Во сколько ребенок пойдет сам. Как помочь малышу научиться ходить. В каком возрасте малыш должен начать ходить

Во сколько ребенок начинает ходить – этим вопросом задаются все молодые мамы. Хочется, чтобы малыш ни в чем не отставал от других, а порой и опережал сверстников. Все должно происходить постепенно: сначала ребенок начинает ходить за ручки, в ходунках, а затем отпускает маму и не уверенно топает сам. Во сколько же ждать этого знаменательного события? Врачи не дают четкого и конкретного ответа. Когда чадо сделает первые шаги – не предугадает никто. Но есть определенные границы, которые помогают ориентироваться педиатрам и родителям. В норме ребенок начинает ходить в период с 9 до 15 месяцев .

От чего может зависеть формирование столь важного навыка?

Наследственность . Если мама с папой уже в 10 месяцев с хохотом носились по квартире, возможно, и ребенок пойдет по их стопам.

Параллельное освоение других навыков . Некоторые психологи считают, что малышу сложно учиться говорить и ходить одновременно. Поэтому формирование одного навыка (разговора) может вытеснить другой (хождение).

Неподходящие условия . Слишком тесная квартира не дает крохе прочувствовать прелесть пространства, длительное нахождение в кроватке или манеже приучает к ограниченным возможностям. Известен случай, когда ребенок, по причине маниакальных страхов родителей простудить его, вообще не находился на полу, только в кроватке и в манеже. Результат – в год и три месяца ребенок стал делать неуверенные шажочки.

Половая принадлежность . Считается, что мальчики осваивают навык прямохождения позже, чем девочки. Но здесь могут сыграть роль и другие вышеперечисленные факторы.

Занятия гимнастикой и массаж . Укрепление мышц поможет крохе достигать успехов в деле освоения пространства. Интересуясь, со скольки месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, не стоит забывать, что роль родителей в этом деле немаловажная.

Длительность прогулок в ходунках . Дети, чувствуя безопасность и поддержку, расслабляются и начинают неправильно ставить ноги. Поэтому долгое нахождение ребенка в этом приспособлении может отдалить момент первых шагов. Рекомендуется сажать кроху в ходунки не более чем на 15 минут 3 раза в день.

Не стоит радоваться, если малыш бороздит просторы квартиры уже в 8 месяцев. Все должно идти своим чередом – формирование скелета, развитие мышц. И раннее хождение увеличивает нагрузку на мышцы, тем самым искривляя детские косточки. Длительная задержка формирования навыка тоже сулит неприятности. В 1 год и 3 месяца мамы уже начинают бить тревогу, расспрашивать врачей, записываться на консультации к специалистам. И это хорошо, ведь все мы знаем «Предупрежден – значит вооружен». Нет ничего страшного, что ребенка осмотрят, поставят на ножки, обратят внимание на наличие гипертонуса или гипотонуса мыщц. Если врачи не найдут никаких отклонений, можно дать крохе еще 1-2 месяца, чтобы созреть для ходьбы. А в случае выявленных проблем важно поскорее начать их устранять, чтобы карапуз мог наслаждаться приобретенным навыком.

Важно правильно вести себя, когда малыш учится ходить. Не стоит мчаться к нему на пятой скорости, если он вдруг плюхнулся на мягкое место. Страхи, негативные эмоции в дальнейшем могут воспрепятствовать полноценному освоению навыка. Улыбнитесь, подбодрите и помогите встать. И вскоре кроха уже будет сам топать ножками.

Когда малыш начинает передвигаться на ногах самостоятельно для него наступает новый этап развития. Во сколько месяцев это произойдёт, зависит от нескольких основных факторов.

Всех родителей волнует, когда ребёнок начинает ходить, и что нужно делать для ускорения процесса. Каждый малыш в первый год жизни очень стремительно растёт и развивается. С каждым днём он овладевает всё большим количеством умений и навыков, которые в будущем необходимы совершенно любому человеку.

Например, к месяцу младенец уже кратковременно удерживает голову, захватывает вложенную в ладонь игрушку, пытается следить за предметами. А к трём месяцам уже удерживает голову устойчиво, трясёт погремушкой и вовсю гулит агу, аги, гу, га. Через полгода после рождения ребёночек начинает показывать свой характер, капризничать, пытается самостоятельно присесть, ползти. После этого нового движения родители начинают ожидать первых шагов, которые приходят со временем.

Особенно молодых родителей волнует обстановка, когда все знакомые говорят о том, что их малыш начал ходить намного раньше, нежели их маленькое чадо. И только тогда длительное время до первых шагов родители переживают за здоровье и уровень развития своего сына или же дочки.

В каком возрасте малыш должен начать ходить

Мало родителей на самом деле знают, во сколько месяцев дети начинают ходить, поэтому им очень сложно узнать, нормально ли развивается в этом плане их малыш или у него имеются задержки. Специалисты утверждают, что младенцы обычно начинают ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года. Это зависит от индивидуальных особенностей развития каждого маленького человечка.

Прежде всего этот срок зависит от темперамента малыша. Спокойные и послушные детки не особенно спешат делать первые шаги, поэтому не стоит удивляться, если к году малыш ещё не встал на ноги. В таком возрасте им достаточно передвижения на четвереньках. Более активные дети, которые спешат познать весь мир, как правило, радуют своих родителей ранними шагами, начав подниматься на ноги в возрасте 8–9 месяцев. Довольно часто случается так, что малыши начинают ходить очень рано, а спустя несколько недель снова прекращают свои первые попытки.

От того, рано или поздно ребёнок начинает делать первые шаги, зависит и развитие детской мускульной системы. Малыш, которому регулярно осуществлялся необходимый комплекс массажа, как правило, начинает ходить куда раньше. Ну и, само собой, период первых попыток встать на ноги, зависит от комплекции младенца.

Обычно более стройные ребята начинают передвигаться намного раньше своих пухлых сверстников. Поэтому если мама заметила, что ребёнок не может встать на ноги после первого года своей жизни, то нужно обратить внимание вначале на его вес. Вполне вероятно, что именно в питании спрятана основная проблема малыша.

Также не следует давить на своего мальчика, если соседская девочка, его сверстница, уже начала топать. Все не раз слышали о том, что девочки немного опережают по развитию мальчиков. На самом деле, так оно и есть. Даже в этом случае проявляется чёткое отличие. Девочки обычно начинают ходить в 9–10 месяцев, мальчики же делают все то же самое ближе к году. Само собой, это средние показатели и периодически встречаются полностью противоположные случаи.

Все же опытные педиатры утверждают, что овладение хождением в возрастном промежутке начинается с 8 месяцев и длится до 16 месяцев. Если в этом промежутке попыток ходить у ребёнка так и не было, лучше обратиться вовремя к специалисту, который назначит комплекс упражнений для укрепления мышц всего тела. Вероятнее всего, у ребёночка просто неокрепшее тело, которое нужно периодически развивать.

Как помочь ребёнку встать на ноги

Если родители считают, что их ребёнок уже давно должен был освоить первые шаги, необходимо ему обязательно в этом помочь. Однако перебарщивать в этом деле тоже нельзя и прежде чем приступать к такому важному моменту, лучше проконсультироваться у соответствующего специалиста. Вполне возможно, что малыш ещё не готов к этому важному моменту, и его мышцы ещё не в том состоянии.

Как уже говорилось, ударяться в крайность нельзя, так как это может вызвать обратный эффект. Если малыш сам стремится встать на ноги, но может сделать это только с помощью взрослого, необходимо помогать ему, поддерживать его под ручки. Так малыш будет чувствовать безопасность и опору. Но как только кроха покажет своё недовольство и нежелание продолжать упражнения, лучше не давить на него. Для младенцев это ещё очень сложно, но постепенно его мышцы и кости окрепнут, и тогда он сам начнёт проявлять инициативу.

По территории всего дома следует установить специальные опоры в виде мебели: стульев, пуфов и прочих элементов, за которые малыш мог бы держаться во время хождения. В специализированных магазинах или в интернете можно приобрести стойки и другие детали, которые помогли бы ребёнку в процессе учёбы передвижения по комнате.

Между этими опорами необходимо постепенно увеличивать расстояние как минимум раз в неделю. Благодаря этому ребёнок начнёт активно преодолевать все свои страхи и будет стремиться к большему расстоянию ходьбы без опоры. Также педиатры советуют стимулировать малышей и класть на расстоянии любимые игрушки.

В последнее время использование ходунков для овладения навыками ходьбы многими специалистами считается нежелательным. Причиной служит то, что длительное пребывание ребёночка в ходунках имеет ряд недостатков:

  • ведёт к деформации позвоночника и искривлению стопы;
  • тормозит важное умение - правильно падать, так как в ходунках нет необходимости держать равновесие;
  • притупляется чувство опасности столкновения с предметами;
  • ребёночек лишён основного орудия познания - рук и рта.

После первых попыток самостоятельного хождения лучше полностью отказаться от ходунков. Кроме того, врачи рекомендуют убрать их из поля зрения малыша, так как он будет постоянно капризничать и требовать данную помощь. В таких случаях ходунки способствуют исключительно задержке развития.

Малыш научился ходить с вашей помощью. Используйте ходьбу для проведения речевых игр. Например, держите ребёночка под мышками или за локотки и сопровождайте его хождение различными ритмизированными стишками:

Я шагаю, я шагаю

И шаги свои считаю:

Раз, два, три, четыре

Я шагаю по квартире.

Ножками топ-топ,

Топ-топ-топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Приседаю: оп-оп,

Оп-оп-оп-оп.

Прыгаю: прыг-скок,

Прыг-скок-прыг-скок.

После того как ребёнок сделает первый самостоятельный шаг, можно покупать специальную ортопедическую обувь, которая предотвратит появление плоскостопия и прочих проблем с хождением. Очень важно, чтобы на ботиночках был небольшой каблучок, жёсткий задник, подошва с антискользящим покрытием. Это способствует формированию нормальной здоровой стопы и осанки у малыша.

Если такие действия тоже не представили никаких результатов, то нужно обратиться за помощью. Вполне вероятно, что ребёнок немного отстаёт в физическом развитии, а исправить это можно только при помощи специалистов: педиатра, невролога, ортопеда, массажиста, врача по ЛФК и других.

Если по истечении первых 16 месяцев жизни ваш малыш так и не попытался встать на ноги, следует обязательно обратиться за помощью. Если никаких патологий не обнаружено, родители должны всячески способствовать тому, чтобы ребёнок захотел сделать первый шаг:

  • по всей комнате устанавливаются небольшие опоры и яркие предметы;
  • при необходимости следует стимулировать малыша. Например, периодически пользоваться услугами детского массажиста, который владеет не только приёмами массажа, но и выполняет с ребёночком посильные упражнения;
  • начиная с 9 месяцев, на прогулке можно катить коляску малыша вместе с ним, использовать разнообразные каталки.

Но главное, удовлетворить потребность ребёнка в таком важном этапе развития, как ползанье. Ведь без него мышечный аппарат точно не будет готов к ходьбе.

Теперь вы знаете, во сколько месяцев ребёнок должен начинать самостоятельно передвигаться на ногах. Выполняя вышеуказанные рекомендации нужно помнить о том, что давить на малыша и мучать его точно не надо. Ведь основная задача мамы и папы - это вырастить здорового сына или дочь, помочь малышу в освоении такого важного умения, как ходьба.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


Ближе к годовалому возрасту молодые мамочки начинают интересоваться, как правильно научить малыша ходить. Одни дети в 10-12 месяцев без особых хлопот делают первые шаги, а другие еще только встают на ножки.

В нашей статье вы найдете много несложных и действенных рекомендаций, после выполнения которых ваш ребенок обязательно научится ходить.

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы младенец встал на ноги и пошел как можно раньше, однако подгонять его не стоит. Опорно-двигательная система развивается постепенно, вот почему малыши должны подготовиться к предстоящим нагрузкам.

Сначала крохе необходимо освоить ползание, поскольку именно передвижение на четвереньках совершенствует двигательные функции, укрепляет мускулатуру.

Не следует увлекаться ранним «вышагиванием», наблюдая за чужими бегающими детками, однако подготовить ребенка к прямохождению необходимо.

Когда малыш начинает ходить?

В ответ на подобные вопросы педиатры называют следующий возрастной промежуток – от девяти месяцев до полутора лет. Большинство деток делают первые шаги в годовалом возрасте. Мы сейчас говорим именно о самостоятельной ходьбе, без взрослой помощи и ходунков.

Некоторые дети поначалу стараются опираться на стены, мебель, руку родителей, другие же сразу встают на ноги и спустя несколько неудачных попыток уже ходят.

Специалисты называют несколько факторов, от которых зависит возраст прямохождения:

  1. Генетика. Если мама или папа в свое время пошли поздно, не стоит поторапливать ребенка и ждать от него ранних успехов.
  2. Детская конституция. Крепкие бутузы обязательно пойдут позже стройных ровесников, пока же им удобнее ползать.
  3. Половая принадлежность. Согласно статистике, мальчики начинают ходить значительно позже девочек.
  4. Темперамент. Активный и чрезмерно любознательный непоседа захочет побыстрее исследовать незнакомый мир и, соответственно, встанет и пойдет раньше.

Как правильно научить ребенка ходить?

Если малыш может самостоятельно подниматься и присаживаться, а также перемещаться вдоль стеночек, придерживаясь ручками, поздравляем – ваше чадо уже готово к своим первым шажкам. Сейчас вам необходимо обучать его ходьбе без вашей помощи. В этом вам помогут следующие советы.

  1. Поддерживайте малыша под мышки и передвигайтесь вдвоем вперед. Ваш супруг должен стоять лицом к шагающему ребенку и тянуть к нему руки; младенец хватается за опору, а вы в этот момент его освобождаете от своих объятий. Получается, что он идет сам, удерживаясь только ручками. Пожалуй, это самый легкий и действенный прием быстрого обучения детей самостоятельной ходьбе.
  2. Внимательно наблюдайте за крохой, который только начинает ходить. Старайтесь не допускать появления страхов и тревожности из-за неловкого падения. Поначалу подстраховывайте младенца во время домашнего путешествия, подхватывая его при наклонах и покачивании.
  3. Заинтересовывайте юного пешехода необычными предметами, новыми игрушками, размещая их на явном удалении от ребенка. Тогда он обязательно начнет совершать движение в необходимом направлении.
  4. В начале обучения разместите вдоль предполагаемого маршрута мягкие подушки, валики из одеял, которые помогут уберечь малыша от травмирования при неудачном маневре.
  5. Избегайте длительной ходьбы с детьми, если они еще не совсем уверенно передвигаются. Подобные маятниковые движения способны оказать отрицательное влияние на формирование позвоночника и, соответственно, красивой осанки.
  6. Подарите своему пешеходу приспособление для толкания – это может быть игрушечная коляска для девочки или специальная машинка с ручкой для мальчугана, которая поможет им ходить самостоятельно.
  7. Не ограничивайте ребенка, если он начал проявлять активный интерес к пешим путешествиям раньше девяти месяцев. Каждый малыш развивается по своему собственному графику, вероятно, ваше чадо опережает усредненные медицинские показатели.
  8. Не сравнивайте успехи чужих детей с достижениями своего отпрыска. Как мы уже говорили, возраст прямохождения зависит от множества причин. Если малыш отстает от сверстников, старайтесь не расстраиваться и не ускорять события.
  9. Если ребенок боится ходить, избегайте критических замечаний, не ругайте его и не ставьте на ножки силой. Показывайте ему позитивные примеры – гуляйте на детских площадках. Кроха увидит ходящих и бегающих детей и обязательно сам попробует повторять их движения.

Учим ребенка ходить: чего нельзя делать?

Мамы и папы, желающие научить детей ходить в раннем возрасте, частенько допускают серьезные промахи, из-за которых малыш овладевает этим навыком значительно позже своих ровесников. Чтобы не допустить подобной ситуации, запомните и не повторяйте следующие родительские ошибки:

  1. Использование ходунков. Бесспорно, это приспособление значительно облегчает мамину жизнь, но крайне отрицательно воздействует на формирование опорно-двигательного аппарата ребенка. Процесс шагания в ходунках не предусматривает полного опускания стопы, что приводит к ее постепенной деформации. А еще малыш в них постоянно сидит, а значит, говорить о вертикальном положении не приходится.
  2. Длительное стояние возле опоры. Младенцу проще подняться и стоять рядом с мебелью, чем присесть обратно. Помните, что продолжительные нагрузки на неокрепшие детские ноги могут привести к растяжениям связок и деформациям стоп.
  3. Некачественная обувь. Во время обучения лучше вообще избегать использования башмачков, но если вы учите малыша ходить на улице, старайтесь приобретать только качественную (а значит, и дорогую) обувь, которая будет поддерживать крохотные ножки в физиологически правильном положении.
  4. Избыточный контроль. Обеспечьте крохе свободу передвижения, разумеется, при вашей поддержке и подстраховке. Не забывайте, что чрезмерная опека и ваши опасения могут напугать ребенка, и он откажется от самостоятельной ходьбы.

Еще до того прекрасного момента, когда ваше чадо начнет свободно перемещаться по квартире, вам необходимо побеспокоиться о его безопасности.

Уберите на верхние полки все острые и режущие предметы, стеклянную посуду, горячие утюги, бытовую химию, лекарства. Поставьте блокираторы на шкафы и комоды, заглушки на розетки – в общем, приготовьтесь во всеоружии встретить юного экспериментатора и пешехода.

Другая информация по теме


  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Избалованный ребенок: 10 признаков от детского психолога

  • Что делать, если ребенка не оторвать от ТВ?