Занятия для детей 5 лет распечатать. Мышление в жизни детей. Единственная птица, у которой есть ушные раковины

Ребенок, которому исполнилось пять лет, умеет и знает уже немало. Он хорошо говорит, анализирует ситуацию и объясняет свое мнение, умеет считать, выполняет простые математические задачки (сравнение, прибавление единицы, счет до десяти и обратно). Сознание малыша постепенно становится более взрослым, он учится быть ответственным, умеет строить планы намного вперед.

Наблюдая за своим малышом, родители замечают, что он уже самостоятельный, смелый, имеет собственные интересы, какие-то успехи в занятиях, спорте, творчестве. Но дети в этом возрасте по-прежнему очень впечатлительные, эмоциональные, сравнивают себя с другими, стремятся быть частью общества и играть в нем не последнюю роль.

От пяти до шести лет ребенок все еще познает мир и развивается через игру, общение с родителями и сверстниками. Но постепенно на первый план выходит именно обучение. Оно подразумевает под собой полноценный учебный процесс, который имеет свои правила и требования, а результат должен быть оценен.

Содержание статьи:
1.
2.

Развитие ребенка в пять лет

Сейчас пришло время для родителей проанализировать развитие своего ребенка в каждом направлении и проверить себя. Как ведет себя малыш дома, на улице, в публичных местах? Как он общается с другими людьми? Есть ли у ребенка друзья, как они понимают и воспринимают дружбу в принципе? Хорошо ли говорит ваш сын или дочь с точки зрения произношения, а также в плане умения строить предложения?

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и гармонично в семье. подразумевает под собой, в первую очередь, не дополнительные занятия, а обучение ответственности и порядку. Нужно давать ребенку чувствовать себя взрослым, выполнять домашние обязанности, делать важные серьезные дела. Такие процедуры, как умывание и , одевание, сортирование одежды, наведение порядка на полочках, должны быть постоянными и регулярными.

С точки зрения психологии, дети в пятилетнем возрасте еще слишком восприимчивые к неудачам, они трепетно относятся к своему положению в обществе. Учите детей не бояться воспитателей, новых людей, интересных ярких занятий. Учите видеть в каждом новом опыте позитив, раскрывайте ребенка. Социальный аспект играет основную роль, именно недостаточная социальная зрелость порой становится причиной проблем с занятиями в школе, хотя сам ребенок может иметь отличные данные и развитый интеллект.

Важная деталь: нельзя заставлять ребенка делать то, что сами родители не делают. Пытаясь воспитать в детях ответственность, вы на самом деле дискредитируете себя в глазах малыша, они могут перестать вас уважать и доверять. Лучший способ научить своего сына или дочку – показать пример правильного поведения. Требовать и принуждать ребенка к любым занятиям нельзя.

Занятия с ребенком 5 лет: обучающие игры и полноценные уроки

Постепенно, но неукоснительно занятия с ребенком превращаются из произвольной спонтанной игры в серьезные полноценные уроки. Но не стоит делать это резко и в строгих рамках. Детям в этом возрасте сложно концентрироваться на том, что им не слишком интересно. Заставлять думать нельзя, но можно исключить во время занятий другие предметы, которые отвлекают внимание ребенка. К примеру, не стоит проводить занятия на игровом коврике. Если у малыша есть свой стол, во время работы убирайте на нем, прячьте все ненужные вещи, даже самые любимые игрушки и сувениры.

Развитие детей от пяти до шести лет включает в себя:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • Физическое развитие;
  • Умение работать в коллективе, навыки общения;
  • Познание мира и его закономерностей, изучение законов природы и общества;
  • Творческое мышление, развитие воображения и абстрактного мышления;
  • Основы математики, грамматики, письма и чтения.

При этом важно разделять каждое задание тематически, наполнять их игровыми эпизодами лишь во время активных занятий. Дети в этом возрасте еще не могут контролировать свое внимание и память их работает произвольно: они легко запоминают то, что их увлекло или удивило, но также легко и забывают. Важнейшие виды занятий для детей дошкольного возраста – развитие мышления и всех видов памяти (зрительной, слуховой, механической), а также активная работа над речью.

Занятия с ребенком 5 лет для развития речи

Понаблюдайте за произношением ребенка. Все ли буквы он выговаривает четко? Есть ли сложные нюансы? Может, он выговаривает одну или несколько букв неправильно, но приспособился к этому и не обращает внимания. Обязательно нужно акцентировать на этом, стараться добиться того, чтобы малыш пытался произносить их правильно. Иначе неправильное произношение станет плохой привычкой, которую будет непросто изменить.

Для лучшего развития произношения есть простые, но эффективные упражнения:

  • гимнастика для языка,
  • упражнение «мостик» (язык напряжен и дотрагивается к небу), «балалайка».

Если у малыша проблемы с произношением, лучше уже сейчас обращаться к логопеду. В более позднем возрасте будет намного сложнее.

Развитие речи и познание окружающего мира по-прежнему тесно связаны. Лучший способ расширения словарного запаса и получения новых знаний – чтение. Причем вы можете не только читать ребенку сами, но и потихоньку учить его читать самостоятельно.

Изучать можно новые слова из разных сфер:

  • профессии;
  • марки автомобилей;
  • эмоции и чувства;
  • птицы, грибы, насекомые;
  • новые кулинарные блюда, продукты.

Список можно дополнять любыми тематиками, это пойдет только на пользу малышу.

Занятия с ребенком 5 лет для развития мышления и памяти

Другие виды занятий

Порой родители слишком увлекаются процессом обучения малыша и забывают о его главных потребностях. Одной из них является общение. Побольше времени проводите с ребенком, гуляя, играя в семейные настольные игры, выполняя вместе домашние работы. Также важно обеспечивать ему полноценное общение со сверстниками. Лучший вариант игры для детей пяти лет – коллективные веселые игры во дворе, в садике.

Активные спортивные занятия обязательно нужны ребенку. или каждый день делайте утреннюю . Отличный вариант для детей этого возраста – плавание или просто веселое времяпрепровождение в воде.

Не увлекайтесь строгим обучением, не старайтесь воспитать в ребенке гения – все приходит со временем. Главное – не пускать все на самотек и не позволять малышу скучать. Мир вокруг чрезвычайно интересный, нужно только уметь увидеть это и показать детям.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 19.05.2018

Развитие ребенка 5-6 лет – довольно сложный и кропотливый процесс, от которого зависит способность малыша к взаимодействию с окружающим миром. Это своего рода фундамент, обеспечивающий не только активацию психодинамических факторов, но и формирование восприятия в целом. Обучать детей в подобном возрасте, как правило, легко, так как перед нами уже полноценная личность с ярко выраженной индивидуальностью.

Регулярные занятия дома должны быть направлены как на повышение интереса к дальнейшему обучению в школе, так и на умение ориентироваться в социуме. Практика показывает, что способность ребенка усваивать школьную программу значительно увеличивается в случае применения к ним развивающих дошкольных методик. Такие дети отличаются организованностью, незаурядным мышлением, положительным настроем и недюжинной работоспособностью.

Особенности психического развития детей в 5-6 лет

Умения пяти- или шестилетнего ребенка не малые: он хорошо владеет речью, способен к анализу ситуации и проявлению самостоятельности. Малыш все больше начинает видеть связи между различными явлениями и уже пытается отстоять свое мнение. Знания дошкольников довольно обширны, память работает в усиленном режиме, мозг с жадностью усваивает новые данные. Однако психика еще не сформирована до конца, а накопление информации отличается спонтанностью и повышенной эмоциональностью. В этом возрасте детей можно сравнить с губкой, впитывающей все подряд, без оценочных суждений и каких-либо ограничений.

Исходя из вышесказанного, очень важно именно в дошкольные годы заложить основы правильного мировосприятия, ведь с них начнется построение цепочки умозаключений, формирующей тип мышления. Оптимальная программа развития детей раннего возраста заключается в четко проработанном синтезе работы с интеллектуальной составляющей и морально-этическими нормами. И здесь все зависит не только от самого ребенка, но и от уровня понимания родителей, включая их преподавательские навыки.

Общая направленность занятий с детьми 5-6 лет дома

Составить план развивающих занятий для дошкольников дома – задача не из легких, и далеко не каждый родитель способен справиться с ней без проблем. Необходимо хорошо разбираться в психологии ребенка раннего возраста и уметь быстро подстраиваться под различные ситуации. К сожалению, не каждый может похвастать навыками в данной сфере, особенно когда подрастает его первенец. Но не стоит отчаиваться, следование профессиональным советам и рекомендациям поможет выйти из затруднений и превратить обучение детей в истинное удовольствие.

Для начала следует иметь четкое представление обо всех нюансах характера своего ребенка, а также о его интеллектуально-психических «исходниках». Перед составлением плана занятий на развитие и продумыванием заданий необходимо протестировать знания, имеющиеся у малыша в различных областях. Сделать это будет просто, проведя опрос в виде игры, вызывающей у ребенка желание отвечать на все поставленные вопросы. Рекомендуется составлять опросник таким образом, чтобы в процессе игрового сеанса можно было выявить склонности дошкольника к тем или иным учебным дисциплинам, а также тенденции в отношении к окружающей действительности.

Примерный план игрового опросника может состоять из следующих заданий:

  • на проверку скорости чтения и постановки речи;
  • на решение математических задач различной сложности (здесь на помощь придет сборник занимательной математики для детей младшего возраста);
  • на решение задач на смекалку;
  • на развитие воображения, как устно, так и с помощью рисования;
  • упражнений на проверку памяти и внимательности (это могут быть яркие мнемонические карточки, кубики с изображением любимых сказочных персонажей, выложенные в определенном порядке и тому подобное);
  • модулирования ситуаций, в которых можно явственно проследить особенности восприятия чада и его ориентирование в социальных нормах (например, в виде истории или сказки, по окончании которой ребенку дается задание разобраться, что есть «хорошо», а что «плохо»).

Тестовые задания не должны вызывать скуку, затягиваться во времени или перемежевываться занудными, «взрослыми» комментариями, вызывающими у детей раздражение. Проверку особо неусидчивых детей можно проводить в несколько этапов, подкрепляя всяческими поощрениями. Если ребенок не понял вопроса, необходимо переформулировать его, взяв при этом на заметку слабые места и пробелы в знаниях.

Помните: только внимательное и терпеливое отношение к любимому чаду позволит выявить необходимые акценты в дальнейшей программе развивающих занятий! Не стоит выходить из себя, повышать голос и давить на ребенка в случае, если он отказывается давать ответы или начинает вести себя странно. Цель заданий предварительного опроса – не воспитание, а исследование внутренних процессов и умственной деятельности малыша.

После того, как общая картина станет известна наверняка, можно начинать развивающие занятия. Конечно же, вышеизложенные рекомендации относятся, прежде всего, к тем родителям, которые в силу недостатка времени уделяют не достаточно внимания своему ребенку, так как матери, посвящающие все свое время воспитанию детей, как правило, занимаются с ними еще с раннего возраста – двух-трех лет. В этом случае им хорошо известны как характер малыша, так и все его знания и навыки. Однако и здесь ребенок может быть недооценен, и потому проведение общей проверки все же имеет смысл.

Что должны знать дети 5-6 лет

Четких границ того, что должен знать пяти-шестилетний ребенок, не существует, есть лишь рекомендованный минимум навыков дошкольника. Базовые знания позволяют подготовить детей к школьной программе начальных классов и помочь адаптироваться в предстоящих переменах. Причем последнего проще будет достичь, если проводить развивающие занятия не только дома, но и посещать различные детские кружки и спортивные секции. Это привьет малышу чувство ответственности и прилежание, а также повысит его коммуникабельность.

Минимальный объем знаний, которыми должен обладать ребенок 5-6 лет:

  • уметь читать до 70 слов в минуту и без труда пересказывать прочитанное;
  • владеть четкой и плавной речью;
  • писать печатными буквами;
  • совершать простые математические операции – прибавлять, вычитать, делить и умножать;
  • уметь рисовать не только отдельные элементы, но и цельные картинки;
  • знать немало стихотворений и песен;
  • уметь различать цвета и сложные оттенки;
  • знать и соблюдать правила гигиены;
  • знать нормы приличия и основы этикета;
  • определять время по часам;
  • различать множество видов животных, разбираться в погоде и других природных явлениях;
  • знать правила поведения в общественных местах;
  • уметь ориентироваться в пространстве и географии места жительства;
  • обладать элементарным логическим мышлением;
  • знать основы языка: род и числа, части речи, составлять разные типы предложений;
  • уметь мыслить творчески и фантазировать.

Если заниматься с детьми с раннего возраста, то в 5-6 лет они способны на гораздо большее по сравнению с указанным минимумом. В случае же, когда у ребенка нет даже вышеперечисленных знаний, делать развивающие упражнения необходимо в усиленном режиме. «Застой» развития дошкольников приводит к негативным последствиям уже в первые месяцы обучения в школе. Недостаток знаний сказывается на успеваемости, что, в свою очередь, может отразиться на поведении и нервной системе малыша.

Программа развития детей 5-6 лет

Развитию ребенка способствуют разнообразные упражнения на тренировку памяти, внимания, скорости мышления, воображения, а также на получение основных навыков. Рекомендуется проводить занятия с малышом ежедневно с закреплением изученного в конце каждой недели.

Задания должны быть комплексными и не превышать 15 минут. При обнаружении перегрузки ребенка следует сделать небольшой перерыв, после чего завершить занятие.

План развивающего урока для детей 5-6 лет может выглядеть следующим образом:

  • совершение математических операций и решение занимательных задач;
  • мнемонические игры во всевозможных вариациях;
  • чтение с установленным объемом, включая пересказ и обсуждение фрагмента;
  • изучение окружающего мира с помощью картинок, целевых прогулок или специального видеоматериала;
  • выучивание стихотворений и скороговорок для улучшения речи;
  • логические задания;
  • рисование.

После каждого упражнения необходимо делать физическую разминку и разговаривать на отвлеченные темы. Регулярные занятия с раннего возраста дадут ощутимые положительные результаты уже через несколько недель, а ко дню поступления в первый класс ребенок будет чувствовать себя уверенно, обладая должными уровнем развития для начала школьной жизни.

Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.

Родителям пятилетних детей стоит знать, на что стоит обратить внимание, при подготовке домашних занятий с детьми. Важно понимать, что это возраст, когда стоит начинать подготовку к школе. Важно организовать занятия, но продолжительность их не должна превышать 30-35 минут. Учитывайте, что ведущей деятельностью детей этого возраста является игра, поэтому все познавательные занятия стройте именно в такой форме. Нужно развивать мелкую моторику, она напрямую влияет на развитие речевых центров. Хотите сына или дочь, который много и хорошо разговаривает лепите, рисуйте, раскрашивайте, складывайте мозаику вместе с ним.

Смотрите занятия как на картинках, так и в текстовом варианте и выбирайте то, что лучше подходит вашему малышу.

Игры и занятия для детей 5 лет

Для занятий с детьми дома, родителям заранее подготовьте призы, а также необходимые принадлежности и атрибуты.

Квест найди сокровище

Родители заранее придумывают и создают карту с заданиями. В качестве локаций используются разные комнаты квартиры. Каждое новое задание дает подсказку, где находится сокровище.
Какие задания можно использовать:
Собери мозаику
Отгадай загадки
Сделай аппликацию (небольшую)
Отдели фасоль от гороха
Составь башню из кубиков не менее 30 см (можно указать высоту предмета в комнате)
Назвать только диких животных
Разложить картинки по временам года
Обязательно вознаградите сыщика в конце, пусть это будет что-то вкусное или полезное, например, небольшой конструктор или игрушка.

Занятие: «Горячо-холодно»

Простая игра, позволяет развить пространственные представления, память, мышление и внимание. Заранее спрячьте приз в доступном для ребенка месте. Попросите его найти спрятанное, давайте маленькому участнику подсказки словами «горячо» — значит близко к призу и ваш пятилетний малыш движется в правильном направлении и «холодно»- значит направление для поиска выбрано неверно.

Можно сыграть в эту игру и наоборот, пусть сын или дочь спрячет игрушку, и указывает вам к ней путь аналогичными словами. Задача взрослого найти приз, задача ребенка правильно давать направления, используя слова «горячо», «холодно».

Игра: «Чего не хватает»

Игра, способствующая развитию внимания. Потребуются набор разных предметов, это могут быть игрушки, карандаши или любые безопасные предметы. Сначала можно использовать 5-7 предметов, позднее усложняйте задания добавляя все больше и больше атрибутов.

Задание найти предмет, которого не хватает. Дайте маленькому участнику время запомнить все предметы, а после того, как он отвернулся нужно убрать один предмет. Если ребенок правильно угадал, какого предмета не хватает, то пусть в новом кону, он прячет от вас какой-то атрибут.

Дополнить занятие можно задания типа: расставь предметы как они стояли, назови цвет предмета, которого не хватает, расставь игрушки по высоте.

Занятие: «Руки-весы»

Для понимания тяжести предметов, предложите ему поработать весами. Вкладывайте в его руки разные предметы и просите оценить, какой из них тяжелее.

Чтобы усложнить задание можно завязать маленькому игроку глаза.

Занятие: «Лепим фрукты и овощи»

Предложите дочке слепить продуктовый набор для её куклы. Для примера предложите ему оригиналы овощей и фруктов или картинки, на которых они изображены. Пусть попробует создать овощи и фрукты в соответствии с их цветами.

Из полученных копий сделайте картину или попросите разделить полученные произведения на овощи и фрукты.

Родителям стоит помнить, только развивающие занятия в виде игры способны увлечь ребенка и приучить выполнять его самые сложные задания. Помогайте и обязательно хвалите ребенка, тогда даже неудачи он научится принимать адекватно и не потеряет желания снова и снова пробовать делать. То что в первый раз не получилось.

Видео «Развивающие занятия с детьми 5 лет»

В заданиях для детей 4-5 лет должны присутствовать элементы игры. Малыш не может усидеть на одном месте больше 20 минут, поэтому на выполнение упражнений следует выделять, немного времени, делать их разнообразными и захватывающими.

Познавательные задания для детей 4-5 лет

1. «Домашние и дикие животные» . Подготовить карточки с различными животными: волк, заяц, мышь, лиса, корова, лось, крот, кошка, енот, олень, собака и другие. Ребенку предложить разделить животных на две группы: домашние и дикие. Хорошо проводить такие игры после похода в зоопарк. Такие задания развивают кругозор и понимание окружающего мира, а также речь (если правильно задавать вопросы и рассказывать о животных, для этого можете ориентироваться на логопедические карточки ниже).

Тема: Домашние животные

2. «Профессии» . Распечатать картинки с изображением людей различных профессий: повар, капитан корабля, водитель, продавец, учитель, садовник, врач, судья, пожарник и другие. Для того, чтобы малыш мог искать обобщающие свойства и называть их, необходимо подготовить отдельно предметы (или картинки): поварешку, указку, руль, мантия, шланг и другие. Ребенок выбирает картинку с профессией человека и ищет подходящий предмет для него.

3. «Весна» . В 4 года малыш уже знает основные цвета и формы, поэтому в продолжение развития этой темы можно организовать игру с крышками от детского питания «Фруто-няня». Колпачки прекрасно соединяются между собой и имеют различные цвета. Соединять их между собой достаточно просто, чтобы создавать интересные предметы. На альбомном листе можно нарисовать круг, квадрат, цветок, облако. Из крышек собрать фигуры такой же формы, чтобы можно было приложить к листу бумаги.

Игры на развитие внимания у детей 4-5 лет

В 4-5 лет активно формируется логическое мышление, требуется уметь сосредотачиваться на какой-либо определенной задаче. В дальнейшем это помогает выработать усидчивость.

1. На альбомном листе нарисовать различные предметы: цветок, воздушный шарик, машинку, солнце. Попросить ребенка обвести карандашом только воздушные шарики.

2. Зачеркнуть букву «Н». На альбомном листе распечатать вразброс буквы алфавита и попросить кроху зачеркнуть красным карандашом букву «Н», зеленым карандашом все буквы «А» и так далее.

3. «Листопад». На листе бумаге нужно найти одинаковые листочки. Попросить ребенка соединить карандашом одинаковые листики и раскрасить их. Игра учит определять схожесть предметов, развивает пространственное мышление.

Задания математического цикла

1. Приобрести магниты разных цветов в любом канцелярском магазине. С их помощью малышу удобно разобраться с числами и понятиями – больше и меньше. Задание: сколько у кошечки котят, а сколько у собачки щенков? У кого деток больше?

2. На листе бумаге нарисовать 5 звезд на небе. Предложить ребенку сосчитать и дорисовать столько же звезд. Сколько всего должно получиться?

3. На рисунке изобразить улиток, цветочки. Дать задание обвести цветочки зеленым карандашом, улиток сосчитать и подвести линией к цветочку (какой улитке нравиться какой цветочек, как ты думаешь?). Сколько лишних цветочков осталось?

4. На альбомном листе распечатать мухомор. Дать малышу задание сосчитать пятна на шляпке. Дорисовать рядом столько точек, сколько пятен на мухоморе. Сколько всего кружочков получилось?

5. Соединить по порядку точки от 1 до 15. Должен получиться рисунок. Такие задания очень нравятся детям и развивают мелкую моторику руки и учат правилам счета.

6. Соединить линиями группу цветочков по три штуки. На листе нарисованы цветочки в хаотичном порядке.
Требуется проявить внимательность и распределить все цветы по группам.

Обучающие задания со словами

1. На листе в центре написаны слова печатными буквами: море, цветок, солнце, улитка. Соотнести слово и рисунок, провести линию.

2. На листе написаны разные слова: мама, кот, собака, папа, лето, весна, дерево, цветок. Нужно в словах зачеркнуть букву А. Кроха учится усидчивости и внимательности.

3. На альбомном листе нарисованы круги и треугольники. Ребенку дается задание нарисовать в каждом круге букву М, а в каждом треугольнике букву С.

4. «Наоборот». Взрослый называет любое слово, а малыш должен найти противоположное по смыслу. Например: взрослый называет «горячий», ребенок отвечает «холодный» и т.д.

5. «Ласковое слово». Назвать предмет, а малыш подбирает ласковое слово для его обозначения. Например: мяч – мячик, дом – домик, нога – ножка.

6. «Фрукты и овощи». Разложить перед ребенком различные картинки с фруктами и овощами. Вариантов игр много: попросить юного ученика сложить в корзинку фрукты. Попросить выбрать те овощи, из которых мама делает на обед салат.

7. «Найди лишнее». Говорить малышу набор слов, в котором слова относятся к одной группе, но одно слово лишнее. Ребенок должен на слух определить лишнее. Например: дерево, трава, цветок, улитка. Лишнее слово – улитка. Ребенок должен дать объяснение, почему именно это слово лишнее.

Задания на развитие творческого мышления

1. Создание собственного журнала или книги. Для выполнения этого задания потребуется цветная бумага, вырезки из различных глянцевых журналов, цветной картон, клей, скотч. Слова для книги также можно вырезать из журналов. Получается совместная работа.

2. Театр. Предложить разыграть настоящий кукольный спектакль. Сделать костюмы, подобрать реквизит, подготовить приглашения для домочадцев. Можно выбрать любую русскую народную сказку, привлечь старших братьев и сестер.

3. «Интересное продолжение». Задание полезно для детей 5 лет, так как учит строить предложения, логически мыслить и развивает мышление. Следует придумать рассказ на определённую тему. Взрослый говорит первое предложение, малыш продолжает следующее предложение. Далее вновь придумывает предложение взрослый. Должен получиться связный текст. В заключение просим ребенка пересказать.

Задания для детей 4-5 лет должны быть комплексными и развивать логику, мышление, речь, мелкую моторику. Тематические занятия можно адаптировать под возрастные особенности малышей, разнообразить играми и научить сравнивать, анализировать, мыслить в увлекательной форме. Если заниматься с ребенком ежедневно, то ему будет нравиться знакомиться с основами математики, чтения и других предметов.

Видео развивающие задания для детей 4-5 лет