Конспект занятия «Военно-патриотическое воспитание в школе. Важность патриотического воспитания в школе

«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» В. Г. Белинский.

I. Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.

Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде? А кто из мальчишек сейчас мечтает о карьере военного? Критический подход к российской действительности, "русскому национальному характеру" понимался многими философами нашего отечества не просто как совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма. В. Розанов писал: «...болит душа за Россию... болит за её нигилизм. Если "да" (т.е. нигилизм) – тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет нигилистичной" – то России нужно перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть... Вот где зажата душа. Но как "нигилизм" пройдет, когда почти все нигилистично? даже мальчики? гимназисты?». Не та же проблема мучит нас и сегодня? Мы стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственно-патриотическое воспитание становится первостепенной задачей.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика госдарства.»

Воспитывая молодое поколение мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, земле ….. родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов, которые бы смогли объяснить этот феномен.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

– утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

– создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– гражданственность;

– общенациональное в государственном масштабе;

– приоритет общественно-государственных интересов над личными;

– лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором создания современного общества.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

III. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность,
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не от­дельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на воинских традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т. д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем музея:

  1. Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.
  2. Охраняют памятники истории родного города, школы.
  3. Проводят культурно-массовую работу среди учащихся.

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об учителях и выпускниках школы – участниках локальных войн.

Члены Музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, заполняют учетные карточки на каждого ветерана, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, для учащихся 9 и 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная и лекторская группы, которые выступают перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: “Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества”; “Их именами названы улицы города”; и др.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Особо стоит отметить направление “Я и моё Отечество”, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, парад знаменных групп, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии, акция «Письмо в прошлое» и безусловно классные часы и тематические экскурсионные дни. Все это в той или иной форме форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории.

Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы и операция “Память” (возложение цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте “Нам мир завещано беречь”, и концерт 9 Мая. Это и участие в конкурсе сочинений “Растим патриотов России”, это и презентация “Их именами названы улицы и школы нашего города”, конкурс макетов и рисунков ко Дню Победы о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла. Кроме гуманитарных кружков и спортивных секций, ребята допризывного возраста посещают различные, как школьные, так и городские кружки технической направленности, военно-спортивные и военно-патриотические клубы и объединения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Презентации к уроку:

  1. Промышленности СССР (

В Общественной палате началась разработка программы патриотического воспитания маленьких и юных россиян. Одна из её инициатив - введение уроков патриотизма в школах. Концепция пока ещё находится в стадии разработки, но некоторые ориентиры уже оглашены. Обсудим их, а также основные препятствия на пути массового патриотического воспитания в России.

О целях

Пожалуй, мы вынесем на первое место вопрос целесообразности патриотического воспитания вообще. В смысле "зачем воспитывать патриотизм". Сколько автор ни читал в последние годы программ, концепций и проектов молодёжной политики - как ни странно, чёткого ответа на этот, казалось бы, определяющий вопрос там не нашёл. В основном он тонет в пространных рассуждениях о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и охране окружающей среды.

Государство ещё не начало заниматься воспитанием, а от как бы патриотических чиновничьих штампов уже хочется убежать подальше. Чёткого ответа на простой вопрос: а для каких целей мы намерены вводить систему патриотического воспитания молодёжи, - пока нет. Почему-то ответ кажется таким очевидным, что его обсуждать не принято. Считается, что это нужно делать, потому что "патриотизм - это хорошо, это правильно, этому нужно учить с детства".

Но постойте, выстраивать целую государственную политику в сфере образования и культуры на таких расплывчатых формулировках представляется верхом формализма и заведомой гарантией того, что она не сработает.

Зачем нужна была советская система воспитания, всем понятно. Сначала - для того, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окружённой врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем - чтобы провести грандиозную индустриализацию, затем - чтобы выстоять в великой войне, потом - чтобы оправиться от неё и предотвратить войну новую, наверное, ещё более ужасную. И всё это время - затем, чтобы воспитать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране бы ничего не угрожало.

Как легко видеть, даже в советские времена перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. Включая главные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали "неоднозначными" и формальными, тогда и прекратил своё существование сам воспитатель.

Чтобы наполнить документы конкретикой, нужно всего-то определиться с двумя простыми вещами:

Где мы находимся сейчас;

И куда мы намерены прибыть.

То есть если мы сейчас находимся в преддверии большой войны, а в будущем намерены в ней стать победителями - то исходя из этого и нужно выстраивать систему патриотического воспитания. Так, чтобы пацаны мечтали стать лётчиками, а не юристами. А девчонки играли в полевых медсестёр, а не смотрели целыми днями тупые реалити-шоу про то, как подставить подругу и увести её парня.

Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то давайте делать упор на популяризации рабочих профессий со всеми необходимыми мероприятиями. Хотим совершить научный рывок - тоже понятно, кого и как воспитывать. И так далее.

О предмете

Однако пока ответы на два вышеприведённых вопроса не найдены, получается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность. Впрочем, сами авторы об этом и говорят:

"…Одна из задач программы - грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм - очень "нежная" субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств".

Это не фраза, не мысль и не "задача программы" - это обмылок, свидетельствующий о том, что её авторы так ничего и не поняли и, буквально, весь ценнейший (потому что свежий) опыт последнего года пролетел мимо них со свистом, не задев.

Патриотизм не может быть "нежносерединным", таким может быть только пофигизм. Патриотизм же - это энергия, и рождается она в действии. Пятнадцать лет общество находилось в состоянии сомнамбулы, а слово "патриотизм" считалось пошлым. Когда же в состав России вдруг вернулся Крым, то патриотизм без всяких усилий чиновников-воспитателей стал восходящим общественным трендом. И стимулируют эту энергию сейчас не наши чиновники, а западные, организующие наезды на нашу страну и поддерживающие на медленном огне у нас под боком нашу же Украину.

Я ещё раз подчеркну: патриотизм - это не слова, не набор ценностей, не партийная установка - это именно энергия. И если воспринимать её так, то многое становится понятным. Становится, например, понятным, что власть, столкнувшаяся с её пробуждением, но не знающая, куда направить, будет стремиться зажать её в тиски "центризма" и медленно там задушить, "чтоб чего не вышло".

Подкреплю свежим примером. Недавно в наш город вернулся ополченец, сражавшийся в рядах войска ДНР. Хороший парень с реальным боевым опытом и "некабинетным" знанием войны. Кто-то выступил с инициативой провести его по школам, чтобы тот рассказал старшеклассникам о своём опыте, показал фотографии, видео. Чиновники сначала проголосовали двумя руками "за", но потом, подумав, запретили от греха подальше. А вдруг с них потом спросят за разжигание? А вдруг ещё чего? Нет, лучше как обычно пригласим 90-летнего ветерана ВОВ, и он расскажет, как пил воду из Эльбы. Что будет, когда ветераны всё-таки кончатся? Их заменят, вероятно, формальные экскурсии по мемориалам.

О средствах

Если у кого-то сложилось впечатление, что мы против патриотического воспитания, то это впечатление ошибочное. Мы горячо за и призываем к этому ещё со времён, когда государство пыталось воспитывать не "патриотов", а "креативных инноваторов". Потому так и задевает нас эта тема: нам кажется, что её всерьёз решили похоронить в бумагах и безмозглом формализме.

В частности, мы неоднократно призывали отказаться в воспитании молодёжи от устаревших методов и средств, указывали на то, что с молодёжью нужно говорить на современном языке, в том числе социальных сетей, онлайн-игр и т.д. Теперь наконец-то об этом же заговорили и авторы программы из Общественной палаты:

"К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись ещё в Советском Союзе. К примеру, они чётко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в "старых" педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю.

Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т.п.".

Всё это отлично - правда, от предложений "сходить на экскурсию в РАН, киностудию и встретиться с чемпионами" отдаёт всё тем же нафталином, который ругают авторы. Разве советских школьников не водили на экскурсии? Разве в советское время не призывали с трибун "признать, что подходы устарели и требуются новые", а также "смелее использовать достижения научной мысли"?

Нафталин как он есть. И они этого даже не понимают. Они не понимают, что сейчас в социальных сетях самодеятельные группы патриотической направленности, насчитывающие миллионы участников, за день без всякой помощи государства практически делают в сто раз больше, чем все чиновники за вечность. И что стоит только тем влезть в эту среду со всей свойственной этому государственному классу решительностью и неповоротливостью, как она на глазах рухнет.

Экспериментировать подобным образом активно пытались во времена моей школы. Сначала введением уроков "духовной культуры". Они не прижились, но взрастили в детях отвращение к одному только упоминанию и "духовности" и "культуры". Ещё более смелым экспериментом стали уроки "полового воспитания", когда под дикий восторг восьмиклассников им показали в кинотеатре какой-то якобы "разоблачающий извращения и алкоголизм" андеграудный порнофильм, от которого учителя готовы были залезть под кресла, а школьники - немедленно опробовать все извращения и алкоголь.

Ну, и ещё помню, как взамен "устаревших уроков НВП" у нас пытались внедрить уроки ОБЖ. Но почему-то раз за разом присылали преподавать их молодых выпускников педагогических вузов нетрадиционной сексуальной ориентации (такие в педагогических вузах просто пытались избежать призыва). Эксперимент тоже провалился - после того, как очередного учителя с тонким голосом поколотили в школьном туалете старшеклассники.

Я это всё к тому, что в то время чиновники ведь тоже были уверены, что говорят новое слово в воспитательской работе и применяют сверхсовременные методы и средства.

Однако мы не имеем ничего против современных средств воспитания, но нужно понимать, что они в отсутствии цели ничего не гарантируют, а часто только вредят делу.

Как не может быть

Приготовьтесь услышать банальность, которую вы слышали миллион раз: если власть не патриотична, то никаких "патриотов" (в нужном ей смысле - то есть лоялистов) она никогда не воспитает. Ей просто не поверят. Даже ежедневные "походы в РАН" не принесут никакого положительного результата на фоне редких сообщений об изъятом миллиарде у очередного губернатора, который ещё вчера насаждал у себя в области идейный патриотизм и пел по утрам гимн России, пересчитывая хрустящие купюры.

Не будет нормального патриотического воспитания и без понятных обществу целей. Патриотизм "на всякий случай" и "про запас" не состоится. Он должен быть вовлечён в какую-то созидательную деятельность, противостоять чему-то или отвечать на какой-то вызов. Всё остальное - пофигизм в шкуре патриотизма.

И наконец, система воспитания не может быть оторвана от всех иных аспектов государственной политики. В первую очередь информационной. Так как пока в школах ученику рассказывают о традиционных ценностях, а вечером по телевизору он смотрит по федеральным каналам про ценности нетрадиционные, то он будет склоняться к последним (хотя его и приучат повторять бездумные мантры про первые). Просто потому, что порок, если его не ограничивать, всегда выглядит ярче, а деградировать проще, чем бороться и расти над собой.

…Нет, в том, что Общественная палата готовит свою программу, а Минобрнауки готовится её рассмотреть, нет ничего дурного. Просто нам нужно внимательно следить за всеми этими движениями. Управлять общественной энергией - настоящее искусство. А пока представляется, что "управляющие" даже не осознают, чем решили распоряжаться.

P.S. Виктора Мараховского

К сказанному коллегой хотелось бы добавить несколько слов. Из "посещения Академии наук и встречи с реальными героями", пусть даже и 90-летними ветеранами, по факту всё равно будет вырастать традиционное советское представление о патриотизме. Оно всё равно существует - как бы в андеграунде - только неартикулированное, официально "обрываемое на полуслове". Именно поэтому властные элиты, которые пытаются сшить кентавра из советского идеала человека-созидателя и защитника и постсоветского "толерантного квалифицированного потребителя", - обречены на провал.

Действенный, практический патриотизм - это действительно энергия, и она никуда не денется. И миллионы граждан, бескорыстно помогающих друг другу и Донбассу, тому пример.

Но у такой любви к Родине не будет и не может быть никакой лояльности. Напротив - у неё чем дальше, тем больше будет накапливаться вопросов к нынешнему положению страны и её будущему. А значит - к текущей элите.

Евгений Супер

Подпишись на NOVO24

Патриотическое воспитание в школе

Введение

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. Положение позитивно изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», в соответствии с которой школы, учреждения дополнительного образования, социально-культурные структуры получили законодательное подкрепление своей деятельности и реальную возможность активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 60-летия великой Победы, в подготовке и проведении которого одно из ведущих мест заняли образовательные учреждения страны, показав, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории. По окончанию праздничных торжеств Правительство утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Ведь то, что каждый учитель вложит в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребности преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И.Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций).

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

Уважительное отношение к языку своего народа;

Заботу об интересах Родины;

Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства свободы и независимости (защита Отечества);

Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность, неразрывность с Отечеством.

^ Природа, родители, родственник, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, уверенности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать учителям в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.

^ Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человеческому, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нём чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, проза Л.Н. Толстого, Н.В.Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если оно отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям.

^ Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-художественные вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

^ Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включили бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

^ Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

^ Основные направления патриотического воспитания в школе

С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

*Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способствовать руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

*Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

*^ Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

*Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благодарности и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

*Военно-патриотическое. Ориентированно на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

*Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

*Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого учителя в деле воспитания молодежи.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Формы работы по патриотическому воспитанию

Книга памяти

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».

Широкое распространение получили летописные журналы, описывающие боевой и трудовой подвиг народа. Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследований, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Мы занимаемся следующими видами деятельности:

Организуем встречи с ветеранами, собираем материал о их жизни, оформляем в Книге памяти,

Изучаем собранный материал;

Проводим сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

Проводим уроки Мужества для учащихся, их родителей, работников школы;

Оказываем содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.

Основная функция Книги памяти – образовательно-воспитательная. Создание Книги памяти – это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.

Листая истории славной страницы…

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Организовывая воспитательную работу, учитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельной схватке с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священная память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснять всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах, разоблачать фальсификаторов истории Второй мировой войны.

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Историческая подготовка включает следующие разделы:

Изучение истории малой Родины (родного края);

Изучение ратной истории России и Советского Союза, истории их вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

Изучение государственной и военной символики;

Изучение жизни и подвига воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актеров, художников;

Проведение дней воинской славы России;

Увековечение памяти российских и советских воинов;

Изучение военной формы и т. д.

Краеведение – неисчерпаемый источник воспитания любви к Родине

Краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Наша школа вот уже несколько десятков лет занимается вопросами краеведения. Результатом этой работы явилось открытие музейной комнаты, где представлены такие разделы «Мы память павших чтим», «Герои Советского Союза Токарёвского района», «Школа в годы войны».

Два святых места в нашем селе никогда не бывают безлюдными – памятник павшим и школьная музейная комната. Каждый учебный год начинается возложением цветов к памятному месту и экскурсией в музей для первоклассников и их родителей. Дни защитников Отечества, майские митинги в честь Дня Победы.

Большое место в нашем поиске заняла тема участия наших земляков в патриотическом почине по сбору средств на строительство танковой колоны «Тамбовский колхозник»

Краеведческая работа обогащает не только школьную историю. Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты используются учителями всех предметов. Каждый учитель по своему предмету составил экскурсии в музее. Краеведческая работа, проводимая с учащимися, способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы, исследовательских навыков.

К этой работе дети в нашей школе приобщаются с младшего возраста. Сначала это посещение музея, небольшие рассказы о жизни односельчан. Затем – организация тематических экскурсий, позже – приобщение к поисковой работе.

В летнее время последние годы в нашей школе действует лагерь «Наш край». Учащиеся младших классов учатся составлять гербарий, наблюдать за дикими и домашними животными, знать местные названия реки, растений. Вскоре они начинают приносить в школу все, что им кажется важным. Позже эти дети становятся активными краеведами. Наша школа малокомплектная, поэтому сложилась определенная система взаимоотношений. Краеведами у нас становятся и ученики, и учителя. Наша музейная комната постоянно пополняется.

Краеведение – неисчерпаемый источник воспитания любви к Родине. Учащиеся не только изучают свой край. У них возникает естественная потребность участвовать в общественно-полезном труде, благоустраивать памятник, озеленить свое село, охранять природу. Становясь краеведами, наши ученики постепенно начинают ощущать себя хозяевами своего края. Мы помним, что жизнь продолжается. История нашего села еще не закончена. И нам предстоит писать ее своим сердцем, умом, руками и делами своими.

ПАМЯТКА

по сбору материала для школьного краеведческого музея.

Для школьного краеведческого музея необходимо собирать:

·копии архивных документов;

·фотографии людей, исторических памятников, предметов, зданий и т. д.

·старые планы села, колхоза, школы;

·легенды о событиях, людях, зданиях;

·личные вещи участников событий;

·старые газеты, книги, журналы, грамоты;

·воспоминания участников событий;

·биографии знаменитых людей, старых жителей села;

·описание памятников, истории их появления;

·протоколы собраний, заседаний, трудовые книжки,

·орденские книжки, ордена, медали;

·грамоты ВДНХ, вымпелы, ленты, знаки и значки;

·классные журналы, дневники, тетради, словари;

·похвальные грамоты, научные работы, аттестаты;

·письма с фронта;

·старинные вещи, орудия труда, посуду;

·письменные принадлежности школьников;

·парты, счеты, горн, барабаны и т.п.

Работа с ветеранами Великой Отечественной войны

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвиге боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти, и пополняются материалы музейной комнаты.

Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают духовным богатством. Учащиеся берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.

Школьники на основе найденного материала оформляют Книгу памяти, стенды, альбомы, буклеты, мультимедийные презентации.

Взаимодействие школы и семьи

по формированию и развитию патриотизма

«Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.

Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.

Однако многим из детей сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Взрослым почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа.

Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.

Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, ответственности и солидарности, любви. Мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского политэтнического сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.

Взаимоотношения малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс не должен замыкаться этническими, культурными, конфессиональными, хозяйственными, политическими рамками, а определяется их совокупностью, интеграцией. Каждая из этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности, нации, народа, страны, государства основанием для самоидентификации, поиска собственного «я».

Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в кризисной ситуации. И выйти из кризиса возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во веки веков русская семья.

В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Источников таких великое множество. Из века в век авторы «Слово о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Домостроя» прилежно констатируют духовные ценности, которые лежат в основе русской семьи.

При изучении памятников литературы – поучений, житий – учащиеся видят, что все положения, лежащие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными.

В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно учащиеся знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.

Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Детям предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Учащиеся вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.

К основам духовности учащиеся прикасаются также при изучении предмета «Мировая художественная культура», на уроках литературы. При общей установке на духовно-нравственное воспитание эти уроки являются поистине неисчерпаемым источником нравственных истин. Все русское искусство (и не только русское) на протяжении многих веков собирало по крупицам образцы духовного опыта народа.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Родина. Это слово имеет огромный смысл и каждый из нас вкладывает что-то свое, заветное в это незыблемое понятие. На протяжении веков люди защищали свою Отчизну, приумножали ее богатства и гордились славными подвигами своих предков. Для того чтобы наши дети любили свою страну и могли ее защитить, существует военно-патриотическое воспитание, которое поможет сегодняшним подросткам понять, и как она дорога каждому из нас. Одной из составляющих этого направления является формирование и развитие патриотизма, без которого не может состояться

Военно-патриотическое воспитание состоит из нескольких компонентов:

  • Знания о доблестном прошлом своего народа, о его военных подвигах в деле защиты от захватчиков.
  • Военно-патриотические спортивные игры.
  • Тесная взаимосвязь между молодежными организациями (в школах, колледжах, ВУЗах, рабочих коллективах) с воинскими подразделениями.

Безусловно, берет свое начало из семьи. В тех семьях, где свято чтут традиции своих предков, где на почетном месте висит портрет деда-ветерана, где каждый год 9 мая дети вместе с родителями возлагают цветы к могилам павших воинов, уже вырабатывается чувство патриотизма.

В школе следует начинать с первого класса. Можно разучивать с детьми песни, которые посвящены данной тематике и доступны для их возраста. Также рекомендуется рассказывать о прошедшей ВОВ, посещать с учащимися воинские мемориалы. Дети с детства должны знать о героическом прошлом своего народа. Если классный руководитель начнет вместе с детьми навещать участников ВОВ, войны в Афганистане или других войн, приносить им продукты или оказывать помощь по дому, то это выработает у детей отношение уважения не только к людям, которые проливали свою кровь, но и к нашему Отечеству.

Военно-патриотическое воспитание в школе может дать существенные результаты, если дети-подростки будут играть в военно-спортивные игры, например, «Орленок» или «Зарницу». Во время такой подготовки подростки смогут не только физически развиваться, но и укреплять свой боевой дух и силу воли. Эти игры вырабатывают чувство коллективизма, что совсем неплохо для нашего времени. Выносливость, трудолюбие, умение ориентироваться и находить выход, иногда самый неординарный - это далеко не все, чему смогут обучиться школьники во время таких игр.

Военно-патриотическое воспитание молодежи должно стать приоритетной задачей любого коллектива, занимающегося обучением и воспитанием детей, будущих воинов и защитников своей страны. Если углубиться в историю, то еще древние спартанцы с большим усердием подходили к воспитанию своей молодежи. Прошло много столетий, но и сегодня военно-патриотическое воспитание должно занимать не меньше, а гораздо больше времени, чем это было 30 или 40 лет назад. Организовывайте совместно с детьми встречи с ветеранами, водите их на мемориалы воинской славы, приглашайте на беседу с ними наших современников-военнослужащих, которые могут рассказать ребятам о службе в Вооруженных силах, о настоящей мужской дружбе и беззаветной любви к своему Отечеству. Если в нашей стране военно-патриотическому воспитанию не будет уделяться должного внимания, мы не сможем вырастить настоящих мужчин, способных постоять за свою семью и Родину с оружием в руках.

Для того чтобы не потерять надежду на детей, необходимо военно-патриотическое воспитание молодежи, и, может быть, тогда у нас будет меньше брошенных детей, обманутых стариков, опустившихся бомжей и циничных, разнузданных подростков, сметающих все живое на своем пути.