Опять на них надеется страна. Проблемы государственного бюджета решаются за счет военных пенсионеров

2 июня 2014 года Министерством финансов РФ был обнародован проект государственного на 2015-2017 г.г. Соответственно, уже можно сказать, будет ли в 2015 году проиндексировано денежное довольствие и военных пенсионеров на величину текущей .

Исходя из обнародованных Министерством финансов данных, понижающий коэффициент пенсий военных пенсионеров и граждан, приравненных к ним, повысится в два этапа. Первый этап повышений произойдет с 1 октября 2014 года, когда понижающий коэффициент увеличится с 60,05% до 62,12%, а второй – с 1 января 2015 года. В это время понижающий коэффициент увеличится до 64,12%.

Однако денежное довольствие военнослужащих, а также сотрудников силовых структур будет увеличиваться немного по другой схеме.

В последнее время представители высшего руководства России неоднократно подчеркивали, что увеличение материальных затрат на укрепление обороны и национальной безопасности является первоочередной задачей. Эта потребность объясняется несколькими причинами. Во-первых, из-за военных действий в соседней Украине правительство России обязано укрепить свои государственные границы. А, во-вторых, поскольку некоторые западные страны, включая Украину, ввели в отношении России ряд , появилась необходимость в развитии самостоятельного оборонного производства внутри страны.

Однако учитывая, что денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии не увеличивались на протяжении 3 лет, не стоит надеяться, что этот процесс может быть восстановлен за столь короткий срок.

По прогнозам экспертов, обнародованных в 2013 году, заработные платы госслужащих, а также пенсии военнослужащих, замороженные в 2014 году, вместо 2 раз могут быть проиндексированы только 1 раз. Если раньше индексация осуществлялась 1 октября текущего года и 1 января последующего, то сейчас повышение следует ожидать только 1 октября 2014 года.

Также в прогнозе от Минэкономразвития уточнялось, что индексация заработной платы для сотрудников бюджетной сферы в 2014 году проводиться не будет. Вместо этого, в период с 2015 по 2016 г.г. индексация на уровень роста потребительских цен осуществится вместо 1 января, 1 октября. Данная мера принималась с целью уменьшения напряженности федерального и региональных бюджетов.

Такая же схема индексации будет использоваться и для расчета денежного довольствия военнослужащих.

Если проанализировать среднегодовой темп роста реальной зарплаты сотрудников бюджетных организаций, то при данных условиях в период с 2014 по 2016 года он снизится с планируемых 7,6% до 2,7%.

Учитывая эти данные, вероятнее всего, что в 2015 году денежные довольствия и военные пенсии увеличатся следующим образом:

1. В зависимости от официального уровня инфляции, довольствие военнослужащих, а также сотрудников всех силовых структур 1 октября 2015 года увеличится примерно на 5-6%;

2. Первый раз военные пенсии в 2015 году повысятся 1 января, когда понижающий коэффициенты с 62,12% увеличится до 64,12%. Второе повышение произойдет 1 октября. Как и довольствие военнослужащих, размер повышения составит 5-6%, в зависимости от уровня инфляции.

Данные прогнозы позволяют оценить, насколько, учитывая текущую инфляцию, изменится уровень жизни действующих военнослужащих и военных пенсионеров до и после октября 2015 года.

Так, если сравнивать с 2012 годом, к октябрю 2015 года довольствие военнослужащих станет меньше примерно на 26-27%, в зависимости от официального уровня темпа инфляции. После 1 октября 2015 года, разница с зарплатой за 2012 год немного уменьшится и составит 19-20%.

Поскольку военные пенсии повысятся в 2 этапа, уровень жизни пенсионеров изменится не так кардинально. К примеру, до 1 октября 2014 года, размер военной пенсии составит около 94-95% от размера пенсии за январь 2012 года. После 1 октября реальный размер военной пенсии почти сравняется с размером пенсии, выданной в январе 2012 года.

Военные пенсии и денежное довольствие. Новости из Госдумы

Первое слушание пакета законов о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов состоялось в Госдуме в октябре. Через месяц, к концу ноября, планируется принятие бюджета.

Предложения по корректировке проекта бюджета, представленного Правительством, поступают в профильные комитеты. Критика многих статей бюджета коммунистами и другими оппозиционными фракциями, группами, отдельными депутатми по опыту предыдущих лет вряд ли в состоянии поколебать позиции думского большинства едироноросов.

Небольшое отступление.

Когда активная часть военных пенсионеров предлагает «трубить во все трубы», писать во все инстанции: депутатам Госдумы, председателям профильных комитетов и т.п. о существующих проблемах с повышением военных пенсий, рост которых отстает от уровня инфляции, создается впечатление, что депутаты чего-то не знают или чего-то не понимают.

ЭТО НЕ ТАК!

Все депутаты, а тем более члены и руководители профильных комитетов, прекрасно знают ситуацию с ростом военных пенсий и денежного довольствия военнослужащих после 1 января 2012 года.

Познакомимся подробнее с некоторыми новыми документами по бюджету, которые размещены на сайте автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы

Заключение Комитета по обороне от 09.10.14 № 108/1.1
Констатирует факты по сути ничего не изменяющие в бюджете 2015, но члены Комитета по обороне (депутаты) пытаются выразить свое несогласие с регулярным «замораживанием» статей законов, которые определяют рост военных пенсий после 2012 года.

«По мнению Комитета по обороне, приостановление действия указанных положений Закона № 4468-I и Указа № 604 фактически дискредитирует гарантированный государством достигнутый уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.»

Конечно, они в данном случае правы. Ведь четко предполагалось, что денежное довольствие военнослужащих будет индексироваться не на заложенную в бюджете инфляцию на следующий год, а на реальную (официальную Росстата) инфляцию. Плюс к этому с 1 января ежегодно «понижающий коэффициент» для военных пенсий должен был повышаться на 2 пункта.

Кстати, масштабы экономии в 2015 году за счет отмены повышения с 1 января «понижающего коэффициента» с 62,12 до 64,12 минимальны для бюджета России. Из того же Заключения Комитета по обороне:

«Финансовая оценка реализации в 2015 году предлагаемой к приостановлению действия части второй статьи 43 Закона № 4468-I составляет около 19,2 млрд. рублей, из них по Минобороны России - 9,5 млрд. рублей.»

Почему минимальна? Да потому, что при инфляции в 2014 году на уровне 9% по последним официальным прогнозам, профицит бюджета в рублях (остаток средств в бюджете в 2014 году) составит от 0,3% до 0,5% от ВВП (за 1 квартал 2014 года ВВП России составил 17697 млрд рублей, а за год - примерно в 4 раза больше), то есть профицит измеряется сотнями миллиардов рублей.

Депутаты Госдумы также хорошо понимают, что повышение военных пенсий – социально значимая проблема.

«Между тем указанная норма статьи 43 Закона № 4468-I (в части ежегодного увеличения на 2 % размера указанного денежного довольствия) является важной социальной мерой, гарантированной военнослужащим и военным пенсионерам государством, и связана с введением с 1 января 2012 года так называемого "понижающего коэффициента 0,54" в связи с переходом на новую систему обеспечения военнослужащих денежным довольствием и одновременным значительным увеличением его размеров. Неприменение в законопроекте части второй статьи 43 Закона № 4468-I в части увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом № 4468-I, значительно обострит проблему пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц.

Установленное указанной нормой Закона № 4468-I увеличение денежного довольствия является самостоятельной мерой социальной защиты военных пенсионеров и направлено на достижение такого уровня пенсионного обеспечения, при котором при назначении соответствующих пенсий будет учитываться 100 % размера денежного довольствия военнослужащих, указанного в статье 43 Закона № 4468-I. При таких обстоятельствах указанное увеличение размера пенсий не может быть заменено индексацией денежного довольствия военнослужащих, поскольку указанный "понижающий коэффициент" фактически не увеличивается.

По мнению Комитета по обороне, приостановление действия указанных положений Закона № 4468-I и Указа № 604 фактически дискредитирует гарантированный государством достигнутый уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.»

Есть еще интересный и важный момент. В Заключении Комитета Госдумы по обороне по проекту федерального закона № 611445-6 " О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов…" появилось новое предложение в бюджет 2015 года, которое может улучшить ситуацию с повышением военных пенсийц, но в тоже время «сильно обидит» действующих военнослужащих.

«6. По мнению Комитета по обороне, структурой бюджетных расходов предусмотренных законопроектом учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих. При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо:

6.2. Учитывая наличие в проекте федерального бюджета на 2016-2017 годы запланированных бюджетных ассигнований на 2015 год на пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, предложить Правительству Российской Федерации в части 9 статьи 8 законопроекта предусмотреть, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, устанавливается с учетом увеличения размера указанного денежного довольствия на 2 %, то есть 64,12 % от размера этого денежного довольствия, а также предусмотреть выполнение требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604. При этом установить, что денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона № 4468-I, не подлежит в 2015 году увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен), установленного законопроектом.»

То есть, фактически это предложение и на 2015 год «заморозить» рост денежного довольствия военнослужащих, как это было в предыдущие годы. Военным пенсионерам предлагается повысить «понижающий коэффициент» с 62,12 до 64,12 (видимо с 1 января 2015 года), а позже (видимо с 1 октября) повысить военные пенсии за счет дальнейшего увеличения этого коэффициента для выполнения Указа Президента № 604. Это приведет к повторению ситуации 2013 и 2014 годов и повышению военных пенсий в 2015 году сверх запланированного в принимаемом Законе о бюджете уровня инфляции в 5,5% на 2%.
Таким образом, суммарно военные пенсии в 2015 году выросли бы на 7,5% (вместо 5,5% предложенных Правительством).

Это предложение для военных пенсионеров, конечно, выглядит более предпочтительным, НО ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВОЕННОСЛУЩИХ (соответственно и для российских вооруженных сила в целом) ОТСУТСТВИЕ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ПОДРЯД СТАНЕТ СЕРЬЕЗНЫМ УДАРОМ. Задача повышения доли комплектования контрактниками наших вооруженных сил до 450 тысяч к 2018 году, которая жестко была поставлена Президентом, останется мечтой.

По опыту принятия предыдущих бюджетов предложения Правительства проходят практически на 100%, поэтому вариант, предлагаемый Комитетом по обороне, все же маловероятен.

Почему появилось это предложение?

Мнение администрации сайта "Военный пенсионер".

В отличие от военных пенсионеров, которые участвуют в обсуждении проблем повышения пенсий, действующие военнослужащие и к ним приравненные МОЛЧАТ О «ЗАМОРАЖИВАНИИ» ПОВЫШЕНИЯ СВОЕГО ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ УЖЕ ТРЕТИЙ ГОД! Трудно вспомнить, когда в последний раз в СМИ, Интернете появлялись статьи, публикации, передачи и т.п., где бы серьезно обсуждалась эта проблема.

Еще одно интересное наблюдение.

В Минфине (соответственно и в Правительстве), появилось непонятно кем, когда и на каком основании (каким законом?) установленное соотношение, которым Минфин измеряет «норму» соответствия уровней военных и трудовых пенсий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона
Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу….»

…………………………………………

«…По предварительной оценке, установленное в 2012 году соотношение размера средней военной пенсии и средней трудовой пенсии в 1,7 раза в 2015 году в целом будет сохранено…»

Предварительные выводы

Повышение военных пенсий и денежного довольствия военнослужащих, как и было предложено Правительством, можно ожидать в 2015 году один раз с 1 октября на 5,5%.

Гражданские пенсии предлагается проиндексировать два раза с 1 февраля (на уровень инфляции 2014 года) и с 1 апреля. Таким образом, гражданские пенсии после 1 января 2012 продолжают расти быстрее военных, так как ежегодно их рост превышает официальную инфляцию Росстата. Военные пенсии растут медленнее, а в 2014 году их увеличение уже оказалось меньше уровня официальной инфляции.

Экономический кризис и проблемы с формированием бюджета на 2016 год отразились на военных пенсиях. Ранее фактически на год была отложена их двухпроцентная индексация, призванная компенсировать понижающий драконовский коэффициент 54 процента. Не произошло в 2015-м и обещанной индексации на размер инфляции, хотя для гражданских пенсий ее произвели.

Почему-то никто, принимая решения о том или ином урезании, не задумывается, что пенсия для многих пожилых людей, особенно потерявших здоровье на военной службе, единственный источник существования. А значит, надо хотя бы объяснить ветеранам причины таких метаморфоз. Увы, этого, как правило, не происходит.

Закон и экономия

Военные пенсионеры – люди с государственным мышлением и готовы понять финансовые проблемы страны. Но они хотят знать, почему меры по затягиванию поясов касаются только пенсионеров и не распространяются на представителей более состоятельных слоев населения, в том числе олигархию. Подоходный налог для всех, например, как был, так и остается 13 процентов.

“ Непонятно одно: почему надо просить у государства о том, что и так положено по закону? ”

1 октября 2015 года наконец вновь заработала та самая замороженная ранее ежегодная двухпроцентная надбавка. Как говорится, и на том спасибо. Но удивляет легкость, с которой чиновники манипулируют недавно принятыми законами. Речь о 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ими, напомним, одновременно с повышением окладов денежного содержания военнослужащих был установлен новый порядок начисления пенсий. Прошло всего четыре года и оказалось, что действие его норм запросто можно отложить на неопределенное время подзаконными актами.

Фото: google.com

Хотя в Конституции РФ прямо сказано, что у нас не должны приниматься законы, ущемляющие социальные права и гарантии граждан, ухудшающие их материальное положение. Тем не менее в 2016 году в связи с экономическим кризисом государство решило поправить дела за счет пенсионеров. Как считают законодатели, отказ от индексации пенсий станет главным источником экономии денег в казне. Такие выводы следуют из анализа бюджета и сопутствующих документов. Так, правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому с 1 января 2016 года пенсионерам, работающим или занимающимся другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней не индексируются. Тем самым государство по сути дискриминирует пенсионеров, которые в силу своих возможностей и желания пытаются помочь стране посильным трудом. Это пока не коснулось военных запаса, но сам по себе подобный подход вряд ли можно назвать логически обоснованным. Скорее он говорит об отсутствии единой социальной политики в государстве, консолидированной позиции законодательной и исполнительной власти. Более того, он кажется просто абсурдным, и уж если должен кого-то затрагивать, то в первую очередь госчиновников, которым недавно разрешили на пять лет дольше пребывать на государственной службе.

В 2016 году не предусматривается индексация стипендий, окладов госслужащих, судей и денежного довольствия (ДД) военных. Ради наполнения бюджета в третий раз заморожены пенсионные накопления. Документ предлагает продлить приостановку действия 24 законов до начала 2017 года. В качестве причины такого шага указана опять же нынешняя экономическая ситуация. Хотя по заявлениям советника президента Сергея Глазьева, в стране накоплены огромные валютно-финансовые резервы, а немалая часть доходов от продажи энергоносителей ежегодно конвертируется в ценные бумаги США и оседает на Западе.

Минфину России якобы катастрофически не хватает денег. При этом федеральный бюджет буквально захлебывается от них: неиспользуемые остатки средств на его счетах выросли с начала года при урезании самых необходимых расходов почти на 500 миллиардов рублей, достигнув на 1 октября 10,6 триллиона. Для сравнения: все доходы бюджета-2015 запланированы на уровне 12,5 триллиона рублей. Причем приоритетом, если судить по отчетам, является не «оборонка», не социальные программы и даже не финансовые спекуляции в виде обслуживания госдолга, а накопление денег и вывод их из России – в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, средства которых вложены в основном в госбумаги США и стран еврозоны. Таким образом, главное для нашего бюджета – финансирование расходов стран, ведущих с Российской Федерацией новую холодную войну, включающую в себя кредитную и инвестиционную блокаду.

И все же военные пенсии – это прерогатива прежде всего Министерства обороны РФ. Как ситуацию с ними оценивают в самом ведомстве?

По просьбе министра

Согласно специальному закону пенсия лицам, уволенным с военной службы, исчисляется из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и ежемесячной надбавки за выслугу лет. Размер пенсии напрямую зависит от продолжительности военной службы, условий ее прохождения и занимаемой на дату увольнения должности.

Фото: google.com

В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы ДД военнослужащих ФЗ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена новая система ДД проходящих военную службу, предусматривающая увеличение окладов военнослужащих, в том числе за счет сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с проведением этой реформы 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года внесены изменения, устанавливающие новые правила исчисления пенсий, согласно которым с 1 января 2012 года учитываемое при исчислении пенсии ДД установлено в размере 54 процентов.

Для сохранения уровня пенсионного обеспечения с 1 января 2013 года предусматривалось ежегодное повышение данного коэффициента на два процента и пересмотр военных пенсий первого числа каждого последующего года с целью доведения его до 100 процентов. С учетом уровня инфляции ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем два процента, что, безусловно, можно только приветствовать. Но в жизни все получается иначе. Даже эти два процента заморозили на год. И где гарантия, что не ударит очередной кризис, не случится неурожай, не упадут цены на нефть?

Надо откровенно сказать и о том, что выбрать все 100 процентов кровно заработанной пенсии бывший военный даже теоретически сможет лишь через 23 года. Многие до этого счастливого дня просто не доживут. Особенно люди, которым 60–70 лет, не говоря уже о более возрастных. Получается, обещанные в перспективе 100 процентов пенсии по сути пустая декларация. Почему хотя бы для самой старшей категории граждан не сделать возрастную поправку, которая никак не отяготит карман государства? По некоторым оценкам, таких пенсионеров в стране наберется всего около 300 тысяч.

Понятно, что Министерство обороны не Минфин, не правительство и самостоятельно решать такие вопросы не может. Но, отдадим должное, оно постоянно проводит работу по индексации военных пенсий. Напомним:

  • с 1 января 2012 года произведен пересмотр пенсий, размеры которых увеличились в среднем на 50–70 процентов;
  • в 2013 и 2014 годах пенсии пересматривались дважды в год путем повышения размера ДД, учитываемого при их исчислении;
  • с 1 января 2013 года брались в расчет уже не 54 пресловутых драконовских процента, а 56 – от ДД, учитываемого для начисления пенсии;
  • с 1 октября 2013 года – 58,05 процента;
  • с 1 января 2014 года – 60,05 процента;
  • с 1 октября 2014 года – 62,12 процента.

Как считают в военном ведомстве, данное увеличение позволило повысить в 2013 году размеры пенсий уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента, а в 2014-м – на 7 процентов (на 2 процента выше уровней инфляции, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год).

Еще раз скажем спасибо МО РФ за проводимую работу. Но мы-то знаем, насколько лукавы официальные цифры инфляции, которая в реальности значительно выше и составляет нынче, по данным независимых источников, около 14 процентов.

Интересно и то, что в 2015 году повышение ДД военнослужащих и пенсий первоначально вообще не предусматривалось. Для того чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, потребовалось личное обращение министра обороны к президенту. Лишь тогда вопрос был решен. В частности, 20 апреля 2015 года подписан ФЗ № 93-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 октября 2015 года составил 66,78 процента, что позволит увеличить военные пенсии на 7,5 процента. Таким образом, их размеры увеличатся в денежном исчислении на 700–1200 рублей.

Непонятно одно: почему надо просить о том, что положено по закону? Ведь еще в 2012 году бывшим военным просто недодали положенное, а теперь, оказывается, о возвращении признанного государством долга надо еще и просить на самом высоком уровне. Почему министру обороны приходится напоминать об этом нашему правительству, руководству страны? В правовом государстве выбора «хочу – дам, хочу – нет» у чиновника быть не должно. Получается, какими бы замечательными ни были у нас законы, все решает субъективный фактор, благосклонность руководителей высокого ранга.

Справедливость отдали на откуп

Теперь о том, как все-таки изменились военные пенсии с 1 октября 2015 года. Их средний размер, как подсчитали в Департаменте финансового обеспечения Министерства обороны РФ, составил 21 290 рублей в месяц и превысил средний размер страховой пенсии (12 900 руб.) в 1,65 раза.

Надо учесть при этом, что пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим после их увольнения по истечении 20 лет службы, а страховая пенсия мужчинам – только по достижении 60-летнего возраста. Понятно, что за 20 лет выслуги пенсия назначается в минимальном размере, а полная – лишь за 32 года военной службы.

Какой будет дальнейшая социальная политика государства по отношению к военнослужащим кадра, запаса и в отставке – покажет время. Но в любом случае нельзя отдавать ее на откуп чиновникам, пусть даже самого высокого ранга. Это вопрос отношения государства к людям в погонах, отдавшим его защите лучшие годы жизни.

И еще вопрос справедливости, которая в России всегда считалась одним из главных критериев социального благополучия общества и говорить о которой пока не приходится. Судите сами. В соответствии с действующим российским законодательством:

  • у федеральных государственных гражданских служащих пенсия рассчитывается с учетом всех добавок, а у военных пенсионеров – нет;
  • депутаты различных государственных и муниципальных структур получают пенсии от 75 процентов и более, а военные пенсионеры – нет;
  • федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию с 15 лет службы, а военнослужащие – с 20;
  • надбавка за особые условия военной службы установлена в размере 100 процентов, в то время как за особые условия гражданской службы – 200 процентов (подпункт 2 пункта 5 статьи 50 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Дальнейшее сохранение такого положения дел как минимум понижает привлекательность службы в Вооруженных Силах и отрицательно сказывается на статусе военнослужащих.

Военные депутаты требуют повысить оклады офицерам, доиндексировать пенсии отставникам и выплаты для героев-фронтовиков , об этом пишет Владимир Мухин на страницах Независимой газеты .

Сегодня в Госдуме заканчивается срок подачи поправок в рассмотренный 27 марта в первом чтении проект закона об уточненном бюджете страны на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Как известно, документ этот интересен тем, что секвестр расходов России на 2015 год в размере около 300 млрд руб. в значительной степени произойдет за счет урезания реальных трат на национальную оборону (157,2 млрд руб.) и безопасность (80,4 млрд руб). Бюджет Минобороны, ФСБ, МВД и других силовых структур, судя по законопроекту, в сравнении с другими министерствами и ведомствами будет урезан на относительно небольшую величину – не на 10%, а всего на 4,8%. Но даже при таком уровне секвестрирования в Госдуме нашлись недовольные.

Как следует из Заключения № 130/2 думского комитета по обороне на проект уточненного бюджета страны на 2015 год (далее Заключение), военные лоббисты не согласны с тем, что оптимизация расходов на оборону произошла за счет урезания социальных показателей. То есть отказа правительства от индексации зарплат военнослужащих, урезания доплат на пенсии отставников и выплат для героев-фронтовиков.

В документе, подписанном главой комитета Госдумы по обороне, членом фракции КПРФ Владимиром Комоедовым, в частности, выражен ряд требований. Так, в целях «недопущения дискредитации достигнутого уровня денежного довольствия военнослужащих и обострения проблемных вопросов пенсионного обеспечения граждан при подготовке законопроекта ко второму чтению» предлагается исключить абзац, в котором отменяется запланированная ранее на 2015 год индексация окладов служивых людей. Предлагается также отменить статьи законопроекта, в которых военные пенсии, а также выплаты Героям Советского Союза, РФ и полным кавалерам орденов Славы должны быть проиндексированы всего на 5,5%, то есть гораздо ниже уровня инфляции.

Комоедов предлагает это сделать в размере не ниже 12,5%. Данный шаг он аргументирует требованиями «подпункта «г» пункта 1 Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», в соответствии с которым президентом Российской Федерации правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий и пособий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции». При этом глава думского комитета по обороне акцентирует внимание на том, что «невыполнение государственных обязательств перед Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации и полными кавалерами ордена Славы с учетом их статуса и накануне празднования 70-летия Победы неприемлемо».

Грубая прикидка показывает, что предлагаемые дополнительные финансовые траты на социальные нужды военнослужащих и военных ветеранов не на много утяжелят бюджет страны – в пределах 20 млрд руб. Однако есть большое сомнение в том, что Госдума поддержит такие поправки. Подобные инициативы, к примеру, уже не поддержал комитет нижней палаты по безопасности и противодействию коррупции во главе с представителем «Единой России» Ириной Яровой.

Между тем, судя по содержанию документа, подписанного Владимиром Комоедовым, секвестр военного бюджета коснется не только социальных статей. И с этими другими предложениями правительства по урезанию расходов на оборону в 2015 году военные депутаты согласны. Как видно из Заключения думского комитета по обороне, они поддерживают пункты законопроекта о том, что «основное уменьшение бюджетных ассигнований предусматривается по подразделам: «Вооруженные силы Российской Федерации» – 99 741,4 млн. руб.; «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» – 654,4 млн руб.; «Мобилизационная подготовка экономики» – 537,9 млн руб.; «Другие вопросы в области национальной обороны» – 63 978,4 млн руб. При этом поддерживаются также решения о том, что в 2015 году будут увеличены расходы по подразделу «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» – на 3 317,0 млн. руб. (в связи с изменением курса доллара к рублю), а также расходы по подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» – на 4 377,5 млн. руб.

Председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков заявил «НГ», что «его организация поддерживает предложения комитета Госдумы по обороне о справедливой индексации денежного довольствия военнослужащих, военных пенсий и выплат героям. В условиях экономического кризиса эта тема очень болезненна сейчас для семей защитников Отечества, ветеранов войны и военной службы. И государство их, конечно, должно поддержать». В свою очередь, военный эксперт полковник Владимир Попов уверен, что «никакие цифры в предложенном правительством новом проекте бюджета на 2015 год в Госдуме изменяться не будут, поскольку их уже утвердил президент страны Владимир Путин».

№ 4468-1 от 12.02.1993 г . военный пенсионер - гражданин, который служил в:

вооруженных силах;

  • УФСИН;
  • госнаркоконтроле;
  • противопожарной государственной службе.

Право на указанные выплаты возникает при:

  1. наличии достаточного стажа (выслуги лет);
  2. получении инвалидности во время службы;
  3. гибели военнослужащего у его иждивенцев.

Льготы.

Государство предоставляет следующие льготы военным пенсионерам:

1. Право на пенсионные выплаты после увольнения

  • со стажем 20 и более лет с учетом региональных коэффициентов;
  • или по достижении 45 лет при условии наличия 25 лет общего стажа, из которых не менее 12,5 лет - военная выслуга, а причина увольнения - по здоровью, по оргштатным мероприятиям, по достижению предельного возраста пребывания на службе;

2. Обеспечение жильем, если к моменту увольнения человек был признан нуждающимся в нем

3. Офицерам и членам их семей пожизненно предоставляется медицинское и санаторно-курортное обслуживание в соответствующих учреждениях Минобороны, если выслуга составляет:

  • 20 лет и более в льготном исчислении;
  • 20 календарных лет для прапорщиков и мичманов;

4. Государство частично оплачивает фактически оказанные услуги по погребению военнослужащего:

  • ритуальных услуг на сумму не более 16 258 руб.;
  • изготовление и установку памятника не более чем на 22 511 руб.

Данные выплаты по выбору членов семьи могут быть заменены на выплату пенсии усопшего в тройном размере;

5. Компенсация 75% стоимости путевки в санаторий, дом или базу отдыха военного ведомства для военнослужащих и 50% для членов их семей;

6. При необходимости стационарного лечения в другом городе - оплата проезда;

7. Освобождение от обязательства оплачивать налог на имущество физических лиц и прочие.

Октябрьские прения об индексации военных пенсий в 2015 г.

Индексация пенсий военных пенсионеров в соответствии с Указом Президента № 604 должна опережать инфляцию. Не ту, что заложена Правительством в закон о бюджете на очередной год, а ту, что вычислил Росстат. Плюс ежегодно должен увеличиваться понижающий коэффициент на 2%.

В Комитете Госдумы по обороне признают, что начиная с 2012 г., эти нормы не выполняются. Одновременно активно лоббируются предложения об отмене планового повышения понижающего коэффициента до 64,12%. Экономия (неполучение людьми) составит порядка 19,2 млрд. руб.

Справочно:

  • в 2014 г. ожидается профицит бюджета (превышение его доходной части над расходной) от 0,3 до 0,5% ВВП;
  • ВВП 1 квартала 2014 г. равен 15 992 млрд. руб.;
  • 15 992 х 0,3% = 48 млрд. руб. - бюджетный профицит с учетом итогов лишь 1 квартала.

Депутаты понимают всю социальную значимость повышения пенсии военных пенсионеров . Поэтому все-таки повысят понижающий коэффициент, но не с 1 января, а с 1 октября 2015 г., тогда же предполагается произвести перерасчет пенсионных выплат с учетом инфляции. Если в проекте бюджета была запланирована индексация пенсий в 2015 г. дважды (с 1 января на 2%, а с 1 октября на 5-6%), то теперь говорят о разовом повышении в октябре, но сразу на 7,5%. Такой подход позволит сохранить пенсионное обеспечение военнослужащих на прежнем уровне еще в течение 10 месяцев 2015 года. То есть людям - действующим пенсионерам - почти год не будут платить 2% пенсии.

Два интересных дела, которые рассматривались в Верховном суде

С 01.01.2007 г. в России начали выплачивать огромные по тем временам деньги мамочкам, которые ухаживали за своими детьми до их 1,5-летия. Тогда женщинам предоставили право на ежемесячное получение 40% среднего заработка. Максимальная сумма составляла 6 000 рублей.

Через некоторое время одна из мамочек подала в суд против такой дискриминации: ее доход был существенно выше, ее работодатель делал крупные отчисления в фонд соцстраха, потому она полагала, что имеет право на больший размер выплат. Девушка дошла до Верховного суда и выиграла. Благодаря ей, максимальная сумма была увеличена почти в 2,5 раза, и мамочки по всей стране стали получать намного большие выплаты. Она одна с малышом на руках помогла улучшить жизнь многих семей.

В обзоре судебной практики Верховного суда РФ за январь-июль 2014 г. появилось любопытное пояснение о том, что ошибки по выплатам военным пенсионерам не имеют срока давности.

Гражданин с 1984 г. (28 лет - до 2012 г.) добивался перерасчета выслуги лет и получения недостающих (недоплаченных) сумм за все эти годы от военкомата и судов всех инстанций. Отказывали все, кроме Верховного суда.

Резюме

Учитывая эти два прецедента, а также наличие законодательной базы в виде:

Закона № 4468-1 ;

- Указа Президента № 604 ;

военным пенсионерам стоит обратиться за помощью в судебные органы. Последовательно пройти все уровни судебной системы, дойти до Верховного суда. Решение должно быть положительным, так как принимаемые в последующие годы законы о бюджете противоречат этим двум правовым актам. И тогда пенсии военнослужащих России будут справедливо увеличены.

Только выдержит ли такой исход дела Правительство и бюджет? Ведь тогда каждому военному пенсионеру будет сделан перерасчет, начиная с 2013 г.

Надеяться на то, что проблему решат действующие военнослужащие нельзя: они очень ограничены в своих правах (вспомните хотя бы ст. 17 пп. 2, 9, 10 и прочие закона «О статусе военнослужащих »). Все вопросы к государству о действующей пенсионной системе придется задавать нынешнему поколению отставников. По представленным примерам можно сделать вывод о том, что будет достаточно, если это сделает хотя бы один военный пенсионер.