Беседы с батюшкой. Духовное здоровье. О духовном здоровье человека

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Духовное здоровье человека

Введение

психический духовный здоровье

Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.

Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».

В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.

Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье) -- согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:

1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики -- это закаливание, вегетарианство, энергия природы;

2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики -- это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;

3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека-- храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело -- тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую -- соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.

Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»

Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.

Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.

«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» - восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.

Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.

К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.

Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.

Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие

Критерии духовного здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

От чего зависит духовное здоровье

Оно зависит от:

· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;

· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Факторы, способствующие духовному оздоровлению

Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.

Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.

Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.

Итак, духовная свобода - такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического - начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.

Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.

Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая - это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»

Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних - по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.

Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.

Проблема духовного здоровья человека - это проблема будущего все страны.

Инструменты духовного здоровья

Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.

Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья

Всемирный день психического здоровья -- памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

В 2007 году 10--11 октября в ООН прошёл также «День психологии» -- несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.

C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.

Заключение

В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.

Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?

Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует - человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.

2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.

3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.

4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.

5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.

6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.

7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.

8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.

9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.

10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.

    статья , добавлен 17.05.2015

    Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2017

    Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Роль философии в жизни человека. Мировоззрение как способ духовного восприятия окружающей среды. Диалектика и метафизика - основные методы философии. Понятия мироощущения и миропонимания. Философские взгляды на сущность и закономерности развития культуры.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Человек как биосоциальное существо (единство природного, социального и духовного. Понятия духа, души и тела с философской точки зрения, их взаимозависимость. Проблема смысла человеческого существования, анализ подходов к решению данного вопроса.

Мы очень часто слышим слова “православие”, “духовность”. А что они означают? Мы употребляем много понятий, которые не имеют четкого “образа” в нашем сознании. Мы, например, говорим о Боге. Кто Он? Мы говорим о религии и о грехе. Что это такое? Что такое “духовное здоровье нации”? И почему нас интересует этот вопрос? Разве не должно быть первичным здоровье телесное? Еще в древности говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. И вдруг сейчас на первое место мы выдвигаем, кажется, нечто совсем другое.

Не так давно я прочитал очень интересную сказку, написанную маленьким “человечком”, четырехлетним Данилкой из Петрозаводска.

В лесу росло волшебное дерево. В дереве было дупло, где очень хорошо жили муравьи: в тепле, там не дул ветер, никто им не мешал. Однажды прилетела сова. Одних муравьев она съела, других разогнала и стала в дупле жить. Но однажды сова услышала стук. Птица высунулась из “норы”, посмотрела направо, налево: никого не обнаружила. Успокоилась и нырнула в дупло. Но стук вновь повторился. Сова выскочила из “норки”. Никого нет. Снова раздался стук. Маленький Данилка написал: “У совы застучало сердце, оно говорило: “Сова, зачем ты съела муравьев? Зачем ты их разогнала?”.

Мальчик сделал потрясающий вывод, перед которым, мне кажется, может склониться любой психолог и любой философ: сова была злая, а сердце у нее было доброе. Эта мысль маленького Данилки наводит на важные размышления.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то поразимся многим вещам. Сейчас говорят, что Россия находится в кризисе: в том, другом, третьем. Хочу успокоить: не думайте, что такое положение только в нашей стране. Ничего подобного! Будем в этом отношении спокойны. Весь мир находится в кризисе. И еще неизвестно, в какой точке земного шара он имеет большую силу.

Мы обращаем внимание на “внешние” кризисы, материальные: психологический, экономический, демографический и др. Подчас люди делают неверные выводы, утверждая, что духовное здоровье человека определяет его внешнее благополучие и чем более “духовен” человек, тем внешне он более “благополучен”. Мы часто слышим: “Бог наказал человека за грехи”. Следовательно если у меня все хорошо, я здоров и процветают дела, то я чуть ли не свят. Так ли это? Таковы ли зависимость и взаимосвязь этих двух начал? Нет.

В России преобладают трудности внешнего порядка, а на Западе “царит” комфорт жизни, – всем известный факт. Во время поездки в Австрию мы, русские, были поражены красотой Вены. Город-музей. Как спокойны люди, какие прекрасные кафе. Культурная жизнь. Что еще нужно? Меня часто спрашивают: “Алексей Ильич, на Западе такие хорошие отношения между людьми, спокойствие, а что же такие нестроения у нас, в России?!” Постоянно находясь в подобных условиях, в замечательной теплой водичке, человек и выходить из нее не хочет. Так он никогда и не выходит. “Тихо и плавно качаясь, море забудем, друзья!” Весь смысл жизни остается здесь, в “теплой водичке”. Человек отстраняется от реальности. Но она, хотим мы того или нет, стоит перед каждым человеком. Как бы мы ни закрывались от действительности, зарывая головы в песок подобно страусам перед лицом опасности, мы никуда от нее не денемся. В “теплой водичке” человеку не хочется думать о будущем. И он не думает. Я хочу рассказать, как хоронили одного из выдающихся религиозных деятелей. Он был кальвинист по убеждению. Когда он скончался, приехало много высоких-превысоких религиозных лидеров, чтобы воздать последнюю дань человеку. Церемония проходила чрезвычайно “интересно”. Все собрались в кальвинистском соборе. Поставили портрет умершего, перед которым говорили положенные речи. А в это время катафалк с телом покойного подъехал и был загнан в самый дальний угол соборной площади, чтобы никто не видел и даже внимания не обратил, где он там. Так прошла церемония, процессуально-гражданская или гражданско-религиозная панихида, после чего каждый отправился в свою сторону. Только маленькая кучечка самых близких родственников пошла к катафалку, чтобы “проводить” покойного в последний путь.

В этом комфорте жизни человек совершенно забывает, что он – существо, не вечное на земле, смертное, что он должен задуматься над смыслом жизни, над вопросом “Зачем я живу?” Ведь все идет своим чередом, необратимо, в одну сторону. Но мы даже не слышим, кто, где скончался. Комфорт внешней жизни, к которому так стремится человек, обладает предательским свойством.

Сегодня мы сталкиваемся с такими вопросами, фактами, событиями, от которых подчас содрогаемся.

Посмотрите, какие проблемы стоят перед нами в третьем тысячелетии. Получается, будто тот, кто сильнее, может делать все что угодно: и погубить любое государство, и разгромить любой народ.

Не случайно В.Я. Пропп как-то сказал: “История человечества наполнена кровью”. Но ведь человечество и каждый человек в отдельности стремится к счастью, комфорту, благополучию. Возникает интересный вопрос: так что же происходит? Откуда такой потрясающий парадокс? Мы все вместе хотим мира на земле, справедливости, счастья. Чтобы люди уважали друг друга, помогали, любили. Я хочу, чтобы ко мне хорошо относились, но не понимаю, что и я к другим должен относиться таким образом. Но что же мы видим? Чем наполнена история?

Когда после эпохи Возрождения наступила эпоха гуманизма, когда провозглашали: человек человеку Бог есть, – конечно, не сомневались, что через сто лет, ну через двести, через триста и говорить нечего – на Земле наступит рай. А что говорит история? Боже мой! В мире властвуют войны: Тридцатилетняя война, Столетняя война, дальше войны, наконец, ХХ век, на который смотрели как на вершину человеческого благополучия, залит кровью – такого количества жертв история никогда не знала.

Великое непонимание лежит где-то в “середине” человека. Он думает: могу сделать для себя благо за счет крови и страдания других людей. Помните, у Достоевского, Иван Карамазов рассказывает о мальчике, затравленном собаками? Автор спрашивает читателей: “Можно ли построить благополучие хотя бы на капле невинной детской крови?” – Нет.

Духовное – это самое ценное, что есть в человеке, – утверждает религия. Что значит “духовное”, “духовность”?

Раньше думали, что богов много, что они подобны нам, наполнены всеми страстями, присущими людям. Наш мир – это Космос, это Красота. Это Он. Это разум. Это Бог.

В богословии существует два подхода к описанию Бога. Одно из них говорит, что Бог – существо, о котором мы, к сожалению, сказать по существу ничего не можем, потому что все наши слова и понятия заимствованы из трех- или четырехмерного мира, в котором мы живем. Поэтому, что бы мы ни сказали о Боге, слова будут крайним ограничением, чуть ли не искажением Бога. Бог, в конечном счете, понятие, определяющее некий идеал, реально существующий – я подчеркиваю – идеал человеческого совершенства.

Вся история человечества говорит, что этот идеал есть Бог. Он есть дух. Как понять “дух”? Здесь мы можем провести следующую аналогию… Закон тяготения – где он? Никто не скажет? Мы в законе тяготения? Или он в нас? Мы знаем, что это такое? Мы прекрасно понимаем его действие, когда падаем и получаем шишку на лбу. Мы не видим закон, но мы себя раним, когда поступаем против него. В земной реальности закона тяготения есть некая природа нашего существа.

Один из великих святых сказал: “Бог есть и называется природой всего существующего”. Духовную реальность мы называем Богом, личностью. Но личностное существо в то же время является духовным, не материальным. Бог находится ни в каком-то созвездии. Он, как закон тяготения, все проницает. Все в Нем. Мы в Нем.

И вот величайшее открытие, которого не знала история человечества. Христианство открыло нечто, что до сих пор с трудом принимается. Бог есть любовь, и только любовь. Бог никому не мстит, никому не творит зла, не гневается для того, чтобы причинить человеку страдания. Нет. Все в мире совершается в полном соответствии с внутренним состоянием человека. Человек – богоподобное существо, и он, если хотите, может творить свою судьбу этим соответствием или несоответствием Богу. Отсюда поразительный вывод: основным законом бытия, основным двигателем человеческой жизни должна быть любовь. Любовь – это не физическая реальность, не химическая, не биологическая – это духовная реальность. Это очень важно осознать. Оказывается, тот, кто поступает вопреки этому закону, наказывает себя.

Хорошо говорить: “Любим друг друга”, а кто-то толкнул в бок, и пропала любовь. Получается, что любим тех, кто нас любит, терпеть не можем тех, кто нас терпеть не может.

Когда человек творит зло другому, он совершает поступок, равносильный третьему закону Ньютона: действие равно противодействию. Чем с большей силой я бьюсь головой о стену, тем больший вред я причиняю себе, а не стене.

Когда ученый открывает тот или иной закон, в мире начинается ликование, ему вручают престижные премии. Он открыл закон. Какое достижение. А дело в том, что, зная закон, мы можем поступать правильно, мы можем не вредить себе и приносить пользу остальным.

Кому-то любовь человека к человеку покажется несправедливой. Скажу так: справедливость является одной из форм любви человека к человеку.

Там, где не соблюдается основной закон, начинается страдание. Православие говорит, что человек как существо, созданное по образу и подобию Божию, имеет доброе сердце, даже когда он творит зло. В каждой душе, в каждом сердце горит огонек любви. Его важно увидеть в других людях.. (Вспомним сказку маленького Данилки.) Православие призывает к тому, чтобы это Добро не угасить, не захламить, а, напротив, развить.

Любовь – это не влюбленность, которую люди испытывают, а через месяц делят последний целлофановый пакет. Любовь – это свойство, как, например, свойство вкуса. Его можно погубить, а можно развить. Все свойства, которыми обладает человек, не случайны, они способны давать наслаждение. Напор чувств – это же удивительное благо. Представьте, что творится с меломаном, когда он слушает музыку, – отойдите и не мешайте ему! Человек получает наслаждение.

Итак, как и все свойства, любовь можно укротить, а можно раскрыть во всей полноте.

У человека есть несколько уровней существа. Первые два элементарные, в которых он подобен животным: физический и биологический. Психологический (третий) уровень резко выделяет человека из мира животных – это способность к эстетическому чувству и переживанию. Скажите, что проку, если человек физически здоров, а психически ненормален? Увы, нет человека. Над психологическим стоит нравственный уровень. Что проку, если человек физически здоров, но он негодяй. Да избави Бог от него. И есть еще более высокий уровень, который определяет достоинство человека, – духовный, когда душа стремится к святыне, к истине, к добру. Стремления, поиски человека определяют его духовное состояние. Православие указывает путь, с помощью которого люди могут осуществить свои стремления. Важно не забывать, что духовность и нравственность – разные вещи.

Внешнее поведение, характер отношения к людям, к делу, закону – все это мы называем “нравственностью”. Человек ведет себя безупречно, он прекрасный семьянин, никогда не ответит грубым словом, он глубоко нравственный человек. Однако этот прекрасный человек может в то же время гореть жаждой славы, жаждой богатства, может завидовать и зеленеть от того, что хорошо другим людям.

Духовность – это внутреннее состояние души, которое меняется, зависит от нашей воли, от разума, от мировоззрения. Духовность скрыта от внешнего взора. Это то, что происходит во мне или может происходить. То, что в результате способно превратить меня в совершенно другое существо.

Духовность – конечная, а не промежуточная цель жизни, то, к чему человек стремится. Дух творит себе форму. Моя жизнь, жизнь общества, народа определяется духовным состоянием, степенью присутствия того, что мы называем “истинной человеческой любовью”. Христианство говорит, как воспитать в себе любовь.

Существует целая наука. Называется она громко, подчас это слово приводит людей в дрожь, когда оно звучит, становится немножко страшно и чуть-чуть не по себе. Действительно, название у нее суровое – аскетика. Как страшно! Все думают, что аскетика – это не есть, не пить, не вступать в брак и вообще ходить опустив глаза в землю. А аскетика – просто наука о правильной человеческой жизни, центром которой является внимание к духовной стороне существования.

“Аскео” значит “упражняюсь”. Аскетика – это “упражнение”, “бой” внутри человека, благодаря которому происходит удивительный процесс очищения души от “ненормальных” эмоций, чувств, мыслей, которыми мы даже и не поделимся друг с другом, потому что подчас это гадкие вещи. Православие настаивает на чистоте души.

Кстати, должен сразу сказать, что аскетика – наука, проверенная более чем двухтысячелетним опытом. И до христианства были люди, которые уже познали, как воспитывается великое и святое свойство –любовь. Оказывается, невозможно приобрести любовь к человеку, который наполнен тем, что религия называет “страстями”.

Один из великих святых Православной Церкви сказал, что под миром нужно разуметь не человеческое общество само по себе, а совокупность страстей, которыми живет человеческое общество и человек.

О людях, живущих страстями, очень хорошо написано: смотрите, чтобы не уничтожить друг друга. Откуда в истории человечества войны? Откуда ссоры? Откуда убийства? Откуда воровство? Не от страстей ли, воюющих в нашей душе? Когда на телевидении идет пропаганда алчности, не стоит надеяться, что здесь найдется место любви. Когда я завидую, о какой любви может идти речь? Когда я притворяюсь, лгу, весь наполнен жаждой славы, богатства и прочих вещей, не ждите от меня любви. Мы уничтожаем это святейшее и чистейшее чувство, которое делает человека человеком.

Церковь, Евангелие учат: тот, кто не борется со “злыми” чувствами – завистью, осуждением, – никогда не сможет приобрести чувство любви, которое будет распространяться на всех людей равным образом. Евангелие говорит: любите даже врагов ваших. Нужно, насколько позволяют силы, к врагам относиться с великодушием, а если можно – с любовью. Когда я люблю, я счастлив. Когда я ненавижу, я, именно я, страдаю. Оказывается, путь к приобретению любви как свойства лежит через решение жить, как это положено действительно святому человеку, т.е. никому не причиняя зла, не держа в себе дурного, через борьбу с собой. Немецкий поэт XVII века, писал: “Бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед есть победа над собой. Духовность приобретается внутренней борьбой”. Не только христианство, но, я уверен, что и все религии обращают внимание на то, из чего исходит наша человеческая жизнь, чем она действительно может быть наполнена, что является ее содержанием. Религия направлена на существование человека, на душу, сердце.

Христианство утверждает, что человеческую деятельность, творчество определяет в конечном счете духовное состояние. Посмотрите, как ведут себя влюбленные. Они “окрылены”, видят всю красоту мира. Обратите внимание на человека в гневе, раздраженного, человека, мрачного духом.

Здоровье нации – это прежде всего духовное здоровье. Без борьбы со страстями, мерзостями, без чистоты души ни о каком здоровье речи быть не может. Христианство предлагает “средства” очищения любви – это Церковь, молитва, Таинство.

Сегодня же все силы души обращаются только на внешнюю сторону жизни. Мы забывали о самом главном: о душе. Что делает человека счастливым? Разве просто внешние вещи? Один священник рассказывал мне о миллиардере, который покончил с собой. Я был потрясен. Думаешь: вот, внешние блага делают человека счастливым. Оказывается, нет. В таких случаях и задумываешься, где же корень, центр, из которого может забить источник счастья человека.

Хочу закончить замечательным стихотворением английского поэта:

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним.
Но солнца нет, и по земле
Тьма стелится, как дым.
Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним.
Но нет любви, и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

  • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
  • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
  • сформировав стиль собственного реагирования.

Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

или умение жить в социуме

Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Факторы, влияющие на социальное здоровье

Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность

Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

Гармонично развитая личность - залог здоровья?

Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга «Построение мощной нервной силы»: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из–за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто–то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.


РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ–ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

Как много стоит за этим словом "здоровье". Сколько же всего материального и духовного охватывает это понятие. Давайте попробуем разобраться каким образом физическое здоровье зависит от духовного, и зависит ли?

Допустим, человек следит за своим здоровьем - соблюдает правильное питание, режим дня, вовремя старается принять то или иное лекарство, чтобы вылечить свои заболевания и не допускать перехода легких недугов в хроническую фазу. И все! Что еще нужно для здоровья? А нет, пища почему-то питает, но не дает насыщения, режим дня уже настолько заучен, что даже потребность в будильнике становится минимальной, а лекарства от грусти еще никто не придумал. Тут мы вспоминаем про духовную часть жизни. Религия, любовь, семья - вот залог нашего полноценного здоровья, вот те слова которые помогут объединить две составляющие - духовную и физическую, в одно целое.

Религия/Духовность

Чтобы полностью объяснить и описать Божественную материю, не хватит и серии энциклопедий. Попробуем, кратко в двух словах выделить для себя лишь несколько крупинок, - какая зависимость между нашим здоровьем и нашим отношением к понятию религии и ее законам?

Зависимость колоссальна. Если мы имеем дело с одной из мировых религий - христианством, исламом, буддизмом и ни с чем другим, что пародирует ее (имеется ввиду секты), то мы можем проследить как меняется человек в лучшую сторону, если начинает познавать религию и духовность.

Наша душа как цветок, естественно обращающийся к солнцу, невольно стремится к Богу. Многие люди учатся терпению, любви, доброте именно из духоной литературы. Многие становятся на путь исправления и возвращения к нормальной жизни менно благодаря обращению к Богу.

Здесь важно отметить, что духовная составляющая нашего здоровья намного важнее физической. То, каким образом мы воспитываем себя и свой дух, очень сильно влияет на наше физическое существование. Религия и духовность помогают человеку осмыслить, освятить каждый день своей жизни. В этой сфере нашей жизни мы учимся быть благодарными за все, что с нами случается, мы, наконец, начинаем понимать, что ничего не случается по воле случая, везде, повсюду над нами и в нас существует Высший Разум.

Любовь

Любовь и здоровье во многом переплетаются, так как влюбленный человек окрылен своим чувством. Конечно, не маловажна взаимная любовь, которая питает обоих участников этого, так скажем, биохимического процесса. Любовь - это то, что заставляет наше сердце биться чаще, а порой и вообще заставляет его биться, любовь - это сильнейшая движущая сила. Человек не чувствует себя полностью здоровым, если он не любит или не любим; и, если человек не полностью здоров, он не может полноценно наслаждаться этим чувством - комплексы, заниженная самооценка съедают его изнутри.

Семья

Да, муж, дети отнимают очень много времени, сил, а порой и здоровья. Но в большинстве своем семейный человек испытывает больше радостных моментов в жизни, чем человек ее не имеющий. Казалось бы, при чем тут здоровье. А вот при чем: старенькая бабушка, у которой шесть детей и еще больше внуков, никогда не скажет о том, как она больна, хотя у нее уже целый букет хронических заболеваний; и одинокая 55-летняя женщина будет считать себя дряхлой, больной и безжизненной, хотя ее физическое здоровье почти стопроцентно.