Как приучать ребенка к горшку? Комаровский: советы молодым мамам. Выбор нужного приспособления. Когда начинать приучение ребенка к горшку

Среди многочисленных статей в журналах, как правило, можно найти статьи, составленные по материалам психологов, которые только теоретически представляют, как необходимо приучать ребенка к горшку. Предлагаем руководство многодетной мамы, которая нашла метод как быстро приучить ребенка к горшку и навсегда попрощаться с подгузниками. Как результат – успешная адаптация шести собственных детей, а также троих с числа близких родственников.

Методика работает для малышей в возрасте от года до двух лет.

Как быстро научить ребенка ходить на горшок, шаг 1

Примерно в возрасте после года, малыш будет проявлять признаки готовности навсегда снять подгузники и ходить на горшок: лично осознавая, что хочет в туалет, делая паузу в игре, ноя, чтобы поменяли мокрый подгузник и т. д.

После того как вы увидите признаки готовности к приучению к горшку, определите, как долго малыш остается сухим на протяжении дня. Для этого на протяжении 2 дней каждый час проверяйте подгузники и определяйте количество «пописов». Когда ребенок может не писать в подгузник на протяжении часа, это значит, что он психологически готов к следующему этапу.

Как быстро приучить ребенка к горшку после памперсов, шаг 2

Дети учатся на примерах. Примерно через неделю или две, прежде чем начать приучать к горшку, покажите инсценированное показательное выступление, как вы идете в туалет. Не беспокойтесь, ребенок не будет знать, что вы выглядите глупо.

Что нужно делать

  • Вызовите любопытство
  • Приоткройте двери в туалет, затем ни с того ни с сего закройте рукой одежду в области гениталий и сгримасничайте опасающийся взгляд, приговаривая: «О, нет! Пи-пи!» и бегите в ванную.
  • Гарантируем, что малыш будет следовать за вами из чистого любопытства, чтобы увидеть, что такого неординарного с вами произошло.
  • Если вам неудобно по-настоящему писать перед ребенком – притворяйтесь, но снимайте штаны и садитесь на унитаз.
  • Систематически повторяйте такие инсценировки 1-2 раза в день на протяжении одной-двух недель

Подсказка: Малыши в этом возрасте очень любопытны и хотят знать, что люди делают в туалете. Потому если старший человек систематически будет как бы ненароком ходить в туалет, с возгласами, то это точно привлечет внимание любого малыша.

Купите горшок

Купите обыкновенный горшок для ребенка – самый простой и удобный. Внимание: чтобы не было модных гаджетов с колокольчиками, мигающими лампочками, звуковыми эффектами.

Только простой горшок

Как правильно и быстро приучить ребенка к горшку, шаг 3

Приступаем к программе по приучению к горшку за одну неделю, проходим все 7 ступеней программы.

В неделе семь дней, потому выберите одну неделю, когда вы сможете уделить ребенку максимум внимания.

За несколько дней до начала тренировочной недели, сходите вместе с ребенком в детский магазин и купите трусики для малышей. Они должны быть сделаны на 100% из ткани с карманчиком для дополнительных впитывающих вкладышей. Это нужно для того, что бы малыш понял, что до этого он носил подгузники, а теперь стал взрослый, и будет носить настоящее нижнее белье.

Перед сном в ночь перед недельным обучением, напомните, что завтра он или она станет большим ребенком, и будет носить нижнее белье! ВАУ!

Как быстро и легко приучить ребенка к горшку, шаг 4

Когда ребенок проснется утром, очень важно дать ему понять, что сегодня он уже стал большим ребенком! Снимите подгузник, как обычно, а затем оденьте на ребенка новые тряпичные трусики для обучения. И это все, что должно быть на малыше ниже пояса! Прибывание только в трусиках, дает детям возможность почувствовать, когда они мокрые или покакали. (Автору методики приходилось проделывать такой шаг со своими детьми в разные времена года и все было отлично, никто из 9 детей не замерз).

Как кормить ребенка на этом этапе

В течение дня, предлагайте ребенку сухие закуски с большим количеством напитков, молока, соков, воды. Такой способ питания помогает ребенку прочувствовать, что мочевой пузырь заполнился и пора сходить в туалет.

Каждый час усаживайте малыша на горшок, помогайте ему стягивать с себя нижнее белье и помогайте садиться.

Поощряйте его писать, используя чрезвычайно простые предложения, например, «Время для пи-пи!» и т. д., и подкрепляя это все мимикой. Пописать в горшок ребенок сможет несразу!!! Как правило, в первые два дня у малыша не получиться ничего выдать в горшок. Подождите несколько минут. Если ваше дитя просидит на горшке 5 минут – это очень хороший результат. Похвалите его за хорошую попытку!

В первые два дня, ребенок будет мочиться каждый раз где попало. В течение дня отказ от подгузников сбивает с толку. Когда ребенок помочится или покакает не в горшок, то вы можете сгримасничать разочарование и произнести фразы, например, «Ай-яяй, Авария!» или даже «О, Боже, вонючие какашки!!!». поверьте ребенку не станет за это стыдно, а наоборот придет понимание, что взрослые люди не ходят под себя и сидят в этом. Лучшая тактика: показывать разочарование и быть настойчивым.

Во время сна, поместите в трусики кусочек хорошо впитывающего материала, например, из старого полотенца. Важно чтобы прокладка была не большой.

Как только малыш проснется, быстренько посадите малыша на горшок, если он сухой.

Если трусики мокрые, это нормально, чтобы разочарованно сказать печальным голосом: «Ой, ты сделал аварию!» Ребенок может «помочь» вам очистить мокрые трусики, а после того, как малыш снова окажется в чистых и сухих трусиках, скажите ему: «Хорошая работа!» и сильно обнимите его.

Как быстро и эффективно приучить ребенка к горшку, шаг 5

Третий и четвертый дни, продолжайте те же шаги, что и в первые дни, предлагайте те же сухие закуски и много жидкости. Вы заметите, что ребенок будет мочиться около 50% времени в горшок и, скорее всего, сможет покакать туда же.

Продолжайте следить за подсказками! Когда вы видите, что ребенок морщится, издает характерные звуки, неожиданно делает паузу в игре или, как многие из детей, начинают растягивать ягодицы в стороны, то сразу же направляйте малыша к горшку.

Даже если ничего не получится, дети все равно сформируют мнение, что сходить на горшок – дело очень серьезное, и поэтому ему надо уделить внимание.

Когда случаются «аварии по-большому», убедитесь, что дитя наблюдает за вами, когда вы какушки выкидываете в унитаз. Попросите ребенка помахать им до свидания.

Как легко и быстро приучить ребенка к горшку, шаг 6

Пятый, шестой и седьмой дни — дни настройки. Ребенок в настоящее время получает концепцию, и ведется работа по совершенствованию этого нового навыка. Теперь вы можете вернуться к регулярной еде. Каждый час просто напоминайте, что надо бы сходить на горшок, особенно когда ребенок концентрируется на чем то, например, строит башню или увлекательно играет.

На седьмой день, примите решительный шаг – покинуть дом на 1, 5 часа . Возьмите с собой горшок. Пусть малыш пописает до выхода из дома, если это возможно.

Каждый час спрашивайте не хочет ли тот сходить на горшок?

Полтора часа пребывания вне дома – это почти как испытания физиологических возможностей малыша. Ребенок видит, что «ВАУ! Люди покидают дома, как это?!»

Что касается отказа в ночное время от подгузника, подождите, пока ребенок на протяжении 2 недель будет оставаться сухим. После этого позвольте ему спать в трусиках.

Как быстро приучить ребенка к горшку Комаровский видео

Предлагаем ознакомиться с мнением доктора Комаровского в каком возрасте ребенок уже готов к обучению. На приеме у доктора Комаровского — семья певца и телеведущего Андрея Кише, они обсуждают тему раннего приучения к горшку и делятся опытом

Как быстро научить ребенка садиться на горшок, в заключение

Каждый раз, как малыш сходит на горшок, счастливо пританцовывайте, хвалите его.

И в следующий раз он сделает над собой большое усилие, чтобы повторить это и снова увидеть вашу бурную радость.

Как приучить ребенка к горшку - вопрос очень важный. Большая часть родителей сказала бы «спасибо» человеку, создавшему подгузники. Но как только ребенок начинает подрастать, мамы и папы начинают использовать все допустимые средства, чтобы отучить его от их ношения, и научить пользоваться горшком.

Конечно, если приучать ребенка к горшку в 1 год и ранее, то вряд ли что-то получится. Но не стоит слишком беспокоиться по этому поводу. Да и в целом, каждый малыш сам устанавливает свой рубеж использования этого чуда-гигиены. Но, как утверждают зарубежные специалисты-педиатры, к 3-х летнему возрасту нужно помочь малышу оставить подгузники для деток помладше.

И все же, как приучить к горшку в 1,5 года? Есть один очень действенный метод, но он потребует терпения и времени. Название ему «мокрые колготки». Для того чтобы воплотить его в жизнь, нужно запастись достаточным количеством штанишек, шортиков и колготок. Начинать этот воспитательный процесс нужно в теплое время года и в привычной обстановке, не отлучаясь надолго из дома.

Утром, одевая ребенку штанишки без подгузника, объясните, что он уже большой и не будет носить памперс, а когда он захочет в туалет, нужно снять одежду и сесть на горшок или сказать маме. Понятно, что, спустя некоторое время, малыш замочит штанишки, но вы не спешите их снимать, выдержите минут 5-10 для того, чтобы ребенок ощутил дискомфорт. Но не делайте это демонстративно и назидательно, смоделируйте ситуацию так, будто мама занята – «сейчас она помоет посуду и сменит колготки». Спустя 15 минут обмойте ребенка и смените колготы. Уже через 3-6 дней ребенок если и не станет проситься на горшок, но наверняка станет снимать штанишки и писать на пол. На данный метод уйдет примерно две с половиной недели. В первое время можно оставлять подгузник на ночь, а затем нужно приучить малыша просыпаться ночью на горшок.

Второй метод назовем - «мишка хочет на горшок». Идеально подойдет для детей, с которыми не проходит быстрое приучение к горшку по причине их неприятия этого предмета. Для того чтобы не вызвать у ребенка чувства отвращения к горшку, на помощь позовем его игрушки. Посадите самые любимые игрушки своего малыша на горшок. А затем подбросьте их вверх с криком: «Ура, молодец!» Ребенку эта игра понравится и вскоре он начнет повторять ваши действия по подбрасыванию. Затем предложите ему самому пописать, а вы его потом подбросите и похвалите. Важно при этом поймать момент, когда малыш долго не писал, можно за 10 минут до этого дать пить, и тогда результат будет точно.

Третий метод назовем «пример». Как известно, дети копируют действия взрослых, но если по каким-либо причинам этот способ для вас является неприемлемым, пусть пример покажут детки-сверстники. Как правило, детки, которые пошли в детский сад, быстро приучаются к горшку и отказываются от подгузников . И причиной тому является пример сверстников. Все пошли на горшок, и он пойдет, у Маши нет подгузника, и он не станет одевать. А вот домашние детки с подгузниками расстаются намного позже. Поэтому чаще приглашайте и ходите сами в гости, где есть детки-сверстники или постарше.

Если же вы спросите у родителей из европейских стран - как приучить ребенка пользоваться горшком в 2 года надежнее всего, то они, наверняка, скажут, что при помощи... книг. На страницах таких книг изображены пищеварительные системы, и собственно сам процесс дефекации. Есть изображение человека, животных, и указаны различия между ними. Можно сначала дать ознакомиться с книгой и затем предложить сходить на горшок, и посмотреть, как это происходит у него самого.

Мама, собираясь с маленькой донкой в поликлинику, спрашивает у нее:

— Давай сходим на дорожку?

— На дорожку? Давай!

Мать приносит горшок, девочка удивленно:

— Мама! Ты же сказала — на дорожку!!!

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одной из «глобальных» проблем, волнующих всех родителей детей в возрасте от 0 до 3 лет, является приучение своего «цветочка» к горшку.

Немаловажным фактором является и общественное мнение. Бабушки в один голос утверждают, что в их время дети в 1 год уже вовсю справляли свои нужды исключительно на горшок. Есть и некоторые современные мамочки, которые рассказывают всем, что уже с первых дней жизни приучают своих детей ходить на пеленку, в раковину, тазик и так далее: кто во что горазд.

Не скрою, и на меня в свое время «давило» общественное мнение, и мне очень хотелось быть образцово-показательной мамочкой, у которой дети с первых месяцев жизни были бы с горшком «на ты»! Поэтому, вооружившись инструкцией по раннему высаживанию на горшок, я вплотную занялась приучением нашего старшего сына Дениса к этому занятию месяцев с четырех.

Раннее высаживание ребенка подразумевает, конечно, не усаживать ребенка на горшок в прямом смысле этого слова, а предлагать ему сделать «свои дела», удерживая его над раковиной или тазиком — там, где маме удобнее.

Для начала предлагается сопровождать определенные действия своего малыша соответствующим «пи-пи» или «а-а». А когда он начнет соотносить ваши звуки с действием, переходить к следующему шагу — самому высаживанию. При этом надо придерживаться следующих правил.

1. Высаживать ребенка нужно после каждого сна, вне зависимости от того, проснулся он мокрым или сухим.

2. Высаживать при проявлении им беспокойства.

3. Высаживать по собственному требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.

4. Высаживать, если малыш давно не писал и вам кажется, что уже пора.

Стоит заметить сразу, что наши «пи-пи» и «а-а» Денис никак не воспринимал, сколько бы мы ему не «пиликали». Сынишке это казалось просто забавным. Еще с рождения мокрые пеленки не вызывали у него никакого беспокойства. К тому же сидеть «раскорякой» на руках у мамы ему очень не нравилось, и он категорически отказывался это делать. Мы нашли компромисс — он делал все лежа на одноразовую пеленку. Не стоит и говорить, какая это была тренировка для мамы и окружающих близких: поймать тот момент, когда ребенок наконец-то захочет «справить свою нужду».

В 8 месяцев мы начали осваивать горшок. Надо сказать, сидеть на нем ребенку нравилось, и «все дела» он туда делал, как надо. Мы, конечно, расслабились — ура! Наши старания увенчались успехом. Денис на горшок не просился, но мы успевали посадить его в нужное время. Мы даже брали с собой горшок, когда ездили с малышом на юг. (Денису был 1 год и 1 месяц.)

Однако не тут-то было: в 1 год и 2 месяца сын категорически отказался садиться на горшок. Он просто перестал это делать! Не сидел на нем ни минуты. Денису стало неинтересно сидеть и чего-то ждать (даже если и подождать-то надо было всего пару минут). Все это повергало меня в большое уныние, так как я не могла найти причины такого поведения. Ведь мы Дениса не ругали, не заставляли.

И в результате, он снова начал ходить на горшок только в 2 года. (Спасибо нашим воспитателям в детском саду за выдержку и терпение!)

Поэтому я пришла к выводу: природу не обманешь! Ведь не зря существуют установленные специалистами физиологические нормы (по Е. Комаровскому).

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22 до 30 месяцев (говорят, у девочек — пораньше, у мальчиков — попозже).

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

В общем, лучше, чем пишет доктор Комаровский, и не скажешь: «Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».

Со своей младшей дочерью Танюшей мы все учли. До 1,5 лет мы к ней с этим вопросом и не приставали. Мы, конечно, купили ей горшок, показали и поставили возле туалета (в туалете у нас просто нет места). Не разрешали ей с ним играть, давая понять, что горшок — это не игрушка. Это специальное приспособление для соответствующих нужд.

К слову, я вообще не очень понимаю производителей, которые делают горшки в виде машин, животных и т.п. Где здесь логика? Дети тут же начинают с этим играть, но, простите, как можно в игрушку писать или какать? Никому же не пришло в голову делать унитазы в виде машинок или еще чего-нибудь?

Мы периодически обращали внимание Тани на то, как Денис пользуется горшком и для чего это делает. Предлагали ей самой посидеть, но она не хотела сидеть на горшке ни секунды, однако мы и не настаивали.

Через какое-то время мы стали замечать, что Танюшка пытается самостоятельно сесть на горшок. В один из дней (Тане уже было почти 1 год и 7 месяцев) я, поняв, что она хочет в туалет, посадила ее на горшок. На этот раз она не стала упираться и сделала «свои дела». Вид у нее был после этого очень удивленный. А мы ее очень- очень за это похвалили! И рассказали все в присутствии Тани бабушке и дедушке. Они тоже ее очень и очень хвалили! Через некоторое время мы повторили «успех». Теперь я уже пыталась предугадать, когда должно все случиться, и предлагала дочери сесть на горшок.

Не прошло и месяца, как Танюшка стала не просто пользоваться горшком, но и проситься на него. (Кстати, все свои «горшечные» позывы она обозначала одним словом «ка-ка».)

Какие тут можно сделать выводы?

1. У каждого ребенка — свое время. Он сам подскажет, когда будет готов. Просто создавайте для этого соответствующие условия.

2. Если вы начали приучать к горшку (с добровольного согласия ребенка), то делайте это в системе, каждый день, а не от случая к случаю. Не буду утверждать, что это надо делать всегда после еды, сна и т.п. Вы лучше знаете своего ребенка, его биологические ритмы и физиологические особенности.

3. За каждый «успех» хвалите ребенка! Похвала — лучший стимул! За неудачи ругать не стоит. Ребенок не сразу научается полностью контролировать свои физиологические потребности. Это все равно что ругать только что родившегося ребенка за то, что он не умеет ходить.

И последнее. Существует много споров вокруг того, влияет ли пользование одноразовыми подгузниками на процесс приучения к горшку. Если честно, я никакой взаимосвязи не вижу. Мы пользовались и тканевыми подгузниками (позднее надевали обычные трусики), и памперсами. Не могу сказать, что использование памперсов как-то замедлило процесс. Когда и Денис, и Таня уже начали активно пользоваться горшком, мы все равно на ночь для подстраховки надевали им одноразовый подгузник. Так они все равно перед сном обязательно ходили на горшок и с утра, как просыпались, просились в туалет. Подгузник при этом мог остаться абсолютно сухим.

Еще раз повторю: у каждого ребенка — свое время!

Раньше или позже?

Вопрос о том, когда начинать обучать малыша туалетным навыкам, часто вызывает споры у родителей. Некоторые считают, что высаживать ребенка на горшок нужно с 8–9 месяцев.
Такие родители хвастаются тем, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле, в отношении детей до 1 года речь может идти только о рефлекторном опорожнении мочевого пузыря и кишечника, то есть у ребенка просто срабатывает рефлекс, когда он оказывается на горшке. Нервная система в этом возрасте еще не готова к контро лю над мочеиспусканием: ребенок еще не понимает, что хочет помочиться, и не может задержать этот процесс. Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.

Это важно!

С приучением к горшку придется повременить, если:

  • малыш болен или только что перенес заболевание;
  • семья переехала на новую квартиру;
  • в семье родился еще один ребенок;
  • происходит кризис в семейных отношениях, кто-то в семье серьезно болен или скончался.

Для успешного приучения к горшку, основанного на взаимной заинтересованности, нужно, чтобы ребенок:

  • сам ходил, садился, снимал штанишки;
  • понимал обращенные к нему слова;
  • сообщал о своих желаниях с помощью слов или жестов;
  • умел подражать взрослым или старшим детям;
  • мог делать что-то, следуя указаниям взрослых;
  • старался заслужить поощрение и похвалу.

Все вышеперечисленные навыки формируются у ребенка примерно к 1,5 годам. Таким образом, оптимальное время для приучения к горшку – около 1,5 лет. Точное время, когда ребенка следует начать обучать туалетным навыкам, подскажет педиатр, который регулярно наблюдает малыша.

Врач оценивает уровень психомоторного развития ребенка и может определить, готов ли малыш к обучению. Можно начать знакомить малыша с горшком и до года, но тогда время, которое займет процесс обучения, увеличится.

Как показывает практика, и те малыши, которых стали сажать на горшок еще до года, и те, которые познакомились с горшком в 1,5 года, начинают сознательно контролировать свои выделения примерно в одном и том же возрасте:

  • к 2–2,5 годам появляется контроль над опорожнением кишечника;
  • к 2,5–3 годам ребенок контролирует мочеиспускание в дневное время;
  • к 3–4 годам малыш контролирует мочеиспускание и в ночное время.

Этапы обучения

Чтобы приучение к горшку прошло спокойно и не вызвало протеста со стороны ребенка, нужно действовать постепенно, последовательно переходя от одного этапа к другому.

  • В комнате ребенка появляется новый предмет – горшок. Он должен быть удобным, чтобы малышу было комфортно сидеть на нем, и ярким, чтобы привлекать внимание ребенка. Сначала малыша 1–2 раза в день сажают на горшок на несколько минут, не снимая штанишек и подгузника (чтобы у ребенка не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным пластиковым сиденьем).
  • Через 7–10 дней можно начать высаживать малыша на горшок без подгузника. Желательно делать это 2 раза в день. Пока не нужно торопиться «подлавливать» ребенка, когда он захочет «сделать дело». Это может испугать малыша, из-за чего он будет стараться сдерживаться от мочеиспускания.

Чтобы малыш лучше понял, для чего предназначен горшок, можете, сняв с ребенка грязный подгузник, бросить его в горшок, доступным языком объяснив малышу свои действия.
Очень хорошо, если в семье уже есть старший ребенок – он может показать младшему, как пользоваться горшком. Малыши быстро начинают подражать старшим.

  • Через 1–2 недели малыш привыкнет к горшку и будет спокойно относиться к этому предмету. Теперь можно высаживать его несколько раз в день и делать это в те моменты, когда вы хотите «подловить» у него стул или мочеиспускание. Например, желательно сажать кроху на горшок сразу после сна, после еды, после прогулки.
    Вы можете сами заметить признаки, по которым можно определить, что ребенок хочет опорожниться: обычно он замирает, перестает играть, становится сосредоточенным – в это время можно предложить ему горшок.
  • Теперь можно переходить к следующему этапу – обучению ребенка самостоятельному пользованию горшком. Горшок должен стоять на видном месте и быть доступным для малыша. Важно, чтобы ребенок сам научился снимать штанишки. Объясните малышу, что теперь он сам может ходить на горшок, когда пожелает (время от времени вам нужно будет напоминать ему об этом). Для ребенка будет большой радостью научиться самостоятельно пользоваться этим предметом, особенно если родители будут хвалить и поощрять его.

Как правило, на приучение ребенка к горшку уходит от 6 месяцев до 1 года (если начало было положено в 1,5 года). На это время родителям придется запастить терпением, быть гибкими и внимательными, чтобы процесс обучения прошел спокойно и не привел к конфликтам с малышом.

Нужно ли во время приучения к горшку отказаться от одноразовых подгузников? Необходимости в отказе нет. Ученые проводили исследование на двух группах детей: для одной группы использовались многоразовые подгузники, а для другой – одноразовые. Дети двух групп обучились туалетным навыкам в одно и то же время.

Основные правила приучения к горшку

  • Нельзя удерживать ребенка на горшке насильно; малыш имеет право в любое время встать с него и пойти заниматься своими делами.
  • Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он вдруг случайно «наделал в штанишки» .
  • Всячески поощряйте, хвалите малыша за правильные действия и успехи.
  • Если при обучении туалетным навыкам у ребенка возник конфликт с родителями, если он отказывается садиться на горшок, то нужно на некоторое время сделать перерыв в обучении.
  • Самое главное требование, предъявляемое к горшку, – ребенку должно быть удобно сидеть на нем.
  • Желательно, чтобы горшок был привлекательным, яркого цвета – такой предмет быстрее завоюет внимание малыша.
  • Не выбирайте слишком «навороченных» горшков – с музыкой, в виде игрушки и т. п. Ребенок должен понимать, каково предназначение предмета, и не считать его игрушкой.
  • Для мальчиков желательно приобретать горшки с завышенной передней частью, чтобы, когда мальчик сидит, моча попадала непосредственно в горшок.

Психологи считают, что 1,5 года – подходящее время, чтобы приучить ребёнка к горшку. Многие мамы начинают обучение раньше, с 8–10 месяцев, но чаще всего попытки оказываются безуспешными.

Знакомство с новым приспособлением у одних деток происходит спокойно, привыкание проходит быстро, без капризов. С другими малышами мамам приходится «воевать», подкупать, применять хитрость, чтобы заставить чадо справить нужду в горшок. В чём причина? Узнайте мнение психологов и опытных мамочек.

Почему ребёнок не хочет ходить на горшок

Многие мамы знают, сколько нервов приходиться тратить, чтобы добиться результата. Проходит битый час, малыш сидит на горшке, но толку нет. Затем маленький упрямец встаёт и благополучно писает (ходит «по-большому») в штанишки. Одни детки расстраиваются из-за этого, другие спокойно реагируют, а есть и такие, которые с довольной улыбкой смотрят на расплывающееся мокрое пятно.

Как тут не вспылить! Но нервничать, кричать, тем более, шлёпать по попе нельзя: может развиться упрямство, обида на маму, отвращение к горшку или панический страх перед обязательной процедурой.

Почему же так происходит? Что мешает малышу спокойно сходить «по-большому» или «по-маленькому» не в штанишки?

Причин несколько:

  • раннее начало обучения. В 6–8 месяцев детки не могут контролировать процесс мочеиспускания или дефекации;
  • мочевой пузырь, кишечник ещё достаточно слаб, опорожнение происходит в разное время. «Поймать» момент нереально, по часу держать кроху на горшке тоже нельзя;
  • ребёнок плохо понимает, где какая часть тела, не может по просьбе родителей указать пальчиком на попу или низ живота;
  • неправильный подбор полезного приспособления. Музыкальный горшок, ёмкость в форме машинки или самолёта отвлекает, сбивает с толку. Детки принимают горшок за новую игрушку, обращаются с ней соответственно. Иногда пластик передавливает, «режет» ножки, что мешает процессу. Подходящий размер приспособления также важен;
  • недостаточный уровень физического и психического развития. Если деткам комфортно в грязных штанишках, зачем проситься на горшок? Только по достижении определённого уровня, осознания процесса попытки будут успешными;
  • проблемы с функционированием мочевыводящей системы, нервные расстройства, отставание в физическом и психическом развитии;
  • обычное упрямство. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители подросших деток, после полутора лет. Капризуля обиделся на родителей, решил показать своё «Я». В 1,5 – 2 годика отказом демонстрирует своё недовольство, привлекает внимание к своей персоне. Понадобится терпение, внимание к ребёнку. Если не получается справиться с маленьким упрямцем, обратитесь за помощью к опытному психологу.

Как понять, что малыша пора приучать к горшку

К полутора годам уровень физического и психического развития позволяет деткам понять, чего от них хотят взрослые. Родителям важно знать, какие признаки говорят о готовности перехода к новому этапу.

Не упустите момент, если:

  • за 2 – 2,5 часа подгузник остаётся сухим;
  • кишечник ребёнка достаточно окреп, мочеиспускание/опорожнение происходят с одинаковыми промежутками;
  • малыш понимает, что означают слова «какать» и «писать»;
  • ребёнок может показать, что он хочет в туалет «по-маленькому» или «по-большому»;
  • ребёнок подражает взрослым, пытается раздеваться и одеваться;
  • важный момент – осознание частей тела. По просьбе родителей сын или дочка должны сразу показать часть тела, которую назвали, в том числе, область гениталий;
  • малышу должно быть некомфортно в мокрых штанишках или грязных памперсах, ребёнок должен просить (словом или жестом) сменить испачканную одежду.

Возьмите на заметку:

  • родители и детки должны быть морально готовы к новому этапу. Если есть важные дела, которые мешают уделить процессу достаточно внимания, подождите месяц-другой;
  • летом обучение проходит проще: дома тепло, легче снимать штанишки или можно вообще оставить малыша в одних трусиках;
  • если сын или дочка болеют, отложите начало обучения;
  • резкая смена обстановки нередко травмирует детскую психику. После переезда на новую квартиру подождите пару месяцев, путь маленький человечек освоится.

Психологи и опытные мамочки рекомендуют проявить терпение, меньше расстраиваться, если у малыша не всё получается. Даже если несколько дней подряд упрямец категорически отказывается садиться на горшок, кричит, злится, это не значит, что так будет продолжаться всегда.

Помните! Все детки начинают пользоваться полезным приспособлением: одни раньше, другие позже в зависимости от индивидуальных особенностей. Не устраивайте войну: проиграют обе стороны.

Выбор нужного приспособления

При выборе полезного приспособления учтите рекомендации:

  • покупайте простую модель без лишних «наворотов», иначе естественный процесс рискует превратиться в увлекательную игру, но без нужного для вас результата;
  • девочкам больше подходит круглая форма, мальчикам – с небольшим выступом спереди;
  • выбирайте качественный пластик. Экономить нельзя: дешёвые изделия часто содержат токсичные компоненты;
  • ёмкость должна быть устойчивой, подходящей по размеру, края – достаточно широкие, чтобы не давить нежную кожу. Помните: при обучении сын или дочка проведут здесь немало времени, комфорт обязателен.

В период привыкания к новому процессу чаще напоминайте, что горшок не игрушка. Если малыш балуется (надевает ёмкость на голову, ездит по комнате, как на машинке), вовремя остановите баловство. Не смейтесь, не позволяйте этого делать родственникам. Неправильная реакция вызывает замешательство у деток: почему нельзя баловаться с новой вещью, если всем весело?

Самый эффективный метод

Глядя на другого ребёнка, успешно пользующегося горшком, всем видом показывающего: «Я уже взрослый», – малыш непременно захочет сделать также. Если детки понимают, чего от них хотят, к полутора годам им несложно повторить те же действия.

Вспомните ясельную группу. Даже самые маленькие быстро понимают, как пользоваться новым приспособлением. «Пример друга» справедливо считается самым быстрым способом приучения к «взрослому способу» справить нужду.

Вы считаете, что дочка или сын достаточно подросли, чтобы начать обучение? Действуйте правильно, меньше отчаивайтесь, если ребёнок не сразу поймёт, что он должен делать.

Полезные советы:

  • купите горшок, поставьте на видное место. Чадо непременно заинтересуется, что за вещь появилась дома;
  • объясните, для чего нужен новый предмет, расскажите, что все взрослые детки писают и какают не в штанишки, а «вон-туда, в эту дырочку». Разрешите посидеть, если ребёнок просит, но насильно не заставляйте;
  • покажите, как проситься (словами или жестами). Детки быстро запоминают обозначение процесса, усердно кряхтят, желая привлечь внимание, заслужить похвалу;
  • обстановка дома должна быть спокойной: стресс отрицательно влияет на возможность расслабиться;
  • уберите ковры, на кровать постелите большую клеёнку, сверху – пелёнку, чтобы перед мочеиспусканием малыш мог ходить без памперсов;
  • на протяжении нескольких дней следите, когда происходит мочеиспускание/дефекация. В большинстве случаев позывы появляются через небольшой промежуток после еды. Задача родителей – поймать момент, чтобы детки долго не сидели на горшке, быстро помочились или сходили «по-большому»;
  • памперсы надевайте только для сна, дома пусть ребёнок носит только трусики, иногда ходит без них. Малыш должен понять, как происходит мочеиспускание/опорожнение кишечника, знать, как выглядят половые органы, откуда бежит моча. Следите, чтобы детки не уделяли гениталиям слишком много внимания;
  • обычно внимательные родители быстро понимают, что через минуту-другую произойдёт мочеиспускание или дефекация. Действуйте без промедления, сразу усадите чадо на горшок: дёргать нельзя, чтобы не испугать. Отвлеките, чтобы малыш посидел спокойно, хотя бы несколько минут. Если вы успели, обязательно похвалите сына или дочку, покажите, что находится в ёмкости после его усилий. Скажите, что штанишки теперь сухие, как у взрослых.
  • первое время незадолго до предполагаемого опорожнения кишечника или мочевого пузыря снимайте трусики, чтобы уловить момент;
  • каждое удачное «попадание» сопровождайте похвалой, говорите, что чадо взрослеет. Можно сделать небольшой подарок;
  • при неудаче ни в коем случае не ругайте деток, откажитесь от обидных слов. Унижать, показывать грязные/мокрые штанишки членам семьи, доводить ребёнка до истерики нельзя. Кроме отвращения к ненавистному предмету, появятся психологические проблемы, неврозы, нарушение сна;
  • говорите, что вы расстроены, если малыш забыл вовремя попроситься писать, но сдерживайте явное разочарование;
  • насильно усаживать, стоять надзирателем нельзя. Психологическое/физическое давление мешает расслабиться, детки нервничают, сходить «как взрослые» вряд ли получится;
  • нельзя устраивать из простого процесса «концерт». Выставлять на всеобщее обозрение писающего малыша также не стоит: создайте спокойные условия для естественного процесса.

Как приучить проситься в туалет ночью

Чаще всего днём детки просятся, а по ночам время всё равно писают в кроватку. Полностью контролировать мочеиспускание у спящего чада сложно.

Если вы решили полностью отказаться от подгузников, приготовьтесь к бессонным ночам на протяжении определённого периода. Но небольшая жертва того стоит. Вы заметите, когда сын или дочка ворочаются, кряхтят, собираются писать. Осторожно разбудите, посадите на горшок.

Результат, конечно, появится не сразу: обязательно запаситесь терпением. Никогда не дёргайте чадо (нельзя резко прерывать сон), доставайте ребёнка из кроватки осторожно, чтобы не напугать маленького человечка. Постепенно у него выработается привычка крутиться, показывать, что пора писать. Рано или поздно чадо начнёт проситься в туалет и ночью.

Все родители проходят через такой сложный этап развития ребёнка, как приучение к горшку. В полтора года наступает самый подходящий момент для перемен. Ребёнок ощущает себя достаточно «взрослым». Чем меньше капризов, тем проще проходит обучение.

Прислушайтесь к советам, учтите индивидуальные особенности вашего чада. Раньше или позже (необязательно в 1,5 года), всё детки понимают, как пользоваться горшком. Не огорчайтесь, если дочка или сын мочатся в штанишки, когда другие малыши уже просятся: мягко, деликатно продолжайте обучение. При стойком неприятии полезного приспособления обратитесь за помощью к детскому психологу.

Видео — советы по приучению ребенка к горшку: