. Первая причина конфликтов избиение родителей детьми. «Данилов принес жалобу на то, что родной его [сын] Астафий совсем вышел из послушания, наконец, 3 августа избил его и мать, за что просил поступить по закону. Судьи, выслушав все это, согласно постановили: согласно 102 ст. Общ. Пол. о кр. повергнуть к 20 ударам розгами» . Вторая причина-отсутствие заботы о старшем поколении. 15 декабря 1871 года волостные судьи слушали жалобу крестьянки Аксиньи Андреевой «на сына своего, в том, что он не дает ей на прокомление хлеба». По выслушании дела волостные судьи постановили «выдать ей от сына по 8 мер ржи» .

Изучение решений Воейковского волостного суда по вопросам взаимоотношения детей и родителей показывает, что в крестьянском восприятии и дети должны были заботиться о престарелых родителях, с почтением относиться к ним.

3) Линия братья-сестры представлена наибольшим количеством дел. Из общего числа споров между родственниками они составляли 46,7% [приложение I]. Этот факт можно объяснить соперничеством между детьми в семье. Косвенно это доказывает, что авторитет старшего брата был не столь безоговорочным. Нами выявлены основные причины конфликтов:

Раздел собственности и имущества;

Избиение;

Неповиновение младших старшим;

Воровство.

Самая многочисленная категория дел связана с конфликтами по разделу имущества [приложение II]. Семейные разделы были в тот период достаточно частым явлением. Они свидетельствовали о кризисе патриархальной семьи, о возросшем желании брачных пар иметь отдельное хозяйство. Не удивительно, что на этой почве вспыхивали многочисленные конфликты. 12 сентября 1871 года волостные судьи слушали жалобу солдата Акима Данилова Панина на братьев своих в том, что «они из выдела не отдают ему 3-й части ихней избы и 2 закромов». Судьи решили «взыскать с них в пользу просителя солдата в удовлетворение вместо выдела из избы 4-й части деньгами двадцать руб. через месяц» .

Следующим вопросом по которому проводились разбирательства между родными братьями были избиения и неповиновение младших старшим. Случаи такие были нередкими. Это также отражает стремление братьев к независимости, ведению своего хозяйства. 14 марта 1871 года Климкин жаловался на то, «что младший брат его делает в доме беспорядки и делает неповиновение ему». Судьи решили подвергнуть брата к 15 ударам розгами .

Конфликтов было много. Судьи, рассматривая их причины, могли поддержать любую из сторон. Решения Воейковского суда показывают, что семейный раздел между братьями мог способствовать разрешению конфликта и поэтому ему не препятствовали.

4) В спорах между другими членами семьи, среди которых были девери, зятья, снохи и прочие, как и в предыдущей категории, наиболее острыми были проблемы связанные с разделом имущества. «Иванова принесла жалобу на то, что деверь ее, крестьянин с. Сухой Рожни Антип Тимофеев, не дает ей части на ее малолетнего сына Андрея, почему просила выделить ей из имущества часть на ее сына. Судьи, выслушав прения обеих сторон, решили: так как Антип Тимофеев представил сельский приговор, в котором сказано, что все имущество стоит по оценке 145 рублей, почему выделили часть на малолетнего сына Андрея Иванова 70 рублей и так как Иванова все сполна получила чрез самовольную продажу скота и птиц, то в жалобе Ивановой отказать».

Обычно судьи защищали права сирот и вдов, они часто выносили решения о выделении части из общего имущества на содержание отдельных родственников, но бывало и наоборот.



В крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными - болезнь или желание уйти в монастырь.

В XVII в. преобладали семьи из 10 человек, состоящие как правило, из представителей двух поколений - родителей и детей.

В основе крестьянского супружеского союза лежал прежде всего хозяйственный интерес. Такое святое для многих людей чувство, как любовь, редко бралось в расчет. Помещик женил крепостных по своему усмотрению. Да и народная традиция не предусматривала обоюдного согласия юноши и девушки на брак - за них все решали родители.

Лучшей свадебной порой на деревне считались осень и зима, когда были закончены все сельскохозяйственные работы. У крестьян появлялось свободное время, которого требовалось немало для подготовки свадебного торжества.

Свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Главную роль при сватовстве играла сваха. «Не выбирай невесту, выбери сваху», -- поучала народная мудрость. Чаще всего эту обязанность исполняла немолодая, опытная женщина, родственница или знакомая семьи жениха. От свахи требовалось особое умение красиво и убедительно говорить, ведь часто ей приходилось расхваливать не слишком ходовой «товар».

Обычно сваха приходила в дом невесты и издалека, иносказаниями и намеками заводила разговор. Ее диалог с родителями невесты мог выглядеть примерно так. Сваха: «У вас -- товар, у нас -- купец». Если родители хотели отказать, они отвечали: «Наш товар непродажный», если желали продолжить разговор, приглашали сваху к столу, «на хлеб-соль».

В дом невесты приходила мать жениха, либо ее доверенное лицо - смотрительница. Она разговаривала с девушкой и внимательно наблюдала за ней, желая убедиться, насколько та умна и хороша собою.

После смотрин происходил «сговор». Тут уж в гости к родителям невесты приезжал сам жених с отцом или старшим братом. Их встречали у ворот дома как почетных гостей, провожали в избу и усаживали на лавку в красный угол. В сговоре участвовали только мужчины. Сама невеста жениху не показывалась: пряталась за печью или скрывалась на полатях. Обе стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размерах приданого, подарках жениха не весте. Затем в знак согласия «били по рукам». С этого момента вопрос о свадьбе считался решенным и начиналась ее подготовка.

В крестьянских семьях родители чуть ли не со дня рождения дочери начинали собирать в отдельный сундук ее приданое: куски полотна, одежду, обувь, украшения, постельное белье и многое другое. Выучившись рукоделию, девушка пополняла сундук собственными изделиями - вышитыми, связанными, сотканными.

Вечером, накануне свадьбы, в доме невесты устраивав девишник. Подруги помогали укладывать приданое, а невеста, прощаясь с ними, пела грустные песни.

Исстари повелось, что жениха, будь он даже из холопов, в день свадьбы величали «князем», а невесту -- «княгиней». Перед торжеством, согласно древней традиции, им в услужение назначали свадебные чины из родственников и друзей: «тысяцкий», «дружки», «бояре», «постельничий», «поезжане» и др. Тысяцкий был главным распорядителем на свадьбе. Он везде и всюду сопровождал жениха. Дружки созывали гостей, произносили речи, рассылали подарки от имени молодых. Поезжане сопровождали свадебный поезд. Бояре составляли коллектив почетных гостей.

С утра в день свадьбы все участники торжества собирались в домах жениха и невесты. Из дома невесты перевозили постель. Ее сопровождал целый конный поезд. Впереди верхом ехал невестин дружка, за ним -- сани с постелью, в которых сидел постельничий. Сзади, на вторых санях, ехала невестина сваха. В доме жениха постель ставили в заранее приготовленное помещение -- сенник, где молодым предстояло провести первую брачную ночь. Обычно это была отдельно стоящая «холодная» постройка. Обязательно соблюдалось лишь одно условие: на чердаке не должно было земли, чтобы, по суеверным представлениям, сенник ничем не напоминал могилу.

Приближался час венчания. Невесту обряжали в свадебное платье. В древности на Руси его шили из красной ткани. Одевание сопровождалось плачем невесты, символизирующем прощанием с молодостью и свободой.

Особое значение при одевании невесты, да и во всем свадебном чине, имел обряд «чесания головы». По традиции незамужняя женщина на Руси носила одну косу - символ девичества - и венец. Готовя невесту к венчанию, сваха расплетала ей косу и расчесывала волосы гребнем, смоченным в слабом медовом растворе. Вплетенную в косу ленту дарили кому-нибудь из близких подруг.

После венчания с невесты снимали венец, а волосы заплетали в две косы и убирали под кику -- головной убор замужней женщины. С этих пор ее волосы не должен был видеть никто из посторонних.

В церковь жениха и невесту сопровождал свадебный поезд: все свадебные чины, родные, друзья. Поезд вез также венчальные свечи жениха и невесты, каждая из которых могла весить больше пуда. После венчания при выходе из храма сваха осыпала молодых хмелем, считавшимся символом плодородия. Теперь свадебный поезд направлялся к дому жениха. Его родители на пороге встречали новобрачных с образами и хлебом-солью и благословляли их.

За свадебным столом, пока гости ели, пили и веселились от души, молодым полагалось сидеть чинно и не прикасаться к еде. Свадебный пир сопровождался песнями, главными среди которых были величальные в честь жениха и особенно лиричные в честь невесты.

В разгар свадебного пира тысяцкий уводил новобрачных в сенник. Там их кормили и оставляли одних. В опочивальне между молодыми совершался древний обряд разувания. Жена в знак покорности мужу должна была снять с его ног сапоги. В одном из них лежала монета: если молодая снимала первым именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. При разувании муж в знак своей власти легонько ударял жену плетью, полученной в подарок от тестя.

Обряд разувания наглядно демонстрировал характер будущих отношений между супругами. Средневековая женщина была полностью зависима от мужа. Его власть над женой утверждалась не только силой авторитета, но нередко и прямым насилием. Бить жену считалось в порядке вещей не только в крестьянской, но и в боярской среде. «Домострой» на этот счет высказывался положительно. В народной среде прочно бытовало представление: если муж не бьет жену, значит он ее не любит И все же положение женщины из простонародья было намного свободнее, чем в боярской или купеческой среде. Крестьянка, занимаясь хозяйством, могла свободно выйти из дома по воду к колодцу или на реку, пойти в лес по трибы и ягоды, на жатву в поле. Боярыни же и купчихи вели затворнический образ жизни. Женщина, тянувшая значительную часть воза крестьянских забот, пользовалась немалым уважением в семье. Ее роль особенно возрастала после смерти мужа. Нередко вдова становилась главой дома и приобретала дополнительный вес не только в семье, но и в крестьянской общине. Рождение детей в семье всегда радость. Однако крестьян (особенно радовало рождение мальчика. Объяснялось это просто: община выделяла семье надел пахотной земли - на каждого родившего, ребенка мужского пола.

Родители были для своих детей непререкаемым авторитетом. Даже взрослый сын беспрекословно подчинялся отцу. Авторитет родителей поддерживали и государство, и церковь.

Семейные отношения крестьян были освещены вековыми традициями. Многие из них безвозвратно ушли в прошлое, некоторые продолжают жить, составляя часть нашего бытия или, как сегодня принято говорить, часть русского менталитета.

Русские семьи в обозримый исторический период были:

  1. простыми, малыми, состоящими из двух поколений родственников по прямой линии (родители и дети);
  2. сложными , объединявшие 3 или 4 поколения, иногда родственников по боковой линии и свойственников (такие семьи назывались также большими либо неразделенными );
  3. 3) складническими, договорными, объединявшими не обязательно родственников, но и неродных посторонних людей – из хозяйственных соображений.

В русских семьях, несмотря на наличие разных поколений родственников, никогда не заключали браки внутри семьи; не существовало браков даже между троюродными братьями и сестрами. Лишь родственники в шестом колене могли вступить в брак. Помимо запрета на брак с близкими родственниками запрещались браки с иноверцами; кроме того, обществом осуждались неравные браки (людей из разных социальных слоев) и многократные браки.

Крестьянская семейная жизнь строилась в основном на соблюдении старых обычаев и традиций; формальное законодательное брачно-семейное право играло в жизни крестьян не столь значительную роль. Так, еще в древнерусских документах были засвидетельствованы закрепленные законом права женщины на имущество, нажитое вместе с мужем, право на развод и пр. Но на самом деле ни о каком «равноправии» мужчин и женщин не могло идти и речи – мужчина всегда оставался «главой семьи».

Брак для крестьян был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе (общине), - это был еще и моральный долг. Такие взгляды на семью поддерживались и церковью. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели от общественного мнения. Только женатые люди были правомочны на сельских сходах, имели возможность получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки. Отсюда - высокий уровень брачности в русской деревне XVIII – начала XX вв.

Хотя с участившимся уходом отдельных членов семьи в город и наметившимся ослаблением семейных связей многодетность начинала терять свое экономическое значение, в то время еще действовали старые нормы рождаемости. В среднем по России крестьянская семья имела от трех детей.

Многие старые черты брачных отношений сохранялись вплоть до 1930-х годов. Это прежде всего относится к характеру добрачного общения молодежи, ее поведению и условиям вступления в брак. На селе общение молодежи носило узкотерриториальный характер; при заключении брака преимущественной была роль местожительства и совместного труда. Общение молодежи и ухаживания в предбрачное время происходили зимой на посиделках и вечеринках, а в летнее время - на гуляньях.

Решающую роль в браке детей играли родители. Считалось, что выбор брачных пар был исключительно их делом. Молодежи редко предоставлялась свобода выбора; правда, родители могли вступать в договоры о браке, учитывая взаимную склонность детей. Родительское решение было неоспоримым, ему подчинялись беспрекословно.

Перед сватовством обычно выясняли материальное положение семьи невесты, репутацию семьи, интересовались качествами девушки. Общественное мнение в браках молодежи также играло роль, к нему прислушивались, особенно к оценке жениха и невесты – «подходят ли друг другу». При вступлении в брак определяющими были экономические соображения: стремление войти в зажиточную семью, заполучить лишние рабочие руки, привести в дом работника или работницу. В женихе и невесте чаще всего ценились трудолюбие, выносливость, важна была и хорошая репутация их семей.

Ранние браки тоже объяснялись экономическими соображениями. Холостые не получали земельный надел, а следовательно, не обладали правами ни в семье, ни в обществе. Незамужние женщины не имели самостоятельности. Хозяйственная и моральная необходимость заставляла крестьян заводить семью при первой же возможности, а отсюда и ранние браки, и возрастное неравенство супругов (случалось, что и невеста была старше жениха).

С 1874 г. с введением в России всеобщей воинской повинности брачный возраст для мужчин поднялся до 24-25 лет (после службы в армии), для женщин он в среднем составлял 18-22 года. Позже он оставался неизменным, существовали лишь различия по отдельным регионам.

Большое значение у крестьян придавалось предсвадебным обычаям - сватовству, сговорам об условиях брака («запои», «зачины»), окончательному согласию на брак («рукобитье»), приданому невесты, вкладу жениха на свадебные расходы («кладка»). Эти обычаи имели статус правовых начал в оформлении брака, расторгнуть который после них можно было лишь в исключительных обстоятельствах. Жених в таких случаях компенсировал нарушенное слово денежной суммой, а церковь вдобавок к этому брала штраф в свою пользу.

Девушка должна была выходить замуж обязательно с приданым. Готовилось приданое в семье, большей частью самой невестой, и состояло обычно из одежды и домашней утвари; впрочем, могли даваться также скот, земля, деньги. Это была собственность замужней женщины, которую наследовали ее дети или ее отцовская семья в случае ее смерти.

Существовали особые традиции, связанные с браком. Помимо уже упомянутых запретов вступать в брак с близкими родственниками, иноверцами и членами другого социального круга существовало также запрещение браков с кумовьями и их потомством, с крестными и крестниками, поскольку они рассматривались как родственники в духовном (религиозном) смысле. Существовал также обычай старшинства в браке (старшие дети вступали в брак раньше младших, сыновей предпочитали видеть семейными раньше дочерей), однако он соблюдался нестрого: очень часто экономические соображения позволяли обходить это правило.

Вступление в интимные отношения до брака считалось позором. Рождение детей вне брака в русской деревне неизменно встречало осуждение со стороны общества и вело к материальным лишениям семьи, так как такие дети считались незаконнорожденными и их не содержали отцы. Внебрачная рождаемость в условиях всеобщего осуждения, а иногда и осмеяния стабильно оставалась невысокой. Имущественное положение внебрачных детей было тяжелым. Хотя мальчики, вырастая, могли получить землю, но при разделах семей, пока они еще не стали взрослыми, их лишали положенного пая.

Развод в крестьянском сознании был грехом, и на той же позиции стояла и церковь. Прелюбодеяние, неверность одного из супругов были не слишком предосудительными поступками в системе нравственных координат российского крестьянина, чтобы рассматриваться в качестве основания для расторжения брака и создания новой семьи. От мужа крестьянский мир в данном случае ожидал не развода с неверной женой, а ее наказания. При этом неверность супруга осуждалась общественным мнением менее строго, чем измена жены. В крайне редких случаях развод считался допустимым: в случаях бегства из деревни, осуждения на каторгу и др. Впрочем, расторжение брака в сельских семьях было почти невозможно – для него брака требовалось разрешение высшей духовной инстанции, то есть Синода. Повторные браки разведенных тоже были нечасты. Обычно повторные браки случались у вдовых.

Функции сельской семьи как семьи производственного характера способствовали сохранению половозрастного разделения труда и различных обязанностей ее членов, независимо от того, была ли семья малой или оставалась неразделенной. Мужчины выполняли полевые работы, уход за скотом, заготовку дров, кормов для скота, строительство; женщины занимались домашним хозяйством, воспитанием детей, полевыми работами полегче.

При таком строгом разграничении обязанностей всегда оставалась значительной роль женщины как основного распорядителя домашних дел, организатора семейного уклада, уюта, досуга и воспитателя детей. Особое положение в семье занимала «большуха» - жена старшего по возрасту и положению в семье мужчины. Она подчиняла себе весь женский состав семьи, пользуясь своим положением самого приближенного к ее главе человека, и часто бывала первой советчицей своего «повелителя».

Деревенские дети всегда имели свои обязанности в семье. Они помогали в домашнем хозяйстве (уборка дома, работы в огороде); мальчиков рано приучали к мужским работам - пасти скот, обращаться с лошадьми, работать в поле; девочек приучали шить, вязать, ухаживать за младшими детьми. Но детей приобщали не только к труду, но и к своему духовному опыту, воспитывая у каждого ребенка характер, заботясь о том, чтобы каждый стал со временем творцом, создателем собственной семьи. Скорее старшее поколение родственников (бабушки и деды), нежели родители, передавали семейные традиции и опыт (особенно трудовые навыки) внукам. Опирались они в этом на закон, обычай, пример предков, тем самым прививали уважение к старшим, трудолюбие, умение прилично вести себя в обществе, давали нравственное воспитание в религиозной форме. Средства и методы воспитания зависели от возраста ребенка. Для старших обязательным было включение в трудовую жизнь семьи и общины, для младших - участие в играх и праздничных забавах, особенно народного календаря. Более полноценным являлось воспитание, когда в семье присутствовало несколько поколений, и здесь важна была роль не только старших, но и детей всех возрастов, ибо происходило их самовоспитание. Велика роль и духовных родителей детей – крёстных.

Межпоколенные связи с родственниками никогда не прерывались. В деревне они являлись каждодневными и разносторонними. Помощь в различных работах облегчалась территориальной близостью родных. Кроме того, в процессе совместного проведения досуга (семейных событий и праздников) члены семьи могли получить и моральную поддержку, и совет, и обмен жизненным опытом.

Дети помогали отдельно живущим родителям во всех хозяйственных работах, а родители и другие старшие родственники, в свою очередь, воспитывали детей. Сильными были в русской деревне и братско-сестринские отношения, основой которых считалась взаимопомощь и нравственная поддержка. В случаях смерти родителей старшие дети заботились и воспитывали младших: "Мы за браткой поднимались", - говорили в таких случаях.

Занятость людей на работе и в домашних делах была всегда большой, но разной в зависимости от сезона. В земледельческих районах мужчины были больше заняты работой весной, в конце лета и осенью, в районах с животноводческим направлением хозяйства - зимой, когда производилась уборка и вывоз навоза на поля и подвоз кормов. У женщин в работе и домашних делах проходил весь год. Отдых наступал только в воскресенья и праздники, а также при семейных торжествах (свадьбы, крещение, именины). Однако на воскресенья и праздники, вклинивавшиеся в рабочий ритм, приходилось 110 дней в году. Таким, образом, в деревне наблюдалось достаточно равномерное распределение отдыха и работ.

Уклад и весь быт жителей города во многом отличался от строя крестьянской семьи. Во второй половине XIX в. – начале ХХ в. в рабочей среде была наиболее распространена малая семья из двух-трех поколений - с родителями оставался жить только один из женатых сыновей, обычно младший.

Численность рабочей семьи была различной в губерниях России. В крупных городах в этот период половину семей рабочих составляли двухпоколенные семьи, имевшие 1-2 детей. В мелких городах и прифабричных деревнях семьи были более многодетны (до 3-5 детей). Такой состав семьи был обусловлен низким уровнем жизни; к тому же была высока детская смертность.

Рабочая семья отличалась от крестьянской по экономической основе. Женщины у рабочих зачастую работали на фабриках и заводах наравне с мужчинами, и так как заработок рабочей семьи складывался из "долей" мужа и жены, которые зачастую мало разнились, это в свою очередь создавало почву для более равноправных взаимоотношений, нежели в крестьянской семье. Для работниц не характерно было замужество по принуждению - обычное явление в крестьянской среде вплоть до 20-х годов XX в.

Нагрузка женщины в рабочей семье в начале XX в., если она работала на производстве, была огромной. Законы по охране труда беременной женщины и кормящей матери отсутствовали до 1912 г. Женщины работали до самых родов, иногда рожали у станков, что приводило к высокой смертности детей, послеродовым осложнениям, тяжелым женским заболеваниям. Если в крестьянских семьях за маленькими детьми всегда присматривал кто-то из своих - старики или старшие дети, то в семьях рабочих дети нередко оставались либо без присмотра, либо на руках семи-девятилетних нянек. (Десятилетние работницы на российских фабриках были частым явлением.) Девочек в рабочих семьях нередко ожидала значительно более суровая жизненная школа, чем их сверстниц в деревне.

Культурно-бытовой уклад рабочей семьи был неодинаков в разных районах России, так как неоднороден был состав рабочего класса, но для всех слоев было характерно усвоение городских форм быта. В области духовной жизни это проявлялось в отношении к браку. Рабочая молодежь была более свободна в выборе брачного партнера, чем крестьянская. Брачный возраст в рабочей среде более высоким: от 20 до 24 лет для женщин, в 25-26 лет для мужчин. Однако сговор как предварительное оформление брака, приданое невесты и взнос жениха на свадебные расходы бытовали и в рабочей среде.

Основной формой заключения брака был церковный - венчание в церкви. За церковным венчанием следовали вечеринки. Если рабочий брал невесту из своей деревни, то свадьба справлялась по народному обычаю. Гражданская форма брака встречалась редко, в основном когда один из супругов не был разведен с первой женой. Но отношение рабочих, особенно женщин, к гражданскому браку было крайне отрицательным.

Иначе, чем в деревне, формировались и взаимоотношения поколений. Более независимым становилось младшее поколение, слабела власть старшего. Но самым характерным явлением этого периода стали семейные разделы. Проживание родителей с женатыми сыновьями теперь нередко становилось кратковременным и было обусловлено нехваткой средств для полного раздела. Совместное же проживание семей братьев случалось совсем редко. Выделившиеся малые семьи становились самостоятельными, и их связи с родственниками все чаще стали проявляться в форме бытовой родственной взаимопомощи и элементарных родственных отношений.

Семейный быт рабочих осложнялся такими причинами как тяжелые условия труда, отсутствие необходимых жилищных условий, распространенность социальных пороков (пьянства, проституции, нелегальных абортов, случаев подкидывания детей). Особенно страшным было пьянство, из-за которого немало семей оказывались разрушенными.

Крестьянская семья XIX – начала XX века

Цель жизни здешнего крестьянина, как он себе ее представляет, есть накопление богатства. В семье крестьянской все вообще и каждый в частности воодушевлены одной идеей накопления, приобретения в «домашность». Интересы хозяйства, труд первенствуют в жизни семьи, все подчиняется им. Каждая семья походит на шайку заговорщиков, воодушевленных одной целью, которые работают вместе и обсуждают образ действий, нередко с целью опередить соседей или сделать им подрыв.

Семьею управляет отец, иногда мать-вдова, если сумеет удержать власть в своих руках, а то старший брат… Старший брат, глава семьи, называется «батюшкой» и пользуется правами отца. Впрочем, такие семьи редки, и теперь разделы семейств представляют обычное явление.

Соответственно своему значению большак пользуется некоторым почетом; семья слушается его распоряжений, указаний. Если семья «грудная», большак принимает на себя работы более почетные, более легкие, он является уже не работником, а руководителем.

Большак заведует хозяйством и казной, которую отдает на хранение жене; она хранит ее где-нибудь за печкой, в сундуке или в другом укромном месте и выдает мужу по его требованию.

В денежных делах перед людьми муж и жена составляют два юридических лица… Муж «не знат дела» жены, жена «не знат дела» мужа. На деле происходит иное, очень часто и муж, и жена «знают» свои дела отлично. Неопытному человеку часто приходится страдать от такой двойной игры. Так, например, жена бедняка просит у вас денег в долг, обещает отдавать молоком. Вы ей верите – даете деньги. Получите несколько крынок, и затем молока вам не носят. «Муж не велит». Если вы обратитесь к мужу, получаете ответ: «Я этого дела не знаю». Так же поступает и жена. Если муж брал деньги, то жена «не знат» и знать не хочет. Тактика «незнания» употребляется в делах постоянно. Муж и жена совещаются о каком-нибудь деле, между тем в сношениях с посторонними «знает» один муж, баба же – «наше дело женско, чего мы там знам?». Словом, супружество вместе с семьей, которая молчаливо соглашается с действиями руководителей, находится как бы в постоянной конспирации от остального мира и эксплуатирует посторонних, особенно не принадлежащих к среде крестьянской.

Дает ли семья личности каждого члена опору и надлежащее развитие? Что касается удовлетворения материальных потребностей – да. Член семьи и участвующий в работах пользуется правом и «ест». «Робишь – так ешь» – это правило, применяющееся к жизни каждого члена семьи. Что касается до других запросов, например, образования, то они встречают не всегда радушный прием. Так, например, некоторые семьи без видимой нужды отымают детей из школы, помимо их желания учиться; в других семьях девушки и парни не пускаются в школу, несмотря на свое желание; девушки вообще лишены возможности учиться и должны «прискакивать» от пряслицы к читающим братьям, чтобы поучиться чтению. В одной семье 17-летний сын напрасно упрашивал отца позволить ему приготовляться в городское училище и получил отказ и немилость родителей, хотя семья по своим средствам могла оказать сыну помощь и лишиться на несколько лет работника.

Личность члена семьи не всегда уважается. Между неразделенными братьями редко находишь мир; большак пользуется своим правом старшинства, требует уважения к себе, желает, чтобы брат «слушался». Но брат слушаться не всегда хочет, особенно если он солдат, если он грамотен, если считает себя не глупее старшего.

Случается и девушке не ладить с семьей, например, если она хочет замуж идти, а семья хочет, чтобы она «поробила еще» – вот вам и «грех» готовый. Девушка, недовольная грубым обращением братьев и невесток, уходит и нанимается в стряпки. Иногда родители выделяются из семьи, не находя в ней уважения, и тогда суд волостной присуждает им от детей «отсыпной хлеб». Примеров несогласий в семье слишком много. Все они указывают на то, что не все члены семьи чувствуют себя в ней хорошо. И остается им покориться своей участи и жить, пока Бог терпит, или выделяться. Последнее теперь наблюдается часто, холостые и женатые члены семьи ищут в отдельной жизни простора и независимости. Совместная жизнь многих людей в одной избе раньше никому не казалась тягостной, теперь же двум семьям трудно ужиться вместе.

Почин разделу дают бабы, как более восприимчивый элемент, но причиной раздела служит несогласие мужиков, ибо несогласие баб для них вещь маловажная.

Семейные разделы здесь – явление нормальное, необходимое.

Экономический вред [от раздела], расстройство хозяйства, отягощение баб дополнительной работой и т. д. выкупаются нравственной пользой, независимостью и свободою личности, и увеличивающееся число разделов доказывает, что в крестьянской жизни личность начинает заявлять свои права.

Перед Рождеством или еще раньше отец семейства, имея холостого сына «уже в поре» и чувствуя необходимость в работнице, собирает семейный совет и решает, что надо бы женить Ванюху. Назначается время свадьбы, при сем определяется сыну одна или несколько невест, к которым следует засылать сватов. Сын смотрит на приготовления довольно равнодушно. Как истый крестьянин, он сознает, что ему нужно жениться; держать работницу для ухода за скотом и т. д. – убыточно. Он знает, что мешкать нечего. О каждой из девок он имеет свое мнение, но чтобы чувствовать влечение, которое бы перевешивало его материальные расчеты, – этого нет. Поэтому он и смотрит равнодушно на приготовления к сватанью…

Настает время сватанья. В сватовья выбираются люди степенные, они идут в назначенный дом, расхваливают жениха, просят невесту замуж, и если откажут, возвращаются и после семейного совета опять идут «сговаривать» в тот же дом или пробовать счастья в другом.

Семья, которая отдает невесту, тоже руководствуется своими экономическими соображениями. Долго сидела дочь в девках или много их дома – родители не дорожатся и отдают охотно, калыму просят немного. Если дочь молода, взять ее труднее: калым высок, родители несговорчивы: «Пускай посидит еще дома-то, чего ей торопиться. Наробится еще у чужих-то».

Как в жениховой семье не церемонятся с чувствами жениха, так на симпатии невесты много внимания не обращают. Играют, конечно, свою роль твердость или мягкость характера.

Муж вносит в семью силу пахаря. Он вспахивает и засевает поле, делясь с женщиной трудом по вывозке назьма и оставляя ей заботу сжать хлеб. Уборка хлеба, молочение производятся повсеместно женщинами. Зимою труд рыболова целиком достается мужу. Женщина же принимает заботы по уходу за скотом, стряпне и т. д., которые своею разнородностью и множеством заставляют ее уставать сильнее мужика… На плечах женщины больше забот, и потому она скорее старится.

Все эти разные Иваны Иванычи не считают своих Матрен или Акулин равными себе людьми. Это видно и по обращению в совместной жизни, по грубости и числу зуботычин, отпускаемых щедрою рукою.

(Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX – начала XX в. /сост. Л. П. Рощевская и др. Екатеринбург. 1998. С. 276–281)

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Царь славян. автора

4. Все небесные вспышки, отмеченные русскими летописями на интервале времени от начала н. э. до начала XIII века, являются отражениями одной вспышки сверхновой звезды середины XII века. Все они «привязаны» к отражениям истории Иисуса Христа из XII века Могут попытаться

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

КНИГА ТРЕТЬЯ. ОТ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ЭКЗАРХОВ ДО НАЧАЛА VIII

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

4. ВСЕ НЕБЕСНЫЕ ВСПЫШКИ, ОТМЕЧЕННЫЕ РУССКИМИ ЛЕТОПИСЯМИ НА ИНТЕРВАЛЕ ВРЕМЕНИ ОТ НАЧАЛА Н.Э. ДО НАЧАЛА XIII ВЕКА, ЯВЛЯЮТСЯ ОТРАЖЕНИЯМИ ОДНОЙ ВСПЫШКИ СВЕРХНОВОЙ ЗВЕЗДЫ СЕРЕДИНЫ XII ВЕКА. ВСЕ ОНИ «ПРИВЯЗАНЫ» К ОТРАЖЕНИЯМ ИИСУСА ХРИСТА ИЗ XII ВЕКА Могут попытаться возразить так:

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА Обратим внимание еще на одно любопытное обстоятельство. В странствиях библейского ковчега Господня громко

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь 1. Позднее происхождение книги Есфирь Книга Есфирь занимает особое положение в Библии. Как мы сейчас покажем, она относится к группе шести библейских книг от 1-й книги Ездры до Есфири, которые

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Глава XIII КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА НАЧАЛА XVII ВЕКА И ПОЛЬСКО-ШВЕДСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 123. АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН. «СКАЗАНИЕ» Авраамий Палицын - келарь Троице-Сергиева монастыря (келярь заведывал имуществом монастыря), очевидец событий крестьянской войны начала XVII в. А. Палицын - автор

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Быт остяков XIX – начала XX века Остяки часто ходят даже в жестокие зимние морозы без шапки, в летних кафтанах с открытою голою грудью.Многие остяки для предохранения глаз от слишком яркого зимнего света носят самодельные очки, состоящие из медных или железных кружков,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

«Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция Юбилей, которого так опасалась монархия господ Романовых и по поводу которого так прекраснодушно умилялись российские либералы, отпразднован. Царское правительство отпраздновало его тем, что усиленно

автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

4.6. Миф о Ромуле и Реме состоит из двух слоев: событий конца XII - начала XIII века и событий конца XIV века Получается, что в летописной «биографии» Ромула представлены как факты из жизни императора Андроника-Христа XII века - современника Энея-Иоанна, так и из жизни императора

Занятие «Традиции и быт крестьянской семьи»

Цель: освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания.

Задачи:

    восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни;

    воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;

    формирование уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, традициям христианской культуры;

    укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России;

    активизация познавательной деятельности;

    развитие и коррекция психических функций и личностных качеств воспитанников.

Дидактическое оснащение

    Оформление рабочего пространства: плакаты с изображение крестьянской семьи, домашних животных, картинки с предметами старины, упоминающимися в процессе занятия (прялка, плуг, ткацкий станок и др.)

    Выставка книг с рассказами и стихами о крестьянском труде, жизни крестьян.

    Листы с указанием видов работ, осваиваемых девочками и мальчиками, магниты.

    Костюм близкий к русскому народному для проводящего занятие.

    Электрический самовар, скатерть, чашки с блюдцами, чай, сахар, баранки, сушки, варенье к чаю.

Здравствуйте ребята!

Сегодняшнее наше занятие называется: «Традиции и быт крестьянской семьи». То есть мы будем говорить о том, какие семьи были на Руси, чем занимались члены семьи и, главное, на что я хотела бы обратить ваше внимание, какие традиции соблюдались в воспитании детей на Руси.

Что касается быта крестьянской семьи, то после беседы мы поднимемся в наш школьный музей «Русская горница» и вы попробуете мне рассказать, как выглядело жилище крестьянской семьи, какими предметами, инструментами русские люди пользовались в быту, а я вам помогу в этом.

Поскольку в конце прошлого учебного года у нас с вами была обзорная экскурсия по музею, то теперь вы будете моими помощниками в описании быта наших предков.

Ну а сейчас первая часть нашего занятия.

Традиции крестьянской семьи в воспитании детей.

Распределялись трудовые обязанности в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом с взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

А теперь внимательно послушайте чему именно учили мальчиков. Потому что следующим заданием будет выбрать из предложенных видов работ те, которым отец обучал сыновей.

Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал.

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

На столе лежат листки с напечатанными на них видами работ. Выберете и прикрепите магнитами на доску те, которым отец обучал сыновей в крестьянских семьях.

А теперь послушайте, чему мамы учили дочерей.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб.

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.

Прикрепите на доску листы с видами работ, которым обучали девочек.

Давайте еще раз вслух прочитаем, чему традиционно учили мальчиков и девочек в русских крестьянских семьях.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Ребята, какова же была основная традиция воспитания детей в русских крестьянских семьях? (воспитание в труде)

А теперь поднимаемся на третий этаж в школьный музей «Русская горница».

Вторая часть занятия.

/Воспитатель в русском костюме встречает ребят у входа в музей/

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Сегодня у нас необычное занятие. Занятие – экскурсия в музей крестьянского быта «Русская горница».

Скажите, что называли «горницей»?/комнату в избе/

Какая это комната?/большая, светлая, теплая/

Прежде чем наша экскурсия начнется, давайте вспомним, что такое «музей» и как нужно вести себя в музее/руками без разрешения ничего не трогать, не кричать, не перебивать экскурсовода/.

Ну что же, молодцы. Теперь мы можем начать путешествие в прошлое.

И начну я свой рассказ с русской печки .

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова»/то есть самая главная/.

Почему печь главная?/накормит, обогреет/

Варежки сушить поможет,

деток спать в тепле уложит.

И коток поет где – то рядышком,

Как тепло с тобой печка – матушка/обогреет, накормит, как мама/.

Печка – это самая первая помощница хозяйки.

Что ели крестьяне?/щи, кашу/

Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам ели пироги, блины, кисель.

Щи, каша, картошка – все варилось в горшках или чугунках разных размеров. Помещались они в печь и вынимались оттуда с помощью ухвата.

Сделан он просто – на длинной рукоятке укреплена округлая рогатка; она – то и «ухватывает» горшок или чугунок «под бока».

Ребята, кто хочет попробовать достать из печи чугунок ухватом?/Желающие пробуют с моей помощью/

Ступа - еще один предмет деревенского обихода.

Современным мальчишкам и девчонкам она известна по русским сказкам. Именно на ней летает Баба – Яга, размахивая помелом. Ну а в свободное от полетов время ступа использовалась по своему прямому назначению – в ней толкли зерно.

Сделана ступа просто: в колоде, коротком толстом бревне, в верхней части выдолблено углубление, куда насыпалось зерно. По нему бьют пестом – небольшим, но увесистым деревянным стержнем с округлыми концами.

Насыпали в ступу пшено и били пестом, пока из него не получалась мука.

В обиходе крестьянина обязательно были коса и серп – кривой нож с зазубринами для сжатия хлеба. Серп стал символом труда землепашца. Во время работы коса, естественно, тупилась. И косец точил ее бруском, который всегда был при нем – на пояске сзади в деревянной «кобуре» или плетеном туеске .

Вот родился в крестьянской семье ребенок. Где спать он будет?/в люльке или качке/

Люльку делали из дерева. Подвешивали к потолку на крючок. Ребенку шили постель из лоскутков ткани. Чтобы ребенок заснул, ему пели колыбельные песни./включить колыбельную песню, желающий из ребят качает люльку или качку/

Шифоньеров и шкафов раньше не было. Вещи хранились в сундуках. Сундуки делали деревянные, украшали резьбой, ковали железом. У сундука есть крышка, ручки, замок. Ручки и замок делали из железа, чтобы не сломались. Вещи складывали в сундук для хранения. Давайте откроем наш сундук и посмотрим, есть ли там что – нибудь/в сундуке русские народные костюмы, элементы костюмов/. Ребята надевают вещи/жилеты, кепки с цветком, девочки – платки/.

Крестьяне были верующими людьми. Что это значит? /верили в бога, молились/. А какую религию исповедовали наши предки и исповедуем мы, современные русские люди? /Православие/

Поэтому в «красном углу», наискосок от печки, помещались иконы .

Ребята, кто может быть изображен на иконах?/Иисус Христос, Богородица и Канонизированные святые/

Украшением избы и гордостью хозяина был начищенный до блеска самовар. «У нас и самовар на столе, и часы на стене», - мог похвастаться хозяин.

Домашняя утварь крестьян была однообразной. Глиняные миски, деревянные ложки. Вилки, между прочим, были большой редкостью.

Ребята, а что это такое?/коромысло/ Для чего нужно было коромысло, вы знаете?/переносить ведра с водой/ А теперь давайте попробуем перенести ведра с водой с помощью вот этого детского коромысла/в коридоре пробуют с моей помощью, в ведрах воды на треть/.

Теперь давайте вернемся в музей. Вы можете еще раз пройти, посмотреть старинные вещи. Если у вас возникли вопросы – задавайте/ребята ходят, смотрят, задают вопросы/.

/сидя на скамейке/Наше занятие подходит к концу. Кто мне скажет, как оно называлось? О каких предметах крестьянского обихода вы узнали?

Молодцы, ребята. А теперь мы все пройдем в соседнюю комнату и по старому русскому обычаю попьем чай из самовара.

/за столом/ Старую деревню невозможно представить без песни. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные, колыбельные, даже разбойные… Песни сопровождали крестьянина с рождения до его последних дней. Пели дома, на улице, в поле. Во время работы и на отдыхе. Все вместе и в одиночестве. Вот и чай мы будем пить под русские народные песни/включить магнитофон/.