Досуг по экологическому воспитанию «Путешествие в лес. Сценарии занятий по экологическому воспитанию средняя, старшая, подготовительная группы

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...

Серия: "Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем"

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей и подготовительной) даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой. Цель занятий - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту. Методическое обеспечение занятий адаптировано к возрасту детей, широко используются загадки, стихи, игры. Курсы занятий разработаны авторами на основе многолетней работы во всех возрастных группах ДОУ.
Книга адресована воспитателям и методистам ДОУ, домашним воспитателям (гувернерам). Полезные рекомендации в ней найдут и родители дошкольников.

От авторов...... 3 РАЗДЕЛ 1. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром детей в средней группе...... 4 Цели и задачи экологического воспитания в средней группе...... 4 Сценарии занятий для средней группы...... 5 Сентябрь...... 5 Занятие 1. В гостях у Сентябринки...... 5 Занятие 2. Путешествие в осень...... 6 Занятие 3. Наблюдение за хомяком...... 9 Октябрь...... 9 Занятие 1. Кто живет в лесу?...... 9 Занятие 2. Путешествие в царство комнатных растений...... 11 Ноябрь...... 12 Занятие 1. Водное царство живого уголка...... 12 Занятие 2. На бабушкином дворе...... 14 Декабрь...... 15 Занятие 1. Кошка и собака – наши милые друзья...... 15 Занятие 2. На птичьем дворе...... 16 Январь...... 18 Занятие 1. Снеговичок...... 18 Занятие 2. Колобок удивляется...... 19 Февраль...... 21 Занятие 1. Посадка лука...... 21 Занятие 2. Знакомство с кроликом...... 22 Март...... 23 Занятие 1. Красная Шапочка рассказывает о птицах...... 23 Занятие 2. Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями...... 25 Апрель...... 27 Занятие 1. Весенние секреты...... 27 Занятие 2. Что растет в лесу?...... 29 Май...... 30 Занятие 1. Мишутка знакомит с растениями&медоносами и медом...... 30 Занятие 2. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям...... 32 РАЗДЕЛ 2. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...... 35 Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе...... 35 Сценарии занятий для старшей группы...... 35 Сентябрь...... 35 Занятие 1. Что нас окружает?...... 35 Занятие 2. Воздух...... 36 Занятие 3. Воздух, вода и свет...... 38 Занятие 4. Чистый воздух и вода – богатство страны...... 40 Занятие 5. Хлеб - всему голова...... 42 Занятие 6. Ржаной и пшеничный хлеб...... 44 Занятие 7. Работа дежурных в уголке природы...... 45 Октябрь...... 46 Занятие 1. Водоемы родного края...... 46 Занятие 2. Овощи и фрукты...... 48 Занятие 3. Незнайка пришел в гости...... 50 Занятие 4. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?...... 52 Занятие 5. Путешествие растений...... 53 Занятие 6. Лекарственные растения...... 54 Занятие 7. Как звери к зиме готовятся...... 55 Ноябрь...... 57 Занятие 1. Перелет птиц...... 57 Занятие 2. Человек – часть природы...... 59 Занятие 3. Растения лечат...... 61 Занятие 4. Волшебница&осень...... 63 Занятие 5. Кто живет в нашем аквариуме?...... 66 Декабрь...... 67 Занятие 1. Удивительный лес...... 67 Занятие 2. Домашние животные - друзья человека...... 71 Занятие 3. Дикие животные...... 74 Занятие 4. Экзотические животные...... 76 Январь...... 79 Занятие 1. Снег и его свойства...... 79 Занятие 2. Как звери в лесу зимуют...... 81 Занятие 3. Жизнь птиц зимой...... 84 Занятие 4. Рассматривание веток деревьев...... 85 Февраль...... 87 Занятие 1. Зимние явления в неживой природе...... 87 Занятие 2. Второе наблюдение за аквариумными рыбками...... 88 Занятие 3. Посадка лука...... 90 Занятие 4. «Зимушка&зима»...... 91 Март...... 93 Занятие 1. Комнатные растения. Уголок природы...... 93 Занятие 2. Посев семян помидоров для выращивания рассады...... 95 Занятие 3. Дикие и домашние животные...... 97 Апрель...... 98 Занятие 1. Культурные и дикорастущие растения...... 98 Занятие 2. Космос. Звезды. Вселенная...... 100 Занятие 3. Насекомые...... 105 Занятие 4. Одуванчик...... 107 Май...... 108 Занятие 1. Высадка рассады помидоров на грядку...... 108 Занятие 2. Природа и люди...... 109 Занятие 3. «Весна&красна»...... 111 Занятие 4. КВН «Времена года»...... 113 РАЗДЕЛ 3. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром детей в подготовительной группе...... 116 Цели и задачи экологического воспитания в подготовительной группе...... 116 Сценарии занятий для подготовительной группы...... 116 Сентябрь...... 116 Занятие 1. Начало осени (сентябрь). Экскурсия в парк...... 116 Занятие 2. Планета Земля - наш общий дом...... 117 Занятие 3. Ранняя осень...... 118 Занятие 4. Воздушный океан...... 120 Занятие 5. Царица&водица...... 122 Занятие 6. Солнце - источник тепла и света...... 131 Октябрь...... 133 Занятие 1. Золотая осень...... 133 Занятие 2. Гуманное отношение к природе...... 135 Занятие 3. Экскурсия в лес...... 137 Занятие 4. Подарки осени...... 138 Занятие 5. Природная стихия - огонь...... 141 Занятие 6. «Что мы сажаем, сажая леса?»...... 145 Ноябрь...... 150 Занятие 1. «Природа - чудесница»...... 150 Занятие 2. Кто главный в лесу? Живые цепочки...... 153 Занятие 3. Жизнь зверей осенью...... 155 Занятие 4. Сбережем удивительный мир растений и животных леса...... 158 Занятие 5. «Вечная слава воде»...... 162 Занятие 6. Грибными дорожками...... 163 Занятие 7. Перелетные птицы...... 167 Декабрь...... 170 Занятие 1. Наблюдение за морской свинкой...... 170 Занятие 2. Полет на Луну...... 171 Занятие 3. Экскурсия в зимний парк...... 172 Занятие 4. Корабль пустыни...... 174 Занятие 5. Наблюдение за попугаями...... 175 Январь...... 177 Занятие 1. Зимушка&зима...... 177 Занятие 2. Жизнь птиц зимой...... 179 Занятие 3. КВН «Мы - друзья природы»...... 183 Занятие 4. Наблюдение за черепахой...... 185 Занятие 5. «Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко»...... 186 Февраль...... 189 Занятие 1. В гостях у морского царя...... 189 Занятие 2. КВН «Хлеб да каша - пища наша»...... 191 Занятие 3. Родной край...... 192 Занятие 4. В гостях у солнышка...... 193 Март...... 196 Занятие 1. Что где растет, кто где живет?...... 196 Занятие 2. Поливка комнатных растений...... 198 Занятие 3. Черенкование комнатных растений...... 201 Занятие 4. Викторина о лесе...... 203 Занятие 5. КВН «Природа вокруг нас»...... 204 Апрель...... 208 Занятие 1. Экскурсия в весенний парк...... 208 Занятие 2. Космос. Вселенная. Звезды...... 209 Занятие 3. Птицы нашего края...... 211 Занятие 4. Экскурсия в весенний парк...... 213 Май...... 214 Занятие 1. Лес весной. Весенние первоцветы...... 214 Занятие 2. Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка...... 217 Занятие 3. «Дарьюшкины сказки»...... 220 Занятие 4. Солнечные лучики...... 223 Занятие 5. Облака...... 225 Приложение. Загадки, стихи, игры...... 228 Загадки...... 228 Стихи...... 230 Познавательные, природоведческие игры...... 231 Список музыкальных произведений...... 234 Литература...... 235

Издательство: "Вако" (2011)

Сценарий обучающего развлечения по экологии
для детей старшей группы
«Птичий базар»

Программные задачи:

Формировать знания о птицах (внешнем виде, особенностях поведения)

различать и называть перелетных и зимующих птиц,

воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.

Оборудование: изображение птиц на мультимедийном оборудовании.

Ведущий:

Слышите вы шум и гам?

Что за крики тут и там?

(звуки птиц в аудиозаписи)

Думаете здесь пожар?

Слетелись птицы на базар!

Они здесь спор решить должны,

Все ли птицы так нужны?

На экране коршун, ястреб, орел.

1 ребенок Орел:

Я царь всех птиц - орел!

Я друзей с собой привел.

Вам представить рад я

Коршун, ястреб - братья!

Своего мы не упустим,

Страху мы на вас напустим!

На экране изображение воробья.

2 ребенок Воробей:

Подскочил воробей,

Ну-ка, птахи, не робей!

Себя в обиду не дадим,

Кого хочешь победим!

Ведущий:

Не дадим вам, птицы, драться!

Здесь вам некого бояться!

Мы научим вас дружить

Поверьте, лучше в мире жить.

На экране изображение кукушки.

3 ребенок Кукушка:

Я - кукушка - веселая подружка,

Хочу всех вас я помирить

Нам ведь вместе, рядом жить!

Ведущий:

Ты, кукушка бы, молчала,

Воспитай детей сначала!

А то по свету все летаешь,

В гнезда яйца всем кидаешь!

3 ребенок Кукушка:

Птица я такого рода

Такова моя природа!

Яйца надо мне подкидывать,

Не могу я их высиживать!

Ведущий:

В птиц хотите поиграть?

Все про них сейчас узнать?

Дети встают в круг.

Встали мы не зря здесь в круг,

Полетим сейчас на юг!

Перестроился в косяк,

Вас зовут, скажите, как?

Ответ детей: Перелетные птицы.

Дети называют перелетных птиц, имитируют движения птиц под музыку, на экране изображение сороки.

4 ребенок Сорока:

Я - кричит сорока,

Полечу далеко

Растрещу на белый свет!

Лучше дома в мире нет!

Я морозов не боюсь,

Зимовать здесь остаюсь!

А еще какая птица

Холодов не побоится?

На экране изображение вороны.

5 ребенок Ворона:

Как же мне не погордиться?

Я - зимующая птица!

Клювом щелкать я не буду!

Зимой еды я раздобуду!

Про птиц и люди не забудут,

И нас кормить всю зиму будут!

Мы кричим кар-кар-кар-кар!

Спасибо, люди, вам за дар!

На экране изображение галок.

Ведущий:

Скрипнула сердито галка!

6 ребенок Галка:

Птиц, конечно, всех мне жалко!

Будет ветер завывать,

Снегом крылья заметать!

Будем прятаться от стужи

Но край родной нам очень нужен.

На экране изображение ласточек.

7 ребенок Ласточка:

Хоть я за море улетаю,

Но по родине скучаю!

Ласточке вы помогите,

Ей гнездо ее найдите!

На экране гнезда птиц, дети выбирают и показывают дом ласточки.

На экране изображение чаек.

8 ребенок Чайка:

Над речкой с криком мы летаем,

Рыбку мы сейчас поймаем!

Как называют этих птиц?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

На экране изображение синиц.

Ведущий:

Синичка скачет по дороге.

9 ребенок Синица:

У меня устали ноги!

Сяду лучше на забор,

Поддержу я разговор.

Мы из леса прилетаем

Здесь нас ждут, мы это знаем!

Добрые слова нам дети скажут.

На нитку сала нам привяжут!

На экране изображение снегиря.

10 ребенок Снегирь:

Снегири всегда летают

Там где деточки гуляют.

За нами дети наблюдают,

Зерном и хлебом угощают!

На экране изображение жаворонка.

Ведущий:

Жаворонок звонкий

Просвистел: цивить!

Все мы с крыльями, мы братья!

Давайте дружно жить!

Экологическое воспитание дошкольников. Сценарий развлечения в старшей группе «Птичий базар».

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Цель программы:

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) , а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи программы:

  1. Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  2. Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
  3. Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  4. Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  5. Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни

Примерное тематическое планирование

«Вот и осень подоспела»

Список используемой литературы:

  1. Л.А. Обухова, А.В. Кочергина, Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005г.
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозайка-Синтез, 2010г.
  3. Л.Н. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» С.-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  4. О.Н. Масленникова, А.А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду» , Волгоград, Издательство «Учитель» , 2011г.
  5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой старшая группа» Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  6. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» ФГТ Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  7. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение 2000»
  8. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, «Академия развития» , 1997г.
  9. С.Е. Шукшина «Я и мое тело» Программа занятий и упражнений, дидактические игры, Москва. Школьная пресса, 2009г.
  10. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям «Времена года» «Лес» «Грибы» . Москва. Айрис Пресс, 2008г.

Литература для чтения детям:

  1. С.Козлов «Сосновая шишка»
  2. Я. Аким «Зайчик»
  3. И.Бунин «Листопад»
  4. Н.Сладков «Эхо» , «Кто как спит» , «Под снегом» , «Почему ноябрь пегий»
  5. Л.Толстой «деревья дышат»
  6. А.Ремизов «Хлебный голос»
  7. И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
  8. В.Бианки «Прячутся…»
  1. Н.Сладков «Жалобы на сугробе» , «Столовая прорубь» , «Птичьи столовые» , «Суд над декабрем»
  2. Л.Толстой «Зайцы»
  3. И.Полуянов «Шепот снегов»
  4. А.Пушкин «Идет волшебница зима»
  5. Н.Некрасов «Мороз воевода»
  6. Г.Скребицкий «Четыре художника»
  1. Н.Сладков «лесной календарь» «Воробьишкина весна» «Весенние радости» «Медвежья горка»
  2. А.Плешеев «Весна»
  3. В.Степанков «Чудеса весны»
  4. Р.н сказка «Снегурочка»
  5. Э.Шим «Солнечная капель»
  6. Г.Скребицкий «На лесной опушке весна»
  1. К.Бальмонд «Камарики-макарики»
  2. Я. Аким «Веселое лето»
  3. Н.Сладов «Сорока воровка» «Хитрый одуванчик» «Бежал ежик по дорожке» «Все хотят петь»
  4. Л.Толстой «Как мальчик рассказывал про то как его в лесу застала гроза» Быль, «Черепаха»
  5. М.Глинская «Хлеб»

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень» .

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

Контрольные вопросы:

  1. Какие приметы осени тебе известны?
  2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
  3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
  4. Как животные готовятся к зиме?
  5. Куда улетают птицы осенью?
  6. Что происходит с растениями осенью?

Критерии оценки:

говорящего – 3 балла.

наводящих вопросов – 2 балла.

Задание «Зима» .

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

Контрольные вопросы:

  1. Какая погода зимой?
  2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
  3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
  4. Почему стало меньше птиц?
  5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
  6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

4. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

5. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

6. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Весна» .

Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

  1. Какие приметы весны тебе известны?
  2. Как изменяется погода весной?
  3. Почему стали возвращаться птицы?
  4. Какие изменения происходят с растениями весной?
  5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
  6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето» .

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

  1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
  2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
  3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
  4. Что делают животные летом?
  5. Чем занимаются птицы?
  6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Живая природа.

Задание «Растительный мир» .

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

  1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
  2. Чем дерево отличается от кустарника?
  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
  6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
  7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
  8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
  9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
  10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Задание «Животный мир» .

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

  1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  5. Какие животные живут в почве?
  6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
  7. Относятся ли животные к живым организмам?
  8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
  9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга» .
  10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы:

Объём валеологических знаний детей 5-6 лет

Познавательная сфера:

– Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге) ; их местонахождение и основные функции;

– Знать условия, в которых человек может быть здоровым;

– Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;

– Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения;

– Иметь элементарные представления о своем рождении;

– Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка.

– Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;

  • Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги и т.п.

– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

– Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

– Значение тренировки мышц для здоровья человека;

– Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;

– Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни.

Социальная сфера:

– Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике;

– Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах;

– Уважительно относиться к своим родителям и родственникам;

Нравственная сфера:

– Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь;

– Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

– Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

Программное содержание:

Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;

Учить детей правильно отвечать на вопросы;

Расширить знания о животных, обитающих в воде;

Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;

Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.

Материал:

- “волшебная палочка”, указка;

Учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)

Дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)

Уголок экспериментирования (Рисунок 3)

- “экран настроения” (Рисунок 4)

Магнитофон, аудиозапись “Звуки воды” (Приложение 1)

Телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям” (Приложение 2),

“Обращение чистой воды к детям” (Приложение 3)

Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;

Предварительная работа:

Беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”;

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;

Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”;

Сочинение сказки “Веселые капельки”;

Разучивание потешек, отгадывание загадок;

Дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.;

Экспериментирование с водой.

Ход занятия

Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Вокруг себя повернитесь,
В волшебников превратитесь.

(Дети выполняют)

Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.

Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!

В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.

В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:

“Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали”.

В. включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.

В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!

Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.

Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:

“Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”.

В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…

В. задает наводящие вопросы.

В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

В. достает конверт, читает:

“- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)

Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)

В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора уж, братцы,
Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)

В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):

“Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора”. (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).

В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.

Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.

В.: Как можно очистить воду?

(Ответы детей)

В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)

В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?

Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.

Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка,
Помоги мне, волшебная палочка,
Вокруг себя повернитесь,
В ребят снова превратитесь.

Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?

Что вам понравилось?

Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.

В.: До свидания, до скорой встречи!