Подготовительная группа конспект по социально коммуникативному развитию. Конспект занятия в подготовительной группе доу по социально-коммуникативному развитию

Название: Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Вежливости» в подготовительной группе детей с ЗПР,
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида
Месторасположение: Алтайский край, город Барнаул, проезд 9Мая,10

КОНСПЕКТ
занятия по социально-коммуникативному развитию
по теме: «Путешествие в страну Вежливости»
(подготовительная к школе группа для детей
с ограниченными возможностями здоровья)

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать познавательные способности детей: умение рассуждать, делать выводы, анализировать.

Развивать память, мышление, воображение.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать социальные навыки.

Формировать представление о различных формах поведения и вежливого общения между людьми.

Формировать у детей умение употреблять различные формы словесной вежливости: приветствия и прощания, обращения с просьбой, слова извинения, слова утешения, благодарности.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости.

Речевое развитие:

Совершенствовать речевое общение детей в театрализованной деятельности.

Расширять словарный запас: использовать в речи слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.

Ход занятия:

Накануне, вечером, воспитатель и дети договариваются, что завтра с утра устроят день вежливости.

Утром дети вежливо, ласково приветствуют друг другу, используя знакомые слова вежливости. После завтрака воспитатель предлагает детям игры на внимание по выбору. Во время игры незаметно для детей появляется Незнайка.

Незнайка: (удивленно) «Куда я попал? Сколько здесь детей! А что вы тут делаете? А кто вы такие?»

Воспитатель : Здравствуй Незнайка!

Дети: Здравствуй, Незнайка!

Воспитатель: Что ты так расшумелся, Незнайка? И почему-то совсем забыл вежливые слова? А вот наши дети знают такие слова и скажут тебе, какие слова ты забыл сказать.

Незнайка: А что, это обязательно?

Воспитатель : Конечно. Так принято приветствовать друг друга, если ты, Незнайка, вежлив и воспитан.

Незнайка: Что такое вежливость? Что значит быть вежливым?

Воспитатель: Дети, скажите Незнайке, что такое вежливость? Что значит быть вежливым? (ответы детей)

Незнайка: Я тоже хочу быть вежливым. Скажите, где можно этому научиться?

Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться в страну Вежливости.

Дети: А где находится страна Вежливости?

Воспитатель: За чистым, чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть такая страна. Все жители этой страны очень воспитанные и вежливые. Даже собаки стесняются там слишком громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют драться, а флюгерные петушки каждое утро будят горожан веселым криком: «Вставайте, с добрым утром»!

Незнайка: Какая интересная страна! Я очень хочу вместе с вами туда отправиться! Ребята, пойдемте скорее, вы знаете дорогу?

(Дети размышляют, как можно попасть в волшебную страну Вежливости)

Воспитатель: Дети, вы слышите? Кто-то к нам стучится.

Входит почтальон, приносит письмо от феи «Здравствуй».

Дети вскрывают конверт и обнаруживают письмо.

Воспитатель зачитывает письмо от феи «Здравствуй».

«В стране Вежливости появился дракон «Грубиян» и все на своем пути разрушает. Помогите пожалуйста. Как найти дорогу вам подскажет план».

В конверте дети обнаруживают план, по которому можно попасть в страну Вежливости.

Дети обсуждают план и определяют правильный путь по нему.

Воспитатель: А вот и сказочные ворота в страну Вежливости.

Чтобы ворота открылись, необходимо произнести волшебные вежливые слова.

Дети предлагают варианты, произносят слова вежливости: «Ворота, откройтесь, пожалуйста! Будьте добры, ворота, открывайтесь! и.т.д.

Ворота открываются и дети видят плачущую Фею «Здравствуй».

Фея «Здравствуй»: Доброе утро, дети! Добро пожаловать в нашу страну Вежливости. Вы как раз вовремя. Со мной случилось несчастье. Злой дракон «Грубиян» повредил мой волшебный зонт и сейчас я не могу летать и помогать людям. Помогите мне починить зонт. Для этого нужно вспомнить как можно больше слов приветствия. Вы их знаете?

Дети называют слова приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день» и.т.д., читают стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”.

Фея «Здравствуй»: «Молодцы, ребята! Как стало на душе приятно, тепло от ваших слов! Спасибо! Мой зонт исправен!

Воспитатель: Вот какая волшебная сила у вежливых слов!

Фея «Здравствуй», подскажи нам, пожалуйста, дорогу к фее «Вежливости».

Фея «Здравствуй»: «Я с удовольствием подскажу вам дорогу, но очень прошу помочь жителям города «Дружбы».

Там тоже побывал дракон «Грубиян» и всех перессорил»

Воспитатель: Ребята, поможем жителям города «Дружбы»? Прощайтесь с Феей «Здравствуй»…

Дети по плану идут по тропинке.

Воспитатель: А вот и город «Дружбы»! посмотрите, сидят две подружки, грустные, плачут, отвернулись друг от друга. Спросите, что с ними случилось?

Одна из подруг: «Мы поссорились с подругой и расселись по углам…..».

Воспитатель : «Ой, что же наделал дракон! Ребята, подскажите, как можно помирить подружек? Какие волшебные слова им посоветовать сказать?

Дети дают советы, называют вежливые слова и.т.д.

Подружка : «Спасибо вам! Я сейчас так и сделаю».

Воспитатель: «Какие замечательные, волшебные слова! Какая волшебная сила в слове «Извини». Подружки снова вместе, улыбаются.

Воспитатель: Я знаю еще один случай, когда это слово стало волшебным (читает стихотворение). Ребята, но ведь это слово можно сказать по-разному.

Если мы скажем их грубо, закричим, будут ли эти слова вежливыми, волшебными?

Как нужно сказать эти слова?

Дети: «Вежливо, нежно, ласково, приветливо.

(Произносят вежливые слова разной интонацией).

Воспитатель: «Молодцы! Вновь вы совершили доброе дело, помогли жителям Города «Дружбы».

«Чтобы попасть в город «Спасибоград, нужно правильно поговорить по телефону».

Воспитатель: « Ребята, давайте вначале вспомним правила разговора по телефону.

С каких слов начинается разговор? (ответы детей). Затем вы о чем-то просите, какие слова говорите при этом? (ответы детей). Можно ли перебивать собеседника? (ответы детей).

Задание: Пригласить по телефону своего друга на день рождения? (трубку взяла мама друга).

Разыгрывается диалог по телефону.

Воспитатель: «Молодцы»! Выполнили задание, теперь мы можем попасть в город «Спасибоград».

Детей встречает Фея Вежливости:

«А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград?

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

Дети: «Никогда не бывали!

Фея Вежливости: «Пойдемте к моему замку, он сложен из шоколада, крыша леденцовая, ставни из кренделей. Всех чудес в городе не перечесть! А как вы думаете, какое слово самое главное в нашем городе?

Дети отвечают.

Фея Вежливости: «Молодцы! Вы, оказывается, превратились в волшебников.

Быть волшебником — это значит быть очень добрым, отзывчивым, помогать друг другу.

Незнайка : (плачет). Дети спрашивают почему он плачет?

Незнайка: «Мне очень грустно, от того, что мои друзья не побывали в такой чудесной стране».

Воспитатель: «Дети, утешим Незнайку?

Как можно это сделать? (дети утешают).

Какие вы отзывчивые, добрые. Просто волшебники! Нам пора возвращаться в детский сад.

Фея Вежливости: «Я хочу вас отблагодарить.

Пусть каждый выберет игрушку и подарит ее тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет.

Дети танцуют под музыку.

Воспитатель: «Поблагодарим Фею за подарки и отправимся в детский сад.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цели:

Формировать представления о труде взрослых в киностудии, о процессе создания анимации;

Расширять и обобщать представления об окружающем мире, о технических приспособлениях, используемых в профессии мультипликатора;

Расширять и активизировать словарь по теме «Мир мультфильмов. Профессии в анимационном кино»;

Развивать диалогическую речь, связную речь, коммуникативные навыки, стимулировать речевую активность;

Развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

Развивать познавательный интерес и воображение.

Оборудование: телевизор, обучающее видео «Как создаются мультфильмы», мяч среднего размера, макет «Декорации», фоновая музыка; карточки с изображением профессий, задействованных при создании мультфильма; 2 «волшебные» коробочки: одна - предметы для декораций, вторая - герои мультфильма; фотоаппарат.

Раздаточный материал: альбомные листы с кинолентой по краям и фломастеры для подгруппы режиссеров.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма Дениса Чернова «Смешарики», знакомство с творчеством разных мультипликаторов. Знакомство с понятиями «персонаж», «сюжет», «декорация», « пластилиновый», «рисованный» и «кукольный» мультфильм.

Ход занятия

Часть 1.

Дети проходят, садятся на стульчики напротив телевизора.

В.: звоню в колокольчик и предлагаю детям отгадать загадку:

С виду он обычный ящик, но волшебник настоящий.

Живет в нем вся Вселенная, хоть вещь обыкновенная.

Сто историй вам расскажет, в цирк вас пригласит на час,

Кинофильмы вам покажет - есть у каждого из нас. (Телевизор)

В.: У нас в группе тоже есть телевизор. Ребята, а какие передачи вы любите смотреть по телевизору?

Высказывания детей.

Часть 2.

В.: Конечно же я знаю, что больше всего вы любите смотреть мультфильмы. Сейчас я предлагаю вам посмотреть один из них.

Ой, что это?! (На экране мигает надпись: «Внимание! Опасность!»)

Дети сами говорят: Что-то там случилось.

В.: И правда, что-то случилось. Попробуем связаться с киностудией. (В. «звонит» на киностудию)

В.: Ребята, мне ответили, что из мультфильма сбежала Снежная королева и заморозила всех мультипликаторов.

Неужели больше не будет мультфильмов? Что же делать?

Дети: Давайте им поможем.

В.: А что делают мультипликаторы, вы знаете?

Дети высказывают свои предположения.

В.: Предлагаю вашему вниманию небольшой фильм о профессиях анимационного кино.

Часть 3.

В.: Ребята, а что нужно сделать, чтобы мультфильм получился?

Ответы детей.

В.: Давайте вспомним, что делают эти люди. Для этого я предлагаю тихо встать со своих мест и построить круг. У меня в руках мяч. Я его бросаю вам, говорю, что делает человек, а вы возвращаете мне мяч и называете профессию мультипликаторов.

1.Придумывает, пишет, сочиняет - режиссер

2.Лепит, рисует, шьет - художник

3.Передвигает, двигает - аниматор

4.Фотографирует, снимает - оператор

5.Пишет музыку - композитор

6.Озвучивает - актер

Собирает мультфильм на компьютере - монтажер

В.: Молодцы! Теперь пришла пора нам самим попробовать создать мультфильм. А чтобы это сделать, сначала нужно выбрать, кто будет из вас актерами, кто оператором, художник-декоратором и режиссером? (задействована вся группа) Мои карточки помогут Вам определиться!

Кто желает быть актерами? - садитесь за стол с соответствующей картинкой.

(Аналогично садятся за столы режиссеры, художники-декораторы, операторы и аниматоры)

В.: Режиссеры, слушайте, пожалуйста, внимательно ваше задание: вы должны будете придумать название нашему мультфильму. Подсказка, посмотрите на героев мультфильма и декорации (даю после демонстрации коробочек).

Смотрите-ка, для создания мультфильма нам в помощь с киностудии прислали три коробочки. Давайте посмотрим, что в них.

Д.: Да!

В.: Вот первая, самая большая (открываю). Как вы думаете, что это?

Ответы детей.

В.: Верно, молодцы. Это декорации.

Теперь смотрим, что во второй коробочке. (Деревья, цветы, домик, травка)

Ответы детей.

В.: Как вы думаете, для кого из мультипликаторов эти коробочки?

Дети: для художников.

В.: Верно! А теперь наши художники-декораторы, для вас задание: разместить предметы на макете. Приступайте.

В.: А вот и третья коробочка. Ребята, что в ней?

Дети: герои мультфильмов.

В.: Отлично. Эту коробочку мы отдаем нашим актерам. Что вы должны сделать?

Дети: озвучить героев мультфильмов.

В.: Верно.

В.: Аниматоры, для вас задание, когда актеры будут озвучивать героев мультфильма, вы должны будете их передвигать.

В.: Итак, у меня еще остался фотоаппарат. Как думаете, для кого он?

Дети: Для оператора.

В.: Верно. А теперь задание нашему оператору Никите Бобкову: когда мы начнем показывать мультфильм, ты возьмешь фотоаппарат и будешь делать снимки. В.: Итак, пришла пора показать зрителям наш с вами мультфильм.

Актеры, вы встаете за декорациями (2 - 4 человека); аниматоры - вы садитесь по бокам и передвигаете персонажей; оператор сбоку делает снимки; остальные дети - вы садитесь на стульчики и становитесь зрителями.

Дети показывают, что получилось.

Раздается телефонный звонок.

В.: Ребята, позвонили с киностудии. Представляете, наш мультфильм растопил холодное сердце Снежной Королевы, и теперь мы снова сможем смотреть мультфильмы!

В.: Наше необычное занятие заканчивается и я предлагаю подойти ко мне поближе. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки! Скажите, что нового вы узнали? Чему научились? Что запомнилось?

Дети высказываются.

В. : Я хочу отблагодарить вас за активное участие в создание мультфильма. Вы были настоящими актерами, декораторами, аниматорами и операторами. У нас сегодня все получилось, потому что мы с вами настоящая команда! Ведь не даром говорят: Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 94 городской округ город Рыбинск

Ярославская область

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:

«Мы - мультипликаторы»

Выполнила: воспитатель

Подготовительной к школе группы

Бредникова Ольга Алексеевна

Рыбинск

2017 год

Бирюкова Дилара Минулловна МБДОУ д/с №27 г. Челябинска

Вид: беседа-игра

Тема: «Права ребенка»

Цель: обобщение знания детей об их гражданских правах.

Программное содержание:

1. Образовательная: закреплять знания о правах ребенка;

2. Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы развивать;

3. Воспитательные: воспитывать правового мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов.

Словесные: ребусы, пословицы, загадки.

Предварительная работа:

знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка, работа с пословицами об образовании, просмотр мультфильмов.

Оборудование:

мульте-медийное оборудование, презентация, разрезные картинки по сказкам.

I . Водная часть.

Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу с приемной, здороваются с гостями, садятся на стульчики, которые стоят полукругом….

Фоновая музыка «Счастье». Ребята, закройте глаза, положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька - котенка. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас на ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите рядом с вами, убедитесь, что зверек в полной безопасности. Теперь приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! Выключается музыка.

А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы?

У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

Ребята, как называется этот документ?

Конвенция.

Что записано в этом документе?

Права детей.

В конвенции записано, что главное право каждого человека - право на жизнь и маленький человек - ребенок тоже имеет право жить.

Ребята, посмотрите, у меня ещё есть одна книга это «Сказочная конвенция».

Как вы думаете, что там? (Ответы детей)

Давайте откроем её и посмотрим!

В Сказочной конвенции наши друзья - герои любимых сказок. Их права нарушаются, и они нас приглашают к себе в сказку для того, что бы мы определили какое право нарушено.

Ребята, поможем нашим друзьям? (Да)

Ну, тогда в путь!

Сейчас произойдет волшебство, и мы окажемся с вами в сказке!

Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)

Давайте хором скажем наше заклинание:

Книжка-книжка, помоги!

Двери в сказку отвари!

(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)

Посмотрите, мы в сказке…нас окружают сказочные герои!

II . Основная часть.

1. Каждый ребенок имеет право на имя.

(мультфильм «Смешарики» 2 серия)

Игра «Клубочек"

(Клубок ниток)

Цель: Уточнить представление детей о важности права на имя; довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; активизировать словарь: имя, отчество, фамилия; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

1. Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласково (Сашенька, Машенька и т. д.)

2. Как тебя будут называть, когда ты вырастешь? (имя, отчество)

Мы будем передавать клубок ниток и называть свое имя. Держитесь за нить, не отпускайте ее. Вы знаете, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. Посмотрите, сколько у нас прекрасных имен!

Воспитатель: Называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении.

А сейчас

2. Каждый ребенок имеет право на любовь и понимание.

(мультфильм смешарики 3 серия)

Пальчиковая игра «Смешные человечки» (игра в парах)

(игрушечная ладошка)

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Смешные человечки (пальчиками перебирают др. другу от запястья к плечу)

Бежали возле речки,

Прыгали, скакали, (постукивание пальчиками по плечам)

Солнышко встречали, (ладошки приложить к щекам)

Забрались на мостик (сделать из рук мостик)

И забили гвоздик, (сжать кулачки и постучать ими)

Вдруг упали в речку: (присесть)

Где же человечки? (легко пощекотать друг друга)

Воспитатель: Ребята, вам было приятно играть друг с другом? Посмотрите, какие вы стали веселые, у всех светятся глазки. Все любят, когда с ним обращаются ласково, нежно. И никому не нравится, когда грубят, обижают, не хотят с ним играть.

Внимание на экран (показ мультфильма).

3. Жилище не прикосновенно.

Игра «У каждого свое жилище»

Цель: Закрепление и уточнение знаний о праве на жилище

Воспитатель: Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.

Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек,

конура - собака, озеро - рыба.

Воспитатель: У каждого есть дом: у птицы гнездо, у мышки и лисицы – нора, у белки – дупло, у медведя – берлога. И у нас есть свои дома. И никто не имеет право занять или отобрать его. Жилище неприкосновенно.

4. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях

Воспитатель: У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз."

Кто узнал, что это за сказка?

Для того чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус. Внимание на экран. (7Я)

Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга)

А кто входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)

Молодцы! Много знаете родственников!

И так, повторим какое же его право нарушено? (Право на семью)

Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Представьте, что вы взрослые люди. Какую семью вы бы хотели иметь? Я предлагаю Вам схематично изобразить макет будущей семьи.
Воспитатель: раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц. Давайте вспомним пословицы о семье?
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет - так и горя нет.
Согласье в семье - достаток в дому,
раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В своей семье не велик расчет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее.

5. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, а также имеет право расти и развиваться.

(мультфильм «Смешарики» 5 серия)

Воспитатель: Кто же нас ждет на следующей странице? (Буратино)

Спешим на помощь к Буратино!!!

Нарушители прав Буратино зашифровали само нарушение, поэтому нам будет нелегко разгадать его…. Для этого, мы поиграем в игру «Продолжи пословицу», я читаю начало предложения, а вы заканчиваете подходящими по смыслу словами. Готовы?

Век живи…(век учись)

Учиться всегда …(пригодится)

Ученье – свет…(а не ученье-тьма)

Тяжело в ученье…(Легко в бою)

Воспитатель: Что общего у этих пословиц? (они все про ученье)

Как по-другому можно назвать учение, обучение? (Образование)

Какое право нарушается? (право на бесплатное образование).

А так же каждый ребенок имеет право расти и развиваться.

Внимание на экран (показ мультфильма).

6. Права детей

Воспитатель: Ну, а сейчас давайте проверим, как же вы запомнили свои права, поиграем.

Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев» или «Найди лишнюю картинку»

Цель: закрепление прав ребенка на примере литературных героев, уметь называть нарушенные права; воспитывать ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.

Детям предлагаются наборы из нескольких картинок, характеризующих то или иное право литературных героев (право на жилище, право на неприкосновенность жизни и др.) Ребенок должен назвать сказку, определить, какое право в ней нарушено, найти лишнюю картинку.

Ребенок: «Это сказки «Лиса и заяц », «Теремок», «Зимовье зверей» - в них нарушено право на неприкосновенность жилища, а вот сказка «Лягушка-путешественница» здесь лишняя.

Воспитатель: Дети, мы с вами еще раз вспомнили права детей, их следует соблюдать, чтобы всем детям жилось счастливо.

Мы помогли всем? (Да)

Ребята, какой совет мы дадим нашим героям?

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите!

Конвенцию мы изучаем

И вас к тому же призываем!

III . Заключительная часть.

Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги,

в группу нас верни!

(проходят на палас, садятся на свои стульчики.)

Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав! Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили?

Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)

Я предлагаю закончить наше занятие стихами, которые приготовили сегодня наши ребята.
1-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы вместе жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы вместе дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
2-й ребенок:
Пусть дети смеются звонко
Подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
3-й ребенок:
Детство только раз бывает
У ребят любой страны,
Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
4-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Уроки вежливости и доброты»

Цель: Формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что называется культурой общения.Задачи:
    Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; Закрепить у воспитанников полученные знания о культуре поведения, общения друг с другом; воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива. Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание; Развивать связную речь, фантазию, творческие способности, внимание и координацию движений. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения, умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Предварительная работа: Беседы о правилах поведения в детском саду, за столом, на участке; чтение стихов, рассказов о культуре поведения и общения детей Константина Дмитриевича Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»; рассматривание иллюстраций, слушание песен о дружбе; организация и проведение с детьми подвижных игр, игр имитаций. Карточки с загадками. Выставка книг Б.Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С.Я. Маршак «Урок вежливости».Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, диск, мольберт, фишки четырех цветов, загадки, бумага белая, картинки правил поведения, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисть, цветная бумага, салфетки.

Примерный ход:

Воспитатель с детьми входят в музыкальный зал, звучит музыка песенка о дружбе, на столике лежит диск. Дети останавливаются, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руках?Ответы детей Воспитатель: Верно, это диск для детей подготовительной группы «Аленький цветочек» Давайте посмотрим, что там на диске.Просмотр видео, обращение ребят младшей группы к ребятам постарше с просьбой научить их быть дружными, вежливыми, культурными и внимательными. Воспитатель: Что ребята поможем? Дети: Ответы.Составляем на мольберте план-схему Воспитатель: Чтобы стать дружным нужно, что соблюдать?Дети: Ответы (правила поведения в детском саду).Воспитатель: Какие это правила?Дети: ОтветыВоспитатель: А вы - дружные ребята? (да) А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга) А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.) С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.) А знаете пословицы о дружбеДети: Ответы.Воспитатель: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. Подвижная игра «Друг к дружке».В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать музыку.Как только музыка закончиться я скажу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться разными частями тела, например ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу. (проиграть 3-4 раза, сесть на ковровые дорожки). После игры подойти к мольберту и схематично отразить следующий момент Воспитатель: Быть культурным, что необходимо соблюдать?Дети: Ответы (правила поведения за столом)Воспитатель: Какие правила?Просмотр эпизода из мультфильма Лунтик и его друзья «Хорошие манеры»Давайте поиграем в игру «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»Цель игры: формировать умения выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие через пантомиму.Дети имитируют правила поведения за столом. Воспитатель: А чтобы быть внимательным необходимо соблюдать правила безопасности на участке. Какие правила?Дети: Ответы.Воспитатель: Ребята подумайте, в какую вы бы хотели игру сейчас поиграть?Дети: Ответы. П/и «Затейники». Цель: Развивать фантазию, ловкость, умение держать равновесие. Ход игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо и влево, произнося: Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так……….. Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какие-нибудь движения, и все игроки должны его повторить. Воспитатель: Что нужно знать, чтоб быть вежливым?Дети: Ответы.Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру «Отгадай загадку». Послушайте правила игры. Каждый сейчас придумает загадку о вежливых словах, выходит и загадывает другим ребятам.1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).5.Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)6.Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)7.Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).8.До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).9.Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…(извините).10.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).11.Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)Воспитатель: Ребята мы сейчас с вами вспомнили правила поведения, которые помогут ребятам младшей группы стать дружными, культурными, внимательными и вежливыми. Получите фишки. А как нам им об этом рассказать, сообщить?Дети: Ответы.Воспитатель: Давайте оформим памятки правил поведения для ребят младшей группы. Как стать дружными, культурными, внимательными и вежливыми,Объединитесь в компании по цвету ваших фишек, обсудите, друг с другом над какими вы бы хотели поработать правилами и садитесь за столы.Дети самостоятельно оформляют памятки для ребят младшей группы. Звучит музыка о дружбе. Как только закончат работу по оформлению памяток предложить пальчиковую игру о дружбе «Мы во двор пошли гулять». Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)Мы во двор пошли гулять (идут по столу указательными и средними пальчиками)Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями).Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем по ладони)А ещё в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной).Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).Пальчиковая игра «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики.(Пальцы рук соединяются ритмично в замок).Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук).Раз, два, три, четыре, пять.(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать.(Руки вниз, встряхнуть кистями).Воспитатель: Каждая компания представляет свою памятку правил поведения.Вместе читают стихотворение о дружбеПРО ДРУЖБУЮрий ЭнтинДружит с солнцем ветерок,А роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою.Всё с друзьями пополамПоделить мы рады!Только ссориться друзьямНикогда не надо!
Эти правила не сложны.Их легко запомнить можно.И для вас сейчас, ребята,Мы раскроем их секрет.Пусть девчонкам и мальчишкамПомогает эта книжкаНаучиться быть приятным,Соблюдая ЭТИКЕТ!
Что ж такое этикет?Кто-то знает, кто-то - нет.Это ПРАВИЛА такиеПОВЕДЕНИЯ.
Четыре волшебные слова –ЭТИКЕТА основа.Вы часто их говорите,Звучат они очень красиво:ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
Известно с детства это всем:«Когда я ем, я глух и нем».А хоть словечко ЭТИКЕТРазрешит сказать иль нет?Жуёшь – закрытым рот держи.Проглоти – потом скажи.
Добрый день! - тебе сказали,- Добрый день! - ответил ты.Как две ниточки связалиТеплоты и доброты.
Воспитатель: Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Почему? Что было интересным для вас? Испытывали ли вы трудности? В чем именно?

Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

— учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

— способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

— развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; страницы и обложка для книги, иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Наталья Юрьевна видела у нас группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?

Дети высказывают предположения.

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Воспитатель . Что сделала Лида?

Дети . Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Воспитатель . Как показали себя девочки?

Дети . Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Воспитатель . В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Воспитатель . Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Воспитатель . Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель . Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети . Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Воспитатель . Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно поместить в нашу книгу о достойных поступках?

Дети . Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)

Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках из альбома «Наши добрые дела».

Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

Дети отвечают.

Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Воспитатель . Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети . Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети . Этот мальчик всегда защищает малышей.

Воспитатель . Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети . Да.

Воспитатель . А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Воспитатель . Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Дети. Нет.

Воспитатель . Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети . Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Воспитатель . Чему она может научить детей старшей группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Воспитатель . Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Воспитатель . Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других. Предлагаю еще раз рассмотреть страницы нашей книги.

Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям старшей группы.