Преодоление робости и застенчивости у дошкольников. Как бороться с застенчивостью у ребенка. Психология: Застенчивые дети

Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.

Особенности застенчивости у дошкольников

Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.

Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.

Природа состояния

Застенчивость - психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.

Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:

  1. Дискомфорт от присутствия в компании других людей.
  2. Неудобство перед самим собой.

Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость - это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.

Признаки застенчивости

Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.

  1. Недостаток лёгкости, спонтанности и раскованности, а также необоснованная напряжённость и импульсивность в общении.
  2. Зажатость, скованность.
  3. Концентрация на своей личности.
  4. Страх совершить ошибку.

Проявления робости в поведении дошкольников:

  • взгляд исподлобья, уход от контакта «глаза в глаза»;
  • молчаливость, затруднение речи;
  • скудная игровая деятельность;
  • отстранённость от событий, которые в действительности вызывают интерес;
  • тихий голос, шёпот;
  • ёрзание на стуле;
  • сутулые плечи.

Ситуации, вызывающие застенчивость:

  • пребывание в центре внимание;
  • выступление с речью перед людьми;
  • новая обстановка;
  • общение с представителями противоположного пола;
  • выполнение задач/игра в группе детей.

Причины чрезмерной скромности у детей

Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:

  1. Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  2. Отсутствие социальных навыков.

Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:

  • наследственность;
  • внутренние психические противоречия;
  • естественная реакция на нарушение установленных границ приличий;
  • самовнушение;
  • слабость центральной нервной системы;
  • стремительное развитие общества, резкие технологические изменения в жизни;
  • кризис внутрисемейных отношений, неполноценные семьи, сосредоточенность родителей на материальных аспектах воспитания;
  • особенности темперамента, нервной системы;
  • чрезмерная опека родителей, полное отсутствие участия в жизни малыша.

Возрастные особенности

Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Последствие развития застенчивости:

  1. Отсутствие радости общения.
  2. Проблемы с поиском друзей.
  3. Недостаток поддержки при коммуникации.
  4. Формирование комплексов, развитие фобий.
  5. Трудности в процессе обучения.
  6. Невозможность полноценной реализации в профессиональной деятельности и личной жизни.

Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.

Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.

Условия коррекции детской застенчивости

В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.

Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:

  1. Постепенно расширять круг общения, формируя и закрепляя необходимые навыки. Важно грамотно работать с остальными участниками коммуникации.
  2. С помощью индивидуального подхода следует укреплять уверенность малыша в себе, учитывая особенности детской личности.

Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:

  • постоянно подпитывать уверенность малыша в себе;
  • привлекать к различным видам деятельности, постепенно усложняя коммуникативную составляющую с другими детьми;
  • расширять круг знакомств - бывать в новых местах, ходить в гости, приглашать знакомых к себе домой.

Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:

  1. Создание мотивации на общение и освоение навыков коммуникации. Для решения этой задачи отлично подходят терапевтические занятия с применением игр, сказок, расслабляющих упражнений.
  2. Обучение навыку самостоятельного установления контакта. Здесь применяются расслабляющие упражнения, коллективные игры, ролевые представления, рисование.
  3. Расширение границ мира эмоций малыша путём разнообразных игр.
  4. Применение освоенных умений коммуникации в творческой среде. Задача решается свободным общением детей, групповыми играми творческого характера с минимальным вмешательством взрослых.

Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:

  • периодичность занятий: 1-2 раза в неделю;
  • фиксация всех поведенческих изменений дошкольника на занятиях;
  • продолжительность одного занятия не более получаса;
  • коррекция длится 7 месяцев;
  • оптимальный возраст: 4-6 месяцев;
  • количество детей в группе: 4-6.

Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.

Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:

  1. Кто вперёд. В центр помещения по кругу ставят стулья. Количество стульев на один меньше, чем число играющих детей. Суть игры проста - дети начинают ходить вокруг стульев. По сигналу они садятся на них. При рассаживании нельзя толкаться. Малыш, не успевший сесть, получает штрафной балл. Проводится несколько раундов. Воспитатель каждый раз объясняет, что оставшийся стоять малыш не садится из-за своей вежливости и воспитанности. Такой подход позволяет сохранить интерес и мотивацию детей в игре, у них пропадает неуверенность и страх.
  2. Поиск сходства. Дети поочерёдно перекидывают друг другу мячик или игрушку. Малыш, кидающий мячик соседу, должен успеть сказать сходство, связывающее его с получающим соседом. Цель игры - сплочение коллектива, выработка привычки свободно общаться в группе.
  3. Динозаврики. Дети изображают динозавров. Игра снимает скованность и убирает страхи при обращении к публике.
  4. Рычание львов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили себя львами. По сигналу: «Рычи, лев, рычи!», дети должны зарычать. Главное, чтобы рык был как можно громче. Игра позволяет помочь очень застенчивым детям преодолеть скованность, замкнутость, нерешительность.

Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:

  • расширять варианты коммуникативного самовыражения малыша;
  • укреплять устойчивость и регуляцию психического состояния;
  • спроектировать систему отношений ребёнок - родитель.

Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:

  1. Активное общение на паритетных, равноправных, уважительных началах. Родители хвалят детей за игровой и познавательный интерес. В процессе общения «не замечаются» неточности или ошибки. Малыши воспринимают себя самостоятельными, способными решать свои вопросы посредством общения.
  2. Формирование тёплых, доверительных и безопасных отношений между детьми и родителями, путём активного участия родителей в жизни малышей (беседы, игры, прогулки).
  3. Повышать самооценку - выстраивать деятельность детей с их частыми успехами в деятельности.
  4. Не сравнивать с другими детьми, не упрекать и не стыдить.
  5. В общении не подрывать авторитет важных людей (бабушки и дедушки, воспитателя, другого родителя).
  6. Проявлять воспитательную последовательность в поощрениях и запретах.
  7. Максимально частое совместное времяпрепровождение.

Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.

Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.

Симптомы застенчивости у детей разного возраста. Главные причины возникновения и современные способы решения данной проблемы. Роль родителей в развитии и лечении синдрома. Советы ребенку по избавлению от застенчивости.

Содержание статьи:

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей


Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

  • Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
  • Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
  • Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
  • Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
  • Соматическая патология . Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
  • Неправильное воспитание . Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка


Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.

Как бороться с застенчивостью у ребенка

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость - это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.


Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

  • Не ругать . Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.
  • Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.
  • Уметь слушать . Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.
  • Поддерживать . Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.
  • Стать примером . Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.
  • Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.


И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

  1. Быть уверенным . Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.
  2. Улыбаться . Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.
  3. Смотреть в глаза . Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.
  4. Активно вести диалог . Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.
  5. Посещать разные мероприятия . Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.
  6. Поиск хобби . Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.
  7. Бороться со страхами . Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.
  8. Принять застенчивость . Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.
  9. Воспользоваться помощью . Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.
  10. Заняться спортом . В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
Как преодолеть застенчивость у детей - смотрите на видео:


Застенчивость у ребенка - это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми - самый главный и полезный совет в данном случае.

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

Содержанием взаимодействия педагога с родителями застенчивых детей является забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, статусного положения ребенка в группе сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах его развития, особенностях характера и учета их в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированны на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.

К сожалению, многие воспитатели не учитывают индивидуального подхода в работе с такими детьми. Общаясь с детьми, воспитатели практически не используют педагогические принципы работы с застенчивыми детьми: проявление безусловной любви; педагогической поддержки; апелляции к достоинству; опоры на положительное в ребенке; уважения личности застенчивого ребенка и др.

Воспитатель не создает детям ситуации успеха как основы личностного развития застенчивого ребенка, практически не использует ни одного приема по организации успешной деятельности ребенка. Если у ребенка что-то не получается, чаще всего воспитатель доделывает это за него или показывает, как нужно сделать. Оценка результатов продуктивной деятельности детей не всегда проводится профессионально. Чаще воспитатель отмечает, например, красивые рисунки или работы детей, хвалит их, нередко оставляя без внимания работы застенчивых детей. Нередко можно услышать сравнительные оценки, что хорошо удалось выполнить, а что – плохо и если ребенок в следующий раз постарается, то получится лучше. Нередко это еще больше усугубляет положение застенчивого ребенка в группе детей.

  1. Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии.
  2. Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
  3. Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
  4. Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.
  5. Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.
  6. Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
  7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.
  8. В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.
  1. Принять его таким, каков он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите «тепличного» человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
    Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.
  7. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  8. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
  9. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
  10. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  11. Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  12. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

Данное пособие предназначено для педагогических работников: воспитателей ДОУ, педагогов – психологов, логопедов, студентов обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование» и всех интересующихся современными проблемами и тенденциями дошкольного образования. В пособии представлен материал по организации работы, направленной на преодоление застенчивости детей шестого года жизни, посредствам арт-терапии. Пособие также содержит серию игр песочной терапии, серию коррекционно-развивающих занятий с включением пластилинографии, пальчиковых игр, психогимнастических этюдов, музыкотерапии и изотерапии.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложения.

Введение

Изучение психологической природы застенчивости в дошкольном возрасте и специфики ее проявления, причин и факторов ее обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире.

Застенчивость рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий, стрессов, астенических состояний, фобических расстройств и т.д. Факты свидетельствуют об увеличении числа детей, испытывающих сильные эмоциональные переживания.

Проблемой изучения застенчивости занимались, как отечественные, так и западные ученые: Л.Н. Галигузова, Л.Д. Лебедева, Е.И. Гаспарова, Ю.М. Орлова, А.А. Захаров, Я. Копчак, В. Штерн, Ф. Зимбардо, Д.Б. Уотсон, Д. Болдуин, К. Гросс, К.Г. Юнг, К. Изард.

Психологи определяют застенчивость, как свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал.

Причинами проявления застенчивости могут стать неуверенность ребенка в себе, отсутствие внимания со стороны взрослых, произошедшие негативные события, нахождение в незнакомых ситуациях.

Для застенчивого ребенка характерно смущение, неловкость, учащение пульса, сильное сердцебиение, страх, нежелание вступать в беседу, затруднение контакта глаз, безынициативность, избегание людей, заниженная самооценка, тревожность, отсутствие коммуникативных навыков общения, ощущение неудачи, поражения, отсутствие доверия.

Застенчивость затрудняет адаптацию ребенка в обществе, приводит к замкнутости и одиночеству, поэтому важно использовать разнообразные способы коррекции застенчивости детей на самых ранних этапах дошкольного детства, чтобы предупредить появление отрицательных последствий. В психологии выделяют разнообразные формы коррекции застенчивости: психологические этюды, психогимнастика, релаксационные упражнения, игры-пантомимы, арт-терапия, сказкотерапия. Современные психологи одним из основных средств коррекции застенчивости детей считают арт-терапию.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Психологи указывают на то, что техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление внешним изменениям.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше ребенок умеет выражать себя, указывают современные психологи, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с застенчивыми детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая коррекция способствует раскрытию ребенком своего «Я», что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.

Новизна исследования состоит в разработке системы коррекционно-развивающих занятий с использованием арт-терапевтических форм и направлений, серии арт-терапевтических игр, нацеленных на коррекцию застенчивости детей шестого года жизни.

Практической значимостью исследования является предложенная система работы, которая может быть использована в практике работы педагога ДОУ. В данном исследовании использовались следующие методы: апробирование форм и направлений арт-терапии, психодиагностика детей шестого года жизни с целью выявления признаков застенчивости, психолого-педагогический эксперимент с целью апробации методики коррекции застенчивости посредством коррекционно - развивающей работы, психопросвещение для педагогов ДОУ и родителей.

Основная часть

С целью преодоления детской застенчивости в дошкольном образовательном учреждении может быть организована система работы «Семицветик» с детьми шестого года жизни. Цель работы - определение влияния арт-терапевтических техник на преодоление застенчивости детей шестого года жизни; повышение психолого-педагогической информированности педагогов и родителей по проблеме коррекции застенчивости детей шестого года жизни с помощью арт-терапии.

С целью выявления признаков застенчивости у детей можно использовать следующий психодиагностический инструментарий.

1.1 Первой методикой является методика исследования самооценки «Лесенка». Целью данной методики является: выявление уровня самооценки детей шестого года жизни.

Стимульный материал теста «Лесенка»: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов: прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети.

1.2 Следующей методикой является рисуночный тест «Несуществующее животное». Его цель: выявление наличия тревожности, заниженной самооценки, низкого уровня развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Важно объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлечь его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Для выявления тревожности будет необходимо рассмотреть рисунки детей. Так признаками тревожности в рисунках детей может быть наличие защитных элементов (шипы, панцирь), жирные с нажимом линии, крупные глаз у животного. Признаками низкой самооценки будут являться: расположение рисунка в нижней части листа, особенно в нижнем левом углу, опущенный вниз хвост. Об отсутствие коммуникативных навыков у детей можно судить по зубастому животному, открытому рту, без прорисовки губ и языка, особенно если рот заштрихован.

1.3 Третья методика, которая может быть проведена – это методика «Признаки тревожности».

Цель: выявить признаки тревожности у детей.

Инструкция: пронаблюдав за ребенком, отметить характерные для него личностные проявления, суммировать их.

Критерии наблюдения:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других и т.д.

Интерпретация результатов: суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.

Средняя - 7-14 баллов.

Низкая - 1-6 баллов.

1.4 Следующим этапом будет являться проведение анкетирования для родителей по вопросу: «Если ребёнок когда - либо испытывал чувство застенчивости, как это проявлялось в его поведении?». Цель анкетирования: выяснить, считают ли родители своего ребенка застенчивым, и как проявляется застенчивость детей в домашних условиях.

Данная методика включает в себя критерии застенчивости, на которые родители должны ответить либо положительно, либо отрицательно. После чего родители будет предложен ряд вопросов, ответив на которые они смогут сами определить, застенчив их ребенок или нет.

Основными направлениями работы экспериментальной группы

является:

1. Работа с детьми. Направления работы:

1.1 Серия игр песочной терапии.

Цель: коррекция и развитие коммуникативных навыков детей, их эмоционально-волевой сферы, сенсорики.

1.2 Серия коррекционно – развивающих занятий с включением пальчиковых игр и упражнений, изотерапии и психогимнастических этюдов.

Цель: формировать умения у детей проявлять различные эмоциональные состояния; развивать психомоторный компонент; развивать творческие навыки в сопоставление различных эмоций, выражающих состояние животных человека; воспитывать чувство взаимопощи.

1.3 Серия коррекционно-развивающих занятий с включением пластилинографии.

Цель: учить детей планировать и доводить свою работу до конца, работать в сотворчестве, рисовать в нетрадиционной технике пластилином; развивать способности к сюжетосложению и композиции, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность; воспитывать художественный вкус, нравственные качества, доброту.

1.4 Серия арт-терапевтических упражнений с включением музыкотерапии и изотерапии.

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, коммуникативных навыков; стимулирование двигательной активности, развитие воображения, совместной деятельности детей.

2. Работа с родителями, с целью повышения уровня психологической информированности по проблеме коррекции застенчивости детей шестого года жизни методами арт-терапии.

Приложение 2.2 Серия папок – передвижек для родителей

1. Папка-передвижка «Застенчивый ребенок»

2. Папка-передвижка «Использование элементов арт-терапии во взаимодействии с ребенком»

3. Папка-передвижка для родителей «Арт-терапия для вашего ребенка»

4. Папка-передвижка «Применение методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста»

Приложение 2.3 Серия ширм для родителей

1. Ширма для родителей «Зачем родителям арт-терапия?»

2. Ширма для родителей «Как же помочь застенчивому ребенку?»

3. Ширма для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»

Приложение 2.4 Семинар-практикум для родителей на тему: «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость?»

Приложение 2.5 Серия консультаций для родителей

1. Консультация для родителей «Методика проведения изотерапии с детьми».

2. Консультация для родителей «Арт-терапия и дошкольники».

3. Консультация для родителей «Как проявляется застенчивость у детей шестого года жизни».

4. Консультация для родителей «Пути решения проблемы застенчивости ребенка».

3. Работа с педагогами ДОУ, с целью повышения уровня психологической информированности по проблеме коррекции застенчивости детей шестого года жизни методами арт-терапии.

Приложение 3.1 Серия электронных консультаций для педагогов ДОУ

1. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста методами музыкотерапии и мандалатерапии»

2. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Чудеса арт-терапии»

3. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии»

4. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Что такое арт-терапия?»

5. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Застенчивый и тревожный ребенок»

Приложение 3.2 Серия консультаций для педагогов ДОУ

1. «Условия подбора техник и приемов создания изображений»

2. «Требования к организации песочной терапии»

3. «Этапы изготовления светового песочного стола»

4. «Пластилинография - техника рисования пластилином»

5. «Песочная терапия в детском саду»

6. «Поведение педагога с застенчивыми детьми»

Приложение 3.3 Круглый стол для педагогов ДОУ на тему: «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Приложение 3.4 Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Приложение 3.5 Каталог сайтов по изучению детской застенчивости в психологии

Приложение 3.6 Электронный каталог специальной литературы по работе с застенчивыми детьми

Для налаживания контакта с детьми будет организована специальная работа, включающая следующие приемы:

1. Коммуникативные игры («Поймай взгляд», «Звериное пианино», «Игла - нитка»);

2. Игровые проблемные ситуации («Почему так?», «Путешествие семьи», «Да и нет», «Рецепт приготовления друга»);

3. Релаксационные упражнения («Радуга», «Разноцветное настроение», «Радостная песенка», «В краю хорошего настроения»).

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы в ракурсе данного исследования позволяет сделать следующий вывод: проблема застенчивости широко рассматривается в трудах как отечественных, так и западных психологов: Д. Болдуина, Ф. Зимбардо, К. Изарда, Д.Б. Уотсона, В. Штерна, Н. Уэбстера, Е.И. Гаспаровой, А.А. Захарова, Я. Корчака, Ю.М. Орлова, Т.О. Смолевой и др.

Застенчивость в современных исследованиях трактуется как – свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности повеления, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал.

Современные психологи характеризуют застенчивого дошкольника, как осторожного в своих поступках, болезненно робкого, недоверчивого.

В данном исследовании, под застенчивостью понимается свойство личности, формирующееся при определенных условиях воспитания и характеризующееся отсутствием свободы общения, затруднениями в речи, необоснованной молчаливостью, скованностью, проявляющейся в смущение. Застенчивость – состояние стеснения в присутствие других людей.

Психологи утверждают, что причинами застенчивости в дошкольном детстве могут быть как врожденно-генетические, так и приобретенные. К основным приобретенным причинам застенчивости относят: ранее произошедшие отрицательные события, отсутствие коммуникативных навыков общения, социальную тревогу, незнакомую обстановку, страх, оказание в центре внимания и т.д.

Таким образом, застенчивость - это результат воспитания, возникающий и закрепляющийся в определенный момент при взаимодействии детей с другими людьми.

Проявляться застенчивость может как в виде физиологических проявлений, так и во внутренних конфликтах, нарушениях мыслительных процессов. Так к признакам застенчивости у дошкольников, можно отнести: смущение, неловкость, тревожность, учащение пульса, сильное сердцебиение, страх, нежелание вступать в беседу, затруднение контакта глаз, безынициативность, избегание людей и т.д.

Психологи отмечают, что у застенчивых детей наблюдается заниженная самооценка, тревожность, а также отсутствие коммуникативных навыков. Одна из основных задач работы с такими детьми - коррекция и развитие посредством арт-терапии.

Так, проблема коррекции застенчивости посредством арт-терапии содержится в трудах отечественных и зарубежных психологов: К.Г. Юнга, Г.Л. Лэндрет, И.В. Дубровиной, Т.Д. Марцинковской, В. Оклепдера,

Р.С. Немова, А.В. Авериной, А.А. Осиповой, Ю.М. Орлов и др. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития, связанный с художественным творчеством.

Психологические исследования показали, что, соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от тревожности, приобретает коммуникативные навыки, повышает свою самооценку и раскрывает свой внутренний мир.

Современные психотерапевты выделяют следующие формы арт-терапии: спонтанное рисование, ассоциативное рисование, рисование чувств рисование музыки. Также выделяются и арт-терапевтические направления: пластилинография, пескотерапия, музыкотерапия.

Организация экспериментального исследования включала в себя, проведение психодиагностического обследование дошкольников используя методики: «Лесенка», «Признаки тревожного ребенка», «Несуществующее животное». Из полученных результатов исследования видно, что застенчивость, которая определялась тремя критериями: уровень тревожности, самооценка и уровень развития коммуникативных навыков, характеризовалась мнением родителей о ребенке «Мама так сказала».

Причинами застенчивости ребенка также можно считать авторитет родителей, невнимательность родителей к тревожащим проблемам ребенка, незнание их основ педагогики. Наблюдение за группой испытуемых показало, что застенчивость проявляется в стрессовых ситуациях – при ответах на вопрос взрослых, при участие в игре в главной роли и др.

Таким образом, застенчивость – психологическое состояние, тревожащее многих дошкольников. Для таких детей характерна заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, отсутствие коммуникативных навыков.

Список использованных источников

  1. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-езд. - М.: Инфрв-М, 2003. – 578с.
  3. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.А. Бреслав – СПб.: Питер, 2005. – 336с.
  4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 2010. – 196с.
  5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2009. – 416с.
  6. Веракса Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 114с.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский, В.И. Гарбузова; Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Искусство, 1968. – 675с.
  8. Гаспарова Е.И. Развитие социальной уверенности дошкольников / Е.И. гаспарова, Ю.М. Орлов, Н. Нарицын; Под ред. В.А. Безруких. – 3-е ихд., стереотип. – М.: Академия 2010. – 267с.
  9. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 430с.
  10. Детская психология. Учебник для вузов/ под ред. Е. О. Смирнова - М.: ВЛАДОС, 2008.- 366 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказкотерапия-терапия образом / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// Психологическая газета. – 2000. - №6. – С.18 – 19.
  12. Зимбардо Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Просвещения, 1991. –560с.
  13. Карвасарский Б.Д. Арт-терапия/ Б.Д. Карвасарский // Психологическая энциклопедия/ под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - С.52 - 58.
  14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. - 158 с.
  15. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001. – 208с.
  16. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - СПб.: Питер, 2012. – 155с.
  17. Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством / С. Коган. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144с.
  18. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие./ А.И.Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432с.
  19. Кроль В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. Вузов / В.М. Кроль - М.: Высшая школа, 2011. – 576с.
  20. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2009. - с. 54.
  21. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. – 346с.
  22. Лютова Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000.- 320с.
  23. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Речь, 2007. – 56с.
  24. Медведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2011. – 346с.
  25. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова. - СПб, Речь, 2012. – 336.
  26. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 640с.
  27. Оксфордский толковый словарь английского языка / Oxford University Press. – Изд.: Oxford University Press, 2003. – 828с.
  28. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А Осипова. – М.: Академия, 2010. – 190с.
  29. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиров. - Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448с.
  30. Петровский В.А. Концепция дошкольного воспитания / В.А. Петровский, А.Г. Асмолов; Под ред. В.В. Давыдова. М.: Академия, 1988. – 67с.
  31. Реан А.А. Психология и педагогика: учебник./ А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2001.- 432с.
  32. Русский толковый словарь / Е.Л. Лопатина. – 3-изд. – М.: Рус. Яз. – ЭКСМО, 1994. – 834с.
  33. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 122 с.
  34. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. Пособие / Е.Г. Тарасова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2010. - с. 12.
  35. Хрестоматия по психологии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 192с.

Полную версию работы с приложениями можно .

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!