Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
— развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении фигур, воспроизводить их;
— развивать внимание и память;
— воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща.
Ход занятия
Дети заходят в комнату, перед ними на полу выложена дорожка из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путь по волшебной дорожке из геометрических фигур, в страну, где живут фигуры и все вокруг состоит из них.
Дети садятся за столы, пройдя по дорожке.
Воспитатель: Вы попали в страну, жители которой приготовили вам несколько заданий, выполнив которые, вы вновь попадете домой. Вы готовы? (На доске перед детьми изображения человечков, на рубашках, которых геометрические фигуры, а также картинки из фигур.)
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание — фигур в стране очень много, а вы назовете и покажете только те, с которыми вы знакомы. (Демонстрация воспитателем цветных круга, квадрата, треугольника) А теперь, покажите мне точно такие же и того же цвета. (Дети работают с раздаточным материалом).Молодцы, верно! Скажите мне, а чем отличается от других фигур круг, что он умеет делать, а другие фигуры нет?
Дети: Круг можно покатить, у него нет уголков, как у круга и квадрата.
Воспитатель: Верно, а еще одно свойство круга вы узнаете, выкладывая фигуры из палочек. Но, прежде чем приступить к работе с палочками, давайте разогреем и оживим ваши пальчики.
Наши пальчики бежали,
По дорожке вверх скакали,
Мы немножко отдохнем,
Дружно палочки возьмем.
Дети выкладывают геометрические фигуры из счетных палочек и испытывают затруднения при выкладывании круга.
Воспитатель: Можно ли выложить круг из палочек?
Дети: Нет! А квадрат и треугольник можно.
Воспитатель: Да. Ребята, мы с вами в волшебной стране, то выложите не просто фигуры, а изображение какого-либо предмета, к примеру, домика, и назовите фигуры, которые вы использовали для его строительства.
Дети: Крыша – треугольник, дом – квадрат.
Воспитатель: Правильно. А теперь, внимание! Не только увидев, мы сможем назвать, но даже потрогав, мы сможем узнать. Одно из заданий жителей страны фигур, игра в «Чудесный мешочек». Проводиться дидактическая игра с плоскими геометрическими фигурами, которые дети называют, узнавая на ощупь, опуская руку в мешочек.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. А сейчас, жители предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Каждая фигура живет в своем домике, и с наступлением вечера возвращается в тот дом на двери которого изображена соответствующая фигура. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет. Играем два раза.
На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке. После игры сели на стулья за столы.
Воспитатель: Уже наступает весна, все становится ярким, красочным и поэтому, следующим заданием у вас будет оживление фигур цветом. На карточки трафареты вам нужно положить те же самые фигуры, но только цветные. (Дети работают с раздаточным материалом.) Молодцы! Выполнили! Наше путешествие закончилось, с заданиями жителей волшебной страны вы справились, дорожка расколдована, вы можете вернуться обратно домой!
Приложение:
Турлевская Оксана Анатольевна, воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка»,
г. Асино, Томская область, Россия.
Конспект ООД по ФЭМП в младшей группе
«Геометрические фигуры»
Подготовила:
Воспитатель
Пологутина И.Н.
Цель: создать благоприятные условия для использования разнообразных видов деятельности в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.
Задачи:
- Обучающие: различать и называть геометрические фигуры; закреплять основные признаки геометрических фигур: форма, цвет, величина.
- Развивающие: развивать наблюдательность, логическое мышление, память, воображение.
- Воспитывающие: воспитывать чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Оборудование:
- Геометрические фигуры квадрата, круга и треугольника с чертами лица
- Геометрические фигуры разного размера и цвета
- Лист картона с контурами треугольников
- Мешочек для дидактической игры «Чудесный мешочек»
- Мольберт
- Тарелки для раздаточного материала
Ход ООД:
1.Вступительная часть:
Воспитатель: « Ребята, по-моему, давно к нам не приходили гости, и не просто гости, а необычные, с которыми вы еще не встречались…» (стучит по мольберту и показывает фигуру красного круга, которая была прикреплена к задней стенке мольберта на магнит).
2. Основная часть:
Круг: «Здравствуйте, дети!
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?»
Дети: «Круг».
Круг: « Какие молодцы, но я пришел сегодня к вам в гости не один, со мной пришли еще два брата. (Воспитатель прикрепляет на мольберт еще два круга: желтый и зеленый). Посмотрите, сколько их на доске?
Дети: « Два»
Круг: « А какого они цвета?»
Дети называют цвета кругов по очередности (желтый – зеленый, зеленый – желтый), повторяя 2 раза с воспитателем, на 3 раз воспитатель просит повторить самостоятельно.
Круг: «Все то, вы знаете, а если мы станем в ряд, вы заметите, что получилось?»
Воспитатель прикрепляет на мольберт 3 круга, создавая «светофор».
Воспитатель:
Нас - три родные брата,
И светим с давних пор,
В дороге всем ребятам.
Наш домик…
Дети: «Светофор!»
Воспитатель просит детей назвать цвета светофора.
Круг: «Спасибо, ребята, что вы такие наблюдательные, ждите следующего гостя, моего друга Квадрата».
Воспитатель убирает круги с мольберта, и показывает следующего героя Синего Квадрата.
Квадрат: «Здравствуйте дети!
Каждый угол мой прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам себя представить рад!
А зовут меня …
Дети: «Квадрат»
Квадрат: «Ой, беда, беда. Как хорошо, что я к вам попал. Только вы, мне сможете помочь. Мы с друзьями квадратами так много играли, бегали и прыгали, что все потерялись. Помогите мне их найти».
Воспитатель: «Ребята, у вас на столах стоят тарелочки, в которых спрятались такие же синие квадраты, как и наш знакомый друг Квадрат. Давайте их поищем и разложим на столе».
Дети ищут среди других разных фигур 5 синих квадратов, раскладывая и показывая воспитателю.
Квадрат: «Спасибо за помощь, но прежде чем уйти, послушайте меня внимательно:
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо со мной играть.
Мы играли, мы играли, а на место все убрали?»
Воспитатель предлагает детям сложить синие квадратики обратно в тарелочки для раздаточного материала, при этом расхваливает Квадрату детей, говорит, что они всегда все, ее главные помощники. И только после этого, дети прощаются с Квадратом.
Воспитатель: «Ребята, слышите, кто это там поет?»
Появляется фигура Треугольника, воспитатель напевает песенку, можно просто прочитать:
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины
Если стукнешь по углам,
То скорее подскочишь сам.
Узнали меня?
Дети: «Треугольник».
Треугольник: « Я рад, пришел ко мне. Мне нужна ваша помощь! Зайчата гуляли в лесу и порвали свои шорты из картона (показывает шорты из картона). Давайте, подберем заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на шортах?»
Дети: «На треугольники».
Воспитатель: « Правильно (прикрепляет макет шорт к мольберту, дети по очереди прикладывают к нему треугольники - заплатки и маленькими цветными магнитиками с помощью воспитателя их закрепляют)».
Треугольник: « Спасибо, ребята! Зайчата будут рады! А вам от них подарок веселая зарядка!»
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так.
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: « Молодцы, ребята. Осталось у нас с вами еще одно важное дело, наши друзья Круг, Квадрат, Треугольник оставили нам мешочек и попросили его разобрать. Сейчас вы будете подходить ко мне по очереди, но не просто вытаскивать, а называть.
Игра «Чудесный мешочек» (использовать фигуры по количеству детей, но разного цвета).
4.Рефлексия:
Воспитатель: «Вот и все, молодцы ребята, потрудились на славу и приобрели новых друзей. Как их зовут?»
Дети: « Круг, квадрат, треугольник».
Воспитатель: «Давайте, им скажем: До новых встреч, и пойдем играть!»
Конспект занятия во 2-ой младшей группы
Тема: «Геометрические фигуры»
Цель : Формирование элементарных математических представление у детей второй младшей группы.
Задачи:
- Учить детей различать и называть геометрические фигуры: круг,квадрат, треугольник
- Закреплять знания основных цветов: красный, желтый, зелёный
- Развивать восприятие, воображение, произвольное внимание
- Воспитывать чувство взаимопомощи
Демонстрационный материал: геометрические фигуры (желтый круг, красный квадрат, зелёный треугольник); кукла Машенька, мешочек; три обруча; иллюстрации к сказке «Три медведя»; игрушки- собачка, кошка и петушок, музыкальное сопровождение, домик, дорожка.
Раздаточный материал : круг, квадрат, треугольник.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «назови предмет»; индивидуальная работа по закреплению приемов обследования формы (обследование пальцем контура фигуры); чтение сказки «Три медведя».
Ход занятия
Воспитатель (стучит в дверь и заносит куклу, сажает на стол). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы рассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Маша?
Дети: «Три медведя».
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, правильно Маша поступила, когда ушла из дома одна? Можно уходить из дома одному?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Можно заблудиться, потеряться.
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь Маше найти дорогу домой, чтобы она вернулась к маме и папе.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята надо у Маши узнать, где она живет? Маша, где ты живешь? (наклониться к кукле).
Воспитатель: Маша говорит, что она живёт в большом доме. К её домику ведёт Дорожка. Но чтобы не заблудиться и не попасть в дом утрём медведям, запомните: возле её домика Дорожка широкая и в доме у неё живут животные- кошка, собака и петушок.
Воспитатель: А вы знаете, ребята Маша нам принесла чудесный мешочек, в нем лежат геометрические фигуры, но Маша ничего про них не знает. Давайте расскажем ей.
Воспитатель: (показывает детям квадрат) Как называется это фигура?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Какого цвета квадрат? (Красного).
В. Приготовьте свои пальчики, будем рисовать квадрат в воздухе. Бежит пальчик, повернул и в другую сторону побежал, опять повернул и дальше бежит. Воспитатель обводит стороны квадрата (задерживаясь на углах).
Можно ли его покатить как колесо? (показываю как катить квадрат)
Дети: Нет.
Воспитатель: У квадрат есть углы, потрогайте их. Углы какие?
Дети: Острые.
Воспитатель: А как вы думаете, острые углы это опасно?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно пораниться.
В. На что похож квадрат?
Дети: На кубик, книжку, окно, подушку.
Воспитатель: (показывает детям круг). Какая это фигура?
Дети: Круг.
В. Какого цвета круг?
Дети: Желтого.
В. Приготовьте свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. (я обвожу фигуру по краю). Пальчик бежит и нигде не останавливается.
Воспитатель: Круг может катиться? (Да, может). Почему? (Нет углов).
Воспитатель: Предлагаю вспомнить и назвать предметы похожие на круг.
Дети: солнышко, колесо,часы, блины, мяч.
Воспитатель: А что это за фигура? Какого она цвета?
Дети: Треугольник. Зеленого цвета.
Воспитатель: Попробуем покатить треугольник. Не катится? Почему?
Дети: Мешают углы.
Воспитатель: Чем похож треугольник и квадрат?
Дети: У них есть углы.
Воспитатель:На что похож треугольник? (крыша дома, елка, косынка)
Молодцы ребята, а сейчас давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Встали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг,
Дружно сделали прыжок.
Над головкой хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идём по кругу
Улыбаемся друг другу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь подойдите к столикам, посмотрите на тарелочках лежат геометрические фигуры. Какие фигуры?
Дети: Квадрат, круг и треугольник.
Воспитатель: Давайте вспомним,как называются фигуры из которых строится домик.
Дети называют геометрические фигуры, которые показывает воспитатель.
Воспитатель: Давайте из этих фигур выложим для Машеньки домик.
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. Я вам предлагаю поиграть в игру « Найди свой домик».
Воспитатель:(кладёт на ковёр три обруча: в один обруч кладёт круг, в другой- квадрат, в третий- треугольник, раздаёт кружки, квадратики и треугольник). Обручи- ваши домики; у кого в руке круг, у тех домик- обруч с кругом, обруч с квадратиком- это дом тех, у кого в руках квадрат, а обруч с треугольником- это дом тех, у кого в руках- треугольник. Пока звучит музыка вы гуляете, как только музыка пестреют звучать, каждый бежит в свой домик.
В. Ребята Машеньке пора возвращаться домой, давайте проводим её, я видела дорожку она приведёт к Машиному домику. Вот и домик. Посмотрите ребята, собачка, кошечка и петушок ждут Машеньку.
Воспитатель: Маша благодарит детей: Спасибо вам ребята, помогли вы мне дойти до дома. До свидания.
Воспитатель: Кто приходил к нам в гости? (Маша)
Давайте вспомним с какими фигурами мы сегодня познакомили Машу?
Воспитатель: Ребята, вы просто сегодня молодцы, вы очень старались, вы активно и правильно отвечали на вопросы, помогли Машеньке найти дорогу домой.
На это наше занятие закончилось, всем большое спасибо.
Задачи:
1. Учить определять отношения предметов по длине: длиннее — короче.
2. Закреплять представление о:
Геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
Пространственных отношениях: справа — слева.
Демонстрационный материал : игрушка кот; шарфы — длинный и короткий; ковер из геометрических фигур — круг, квадраты, треугольники; ленточки; ширма.
Раздаточный материал: треугольники; квадраты.
Ход занятия
Дети сидят на стульях. Раздается звук: «Мяу!» Воспитатель вносит игрушку кота и читает стихотворение В. Берестова «Кот у ворот»:
Дрожа от лютой стужи,
Кот просит: Отвори!
Как холодно снаружи!
Как голодно внутри!
Согрейте, пожалейте
Несчастного кота!
Пустите, накормите!
Вот будет красота!
— Ты, наверное, замерз? Нельзя ходить в такой холод без шарфика! Воспитатель показывает детям 2 шарфа разной длины.
Кот . Какие красивые шарфы. Но они разные. Чем же они отличаются?
Дети объясняют Коту, что шарфы разной длины.
— А как это проверить?
Воспитатель вместе с детьми с помощью приема наложения показывают Коту разную длину шарфов.
— Мне повяжите на шею длинный шарф.
Воспитатель предлагает ребенку найти длинный шарф и повязать его Коту.
А короткий шарф я возьму своему другу.
Воспитатель приглашает детей пройти к ковру, который состоит из геометрических фигур: круг, квадраты, треугольники.
Кошка вышила ковер.
Посмотри, какой узор.
Смотрит кот на ковер:
— Что за фигуры,
Что за узор?
Понять никак не может,
Кто ему поможет?
Дети объясняют Коту, из каких геометрических фигур состоит ковер.
— Спасибо вам, ребята, что вы познакомили меня с этими геометрическими фигурами. У вас устали ножки? Пойдемте по дорожке.
Дети проходят на дорожку, отмеченную двумя ленточками, и встают друг за другом — колонной. С правой стороны от них лежат треугольники, с левой — квадраты. Кот предлагает детям поиграть в игру «Справа — слева».
— Возьмите фигуру справа от вас. Что вы взяли? Положите на место.
— Возьмите фигуру слева от вас. Что вы взяли? Положите на место.
— Какие геометрические фигуры лежат справа (слева) от вас?
— Молодцы, ребята! Мяу! Мяу! До свидания!
Воспитатель уносит кота за ширму.
Кот выходит на забор —
Он идет в ночной дозор,
Чтобы в подпол не проник
Даже самый хитрый Шмыг!
ирина лупанова
Конспект занятия во второй младшей группе по Фжмп «Геометрические фигуры. Закрепление»
Конспект занятия по ф . э. м. п.
Тема : «Геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, шар,куб. Закрепление .»
Цель : совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, куб, шар.
Задачи : закрепить знания и умения в определении фигуры в дидактических играх : «Найди лишнюю фигуру » , «Построим фигуру » , «Чудесный мешочек» , повторить основные цвета .
Материалы и оборудование : разноцветные геометрические фигуры разного размера и цвета, палочки (4 красного и 3 зелёного цветов,верёвочки, кубы и шары в мешочке.
1. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами будем играть с разными геометрическими фигурами . Давайте их вспомним.
Пальчиковая игра «Фигуры » .
В предметах прячутся фигуры :
В столе- квадрат,
А в крыше- треугольник,
В огурчике- овал,
В окне- прямоугольник,
А тарелку мы возьмём
И сразу круг мы в ней найдём.
На каждую строчку ребята загибают по одному пальчику.
2. Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру »
Ребята, сейчас я буду поочерёдно показывать карточки с изображением разных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника) - по 3 карточки, вам нужно определить, какая фигура лишняя и почему .
2 круга и квадрат;
2 красных квадрата и один синий;
2 маленьких круга и один большой;
2 треугольника и квадрат;
2 квадрата и один треугольник;
2 маленьких треугольника и один большой;
Чем отличаются данные фигуры ?
Чем похожи фигуры ?
3. Дидактическая игра «Построим фигуру »
У каждого из вас на столике 4 красные и 3 зелёные палочки, верёвочка. Составьте из красных палочек квадрат. Покажите его стороны.
Составьте из верёвочки круг, обведите его пальчиком.
Составьте из зелёных палочек треугольник, покажите его стороны и углы.
4. Подвижно- дидактическая игра «Найди фигуру »
На полу лежат карточки с изображение фигур . По команде ребятам нужно взять именно ту фигуру , которую назвал воспитатель. Нужно поднять карточку над головой и показать всем.
Игра выполняется 3 раза.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .
«Я- чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом мешочке лежат большие и маленькие кубы, шары разных цветов. Ребятам нужно на ощупь определить объёмную геометрическую фигуру , достать её и назвать, какого она цвета.
6. Рефлексия. Подведение итога.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» для второй младшей группы. Цель: формировать у детей 3-4 способность подбирать геометрические.
Цель проекта: формировать у детей представления о геометрических фигурах (круг, квадрат). Задачи: Формирование опыта знаний.
Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры» Тема: «Геометрические фигуры» Целевые ориентиры: ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры» Тема: «Геометрические фигуры». ИОО: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Виды деятельности: игровая,.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Геометрические фигуры» в старшей группе ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ Рыгун Елена Владимировна. Непосредственно - образовательная деятельность: «Путешествие в страну Геометрию».
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе "Геометрические фигуры" Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.
Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Закрепление понятия «один» Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию во второй младшей группе №2 на тему: «Закрепление понятия «один, много».