Что такое сказкотерапия. Консультация по сказкотерапии, в которой раскрывается суть данного понятия, приемы работы со сказкой и принципы проведения занятий по сказкотерапии с дошкольниками

Введение

Детство каждого ребенка неразрывно связано со сказками. Мы слушаем истории об удивительных приключениях фантастических героев и трудной дороги к счастью Принцессы на горошине; переживаем события сложного жизненного пути Колобка так же, как чуть позднее идем за Иванушкой спасать Василису. Это господство сказочных историй в мире детства неслучайно.

Издревле через сказки взрослые передавали жизненную мудрость младшему поколению еще тогда, когда не было школ и специальных образовательных программ. Сказки учили основным законам жизни и нравственным нормам поведения, развивали внутренний мир ребенка, в зашифрованном виде передавая духовные знания. Сказка символична по своей сути и обращается сразу к бессознательной части психики, минуя ненужный контроль и излишний анализ. Поэтому дети настолько охочи до сказок. Они тоже говорят на языке образов и метафор, и не задумываются о логичности услышанного. Для детей сказка - самый лучший способ познавать окружающий мир.

И все же, не только детям сказка может быть полезной. Часто взрослея мы забываем как это - читать и сочинять сказки с удовольствием, лишая себя таким образом целого ряда переживаний. В тоже время, в каждом из нас сидит внутренний ребенок - творческий, жаждущий исследовать мир и способный давать нам энергию. Он совсем не прочь еще раз погрузиться в разноцветную страну сказок.

Однажды психологи поняли это и превратили сказку в специальный метод психологии, в дальнейшем развив его в целое направление - сказкотерапию. Сказкотерапия , как ясно из названия, занимается лечением человеческих душ с помощью сказки, используя ее метафорические ресурсы; главный способ воздействия в сказкотерапии - это образ. Сказкотерапия опирается на два постулата - 1) сказка сама по себе является мощным терапевтическим оружием, ведь она взаимодействует с глубинными слоями психики 2) все люди умеют писать сказки, потому что каждый в детстве имел опыт сочинения историй, и надо эту способность только разбудить.

В данной контрольной работе мы проанализируем понятие "сказкотерапия", разберем функции сказок, применяемых в сказкотерапии, рассмотрим некоторые методы работы со сказкой.

Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка".

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как повествование, рассказ, нарратитв. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия - это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни (то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе

С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап - устное народное творчество;

2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап - интегративный, связанный с "формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказка в сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Рассмотрим эти функции.

Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

Сказки в давние времена

Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Сказкотерапия для детей

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод

Эффекты сказкотерапии

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

Узнать ребёнка

Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы,

Как применять сказкотерапию

Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное - не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

Самодиагностика

Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

Польза лечения сказкой

Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в "волшебную" обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

Вывод

Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным детей.

Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку.

Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка" .

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума . Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его . У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур .

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

этап - устное народное творчество;

этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М. - Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

этап - интегративный, связанный с "формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков" .

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Вот небольшой перечень проблем, с которыми поможет справиться сказка: -бороться со страхами, - повысить самооценку ребенка, -привить определенные бытовые навыки, -спастись от капризов, - упокоится и расслабиться, - воспитывать культурные навыки, - беречь природу и окружающих близких, - скрасить будни, -развивать словарный запас ребенка и фантазию. И, конечно же, записывайте все сочиненные сказки и собирайте свою семейную коллекцию. С ребятами школьного возраста можно придумывать сказки вместе. Для этого можно завести специальную волшебную шкатулку , куда будут складываться самые обычные предметы, игрушки, безделушки. А потом, усевшись в круг можно доставить из шкатулки предметы и сочинять без конца. Или же поиграть в путаницу. Для этого достаточно взять любую сказку и перемешать в ней всех героев. А если смешать различные сказки, то получиться увлеченная игра не только для школьников, но и взрослых. Сказка «Потерялась буква» пройдет на ура в любой детской компании. Берется любая сказка и рассказывается (читается) без одной буквы. Еще можно сочинять сказки из известных пословиц и поговорок. К примеру, выражение «Доброе слово и кошке приятно» станет отличным подспорьем для сказки о культуре поведения и вежливости. Как видим, сказки – отличная палочка-выручалочка для родителей. Более того, это чудесный шанс вернутся в свое детство и снова его прожить. Пусть даже и на другом уровне. Конечно, детьми мы не станем, но мы можем чаще прикасаться к детству, отложив в сторону наши взрослые заботы. Ведь дети смотрят в нас, словно в волшебное зеркало и отражают то, что там видят.

Сказкотерапия как психотерапевтическая методика служит для достижения следующих целей: - психологическая диагностика и коррекция, - самопознание, - развитие творческих способностей, - раскрытие внутреннего потенциала, - адаптация личности к условиям окружающего мира. Сказкотерапия предназначена не только для детей, она подходит для людей любого возраста, так как в процессе сказкотерапии происходит взаимодействие с "детским" началом в человеке, его "внутренним ребенком", для которого свойственны чистота мировосприятия и связь с духовным началом. Жанры сказкотерапии : притча, басня, анекдот, легенда, былина, миф, сказка.

Что такое сказка?

В литературе сказка - это эпический жанр народного творчества. В арт-терапии сказка стала приемом психологической работы, доступным для каждого человека. Уникальные психотерапевтические свойства сказки были открыты на рубеже 19-20 веков и с тех пор используются во многих методиках. В сказкотерапии сказка понимается как зашифрованный в метафорической форме жизненный опыт предков. В сказке также зашифрованы архетипические процессы, происходящие на бессознательном уровне. Т.Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие свойства сказки :- сказка не носит дидактический характер, а ее смысл не навязывается, - собирательность образов, неопределенность места действия, имен персонажей, - многоуровневость зашифрованной информации, от бытового уровня до философского, - наличие благополучного исхода в истории, который служит психологической защитой, - возможность экзистенциального восприятия реальности, - мотивы волшебства, дающие ключ к раскрытию сверхспособностей в человеке.Методы сказкотерапии : - рассказывание сказок (групповое и индивидуальное), - сочинение сказок, - рисование сказок, - анализ сказки, - постановка сказки, - медитация на сказку.

Общая информация

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании , и в образовании , и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:

  1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума . Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях , былинах , притчах . Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия , творчество . Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив . Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство , нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия как психотерапия . Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый - все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

  1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру , сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
  2. Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
  3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические , психокоррекционные , прогностические.

Литература

  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2003. - 400с.
  • Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. - 224с.
  • Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь,2003. - 146с.

Ссылки

Дмитрий Кудзилов Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии . Архивировано

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.

Роман Кандибур Сказкотерапия в гештальт-подходе. . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.

Иван Шихалдин Сообщество сказкотерапии Сказочная Страна. . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 1 ноября 2009.

Дмитрий Соколов Страничка Дмитрия Соколова . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.

Дарья Селиванова Сказкотерапия. Как правильно лечить сказкой? . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сказкотерапия" в других словарях:

    - (от лат. victima жертва) склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность изучает межотраслевая дисциплина виктимология. Различают также «общественную… … Википедия

    В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

    - (от англ. art искусство; therapy терапия, лечение, уход, забота) диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в… … Википедия

    Гештальт терапия (от нем. Gestalt фигура, образ, целостность, личность) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… … Википедия

    Савицкая Светлана Васильевна Род деятельности: журналистка, поэтесса Дата рождения: 10 октября 1963(1963 10 10) (49 лет) … Википедия

    - (иллюстрация Уолтера Крейна) «Умная Эльза» (нем. Die kluge Else) сказка братьев Гримм, представляющая собой фарс о молодой девушке, которая, прослыв «умной», делала массу глупостей, видела будущее в мрачном свете и заражала своими… … Википедия

    Тавале это международный фестиваль практической психологии, духовных практик, искусства и философии. Основан в 2000 году как конференция практической психологии в Харькове. С 2005 года стал крупнейшим на Украине. С 2010 года в течение… … Википедия

    Содержание 1 История 2 Современность 3 Структура 3.1 Младший отдел … Википедия

Книги

  • Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов и родителей , Строгова Н.А.. Сказкотерапия это метод современной психотерапии, возникший на стыке педагогической науки и психологии. В пособии рассматривается методика применения психотерапевтических сказок для детей…

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Давайте попробуем отделить их один от другого.

1) Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

2) Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

3) Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

4) Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

Обсуждение уже существующей сказки;

Самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

Инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

Арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый - все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

1) Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.

2) Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.

3) Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.