Проблемы с ребенком из детского дома. Порядок усыновления ребенка из детского дома. Если у ребенка рассеянное внимание

Каждый ребенок имеет право быть любимым и желанным, расти в окружении семьи, получать необходимую заботу и ласку. Если вы решили взять ребенка на воспитание – вы подарили малышу шанс на счастливое детство. Тема воспитания приемного ребенка окружена массой споров и разногласий, многие утверждают, что это тяжелый труд с неизвестным результатом, а другие – что это радость и счастье. С одной стороны следует отметить, что воспитание любого ребенка не гарантирует успешных результатов и нередко собственные дети доставляют немало разочарований и боли своим родителям. Опыт многих семей доказывает, что воспитание чужого ребенка приносит счастье всем членам семьи и наполняет жизнь яркими красками. Многое зависит от «широты» вашего сердца, готового делиться любовью, от осведомленности о потенциальных трудностях, от готовности их решать. Поговорим об основных правилах в воспитании приемного ребенка.

Период адаптации

Если вы решили взять ребенка на воспитание и уже сделали это – будьте уверены, что вы поступили верно и никогда не жалейте об этом, при возникновении трудностей ищите пути их решения и не думайте об отказе от малыша. Ситуация бывает осложнена тем, что вам приходится воспитывать чужого ребенка, к примеру, если вы вынуждены взять на воспитание ребенка мужа или жены. В таком случае помните, что ребенок тоже возможно не по собственному желанию, а в силу сложившихся обстоятельств будет жить с вами и он не обязан пылать к вам любовью и чувством благодарности, он может испытывать много переживаний, связанных с разрывом или смертью родителей. Какой бы ни была причина того, что вы решили взять ребенка на воспитание, вам придется пройти несколько этапов на пути построения близких и доверительных отношений. И первым будет период адаптации.

Адаптация приемного малыша должна проходить медленно, постепенно и ненавязчиво. Многие привычки в вашей семье могут быть диковинкой для приемного ребенка. Также малыш привык к другому типу отношений и ему будет сложно переключиться на более тесное семейное общение.

Если вы взяли ребенка на воспитание из детского дома, то не следует сразу же предоставлять ему полную свободу, отказавшись от всяких ограничений. Помните, что в детских домах действует достаточно жесткий режим и дети привыкли к строгости и поэтому излишняя нежность и потакание с вашей стороны может быстро обернуться в бесконтрольную вседозволенность со стороны ребенка. Поэтому сразу тактично и четко расскажите малышу о правилах в вашей семье, объясните, что вы ожидаете от него. Не стесняйтесь вежливо, но твердо напоминать о существующих правилах поведения и распорядка. По мере адаптации ребенка в вашей семье, строгость может уменьшаться, уступая место любви и ласке.

Если вы воспитываете ребенка мужа или жены, то на начальном этапе можно предоставить инициативу в воспитании родному родителю и играть вспомогательную роль. Ждите, когда ребенок привыкнет к вам, не стоит претендовать на роль родной матери или отца, постарайтесь наладить дружеские отношения.

Трудности воспитания чужого ребенка

Плохие привычки. Первой трудностью в воспитании приемного ребенка могут стать плохие привычки, принесенные ребенком из детского дома. Это могут быть нецензурные выражения, привычка врать и брать вещи без проса. Не следует слишком рьяно начинать борьбу с плохими привычками и тем более наказывать ребенка. Необходимо мягко и тактично делать ребенку замечания, терпеливо объяснять негативную сторону такого поведения. Если в вашей семье не принято использовать ругательные слова и врать, то ребенок вскоре тоже откажется от этих привычек. По возможности не используйте часто метод прямых нотаций и увещаний, более мягким и действенным может оказаться вымышленный рассказ о сказочных героях, имевших такие привычки и справившихся с ними. Сказки и истории, подходящие фильмы и мультфильмы имеют большой педагогический эффект.

Непослушание и бунтарство. Если на первых порах малыш может радоваться обретению семьи, то вскоре он может перестать слушаться и делать все на зло, совершая одни и те же плохие поступки. Не стоит злиться, наказывать ребенка и тем более угрожать ему, то вы можете отказаться от него. Ребенок действительно своим плохим поведением может испытывать вас на прочность, веря в то, что он вам не нужен, и вы откажитесь от него при первых же трудностях. Вы думаете, что это нелепо и глупо? Но разве так сложно понять и оправдать маленького человечка, который хочет, чтобы его любили просто так, вопреки трудностям и неприятностям, по-настоящему… Выходом из такой ситуации может быть открытый разговор с ребенком, проведенный в спокойной обстановке в подходящее время. Скажите малышу, что вы любите без всяких условностей, и будете любить его всегда, и его плохое поведение просто причиняет боль вам обоим, но не заставит вас отказаться от него или перестать любить.

Не требуйте ответной любви. Не стоит сразу ожидать обожания со стороны ребенка, потребуется время для установления прочной эмоциональной привязанности. Но будьте готовы, что малыш может не отпускать вас ни на минуту и отказываться оставаться один. Это объясняется боязнью быть снова брошенным.

Трудности на пути воспитания чужого ребенка неизбежны, как в прочем и в воспитании своего ребенка. Чаще бывайте вместе с малышом, постарайтесь хорошо узнать его, решайте возникающие проблемы, и результат не заставит себя ждать.

Основные правила воспитания приемного ребенка

  • ребенок должен ощущать безусловную любовь родителей, не зависящую от его успехов, недостатков и поведения;
  • уважайте ребенка и доверяйте ему, будьте внимательны ко всему, что происходит с ним;
  • ребенок никогда не должен чувствовать страх по отношению к вам – категорически откажитесь от жестких воспитательных мер, заменив их объяснением, беседами, ограничениями;
  • не злоупотребляйте запретами и наказаниями – откройте возможность познавать мир, организуйте для ребенка разнообразную деятельность, увлекайте интересными занятиями;
  • не требуйте идеального поведения;
  • развивайте сильные стороны ребенка, по мере взросления оговаривайте правила поведения и согласовывайте их.

Эти же правила подходят и в случае воспитания ребенка мужа или жены.

Терпение, любовь и разумная тактика воспитания приемного ребенка помогут создать счастливые отношения в вашей семье.

Многие семейные пары, вопреки желанию, остаются бездетными. Существуют также матери, которые по разным причинам не в состоянии воспитывать родное дитя. Ребёнок попадает в детский дом. Развитие детей вне семьи наносит им большую моральную травму. Повзрослевшему детдомовцу трудно найти место в жизни.

Бывает так, что пары, неспособные к деторождению, желают принять на воспитание ребёнка, отвергнутого биологическим родителями. Сделать это непросто по ряду причин. Мешает бюрократическая волокита, несовершенство законодательства, неосведомлённость кандидатов в опекуны. Как в таком случае стать опекуном ребенка из детдома, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Существуют три уровня взятия детей на воспитание: усыновление, опекунство и попечительство.

Принятие решения на усыновление ребенка из детдома

Перед принятием решения об опекунстве, следует убедиться в наличии горячего желания. Никто не может принуждать к возложению на себя подобной ответственности. Необходимо рассчитать свои возможности. Ребёнка требуется кормить, одевать, обучать и обеспечивать достойные условия проживания.

Опека – это особая форма защиты детей. Она действует до 14-летия опекаемого. Если опекун собирается воспитывать молодого человека до 18-летия, он оформляет попечительство.

Опекунство и попечение над ребёнком – это серьезное решение. Если семейная пара не становится полноправными родителями, она принимает обязательство по воспитанию, защите подопечного и оказания помощи.

Кто может стать опекуном?

Лица, не имеющие прав на оформление опекунства, определяет Семейный кодекс Российской Федерации, статья 146 (). Прочие категории граждан имеют право становиться опекунами детей. Действующее законодательство не препятствует брать опеку над детьми лицам, проживающим на территории других государств.

Кто не сможет?

Законодательством предусмотрены категории лиц, не имеющие прав быть опекунами:

  • Несовершеннолетние.
  • Недееспособные согласно решению суда.
  • Наркоманы и алкоголики, поставленные на учёт соответствующими учреждениями.
  • Лица, страдающие тяжелыми заболеваниями.
  • Лица, по суду лишённые родительских прав.
  • Лица, ограниченные в родительских правах.

Куда обращаться

Для старта процедуры требуется обращение в орган опекунства и попечения местного значения , уполномоченный разрешать подобные проблемы. Учреждение состоит в прямом подчинении руководителю района или поселения, который утверждает принятое решение. Выданный администрацией документ действует на территории Российской Федерации. Не исключены претензии отдела образования, занимающегося проверкой документов, подлежащих предоставлению. Следует напомнить, что подавать заявление на опекунство требуется в месте регистрации или проживания ребёнка .

Порядок оформления опекунства после разрешения на усыновление

После приёма документов, органы государственного надзора обследуют условия проживания и быта претендентов. Не позднее тридцатидневного срока, учреждение опеки принимает решения о назначении соискателя опекуном или мотивированном отказе. В случае позитивного ответа, претенденты имеют право забрать выбранного ребёнка домой.

Какие нужны документы

  1. Заявление о намерении стать опекуном.
  2. Личное резюме. Соискатель заполняет анкету, включающую паспортные данные, информацию о месте проживания, диплом об образовании, справку от администрации трудового учреждения о специальности, исполняемой должности, документ, удостоверяющий семейное положение. Под резюме соискатель проставляет дату, личную подпись.
  3. Справка о заработной плате. Индивидуальные предприниматель представляет ксерокопию налоговой декларации. Получающему пенсию необходимо предъявить информацию пенсионного фонда.
  4. Ксерокопия финансового счёта.
  5. Документ жилищного учреждения, подтверждающий наличие недвижимости в личной собственности.
  6. Справка органов правопорядка о том, что соискатель не имеет судимости по статьям УК Российской Федерации, касающихся покушения на жизнь, причинения вреда здоровью.
  7. Справка медицинская о физическом и психологическом здоровье.
  8. Документ, подтверждающий брачные отношения.
  9. Письменное соглашение супруга.

Кроме указанных выше документов, органы власти могут затребовать дополнительные.

Сроки оформления

Максимальным сроком, за который опекун имеет право забрать ребёнка, законодательство Российской Федерации считает 30-дневный. Но, этот документ предусматривает исключения, согласно которым орган попечительства имеет право мотивированной отсрочки.

Как усыновить ребенка из детского дома и дома малютки. Личный опыт от автора видео:

Социальные гарантии

Социальное опекунство предусматривает следующие права:

  • Самостоятельно выбирать методы воспитания.
  • Рассчитывать на методическую помощь учреждений опеки.
  • Принимать материальное вспоможение на ребёнка согласно настоящему законодательству.
  • Отказаться от материального пособия.

Права взрослых прекращаются при достижении детей совершеннолетия или вступления в брак.

Денежные пособия

В Российской Федерации существуют следующие виды денежных пособий на опекаемых лиц:

  • Однократное пособие. Выплачивают при поступлении ребёнка в семью. Заявку на получение субсидии, документы, удостоверяющие отсутствие родителей, предоставляются в первые полгода со времени установления опекунства по месту жительства опекуна. Количество денег рассчитывают согласно региональному индексу.
  • Ежемесячное пособие. Для получения денег опекун обязан в 3-х дневный срок со времени выдачи пособия передать необходимые документы госорганам. Местные выплаты назначается и корректируется местными администрациями населённых пунктов.
  • Пособие подопечному, имеющему статус инвалида детства. Выплачивают неработающим и не имеющим источников дохода опекунам. Ежемесячные выплаты по уходу составляют 5500 руб.

Права попечителя и опекуна

Воспитатели наделены следующими правами:

  • Воспитывать ребёнка по своему усмотрению с учётом требований органов попечительства, отсутствия возражений со стороны воспитуемого.
  • Выбирать учебное учреждение, учитывая пожелания воспитанника по форме, по специализации обучения.
  • Совершать действия с имуществом воспитуемого при согласовании с органами попечительства. Действия, ухудшающие материальное положение воспитанника запрещены.

Воспитатели наделены следующими обязанностями:

  • Обеспечить обучение ребёнка и его универсальное воспитание.
  • Проявлять заботу. Быть внимательными к просьбам воспитанника.
  • Обеспечить дружелюбную психолого-эмоциональную обстановку.
  • Защищать материальные и неимущественные гарантии прав ребенка.
  • Отвечать по закону за действия, причинившие ущерб имуществу подопечного.
  • Не препятствовать контактам ребёнка и биологических родителей.

Опекунство и попечение над детьми – это ответственное решение. Если семейная пара не готова стать полноправными родителями, она принимает обязательства по воспитанию и защите прав подопечного.

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины , каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года

В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.

— Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.

Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.

— В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.

Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.

— Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.

По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.

— У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.

После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.

— У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.

После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.

— Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.

Светлана, 53 года

В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.

— Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.

После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.

— Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».

Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.

— Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год

Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.

— Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.

Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.

— Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.

Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.

— Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.

Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.

— С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.

Анна (имя изменено)

— Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище — ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово — он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.

Наталья Степанова

— Маленький Славка мне сразу полюбился . Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

Демографические проблемы, связанные с низкой или повышенной рождаемостью, постепенно сменяют себя на протяжении десятилетий. Неизменным остается только количество сирот в детских домах - оно всегда достаточно большое. Детям, оставшимся без родителей, одного сочувствия будет крайне мало, ведь они так нуждаются в родительской заботе, теплоте и ласке.

Несомненно, принятие решения о воспитании чужого ребенка из детского дома предполагает благородную цель, но она требует от приемных родителей большой ответственности. Если вы усыновили или удочерили ребенка из детдома, вы не сможете однажды отказаться от него, если вдруг когда-нибудь передумаете или разочаруетесь в идее воспитания чужого ребенка.

Приемный ребенок должен стать полноценным членом семьи. Кроме того, отношения между приемными родителями и ребенком из детдома должны установиться таким образом, будто он родился в этой семье. Так ли это просто на самом деле? С какими проблемами и трудностями предстоит столкнуться родителям, принимающим в свою семью «детдомыша»? Об этом поговорим в этой статье.

Какие семьи берут ребенка из детского дома?

Как свидетельствуют данные статистики, чаще всего желание усыновить ребенка появляется у двух категорий семей.

Бездетные семьи. Если родителям очень хотелось бы иметь и воспитывать ребенка, но при этом по каким-либо причинам они не могут иметь собственных детей, чаще всего они обращаются в детские дома, чтобы взять оттуда сироту. В большинстве случаев бездетные родители выбирают совсем маленьких детей, чтобы испытать радости воспитания ребенка с его младенческих лет.

Иногда люди, взявшие ребенка из детдома в раннем возрасте, не рассказывают ему о том, что они приходятся ему ненастоящими родителями. Он может никогда не узнать об этом, узнать случайно или же со временем. Если родители планируют раскрыть ребенку свою «тайну», следует подготовить к этому ребенка заранее.

Семьи с детьми. Более редкая категория родителей - пары, у которых уже есть дети. Если материальное положение позволяет обеспечивать большую семью, родители берут ребенка из детдома ради благородной цели - воспитать сироту в теплом семейном кругу, где есть другие дети.

Преимущество такой семьи в том, что ребенок общается со своими неродными братьями и сестрами на равных как полноценный член семьи, чувствует себя очень комфортно и воспринимает окружающих как родных.

Задача родителей в данном случае - стереть все возможные психологические границы между родными и неродными детьми, потому что отношение к ним должно быть одинаковым.

Как вести себя с приемным ребенком из детдома?

Стать отцом или матерью приемного ребенка из детского дома можно, если вы имеете материальные средства, чтобы обеспечивать его. Также важно официально состоять в браке и иметь жилищные условия, где сможет проживать ребенок. Родители не должны иметь судимость, психические заболевания. Если ваш брак с мужем (женой) пока еще не был оформлен официально, необходимо это сделать перед усыновлением ребенка.

Что касается психологической стороны вопроса усыновления, здесь необходимо подойти к проблеме основательно и со всей ответственностью. Если вы решили усыновить или удочерить ребенка из детского дома, нужно придерживаться нескольких прицнипов.

Принять ребенка таким, какой он есть. Когда вы планируете принять чужого ребенка в свою семью, у вас конечно же будет возможность предварительно познакомиться и пообщаться с ним, чтобы понять, сможете ли вы стать для этого ребенка родителем. Однако нередко чужой ребенок начинает проявлять особенности своего характера не сразу, а в течение первых месяцев или лет проживания в новой семье.

Это происходит, когда вы взяли из детдома ребенка старшего возраста, формирование личности которого уже началось на этапе жизни в детском доме (например, если ребенку уже больше 4-х лет).

Столкнувшись с какой-либо отрицательной чертой характера в ребенке, некоторые приемные родители впадают в отчаяние, серьезно разочаровываются в нем, опускают руки и пытаются вернуть ребенка обратно в детский дом, забывая о том, что ребенок не вещь, а живой человек, такая же мыслящая личность, как и взрослые.

Поэтому, принимая ребенка в семью, вы должны быть готовы ко всем трудностям, к сложному характеру и нестандартному поведению с его стороны. Ваша задача как «родителя» - направить воспитание ребенка в правильном русле, помочь ему справиться со своими проблемами. При необходимости посетить детского психолога.

Научиться воспринимать ребенка из детдома как родного. В независимости от того, есть у вас в настоящий момент родные дети или нет, необходимо создать в семье все условия, в которых ребенок из детдома будет себя чувствовать максимально комфортно. Если приемный ребенок чувствует себя «вашим», называет вас «папой» («мамой»), относится к вам как к настоящим родным родителям, можете считать, что вам удалось создать эти условия.

Однако такие родственные отношения в большинстве случаев возникают далеко не сразу после усыновления. Для этого пройдет определенное время. Вы и ваш приемный ребенок должны успеть привыкнуть друг к другу, только потом начнется психологическое сближение.

Стать для ребенка другом . Как родители относятся к родному ребенку? Они выражают свои чувства не только в заботе о нем: необходимо стать для ребенка самым преданным и первым другом, к которому он всегда сможет обратиться за помощью или с просьбой получить совет.

Чтобы заслужить доверие ребенка (родного или приемного), разговаривайте с ним как со взрослым, интересуйтесь, что его волнует, делитесь с ним собственными впечатлениями от проведенного дня (от увиденного и т.д.) и узнавайте, какие впечатления появились у него.

Необходимо принимать активное участие в его жизни, играх, разделять его интересы или хотя бы спрашивать о них. Ребенок будет чувствовать, что вы полностью открыты для общения с ним.

Если у вас возникают серьезные трудности в отношениях с приемным ребенком из детского дома, обратитесь к семейному психологу или детскому психотерапевту. Специалист поможет вам установить связь друг с другом, найти путь к взаимопониманию и решению проблемы. Также вы можете на нашем сайте.