Коляда.doc - рождественские колядки (сценарий). праздник " рождество ". Сценарий.Новогодние колядки " Пришла коляда - отворяй ворота"

Ирина Степанова
Сценарий праздника «Рождественские колядки»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский

Рождественские колядки

Разработали и провели :

Муз. руководитель - И. И. Степанова

Воспитатель - Букшина И. Н

Учитель- логопед : Устинская Н. Н.

Цель : Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре познакомить с обрядами, которые существуют на Руси.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием Рождественские Святки , с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением : гадания, народные гуляния, колядование , украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие :

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественныйвкус.

Воспитательные :

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям .

Предварительная работа : беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок ; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки , игры, поговорки) .

Материалы и оборудование : диск с аудиозаписями, плоскостной театр (вертеп, звёзды для сюрпризного момента, маски, костюмы (для ряженых, предметы быта для «избы» ,мультимидийный проэктор, материал для гадания.

Ведущая : Дети, наши новогодние встречи продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество . А вы знаете, что это за праздник ? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее за стол и слушайте.

Ведущая : Кругом Рождественская мгла

Во мгле звучат колокола

А с ними в лад слова звучат

Мир на земле и счастье всем.

Мы рады нашей встрече

Зажжем сегодня свечи

Пусть горят меж нами

Волшебными огнями.

Ведущая : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том , что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Дети поют песню «Рождество » .

Ведущая : Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришли к младенцу три дерева- пальма, маслина и маленькая елочка. Послушайте о том, что из этого вышло.

Воспитатель

Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли.

И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная елка печально стояла : она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров.

Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал :

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена» .

Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество

Ребенок ли, взрослый - все празднику рады , и в каждой семье торжество!

Ведущая : Повеселимся и мы у рождественской елочки .

Песня «Вот какая елочка»

Ведущая : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово . Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками . Послушайте песенку-колядку .

Коляда , коляда , подавай пирога, дай блин, дай кишку,

Свиную ножку, всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай!

Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.

Слышится веселая песенка колядовщиков .

Ведущая : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Входят ряженые и поют :

Пришла коляда ,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда , Коляда !

Никому не спится! Расступись, чесной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

Бородой козёл трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух :

Душегрейка на меху –

Знай кричит : “Кукареку!”

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна -

То ль зима, то ли весна?

А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

А вы хлопайте дружнее.

«Было у матушки 12 дочерей» -хоровод.

А давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(посередине зала на лавке стоят шесть горшочков. Из зала по очереди выходят желающие погадать)

Дети (водят хоровод и поют)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшочка вынимают полотенце)

Хозяюшка Полотенце! Далеко расстилается… Ждет тебя дорога, путешествие.

(Хоровод продолжает кружиться. Выбирают второй горшок-с булкой)

Хозяюшка

Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоем доме достаток будет, благополучие!

(В третьем горшке – кольцо)

Хозяюшка

Сейте муку, пеките пироги!

К тебе гости будут, ко мне – женихи!

(В четвертом горшке лента)

Хозяюшка

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шелком переплетаючи,

Златом перевиваючи!

Лента – к богатству, прибыли.

(В пятом горшке пуговица)

Хозяюшка

Пуговица!

Ой, ходил жучок по завалинке,

Выбросил добро по мочалинке.

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью.

Проводятся игры подвижные.

Игра- хоровод «Пошел козел» .

Вед. Пришла пора нам поиграть

Всех, всех, всех позабавлять.

Игра «Плетень»

Игра «Катится клубок»

Хоровод «У оленя дом большой» .

РЯЖЕНЫЕ :

Не пора ли вам, друзья, колядовщиков – то одарить !

Щедро всем распорядитесь!

Воспитатели с детьми одаривают колядовщиков приготовленным заранее угощением.

Колядовщики :

Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

(раздают угощение, приговаривают) .

Чтобы колос – с бревно,

А зерно с ведро!

Кому песни поём,

Тому будет добро,

Тому сбудется,

Не минуется.

(колядующие , пританцовывая, уходят с пением) .

Уродись, коляда ,

Накануне Рождества !

Коляда , коляда ,

Отворяй ворота!

Ведущий : Снегу маленько я растопила. Кто новогодним снегом окропится, тот от недугов исцелится.

(Из ведерочка брызгает на ребят и гостей)

Новогодний хоровод «Зимушка» .

А еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь… И желание загадаешь… То оно непременно исполнится.

(под потолком на тарелочках лежат звездочки из фольги. Тарелочки висят на леске. Хозяюшка берет в руки леску и дергает).

Ребята ловите!

(Дети ловят звездочки)

Только берегите звездочку, а то вы забудете – и ничего не сбудется.

Ведущий :

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами.

Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось.

(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют) .

Ведущий :

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

(Преподносит пирог со свечами и говорит, что дети должны задуть свечи, загадав желание, идут в группу пить чай)

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • «Рождественские колядки»

    Сценарий праздника для детей подготовительной группы (6 -7 лет).

    Цель . Расширение знаний детей о русских народных традициях.

    Познакомить с рождественскими колядками.

    Разучить обрядовые песенки - колядки.

    (Зал празднично украшен, в центре стоит новогодняя елка).

    Ведущий . Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие! Мы рады вас видеть на нашем празднике. Совсем недавно мы отпраздновали осенние праздники, а теперь к нам в гости пожаловала сама «Зимушка - зима».

    (Выходит «Зима»).

    Зима . Здравствуйте, ребята.

    Я, зима - краса

    Ледяная коса

    В белой шубе до пят

    Буду тешить всех ребят!

    Ведущий. Зимушка - зима, что ты нам принесла?

    Зима. Глубокие снега,

    Святые вечера

    Рождество, колядку

    День с курину пятку.

    Ведущий . Зима за морозы, а мужик - за праздники.

    Ребята, давайте вспомним их.

    Ответы детей.

    Зима. Сначала мы встретили Новый год, а затем Рождество. После Рождества наступают святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.

    В святочные дни люди поздравляли друг друга, ходили в гости.

    Ведущий . А вот шить, вязать, прясть, плести запрещалось, потому что эти дни были святыми.

    В эти дни принято было колядовать.

    Зима . Ребята, а вы слышали что такое - колядки?

    Что ж, придется вам рассказать и, конечно, показать.

    Ведущий . Колядки - специальные песенки, в которых прославляли Христа, пожелания на богатый урожай, здоровья и счастья людям. Мало кто знает сейчас эти песенки, но все - таки народные традиции возвращаются.

    Зима .В старину люди наряжались: в медведя, в старика, в козу, в Петрушку и ходили по домам, где пели песни - колядки, а хозяева угощали ряженных печеньем, пряниками, конфетами.

    Ведущий. Зимушка, присядь, отдохни, посмотрим, как наши ребята колядовать ходили.

    Выходят колядовщики, подходят к ширме, стучат.

    Хозяйка . Кто там?

    Дети. Пришла коляда, накануне Рождества

    Коляда, коляда отворяй ворота!

    Открывайте сундучки

    Подавайте пятачки!

    Хозяйка . Расходись по домам, ничего я вам не дам.

    Дети. У Ивана то жена, очень жадная была

    У ней шуба не зашита

    И рубаха не пошита

    Да и муж не дюж, лентяй неуклюж.

    Хозяйка .Что вы, что вы оставайтесь, чем хотите угощайтесь.

    Дети. Мы славные колядовщики

    Пришли прославлять, да хозяев величать.

    Житья вам до 100 лет, всегда здоровица!

    Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые

    Ух, какую хорошую колядку спели

    Вот вам угощенье сыр да печенье

    Сладости, орешки, пряники, конфеты

    Угощайтесь, гости дорогие.

    Дети. С Новы годом, вас, хозяюшка! Дай бог тому, кто в этом дому!

    Вам и каша густа, вам и мед на уста!

    Теперь пойдем к Иванову двору. (Подходят к другой ширме).

    Коляда, коляда!

    Отворяй ворота.

    Мы искали коляду во Ивановом двору

    Как на улице мороз подмораживает нос

    Не велит долго стоять, велит скоро подавать

    Доставайте сундучки,

    Подавайте пятачки.

    Хоть рубь, хоть пятак,

    Не уйдем из дома так!

    Дед. Молодцы! Вот вам угощенье - пряники, конфеты, кушайте детки.

    Дети . Живите без бед много - много лет.

    Ведущий .(Обращаясь к ряженным) Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение! (ведущий подает ряженным поднос с печеньем и конфетами).

    Дети . Удачи вам в Новом году и веселья!

    Зима . Спасибо вам за приглашение. А теперь пора своими делами заниматься, свои владенья посмотреть.

    Ведущий . Всем пожелаем хорошее настроение, загадайте свое желание и пусть оно непременно сбудется.

    “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
    Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
    Фантазии, творчества.
    Без этого он засушенный цветок”...
    В.А.Сухомлинский.

    Сценарий праздника «Рождественские колядки». Конспект подготовили воспитатели ГБДОУ №47 Колпинского района Аунинг Л.Ю. Шершнева Н.В. Черкессенко И.Ю.

    Цели : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

    Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

    Разучить музыкальный фольклорный материал , использовать в повседневном жизни.

    Задачи : Познакомить детей с русским праздником – Колядки.

    Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

    Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

    Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

    Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

    Предварительная работа : заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

    Ведущий :

    Поздравляем! Пришли святки

    От Рождества и до Крещенья

    Заводят люди все колядки,

    Дома наполнены весельем!

    Ребячий звонкий смех звучит,

    А сердце радостно стучит!

    В душе особенный настрой

    Отметить праздник наш святой!

    Дети : Ну а что такое святки?

    Вед . : Вы не слышали ребятки?

    Праздник это самый длинный

    Он веселый и старинный

    Наши предки пили, ели

    Веселились две недели

    От Рождества и до Крещенья

    Приготовив угощенье

    Пели разные колядки

    По дворам ходили в Святки!

    Наряжались и шутили

    Праздник ждали и любили

    Так давайте же сейчас

    Встретим мы его у нас.

    Руку дай скорее друг

    Ждет нас всех веселый круг!

    Дети исполняют хороводную песню

    Ведущий:

    Раньше на Руси крестьянин с нетерпением ждал перезимья - когда год кончается, а зиме середка, когда «пробуждается» солнце, останавливается в своем кругодвижении и «поворачивает на лето». На перезимье, что приходится на конец декабря и начало января, ночь росту убавляет, а день растет, да только на «куриный шаг прибывает». В перезимье примечают: если холодная зима и снега много - это предвещает урожай и много хлеба; если земля не промерзла, так и соку не даст - после теплой зимы неурожай; а большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В народе считалось: коли дни на перезимье веселые и счастливые, то и весь год будет таков; а колядный обряд обеспечит хозяйственное благополучие на весь будущий год, особо богатый урожай. Ведь образ коляды представлялся одной из сил могущественной природы и мог ускорить приход тепла. Колядки - это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году. Ставились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети. Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни. Во многих колядках воспевался земледельческий труд. При этом колядующие носили по деревне плуга, сохи, бороны, разбрасывали по полу избы или на дворе яровое жито. Был также обычай ряжения животными - козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье .

    Стихи детей:

    1 ребенок: Праздник этот самый длинный

    Он веселый и старинный

    Наши прабабушки и прадедушки,

    Веселились две недели,

    От Рождества и до Крещенья

    Приготовив угощенье.

    2 ребенок: Пели разные колядки

    По дворам ходили в святки

    Наряжались и шутили,

    Праздник ждали и любили.

    Выходят двое ряженых:

    Ряженые.
    Прикатила коляда,
    Коляда-то молода, у-у-ух!
    Что за славный денек,
    Становись в хоровод,
    Будем кругом ходить
    Да ребят веселить!

    1 ряженый :

    Коляда, коляда,
    Накануне Рождества
    Коляда пришла,
    Рождество принесла.

    2 ряженый:

    Приходила Коляда

    Накануне Рождества

    Кто даст пирога -

    Тому полон хлев скота.

    1 ряженый:

    Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
    Чем богаты в доме, то и нам подайте.
    Пирога да каши, а наверх - козульку,
    А под низ - копейку, денежку-монетку .

    2 ряженый:

    Кто подарит пирога,
    Тому - полон хлев скота,
    Овин с овсом, жеребца с хвостом.
    У доброго мужика родись рожь хороша:
    Колоском густа, соломкой пуста.

    1 ряженый:

    Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
    Пест да лопата, корова горбата!
    У скупого мужика родись рожь плоха:
    Колоском пуста, соломкой густа.

    Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

    ряженые (начинают задавать загадки).

    Бел, как мел,
    С неба прилетел.
    Зиму пролежал,
    В землю убежал. (Снег)

    Гуляет в поле, да не конь.
    Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

    Летал Порхан по всем торгам,
    На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

    В воздухе летит,
    На земле лежит,
    На дереве висит. (Снег)

    Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

    Он вошел - никто не видел,
    Он сказал - никто не слышал.
    Дунул в окна и исчез,
    А на окнах вырос лес. (Мороз)

    Пришла девушка Беляна,
    Побелела вся поляна. (Снег)

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет -
    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Ведущий:

    Раз в Крещенский вечерок.
    Девушки гадали.
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали.

    Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

    Дети ведут хоровод.

    Горшочек с вершочек

    Скажи нам дружочек

    Что сбудется, станется

    Плохое пусть останется.

    * Из горшка вынимают полотенце.

    Полотенце далеко расстилается… ждет тебя дорога, путешествие…

    * Из горшка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет

    * Из горшка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, ко мне женихи.

    * Из горшка Змей Горыныч вынимает пуговицу – будет тебе в этом году, Змей Горыныч, новый кафтан! Носить, не сносить !

    Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

    1. Ножницы детские – парикмахер

    2. Сантиметр – портной

    3. Книжка – писатель, учёный

    4. Муз.инструмент – музыкант

    5. Краски – художник

    6. Градусник – врач

    7. Машина - водитель

    8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир.

    Дети рассказывают стихи:

    СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ

    1 ребенок:

    Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

    С высоты небес.

    Весь в снегу, как в горностаях,

    Дремлет тихий лес.

    Тишина вокруг. Поляна

    Спит в объятьях сна,

    Из-за леса выплывает

    На дозор луна.

    Звёзды гаснут. С неба льются

    Бледные лучи,

    Заискрился снег морозный

    Серебром парчи.

    2 ребенок:

    Широко раскинув ветви

    В шубе снеговой,

    Посреди поляны ёлка

    Ввысь ушла стрелой.

    На красавицу лесную

    Лунный свет упал,

    И огнями лёд кристаллов

    В ветках заиграл.

    3 ребенок:

    Бриллиантовые нити

    В хвое заплелись,

    Изумруды и рубины

    На снегу зажглись.

    Ясной звёздочкой у ёлки

    Светится глава...

    Наступает день великий -

    Праздник Рождества!

    Ряженые.
    Прикатила коляда,
    Коляда-то молода, у-у-ух!
    Что за славный денек,
    Становись в хоровод,
    Будем кругом ходить
    Да ребят веселить!

    Дети исполняют хороводную песню:

    Ряженые предлагают детям поиграть в подвижные игры:

    Игра «Курочки и петушки»
    Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
    Игра «Перетяни веревку»
    На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

    1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

    2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

    1 ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!


    Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

    Сценарий новогоднего развлечения «Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

    В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

    Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

    Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

    Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

    Цель:

    1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
    2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
    3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
    4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

    Задачи:

    1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
    2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
    3. познакомиться с рождественскими обрядами;
    4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
    5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
    6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
    #ADVERTISING_INSERT#

    Ход мероприятия

    Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

    Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

    По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

    С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

    Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

    Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

    Родители читают колядки:

    1. Воробушек летит,
      Хвостиком вертит,
      А вы, люди, знайте,
      Столы застилайте,
      Гостей принимайте,
      Рождество встречайте!
    2. Мы веселые колядки
      Пропоем для жизни сладкой.
      Коль одарите нас знатно,
      Будет счастье и богатство.
      Поделитесь от щедрот
      Просит ряженый народ.
      Без подарков не уйдем!
      С Новым годом! С Рождеством!
    3. Вам звоночками позвоним
      С пожеланьем и поклоном.
      Мы пришли колядовать,
      С Рождеством вас поздравлять!

    Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

    Воспитатель:

    Динь-динь-динь, звенят звоночки,
    К вам пришли сыны и дочки,
    Вы колядников встречайте,
    Нас улыбкой привечайте!

    Ребенок:

    Коляда, коляда -
    Накануне... (Рождества .)

    Ребенок:

    Мы идем колядовать -
    Всех будить и... (поздравлять )

    Ребенок:

    Коляд, коляд, колядушек -
    Хорош с медком оладушек!
    А без меду - не таков,
    Дайте, тетя, пирогов!

    Ребенок:

    С Новым годом, с Рождеством:
    Мира Вам желаем в дом,

    Ребенок:

    И здоровья, и добра,
    И сердечного тепла!

    Ребенок:

    Коля-коля-коляда –
    Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

    Все вместе:

    Сеем, сеем посеваем
    С Рождеством всех поздравляем!

    Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

    Дети садятся, выходят два ребенка.

    Ребенок:

    От чего ты, ёлочка, грустна?
    Ты зимой и летом зелена.

    Ребенок: (елочка ):

    Я грущу, что нету у меня обновы,
    И мне не в чем встретить Рождество Христово.

    Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

    Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


    – У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

    Пальма:

    Я пальма, с пышной круглой кроной,
    И в сердце гордость я храню.
    Свой лист, широкий и зеленый
    Перед Младенцем я склоню.
    Он улыбнется мне, наверно,
    Ведь я же всех прекрасней. Верно?

    Маслина:

    А я – красавица маслина.
    Не все деревья так стройны…
    И думать нечего, ведь я,
    Очень хороша.

    Елка:

    А вот мне, нечем похвалиться:
    У меня – одни шишки да иголки

    Пальма:

    Ну и не ходи к младенцу,
    Ты Его ещё уколешь…

    Маслина: Или уронишь на Него шишку.

    Пальма и Маслина вдвоем:

    Ёлка-ёлка, уходи,
    К малышу не подходи.

    Пальма: Не красива ты нисколько…

    Маслина: Палка в шубе, да и только.

    Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

    Появляется Ангел.

    Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

    Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

    Ребенок:

    Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
    Яркою звездой,
    Оплетем мы ёлочку
    Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

    Ребенок:

    Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
    Праздничный наряд.
    На ее иголочках
    Огоньки горят.


    Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

    Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



    Ребенок:

    И на сердце сладостно,
    Весело, светло.
    Всем сегодня радостно –
    Рождество пришло!

    Ребенок:

    Будем петь и веселиться
    Возле ёлочки кружиться
    Ведь сегодня торжество
    Светлый праздник – Рождество.

    Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

    Читают стихи.

    Ребенок:

    В этот светлый праздник
    Праздник Рождества
    Мы друг другу скажем
    Теплые слова.

    Ребенок:

    Тихо снег ложится
    За окном зима,
    Чудо здесь свершится
    И зажжет сердца.

    Ребенок:

    Пусть улыбки ваши
    В этот дивный день
    Будут счастьем нашим
    И подарком всем.

    Ребенок:

    Льются звуки жизни,
    Счастья и добра,
    Озаряя мысли
    Светом Рождества.

    Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


    Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

    Где родился наш Спаситель -
    Место вам известно всем
    Ну, скорее назовите.
    Это город... (Вифлеем )

    Знают все: в года былые
    Сын родился у...(Марии ).

    Сын чудесный, сын святой
    Родился он ночной... (порой ).

    В тишине, в тепле и тени
    Спал младенец в свежем...(сене ).
    Это всем теперь известно -
    Был младенец тот... (чудесный ).

    Много в небе ярких звезд -
    Родился Иисус... (Христос ).

    К Малышу на день рожденья
    Дружно прибыли волхвы:
    Принесли в подарок деньги?
    Нет? А что? Скажите вы.
    (Золото, ладан, смирну )

    Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

    Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





    Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



    Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


    С Рождеством Вас!