Каллиграфические буквы русского алфавита прописи распечатать. Особые прописи, написанные шрифтом Tempo, помогут выработать быстрый красивый взрослый почерк

О том, как научиться писать красиво, написано немало научных работ и полезных советов. Процесс кропотливый, поэтому требует и сил, и времени. Взрослому человеку сложно менять свой почерк, однако в мире нет ничего невыполнимого. Немножечко усилий, и все обязательно получится: собственное имя и любая буква или цифра!

Красивый почерк

Аккуратный и красивый почерк – это искусство, овладеть которым вполне может любой желающий. В основе процесса лежит каллиграфия, азы которой еще несколько десятилетий назад преподавались в школе. Ныне этот предмет считается морально устаревшим, он попросту выведен из программы. Однако в быту под красивым почерком понимается не способность терпеливо и неторопливо выводить красивые прописные буквы , а постоянное использование наработанных навыков.

Каллиграфический почерк

Под каллиграфическим почерком понимается техника аккуратного разборчивого письма. Несколько столетий назад она использовалась исключительно в религиозных целях, сейчас у нее гораздо больше назначений. Существуют профессии, в которых каллиграфия является не прихотью, а самой настоящей необходимостью. К ним относятся школьные учителя, библиотекари, работники архивов и те, кто вынужден от руки заполнять множество документов.

Каллиграфия для начинающих

Осваивая непростое искусство каллиграфии, необходимо подобрать соответствующий письменный набор инструментов:

  • роллерная ручка или перо (для более опытных учеников);
  • тетрадь с бумагой для рисования;
  • мольберт, располагаемый под углом 45 градусов.

Красивый почерк формируется из букв, аккуратное написание которых и нужно освоить изначально. Запаситесь терпением: отрабатывать одну буквы придется несколько часов или несколько дней. Однако если вы действительно хотите знать, как научиться красиво писать, добиться результата можно будет вполне быстро.

Каллиграфические прописи

Самый простой способ поправить почерк – использование каллиграфических прописей. Видя перед собой образец, ученик интуитивно пытается копировать стиль и сразу же исправляет свои ошибки. Попробуйте использовать прописи для красивого почерка , если вы хотите поправить свой стиль письма самостоятельно, без привлечения учителей или посещения тематических курсов. Можно взять даже те, которые рекомендованы первоклассникам. В этом нет ничего зазорного, напротив, эти пособия составлены очень удачно.

Уроки каллиграфии

Планируя обучение каллиграфии, надо заранее подготовить свое рабочее место. На поверхности не может быть «лишних» вещей, а рука не должна висеть в воздухе. Вспомните, как готовили парту в школе, следите, чтобы было много света, удобный стол. Следующее, что необходимо сделать – это расчертить лист бумаги. Если вы только начинаете учиться, лучше пользоваться обыкновенной ручкой. Когда красивое написание букв станет для вас привычкой, можно осваивать технологию письма перьями.

Как научить ребенка писать красиво

Учить детей писать можно уже с трехлетнего возраста, если вы ощущаете, что ваш ребенок готов к урокам. Однако если вы думаете, как выработать красивый почерк у ребенка, приготовьтесь потратить много времени и сил. Нужно, чтобы рука ребенка устоялась, поэтому не спешите изучать пропись слишком рано. Оптимальным возрастом считаются 5-7 лет: практика показывает, что дети, начавшие писать в раннем возрасте, очень редко обладают каллиграфическим почерком, и развить его потом сложно. Начиная обучение, используйте пропись с косыми линейками и удобную шариковую ручку.

Как красиво расписываться

Красивая роспись – это визитная карточка любого человека, которая должна выглядеть стильно и замысловато. Тут вряд ли выручит тематическая литература или мастер-классы. Редко удается придумать, как научиться красиво расписываться , за несколько часов. Когда человек впервые расписывается, чаще он использует первые буквы фамилии и хитрый росчерк.

Решившись на изменения во взрослом возрасте, стоит рассмотреть уже существующий вариант и понять, что вам не нравится. Можно изменить угол наклона букв, добавить элементы или попытаться изменить стиль написания. Помните, что элегантная роспись, работающая на формирование положительного имиджа своего владельца, не должна напоминать детскую "каляку-маляку".

Как исправить почерк взрослому

Понять, как сделать красивый почерк, вполне можно и в сознательном возрасте. Принцип обучения от этого не меняется. Необходимо заранее подготовленное рабочее место, пропись, включающая в себя английский или русский алфавит, бумага и шариковая ручка. Порядок действий при разгадки задачи, как научиться писать красивым почерком, будет следующим:


Упражнения для красивого почерка

Методики, направленные на то, как быстро научиться красиво писать , предполагают и умение концентрироваться на мелочах, становиться дотошным. При этом в разных случаях применяются разные методики:

  1. Если буквы получаются слишком мелкими/крупными, нужно воспользоваться тетрадью или скачать специальный трафарет. В процессе работы нужно постараться не выходить за границу горизонтальных линий. После длительных тренировок буква будет автоматически вписываться в заданные поля.
  2. Если отсутствует соединение букв, нужно попытаться писать слова, не отрывая ручки от бумаги.
  3. Если в процессе письма наблюдается сильный нажим, нужно выработать правильное положение тела за столом. Плечи и руки должны быть расслаблены, а осанка максимально приближена к идеальной.

Чтобы оценить, требует ли почерк исправления, нужно написать в привычной манере несколько строк, например, русский алфавит. Полученный результат желательно передать на оценку третьему лицу. Человек часто привыкает к своему стилю письма и не понимает, почему он плох для других.

Примеры красивого почерка

Каллиграфия требует не только аккуратно написать красивые буквы прописью , но и сохранить собственный стиль человека. Если присмотреться к каждой из работ, можно увидеть в них разный характер. Поняв технологию того, как писать красивым почерком хотя бы русский алфавит, нужно совершенствовать приобретенные навыки, постепенно начиная решать более сложные задачи, а не ограничиваться печатными буквами.

Как изменить свой почерк на красивый

На нашем сайте вы можете скачать и распечатать прописи для детей от 4х лет и выше. Много прописей для дошкольников и школьников с развивающими заданиями, прописи для исправления почерка, которые пригодятся даже старшим школьникам.

  • Прописи - обводилки для детей

    Готовим руку к письму. Учимся обводить по пунктирной линии и, заодно, рисовать.

  • Пальчики малыша такие неуклюжие, так мило наблюдать за их нечеткими движениями. Но мило то мило, а в школу как? Что будет у этих милых пальчиков с почерком? Мелкую моторику необходимо развивать у дошкольника с раннего возраста, это гарантирует не только ровный красивый почерк в школе, но и развитие мышление, потому что, как известно, мышление и мелкая моторика напрямую связаны. А развивать наши пальчики и готовить руку к письму будем по прописям.

  • Деятельность правой и левой руки у человека связана с левым и правым полушарием мозга соответственно. Следовательно, развивая моторику правой руки, мы развиваем левое полушарие мозга, левой - правого. А чтобы все развивалось гармонично, нужно всего-лишь научиться работать обеими руками, левой так же хорошо, как и правой. Для этого мы приготовили для вас прописи, в которых задействованы обе руки одновременно. Будет увлекательно заниматься по таким прописям не только детям, но и даже взрослым!

  • Прописи на осеннюю тему

    Осень - не время грусти. Если дождь за окном не дает гулять, можно найти развлечения и дома, к примеру, писать и раскрашивать картинки в прописи на осеннюю тематику. Занятие и интересное, и полезное, и родители скажут спасибо за тишину. На этой старинчке вы можете скачать и распечатать осенние прописи для детей дошкольного возраста.

  • Готовим руку к письму "Шаг за шагом"

    Упражнения, представленные в серии тетрадей "Шаг за шагом", направлены на постепенное развитие мелкой моторики руки ребенка, что необходимо для овладения навыками письма. В тетрадях будут и задания на внимание, развитие логики и формирование представлений об окружающем мире. Упражнения чередуются с гимнастикой для пальчиков, а это напрямую связано с развитием интеллектуальных и речевых способностей ребенка. Задания в тетрадях-прописях помогут ребенку шаг за шагом преодолеть путь от проведения простых линий и выполнения штриховок до составления орнаментов и рисунков на бумаге в клетку, как этого требует школьная программа.

  • Автор - Т.П.Воронина. Прописи идут в качестве дополнения к учебнику Азбука В.Г.Горецкого. Прописи в 4 частях. Каждая часть - логическое продолжение предыдущей. Первая часть направлена на развитие мелкой моторики, ребенок учится обводить несложные линии, повторять узоры или элементы картинки, есть задания дорисовать картинку по образцу. Ближе к концу 1 части прописи приступаем к написанию элементов букв, а к окончанию 4й тетради ребенок уже должен научиться сам красиво писать слова и предложения. Тетради прекрасно дополняют учебник азбуки и плавно подводят ребенка к самостоятельному письму в тетради в линейку.

  • Прописи, в которых малыш знакомится с буквами русского алфавита, учится узнавать их и писать. В прописях указано стрелками, как правильно писать печатные буквы, поэтому вам не придется потом переучивать ребенка. Изображение рядом с буквой поможет ассоциировать букву с предметом, который на нее начинается, а буквы для штриховки помогут дошкольнику пяти-шести лет развить мелкую моторику, а от нее, как известно, зависит и интеллектуальное развитие ребенка. Следите, чтобы ребенок не торопился, проводил аккуратные ровные линии, в правильном порядке и направлении. А замечательные картинки можно раскрасить.

  • Что только не придумывают родители и педагоги, чтобы разнообразить обучение детей. И современные прописи идут в ногу с модой. Теперь это не только листок в полоску, на котором ребенок может отработать написание букв, поставить почерк, но и развивающие занятия. В Прописях с рассказами о животных чистописание перекликается с зоологией. На каждую букву алфавит подобрано животное, в прописи оно нарисовано и есть возможность его раскрасить, а также написано немного об этом животном.

  • Прописи с рассказами о растениях Ларина Т.Я.

    Что только не придумывают родители и педагоги, чтобы разнообразить обучение детей. И современные прописи идут в ногу с модой. Теперь это не только листок в полоску, на котором ребенок может отработать написание букв, поставить почерк, но и развивающие занятия. В Прописях с рассказами о растениях чистописание перекликается с ботаникой. На каждую букву алфавит подобрано растение, в прописи оно нарисовано и есть возможность его раскрасить, а также написано немного об этом растении.

  • Почерк у человека формируется еще в детстве, в первом классе, и нужно не упустить это время, поскольку переучивать ребенка будет гораздо труднее. И внимание формированию почерка учителя, как правило, уделяют только в первом классе, да и то не должным образом. Первый помощник ребенка в становлении почерка - прописи. Уже в детском саду ваш малыш познакомился с этими тетрадками, когда писал крючки и завитушки, и, надеюсь, теперь прописи его уже не пугают. Можно перейти к написанию прописных букв.

  • Прописи цифры для детей 5,6,7 лет (скачать, распечатать)

    Как-то незаслуженно в развитии ребенка родители обходят стороной написание цифр, по умолчанию считается, что прописи тренируют только написание букв. А ведь это очень важная область развития. Если ребенок научится писать цифры на автоматизме, предварительно потренировавшись в прописях, при решении математических задач в школе у него будет гораздо больше времени на обдумывание самой задачи, а не того, как написать ту или иную цифру. К тому же, любые прописи формируют у ребенка красивый почерк в будущем.

  • Прописи буквы печатные и прописные (скачать, распечатать)

    Уже в 5 лет практически любой ребенок интересуется буквами, а некоторые уже умеют читать и "печатать" (писать печатными буквами). И немногие мамочки знают, что печатать тоже нужно с умом. Наши прописи "от печатных букв к прописным" помогут ребенку не только правильно писать печатные буквы, но и сразу знакомят его с буквами прописными. И огромный плюс этих прописей - показано стрелками, как писать ту или иную букву, в каком направлении вести линию. Даже если пока ваш ребенок не умеет читать, такие прописи помогут развить автоматизм в написании букв.

  • Прописи для детей скачать бесплатно

    Для того, чтобы у ребенка формировался красивый почерк, необходимо уверенно держать в руках карандаш и ручку, для этого необходима практика и еще раз практика. Удобно отрабатывать навыки письма, используя прописи. Прописи бывают самые разные, необходимо соотносить их к возрасту ребенка.

Компьютеры, планшеты и смартфоны здорово облегчили жизнь всем, но особенно обладателям плохого почерка. Теперь никто может даже и не узнать, что он плохой. Но все же если вам нужно писать от руки - то писать лучше красиво. «Мел» предлагает несколько способов, которые помогут улучшить почерк.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Есть распространённое мнение, что почерк формируется в детстве и пытаться исправлять его в дальнейшем бесполезно. Это не совсем так. Да, некоторые привычки и манера написания отдельных букв и соединений останутся с вами на всю жизнь. Но в целом, если приложить усилия, даже в зрелом возрасте можно существенно улучшить свой почерк, сделав его не только понятным, но и красивым.

Стоит сразу сказать, что превратить бессмысленные каракули в идеальный типографский шрифт за один день невозможно - потребуется много и усердно упражняться, прежде чем результат станет заметен. Ниже - семь базовых советов, которые помогут сделать первые шаги на пути к исправлению почерка.

1. Правильно обустройте рабочее место

Звучит как совет из древних учебников по чистописанию или фраза с плаката в кабинете в начальных классах. Но ровная твёрдая поверхность, удобный стул и хороший свет действительно важны не меньше, чем хорошая мотивация. В советах по улучшению почерка, опубликованных независимой благотворительной организацией NALA (National Adult Literacy Agency), отмечают: перед написанием текста нужно убедиться, что ваши руки и плечи находятся в расслабленном положении. На столе должно быть достаточно рабочего пространства. Не стоит пытаться писать, скрючившись где-то в уголке. Подберите себе кресло с жёсткой спинкой и постарайтесь сидеть ровно, не пожимая ноги под себя и не заваливаясь на бок. Также полезно сделать несколько упражнений, которые помогут размять пальцы, запястья и плечи.

2. Подберите хорошую ручку и бумагу

В любом деле важно подобрать себе хороший инструмент. Процесс написания текста от руки - не исключение. Некоторые считают, что перьевая ручка - идеальный инструмент для того, чтобы поставить красивый и ровный почерк. На самом деле это не универсальное решение. Возможно, вы избежите некоторых ошибок, используя перьевую ручку. Например, будете более сосредоточены на задаче и постараетесь писать медленнее и аккуратнее, чтобы случайно не смазать свои труды. Но если вам комфортнее писать обычной шариковой - не мучайте себя.

Гораздо важнее, чтобы пользоваться рабочим инструментом было удобно. Избегайте слишком тонких ручек: тогда вам придётся прикладывать дополнительные усилия, чтобы удержать её, и ваши пальцы будут в постоянном напряжении. В некоторых случаях можно использовать специальную резиновую насадку. Она позволит удобно держать ручку на оптимальном расстоянии от наконечника и исключит скольжение пальцев.

Также стоит уделить внимание бумаге. Здесь нет универсальных советов, все зависит от того, какие цели вы ставите перед собой. В некоторых случаях достаточно тетради в узкую линейку. Она позволит привыкнуть к оптимальному размеру букв и не позволит предложениям сползать вниз по листу. Бумага в клетку поможет, если нужно, уделить внимание не только ровности почерка, но и интервалам, а также форме самих букв. В этом случае будет проще увидеть наиболее распространённые ошибки, которые вы делаете при письме.

Левшам немного сложнее поставить хороший почерк, как минимум потому, что человек не видит то, что он пишет. Приходится неестественно изгибать руку, что влияет на качество написания текста. В этом случае могут помочь специальные ручки для левшей. Стоят они, как правило, ощутимо дороже обычных, но помогают серьезно упростить процесс письма. Как правило, такие ручки обладают изогнутой формой и специальным наконечником. Это обеспечивает удобный захват и правильную постановку руки, а также позволяет не прикладывать дополнительные усилия при написании текста. Такие ручки часто заправлены быстросохнущими чернилами, благодаря которым вы не смажете аккуратно выведенные буквы.

3. Не торопитесь

Нескольких упражнений недостаточно, чтобы научиться писать красиво и понятно. На постановку или коррекцию почерка вполне может уйти один-два года регулярных тренировок. Лишь в этом случае приобретённые навыки станут рефлексами, и вам не придётся прикладывать дополнительные усилия и вспоминать, как правильно писать ту или иную букву. Соответственно, не поможет спешка и во время самих занятий. Да, если войти в определённый ритм, то почерк действительно может стать немного понятнее, но больших успехов вы не добьётесь. Сперва постарайтесь сформировать базовые навыки, научиться правильно писать буквы и соединения, достичь некого автоматизма, и уже потом ускоряйтесь.

4. Измените технику письма

Эксперт по каллиграфии Лора Хупер в своих советах по улучшению почерка отмечает , что большинство людей при написании от руки активно используют пальцы. Фактически они не пишут буквы, а рисуют их. При этом приходится часто отрывать руку от бумаги, чтобы продолжить текст. Профессионалы не используют пальцы вообще. Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, Хупер советует взять ручку и изобразить написание больших букв в воздухе (или вспомнить, как вы обычно пишете мелом на доске). Вы заметите, что в этом случае задействуются совсем другие мышцы, и именно они должны использоваться при обычном письме. Как только вы привыкнете, пальцы практически не будут управлять ручкой. Вы будете писать при помощи предплечья и немного использовать мышцы плеча, что позволит не только улучшить почерк, но и ускорить процесс написания.

5. Практикуйтесь на простых формах

Попрактикуйтесь в написании простых символов. Например, попробуйте исписать несколько страниц простыми вертикальными линиями, стараясь делать их одинаковой длины и сохранять параллельность. Потом повторите упражнение с горизонтальными линиями. Постепенно переходите к более сложным формам и изогнутым линиям, а также отдельным элементам букв. Фактически это та же самая работа в прописях, которую выполняют дети в начальной школе. С тем лишь отличием, что вы сами в состоянии оценить свой прогресс и установить нужный объём работы.

6. Определите главные ошибки и работайте над ними

Ситуации, когда плохо абсолютно всё, встречаются не так редко. Но все же в некоторых случаях достаточно усердно поработать над определёнными буквами и связками, чтобы почерк стал в разы понятнее. Определите , какие символы удаются вам хуже всего, и сконцентрируйтесь на том, чтобы изменить их написание. Выдерживайте одинаковое расстояние между буквами и их высоту. Лучше всего ошибки становятся заметны, когда вы оцените свежим взглядом исписанный разворот тетради. Обратите внимание, не становится ли ваш почерк хуже к концу занятия. Если это так, то это свидетельство усталости, и вам необходимо чаще делать перерывы.

7. Воспользуйтесь помощью со стороны

Если вы очень хотите исправить почерк, но самостоятельные упражнения не приносят желаемого результата или вам не хватает понимания, как и что именно нужно исправить, не бойтесь обратиться к специалистам. Есть множество курсов, где вы за сравнительно небольшое время получите необходимые знания, которые помогут в дальнейшем при самостоятельной работе. Важно лишь понять, так ли вам это нужно.

Ну и, наконец, последний совет в виде бонуса. Не расстраивайтесь, если в результате упражнений ваш почерк всё равно остаётся далёк от идеального. Помните, что, например, хорошие врачи не перестают быть хорошими врачами, хотя про выписанные ими рецепты ходят анекдоты. В конце концов, как уже было сказано в самом начале, в современном мире плохой почерк - это, возможно, меньшая из проблем, о которой стоит переживать взрослому человеку.

Выработка хорошего почерка у учащихся - одна из основных задач школы при обучении письму.

Для осуществления этой задачи программы рекомендуют строить обучение письму на систематически подобранном материале, доступном возрасту учащихся, соблюдать последовательность в развитии навыков написания букв, входящих в состав слов и путем специальных упражнений устранять индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие четкость и разборчивость письма.

Для занятий чистописанием выделяется из уроков русского языка один урок в шестидневку. В первом классе в первом полугодии эти занятия происходят в связи с занятиями по букварю 3-4 раза в шестидневку в пределах до 10 минут в первой четверти и до 15 минут - во второй. Во втором полугодии I класса и во II классе занятия чистописанием ведутся два раза в шестидневку, для чего выделяется половина урока на каждое занятие из уроков русского языка * .

__________
* Программа начальной школы, изд. 1935 г.

В первом полугодии учащиеся овладевают письмом всех строчных букв: пишут элементы букв и буквы, затем слова и короткие предложения.

Во втором полугодии дети овладевают письмом заглавных букв, упражняясь главным образом в письме имен. Заглавные буквы пишутся простым шрифтом, как и строчные, за исключением Б, Е, В, Д, Р.

Во II классе продолжается и закрепляется работа I класса. Учащиеся учатся писать более ускоренно (сравнительно с первым годом), четко и красиво, по двум линейкам и изучают начертание заглавных букв общепринятым шрифтом . Индивидуальные отклонения и недостатки, нарушающие разборчивость письма, устраняются путем постановки специальных упражнений для отдельных учащихся в виде переписывания целых слов, слогов, букв или их элементов.

Обучение письму чернилами следует начинать в неграмотных классах в конце сентября, а в грамотных - со второй недели пребывания детей в школе. Надо завести каждому ученику перочистку, сделанную из фланелевых или суконных кусочков материи.

В целях воспитания наилучшего отношения ученика к тетради следует выставлять в классе образцы лучших детских работ, чтобы стимулировать учащихся на правильный, красивый, четкий и ровный почерк и на опрятность тетради.

Предлагаемые прописи дают учителю образцы правильного письма, а ученику помогают научиться правильно писать на систематически и целесообразно подобранном материале. Материал для чистописания расположен от легкого к трудному. Начиная с упражнений на букву К, материал дан параллельно обучению грамоте по букварю. Этот материал дает образцы правильного начертания букв, правильного соединения букв в слова и правильной организации странички.

Прописи обслуживают учащихся I и II классов, но они могут быть полезны в целях исправления почерка и для учащихся III и IV классов.

Для первого класса прописи содержат все виды работ по чистописанию соответственно программе, изд. 1935 г.

Для второго класса даются:

а) предварительные упражнения с переходом на более мелкий шрифт;

б) начертание строчных и прописных букв, расположенных в порядке трудности, а также слова с этими буквами;

в) образец урока на заглавные буквы П и Т, раскрывающий систему работы; подобным же образом строятся и другие уроки на ту или иную букву;

г) связный текст на различные способы соединения букв в словах.

Если учитель найдет нужным число упражнений по каждому виду работ увеличить, то это он может сделать на специально -подобранных упражнениях, согласованных как с задачами чистописания, так и правописания.

Каждый урок чистописания строится по следующему плану:

  1. Постановка цели работы сегодняшнего урока.
  2. Приготовление к письму тетради и ручки.
  3. Проверка уменья держать тетрадь и ручку; наблюдение за правильностью посадки.
  4. Показ учителем на доске слов письменным шрифтом с анализом букв на составные элементы.
  5. Разбор написанного с точки зрения начертания: откуда начать и где кончить, как соединить один штрих с другим, как соединить одну букву с другой и т. д.
  6. Письмо одной строчки самостоятельно и под счет.
Работа с прописями. Учащиеся самостоятельно рассматривают и прочитывают текст прописи, который они будут писать, находят знакомые буквы, выделяют новую букву, сравнивают свое письмо с написанным в прописи. После такой подготовки дети пишут в прописи самостоятельно, а учитель может работать с другим классом, если их у него два.

Учет работы. В процессе работы или по окончании занятий чистописанием учитель просматривает тетради учащихся, указывая общие недочеты и недочеты каждого ученика, исправляя их путем написания образца на классной доске или в тетрадях учащихся.

В деле обучения письму огромную роль играет письмо самого учителя. Показ здесь- лучший способ обучения. Вот почему учителю нужно позаботиться о техническом совершенстве письма на доске и в тетради ученика. Письмо учителя должно быть просто, четко и красиво, с соблюдением нормальных форм букв, без употребления всяких лишних или условных штрихов и излишних украшений (зигзаги, хвостики, росчерки и пр.).

Каждый учитель, прежде чем писать на доске, должен хорошо ознакомиться с текстом и начертанием букв в прописи. Если учитель этого не сделает, может получиться большое расхождение в начертания букв в прописи и в его образце на доске, а тогда и прописи, как наглядное пособие, потеряют свое значение.

Боголюбов Н.Н. Методика чистописания

Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955


Уникальное издание. Очень подробно описана методика обучения красивому письму. Сегодня, обычные школьные прописи 1955 года, кажутся каллиграфией. Прописи прилагаются.


Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство «Круг Самообразования» оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания - дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво-оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий «Курса каллиграфии».

Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотнаго человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артельщиков, торговцев и т. д.-словом, в очень многих занятиях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материальнаго неустройства тех лиц, которым приходится на службе или в своем деле заниматься корреспондированием.

Нет такого уродливого почерка, которого нельзя было-бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболее коротким путем.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обеспечивает успех в занятиях.

Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах:

1) Предварительныя упражнения;

2) Каллиграфический почерк;

3) Конторская скоропись;

4) Прямое письмо;

5) Рондо и готик;

6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянский.

Для удобства практических занятий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.

Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.

На самых древних египетских, вавилонских и ассирийских памятниках встречаются надписи, которые показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в те далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.

Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикиян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готический шрифт. На русский алфавит латинский шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв нашего алфавита заимствована из греческого.

Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этот способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.

Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.

С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился,- и в развитии каллиграфии наступил новый период расцвета еще более пышного, чем в средние века.

Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развитие книгопечатания, неслыханный рост газетнаго дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейшие фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносит нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типографских шрифтов, каллиграфия в настоящее время призвана к новой жизни дальнейшим развитием того же типографского дела.

Изобретение книгопечатания совершило огромный переворот в книжном деле и впервые создало возможность широкого распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особого искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфические шрифты совершенно не годились для этой цели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежние каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.

Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украшений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писание. Наше деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в наше время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.

Введение всеобщего обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслед за педагогами, вопросом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физиологической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечевого сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писательные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемого тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).

Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизменения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшего большое исследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последния 20 лет устранили из обучения письму немало предрассудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.

При составлении настоящего «Курса каллиграфии и конторской скорописи» мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.

При писании совершается целый ряд движений,- пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободным и твердым писательным движениям, т. е. к таким движениям, которые при наименьшем усилии или напряжения мускулов давали наибольший результат. Свободные и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободные движения. Поэтому развитие свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму .

С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почерке, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречит свободе писательных движений, так,как буквы, наклоненные влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производит крайне неприятное, отталкивающее впечатление.

К вопросу о прямом и наклонном письме мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, - и там мы разовьем свои взгляды полнее.

Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободных писательных движениях.

Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.

В этом-то и заключается основа нашей системы.

Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнений, цель которых заключается в развитии свободы писательных движений. Учащийся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгого выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и какие движения оно развивает.

Курс наш рассчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанные или же неуравновешенные движения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.

Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Приобрести красивый, беглый почерк каким-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать - значит аккуратно выполнять все упражнения и не торопиться вперед. В течение всего курса мы неустанно будем повторять: не торопитесь вперед, в противном случае вам придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чем меньше вы будете торопиться вперед, тем скорее и успешнее доберетесь до конца.

Мы почли необходимым не только привести образцы упражнений в нашем курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтении курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо большие удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнений.


Прописи старого образца по русскому, украинскому и белорусскому языкам (узкая линейка, на каждую букву).

Но довольно предисловий! На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.

Во-первых, я вернулся к частой косой линейке , которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.

Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше .

В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено . Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».

Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.

Файлы для скачивания:

  • Чистый лист с линовкой;
  • Пример страницы (для быстрого ознакомления);
  • Образцы написания букв (алфавит);
  • Прописи (палочки, крючочки и русские буквы, 73 страницы);
  • Украинские и белорусские буквы ґ, є, і, ї, ў, Ґ, Є, І.

Каждый день желаю здоровья автору когда занимаюсь письмом с дочкой -первоклассницей! Кончились слезы,истерики и нервотрепка! Посадить заниматься теперь не проблема, у ребенка все получается и это прибавляет энтузиазма.Когда отработаем букву в этих прописях-в школьной уже пишет все правильно и красиво.(по прописям программы Гармония писать научиться нереально).Еще раз большое спасибо. Теперь всем знакомым рекомендую.

Огромное спасибо за Ваш сайт! Я нашла то,что долго искала-мои родные детские прописи, которые позволили мне иметь хороший почерк. Не могу видеть спокойно почерк своей дочери, она учится в 5 классе. Разрушена целостная система обучения детей, которая оттачивалась десятилетиями, взамен созданы программы-уроды, и это,к сожалению касается не только чистописания.

Подскажите, пожалуйста, а в каком количестве Вы рекомендуете распечатывать каждый лист? Достаточно ли в одном экземпляре? Я имею в виду, что некоторые буквы (элементы) не очень получаются, следует ли переходить к другим или стоит отрабатывать написание буквы до получения удовлетворительного результата?

Тренироваться писать каждый элемент, каждую букву надо до тех пор, пока не будет получаться более или менее прилично (хотя перфекционизм тоже не к чему). Эти прописи, на мой взгляд, тем и хороши, что всякую страницу можно распечатать любое число раз - столько, сколько нужно. По моему опыту, больше всего экземпляров требуется для самых первых страниц - с палочками и крючочками. Еще одно любопытное наблюдение: даже если ребенок научился идеально выводить "базовый" крючок, это еще совсем не значит, что у него сразу начнет хорошо получаться буква "и", которая состоит из двух таких одинаковых крючков.

Вы рекомендуете для прописей особую ручку (её мы нашли и купили) и ламинированную бумагу, а вот её мы найти в продаже не можем. Подскажите, пожалуйста, какую-нибудь самую распространённую марку такой бумаги, возможно, я что-то не так поняла...

Леонид Некин
Я не то, чтобы что-то рекомендую, а рассказываю о своих собственных предпочтениях, которые у Вас могут оказаться другими - с учетом Вашей конкретной ситуации, о которой мне ничего неизвестно. Я как-то упомянул, что мне нравится капиллярная ручка "Stabilo point 88". Что же касается бумаги, то я использую обычную бумагу для струйных и лазерных принтеров плотностью 80 грамм на квадратный метр, распечатывая на ней файлы прописей. У малышей, которые только начинают учиться писать, капиллярная ручка может на этой бумаге немного расплываться, потому что малыши выводят буквы очень медленно и часто давят изо всех сил. На мой взгляд, это не является недостатком такой бумаги. Наоборот - у ребенка появляется дополнительная обратная связь, благодаря которой он быстрее учится писать правильно - так, чтобы капиллярные чернила не расплывались. Ламинированную бумагу я никогда не пробовал - я думаю, что она не нужна, хотя, наверное, чернила не будут на ней расплываться даже у маленького ребенка.

Но возник вопрос по написанию маленькой буквы г. Неужели она пишется именно так? Мне всегда казалось что она просто вписывается в одну наклонную клетку, а у Вас вписана в две.

Леонид Некин
Может быть, Вы и правы насчет одной клетки. Но согласно идее, которая заложена в основу прописей, буква "г" - это не просто буква "г", но еще и базовый элемент, который встречается в написании букв "п", "р" и "т" и сам, в свою очередь, базируется на букве-крючочке "i".

Забавное открытие! На экране просто пропуски для написания букв, а на распечатке страницы тонкие контурные буковки для их последующего обведения. Очень приятно и полезно, спасибо Вам за заботу!!

Леонид. Спасибо большое за Ваш сайт, надеюсь, что мне очень помогут ваши прописи исправить почерк. Я распечатала чистый лист и попробовала написать алфавит, это просто супер, никогда такие красивые буквы не получались, в тетрадки просто в линейку (как сейчас продают), в такой разлиновке, всё просто и понятно, как вести ручку. Прочитала Вашу статью про ручки, купила себе по Вашим рекомендациям, теперь буду стараться. Может показаться странным, что я взрослая девушка, пишу прописи, но мне очень срочно нужно исправить почерк. В детстве мне его не поставили, мучаюсь до сих пор. Я специалист с красным дипломом, прочитала не одну научную статью про постановку почерка в начальной школе. Но Ваши прописи внесли самый большой вклад. Спасибо большое!

я не смог понять как из ваших прописей сделать тетрадь.

В частности если рассматривать полную пропись (где 73 листа), у Вас каждый лист разделен красной линией, я так понимаю это линия сгиба, а сгибая по ней сделать нормальную тетрадь не получается. Также если просто прошить все листы по левой стороне то не очень смотриться красная линия по центру. Может быть у Вас есть вариант где правая и левая часть разнесены на отдельные листы, или файл без красной полосы по центру.

Леонид Некин
Я совсем не предполагал, что из этих листов будут делать тетрадь. Для начала, нет более верного способа испугать ребенка, как предъявить ему сразу весь объем предстоящей работы. Далее, вовсе не факт, что ребенку понадобится ровно один экземпляр каждого листа. По моему опыту, для того чтобы научиться писать более или менее прилично самые первые палочки и крючочки, требуется по нескольку листов. И вообще, весь смысл этих прописей состоит в том, что листы допечатываются по мере надобности. Наконец, писать на одном листочке просто удобнее, чем в толстой тетради (из 73 листов). Красная линия посередине проведена для того, чтобы строчки не казались слишком длинными, а не для того, чтобы по ней сгибать. Хотя, пожалуй, можно и согнуть, но не в ту сторону, чтобы получалась тетрадь, а в другую - чтобы получился как бы один маленький двусторонний лист.

Все 4 файла распечатываются неправильно.

Леонид Некин
Тогда проблема, похоже, в Вашем принтере (возможно, ошибка в программе, его обслуживающей). Вы можете попробовать перед тем, как печатать, зайти из окошка печати в "свойства принтера" и что-нибудь там поменять, например, изменить качество печати на самое лучшее из всех возможных (может быть, сейчас у Вас выбран вариант "Черновик"?). В "расширенных свойствах" (доступных из окошка печати Adobe Reader) можно попробовать выбрать "печать как картинку". Если это ошибка программирования, то может помочь даже небольшое изменение масштаба (например, 99% или 101%). В порядке эксперимента, можно также попробовать изменить ориентацию бумаги с портретной на альбомную.

Если ничто это не поможет, остается радикальное средство - конвертировать PDF-файл в какой-нибудь растровый формат, например, TIFF или BMP (только не JPG, так как этот формат "теряет" качество).

Елена
Принтер Canon. С качеством печати в свойствах принтера я уже экспериментировала - толку мало. Мне помогло изменение масштаба и изменение ориентации бумаги на альбомную, как Вы мне подсказали. (сама бы точно не догадалась). Я изменила сразу две настройки (вполне возможно, достаточно было бы настроить что-то одно). Качеством печати очень довольна. СПАСИБО ВАМ!!!

на экране все отлично, но при печати косые линии отсутствуют. Распечатывала на лазерном принтере.
проблема, как оказалось, в цвете. При цветной печати все отлично(!), при черно-белой печати косые линии практически не видны(еле заметны).

В готовых "Прописях для начинающих" очень плохо пропечатываются фоновые линии,- и косые, и горизонтальные.
(Никакой "экономии тонера" и выставлено "Наилучшее качество печати").

Леонид Некин
Судя по тому, что Вы упомянули про тонер, речь идет о черно-белом лазерном принтере. Он передает голубую линию серым цветом, точнее отдельными черными точками на белом фоне. В толщину линии попадает не слишком много таких точек, отчего линия видна очень плохо. Пока мне пришло в голову вот что. У всякого (особенно черно-белого) принтера где-то в установках должна быть предусмотрена возможность отображать любой цвет (в том числе голубой) чисто черным. Если этой возможностью воспользоваться, то проблема будет решена.

Это лучший сайт по правописанию!

Наш товарищ Игорь Ильин из Ленинграда прислал разлиновки для занятий каллиграфией и чистописанием.

Для работы с прописью был сгенерирован pdf файл, который позволяет печатать разные типы разлиновки. Пропись, как известно, используется как образец, а писать можно на листах А4 с распечатанной разлиновкой. 5 типов разлиновки - 5 уровней сложности.

Теги: ,

Евгений

Коллектив педагогов - активистов общественной организации «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) - по просьбам родителей, недовольных существующими методиками преподавания в начальной школе, адаптировал к современным реалиям и переиздал в 2016 году учебник «Арифметики» для 1 класса авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк.

Почему именно учебник Пчёлко? Прочитайте отзыв, который мы, Владимирское отделение РВС, получили от высококвалифицированного педагога начальных классов - Райковой Ларисы Николаевны, и который мы с её любезного позволения публикуем сегодня, и Вам сразу станет понятно - почему.+ Учебник «Арифметика» для 1 класса в 2-х частях /- «Новое издание»/ РВС, 2016 Передо мной лежит учебник «Арифметика» для 1 класса авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк. Листаю страницы и чувствую: веет чем-то родным, добрым и очень знакомым. Ловлю себя на мысли, что это запах детства, и в памяти всплывают яркие картинки чудесной школьной жизни советской первоклассницы. Уже не помню, по каким учебникам математики мы учились в 1 классе в 1976 году, но почему-то картинки из «Арифметики» создают ощущение, что я видела это когда-то давно…+ Как педагог с 29-летним стажем преподавания в начальной школе могу сказать, что учебник «Арифметика» А.С. Пчёлко (далее УЧЕБНИК) выдержан в лучших традициях советской классической школы и нацелен на то, чтобы у детей сформировалась прочная арифметическая база, которая бы в дальнейшем способствовала становлению успешного математического образования ребёнка. Секрет учебника не в простоте, а в доступности, постепенности подачи материала. Кто-то скажет, что для современных детей этот учебник примитивен. Могу возразить по этому поводу: а кто сказал, что наши дети требуют сложностей, в которые мы их ввергаем с первых дней школьной жизни, произнося заумные слова и вводя ребёнка в непонятный мир абстрактной для него терминологии? Это мы, взрослые, почему-то решили за детей, что чем больше нового ребёнок узнает за урок, тем умнее он станет? А так ли это?…+ Не секрет, что порой, чтобы достичь высоких результатов, требуются элементарные средства и приёмы, а не что-то «сверх и архи». Вот и этот УЧЕБНИК способен помочь достичь детям значительных успехов в изучении математических наук, потому что обучение по нему строится с опорой на уже имеющийся опыт у детей и в соответствии с психическим и физиологическим развитием детей. Очень грамотным является и то, что авторы умело используют наглядно-образное мышление первоклассников и делают упор не только на наглядность учебника, но и на предметы и явления, окружающие ребёнка в повседневной жизни. А задания по типу: «Покажи столько палочек, сколько нарисовано мешков», «Положи столько кружков, сколько нарисовано огурцов», «Нарисуй столько, сколько…», «Составь из палочек такую фигуру…» не только разнообразят урок, но делают его деятельным и деятельностным, повышают мотивационный аспект обучения, снижают порог утомляемости младших школьников.+ УЧЕБНИК достаточно насыщен задачами, которые от урока к уроку усложняются от простых до составных, что позволяет на практике реализовывать принцип доступности «от простого к сложному». Все тексты задач основаны на жизненном опыте ребёнка и содержат в себе большой потенциал для реализации воспитательной стороны в урочной деятельности, например: «Брат помог сестре делать палочки для счёта…» - взаимовыручка, помощь другу, сотрудничество, дружба и т. д., или «На поляне росли 4 берёзы, осенью посадили ещё столько же…» - экология, трудолюбие, озеленение, бережное отношение к природе и т. д. Учащиеся постепенно учатся решать задачи, рассуждать, доказывать правильность решения, составлять обратные задачи, абстрагировать и изъясняться при помощи математических терминов. УЧЕБНИК действительно хороший инструмент и в руках опытного педагога может сделать серьёзный прорыв в формировании математического образования младших школьников и стать достойным конкурентом для других учебников по математике, но… есть один момент, который может некоторых обеспокоить: а как же будет формироваться геометрическая база младших школьников, ведь всевозможные контрольные, самостоятельные и проверочные работы включают в себя и геометрический материал? Для себя я непременно нашла бы ответ, потому что формировать геометрическую составляющую математического образования можно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью реализации ФГОС НОО, поэтому с удовольствием предложила бы детям факультатив «Наглядная геометрия» Т.В. Жильцовой и А.А. Обуховой.+ В заключение хочу сказать:+ «Дорогая «АРИФМЕТИКА»! Добро пожаловать в современную школу!» Л.Н. Райкова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки Владимирской области+ Послушайте также, что рассказали об этом учебнике те, кто работал над возрождением «Арифметики», имея своей целью возрождение классического образования в нашей стране, на семинаре-презентации, прошедшем 20.10.2016 в г. Дубна. Видео можно посмотреть по этой ссылке.

А прочитать выступление одной из участников проекта - по этой.+ Конечно, энтузиасты РВС, мечтающие вернуть в российскую школу классическое отечественное образование, на одном учебнике останавливаться не собираются. Сейчас идёт напряжённая работа по подготовке к изданию всей гаммы учебников для начальной школы. О её результатах можно будет узнать на сайте РВС. Как говорил В.В. Маяковский, «работа адова будет сделана и делается уже». Если Вы болеете душой за образование наших детей, присоединяйтесь. Работа идёт на общественных началах.+ Галина Соловьева, РВС