Поздний брак: плюсы и минусы. Поздние браки

Введение

Семейное счастье, абсолютное взаимопонимание супругов в определённых вопросах, доверительные отношения - многие из семейных пар хотели бы, чтобы данные явления присутствовали в их совместной жизни. В нашем мире все чаще создаются семьи, когда партнерам по тридцать или больше лет. Хотя наши бабушки в возрасте двадцати пяти уже считались старыми девами. С одной стороны, женщины сейчас стали более независимыми, вначале хотят получить образование, построить карьеру, а уже потом семью. С другой стороны, чем старше и опытнее становится женщина, тем труднее ей ужиться с мужчиной. Не говоря о том, что усложняется возможность рождения ребенка. Предлагаем выявить положительные и отрицательные стороны «поздних» браков.

Определение брака

Российское законодательство не дает определения брака, используя этот термин как общеизвестный. В юридической литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности”.

В данном определении, как и в большинстве других, брак понимается как особый институт семейного права. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, большинство авторов считали, что в понятии брака ключевым словом выступает “союз”, подчеркивающий несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сделкам. Понимание брака как союза не относится к достижениям советской юридической мысли. Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как “союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме”, не отрицая при этом гражданско-правовую природу брачных отношений.

В каком возрасте сочетались браком в старину

В России, как и везде издавна существовала традиция ранних браков. Еще в 1774 году церковь устанавливала бракоспособный возраст в 13 лет для женщин и в 15 лет для мужчин. В соответствии с императорским указом 1830 года, минимальный возраст для вступления в брак был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте.

В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку.

Следует отметить, что в Европе к этому времени традиция ранних браков уже была изжита. Такой тип брачности получил название «европейский».

Первая всеобщая перепись населения в России, проводившаяся в 1897 году показала, что к возрасту 25 лет почти все мужчины и женщины состояли в браке. В отличие от Европы, количество неженатых и незамужних к 25 годам было значительно: 70-80 процентов женщин не были замужем, и даже к 30 годам доля незамужних достигала 40, а иногда и 50 процентов; неженатых мужчин в этих возрастах было еще больше.

Возраст вступления в брак различался в России и в зависимости от территории. Так, в европейской части России возраст вступления в брак был близок к «европейскому» - 16-23 года.

На юге девушек отдавали замуж в 13-14 лет. В 19 лет девушка, не вышедшая замуж, считалась «застаревшей».

На Российском Севере и в Сибири браки были более поздними, но и там, в основном, женились до 25 лет.

(Следует отметить, что в это время в Западной Европе средний возраст вступления в брак для женщин колебался в пределах 24-27 лет и для мужчин в пределах 27-29 лет.)

В последние 100 лет возраст вступления в официальный брак в России не менялся. Правда, в некоторые десятилетия наблюдались определенные тенденции варьирования брачного возраста. Так, после Великой Отечественной войны женский возраст вступления в брак увеличился на 2-3 года. Причем, зачастую, женщины выходили замуж за мужчин моложе себя.

В последние годы советского периода также наблюдалось снижение возраста вступления в брак. Социологи объясняют это либерализацией сексуального поведения, расширившейся практикой предоставления общежитий для студенческих семей.

Кроме того, в заключении брака до завершения учебы, нередко, был и меркантильный интерес: избежать обязательного распределения после получения диплома, остаться в большом городе. Ранние браки стали наблюдаться во второй половине 1990-х годов. Возрастные характеристики первого брака оказались на уровне второй половины XIX века, то есть вернулись к тем, какими они были когда-то у прабабушек и прадедушек

Когда жениться в наше время

Большинство современных молодых людей избавлены от необходимости вступать в брак по воле родителей и в раннем возрасте, хотя и не везде. Представители некоторых культур и национальностей и сегодня следуют вековым традициям, заключая браки как можно раньше.

В нашем же обществе ранние браки скорее не приветствуются, чем поощряются. Если говорить о предпочтениях современных девушек, то они, согласно статистике и опросам, предпочитают сочетаться браком в возрасте примерно 25 лет. В довольно большом проценте случаев, на решение о замужестве влияют веяния западных культур и социально-экономические факторы.

Несколько иначе обстоит дело у мужчин. Бытует мнение, что мужчину трудно привести в ЗАГС, так как он боится брака. Это утверждение не совсем верно. Согласно исследованиям психологов, страх женитьбы у мужчин бывает только в определенном возрасте.

Согласно тем же исследованиям, мужчины считают оптимальным возрастом для создания семьи возраст после 27 лет. Связано это с тем, что в обществе существует представление об идеальной модели поведения истинного мужчины, согласно которой прежде чем вступать в брак, он должен подготовить материальную базу и реализовывать себя на работе.

Ещё одним интересным результатом исследований стало подтверждение расхожего мнения о том, чтомежду супругами должна быть некоторая разница в возрасте, но не слишком большая: наибольшее число разводов встречается среди вступивших в брак "одногодок". При этом семьи, в которых возраст супругов на момент заключения брака был ближе к 30 годам, являются более счастливыми и число разводов значительно ниже.

Впрочем, идеального рецепта счастливой женитьбы не существует. Можно пожениться в 18 и прожить долго и счастливо, а возможно и другое развитие событий. Как бы то ни было, главное - совершать этот поступок осознанно, принимая на себя ответственность за принятое решение. Немаловажный момент - взаимное уважение и взаимопонимание. Ну, и любовь, конечно!

Плюсы поздних браков

Как мужчина, так и женщина, перешагнувшие рубеж 30 лет, как правило, уже знают для себя, кого бы они хотели встретить на своём жизненном пути в качестве партнёра. И останавливая свой выбор на спутнике жизни, они предполагают большую вероятность того, что брак может быть крепким и стабильным, так как люди конкретно для себя знают в этом возрасте, какой им нужен человек для совместного проживания.

1. Стабильное материальное положение. Возьмём, к примеру, пару, которая узаконила свои отношения в возрасте 20-ти лет. Здесь финансовый вопрос может быть иногда несколько проблематичен в плане того, что молодые люди только начинают заниматься своей карьерой. И вряд ли у них есть достаточно средств, если, конечно, не помощь родителей, на какие-то масштабные проекты, которые имеют место в их жизни. А, вот, если говорить о людях, вступивших в брак после 30 лет, то они, как правило, могут иметь, как своё жилье, так и быть реализованными в трудовой деятельности. Соответственно, добившись успехов и реализовав себя в карьере, супруги будут больше уделять внимания своей семье и ценить самые прекрасные моменты в их жизни.

2. Гармоничное воспитание детей. Имея за плечами жизненный опыт, плюс реальное желание иметь детей, муж и жена с тщательностью готовятся к рождению малыша, которому, несомненно, будут уделять достаточно внимания в отношении воспитания.

3. Мудрость в решениях, касающихся семейной жизни. Жизненный опыт и возраст наших героев позволяют не совершать какие-либо противоречивые поступки, способствующие возникновению конфликтов между супругами. Хотя это не означает, что люди, создав семью в возрасте 40 лет, не будут ругаться друг с другом. Просто, вполне вероятно, в таком браке будет меньше придирок и больше стремления найти компромисс в том или ином вопросе.

Минусы в поздних браках

Если говорить об отрицательной стороне позднего брака, то, наверное, можно выделить следующие моменты, которые в разной степени могут влиять на саму супружескую жизнь.

1. Здоровье супругов и рождение малыша. Зачастую муж и жена, пребывающие в позднем браке, желающие родить себе кроху, к сожалению, испытывают трудности в плане зачатия и вынашивания малыша. Ведь ни для кого не секрет, что самый идеальный возраст в отношении рождения ребёнка, - это период между 20-ю и 30-ю годами, когда организм особо не тревожит человека разными заболеваниями. Поэтому, как женщина, так и мужчина, если у них не получается зачать маленькое сокровище, конечно же, испытывают не самые приятные эмоции.

2. Каждый из пары, до того как узаконить свои отношения с противоположным полом, привык жить на своей территории длительное время в гордом одиночестве и жить так, как ему хочется. Это и привычки, и питание, словом, тот уклад жизни, который наиболее комфортен для всех нас. Вот тут и могут возникнуть определённые проблемы во взаимоотношениях, и если супруги не захотят искать компромисс, то брак может дать трещину.

3. Иногда как мужчина, так и женщина, слишком увлекшись карьерой, начинают задумываться об серьёзных отношениях только после 40 лет. И когда такое радостное событие происходит в их жизни, то спустя немного времени, одна из половинок вновь начинает рьяно заниматься продвижением по работе, тем самым забывая о том, что дома ждёт любимый человек.

Заключение

Но если честно, каждый сам решает, пора ли уже обзаводиться семьей или стоит еще подождать. Универсальных рецептов, как и возрастных границ, для вступления в брак не существует. Семья -- это испытательный полигон. Она испытывает супругов и на терпимость, и на крепость брачных уз. Она ставит перед супругами непростые задачи и проверяет, готовы ли они их решать без шума и крика, по-деловому и интеллигентно.

Так-то оно так, спешить с таким серьезным делом не стоит. Но с другой стороны, проведя исследование взаимосвязи между возрастом родителей и здоровьем детей, ученые сделали вывод, что чем старше мужчина, тем выше вероятность рождения ребенка с болезнью Дауна или с дефектом конечностей. С возрастом в сперме и яичках происходят генетические изменения, которые приводят или к бесплодию мужчин, или к неблагоприятным последствиям для рожденных от них детей. У мужчин в возрасте старше 35 лет большее число половых клеток имеет разрушенную молекулярную цепочку ДНК, а сперматозоиды уже не так активны, как у хотя бы 30-летних. Это в свою очередь снижает вероятность оплодотворения. Про женщин мы уже и не говорим. У 40% женщин в возрасте старше 40 лет беременность заканчивается выкидышем. У матерей младше 30 лет ребенок с синдромом Дауна рождается один из тысячи, у 35-летних -- один из 400, после 40 лет -- один из 105.

возраст традиция брак правовой

Список использованной литературы

1. Иоффе О.С. Советское гражданское право. -- Л., 1965. -- Т.З. -- С. 187-188

2. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 30

3. Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998.

4. Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М.: Спартак. 1995

5. Синельников, А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

Все браки, конечно, регистрируются в ЗАГСах, только заключаются они на небесах. И порой так трудно заранее спланировать и предугадать, что приготовила для вас небесная канцелярия. По этой же причине вы никогда не сможете определить или просчитать, какой именно брак будет долгим и крепким – ранний (молодые только начинают изучать мир взрослых) или поздний (будущим супругам слегка за 30 ).

Да и в нашем обществе есть мнение, что именно ранние браки обычно заканчиваются скорыми разводами, да еще и имеют при этом массу негативных последствий: ребенок, растущий без отца или матери; женщина, потерявшая веру в мужчин; мужчина, получивший негативный жизненный опыт и утвердившийся во мнение, что брак – это клеймо на всю жизнь и потеря свободы. Данные невзгоды психологи объясняют тем, что в молодом возрасте партнеры не до конца осознают всю ответственность, которую берут на себя, создавая семью. Часто непонимание этого ведет к ссорам, иногда – к выяснению отношений, но обычно все заканчивается полным разрывом. В итоге, образуется энергетическая яма, отнимающая у мужчин и женщин большое количество и физических и душевных сил.

Имеет ряд своих преимуществ. После 30 лет и более люди сознательно делают свой выбор, не полагаясь только на эмоции. В данном возрасте пары, решившие впервые создать семью, имеют серьезные взгляды на брак, в отличие от романтической и беззаботной молодежи. Имея определенный жизненный опыт, будущие супруги способны пойти на определенные уступки, во избежание лишних ссор. Конечно, здесь есть некоторые подводные камни – порой сложно отказаться от имеющихся привычек, принципов, взглядов на жизнь, но общее желание быть вместе помогает преодолеть данный барьер. Да и чувства в зрелом возрасте гораздо рассудительнее и спокойнее.

Вывод, перед вступлением в брак, необходимо проявить себя как сформировавшуюся личность и обязательно реализовать все свои возможности. Появление семьи забирает на себя много времени и средств. Когда в вашей жизни появляется человек, с которым вы желаете навсегда соединить свои судьбы, все же стоит проверить крепость чувств. Возможно, и по этой причине поздние браки обладают некоторыми преимуществами перед ранними браками.

Жаль, что, несмотря на предвзятое отношение к ранним союзам, общество с удовольствием рассматривает свадебные костюмы молодоженов, красивые платья, пышные торжества по случаю свадьбы, и оригинальный букет невесты, и, разумеется, различные дорогие подарки. А вот для пар, которым слегка за 30, свадьба превращается в обычное семейное торжество. Порой на такой скромной свадьбе настаивают сами брачующиеся, будто они стесняются своего возраста и прошлого одиночества. Как раз этого делать и не стоит. Ну и что, что вам уже не 18, это нормально, и это не причина чтобы отказать себе в прекрасной свадебной церемонии, лишь потому, что кто-то этого не одобряет. Помните, ваши друзья и родственники, всегда захотят увидеть невесту в красивом свадебном платье, а жениха в новом изысканном костюме и с наличием всех свадебных атрибутов. Все вы так долго ждали и шли к этому дню. В таком возрасте лучше придумать свой оригинальный свадебный сценарий, и не поддаваться на уговоры близких, сделать «как у всех».

К сожалению общество в котором нам приходится жить имеет консервативное отношение к возрасту молодоженов. Мужчине, не вступившему в брак до 30, обычно намекают, что пора бы уже, зато женщине, не оформившей брак до 20, однозначно не позавидуешь. Общество, особенно родственники и знакомые, каждый пытается надавить на одинокую девушку. А если вам повезло не выйти замуж до 25 лет, тогда по мнению общества ваши шансы на будущий брак равны нулю.

Время меняется и современный девушки перестают обращать на это внимание и постепенно избавляются от психологических комплексов. Материальная нестабильность вынуждает людей прежде утвердиться в жизни, а после создавать семейные отношения. Да и современные девушки больше не желают сидеть на попечении у мужа, постепенно становясь домохозяйками, а для начала пытаются сделать себе карьеру. Вывод, в 20 лет уже ни кто не стремится замуж. Мужчины также все больше предпочитают рядом успешных и образованных женщин, а не обычных домохозяек. Конечно, везде есть свои исключения. Уже давно в европейских странах молодые люди не спешат заключать браки. Возраст желающих вступить в брак уже увеличился на 5 лет и продолжает расти. Современные европейцы

В браке двух зрелых людей именно фундамент общих ценностей становится залогом их отношений.

Задача любой супружеской пары – научиться чувствовать друг друга, сообща решать возникающие вопросы, устанавливать гибкие и конструктивные семейные границы, как внешние, так и внутренние. В реализации этой задачи заключается успешное прохождение первого этапа жизненного цикла семьи. В молодости, когда привычки еще не устоялись, подстроиться под нужды другого человека не так сложно. А что происходит, когда в первый брак вступает уже немолодой человек? С какими трудностями он столкнется и есть ли шанс с ними справиться, рассказывает психолог Мария Петрусь.

Сколько стоит одиночество

Безусловно, юным супругам легче менять уклад жизни и свои привычки ради того, чтобы быть рядом с любимым человеком. По классику возрастной периодизации Эрику Эриксону, этому и посвящен возрастной период ранней зрелости (18–40 лет) – поиску спутника жизни и созданию семьи. И дело не только в том, что привычка – вторая натура.

Живя один, человек сам распоряжается своей жизнью, в которой нет места постоянному согласованию планов и действий, типичному для брака. Ведь в отношениях с окружающими людьми (прочими родственниками, друзьями, коллегами) согласования требуются в гораздо меньшем объеме. Решение бытовых компромиссов, с которыми сталкиваются супруги на каждом шагу (кто первый занимает ванную, уходя на работу, какую стирку запустить первой, когда можно взять машину и т. д.), не мучают одиночку.

За такую свободу приходится расплачиваться, и не только менее развитой способностью сотрудничать и идти на уступки. В каждом возрастном периоде мы выбираем, часто неосознанно, определенный вектор дальнейшего развития. Например, для младенца это доверие или недоверие миру, в зависимости от того, каким был его опыт на данном возрастном этапе. А для юноши или девушки это два полюса: близость или одиночество. Умение заботиться о другом человеке, не теряя при этом себя и комфортно размещая свои границы, – вот что понимает Эриксон под близостью. В противовес ей одиночество рассматривается как неспособность разделить с кем-либо свою жизнь.

Не зря в русском языке существуют такие разные слова для описания человека, который живет один. Одинокий, самодостаточный, самостоятельный, независимый, нелюдимый… Один человек мечтает прекратить вынужденное отшельничество, другой ревностно обороняет свои границы от чьих-либо посягательств. При всех отличиях общее у них одно: заставить привыкшего к самостоятельности человека кардинально изменить налаженный быт может только очень серьезная причина, способная перевесить все неудобства. И это уже положительный момент: если зрелый человек готов к радикальным переменам, значит, у него есть мотивация строить отношения и не оказаться в них пассивным потребителем.

У каждого супруга, впервые вступающего в брак в зрелом возрасте, своя история и своя причина, по которой не сложилось с женитьбой или замужеством ранее. Эта предыстория обязательно окажет влияние на будущие отношения и в некотором смысле станет подсказкой: каких сложностей можно ожидать и как с ними справиться. Набор наиболее распространенных причин варьируется в зависимости от пола, хотя есть и общие факторы.

Тысяча и одна причина

И мужчины, и женщины могут долго не вступать в брак из-за завышенных ожиданий. Со временем поставленная для потенциального партнера планка становится более реальной, ведь с возрастом человек начинает увереннее расставлять приоритеты и лучше понимать, на что он готов закрыть глаза, а что остается принципиально важным. И это не всегда грустная иллюстрация пословицы о журавле и синице. Мы меняемся, меняются наши взгляды, появляются новые ориентиры. В зрелом возрасте уже нет смысла кому-то что-то доказывать и гнаться за статусным спутником жизни.

В противовес тем, кто видит себя исключительно семейным человеком и ставит себе цель вступить в брак во что бы то ни стало, есть представители обоих полов, сфокусированные на иных сферах реализации. Как правило, это отличные сотрудники, эффективные руководители, увлеченные исследованиями ученые, выдающиеся деятели искусства. Когда достигнут определенный уровень благосостояния и признания, закрыта важная задача поиска своего места в этой жизни, наступает экзистенциональный кризис, который приносит с собой новые вопросы. Возникает потребность разделить с кем-то плоды своих достижений.

Переоценка ценностей, характерная для рубежа в сорок лет, заставляет искать новый смысл жизни. Вопросу «для чего?» на смену приходит вопрос «для кого?». Возможно, это один из лучших вариантов развития событий в рассматриваемой ситуации брака за сорок. И все-таки очень важно, чтобы супруг видел в родных не только зрителей своего успеха или продолжателей своего дела, но и отдельную личность. Для женщины, которая вступает в поздний брак из-за увлеченности своим делом жизни, будет весьма полезным умение оставить карьерные стремления на работе, не вступая по инерции в конкуренцию с мужем.

Причиной отсрочки встречи с любимым человеком и вступления в брак, как для мужчин, так и для женщин, могут быть зависимые детско-родительские отношения. Инфантильность и выученная беспомощность, которые формируются за долгие годы жизни с гиперопекающей матерью и деспотичным отцом, препятствуют не только развитию отношений с потенциальным супругом, но и самому стремлению создать семью. Прогноз для брака, заключенного в зрелом возрасте по этой причине, неоднозначен. Зависит он прежде всего от желания и способности новобрачного (или новобрачной) расставить здоровые границы между собственной и родительской семьями.

Иногда любую попытку создать семью останавливает страх. Он может быть следствием неуверенности в себе, негативного опыта гендерных отношений, предательства или насилия. Сомнения в том, что кто-то может полюбить и быть рядом, как и осторожность (к чему еще одно разочарование?), срабатывают подобно стоп-крану. Стоит в отношениях появиться намеку на серьезность, как они сходят на нет. Впрочем, порой такие люди будто специально подбирают себе кандидатов, с которыми не может что-либо получиться.

Последние изначально обладают какими-то «не такими» параметрами, на которые можно будет сослаться, объясняя, почему очередные отношения не сложились. Поэтому, если случается вступить в брак представителю этой категории, такое событие является либо следствием настойчивости супруга, либо результатом длительной и упорной работы над собой. И работа эта должна продолжаться и после женитьбы (замужества), поскольку неуверенность в себе, в своей половине, да и вообще в возможности хороших отношений действует по принципу «вода камень точит» и может еще долгое время усложнять жизнь обоим супругам.

Порой созданию семьи препятствует тяжелая болезнь близкого родственника и необходимость постоянного ухода за ним. Личную жизнь приходится откладывать на потом. После многих лет, проведенных в экстремальном режиме, очень важно научиться наслаждаться семейной жизнью, увидеть, что она может проходить без постоянной тревоги и борьбы, в мире и спокойствии. От супруга в данном случае требуется особое терпение и понимание.

Перспективные трудности

Описанные выше причины можно воспринимать не только как сложности, но и как опыт, способный стать источником новых ресурсов – как для одного супруга, так и для пары в целом. Если прежние трудности не просто «замяты» и отложены в дальний угол подсознания, а рассмотрены, проработаны (иногда без специалиста в этом вопросе не обойтись), они могут способствовать личностному развитию и духовному росту пережившего их человека.

Безусловно, в отношениях с нестандартным началом есть свои тонкости, а где тонко – там и рвется. Поэтому некоторые моменты требуют повышенного внимания; зато их конструктивное решение способно только сплотить супругов. Вот некоторые из этих моментов.

    У каждого уже есть свои наработки, достижения и представления о будущем: развивать дело всей жизни или выйти на пенсию и отдохнуть от суеты. Жить в городе с высоким темпом сменяющих друг друга событий или в тиши, поближе к природе. Совсем не обязательно, что вѝдение супругов будет совпадать, в то время как каждый из них может ожидать, что именно под него будет подстраиваться вторая половина.

    Наличие или отсутствие совместных детей. Брак после сорока совсем не исключает и общего ребенка.

    Необходимость наладить отношения с детьми от первого брака одного из супругов.

    Уход за родителями в возрасте, который может потребовать максимум терпения, времени и сил.

    Решение бытовых и материальных вопросов. Последние могут включать в себя самые разные и достаточно затратные статьи – от обучения в вузе ребенка одного из супругов до лечения пожилой мамы второго. Готовы ли муж и жена активно участвовать в жизни партнера и нести эту нагрузку вместе? Не прозвучат ли слова: «твой сын – ты и оплачивай» или «почему я должен дежурить с твоей мамой»? Подобные ситуации лучше обсудить «на берегу» и еще до свадьбы прояснить позиции каждого из пары, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем.

    Как уже говорилось, умение подстраиваться друг под друга дается немного сложнее в силу укоренившихся привычек и образа жизни.

Почему, несмотря на все особенности, поздний первый брак имеет шанс быть счастливым? С возрастом отсеивается лишнее, ведь мнимые приоритеты канули в Лету, а осталось то, что действительно важно. Формируется понимание, чего мы ждем от себя, жизни, человека рядом – с такими ориентирами легче найти родственную душу, не ошибиться в выборе и построить отношения в дальнейшем. Свою роль играет и готовность принимать друг друга без юношеских иллюзий, взвешенно оценивая и достоинства, и недостатки. В браке двух зрелых людей именно фундамент общих ценностей становится залогом их отношений. А что может быть крепче ценностей, проверенных временем?

Мария Петрусь

Задача любой супружеской пары – научиться чувствовать друг друга, сообща решать возникающие вопросы, устанавливать гибкие и конструктивные семейные границы, как внешние, так и внутренние. В реализации этой задачи заключается успешное прохождение первого этапа жизненного цикла семьи. В молодости, когда привычки еще не устоялись, подстроиться под нужды другого человека не так сложно. А что происходит, когда в первый брак вступает уже немолодой человек? С какими трудностями он столкнется и есть ли шанс с ними справиться, рассказывает психолог Мария Петрусь .

Сколько стоит одиночество

Безусловно, юным супругам легче менять уклад жизни и свои привычки ради того, чтобы быть рядом с любимым человеком. По классику возрастной периодизации Эрику Эриксону, этому и посвящен возрастной период ранней зрелости (18–40 лет) – поиску спутника жизни и созданию семьи. И дело не только в том, что привычка – вторая натура.

Живя один, человек сам распоряжается своей жизнью, в которой нет места постоянному согласованию планов и действий, типичному для брака. Ведь в отношениях с окружающими людьми (прочими родственниками, друзьями, коллегами) согласования требуются в гораздо меньшем объеме. Решение бытовых компромиссов, с которыми сталкиваются супруги на каждом шагу (кто первый занимает ванную, уходя на работу, какую стирку запустить первой, когда можно взять машину и т. д.), не мучают одиночку.

За такую свободу приходится расплачиваться, и не только менее развитой способностью сотрудничать и идти на уступки. В каждом возрастном периоде мы выбираем, часто неосознанно, определенный вектор дальнейшего развития. Например, для младенца это доверие или недоверие миру, в зависимости от того, каким был его опыт на данном возрастном этапе. А для юноши или девушки это два полюса: близость или одиночество. Умение заботиться о другом человеке, не теряя при этом себя и комфортно размещая свои границы, – вот что понимает Эриксон под близостью. В противовес ей одиночество рассматривается как неспособность разделить с кем-либо свою жизнь.

Не зря в русском языке существуют такие разные слова для описания человека, который живет один. Одинокий, самодостаточный, самостоятельный, независимый, нелюдимый… Один человек мечтает прекратить вынужденное отшельничество, другой ревностно обороняет свои границы от чьих-либо посягательств. При всех отличиях общее у них одно: заставить привыкшего к самостоятельности человека кардинально изменить налаженный быт может только очень серьезная причина, способная перевесить все неудобства. И это уже положительный момент: если зрелый человек готов к радикальным переменам, значит, у него есть мотивация строить отношения и не оказаться в них пассивным потребителем.

У каждого супруга, впервые вступающего в брак в зрелом возрасте, своя история и своя причина, по которой не сложилось с женитьбой или замужеством ранее. Эта предыстория обязательно окажет влияние на будущие отношения и в некотором смысле станет подсказкой: каких сложностей можно ожидать и как с ними справиться. Набор наиболее распространенных причин варьируется в зависимости от пола, хотя есть и общие факторы.

Тысяча и одна причина

И мужчины, и женщины могут долго не вступать в брак из-за завышенных ожиданий. Со временем поставленная для потенциального партнера планка становится более реальной, ведь с возрастом человек начинает увереннее расставлять приоритеты и лучше понимать, на что он готов закрыть глаза, а что остается принципиально важным. И это не всегда грустная иллюстрация пословицы о журавле и синице. Мы меняемся, меняются наши взгляды, появляются новые ориентиры. В зрелом возрасте уже нет смысла кому-то что-то доказывать и гнаться за статусным спутником жизни.

В противовес тем, кто видит себя исключительно семейным человеком и ставит себе цель вступить в брак во что бы то ни стало, есть представители обоих полов, сфокусированные на иных сферах реализации. Как правило, это отличные сотрудники, эффективные руководители, увлеченные исследованиями ученые, выдающиеся деятели искусства. Когда достигнут определенный уровень благосостояния и признания, закрыта важная задача поиска своего места в этой жизни, наступает экзистенциональный кризис, который приносит с собой новые вопросы. Возникает потребность разделить с кем-то плоды своих достижений.

Переоценка ценностей, характерная для рубежа в сорок лет, заставляет искать новый смысл жизни. Вопросу «для чего?» на смену приходит вопрос «для кого?». Возможно, это один из лучших вариантов развития событий в рассматриваемой ситуации брака за сорок. И все-таки очень важно, чтобы супруг видел в родных не только зрителей своего успеха или продолжателей своего дела, но и отдельную личность. Для женщины, которая вступает в поздний брак из-за увлеченности своим делом жизни, будет весьма полезным умение оставить карьерные стремления на работе, не вступая по инерции в конкуренцию с мужем.

Причиной отсрочки встречи с любимым человеком и вступления в брак, как для мужчин, так и для женщин, могут быть зависимые детско-родительские отношения. Инфантильность и выученная беспомощность, которые формируются за долгие годы жизни с гиперопекающей матерью и деспотичным отцом, препятствуют не только развитию отношений с потенциальным супругом, но и самому стремлению создать семью. Прогноз для брака, заключенного в зрелом возрасте по этой причине, неоднозначен. Зависит он прежде всего от желания и способности новобрачного (или новобрачной) расставить здоровые границы между собственной и родительской семьями.

Иногда любую попытку создать семью останавливает страх. Он может быть следствием неуверенности в себе, негативного опыта гендерных отношений, предательства или насилия. Сомнения в том, что кто-то может полюбить и быть рядом, как и осторожность (к чему еще одно разочарование?), срабатывают подобно стоп-крану. Стоит в отношениях появиться намеку на серьезность, как они сходят на нет. Впрочем, порой такие люди будто специально подбирают себе кандидатов, с которыми не может что-либо получиться.

Последние изначально обладают какими-то «не такими» параметрами, на которые можно будет сослаться, объясняя, почему очередные отношения не сложились. Поэтому, если случается вступить в брак представителю этой категории, такое событие является либо следствием настойчивости супруга, либо результатом длительной и упорной работы над собой. И работа эта должна продолжаться и после женитьбы (замужества), поскольку неуверенность в себе, в своей половине, да и вообще в возможности хороших отношений действует по принципу «вода камень точит» и может еще долгое время усложнять жизнь обоим супругам.

Порой созданию семьи препятствует тяжелая болезнь близкого родственника и необходимость постоянного ухода за ним. Личную жизнь приходится откладывать на потом. После многих лет, проведенных в экстремальном режиме, очень важно научиться наслаждаться семейной жизнью, увидеть, что она может проходить без постоянной тревоги и борьбы, в мире и спокойствии. От супруга в данном случае требуется особое терпение и понимание.

Перспективные трудности

Описанные выше причины можно воспринимать не только как сложности, но и как опыт, способный стать источником новых ресурсов – как для одного супруга, так и для пары в целом. Если прежние трудности не просто «замяты» и отложены в дальний угол подсознания, а рассмотрены, проработаны (иногда без специалиста в этом вопросе не обойтись), они могут способствовать личностному развитию и духовному росту пережившего их человека.

Безусловно, в отношениях с нестандартным началом есть свои тонкости, а где тонко – там и рвется. Поэтому некоторые моменты требуют повышенного внимания; зато их конструктивное решение способно только сплотить супругов. Вот некоторые из этих моментов.

  • У каждого уже есть свои наработки, достижения и представления о будущем: развивать дело всей жизни или выйти на пенсию и отдохнуть от суеты. Жить в городе с высоким темпом сменяющих друг друга событий или в тиши, поближе к природе. Совсем не обязательно, что вѝдение супругов будет совпадать, в то время как каждый из них может ожидать, что именно под него будет подстраиваться вторая половина.
  • Наличие или отсутствие совместных детей. Брак после сорока совсем не исключает и общего ребенка.
  • Необходимость наладить отношения с детьми от первого брака одного из супругов.
  • Уход за родителями в возрасте, который может потребовать максимум терпения, времени и сил.
  • Решение бытовых и материальных вопросов. Последние могут включать в себя самые разные и достаточно затратные статьи – от обучения в вузе ребенка одного из супругов до лечения пожилой мамы второго. Готовы ли муж и жена активно участвовать в жизни партнера и нести эту нагрузку вместе? Не прозвучат ли слова: «твой сын – ты и оплачивай» или «почему я должен дежурить с твоей мамой»? Подобные ситуации лучше обсудить «на берегу» и еще до свадьбы прояснить позиции каждого из пары, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем.
  • Как уже говорилось, умение подстраиваться друг под друга дается немного сложнее в силу укоренившихся привычек и образа жизни.

Почему, несмотря на все особенности, поздний первый брак имеет шанс быть счастливым? С возрастом отсеивается лишнее, ведь мнимые приоритеты канули в Лету, а осталось то, что действительно важно. Формируется понимание, чего мы ждем от себя, жизни, человека рядом – с такими ориентирами легче найти родственную душу, не ошибиться в выборе и построить отношения в дальнейшем. Свою роль играет и готовность принимать друг друга без юношеских иллюзий, взвешенно оценивая и достоинства, и недостатки. В браке двух зрелых людей именно фундамент общих ценностей становится залогом их отношений. А что может быть крепче ценностей, проверенных временем?

Иллюстрации: Е. Толстой

Опубликовано в журнале для родителей «Виноград» № 5 (79), сентябрь-октябрь 2017 года.

Раннее христианство

Несмотря на то что Ветхий Завет вполне допускает развод, христиане с самого начала своей истории относились к этому явлению резко отрицательно. Уже в Нагорной проповеди Христос, противопоставляя новые религиозные заветы прежним, объявил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». А.П. Лопухин, комментируя этот не вполне ясно переведенный текст, объясняет, что имеется в виду следующее: тот, кто разводится по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, тот толкает на прелюбодеяние оставленного супруга.

Позднее, когда фарисеи задали Иисусу провокационный вопрос о разводах, разрешенных Моисеем, Он подтвердил свой запрет: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает», – и пояснил: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала было не так». Теперь же послабления отменялись, поскольку последователям Иисуса предлагалось стать «совершенными, как Отец ваш Небесный». Однако ученики Христа на тот момент то ли еще не были готовы к такому совершенству, то ли не видели вокруг себя достойных кандидатур для бессрочной семейной жизни. Согласно Евангелию от Матфея, ученики сказали Учителю: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».

Вопрос о том, что лучше, жениться или не жениться, впоследствии долго обсуждался у ранних христиан – тем более что монашества, как альтернативы семейной жизни, поначалу не существовало. Но вопрос о разводах был таким образом решен почти однозначно. Позднее апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам несколько расширил границу дозволенного, разрешив христианам разводиться со своими неуверовавшими супругами, если эти последние настаивали на разводе: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны…» Что же касается всех остальных, им развод возбранялся, в том числе и тем христианам, которые жили в супружестве с иноверцами: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его…»

Апостол подтвердил: «…вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… и мужу не оставлять жены своей». А поскольку слаб человек, то для жен, которые все-таки не вынесли бремени супружеских уз, было дано еще одно указание: «…если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим…» А.П. Лопухин, комментируя это место, утверждает, что это требование касается в равной мере мужчин и женщин и что апостол запрещает повторный брак только виновной стороне. «О невиновной стороне, которая остается одинокой после ухода виноватого супруга, апостол ничего не говорит и тем самым дает ей возможность вступить в новый брак». Лопухин подчеркивает, что государство, «применяясь к состоянию человеческих нравов», иногда разрешает повторный брак и виновной стороне, но «Церковь не может благословлять такие браки». Забегая вперед, скажем, что в российской практике можно найти немало примеров таких односторонних разводов, когда церковный суд разрешал повторный брак лишь одной из сторон, но, как правило, не той, которая настаивала на разводе, а той, которая подала к нему повод своим прелюбодеянием. Но об этом – в главе «Разводы по-русски».

Что же касается Церкви католической, то она, в отличие от православной, истолковала слова апостола иначе. У католиков развод категорически запрещен, возможно лишь признание брака недействительным. Кроме того, практикуется «разлучение» супругов «от стола и ложа» в случае тяжелого преступления (например, прелюбодеяния) одного из них, но права вступить в новый брак ни виновная, ни безвинная стороны при этом не получают. Впрочем, о католическом разводе (вернее, о его отсутствии) авторы скажут позднее. А пока вернемся к раннему христианству, которое еще не знало разделения на восточную и западную традицию.

Надо отметить, что апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, запретил им развод, но при этом ни словом не упомянул о данном Христом разрешении разводиться в случае прелюбодеяния одного из супругов. Однако известно, что такие разводы случались и не осуждались. Так, святой Иустин Мученик, живший во втором веке, без осуждения пишет о женщине, которая ушла от своего распутного мужа-язычника: «оставила его против его воли». Впрочем, эта дама «и сама была прежде распутною». Но потом она познала учение Христа и постаралась объяснить своему супругу, «что для тех, которые живут не целомудренно и не согласно с здравым разумом, будет мучение в вечном огне». Муж, однако, не поверил или же не в должной мере испугался, во всяком случае, он «продолжал те же распутства».

Сначала христианка, «почитая нечестием долее разделять ложе с таким мужем», решила развестись с ним, благо по законам Римской империи это было несложно. Однако близкие уговорили ее «потерпеть еще, в надежде, что муж когда-нибудь переменится». Муж, однако, не переменился, а, напротив, «вдался в дела еще худшие». «Тогда она, чтобы оставаясь в супружестве и, разделяя с ним стол и ложе, не сделаться участницею его непотребства и нечестия, дала ему так называемый развод и удалилась от него», невзирая на его протесты. Это не вполне согласовывалось с заветами апостола Павла и, кстати, привело к трагическим последствиям: муж добродетельной дамы обиделся и «представил против нее обвинение, объявляя, что она христианка». В результате последовавшего разбирательства были казнены трое ее единоверцев. О судьбе самой разведенной женщины святой Иустин умалчивает.

В отличие от своих предшественников, святой Василий Великий в четвертом веке не признавал равенства полов, когда речь шла об изменах и разводах. Он утверждал, что согрешившая жена должна быть отвергнута своим супругом: «…муж оскверненную жену изгоняет из своего дома». А жена в аналогичном случае должна была простить грешного мужа: «… соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею». «Причину сему дати не легко, – признавался святой, – но тако принято в обычай». Василий строго осуждает женщин, бросивших своих мужей: «… жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, аще перешла к другому мужу, а муж оставленный достоин снисхождения». Снисхождение толерантного святого к брошенному супругу простирается настолько далеко, что даже женщина, «сожительствующая с ним, не осуждается».

Крупнейший теоретик христианства Иоанн Златоуст, живший в конце четвертого – начале пятого века, посвятил немало страниц вопросам брака и развода. Авторам настоящей книги, при всем их уважении к великому богослову, точка зрения Иоанна на развод представляется несколько противоречивой. «Бог хочет, чтобы все люди воздерживались от брака», – недвусмысленно пишет Златоуст. Однако же тех людей, которые хотят развестись и в результате воздерживаться от брака, он порицает… С одной стороны, Иоанн пишет: «…я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его». С другой стороны, он сравнивает брак с рабством, причем «рабу часто можно бывает получить совершенную свободу, если он будет в состоянии, собрав довольно серебра, внести за себя плату господину; а муж, хотя бы имел жену несноснейшую из всех, обязан переносить рабство и никак не может найти освобождения от него и выхода из этого подчинения»…

Златоуст со свойственным ему красноречием описывает все те унижения и лишения, которым порой подвергается в браке скромная и богобоязненная жена. Тем не менее он считает, что «однажды связанному (браком) не следует разрывать его, ибо это влечет за собою много скорбей». Казалось бы, обилие скорбей не должно пугать истинную христианку, но нет – развод с мужем жене не дозволен. Взамен добродетельная христианка получает ценный совет: «У тебя есть другая возможность избавиться и освободиться. Какая же? Ожидай его смерти».

Златоуст твердо стоит на страже нравственности. «Для чего и браки, – пишет он, – когда мужья стали бы безразлично пользоваться женами друг друга и все просто смешивались бы со всеми?» Он беспокоится, что в таком случае между супругами «исчезло бы… взаимное расположение». Впрочем, говоря о взаимном расположении, Иоанн, безусловно, имеет в виду расположение чисто духовное. Что же касается физического благорасположения супругов, то оно также понимается Златоустом, с точки зрения авторов настоящей книги, несколько противоречиво. Дозволяя плотское соединение супругов, Иоанн тем не менее пишет: «Наслаждаться совершенно не дозволяется».

Однако, что бы ни писал Иоанн Златоуст, на территории Римской империи, хотя в ней и победило христианство, вопросы разводов и браков пока регулировались римским правом. Одни императоры вводили какие-то ограничения на развод, другие – отменяли их, но в целом разводы были, как правило, разрешены.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги История культуры автора Дорохова М А

50. Христианство Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. стало государственной религией Римской империи. В 988–989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Европы.Христианство

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Христианство О, если б ты, моя тугая плоть, Могла растаять, сгинуть, испариться! О, если бы Предвечный не занес В грехи самоубийство! Боже! Боже! Вильям Шекспир. «Гамлет» Я уже писал в историческом очерке, что христианская церковь сформировала безоговорочно негативное