Конспекты индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста с зпр. Конспект психокоррекционного занятия на развитие эмоциональной сферы и положительных черт характера для детей

Становление личности обусловлено прохождением возрастных кризисов. Личность постоянно подвергается воздействию внешних факторов, которые зачастую усугубляют негативные факторы, влияющие на кризисную ситуацию. Самым сложным и затяжным возрастным кризисом считается подростковый кризис, когда происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Л.Б. Шнайдер).

Подростки ещё не взрослые, но уже не дети. Этот переходный период является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. В этот период формируются чувство взрослости и “Я-концепция”, появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эго-идентичность, становится возможным самовоспитание и др.

В подростковом возрасте, когда наиболее ярко видны особые качества становления человека как личности, впервые проявляется чувство одиночества. На формирование чувства одиночества влияет определенный ряд социальных и психологических факторов, таких, как социальное отторжение или принятие и признание, отсутствие “своего” круга общения или обособление, усиление потребности в самопознании и кризиса самооценки, эмоциональная нестабильность, наличие или отсутствие в семье теплых и доверительных отношений. Ребёнок может ощущать себя одиноким в равной степени и при гиперопеке со стороны родителей, где не берутся в расчёт желания подростка и его стремление к самостоятельности, и при попустительском отношении, где родителям нет никакого дела, до того, что происходит в жизни взрослеющего ребёнка.

Кризис подросткового возраста - сложный период в развитии ребенка, часто ему нужна помощь и поддержка взрослого. Сохранение психофизического здоровья ребенка является важной задачей в период подросткового кризиса, что важно для развития и формирования гармоничной личности.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Понятие психического здоровья, включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, в нервно-психическом состоянии детей. Эмоциональная сфера в этом возрасте зачастую бывает нестабильной. Любое замечание со стороны близких людей, педагогов, особенно при значимых других подростках (классе), может привести к острому негативному переживании, которое несёт в себе тревогу. Страх, обиду, чувство несправедливости и т.п. Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками и взрослыми, снижению учебной мотивации задача взрослых, в частности школьного психолога.

В связи свыше сказанным возникла необходимость углублённой психокоррекционной работы с подростками, остро переживающими подростковый кризис. Автором была разработка коррекционной программы занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В программе особое внимание заслуживает психокоррекционное занятие “Сосуд моей души” с использованием методов арт-терапии, которое успешно используется в работе с детьми и подростками. В данной публикации даётся подробное описание этого занятия и презентация, которую можно использовать как наглядность для обмена опыта среди коллег педагогов-психологов.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность позволяет глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Через рисунок ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Можно выделить несколько аспектов изобразительной деятельности ребенка: диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий.

Диагностический аспект - продуты изобразительной деятельности, которые являются ценной информацией о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка.

Терапевтический аспект - процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка.

Катарсический аспект - рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию, ослабляет чувство неполноценности.

Бихевиоральный, поведенческий аспект - в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы.

Развивающий аспект - в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается особая атмосфера игры и творчества.

Эффективны арт-методы и при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное “Я”, в связи, с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства подростков характерно наличие негативной “Я-концепции”, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

Психокоррекционное занятие “Сосуд моей души”

Цель: гармонизация внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

Задачи: снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование позитивного восприятия мира, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: релаксационная музыка, стеклянные бутылки, баночки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла), акриловая краска по стеклу (или витражная), кисти, подручный материал для заполнения сосуда (любая крупа, бусины, камушки, ракушки, красивые фантики, веточки, засушенные и искусственные цветы и т. п.), салфетки для вытирания рук.

Кризисные состояния у детей и подростков;

Психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

Невротические и эмоциональные расстройства;

Развитие собственного представления о себе.

Контроль эмоционального состояния проводится до и после занятия при помощи цветового теста Люшера.

Ход занятия.

Приветствие.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера перед занятием.

Психолог:

Настрой на работу.

Психолог: “Сегодня на занятии мы с вами поговорить о душе и внутренней гармонии”.

Зачитываются строки из стихотворения Александра Блока:

“Не нарушай гармонии моей -

в ней всё светло и всё духовно.

Когда и ты душой ответишь ей,

с тобой мы связаны любовно”.

Психолог: “Как вы думаете, что такое душа? Где душа находиться? Зачем душа нужна человеку? Связаны ли наши чувства и эмоции с состоянием души, с чувством внутренней гармонии? Какой он, человек, обладающий внутренней гармонией?”.

Перед обсуждением необходимо дать детям правила по психологической безопасности.

Психолог: “Важно сейчас выслушать друг друга без оспаривания и осуждения. Просто принять всё услышанное как информацию. Каждый человек как личность индивидуален, получает свой личный жизненный опыт, начиная с рождения, воспитывается и живёт в разных условиях и т.д.”

Идёт обсуждение . Подростки высказывают своё мнение, мысли, которые приходят в ходе обсуждения. Затем озвучиваются некоторые определения души философов, психологов, поэтов и писателей.

Основное упражнение “Сосуд моей души”.

Психолог: “Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. А будет ли в нашей душе внутренняя гармония? Как вы считаете, что это - внутренняя гармония души? Какой это человек обладающий этим качеством?”.

Идёт обсуждение.

Психолог: “Перед вами несколько сосудов. Возьмите тот, который вам хочется взять, тот который по душе. Украсьте свой сосуд, разрисуйте его так, как вам бы хотелось, как нравится. Во время работы необходимо сохранять молчание. Постарайтесь сосредоточиться на процессе”.

Включается приятная, спокойная музыка.

После того как все сосуды украшены, даётся время на подсыхание краски. В это время дети выбирают материал для наполнения сосудов. Затем заполняют сосуды выбранным материалом. При заполнении звучит та же музыка. После того, как все сосуды наполнены, участники занятия выставляют их на середину стола так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Детям даётся время на изучение всех сосудов. При этом можно только спрашивать и уточнять: “Что это?”, но нельзя давать оценку “хорошо-плохо”.

Психолог: “Когда мы с вами размышлял о том, что такое душа, были разные мнения. И сейчас, когда вы видите готовые сосуды души, найдите одинаковые... Таких нет”.

Зачитывается стихотворение Надин Буре:

“Ты обрети, гармонию в душе.

И ты узнаешь, где ты проживаешь.

Ведь ты увидишь, счастье на земле.

Уж очень много, и для всех его хватает.

И ты узнаешь, как любить, и жить.

И с чистой, озарённою душою.

И как на свете, всех счастливей быть.

И как для всех быть, счастьем и судьбою.

Ты подари любовь себе, и всем...

Она к тебе в двойне вернется.

Узнаешь ты, то счастье на земле...

Когда с любовью, сердце отдается”.

Рефлексия.

Необходимо при обсуждении занятия подвести детей к тому, чтобы они сами проговорили об индивидуальности каждого из них. О принятии другого человека с его, возможно, особым складом души. Что другой тем и интересен, что он другой, также как и сосуды души на данном занятии получились разные и тем самым интересные.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера после занятия.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Важно, чтобы подростку нравился свой заполненный сосуд, вызывал приятные чувства. Если же это не так, то необходимо в дальнейшем продолжить работу с этим ребёнком индивидуально.

Это занятие даёт и диагностические возможности. Как правило, закрытые, тревожные, ранимые, непринятые в коллективе подростки выбирают в качестве сосуда бутылки и баночки с узким верхом цветного стекла и, по возможности, после заполнения сосуда, закрывают его крышкой или чем-нибудь красивым.

Презентацию данного занятия можно использовать для педагогов-психологов как методическую разработку на семинарах по обмену опытом.

Конспекты психокоррекционных занятий для детей

Обследование проводилось только при участии экспериментатора и ребёнка, не прерывалось посторонними. С детьми был установлен контакт ещё в классном кабинете. Место, диагностический инструментарий были заранее подготовлены, исключены отвлекающие факторы (шум, посторонние, лишние предметы на столе). Дети чувствовали себя свободно и комфортно. Длительность обследования 30 - 40 минут (в зависимости от работоспособности)

Занятие 1. «Путешествие в страну Добряндию» (7-8 лет).

Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё;

Обучать приёмам ауторелаксации;

Формировать моральные представления, адекватные формы поведения.

Материал и оборудование: стульчики, мяч, ковёр, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц», шарф.

Ход занятия:

1) Приветствие.

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), называются имена детей по кругу;

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),

Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Пс: ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Добряндию. Как вы думаете, почему она так называется? (дети отвечают) Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны с вами договориться о том, как мы будем общаться друг с другом:

Нужно говорить по очереди, слушать друг друга, запрещается выкрикивать «можно я»; т.к. каждый сможет высказать то, что он хочет. (Звучит спокойная музыка)

Пс: закройте глаза, вам хорошо и приятно. Представьте себе, что мы отправляемся в сказочную страну Добряндию на великолепном ковре -самолете. Мы летим низко над землёй, перед вами широкая - широкая дорога, вам навстречу кивают цветы, подмигивают деревья, птицы поют весёлые песни. Все весело разговаривают и вокруг вас звучит приятная и спокойная музыка, всё вокруг доброе и приветливое (пауза). До кого - то из вас дотронулся лёгкий ветерок, передай прикосновение ветерка следующему... Ветерок прикоснулся ко всем вам. Он проводил вас до великолепного чудесного дворца, полюбуйтесь им, его чистотой и добротой (пауза). Чтобы очутиться в этом дворце, нужно назвать друг друга ласково.

Игра «Ласковое имя».

Цель: гармонизация осознания своего имени. (дети называют свои ласковые имена по очереди, передавая мяч)

Пс: все мы назвали имена, которые вам нравятся, это маленькие ключики, с помощью которых мы заходим во дворец.

Вот мы и очутились на летнем ароматном лугу внутри этого прекрасного замка. Над нами теплое солнце и высокое голубое небо. А сейчас, чтобы не загрустили, поиграем.

2. Игра «Бип!»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход: дети сидят на стульчиках, водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип!»

Пс: молодцы, все друг друга узнали, были очень внимательными. А сейчас давайте посмотримся в «кривое зеркало».

Игра «Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход: выбирается водящий, остальные «зеркала». Водящий смотрится в них, а они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью выполнения.

Пс: в нашем замке живёт прекрасная Царевна - Несмеяна. Кто хочет ею быть?

Игра «Царевна - Несмеяна»

Цель: снятие психологических зажимов.

Пс: каждый из вас по очереди будет подходить к Царевне - Несмеяне и постарается её рассмешить. Царевна - Несмеяна изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет её рассмешить (обсуждение, как же легче рассмешить другого человека?)

3. Релаксация

Пс: А сейчас давайте присядем на наш ковёр - самолёт. Нам уже пора прощаться с этим прекрасным дворцом, но мы ещё сюда вернёмся. Вы можете прилечь, отдохнуть (звучит спокойная музыка). Закройте глаза и слушайте мой голос. Над вами летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми... Мы медленно поднимаемся. Мы летим невысоко и видим как с нами прощаются все жители страны Добряндии. Они машут вам в след и ждут нас ещё в гости. А мы медленно летим и чувствуем как нам хорошо и приятно... Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе...А теперь мы медленно приближаемся к земле и опускаемся...Вы чувствуете себя отдохнувшими, бодрыми и ощущение полёта сохранится у вас на весь день.

Рефлексия: что запомнилось? как себя чувствуете? какое у вас настроение?

Ритуал прощания: все стоят в кругу, взявшись за руки, говорят слова «всем, всем до свидания!»

Занятие 2. Мячик (для детей 5-3 лет).

Сплочение классного коллектива, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

Развитие чувства ритма, координации движений, ориентации в пространстве;

Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. Материалы: большой мяч, матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). Ход занятия:

Приветствие (называются все дети по имени).

Психолог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

Покажите рукой форму мяча. (Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно).

Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» и ритмично шлёпают по мячу сначала одной, потом другой рукой. (Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлёпают по мячу).

Игра «Мячики».

А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д. (Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета).

Я буду играть с мячами - легонько шлёпать вас ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение, поочерёдно кладет ладонь на голову каждого ребёнка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю. Игра повторяется и дети убегают от воспитателя к психологу.

4) Игра «Прятки»

Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч», дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденый ребёнок должен сказать, где он прятался (под столом, за шкафом и т.д.). Игра повторяется 2-3 раза.

Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется. Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

5) Игра «Найди мячик».

Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек. (Дети поочерёдно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика).

6)Рефлексия.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за весёлую игру. До свидания!

Занятие 3 «Я - мальчик. девочка» (для детей 5-7 лет)

Создание положительного эмоционального настроя в группе; сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

Идентификация себя со своим полом,

Развитие познавательных процессов: внимания, памяти. Материалы: 2 мяча разного цвета, два стульчика, магнитофон, аудиозапись релаксац. музыки.

Ход занятия:

Приветствие (дети передают по кругу мяч и называют друг друга ласковыми именами).

Игра «Девочки и мальчики умеют».

Ведущий берёт два мяча разного цвета и поочерёдно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч - то, что умеют девочки.

3) «Я люблю».

В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребёнок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю...», затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

4) «Я - мама».

Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей. Остальные стараются отгадать.

План психопрофилактической работы в условиях школы на обследуемых детей

Цель работы

Название деятельности

Объект деятельности

Оформление родительских

Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблемам обучения и

личностного

адаптации ребёнка к школе».

«Возрастные психологические особенности первоклассников»

По запросу

«Школьные трудности ребёнка. Пути их преодоления»

«Причины возникновения школьной дезадаптации»

развития младших

«Взаимодействие с агрессивными детьми».

школьников.

«Влияние родительских установок»

«Преодоление тревожности у детей».

Название: Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу, 6-7 лет, подготовительная группа

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ №248
Месторасположение: Красноярский край, город Красноярск

Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»

Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств, совершенствовать их навыки в области рефлексии и идентификации собственных и чужих эмоций, обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия, содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группе, психокоррекция проявлений агрессивности, импульсивности, страха, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать формированию у детей положительных черт характера, обучать дошкольников приемам саморелаксации, развивать способности различать эмоциональные состояния человека по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния.

Возраст детей: 6-7 лет. Оптимальное количество участников 6-8 человек.

Материалы: оформление музыкального зала — капельки дождя с изображением эмоций, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, фотографии с изображением разных эмоций на лицах людей, картинки с изображением черепахи, зонт, музыка: релаксационная, К. Сен-Санса «Лебедь», клубок ниток, зеркало, ноутбук.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Психолог: Утра доброго всем пожелаю,

Говорю не простые слова,

Говорю потому, что я знаю:

Утро доброе – дню голова! (О. Верникова)

Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение?

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Цель: определить с помощью ассоциаций состояние настроения участников группы, сделать вывод о качестве проведенной психокоррекционной групповой работы.

По кругу ребята продолжают фразу: «Мое настроение похоже на …, а твое?». Например: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном синем небе, а твое?»

По окончании рассказа можно обобщить настроение группы, какое оно — грустное, спокойное, веселое, смешное и т.д.

Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение»

Дети, находясь в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят ему улыбку. Так улыбка передается по кругу.

Психолог: Ребята, хочу вам кое-что предложить. Я Вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в Страну эмоций, согласны?

Дети: Да!

Психолог: Тогда через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии. Теперь я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыли глаза.

Упражнение «Неожиданное путешествие». Подобное фантазирование требует рассказа соответствующим голосом. Рассказ ведется медленно, с большим числом пауз, чтобы дать участникам возможность представить себе вещи, которые я в рассказе прошу делать.

Цель: психотерапевтическая беседа, самоанализ.

Психолог: Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространством. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство, в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом
от головы до кончиков пальцев. Как вам следует дышать? Делать глубокие вдохи или дышать поверхностно и быстро? Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали пару глубоких вдохов. Делайте шумный выдох: „Хаааааах». Отлично.

Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое путешествие. Представьте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я рассказываю вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит. Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке.
По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, наверное, кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете,
что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору.
Когда вы добираетесь до вершины горы, вы присаживаетесь на большой камень, чтобы отдохнуть. Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину высится другая гора. Вы можете видеть, что в горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это ваши фантазии,
а в мечтах всё бывает, вы осознаете, что можете превратиться в птицу.
Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать.
Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону. (Пауза, чтобы дать время для полета). На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пещеру,
и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказываетесь в пещере. Когда вы попадаете внутрь пещеры, вы прохаживаетесь, рассматривая стены,
и вдруг замечаете проход-коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь по другую сторону. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое узнаете вновь, место,
о котором вы мечтаете, место, которое нравится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого
не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было,
это будет ваше место. Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотритесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте. Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? Посмотрите вокруг себя, походите. (Пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в нашей общей комнате.

Я хотела бы, чтобы, когда вы откроете глаза, вы взяли бумагу, карандаши
и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста,
не разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуйста, делайте это шепотом. Если вам не хватает нужного цвета, тихо подойдите и возьмите то, что вам нужно, или одолжите это у кого-нибудь. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте, где и каким образом — с помощью формы, цвета и символов.
Я могу ничего не узнать о вашем месте, глядя на вашу картинку, но вы должны быть готовы объяснить мне. Положитесь на то, что вы увидели, когда открыли дверь, даже если это вам не понравилось. У вас будет около 10 минут. Как только вы почувствуете, что готовы, можете начинать.

Обсуждение: участники мастер-класса рассказывают о том, что изображено на их рисунках, о своих ощущениях.

Психолог: Вот, ребята, мы и оказались с вами с Стране эмоций.

Игра: «Волшебный клубочек»

Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.
Психолог: Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас? Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Психолог: Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций и такие эмоции как страхи, обиды, плохое настроение, безразличие.

Беседа с детьми «Как можно понять настроение человека?»

Психолог: Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

— Почему людям бывает грустно?

— Если тебе плохо, грустно, как ты себя ведешь?

— А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?

— Каким бывает лицо печального человека?

— Как поднять настроение?

— Как можно спросить о причине плохого настроения?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?

— Как погода влияет на настроение человека?

— Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?

Психолог: Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза, скажем слова: «Пусть у всех будет хорошее настроение!»

Сказка «Полезный страх»

Цель: тренировать психомоторные функции, корректировать страхи.

В одном доме жил маленький серенький мышонок с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и вкусно его кормили. Все, но не все. Была у мышонка одна большая беда по имени Страх. Больше всех котов мышонок боялся темноты.

Как только приходила ночь, он начинал бегать по дому и искать, где светлее. Но жители дома свет ночью выключали. Вот и бегал мышонок до самого утра.

Проходили недели и месяцы, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды сел у дверей и заплакал. Мимо проходил пес и спросил:

— Ты почему плачешь?

— Спать хочу, — отвечает мышонок.

— Так почему же не спишь? — Удивился пес.

— Не могу, у меня Страх.

Какой такой Страх? — Не понял пес.

— СТРАХ, — еще сильнее заплакал мышонок.

— А что он делает?

— Спать всю ночь не дает, глаза держит открытыми.

— Вот повезло, — позавидовал пес, — мне бы твой Страх.

— Тебе? — Перестал плакать мышонок. — Зачем он тебе?

— Старый я стал. Как ночь приходит, глаза сами закрываются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне Страх.

Мышонок задумался: может, такой Страх нужен ему самому? Но решил, что собаке он пригодится больше, и подарил.

С тех пор ночью мышонок спит спокойно, а пес продолжает оберегать сельский дом.

Игра «Подари свой Страх»

Психолог — большой сторожевой пес, а дети — маленькие мышата. Каждый мышонок дарит свой Страх (рассказывает о том, чего боится), а «пес» вместо Страха дает «мышатам» что-то вкусненькое.

Беседа «Возьмем себя в руки»

Психолог: Мы все нередко волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Поэтому нужно научиться помогать себе самому.

Как только вы почувствуете, что злитесь, возникнет желание кого-то ударить, что-то бросить, можно использовать очень простой способ доказать свою силу: обнимите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди — это поза сдержанного человека.

Техника «Черепашка»

Цель: учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, обучать преодолевать двигательную скованность.

Психолог: Ребята, сядьте и представьте, что вычерепашка. Нужно сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь.

Психолог п роверяет, дотрагивается до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т.д. ребят. «Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже?! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты - настоящая черепашка с твердым панцирем!» Следует подержать ребенка в напряжении секунд 10… постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривать, побуждая его.

А теперь - солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.

И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.

Обратите внимание на мышцы шеи и лица!!! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить.

Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.

«А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже!»

Игра «Движение запрещено»

Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я перенесу вас туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.

Становитесь в круг, поиграем в игру на внимание «Движение запрещено». Вы повторяете за мной все движения, а запрещенное движение — руки на поясе — повторять не будете (2-3 раза).

Игра «Летает — не летает»

Цель: научить различать и выражать эмоции (страх, обиду), развивать навыки эмпатии, поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их, способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.

Психолог: Еще одна задача. Теперь мы проверим, кто из вас самый внимательный. Когда я буду называть предметы и животных, которые могут летать, — вы будете махать руками, как будто крыльями. А когда буду называть то, что не летает, будете прятать руки за спину. (Бабочка, пчела, гриб, оса, соловей, дерево, лодка, самолет, вертолет, белка, зонтик, воробей, божья коровка, муравей.)

Вы, дети, были очень внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой волшебный зонтик, и мы попадем на птичий двор. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)

Вот мы и на месте.

Психогимнастика «Птичий двор»

Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть, потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели назад и шипели — ш-ш-ш … Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как шипят! Какие злые!

(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.

Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Бал-баллы».

(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!». Испугался утенок и убежал.

Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Чуть не заклевал утенка!

Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился, как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки, выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.

(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку, мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор вскарабкалась.

Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за другом, в полуприсяде).

(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на нас не похожий! ».

Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и стало жить один. А в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя.

Станьте вокруг озера. Опустите сначала свою длинную шею, затем одно крыло, потом второе. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, что вы рады видеть утенка.

Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды»

Психолог: Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, от которого все в восторге.

Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные крылья!».

А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под музыку)

А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли его гадким? Как это оскорбляло его!

Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного утенка, а другие — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с тобой дружить!».

Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями закрыл. Что же теперь с ним будет?

Беседа о правилах поведения

Психолог: Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если он не похож на других?

— Можно судить о человеке по его внешности?

— А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?

— А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?

— Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как птицы напали на утенка, он очень расстроился.

Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и обиды (тренинг со сменой ролей).

Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.

Техника «Зеркало»

Цель: формирование отношения к себе, уверенности в себе

Психолог: Давайте, прекрасные гордые птицы, посмотрим на себя в воду озера (психолог раздает детям маленькие зеркальца). Посмотрите, какие замечательные глаза у лебедей, они сияют добротой, как звезды. Какие стройные у них шеи, какие сильные и мягкие крылья! Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)

А теперь становитесь под зонтик, я перенесу вас в детский сад (дети «возвращаются»).

Ритуал окончания занятия

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Список используемой литературы:

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – М., 2000.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» — Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М.: «Генезис», 1999 г.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. –М., Изд-во: Независимая фирма «Класс» 2005.

5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

Панина Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект психокоррекционного занятия в соответствии ФГОС
Дата публикации: 20.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Форма занятия : групповая

Возрастная группа (класс):

лет, средняя (коррекционная) группа ДОУ (ЗПР

психогенного происхождения)

Продолжительность занятия: 30 мин

Тема занятия : «Таинственный остров». Дидактическая игра – путешествие.

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие

позитивных коммуникативных свойств личности.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: воспитание позитивных коммуникативныхличностных качеств.

Задачи занятия:

Развивающие:

1.Продолжать развивать зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

3. Формировать планирующую функцию речи.

4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.

5. Продолжать развивать произвольное внимание.

Коррекционные:

1. Обучать детей прием волевой саморегуляции.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;

Умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым

необходимо следовать при общении с окружающими;

умение договариваться о совместных делах и играх;

Построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;

Использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,

мимических, образно-жестовых.

Планируемые результаты:

освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и

самому себе;

Обладает чувством собственного достоинства;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

Старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами

игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам

и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование:

1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.

2.Подушки, игрушки (из м/ф «38 попугаев»), альбомные листы, карандаши; «цветы -

анимашки» для заключительного этапа.

3.Звукоряд:

летящего

самолета;

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Мой садик»

План занятия: ТКЗ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап .

(организационный

Сюрпризный

разворачивание

постановка цели

занятия).

– Здравствуйте, ребята! Давайте

все поприветствуем друг друга.

Покажем улыбкой, как мы рады

друг друга видеть.

Скажите, вы любите

путешествовать, посещать

незнакомые интересные красивые

Дети приветствуют

воспитателя и друг друга.

Ответы детей.

Основной этап

(последовательное

решение всех

поставленных

Я так и думала. Тогда предлагаю

всем вместе отправиться в

путешествие. Для этого мы

расположимся на ковре и

представим, что это ковер –

самолет. Возьмитесь за руки,

Выполняют команду

воспитателя.

закройте глазки – и вперед.

(не громко - звук летящего

самолета)

П р е д с т а в ь т е,

поднимаемся вверх в облака, еще

выше, выше облаков, летим, ковер

покачивается.

держитесь

Дышим все легко, ровно, глубоко.

Глубокий

Нам хорошо летать, взявшись за

опускается

ниже, ниже.

(запись звуков леса, шума моря)

О т к р о й т е

таинственном острове.

(слайды природы)

Пойдемте по острову, осмотрим

Что вы видите?

Место это незнакомое, потому

надо идти и слушать каждый звук.

Вроде все спокойно и безопасно.

п о и г р а т ь.

Перед нами ручей и нам нужно

перебраться

другой, мы с вами будем прыгать

с камня на камень, но нужно быть

осторожными,

помогать

А здесь есть пещера, вход в

маленький

Давайте по очереди пролезать в

пещеру. Мальчики идут первыми,

потому что в пещере может быть

Молодцы! Теперь отдохнем.

(запись «Вальса цветов»)

Посмотрите,

цветы? Опишите их.

расцветают. Давайте представим,

что мы - цветы. Присев на пол,

Дыхательная гимнастика

Дети описывают то, что

видят на слайдах.

Переступают с «кочки на

кочку» (с листа на лист).

Пролезают в обруч.

Мальчики – первые.

Присаживаются на ковер.

Называют представленные

на слайде цветы,

описывают, (в случае

необходимости побуждать

вопросами к

употреблению

обхватим

колени-цветы

П р о с ы п а ю т с я

покачиваем

скрылось - цветы опять уснули.

Проснулись - веселые, уснули -

грустные. Опять проснулись.

Да, они живут на этом острове!

Кто назовет этот м/ф?

Представим, что мы, как и они,

Покажите

с л о н е н к а … ,

о б е з ь я н к у … ,

попугая…, удава…

Эти персонажи всегда вместе

играют, никогда не ссорятся,

потому что они друзья.

А еще тут живут зайчики.

Один из них всех боится.

Покажите, как он трясется от

Другой - смелый заяц. «Я никого

не боюсь!» - встаньте и смело

скажите это.

Дети, помните, когда-то вы

говорили, что боитесь темноты,

страшных зверей, кататься на

качелях? Здесь же, на острове, вы

стали такими смелыми и

сильными!

Сейчас я выключу музыку, а вы

вспомните, чего вы раньше

боялись. Нарисуйте все это. Когда

я хлопну в ладоши, все станет по-

другому: исчезнет страх, вы

почувствуете силу, доброту.

Рвем страхи на мелкие-мелкие

кусочки и выбрасываем в

мусорную корзину.

Знаете, на острове есть водопад.

Он тоже волшебный. Вода в нем

опустить

руки, искупаться в нем - то вода

смоет все плохое, все обиды. Вы

станете радостными, все грустное

прилагательных)

Слоненок, удав, мартышка

и попугай.

Ответы детей.

Дети движениями

изображают животных.

Повторяют слова

воспитателя.

Рисуют свои страхи.

Рвут свой рисунок,

говорят: «Я перестал

бояться…»

Опускают руки в теплую

подойдем

водопаду и окунем свои руки в

теплые струи. Вода смывает все

печали, огорчения, обиды, ссоры.

Настроение

ве с ело е,

радостное.

Заключительный

этап (подведение

итогов занятия

(обобщение),

деятельности

детей, создание

благоприятного

эмоционального

фона, выход в

другой вид

деятельности).

Закончилось наше путешествие.

Все были внимательными,

активными, дружелюбными. У

кого сложилось приятное

впечатление от занятия с друзьями

– возьмите в подарок «ромашку»,

кому было грустно и не интересно

– возьмите «грустный поникший

колокольчик». После занятия,

если захотите, можете мне

рассказать о причине, по которой

взяли колокольчик. Можете

рассказать о своих впечатлениях

своим друзьям.

Сядьте на подушки,

возвращаемся в группу.

(звук самолета)

Ну вот мы и вернулись. Всем

большое спасибо! До новых

Берут «цветок –

анимашку», делятся

впечатлениями. Садятся на

подушки, успокаиваются.

Прощаются с педагогом.

Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем мышление»

Цель занятия: актуализировать представление детей о «мышлении»; развивать познавательных и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:

    Развитие слухового внимания;

Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки.

Оборудование:

Ход занятия:

    Введение в занятие

Игра-энергизатор «Я желаю …»

Цель:

Ход игры:

Дети встают в круг.

Психолог: - Предлагаю начать нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание друг другу на сегодняшний день: «Ваня, Я желаю …»

Психолог: - Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.

    «Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

    «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.

    «Лепим личико» - проводят руками по краю лица.

    «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

    «Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

    «Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

    «Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

    «Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

    «Лепим подбородок» - поглаживают подбородок.

    «Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».

    Произнесем Все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове.

Цель:

Ход упражнения:

Дети разбиваются на 3 группы (вытягивают счетные палочки розового, зеленого, желтого цвета). На столах у каждого лежат конверты с буквами.

Психолог: - На прошлых занятиях мы с Вами познакомились с такими познавательными процессами, как ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ, выполняли различные упражнения на их развитие. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, откройте конверты, лежащие у Вас на столе. Составьте из букв слово, которое и будет предметом нашего разговора – МЫШЛЕНИЕ.

СЛАЙД 1 «Развитие мышления»

    Основной этап

Цель:

Психолог:

Когда вы что-то узнаете новое, вы начинаете о чем-то думать, размышлять. Еще древние греки говорили: «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает». Умный человек может заранее предвидеть развитие некоторых событий.

А для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться, нужно развить свое мышление, и учитывать следующие рекомендации:

СЛАЙД 2 «Как развивать мышление?»

1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.

Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

3. Мышление начинается с вопросов.

Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

4. Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

5. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать предметы или явления между собой - необходимое свойство мышления.

6. Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.

7. Мышление и речь неразрывны.

Непременное условие развития мышления - участие в дискуссиях, написание сочинений и изложений, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Обсуждение: - Что нужно делать, чтобы развивать свое мышление? (дети высказываются по очереди).

СЛАЙД

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель:

Ход упражнения:

Детям предлагается посмотреть на слайд и найти среди предложенных картинок лишнюю.

Цель: Развитие речи и мышления.

Ход упражнения:

Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.

Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.

В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.

Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::

СЛАЙД

Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.

Инструменты: молоток, лопата, топор.

Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.

Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.

Д ополните каждую группу слов своими примерами.

Игра «Расскажем и покажем»

Ход игры:

Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.

Руку правую – на плечо,

Руку левую – на бочок,

Руки в стороны, руки вниз,

И направо повернись.

Руку левую – на плечо,

Руку правую – на бочок.

Руки вверх, руки вниз,

И налево повернись.

Упражнение «Не повторяться!»

Цель:

Ход упражнения:

Дети встают в круг. Психолог поочередно бросает мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку.

Разминка на активизацию

Упражнения выполняются сидя на стуле:

    Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.

    Напрягая стопы, поджать под себя пальцы, затем распрямить их.

    Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять едва заметные движения плечами и лопатками: сведение и разведение, приподнимание и опускание, вращение в одну и другую стороны.

    Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимать пальцы в кулак и распрямлять их.

    Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.

    Втягивание и выпячивание живота; при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.

    Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения головой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.

    Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, по часовой и против часовой стрелки.

    Опираясь ладонями о стол, а пятками – о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.

Ход упражнения:

Дети разбиваются на пары. Раздаются карточки с написанными словами.

1) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, близкое по значению (синоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.

СЛАЙД

Мужество - Отчизна

Игра - храбрость

Друг - забава

Беда - вьюга

Метель - горе

Мужество - храбрость

Игра - забава

Друг - приятель

Беда - горе

Метель – вьюга

2) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, противоположное по значению (антоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.

СЛАЙД

Старт - быстро

Ласковый - короткий

Верх - ложь

Прибавить - продавать

Длинный - грубый

Покупать - отнять

Медленно - низ

Правда - финиш

Старт - финиш

Ласковый - грубый

Верх - низ

Прибавить - отнять

Длинный - короткий

Покупать - продавать

Медленно - быстро

Правда - ложь

Упражнение «Ищем ошибки»

Ход упражнения:

Психолог: - Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, - хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелопостями

Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА , а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО , а собака за ним ПОЛЕЗЛА . Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО . Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ ! Нет, конечно, же не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА . Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА , значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ , достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

    Заключительный этап

Цель: р азвитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

Дети встают, образуя круг.

Обсуждение

- Какие упражнения понравились больше всего?

С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении заданий и почему?

СЛАЙД

Рефлексия занятия

Дети, передавая друг другу игрушку, поочередно делятся своими впечатлениями о проведенном занятии.

Ритуал прощания

Игра-оптимизатор « ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»

Ход игры:

Дети встают в круг, протягивают руку стоящему рядом ребенку, проговаривая по слогам слово ДО-СВИ-ДА-НИ-Я, пока все участники не проговорят слово.

Просмотр содержимого документа
«Проект занятия»

Коррекционно-развивающее занятие

Тема «Развиваем мышление»

Педагог-психолог: Прикс Елена Валерьевна

Класс:

Цель занятия: актуализация представлений детей о «мышлении»; развитие познавательных и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:

    Развитие произвольности и самоконтроля;

    Развитие слухового внимания;

    Развитие эмоционально-выразительных движений;

    Развитие тактильного восприятия;

    Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

    Снятие психоэмоционального напряжения.

Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки 3-х цветов (10 штук), картинки с изображением грибочков и елочек (по 5 штук).

Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев, презентация, мультимедиа.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативная.

Ход занятия:

    Введение в занятие

    Игра-энергизатор «Я желаю …»

Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.

    Настрой на занятие (йоговская гимнастика)

    «Заводим будильник».

    «Будильник зазвонил».

    «Лепим личико».

    «Лепим волосики».

    «Лепим бровки».

    «Лепим глазки».

    «Лепим носик».

    «Лепим ушки».

    «Лепим подбородок».

    «Рисуем носиком солнышко».

    Произнесем вместе.

    Упражнение «Головоломка» (работа в группах)

Цель: развитие логического мышления.

Слово: М-Ы-Ш-Л-Е-Н-И-Е (собирают слово по буквам, называюти тему занятия).

    Основной этап

    Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»

Цель: информирование детей о способах развития мышления.

    Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.

    Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)

Цель: Развитие речи и мышления.

Слова: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.

    Физминутка: игра «Расскажем и покажем»

Цель: активизация внимания, снятие мышечного напряжения.

    Упражнение «Не повторяться!» (работа по цепочке)

Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.

    Упражнение «Найдите пару» (работа в парах)

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Карточки:

Мужество - Отчизна

Игра - храбрость

Друг - забава

Беда - вьюга

Метель - горе

Старт - быстро

Ласковый - короткий

Верх - ложь

Прибавить - продавать

Длинный - грубый

Покупать - отнять

Медленно - низ

Правда - финиш

    Заключительный этап

Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

    Рефлексия занятия

Сегодня на занятии:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось больше всего…

    Ритуал прощания: игра-оптимизатор «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я».

Просмотр содержимого презентации
«КРЗ Развиваем мышление»



  • Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  • Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  • Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.





  • Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.
  • Инструменты: молоток, лопата, топор.
  • Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.
  • Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.

  • Родина - Отчизна
  • Автор - создатель
  • Мужество - храбрость
  • Игра - забава
  • Друг - приятель
  • Беда - горе
  • Метель – вьюга

  • Старт - финиш
  • Ласковый - грубый
  • Верх - низ
  • Прибавить - отнять
  • Длинный - короткий
  • Покупать - продавать
  • Медленно - быстро
  • Правда - ложь

Сегодня на занятии

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось больше всего…