Почему женщины так ненавидят друг друга? О чем с тобой жить? Почему мужчины и женщины ненавидят друг друга

«Да, она страхолюдина та еще! Бедра как у слона. Ноги – кошмар. Целюлитик бы можно и прикрывать в таком возрасте. Выглядит как мешок картошки. А лицо всё спрохудилось. Никакая пластика не исправит. Старуха старухой»

Это пишет некая Тамара Борисова в комментах к фото одной голливудской звезды, выходящей из супермаркета. Сама Тамара Борисова, судя по её профилю, учитель.

«Ой, эта то чего вылезла опять? Ни рожи ни кожи. Насосола уже всем вокруг и теперь учит других как жить. Всегда была прошманде, такой и осталась. Что в ней мужики только находят? Шалава же. Рот как общественный туалет. А внешне? Грудь отвисшая, фу. Плечи как у гориллы. Губы - только пылесосить. Одевается вечно как с помойки».

А это пишет в инстаграме под фотографией одной российской ведущей некая Лариса Б. Переходим на страничку Ларисы Б. и там у нас классика: «Любящая жена. Мать Артемочки и чудо-Светочки. Всем приветики!» И фоточки милые милые. Одни детишки, ангелочки.

И, это же, каждый раз такое! Женщины ненавидят друг друга. Причем в грубой форме. Главная женщина последних недель, потрясающая Галь Гадот, и та попала под раздачу. Нос у неё не тот. Бедра, опять же, как у слона. Руки перекаченные и совсем не изящные. Брови как у мужика. Без макияжа и доспехов – простушка, никто не взглянет.

Ладно, окей, есть критика. Не нравится тебе задница Джей Ло – можно об этом сказать. Бесит Лоуренс или Эмма Стоун – скажи это. Это норм. Проблема в остервенении. В жесткаче. В унижениях и сравнениях с мешком картошки. Вот, почему это так доставляет: назвать другую женщину шалавой, обосрать с ног до головы её внешность и потом в соседнем обсуждении заряжать про мораль и о том, что вокруг одни скоты. Это всегда же одни и те же люди. Те, кто обсирают и те, кто радеют за высшие культурные ценности. «Ой, мир сейчас полон таких уродов. Это такое моральное падение нации! Сожгла бы всех в печи тварей!»

Но давайте даже не про мораль, а чисто про женское. Вы же, как бы, девочки. Girl power и все такое. У вас же «особый женский мир». Предназначение. Вы типа друг за друга горой. Феминизм, наконец.

Вот, будь я женщиной и (что очевидно) будь я феминисткой, я бы ввел термин #женскийфашизм. А как иначе? Как еще назвать все эти: «у неё рот как общественный туалет», «мразота с отвисшей грудью». Что это такое? Свобода самовыражения? Или, типа любимый отмаз всех эти учительниц и любящих мамаш: «Она же публичная фигура, вот я и пишу про неё, что хочу. Вы мне рот не затыкайте!»

Нет, котик. Ты пишешь про неё такой ад, который находится за пределами всех допустимых норм hate-speech. Ты унижаешь, ты дискредитируешь, ты дискриминируешь. Ты поступаешь плохо. Нельзя мешать человека с говном. Можно ненавидеть человека. Он может тебя бесить. Но эти чувства не должны выражаться в виде комментариев зека о новом сокамернике.

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян - известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа - нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

Западная культурная традиция отличается склонностью демонизировать отношения между женщинами

В своем первом интервью в качестве премьер-министра Австралии Малкольм Тернбулл ответил на вопросы об увеличении помощи женщинам, пострадавшим от насилия в семье, словами «настоящий мужчина не ударит женщину». С учетом свежей статистики о насилии в Австралии важность этого заявления сложно переоценить.

При этом не менее важно, чтобы и другие лидеры поддержали премьер-министра – только тогда можно будет изменить то, как общество воспринимает отношения между мужчинами и женщинами.

Но какие же культурные месседжи существуют в обществе об отношениях между женщинами? Похоже, в последнее время в медиа и поп-культуре принято считать, дескать, пусть женщины и не дерутся друг с другом, но по большей части друг друга ненавидят. В этой идее нет ничего нового.

«Дрянные девчонки»?

В последнее десятилетие социологические исследования демонстрировали, что травля среди девочек чаще всего имеет место в форме относительной агрессии – вербальные и эмоциональные атаки – в противовес физической агрессии, распространенной среди мальчиков.

Мы можем с такой же легкостью найти доказательства тому, что друг друга ненавидят как раз мужчины

Это вызвало дебаты о «дрянных девчонках» всех возрастов. Но речь идет не о подгруппе женщин, совершавших преступления против представительниц своего пола.

В качестве доказательства того, что враждебность друг к другу – естественное состояние для женщин, использовались случаи подстав или сплетен среди успешных женщин, а также «стервозные» комментарии о женщинах-знаменитостях в соцсетях.

Журналисты радостно пишут о конфликтах в Twitter между Тейлор Свифт и Никки Минаж, Бейонсе и Рианной, Хлои Кардашьян и Эмбер Роуз.

Идея того, что женщины будут бросаться друг на друга, чтобы заслужить внимание мужчин, также используется для развлечения в таких шоу, как «Холостяк» или «Настоящие домохозяйки Мельбурна». Или в шутку, как в стендапах Криса Рока.

Агрессия по отношению к другим женщинам подается как традиционная и ожидаемая часть женского поведения. При этом комментаторы также относятся к стереотипу «дрянной девчонки» как к только что сделанному открытию.

Миф с долгой предысторией

Столетиями считалось, что женщины неспособны к «настоящей» дружбе. Викторианцы описывали романтическую дружбу между женщинами, но считали ее преходящим увлечением, просто готовившим женщин к браку. В противовес длительной дружбе между мужчинами женская дружба описывалась как краткосрочная, неспособная выдержать сварливую женскую натуру.

В работе «О женщинах» немецкого философа Артура Шопенгауэра, написанной в 1851 году, утверждалось, что отношения между незнакомыми или малознакомыми людьми были «нейтральными», тогда как малознакомые женщины испытывают друг к другу «настоящую враждебность».

Как утверждал криминальный антрополог Чезаре Ломброзо в своей книге «Женщина, преступница, проститутка» в 1893 году: «Благодаря постоянной взаимной антипатии между ними отвращение и ненависть возникают у них по самым ничтожным причинам, и дело часто доходит до драк».

Западная культурная традиция отличается склонностью демонизировать отношения между женщинами.

Биологическая предрасположенность?

Многие комментаторы, в том числе и современные, объясняют якобы отсутствующее чувство сестринства между женщинами сексуальной ревностью. Звучат даже заявления о том, что это может быть биологически обосновано – инстинкт, оставшийся с тех времен, когда поддержка особи мужского пола была необходима для выживания особи женского пола.

Ломброзо был одним из первых, кто поддержал этот дарвинистский взгляд на отношения между женщинами. Он утверждал, что конкуренция за «ресурсы» привела к инстинктивной ненависти к своему полу среди женщин.

Эти заявления остаются недоказанными; тем не менее, такая позиция стала очень влиятельной.

В девятнадцатом веке подобные взгляды привели к тому, что женщин самих обвиняли в пережитых ими бедах. Корнем проституции называли не капитализм, а мстительность тех, кто уже работал в этой сфере. Считалось, что проститутки пытались «опустить» других женщин до своего уровня.

В то же время «уважаемых» женщин обвиняли в поддерживании моральных стандартов, препятствовавших реабилитации «падших женщин». Живший в ХІХ веке журналист Джон Стэнли Джеймс считал, что именно женщины, а не мужчины “стремились забить камнями своих оступившихся сестер».

Эти убеждения бытуют в обществе до сих пор. По мнению таких авторов, как Саманта Брик на Huffington Post, именно женщины объективизируют и унижают привлекательных женщин – в особенности принявших свою сексуальность.

Женщины-профессионалы

В ХХ веке женщины освободились от зависимости от «мужчины-добытчика», но, по мнению общества, это не привело к уменьшению враждебности женщин друг к другу. Считается, что этот феномен просто перекочевал в профессиональную сферу.

Многие верят, что женщины-начальники жестче относятся к женщинам-подчиненным и не хотят помогать другим пробить «стеклянный потолок» из страха потерять свою привилегированную позицию.

Опять же, ничего нового.

В теневой экономике ХІХ века держательниц борделей обвиняли в том, что они ревностно охраняют свой привилегированный статус от обычных проституток. Считалось, что мадам обсчитывают девушек просто из злобы.

Подобные обвинения звучали и в сфере легальной экономики. Социальный реформатор Хелен Кэмпбелл в своем расследовании «Заложницы бедности» о женщинах-работницах фабрик (1990) писала: «Женщины-начальницы не только так же жадны, как худшие из начальников-мужчин, но даже более хитры в изобретении способов угнетения».

Миф живет

Это правда, что женщины не всегда относятся друг к другу справедливо – это касается как рабочей сферы, так и личных взаимоотношений. Но это точно так же справедливо и в отношении мужчин.

Мы можем с такой же легкостью найти доказательства тому, что друг друга ненавидят как раз мужчины – опираясь, к примеру, на статистику того, что большая часть насильственных преступлений совершается мужчинами против мужчин.

Но столетия рассказов о том, что женщины – худшие враги друг другу, привели к формированию у нас к так называемой «склонности к подтверждению своей точки зрения». Мы запрограммированы замечать доказательства, подтверждающие гипотезу, в которую мы верим.

И когда истории о женской вражде добираются до наших телеэкранов – к примеру, вражда между матерями в фильме «Рука, качающая колыбель» (1992) или между четырьмя девушками в сериале «Маленькие обманщицы» (2011), они кажутся нам попросту более интригующими, чем стандартный мир мужского насилия.

Культурный критик Генри Менкен когда-то сказал, что мизогин – это человек, ненавидящий женщин так же сильно, как женщины ненавидят друг друга. Необоснованно предполагая, что все женщины друг друга ненавидят, мы даем мужчинам молчаливое разрешение тоже ненавидеть женщин.

Рассказывала свекрови об инциденте, случившемся недавно на одном из столичных пляжей. Напомню, что отдыхающие рядом с неофициальным нудистским пляжем пожаловались на загорающую топлес девушку в правоохранительные органы, в результате чего все закончилось потасовкой и задержанием.

Все правильно! - ответила свекровь. - И везде это надо запретить. Противно смотреть на обнаженную женскую грудь. Фу! Как вспомню пляжи турецкие, аж в отпуск ехать не хочется.

Противно человеку на грудь смотреть. А со своей-то как жить?

Женщины ненавидят себя и ненавидят друг друга.

Вы можете себе представить, чтобы мужской журнал опубликовал статью на тему "Как себя полюбить"? Смешно, да? Нонсенс.

Только девочек с детства учат стесняться себя и своего тела.

Помню, много лет назад на дачной веранде лежала стопка журналов "Здоровье". В одном из номеров была опубликована статья-рассказ о первых месячных. Завуалированная история о том, как девушка обнаружила на простыне и ночной рубашке пятна и в ужасе бегала по дому, не зная, как спрятать "этот стыд". Статья, признаться, внушала ужас.

Женщине стыдно все. Она должна стыдиться своей физиологии, небритых ног, беременности и собственной груди. И стыдить других, если они осмелятся выставить что-то напоказ.

Пусть даже и подсознательно, но внутри каждой женщины есть установка, что мужчина - это хозяин жизни. Первый сорт. А ты девочка. Второй номер. Приложение.

Вспомните, что приписывают женщине, когда хотят похвалить ее сильные стороны: "баба с …". И это комплимент, потому что круто быть мужчиной. У них нет гормональных бурь, у них не рвутся колготки и не вываливается из лифчика грудь. Ум, смелость, способность к логическому и аналитическому мышлению как будто достаются мужчинам исключительно по праву рождения.

Сын. Наследник. Мужик. Это звучит гордо. А что девочка? Девочка-припевочка. Снова нюни распустила.


Кто, как не женщина, может как следует унизить другую женщину. Женщины поддерживают и транслируют стереотипы о себе же, и это называется внутренней мизогинией. Все это происходит не от хорошей жизни. Находясь внутри женоненавистнического дискурса, мы вынужденно начинаем надеяться на "дивиденды" от привилегированного класса - мужчин: смотрите, парни, я такая же, как вы, я тоже смеюсь над "тупыми телочками". Это попытка занять более комфортную позицию в отсутствие выбора. Стокгольмский синдром.

"Ведет себя, как баба", "сама напросилась", "у тебя просто ПМС".

Слишком много косметики? Тупая кукла. Вообще без косметики? Ленивая уродина.

Когда речь заходит о праве не брить ноги или не краситься, больше всех возмущаются женщины.

Почему так происходит? Потому что внутренняя мизогиния обуславливает жесткую иерархию внутри женской среды. Женщина должна соответствовать определенным репродуктивным, возрастным, физиологическим и другим требованиям. Все разнообразие характеров, личностей, желаний, возможностей сводится к некой шаблонной "нормальной женщине" с жестко прописанными требованиями к ней. В свою очередь женщинам остается соревноваться друг с другом за право быть лучшей в рамках этого одного-единственного шаблона. Вместо того чтобы понять, что нет и не может быть единственно верной модели, и наслаждаться собственной единичной уникальностью.

Только женщина бывает падшей, только женщина может осквернить своим присутствием, только женщина на корабле - к беде. Мать-одиночка. Старая дева. Баба с пустым ведром. Разведенка.

Зато старый конь борозды не испортит.


Пару дней назад в социальной сети было опубликовано объявление о поиске сотрудников. Туристической компании требовался бухгалтер. В комментариях под постом был задан вопрос: есть ли шанс у женщины 45 лет с внешностью "не очень" ? Прочтите эту фразу еще раз. И еще.

В случае аварийной ситуации на дороге даже женщина говорит с презрением в голосе: "Спорим, баба за рулем".

Что делать? Можно начать с того, чтобы научиться понимать: ум, глупость, профессионализм, сила или слабость - это качества человека. А не исключительно мужчин и не исключительно женщин. И перестать приписывать какие-то характеристики целой группе как раз и навсегда данные.

«Таким красивым, как я, приходится нелегко – другие женщины ненавидят нас лишь за то, что мы прекрасно выглядим». Такова главная мысль статьи «Почему женщины ненавидят меня за то, что я красивая» Саманты Брик, опубликованной в британской газете Daily Mail. В адрес журналистки, которая написала статью о том, какая она красивая, посыпались угрозы и оскорбления в Твиттере, Facebook и по электронной почте. Сочувствующие были, но мало. Я читала статью, пытаясь разобраться в своих чувствах. Мне было жалко Саманту. Ее терроризирует начальница лишь за то, что та моложе на десять лет и умеет одеваться. Ни одна, даже лучшая, подруга не позвала ее быть подружкой невесты. Ее редко приглашают в гости – жены боятся за надежность своих мужей. С другой стороны, меня коробит, когда Брик пишет: «Я не Эль Макферсон. Я высокая стройная блондинка, и мне все говорят, что я красотка». Обиженные читательницы писали: «Тебя ненавидят не за красоту, а за то, что ты самонадеянная эгоистка, которая возомнила о себе бог весть что».

Я дочитала статью. То, как выглядит ее автор, к делу не имеет никакого отношения, потому что... о вкусах не спорят. Но ни я сама, ни мои подруги ни разу не говорили про себя: «Я очень красивая девушка». Думали так? Да. Но вслух женщины такое не произносят.

Свои эмоции по отношению к другим женщинам мы отлично научились сублимировать. Мы никогда не признаемся себе, что нас раздражает совершенство другой девушки. Зато нас бесят ее общечеловеческие недостатки. Мне, например, отвратительны бездельницы, которые сидят на шее у своих пап, мужей, любовников. Такой же градус неприязни приходится на девушек, которые упиваются своей красотой – женский вариант нарциссов просто ужасен! Дур я тоже не люблю, про них Фаина Раневская сказала: «Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень». Невозможны и слишком правильные, с синдромом отличницы, и безликие, и безответственные, и те, кто говорит только о себе, и те, что судят людей, подруг и кого угодно только по статусу. Но сказать, что я не люблю женщин?! Как вы могли такое обо мне подумать!


Откуда тогда взялись страшные истории про женскую зависть, про соперничество, которое у нас в крови, и откуда разговоры вроде: «Лучшая подруга – страшная подруга. А если у вас нет страшной подруги, подумайте – может, вы сама и есть страшная подруга?» Почему мы одеваемся не для мужчин, а для женщин? Почему оказаться в компании ослепительных красавиц – гарантия отвратительного настроения и испорченного вечера? Почему нас так коробит, когда про какую-то другую мы слышим: «Какая красивая!» – особенно когда это говорят мужчины? Помните рассказ Кэтрин Мэнсфилд A Cup of Tea (он есть даже в школьном учебнике английского)? Богатая девушка Розмари подобрала на улице и приютила нищую мисс Смит. Муж Розмари оказался не в восторге от идеи жены и, когда уговоры не подействовали, нанес удар, убивающий всякую благотворительность. Он сказал: «Дорогая, ты не находишь, что мисс Смит удивительно красива?..» Не прошло и получаса, как мисс Смит и след простыл – Розмари быстро от нее избавилась.

При этом мужчины не выносят, если в их присутствии женщина в адрес другой женщины скажет: «Какая жирная корова...» – или какую-нибудь другую «нежность».

Вообще зависть – обычное дело среди девочек. Даже знаменитая феминистка Джермейн Грир с этим согласна: «Женская зависть – это естественная реакция на наш коллективный опыт. Целые поколения женщин заботились об остальных, забывая о себе, – в результате они страдают от эмоционального голода. И им тяжело видеть тех женщин, которым повезло не быть обделенными вниманием. Отсюда желание критиковать, принижать и злословить».


Вопрос красоты стоит особенно остро. Психолог Мариса Пир, автор множества книг для женщин, из многолетних наблюдений сделала вывод, что женщины оценивают друг друга преимущественно по внешним данным, а не по профессиональным успехам (у мужчин – наоборот). Из-за чего жизнь красивых трудна. Израильские социологи заметили, что красавицам сложнее устроиться на работу, даже несмотря на несколько высших образований и идеальную профессиональную репутацию. Эксперимент провели на пяти тысячах израильтянок, которые искали работу. Каждая сделала резюме в трех вариантах – на первом поместила фотографию красавицы, на втором – дурнушки, а третий разослала без фото. Больше всего предложений получили резюме без фото. На втором месте оказались непривлекательные. Красавицам почти никто не позвонил. Психологи из отделов кадров объяснили свое поведение очень просто: «Когда женщина добавляет в резюме снимок, создается впечатление, что она хочет сыграть на своей внешности. Если же так делает мужчина, то он, напротив, подчеркивает уверенность в своих силах, и ему это прибавляет баллов».

В Америке из банка в Чикаго уволили сотрудницу с мотивировкой «ваши внушительные формы отвлекают сотрудников от выполнения своих обязанностей», при том, что никто не сомневался в ее профпригодности.

Я, как и все, люблю истории из жизни звезд, но ничто не приносит такое удовольствие, как рассматривать снимки папарацци, на которых видно реальное положение лиц и тел этих богинь. У Дженнифер Лопес и Ким Кардашян, оказыва­ется, короткие ноги. Хэлли Берри отрастила волосы, которые ей страшно не идут. Те, кому посчастливилось увидеть Монику Беллуччи, говорят, что она, конечно, прекрасна, но ростом не удалась, живот у нее очень заметен и попа тяжеловата, и вообще видно, что она женщина далеко за 40... К Софи Лорен или Катрин Денёв у меня нет претензий. Я мила и снисходительна к тем, кому больше 60 лет. У них другие интересы, между нами нет конкуренции. О том же говорит и Саманта Брик в своей статье – теперь, когда она миновала 40-летний рубеж, жить ей стало легче, потому что женщины больше обращают внимание на ее возраст, а не на внешность.

Мне, конечно, неудобно ловить себя на том, что я не люблю женщин – практически всех. Но, с другой стороны, если бы не женская враждебность по отношению друг к другу, скольких великих фильмов и книг мы бы недосчитались! По-моему, эта наша ненависть гораздо интереснее, остросюжетнее, чем любовь между нами и мужчинами.