Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий проведения нетрадиционного мероприятия с родительской общественностью - "Фестиваль семейных театров". Совместный проект педагогов и родителей по театрализованной деятельности "в мире

В пособии рассказывается об одной из форм совместной культурно-досуговой деятельности, объединяющей семьи с детьми дошкольного возраста, успешно апробированной в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области. В пособии собран богатый практический материал: анкеты, перспективные планы работы творческих мастерских, сценарии театральных постановок и т. д., позволяющий увидеть механизм развития взаимодействия детского сада и семьи. Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, руководителям театральных студий, родителям.

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

компанией ЛитРес .

Технология «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами образовательных учреждений. Для воспитывающих взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. В ходе совместной театральной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах; изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми. Ребенку театральная деятельность в семейном детско-взрослом объединении дает возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития (потребности в любви, в одобрении значимых взрослых; в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.).

Организация социокультурной предметно-развивающей среды детского сада

Непременным условием развития взаимодействия семьи и детского сада в контексте театрального искусства, а также творческих способностей детей и взрослых является социокультурная среда, в которой разворачивается семейная театральная деятельность.

Важными элементами среды могут стать организованные при непосредственном участии семьи:

театральный зал (сцена, авансцена, подиум, занавес) с хорошим освещением (люстры, бра, подсвечники, лампы) и оборудованием (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон, диапроектор);

костюмерная с театральными костюмами, необходимыми для спектаклей, атрибутами, бижутерией;

гримерная, в которой находятся большие зеркала, сценический грим, парики, веера и т. д.;

фонд театральных кукол, в том числе и из бросового, нетрадиционного материала, театральных костюмов (детских и взрослых);

хранилище декораций, атрибутов, ширм для настольного, теневого театров;

театральная библиотека с фондом соответствующей литературы, в том числе иллюстрированных альбомов, книжек-театров и т. д.;

передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших театральных постановках, семейных театральных газет, посвященных Дню театра;

театральные уголки в каждой группе ДОУ с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф и др.), атрибутами к театральным играм и т. д.

театральная комната - «Комната сказок», – представляющая собой помещение, оборудованное всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых (мини-сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, наборы различных кукол: перчаточные, куклы на гапите, театр ложек, большие куклы, напольные куклы, декорации к спектаклям и т. д.);

мини-музеи: «Театральный», где собраны театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски, программки, билеты и т. д.; «Казачья горница» и «Русская изба», где собраны мебель, предметы быта, казачья утварь и т. д.

Развитие взаимодействия детского сада и семьи средствами семейного театра разворачивается поэтапно.

Организационно-исследовательский этап

Цели. Изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в контексте театральной деятельности; ознакомление членов семьи с программой занятий театральных мастерских «Чудо по имени Театр», обсуждение ожиданий от совместной художественной деятельности, согласование и достижение договоренности сторон относительно места и времени проведения встреч, обсуждение плана занятий.

Педагог – руководитель семейного театра, находится в ведущей активной субъектной позиции. Родители занимают по своему усмотрению объектную или субъектную позицию. Дети – непосредственные участники – занимают объектную позицию.

Изучение семьи ребенка, детско-взрослых отношений, определение исходного уровня развития воспитательного потенциала семьи (используя диагностические методы: анкетирование, беседы, домашние сочинения, наблюдение в ходе специально организованных театрализованных игр, упражнений, анализ детских рисунков, игр и др.). Знакомство с образовательной программой «Чудо по имени Театр» в ходе проведения театральных гостиных, индивидуальных занятий с детьми и взрослыми; игры-этюды и упражнения на определение и развитие творческих способностей участников совместной деятельности.

В процессе встреч в театральной гостиной участники получают возможность узнать новое друг о друге: о целевых ориентациях семьи и детского сада; о формах культурно-досуговой деятельности в детском саду и семье; об отношении к театральному искусству и др. С этой целью можно использовать следующие методы: «Выбери дистанцию» (по отношению к театру, через использование театрального реквизита), «Ассоциативный ряд» («Ассоциативная цепочка»), «Язык фотографий» («Язык картин») и пр.

Приведем в качестве примера метод «Ассоциативный ряд».

Педагог пишет на висящем при входе в театральную гостиную плакате слово «театр», служащее стимулом для творческого размышления родителей (других членов семьи). Родителям предлагается в специально отведенное время продолжить ряд слов, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов.

Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями (и другими членами семьи) элемент занимательности.

Альтернативой предложенному выше настенному плакату могут являться передаваемые от родителя к родителю листы бумаги. В этом случае каждый родитель получает задание дописать новое придуманное им слово к уже написанным на листе словам (театр, игра, вешалка, декорация, радость).

На первом этапе ведущая роль принадлежит педагогу (воспитателю группы, театральному педагогу, музыкальному руководителю), выполняющему обязанности художественного руководителя. Основа его успешной работы заключается в наличии специальных художественных компетенций; в личном интересе к театральному искусству; в видении ценности совместного театрального творчества; в стремлении к благополучию каждой семьи; в стимулировании развития воспитательного потенциала семей воспитанников.

Поддерживающе-развивающий этап

Цели. Реализация программы «Чудо по имени Театр», направленной на развитие взаимодействия семьи и детского сада; оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досуга с детьми и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома; помощь в развитии творческих способностей, социально-коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском саду.

Позиции участников совместной театральной деятельности. Педагог – руководитель семейного театра сохраняет субъектную позицию, взрослые и дети – соучастники совместной театральной деятельности – осваивают субъектную позицию.

Формы и методы решения задач. Реализация программы «Чудо по имени Театр» осуществляется через систематические занятия в театральных мастерских, встречи с творческими коллективами, театральными студиями, режиссерами и актерами театров; посещение театральных спектаклей, семейного воскресного абонемента «Здравствуй, театр!»; совместную информационно-исследовательскую деятельность детей и взрослых (проекты, этнографические экспедиции); совместные творческие проекты, включающие изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей и педагогов в детском саду, а также домашних представлений.

На данном этапе используются следующие формы организации семейной театральной деятельности в детском саду.

Театральные мастерские – совместная художественная деятельность детей и воспитывающих взрослых по освоению разных видов театра (настольный, пальчиковый, теневой и др.), организуемая и направляемая компетентным педагогом. Создание атмосферы доверия между воспитывающими взрослыми, заинтересованности в диалоге – необходимые условия успешных занятий в мастерских семейного театра. Важная задача руководителя театра – стремиться к доверительным отношениям с родителями (и другими членами семьи) воспитанников. Главные устроители семейного театра в детском саду – педагоги. Но по общей договоренности, при обоюдном желании и готовности занятия могут вести родители, специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (режиссер-постановщик, актеры народного театра и др.)

В процессе реализации программы «Чудо по имени Театр» тематический план работы творческих мастерских может уточняться и корректироваться, члены семей воспитанников могут разрабатывать собственные проекты, готовить аудио– и видеоматериалы, подбирать иллюстрации, создавать сценарии для театральных постановок, изготовлять театральные куклы, костюмы, декорации. В то же время, выполняя функцию поддержки семей, педагог – руководитель театра предлагает родителям (другим членам семьи) для самостоятельного изучения и использования в домашнем воспитании (домашних постановках): литературу, которая знакомит с жизнью выдающихся театральных деятелей, театральными традициями русских семей, культурно-историческим наследием; иллюстративный и аудиовизуальный материал (аудио– и видеокассеты, мультимедийные программы, рекомендуемые для семейного прослушивания и просмотра).

Семейный воскресный абонемент – организуемые учреждениями искусства и культуры в выходной день встречи с искусством по заранее составленной программе, ориентированной на разновозрастную семейную аудиторию. В год проходят 3–4 такие встречи.

Приведем в качестве примера программу семейного воскресного абонемента «Здравствуй, театр!».

Программа абонемента, составленная специалистами в начале учебного года, заранее информирует родителей о встречах с театральным искусством и направляет их внимание на привлекательные для детей и взрослых способы организации семейного досуга. Устроители воскресных встреч с искусством должны продумать время и место встречи, содержание деятельности детей и взрослых.

Проект - средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Проектирование востребовано современной информационной ситуацией, адекватно познавательным потребностям детей, направлено на раннее развитие у них способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать его совместно с воспитывающими взрослыми.

Информационно-исследовательский проект направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия (в том числе искусства театра) в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира.

Структура информационно-исследовательского проекта: определение проблемы, цели проекта, его актуальности, методов получения и обработки информации (прочитать, спросить), составление и реализация плана действий, оформление результатов (сочинения, доклада, газеты, альбома с рисунками и фотографиями и пр.) и их презентация. Проект начинается с определения актуальной для детей и взрослых проблемы, формулирования дели. Педагог (или родитель) готовит предварительный план решения проблемы. Участники (взрослые и дети) в процессе планирования или по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппах или коллективно определяется продукт деятельности. Способы поиска информации семья может определить самостоятельно или при поддержке педагога.

Например, для того, чтобы достоверно передать на сцене жизнь казаков, важно узнать историю казачества. Это обстоятельство определило выбор семьями воспитанников д/с № 6 г. Фролово следующих способов поиска информации:

Знакомство с литературными источниками – журналами и книгами по истории казачества (например, семье Бабкиных удалось найти книгу 1912 г. издания «История казачества», написанную генерал-лейтенантом Самсоновым, последним атаманом Войска Донского);

Сбор и запись воспоминаний коренных казаков и казачек в этнографических экспедициях, маршрутах выходного дня;

Встречи с работниками городских и областных краеведческих музеев;

Творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города и области: государственным казачьим ансамблем «Казачий курень», народным коллективом «Песни Дона», народным ансамблем «Веретено» и т. д;

Встречи с казаками и атаманом Фроловского Юрта и т. д.

Форму подачи материала участники проекта определяют самостоятельно. Презентация может проходить в театральной гостиной или мастерской.

Семейная этнографическая экспедиция – поездка семьи (взрослых и детей) к родственникам с целью сбора и записи информации о семейных традициях, обычаях, предметах быта. Прежде чем написать сценарий к театральной постановке, распределить роли, начать изготавливать декорации и костюмы, необходимо собрать соответствующий материал в ходе семейных этнографических экспедиций. Задачи, время их решения и движение по маршруту важно заранее обсудить с взрослыми членами семьи при участии детей.

Например, при подготовке фольклорного (казачьего) спектакля, члены «Семейного театра» д/с № 6 г. Фролово посещали родственников в близлежащих станицах, хуторах; знакомились с казачьими традициями и обычаями, слушали и записывали песни, притчи, игры. Благодаря исследовательской деятельности удалось собрать разнообразный ценный фольклорный материал:

Казачьи песни, запечатлевшие историю донского края, жизнь казаков («Дон, Дон, Дон любимый», «Сказ о сыне», «Травушка», «Походная», «Армейская» и др.);

Игры казачат, отражающие жизнь казаков («Купи коня», «Руби воду», «Джига», «Кулючики», «Оседлай коня», «Кто красивее всех пройдет с коромыслом» и др.);

Казачьи пляски и хороводы («Казачий перепляс», «Топотушки» и др.);

Пословицы, поговорки, сказы, былины, были («…Это было давным-давно: когда на Земле – ни земли, ни неба не было, а торчал один казачий плетень…», «Казак без песни – не казак!», «Хороши казачата – бравые ребята»).

Проведенная исследовательская работа в совокупности с деятельностью театральных мастерских позволила подготовить семейные театральные постановки, основанные на исторически достоверных материалах, жизненном опыте коренных казаков и казачек («Хорошо живем на Дону родном»), костюмированные театральные казачьи посиделки («Песни Дона», «Донские колядки», «Сказ про казака Фрола» и пр.).

Творческий проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру, в соответствии с обусловленной этим жанром и принятой творческой группой логикой совместной деятельности.

Участники творческого проекта (взрослые и дети) договариваются о планируемых результатах и форме их представления (спектакль, праздник День театра, оформление декораций и пр.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры – сценария спектакля, программы праздника и т. д.

Семейные театральные постановки (как самостоятельный результат творческого проекта или как часть семейного праздника) создают удивительную атмосферу духовного единения членов семьи, позволяют передавать от старших к младшим традиционный опыт, развивают гуманные взаимоотношения между взрослыми (родителями, прародителями, педагогами) и детьми.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет (Н. В. Додокина, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром -

Наталья Викторовна Додокина, Елена Сергеевна Евдокимова

Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3–7 лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Додокина Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Березка» городского округа г. Фролово Волгоградской области;

Евдокимова Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет», заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем образования родителей.

Предисловие

Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка, тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения (детского сада, а в последующем – школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами. Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей, представленная в книге «Детский сад и семья: методика работы с родителями» (М.: Мозаика-Синтез, 2007).

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги – родители – дети» является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития. Одной из форм такой деятельности является семейный театр в детском саду.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссер Г. Н. Рошаль писал: «…всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального „я“. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии детской игры – театральной иллюзией».

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет семейный театр в детском саду.

Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

Семейный театр в детском саду ориентирован на развитие взаимодействия детского сада с семьей дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов) средствами театрального искусства; приобщение к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях; содействие формированию основ семейной театральной культуры, воссозданию и творческому развитию домашнего театра в современных условиях; помощь родителям в осмыслении воспитательного потенциала театральной культуры.

Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в семейном театре осуществляется, прежде всего, в форме творческих занятий в театральных мастерских, объединенных в соответствии с логикой решаемых задач в три раздела: «Театр и куклы», «Фольклор и театр», «История театра».

Организаторами мастерских могут выступать педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования), специалисты учреждения культуры (театральные режиссеры, актеры), а также родители. Занятия в мастерских проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в удобное для семей время.

История становления и развития семейного театра

Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников.

Новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.

Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

Семейный театр является:

– творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным ценностям, характеризующимся интегративными особенностями, объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;

– специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды.

Домашние театральные постановки долгое время (конец XVII – начало XX вв.) были в России одним из наиболее распространенных видов семейного досуга. Известно, что приобщать Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия по Украине он увидел величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого – писателя и религиозного деятеля, которому поручил воспитание и обучение собственных детей. С помощью Полоцкого знатные бояре устраивали в своих домах театральные представления.

Начинание Алексея Михайловича продолжил его сын Петр I. В царствование Петра I Россия вступила в новую культурную эпоху. Его реформы оказали огромное влияние на развитие театрального искусства в России. До эпохи петровских преобразований досуг в России в основном был связан с народными празднествами, в которых отражались традиции и своеобразие русского народа. Петр I провел, по выражению исследователя А. М. Панченко, «реформу веселья, с помощью которой противопоставил старинным развлечениям новые, присвоив им качество культурной ценности» (20). В новых социокультурных условиях семья становилась основой для последующего художественного образования личности, и должна была формировать ее, главным образом, как литературно мыслящую личность через зрелищные искусства. Домашний театр, рассчитанный на культурно-индивидуальное потребление, способствовал решению этой задачи.

Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. «Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство". Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна».

Удивительно увлечен театром был известный меценат Савва Мамонтов, заложивший в российском театре новую традицию – создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано в конце 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал в них участие (1).

Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» МО «ЛГО» Задера Ираида Александровна г. Лысьва Пермский край

Одна из форм сотрудничества, которую я использую в своей группе - совместное театральное творчество родителей и детей.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребёнок, преодолевший робость, обычно участвует в инсценировке, постановке спектаклей как актер драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. И мы – педагоги, помогая детям, решили привлечь в этот процесс родителей. Так возникла идея создать и реализовать совместный детско-взрослый творческий проект «Совместное театральное творчество родителей и детей» .

Перед тем как приступить к работе - заинтересовали родителей, вовлекли в совместную работу: к постановке сказки, к пошиву костюмов.

Для детей создавалась мотивация к предстоящей деятельности: стать настоящими артистами. Вместе с родителями познакомили детей с театром, как видом искусства. Дома и в детском саду детям читали различные сказки: народные и авторские, обыгрывали их с детьми. Работали над выразительностью речи, интонациями пантомимических действий под музыку. Просматривали кукольные и драматические спектакли, показанные в детском саду и в городском драматическом театре. Привлекали к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, вечера развлечений, викторины) .

После обговорили, какую сказку хотели бы они показать. Выбор пал на сказку «Репка» . Детям и родителям предлагалось договориться, кто кого будет играть, и что каждый будет делать. Во время работы дети и родители общались, родители подсказывали детям, дети при необходимости просили совета. В конце сказки разбирали то, что получилось, а что нет.

Занятия проводились один раз в неделю, в вечернее время, в игровой форме. Сначала создавалась мотивация к будущей деятельности: приход героя из сказки, поход в театр, и т.д. Все вместе (воспитатель, дети и родители) определяли цель и что необходимо сделать для достижения результата (например, изготовить атрибуты к спектаклю) . Родителям предлагалось несколько вариантов изготовления атрибутики или изготовлении костюмов к сказке. Каждая пара – родитель и ребенок, - вместе выбирали способ, материал и место работы. После подготовки начиналось совместное творчество.

На занятиях, проводимых индивидуально, с подгруппой детей, мы учили детей пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам. Во время занятий по театральному искусству мы учили детей исполнять не только положительные роли, но и отрицательные. Умели выражать динамикой голоса, жестами, сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением. Раскрытию творческих способностей детей в детском саду, к театральному искусству способствовало помещение - музыкальный зал с декорациями, атрибутами, с музыкой, а также театральный уголок в групповой комнате, с кукольным театром.

В итоге дети и родители совместными усилиями поставили сказку «Репка» . Показали педагогам и детям других групп.

Актуальность формы работы совместное театральное творчество родителей и детей очевидна: театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания, каждый сказочный персонаж сопровождается своей музыкой, которая помогает выразительного исполнения образа. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй; развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений. Дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, с профессиями театра) .

Таким образом, в процессе совместной работы у детей и родителей развиваются дружеские доброжелательные отношения, у детей развивается умение договариваться, умение распределять между собой роли. У детей воспитывается интерес к театрализованной деятельности, умение замечать затруднения сверстников и желание придти на помощь. В совместной театрализованной деятельности все дети и родители активно участвуют в деятельности, дети помогают друг другу, делятся впечатлениями и результатами, радуются совместным удачам.

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек) , но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Совместный проект педагогов и родителей

по театрализованной деятельности

«В мире много сказок».

Актуальность . Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Актуальность проекта обусловлена тем, что родители недостаточно уделяют внимание возможностям театрализованной деятельности, ее роли в развитии детей.

Цель : повышение компетентности родителей в воспитании детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Пополнять знание родителей по театрализованной деятельности в семье и детском саду;

Взаимодействовать с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, внедрить инновационные формы работы с семьей;

Содействовать сплочению родительского коллектива;

Развитие творческих способностей родителей.

Приобщать родителей к театральному искусству, помочь им в домашней обстановке создать спонтанно «домашний театр» тем самым, поддерживая интерес ребёнка к театрализованной деятельности и сближению взрослых и детей;

Вовлечь семьи в жизнедеятельность группы.

Предполагаемые результаты:

Расширились представления родителей о роли театра в жизни ребенка;

Обогатился опыт родителей в воспитании детей средствами театра;

Снизились затруднения в детско-родительских отношениях;

Установились партнерские отношения педагогов ДОО и семьи, повысилась активность родителей в педагогическом процессе ДОУ;

Раскрылись творческие способности.

Вид проекта : долгосрочный, детско-взрослый, творчески-игровой.

Участники: дети средней группы «А», родители, логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы проекта:

    Подготовительный.

    Сбор литературы по данной теме.

    Составление плана работы.

    Разработка содержания проекта.

    Основной.

Ноябрь

    Просмотр презентации: « Театрализованная деятельность в детском саду»

    Консультация для родителей: «Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников.

    Папка-передвижка для родителей: «Виды театров».

    Выставка «Наш театральный уголок».

    Экскурсии на театрализованные постановки в дом творчества или дом культуры.

Декабрь

    Изготовление разных видов театра, ширм (настольная и напольная).

    Вечер игры «Играем как дети».

    Игра: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» (выражение основных эмоций с помощью мимики, жестов, движений).

    Презентация: «Театр своими руками»

Январь

    Сообщение для родителей: «Сила сказок».

    Распределение ролей, репетиции.

    Показ родителями кукольного театра по русской народной сказке «Три медведя»

Февраль

    Упражнение «Говорим без слов» (движения, мимика, жесты).

    Разыгрывание этюдов по сказке: «Волк и семеро козлят».

    Изготовление декораций к русской народной сказке «Теремок», «Заюшкина избушка».

Март

    Мастер-класс «Игрушки своими руками»

    Показ театра Би-Ба-Бо по сюжету русской народной сказки «Теремок».

    Викторина «В мире сказок»

    Папка – передвижка «Театр – наш друг и помощник»

Апрель

    Выставка «Платковые куклы»

    Репетиции спектакля по сказке «Волк и семеро козлят»

    Показ спектакля по сказке «Волк и семеро козлят» (дети, воспитатели, родители).

    Изготовление масок для театрализованной деятельности.

Май

    Фотовыставка «Мы актеры»;

    Совместные репетиции воспитателей и родителей.

    Театрализованное представление.

    Анкета для родителей по работе семейного клуба «В мире сказок» (рефлексия)

    Заключительный. Продукт:

    Театрализованное представление

    Презентация проекта.