Рекомендации по развитию самостоятельности у детей. Сделай сам! Как развить самостоятельность у ребёнка

В многовековой практике воспитания детей сложились свои нормы. Мы четко знаем, когда мы можем требовать от ребенка опрятности, послушания, ответственности за порученное дело, исходя из возможностей ребенка.

Каждый ребенок - личность, которая развивается индивидуально. Не стоит злиться, если ваш малыш справляется чем-то менее удачно, чем его сверстники. Есть много факторов, влияющие на детскую самостоятельность, такие как: врожденные способности, темперамент, интересы, с вашей стороны поощрения и наказания ребенка. Старайтесь смотреть не на возрастные нормы, а на то, что было с самостоятельностью вашего ребенка неделю, месяц, год назад. И если совокупность самостоятельных действий вашего малыша растет – значит его развитие проходит нормально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность.

Все понимают это слово по – разному. Некоторые подразумевают под этим делать какое-то действие без подсказки и без помощи других людей; некоторые считают, что это означает – рассчитывать только на свои силы; не зависит от мнения окружающих; умение распоряжаться собой своим временем и своей жизнью. Да, и те кто так считает – безусловно правы. Однако, такое определение «самостоятельности» указывает на зрелость личности, но как же применить это ребенку, скажем 2-3 лет??? Правы ли те психологи, которые утверждают, что полная самостоятельность не доступна ребенку?

Самостоятельность у детей, как правило зарождаются в раннем возрасте. Но определить ее и помочь ей развиться – это очень не простая задача. Вред может нанести, как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности, которая только начинает зарождаться. Абсолютной и единой для всех самостоятельности нет. Нельзя оценивать по одним и тем же критериям самостоятельность людей разного возраста, разных социальных групп, разного уровня психологического и умственного развития. Например, можно ли сравнить Аборигена и Африки и ученого – этнографа, который изучает его жизнь. Однако, если их на день поменять местами, беспомощными окажутся оба.

Если мы возьмем малышей в детском саду: одни, когда приходят в детский сад переодеваются и переобуваются сами, хоть и дается это нелегко. Другие – терпеливо ждут, пока освободиться воспитательница. Но в процессе занятии мы можем заметить, что 2 группы, которых мы условно разделили на «самостоятельных» и «не самостоятельных» способны поменяться местами.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по – разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становиться качеством его личности.

Самостоятельность не означает полной свободы действий.

Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому что ребенок не понимает, что значит «правильные и неправильные действия». Малыши порой совершают шкоду, а все для того, что бы порадовать маму новыми успехами. Пусть вас не сильно удивляет, если вы обнаружите пропавшую еду со стола в собачьей миске. Малыш решил покормить собаку. Не ругайте за это ребенка, восхититесь его самостоятельностью и покажите ему, чем он может покормить собаку в следующий раз.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего – либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей.

В заключение сформулируем правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка.

  1. Организуйте для ребенка деятельность, которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
  2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  4. Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновения у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  5. Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому – либо – защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.
  6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы. Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет. Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я. Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».


Предоставлять ребенка самому себе

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.


Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.


Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.


Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной. Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне. Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Поощрения

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.


В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе); разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:


Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.


“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.


“Где ты будешь это использовать?”

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.


Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше. Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий. Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.


Наш эксперт - психолог Екатерина Сафонова .

Инфантильность во взрослых людях, которая встречается всё чаще, крайне неприятная вещь. Ведь на великовозрастного «ребёнка» ни в чём нельзя положиться, ему ничего нельзя доверить. Но как вырастить самостоятельную личность?

Период с двух до трёх лет психологи называют кризисом «Я сам». Именно в этом возрасте ребёнок впервые осознаёт, что он – отдельная от родителей личность. Именно с этих лет и следует начинать воспитывать в малыше самостоятельность.

Ах какая мука - воспитывать!

Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.

Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка - ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.

Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, - безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.

Принимать помощь - большой труд

Чтобы малыш почувствовал вкус к самостоятельности:

  • Не препятствуйте любым проявлениям активности с его стороны (контролируя только безопасность). Если чадо хочет помочь вам делать пирожки, то всем ясно, что от такой «помощи» больше проблем, чем выгоды (потом придётся оттирать от теста не только ребёнка, но и полкухни). Поэтому многие родители отказываются от такого предложения, и ребёнок привыкает к этому и больше не изъявляет желания помогать. Так что лучше так не делать. Ну да, сил и времени придётся затратить больше, но зато это даст в будущем хорошие всходы. Дети, которым предоставлено много свободы (но не вседозволенности!), более ответственны и инициативны. Только не нужно переделывать выполненную ребёнком работу на его глазах - иначе он потеряет мотивацию помогать.
  • Обучайте ребёнка максимальному количеству полезных навыков . Всему, что в жизни пригодится. Это сделает его увереннее в себе, а заодно разовьёт мелкую и крупную моторику, что полезно и для работы головного мозга.
  • Превратите помощь по хозяйству в совместную игру . Застилать постель или убирать игрушки не очень-то интересно. Но если делать это наперегонки или на время, то уже совсем другое дело. На следующем этапе уже можно доверить малышу сделать что-то почти самостоятельно, с небольшим участием взрослого. Ну а дальше всё то, что ему по силам, пусть уже делает сам.
  • Не делайте за ребёнка того, что он уже в силах сделать сам . Кстати, важно, чтобы у ребёнка, даже маленького, был список обязанностей, которые он ежедневно должен выполнять. Так формируется не только самостоятельность, но и аккуратность и организованность.
  • Не предлагайте свою помощь, пока ребёнок сам не попросит . Но если маленький хитрец постоянно канючит, что без вас не справится, постарайтесь его перехитрить. Например, сошлитесь, что вас отвлекли срочные дела. Скорее всего, когда вы минут через 10 вернётесь, ребёнок справится и без вашего участия.

Малыш, ты справишься!

Ребёнок вырастет более ответственным и уверенным в себе, если вы будете:

С ранних лет предоставлять ему право выбора . Умение выбирать - основа для формирования способности к самостоятельным решениям. Но, чтобы как-то контролировать ситуацию и не допустить, чтобы ребёнок выбрал что-то вредное или даже опасное, ставьте перед ним альтернативу: пойдём гулять в парк или на стадион? Будем читать сказку или рисовать?

Чаще его хвалить . Удержитесь от критики, если что-то у ребёнка не получается. От этого опускаются руки даже у взрослых. Поэтому хвалите чадо за любые попытки, за старание, отмечайте даже небольшой прогресс.

Больше общаться . Интересуйтесь у чада, как прошёл его день в саду или школе, какие радости или проблемы его волнуют. Не подсказывайте выводов, не подсовывайте готовых решений, а, используя наводящие вопросы, сделайте так, чтобы ребёнок нашёл их сам.

Жизнь всегда требует от нас действий и принятия решений. Но что делать, если по каким-то причинам вы боитесь самостоятельности, не умеете принимать решения, всегда сомневаетесь?.

Причины отсутствия самостоятельности зачастую родом из детства: вас слишком опекали или вы не получили достаточно любви, и сейчас боитесь что-то сделать самостоятельно из-за страха неудачи. Все это не имеет большого значения сейчас, главное – это все-таки научиться вести свою жизнь без помощи других, чувствовать себя уверенно и без страха решать все возникающие задачи и преодолевать трудности.

Лучше всего самостоятельность развивает жизнь в одиночку на заработанные самостоятельно деньги. В таком случае даже самая «зефирная» девушка не только научится готовить, делать бытовые покупки и наводить порядок дома, но и со временем при необходимости – будет готова выжить даже в самых полевых условиях, где из всех вещей будет только земля, пара спичек и голубое небо над головой.

В других случаях вам нужно будет собрать в кулак всю силу воли, которая у вас есть, и с каждым днем все больше отказываться от помощи и услуг других людей.

(берите по одному на каждый день недели и выполняйте!):

1. Составьте список занятий, которые вы можете делать самостоятельно, а раньше их кто-то делал за вас либо никто не делал

Повесьте этот список на видном месте и регулярно выполняйте пункты оттуда. Не смущайтесь, если в нем будут изначально очень простые задачи, наоборот, с них и начинайте! Например, заправить постель с утра, сделать завтрак, помыть окна, разморозить холодильник, заплатить за свет, забрать посылку.

Вспомните, что вы давно откладывали сделать, потому что не знали, как, или боялись? Что вы давно хотели, но никто не делал это с вами или за вас? Хотели заказать косметику в Интернет-магазине? Хотели съездить на экскурсию? Самое время вспомнить об этих занятиях и сделать все самостоятельно.

2. Запишитесь на курсы или начните самостоятельно осваивать какие-то занятия

Совершенно не важно, что вы будете изучать: бухгалтерский учет или PhotoShop, кулинарию или запишитесь на современные танцы. Главное, что вы будете делать это самостоятельно, скорее всего, вам придется самостоятельно платить за занятия, искать материалы (костюмы, программу, продукты и т.д.), покупать, скачивать видео-уроки. А все это – очень ценный жизненный опыт.

Как стать самостоятельной

3. Берите на себя ответственность

Помните фильм «Всегда говори "Да!"», где главный герой должен был соглашаться на все, что ему предложат: от новых лыж до записи своего диска? Попробуйте такую же методику, только лыжи вам покупать не обязательно, достаточно просто научить себя на автомате говорить «да» на все предложения взять на себя ответственность, какими бы страшными и невыполнимыми они ни казались.

Желание быть самостоятельной и не уронить свой образ в глазах другого человека поможет вам найти выход из ситуации и самой ответственно выполнить возложенное на вас задание.

Задания могут быть любого уровня сложности: от оплаты заказа по Интернету или выбора подарка другу до выполнения проекта на работе.

Начните с малого: возьмите на себя какие-то домашние обязанности - оплата счетов, покупка фильтра, кормление кота. Предупредите домашних, что теперь это будете делать вы. Так вы будете знать, что если вы этого не сделаете, то никто не сделает, и семья может остаться без света.

Утвердившись в малом, вы будете переходить на более объемные и ответственные задания, например, отвести племянника в больницу или ухаживать за больной соседкой.

Если какое-то задание кажется вам неподъемным и страшным, то используйте технику из тайм-менеджмента: ешьте слона по кусочкам. Разбивайте крупное задание на мелкие шаги и разбирайтесь с ними последовательно, не думая о других частях.

4. Научитесь уверенно говорить и следить за осанкой и походкой

Если у вас сгорбленная спина, голова сильно втянута в плечи, у вас шаркающая походка и говорите вы тихо и неразборчиво, то стать самостоятельной вам будет труднее. Выпрямьтесь, разверните плечи, потренируйтесь уверенно говорить – пусть даже детский стишок. Внешние изменения помогут вам создать целостный образ самостоятельного человека.

Обратите внимание на то, как говорят самостоятельные, по вашему мнению, люди, как они себя ведут. Старайтесь скопировать эту модель поведения, на первых порах это будет помогать.

5. Принимайте осознанные решения

Всегда объясняйте себе, почему принимаете то или иное решение. Если вы не смогли объяснить или объяснение не удовлетворило, то, скорее всего, вы пошли на поводу у своего страха быть самостоятельной.

Как стать самостоятельной

Например, вам нужно купить пылесос. Вы идете в ближайший магазин и видите там пылесос, который стоит как подержанный автомобиль. Вы расстроены, но готовы его купить. Стоп! Почему? Потому что вам не жалко денег? Или потому что вы не знаете, где еще смотреть пылесосы, боитесь спросить у кого-то? Если все-таки второй вариант, тогда сила воли и поисковые серверы вам в помощь – решайте возникший вопрос самостоятельно, без ущерба себе и своему кошельку.

Когда принимаете осознанное решение, вы всегда сможете уверенно сказать: «Я поступила так-то и так-то потому-то и потому-то». В этом случае вы не будете испытывать вины перед собой за неправильно принятое решение, а также избавитесь от негативных оценок окружающих, что вы сделали первое, что взбрело в голову.

6. Помогайте людям

Помогите соседке донести сумки домой, покормите бездомных животных, отвезите вещи/продукты в детский дом или церковь, не отмахивайтесь, если вас спрашивают, как добраться куда-то, а вам просто лень объяснять и т.д.

Добрые дела для других людей позволят вам осознать ваш рост в развитии, почувствовать себя более самостоятельной, чем кто-то (дети, соседка), а чувство радости, которое при этом возникает, вдохновит вас и дальше совершать такие поступки. Ведь при развитии самостоятельности главное - делать что-то! Череда даже мелких поступков со временем превращается в опыт, ценнее которого ничего в этом вопросе нет.

7. Развивайте наблюдательность и задавайте вопросы

Если вы норовите сорваться с ведения самостоятельной жизни и постоянно хотите кому-то позвонить/написать и попросить о помощи, то делайте себе напоминания о том, какая цель сейчас перед вами стоит.

Например, вы можете поставить заставку на телефон со словами «Я самостоятельная» (кстати, сделать ее в Paint или Photoshop пусть будет первым вашим заданием!), повесьте такие же стикеры на компьютер, на дверь квартиры или комнаты (чтобы вдруг не попросить помощи у друзей или соседей). Пусть эти слова будут первым, что вы увидите, когда утром проснетесь и встанете с постели – так можно развивать любую черту характера.

Выполняя все эти советы, не забывайте себя благодарить и награждать. За каждое значимое самостоятельно выполненное дело делайте себе подарок, например, пирожное, серия любимого сериала или час с книжкой.

А также обязательно купите красивую тетрадь или ежедневник и каждый день записывайте туда, скажем, по 5 своих успехов: постоянно увеличивающийся список будет вселять в вас уверенность в себе и вдохновлять на дальнейшие подвиги!

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.