План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе "Волшебная вода"

Тема: «Свойства воды»

ЦЕЛЬ : Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи :

Образовательная

Дать понятия «жидкость», «лед», «пар»; исследовать вкус, запах и цвет воды, познакомить со свойством «прозрачность»

Развивающая

— развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; учить делать сравнение, обобщение, анализ; развивать познавательный интерес к предмету, активизировать речь, мышление, внимание, память.

Воспитательная

— воспитывать бережное отношение к воде и водоемам.

Материалы : демонстрационный материал, вода, одноразовые стаканы, одноразовая тарелка, молоко, сок, лед, камни, термос с кипятком, зеркало, раскраски, краски, кисточки, поднос, стаканчики с водой для рисования.

Ход занятия :

Сегодня утром, когда я поливала наши комнатные растения ко мне на ладошку попала Капелька .

Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. И поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Д: Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

В: Капелька из чего состоит? (Из воды) . И живет она где? В воде.

Молодцы.А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Д: Человеку, растениям, животным. Для чего? Правильно!(воспитатель показывает картинки с примерами)

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В: А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с водой.

Опыт №1 «Жидкость»

В:Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Один с водой, а другой пустой. Я буду переливать воду из стакана в стакан, а вы понаблюдайте. Слышите, как вода льется, журчит? Вода жидкая. Значит вода – это жидкость.

А хотите знать в каком еще виде бывает вода?

Опыт №2 «Лед»

В:Посмотрите, что вы видите на тарелке?

В: Подойдите, возьмите каждый по кусочку льда и погрейте его в ладошках. Что мы наблюдаем?

Д: Лед тает и превращается в воду.

В: Да, действительно, лед – это замороженная вода.

Опыт №3 «Пар»

В:Перед вами термос. В нем очень горячая вода. Ее еще называют «кипяток». Что мы можем наблюдать, если откроем термос?

Д: Из термоса идет пар!

В: Сейчас мы проведем еще один интересный опыт и узнаем, из чего же состоит пар.

Я подержу над паром небольшое зеркало. Что появилось на зеркале?

Д: Капельки воды!

В: Значит пар состоит из воды.

Ребята, а как вы думаете, можно ли такую горячую воду («кипяток») пить, купаться в ней, поливать цветы?

Д: Нет, ей можно обжечься, цветы погибнут.

В: Да, действительно, в некоторых ситуациях вода может приносить не только пользу, но и вред.

Игра «Хорошая и плохая вода»

В: Я буду называть вам различные ситуации. Если вода приносит пользу – вы будете хлопать, а если вред – топать.

  1. Дождик поливает огород.
  2. Дождик не дает детям гулять.
  3. Пожарные потушили пожар водой.
  4. Старенькая бабушка забыла закрыть кран с водой и затопила соседей.
  5. По реке плывет корабль.
  6. Мальчик промочил в луже ноги и заболел.

В: Итак, ребята, мы с вами убедились, что вода может приносить человеку и пользу, и вред. Как же надо обращаться с водой?

Д: Аккуратно, внимательно, осторожно.

В: А хотите знать, какими свойствами обладает вода? Тогда проходите к столу.

Перед каждым из вас стоят стаканчики. Как вы думаете, что в них?

Д: Вода и сок.

В: Молодцы, догадались.

Опыт №4 «Определение запаха воды»

В:Возьмите стакан с соком и понюхайте. Чем пахнет сок?(ответы детей) А теперь понюхайте воду в стакане. Чем пахнет вода?

Д: Вода не имеет запаха.

Опыт №5 «Определение вкуса воды»

В: Возьмите стакан с соком и попробуйте его. Какой по вкусу сок?(ответы детей) А теперь попробуйте воду в стакане. Какой вкус имеет вода?

Д: Вода не имеет вкуса.

Опыт №6 «Определение цвета воды»

В: Перед вами два больших стакана. Догадайтесь, что в них?

Д: Вода и молоко.

В: Давайте положим в стакан с водой камушки. Видно их? Почему?

Д: Да, потому что вода прозрачная.

В: А теперь такие же камушки мы положим в стакан с молоком. Видно их?

Д: Нет, потому что молоко белое.

В: А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?

Д: Вода не имеет цвета.

В: Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы

Вывод:

1.Вода необходима для жизни человека, животных и растений.

2. Вода может быть в трех состояниях: «жидкость», «лед», «пар».

3. Вода не имеет запаха, вкуса и цвета.

4. Воду нужно беречь.

(Все выводы сопровождаются наглядными картинками и символами)

В: Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. Ей очень понравилось у нас в гостях. Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали, и я приготовила для вас сюрприз. Это раскраски. Все они разные, но на каждой из них изображена вода. Я предлагаю вам раскрасить их акварельными красками. Проходите за столы. (на столах заранее приготовлены краски и кисточки, но нет стаканчиков с водой). Ну что ж, ребята, приступайте, а я потом посмотрю, какие красивые рисунки у вас получились!

Д: А где же вода? Без воды рисовать не получится!

В: Ой, ребята, спасибо что напомнили! Я же приготовила стаканчики с водой, а поставить их совсем забыла! Извините, сейчас принесу!

Воспитатель выносит поднос со стаканчиками и читает стихотворение:

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Заявляю вам, друзья,

Без воды прожить нельзя!

Конспект занятия в детском саду по познавательной деятельности подготовила воспитатель БУРДУКОВА Н. Ю., детский сад «Солнышко», п. Преображение. Тема занятия в детском саду: Вода. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цель занятия в детском саду

  • развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Материал для занятия в детском саду

  • стаканчики с водой;
  • емкости с песком и сахаром;
  • чайные ложечки;
  • термос с кипятком;
  • зеркало;

Ход занятия в детском саду

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Воспитатель: — Ребята, какую воду и где вы сегодня видели? (В помещении, на улице) Для чего нужна вода? (Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы) Какие свойства воды вы знаете? (Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится) Как можно изменить цвет воды? А можно ли изменить запах воды? А вкус? А какой песок можно растворить в воде?

Опыт 1:

В один стаканчик дети положили обычный песок, в другой сахарный. Пробуют размешать. Что получается? Сахар растворился, а песок нет. Если бы сахар в воде не растворился, пришлось бы пить несладкий чай или компот.

— Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что в ней растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки и она горькая.)

— А в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?

Загадки о воде

1. Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
/Дождь/

2. Над тобой и надо мной
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
/Дождевая туча/

3. С неба — звездой,
На ладошку — водой.
/Снег/

4. Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
/Сосулька/

5. Сам вода, а по воде плавает.
/Лёд/

6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём.
/Роса/

7. Кругом вода, а с питьём беда.
/Море/

Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.

Опыт 2:

Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.

— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?

Опыт 3:

Воспитатель даёт детям льдинки, дети опускают их в свои стаканчики с холодной водой. А воспитатель свою льдинку опускает в стакан с горячей водой.

— А пока наши льдинки тают, скажите: откуда берётся вода в кране? (Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём?
/Водопровод/

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ

— А в речке откуда вода? Давайте поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я мама Тучка, а вы дети-капельки. (Звучит музыка дождя.) Капелькам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю, прыгают, веселятся. (Дети разбегаются по комнате, танцуют.) Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети по несколько человек образуют цепочки, двигаются по комнате.) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (Цепочки соединяются в одну.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла речка, текла и попала в большой-пребольшой океан. (Дети образуют круг.) Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.) Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Дети поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.) Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

— Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без Вас соскучилась. Полетаем над землёй, а потом я вас опять отпущу.

— А теперь посмотрим, где лёд быстрее растаял, стал ли он водой? (Дети отвечают.)

— А кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.

— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

«Для чего нужна вода?».

Программное содержание. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т.д. В городе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. Чистую воду надо экономить - зря не пить, закрывать кран.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: кипяченая, очищенная, водоочистительная станция.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский. «Федорино горе»; Б. В. Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой».

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Кому нужна вода?», плакат «Откуда пришла к нам вода?», карточки с картинками «Берегите воду?»

Ход: Фото 1

1-ая часть.

Дети, отгадайте загадку.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Что это? (Вода.)

А для чего нужна вода? (Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива).

Можем ли мы обойтись без воды? (Нет.) Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - всего три дня. А кому ещё нужна вода? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем из игры, которая так и называется «Кому нужна вода?»

Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»

Предлагаю детям карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить, кому из них нужна вода и объяснить, для чего.

Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.

Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем)

Игровое упражнение «Буль-буль»

Буль, буль, буль – журчит водица, Показывают, как открывают кран.

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли. Потирают руки.

Нос и щёки не забыли. Трут ладонями нос и щёки.

Не ленились вымыть уши. Растирают ладонями уши.

После вытерлись по суше.

Мы помылись, как большие, Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони

Вот мы чистые какие! вверх-вниз.

2-ая часть.

Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи? (Только чистая).

Но для питья вода должна быть не только чистая, но ещё и какая? (Кипяченая.) Правильно.

А можно ли пользоваться водой из моря? (Ответы детей.) Нет, она солёная.

А из реки? (Ответы детей.) В городе вода поступает именно из реки в дом по трубам водопровода.

А есть ли секреты у воды? (Ответы детей.) Сегодня мы попробуем раскрыть некоторые секреты воды.

Перед вами стаканы с водой и пустые стаканы. Можем ли мы сделать так, чтобы вода оказалась в другом стакане? (Да.) А как? (Перелить.) Попробуйте. Получилось? (Да.) Значит, какой мы сделаем вывод? (Воду можно перелить.) Потому что вода – это жидкость. Повторите. Вода перетекла из одного стакана в другой.

А сейчас, внимательно присмотритесь, имеет ли вода форму? (Ответы детей.) Вот сейчас вода приняла форму стакана, а если мы перельём воду в тарелку, то какую форму примет вода? (Переливаем воду в тарелку.) Вода принимает форму тарелки. То есть у воды своей формы нет. Дети, скажите, есть ли у воды форма? (Нет.)

Имеет ли вода запах? (Ответы детей.) Понюхайте. Какой вывод вы сделаете? (Нет, у воды нет запаха.)

А теперь, попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды? (Нет.)

А что вы думаете о цвете воды? (Ответы детей.) Какая вода? (Вода прозрачная.)

А как это можно доказать? (Ответы детей.) Опустите трубочку в стакан. Что мы видим в воде? (В стакане с водой видна трубочка.) Почему трубочка видна в воде? (Вода прозрачная.)

Можем ли мы определить температуру воды? (Да.) Как? (На ощупь.) Какая температура воды в ваших стаканах? (Температура низкая, вода холодная.) А в какой воде вы любите мыться, в холодной или тёплой? (Ответы детей.) Какая температура воды будет у кипящей воды? (Высокая) Вода будет очень горячей, и мы к такой воде прикоснуться не сможем, т.к. можно получить сильный ожог.

Да, вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, формы, запаха, а ещё она состоит из маленьких капелек. И сейчас вы все превратитесь в такие маленькие капельки. Подходите ко мне.

Подвижная игра «Тучка и капельки» Представьте, что я ваша мама – Тучка, а вы мои детки капельки. Летите капельки на землю, полейте цветы, травы, деревья, напоите животных, птиц, людей. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (на месте) Скучно им стало по одиночке, соединились они в маленькие весёлые ручейки и побежали в разные стороны (бег парами). Встретились однажды ручейки и стали одной большой рекой (бег змейкой). Плывут капельки, путешествуют. Текла река и попала в море. (делают круг), а море соединилось с большим океаном. Пригрело солнышко, стали капельки лёгкими, поднялись вверх, испарились под лучами солнца (тянуться вверх). Прошла осень, наступила зима, и маленькие капельки снова опустились на землю в виде снега.

МБДОУ «Карабай-Шемуршинский детский сад «Василек»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

в средней группе по теме: «Волшебница вода»

Воспитатель: Прохорова И.С.

Программное содержание:

    Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества.

    Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного.

    Формировать представление детей о роли воды в жизни всего живого.

    Познакомить со способами экономного использования воды в быту.

    Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней.

Словарная работа: активизация в речи слов: прозрачная, вода в твердом состоянии, пар, жидкая, жидкость, растворяются, теплая, горячая, холодная, запах.

Материал: на каждого ребенка – клеенка на стол, три – четыре сосуда различной формы, сахарный песок, сухой речной песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребенка, сок, ложечки, горячая вода, глобус, салфетки, трубочки, лед.

Ход НОД:

Дети под музыку «Мы едем, едем, едем…» заходят в зал (едут на паровозике) и становятся полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня в наш зал залетел воздушный шарик. Посмотрите, в нем что-то есть, давайте посмотрим. (Достает записку). Здесь загадка, давайте ее отгадаем:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

Дети: Вода.

Воспитатель: Почему вы решили, что это вода? (Дети объясняют)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в страну знаний на нашем паровозике. Как вы думаете, о чем мы должны узнать в нашем путешествии?

Дети: О воде.

Воспитатель: Верно, объектом нашего внимания будет вода.

Звучит музыка, дети паровозиком передвигаются по залу.

Внимание, остановка «Галерея воды». Дети, посмотрите, что это? (воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением воды)

Дети: Картинки, на которых нарисована вода: дождик, ручейки, реки, моря.

Воспитатель: Верно. А какого цвета вода на иллюстрациях?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, где мы еще можем увидеть изображение воды?

Дети: На карте, глобусе. (Рассматривают)

Воспитатель: Кто мне подскажет, что такое глобус?

Дети: Глобус – это модель земли.

Воспитатель: Верно. А кто-нибудь знает, почему модель земли получила такое название?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой формы наша земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Молодцы! Слово глобус обозначает шар. Земля имеет форму шара, поэтому модель получила такое название.

Наша планета Земля – огромный шар, который вращается в космосе вокруг Солнца и одновременно вокруг себя. (Дети рассматривают макет «Солнечная система»)

Какие цвета больше всего вы видите на глобусе?

Дети: На глобусе больше всего голубого цвета.

Воспитатель: Что обозначено голубым цветом?

Дети: Голубой цвет – вода, реки, моря и океаны.

Воспитатель: Если глобус раскрутить, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что голубого цвета действительно на нем намного больше, чем желтого, белого, зеленого, коричневого.

Воспитатель: Дети, а где вы сегодня видели воду?

Дети: Вода течет из крана, мы ее видели, когда умывались. В аквариуме, когда кормили рыбок. И др. ответы.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода начинается с маленькой капельки? Давайте с вами посмотрим, как это происходит. (Дети смотрят фильм о воде).

Рефлексия «Тучка»

Воспитатель: Я знаю, что вы очень любознательные детки и поэтому предлагаю вам побыть учеными. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, сейчас я взмахну ей, и мы с вами превратимся в ученых. Закрывайте все глазки. (Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время достает белые халаты.) Дети, посмотрите, мы с вами оказались в настоящей лаборатории, но для того, что бы мы стали учеными нам необходимо надеть эти халаты. (Дети и воспитатель надевают халаты).

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод : вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт №2 «У воды нет вкуса»

Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Для сравнения дети пробуют на вкус сок. Дети приходят к выводу, что у воды нет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Вывод : вода не имеет вкуса.

Опыт №3 «У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Дети приходят к выводу, что запаха у воды нет. Однако, вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель демонстрирует детям сосульку, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети следят за состоянием сосулек в теплом помещении. Воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Вывод : лед, снег – это тоже вода.

Опыт №5 «Пар – это тоже вода»

Воспитатель показывает детям термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, помещаем над паром стекло или зеркальце. Дети рассматривают на стекле или зеркальце выступившие капельки воды и приходят к выводу: Пар – это вода.

Опыт №6 «Вода – жидкая, может течь»

Воспитатель дает детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», воспитатель предлагает им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Дети вы немного устали, давайте с вами поиграем.

Проводится игра «Тучка»

Водящий – тучка. Дети превращаются в капельки и становятся в плотный круг вокруг водящего. По сигналу «дождь» - выполняют прыжки со словами «кап-кап» (капает дождь из тучки), затем по сигналу водящего «Ручеек» - становятся в цепочку и медленно двигаются змейкой («текут»). По сигналу «море» - двигаются парами «змейкой» со звуком «ш-ш-ш». По сигналу «тучка» дети вновь становятся в плотный круг вокруг водящего.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами нарисуем дождик, покажем, как капает вода из тучки.

Подведение итогов.

Цели:

Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать.

Оборудование:

Аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, песок; фотографии пустыни и леса; таблички – названия пристаней.

Предварительная работа:

Чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С. Я. Маршака.

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде -
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, -
И вода бежит рекой...

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? (Ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.)
Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

Пристань «Где вода – там жизнь»

1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Почему нужно поливать комнатные растения?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

Пристань «Откуда к нам пришла вода?»

Послушайте рассказ капельки.

Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он.
- Я – ручеек. А ты кто?
- И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить и потечем дальше вместе.

Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

А мы продолжаем наше плавание.

Пристань «Драгоценная капелька»

Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду. Плывем дальше.

Пристань «Исследователи»

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (Ответы детей).
Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда она исчезла?
Проверьте, растворяется ли в воде песок.

Рассмотрите эти рисунки. В каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода это – дождь, …» (пар, град, снег, лед.)

Как доказать, что снег и лед – это замерзшая вода? (Ответы.)

Продолжим же наше плавание. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань, причаливаем к ней.

Пристань «Так в народе говорят»

На этой пристани мы узнаем поговорки, приметы, потешки и загадки о воде. Вы можете прочесть их на листочках, которые лежат у вас на столах.

Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань.

Пристань «Вредная и полезная»

Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?
Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.

Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. На этом наше плавание закончено.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.