Работать в православные праздники. В какие праздники лучше не планировать дел? Чего нельзя делать в дни православных праздников

В воскресенье и в православные праздники, задаются вопросом верующие люди, которые строго придерживаются церковных канонов, регулярно посещают службы, отмечают религиозные события и не хотят брать на себя грех.

Откуда появился этот запрет? Дело в том, что убраться, делать любую уборку – это значит заниматься физическим трудом, который требует много сил. В выходные и праздники нужно посвящать себя отдыху и чтению молитв. Нередко можно услышать, что церковь не рекомендует стирать в воскресенье и мыть посуду. Убраться можно и в другой день, поэтому лучше делать это заранее, чтобы в воскресенье было чисто.

Что православные люди в дни святых праздников не делают

Согласно сложившимся традициям, в православные праздники и в воскресенье верующие люди посвящают себя молитвам и духовным заботам. В эти дни нужно отвлечься от мирских проблем, забыть об обидах и недоразумениях. Будет полезно позаботиться о родных, оказать помощь бедным и больным людям.

В православные праздники нельзя заниматься любой работой по дому, не рекомендуется шить, вышивать, вязать, работать в саду и огороде. Также считается грехом предаваться чревоугодию. Кроме этого, верующие люди должны отказаться от просмотра развлекательных передач, сериалов и различных фильмов.

Смысл этих запретов заключается в том, что по воскресеньям и в дни религиозных праздников следует думать о Боге, а не засорять свой разум бытовыми проблемами.

Не занимаются рукоделием

Почему верующим нельзя творить и рукодельничать по воскресеньям? Если внимательно изучить Библию, то в ней говорится о том, что некоторыми делами запрещено заниматься в шестой день недели – в субботу. Дело в том, что в прежние времена суббота завершала неделю, тогда как сейчас это делает воскресенье. Поэтому традиции постепенно поменялись.

Что касается рукоделия, то священнослужители ничего не имеют против творческого времяпрепровождения в этот день, но в старину для женщины это была тяжелая работа.

Не работают в огороде

Работа в огороде в воскресенье и в религиозные праздники также подпадает под запрет, поскольку является нелегким трудом. Это отнимает много сил и времени, заставляет думать о мирских заботах, в то время как нужно думать о Боге. Садовые работы можно отложить на другой день.

Не моются

В давние времена для того, чтобы помыться, нужно было хорошо подготовиться – наколоть дрова, затопить печь в бане, принести побольше воды. С тех пор пошел запрет на мытье в воскресенье и в православные праздники. Тогда не было возможности принять душ в комфортных условиях или понежиться в ванне. Сегодня этот запрет не является строгим, однако глубоко верующие люди стараются его не нарушать. Они предпочитают мыться накануне.

Не прибираются

Самый главный вопрос, который интересует верующих: почему нельзя убираться в воскресенье. Существует несколько разных версий происхождения этого запрета. Православные христиане утверждают, что когда Бог решил сотворить мир, то делал это каждый день, а в последний день недели решил отдохнуть. Отсюда и пришло это поверье, и с тех пор верующие стараются не заниматься домашними делами в выходной.

В воскресенье нельзя убираться еще и потому, что в этот день все верующие ходят в храм и проводят там много времени. Уборка может подождать, ведь для этого существует другое время. Но что делать, если и в будни заниматься этим некогда: жить в грязи или убирать? Если люди прибираются в воскресенье или во время праздника, то обязательно нужно попросить Божьего прощения.

Не стирают

Почему нельзя стирать по воскресеньям? Много лет назад не существовало машин-автоматов, и люди были вынуждены стирать руками. Сейчас все гораздо проще, и многие священники не запрещают пользоваться стиральной машиной в выходные и праздничные дни. Кто-то советует вечером стирать в воскресенье. Однако остаются и те, кто считает, что это большой грех. Некоторые люди отдыхают только в воскресенье, и постирать в будни им не удается. Поэтому у них не возникает вопрос о том, можно ли стирать в воскресенье.

Не ругаются

Ругаться плохо в любой день, но особенно не рекомендуется делать это в дни православных праздников. Таким образом выражается неуважение к Богу. Наоборот, это светлое время нужно провести в заботе о ближних. Православные верующие должны учиться терпению и желать окружающим добра.

Откуда появился данный запрет

Откуда и отчего взялся запрет, почему нельзя убираться, стирать по воскресеньям и в праздничные дни? Большое количество рекомендаций относительно запретов какой-либо деятельности основано на многовековых православных традициях.

Обычаи соблюдались на протяжении многих веков, поэтому люди до сих пор придерживаются их. В древности считалось, что только заблудшие души на совершение греха способны.

Приметы

Церковных запретов существует не так много, как примет, которые религия не одобряет. Например, считается, что нельзя убираться в воскресенье, потому что можно вымести из дома деньги. В результате семья будет голодать. В некоторые православные праздники запрещено купаться, заплетать косы, пользоваться острыми предметами.

Все эти приметы, грехи и подобные запреты не имеют никакого отношения к религии и не должны восприниматься всерьез. Убирать, делать домашние дела можно, если это не доставляет больших затруднений.

Как провести воскресный день?

Воскресенье – это лучший день, когда можно провести его вместе с семьей. Чаще всего случается так, что всю неделю делами занимаешься, конечно, но стараешься воскресенье освободить для уборки и других домашних дел. Лучше вместо этого сходить погулять с детьми, пообщаться с мужем или навестить родителей. Это принесет всем гораздо больше пользы, чем беготня с тряпкой в руках по дому.

Некоторые женщины считают так, что наступили праздники, поэтому уборка должна быть организована в первую очередь. Этого быть не должно.

В день приятного времяпрепровождения с семьей можно задуматься о духовном саморазвитии и посещении служб в церкви по утрам. Выходной день верующие предпочитают провести в молитвах и других важных делах. Такая практика очищает сознание и настраивает на грядущую неделю. Что касается остальных занятий, то выбрать полезные не так уж сложно.

Если раньше на воскресенье только домашние задачи выпадали, то теперь нужно разнообразить свой досуг. Можно почитать полезные советы по ремонту и заняться им в будние дни, изучить кулинарные рецепты и порадовать близких на следующий православный праздник. А если женщина решила, что хочу и могу – уберу, и в доме чисто будет, то она имеет на это право.

Главное, не утруждать себя, занимаясь другими делами. Их лучше всего делать постепенно.

Священнослужители идут в ногу со временем и не зацикливаются на запретах, которые были распространены много лет назад. Церковь утверждает, что никто не запрещает мыться или заниматься рукоделием. Воздерживаться следует лишь от тяжелой работы. Также во время церковных праздников рекомендуется посещение храма. Воскресенье лучше посвящать Богу и семье.

Сравнение с другими странами

В других странах люди придерживаются различных религий, в которых тоже имеются свои запреты.

В Европе и Америке большинство людей предпочитают провести утро в воскресенье на службе в церкви. Истинные верующие не обращают внимания на приметы, а придерживаются традиций – чтение молитв, благодарность Богу, еженедельное посещение церковных собраний и празднование религиозных событий.

Делаем окончательный вывод

Любая религиозная тема не всегда до конца понятна даже верующим людям, поскольку существует много условностей.

Заниматься уборкой в воскресенье и праздничные дни строго не запрещается, поэтому данный запрет можно назвать условным.

Существуют более строгие правила и заповеди, которые нужно соблюдать. Если есть какие-то сомнения по поводу воскресного труда, то в таком случае рекомендуется перенести все дела на будние дни, а последний день недели можно посвятить полноценному отдыху.

Многие верующие люди часто задаются вопросом, можно ли в церковные праздники работать? Ответ в этом случае не может быть однозначным, так как зависит от разных факторов.

Заповеди Ветхого

Если руководствоваться тем, что написано в Ветхом Завете, то четвертая заповедь его гласит о том, что день субботний должен быть проведен свято и посвящен Господу. Остальные шесть дней недели необходимо посвятить работе.

Согласно этой заповеди, полученной Моисеем от Бога на раз в неделю должен быть день для отдыха от повседневных хлопот, когда нужно посвятить свои мысли и дела Господу, посещать церковь и храм, изучать Слово Божье.

Что говорит Новый завет?

Новозаветные тексты таким днем называют воскресенье, которое и стало для верующих людей днем, когда не стоит работать, а лучше посетить церковь и помолиться. Но учитывая темпы современной жизни, мало кому удается отстраниться от выполнения самых разных задач, поэтому и в выходной день люди продолжают заниматься текущими вопросами.

Почему нельзя работать в церковные праздники?

Тем не менее есть периоды, когда верующие стараются отложить все дела, — это церковные праздники. В народе считается, что работать в эти дни грешно, так как они посвящены святым и событиям из Библии, которые следует почитать.

Человека, нарушающего традицию и предписания Нового Завета, ждет наказание. Поэтому христиане стараются воздерживаться от работы в главные (двунадесятые) церковные праздники.

В какие церковные праздники нельзя работать?

Особенно большим грехом считается работа в большие праздники церкви, среди которых:

    15 февраля: Сретение Господне — встреча Иисуса Христа в Иерусалимском Храме с Симеоном Богоприимцем;

    Благовещение — в этот день архангел Гавриил известил Пресвятую Деву Марию о скором Рождении будущего Спасителя Мира, Сына Божьего Иисуса Христа;

    Последнее воскресенье перед Пасхой: Пальмовое Воскресенье или Вербное Воскресенье — Иисус Христос въезжает в Иерусалим на осле, где приветствуется местными жителями;

    Переходящая дата (зависит от лунно-солнечного календаря) — Пасха: наиболее значимый праздник христиан, день Воскресения Иисуса Христа;

    Четверг после Пасхи: Вознесение Господне — восшествие Иисуса на небо во плоти;

    Пятидесятый день после Пасхи: (Пятидесятница) — сошествие Святого Духа на апостолов и Деву Марию;

    6 августа: Преображение Господне — явление Божественного Величия Иисуса перед тремя его ближайшими учениками во время молитвы;

    15 августа: Успение Богородицы — день погребения девы Марии и день воспоминаний об этом событии;

    4 декабря: Введение в храм Пресвятой Богородицы — день, в который Анна и Иоаким привели Марию в чтобы посвятить ее Богу.

    Что нельзя делать в праздники?

    Чтобы избежать неприятных ситуаций, все-таки старайтесь избегать работы в большие праздники, даже если вы не очень верующий человек и церковь посещаете нечасто.

    Какие же существуют приметы и поверья?

      На Рождество не стоит ходить на охоту, рыбалку, в походы — в общем, активно проводить день, так как велика вероятность несчастного случая. Праздник этот семейный, и проводить его нужно в кругу родных и близких.

      На Рождество также нельзя заниматься делами, связанными с производительным трудом: шитьем, вязанием, плетением, прядением. Нить считается символом судьбы и жизни, и завязывать ее или делать какие-либо другие действия — плохая примета.

      Рождество — это праздник семьи, покоя и радости, поэтому нельзя заниматься хозяйственными делами, которые можно отложить: уборкой, стиркой. Убирать нельзя вплоть до 14 января — в это день весь мусор собирается и сжигается на улице, чтобы в течение года злые духи не беспокоили дом.

      Еще одна примета, связанная с Рождеством: если вы пригласили гостей и первой на порог ступила представительница слабого пола, значит, женщины в семье будут болеть весь год.

      В праздник Сретения не стоит уезжать из дома, так как поездка может закончиться не так, как вы ожидали, или вернетесь домой не скоро.

      В Благовещение и Вербное Воскресенье нельзя выполнять работу по дому до вечера. Также не рекомендуется работать на земле, из которой в этот день, согласно поверью, выползают змеи. Существует даже поговорка: «Птица гнезда не вьет, девка косу не заплетает».

      На Пасху и вообще всю предшествующую ее Пасхальную неделю также рекомендуется воздержаться от работы. Но если есть неотложные дела, то церковь воспринимает это обстоятельство лояльно.

      Церковный праздник Вознесение. Можно ли работать? Вознесение считается одним из самых больших праздников в церкви. В этот день, так же как и в любые другие праздники, работать строго запрещается. Существует даже поговорка: "На Вознесенье в поле не работают, а после Вознесенья запахивают".

      Можно ли работать в Троицу? Это день, когда Святой Дух снизошел на апостолов и обещал им вернуться после своего вознесения на небо. Так и случилось. Событие стало праздником для христиан всего мира и отмечается с особенным почетом. Поэтому различные работы (на земле, по дому) не рекомендуются. И на вопрос о том, можно ли работать в Троицу, священник скажет вам, что делать это не желательно.

      Лучше убедиться, что вы все делаете верно, особенно если относите себя к людям глубоко религиозным. Поэтому не бойтесь лишний раз спросить у служителя церкви, можно ли в церковные праздники работать. Священник подскажет, какие работы позволительны в тот или иной праздник, а какие - категорически запрещены. Многочисленные приметы и поверья объясняют, почему нельзя работать в церковные праздники: тех, кто нарушает данный запрет, ожидает наказание в виде бедности, проблем со здоровьем и всяческих неудач.

      Что говорят служители церкви?

      Церковные служители говорят о том, что если в праздничные или воскресные дни человек не молится, не посещает церковь или храм, не читает Библию, а просто бездельничает, то это очень нехорошо. Свободные от работы дни даются как раз для того, чтобы посвятить их служению Господу, познанию себя, посещению службы и покою.

      Грех ли работать в церковные праздники? От священника вы услышите, что если вы по своему графику должны выйти на работу или заступить на смену, либо нет возможности отложить хозяйственные дела, то это не будет являться грехом. Ведь посвящать мысли Богу можно не только дома или в церкви, но в любом месте в любое время. Все зависит от ситуации. То же самое касается вопроса о том, можно работать в огороде в церковные праздники или нет. Если есть острая необходимость, лучше выполнить задуманное и попросить прощения у Бога в молитве.

      Какие приметы связаны с церковными праздниками?

      Народ за долгие годы накопил много знаний, которые передавал из поколения в поколение. В том числе это связано с различными приметами, особенно касающихся праздничных дней. Поэтому помимо актуального вопроса о том, можно ли в церковные праздники работать, религиозные люди должны знать и о наблюдениях, связанных с ними.

      Так, считается, что если на Рождество идет снег, то год будет удачным и прибыльным. Если же погода солнечная, то весна будет холодной. Приятной традицией было запекание монетки в пироге. Того, кому она попадется, ожидает успех и счастье в новом году.

      На праздник Сретения люди верили в волшебную силу воды и в исполнение желаний. Также он был предвестником весны: погода в этот день была показателем того, какой будет грядущая весна.

      Благовещение также богато различными поверьями и приметами. В этот день нельзя занимать деньги и что-то выносить из дома, чтобы не отдать благополучие и везение. Очень интересно наблюдение, связанное с волосами: не рекомендовалось причесываться, краситься или стричься, так как можно запутать свою судьбу.

      Пасхальные приметы

      На Пасху примет было особенно много. Среди них такие:

        если в Пасхальное воскресенье родится ребенок, быть ему удачливым и знаменитым;

        если ребенок рождается на Пасхальной неделе — у него будет крепкое здоровье;

        если потрескались пасхальные куличи, то в семье целый год не будет счастья;

        если на Пасху услышать кукушку, значит, ожидается пополнение в семье. Если птицу услышит незамужняя девушка — скоро она сыграет свадьбу;

        традиция, сохранившаяся до наших дней — пасхальную трапезу нужно начинать всей семье с кусочка кулича и яйца, освященных в церкви во время праздничной службы.

      Работать или не работать?

      Традиции народа, передававшиеся из поколения в поколение, со временем изменяются или забываются.

      Можно ли в церковные праздники работать — решать только вам. Религиозные люди и сейчас свято чтут такие дни и стараются придерживаться всех предписаний церкви.

Когда я училась в школе, всех нас воспитывали атеистами. И дома тоже. Но моя мама почему-то все равно придерживалась каких-то церковных обычаев. На Пасху она пекла куличи и всегда говорила, что в праздники нельзя работать.

Что считается грехом в церковные праздники

В православной религии существует семь смертных грехов , которые, естественно, нельзя делать никогда. А в праздники считается грехом еще и любая работа. Особенно грязная, связанная с мытьем и грязной водой. Значит, в церковные праздники и воскресенье не следует:

  • мыться самому;
  • что-то мыть: полы, окна, даже посуду;
  • стирать белье;
  • прибираться в доме;
  • работать на земле: в саду, в поле, в огороде.

Все эти работы необходимо сделать заранее и лучше закончить в канун праздника или в субботу до 2-х часов дня . И начинать работать можно было (по словам, опять же, моей мамы) в праздник или воскресенье после 4-х часов . Мне она объяснить не могла, почему именно так, но я думаю, что это связано со службами в церкви.


В церкви сутки начинаются не в полночь, а в 6 часов вечера. Тогда (или чуть раньше) начинается вечерняя служба. Значит к этому времени должны быть закончены все дела. И человеку нужно привести себя в порядок, нарядиться, чтобы пойти на службу в храм.

Потом, перед восходом солнца начинается утренняя служба . Богослужение проводится как бы в несколько этапов. Завершается литургия примерно в 4 часа дня. На заключительной службе обычно вспоминают о смерти Христа, день закончен.

Перед праздниками и воскресеньем вечернюю службу объединяют с утренней. Называется это всенощным бдением. Видимо, мама моя была права, если именно так учила меня придерживаться церковных праздников.

Смертным грехом считается и сквернословие. Поэтому в праздничные дни особенно нужно воздержаться от брани, ругачки, ссор . Не стоит выяснять отношения. Лучше найти повод для примирения.

Моя мама не разрешала мне в воскресенье и церковные праздники вязать . Это меня очень раздражало. Это ведь не грязная работа, и даже не работа, а хобби. Когда занимаешься любимым делом – это просто удовольствие.


Хотя раньше, когда все вещи люди делали сами своими руками, это считалось работой.

Позже я узнала, что священнослужители сейчас разрешают в праздники заниматься рукоделием . Но я все равно, по совету мамы, с утра (в церковные праздники) стараюсь ничем таким не заниматься. А чтобы не нагрешить, иду прогуляться или в магазин. Иногда даже в церковь. Но очень редко. Может быть, зря?

С вопросом о том, можно ли работать в церковные праздники, сталкивалась каждая православная семья. Однозначного ответа найти очень сложно, кто-то говорит, что вообще трудиться нельзя, некоторые придерживаются мнения, что нельзя работать только до обеда. Все церковные праздники разделяются по степени важности, поэтому в первую очередь священнослужители рекомендуют обращать внимание на это.

Четвертая заповедь

Четвертая заповедь Ветхого Завета учит нас трудиться шесть дней в неделю, а в субботний день отдыхать.

Как учил Господь Моисея на Синай-горе, человек должен проводить свою жизнь в труде и получать удовольствия от своего творения, а на седьмой день отдыхать душой и телом, думать о Создателе и молитвой очищаться от невольных грехов и пороков.

При создании мира Творец трудился шесть дней не покладая рук, а седьмой посвятил отдыху от трудов. Человек так же, подобно Господу, должен трудиться, как и он трудился. И отдыхать, как Создатель отдыхал. Любая работа должна быть направлена на созидание, а никак ни на разрушение, так как все люди являются творением Созидателя.

Если труд тебе в тягость, обрати внимание на обычные явления, которые окружают тебя. Солнце согревает нас своим теплом, вода циркулирует в земном пространстве и дает жизнь всему живому, растения и животные приспосабливаются к окружающему миру и дают потомство. Весь мир существует только благодаря бесконечному круговороту мелких и крупных дел. Праздность человека сделает его похожим на увядающее растение и приведет к погибели.

Даже твое тело трудится денно и нощно. Сердце бьется и работает, разгоняя кровь по жилам, легкие насыщают тело кислородом, почки и печень работают круглые сутки. Почему же рукам не дать поработать?

Нужно уметь трудиться не покладая рук, и научиться, чтобы работа приносили удовлетворение. Всякий труд, который человеку не в радость, в конце концов закончится крахом. Дело должно делаться с любовью, а не только ради принесения прибыли. Будет любовь к своему труду, будет и хороший доход.

Человек – это дитя Божье, его творение. Как дети берут пример со своих родителей, так и каждый из нас должен свою жизнь сделать подобной Божьей. Трудись шесть дней, получай удовольствие от своей работы, радуйся своему творению. И тогда труд будет не в тягость, и усталость принесет удовлетворение и успокоение.

В субботу, на седьмой день, забудь про дела свои и дай телу и душе отдых. Вспоминай Господа Бога своего, молись за своих близких, читай православные книги. И все в жизни придет в мир и гармонию, а в семье будет лад и спокойствие.

Двунадесятые церковные праздники

В церковном календаре существует двенадцать двунадесятых праздников. Это самые важные для христиан святые дни после Пасхи. В Богослужебном уставе они отмечаются красным крестом, обведенным в круг. В эти дни вспоминаются важные события из жития Христа и Святой Богородицы.

Большая часть двунадесятых праздников имеют точную дату и называются непереходящими. Некоторые праздники не имеют числа, и каждый год отмечаются в разную дату в зависимости от времени Пасхи.

Двунадесятые праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Господские в православии имеют большее значение. Если они выпадают на воскресный день, то обычная литургия заменяется праздничной службой. Если же в воскресенье отмечается Богородичный праздник, тогда праздничное богослужение объединяют с воскресным, причем воскресная служба считается выше.

Большинству двунадесятых православных праздников предшествует предпразднество и завершает попразднество. В дни предпразднества христиане подготавливаются к святому дню, а в попразднество праздник продолжается. Последний день попразднества называется отдаянием, когда в храме при проведении литургии повторяются песнопения праздничного богослужения. Попразднество может продолжаться от 1 до 8 дней.

Список двунадесятых церковных праздников

Дата Название праздника Предшествующее событие
7 января Рождество Христово В этот день в Вифлееме Иисус Христос явился на свет.
19 января Крещение Господне или Богоявление В этот день свершилось крещение Господа на реке Иордан. Обряд проводил Иоанн Креститель.
15 февраля Сретение Господне Сороковой день после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Христа в храм Божий.
7 апреля Благовещение В этот день дева Мария получила радостное известие от архангела Гавриила о скором рождении Христа.
Последнее предпасхальное воскресенье Вербное воскресенье В этот день вспоминается торжественный въезд Христа в Иерусалим. Символом праздника является вербная или пальмовая ветвь.
40-й день после Пасхи Вознесение Господне В этот день Иисус во плоти взошел на небеса.
50-й день после Пасхи Святая Троица В этот день на Апостолов снизошел Святой Дух.
19 августа Преображение Господне В этот день во время молитвы на горе ученики Иисуса увидели, каким величием и славой обладает Господь.
28 августа Успение Пресвятой Богородицы В этот день была погребена Святая Мария. Все апостолы явились в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей.

Великие церковные праздники

Кроме двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре отмечается еще семь великих дат.

Дата Название праздника Предшествующее событие
14 января Обрезание Господне По установленному для всех мальчиков-младенцев Иерусалима на восьмой день после рождения Иисусу было сделано Обрезание.
День памяти св-го Василия Великого В этот день церковь вспоминает имя великого богослова и писателя Василия, которым были написаны многие молитвы и литургии, а также изобретен иконостас.
7 июля Рождество Иоанна Крестителя В этот день свершилось долгожданное рождение прославляемого лица Иоанна Крестителя, по иному называемого Предтечей.
12 июля Петров день В этот день почитается память двух апостолов, святых Петра и Павла, принявших мученическую смерть.
11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи Великий день, посвященный память Иоанна Крестителя, убиенного по приказу тетрарха Галилеи Ирода.
14 октября Покров Пресвятой Богородицы В этот день Богоматерь во время богослужения сошла с небес и во время всей службы держала над молящимися омофор.

В старообрядческих календарях выделяется еще два дня, когда почитается память святых:

8 мая и 26 сентября церковь чтит имя апостола Иоанна Богослова, а 25 сентября – Сергия Радонежского.

Что нельзя делать

Отвечая на вопрос, можно ли работать в церковные православные праздники, священнослужители не накладывают на труд в эти дни особого запрета. Если человеку по воле службы нужно выйти на работу или возникли непредвиденные обстоятельства, то греха не будет. Истинный христианин, вынужденный невольно работать в праздничный день, все равно мыслями будет с Богом, вспоминая и прославляя его.

Большим грехом станет бездельничанье в великий день. Если человек не посещает утреннее богослужение, не вспоминает в мыслях Господа Бога, не молится за своих ближних в церковный праздник, а предается праздному безделью, это нехорошо. Предаваться лени согласно церковным заповедям считается большим грехом.

Чтобы избежать неприятных последствий, работу по дому, которую можно отложить, лучше выполнить завтра или сделать накануне. Считается, что работа в православный праздник может стать причиной безденежья, болезней и неудач в жизни семьи.

Приметы

В зависимости от степени значимости праздника существует ряд примет, связанных с выполнением той или иной работы.

  • Издавна на Руси на Рождество Христово под особым запретом была охота и рыбалка, а также любые активные виды отдыха. Считалось, что велик риск несчастного случая.
  • На Рождество нельзя заниматься рукоделием, связанным с переплетением нити: шитьем, вязанием, вышивание. Считается, что нить – это символ жизни, поэтому переплетать и завязывать ее значит вносить изменения в свою жизнь. И не факт, что они будут хорошие.
  • Уборка дома и стирка на Рождество находится под запретом. Можно отложить эти дела до 14 января, когда выметается весь мусор из избы и сжигается во дворе. Таким образом, на весь год изгоняются злые духи.
  • На Вербное воскресенье и Благовещение работу по дому лучше отложить до вечера. Нельзя работать с землей, по старому поверью в этот день змеи выползают наружу.
  • В Пасхальную неделю можно выполнять только самые необходимые дела. На Пасху все дела стоит отложить и посвятить день молитвам и общению с Богом.
  • На Вознесение церковь работать не рекомендует. Согласно поговорке на Вознесенье люди не трудятся, а после праздника начинают работы в поле.
  • Существует примета, что если будешь мыться в бане в церковный праздник, то на том свете будешь пить воду.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз