Профессиональное кредо директора Смирновой Людмилы Николаевны МОУ « Солигаличская СОШ. Педагогическое эссе

Эссе «Мое профессиональное кредо»

С мая 1999 года моя деятельность тесно переплетена с реализацией молодежных программ самого разного направления. Ведь именно этот период стал отправной точкой моего участия в сфере реализации стратегии государственной молодежной политики в РФ и моего сотрудничества с Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи». Я была полностью согласна с утверждением, что в разговорах о молодежи и ее воспитании часто звучит слово «проблема». Молодежь всегда «проблема» для общества. Можно написать много слов о том, какая должна быть молодежь. Но молодежь такая, какая она есть.

Проработав в образовании почти 20 лет, я могу смело утверждать, что все проблемы молодежи переносятся в школьную жизнь. Не только отметки, но и конфликты между педагогами и школьниками, между самими школьниками вызывают много трудностей в школьных буднях. Отношения с родителями тоже делают жизнь молодых людей сложнее. Как они справятся со своими проблемами, зависит от их социальных навыков.

Педагогический коллектив школы в одиночку не может добиться главной цели воспитания – обеспечить полноценную интеграцию молодого человека в общество. Общество и его институты – семья и школа – из-за того, что они основаны на внешнем авторитете и контроле взрослых, не располагают достаточными возможностями, чтобы сблизиться с молодежью, затронуть все стороны личности молодого человека. Поэтому деятельность общественных организаций самой молодежи пытается приблизиться к мироощущению самого молодого человека, помочь ему разобраться в своих личных потребностях и через позитивную деятельность реализовать их вместе со своими сверстниками и среди своих сверстников.

В своей работе мы реализуем широкий спектр долгосрочных программ для учащейся молодежи: «Достижения», «Сотрудничество», «Патриот и гражданин», «Спасибо, нет!», «Лидер» и др., но акцент сделали на программе «Лидер». Поскольку развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм привели к возникновению насущной потребности в воспитании нового типа личности – человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди молодежи, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. В настоящее время молодым людям необходимы знания и умения, с помощью которых они смогут не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.

Задача отбора и подготовки социально перспективных юношей и девушек, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно актуальной. У многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Поэтому особенно остро стоит проблема определения эффективных способов выявления, личностного развития и форм обучения потенциальных лидеров.

Анализируя свою деятельность, прихожу к выводу: мы разработали и реализуем множество самых различных социальных проектов и программ, требующих огромной организационной подготовки, высокого уровня ответственности всех тех, кто участвует в их реализации. И все они полностью совпадают с приоритетными направлениями стратегии государственной молодежной политики - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

А моё кредо «Делать качественно, а иначе – зачем?». И в комментариях оно не нуждается…

Психотерапия для меня - это в первую очередь процесс, направленный на внутренние изменения человека. Но чтобы «цикл был завершённым», необходимы еще и внешние изменения, которые возможны только через новый опыт в своей жизни. Я очень люблю свою профессию и понимаю, что учёба в университете – это всего лишь первая ступень большого пути под названием «Психотерапия». Сколько бы часов своего личного времени я ни уделяла изучению психологии, жизни не хватит, чтобы охватить все идеи и направления, которые постоянно появляются каждый год.
Тем не менее, какой бы опытный ни был специалист, всегда есть чему учиться в этой жизни. Я часто говорю своим клиентам во время консультаций, что все мы являемся друг для друга учителями и учениками одновременно.
Я учусь у своих клиентов и считаю это нормальным.
Нет в мире человека, который бы не мог ничего дать другому человеку. Каждый имеет некую ценность.
И моя задача как психолога – помочь человеку найти своё истинное Я, свои истинные желания и потребности. Когда есть цель, половина работы уже сделана. Остаётся только наметить шаги по её реализации и начать действовать.

Я – профессиональный практикующий психолог, с 2006 года веду частную практику.
Психологией стала интересоваться с 17 лет, когда получала свое первое педагогическое образование.
Изучать психологию мне было необходимо по роду своей будущей профессии.
С годами я поняла, что педагогика – это не то, чем я хотела бы заниматься всю свою жизнь. Выйдя из декретного отпуска, я не вернулась в педагогическую деятельность.

Выбор новой профессии оказался не таким лёгким, как казалось. Работать чтобы работать – очень грустная и бесперспективная позиция. И в моей жизни настал момент, когда я поняла, что не хочу ходить на работу, которая мне не приносит никакого морального удовлетворения.
Вспоминая своё школьное сочинение в выпускном классе, поймала себя на мысли о том, что в юности моей самой большой мечтой было – приносить радость людям. А как можно дарить радость другим? Только предлагая то, что тебе самому интересно. И мало в этом просто хорошо разбираться, ты должен быть настоящим профи.

Меня всё время привлекали вопросы мужчины и женщины, на которые я самостоятельно не могла найти ответы. И чем больше я изучала всевозможной популярной литературы в этом направлении, тем отчётливее понимала, что нужны более глубокие знания. И я пошла учиться туда, где мне действительно было интересно.

В психотерапии меня покорило то, что там есть ответы практически на все наши жизненно важные вопросы в области того, как стать . Многие вещи, которые раньше казались сложными, оказались простыми и понятными. А вопросы, которые казались пустяковыми, на самом деле не так просты.

Я не буду здесь перечислять всех достойных поклонения учёных в области физиологии, медицины и психологии, но особую признательность и уважение хочу высказать в адрес ныне практикующего Андрея Курпатова.
Врач-психотерапевт, автор книг и более сотни научных работ, создатель системной поведенческой психотерапии и методологии мышления. Его книги, написанные доступным языком для непрофессионала в области психологии, – кладезь ответов на многие вопросы, которые касаются личностного развития и коррекции взаимоотношений. Если вы не можете себе позволить прийти на приём к психологу или психотерапевту по ряду разных причин, читайте книги А. В. Курпатова. И не просто читайте, а делайте выписки или заметки в отдельную тетрадь. Перечитывайте их время от времени и делайте хоть что-нибудь из того, что вам действительно давно хотелось сделать, но вы всё время это откладывали.

В своей работе я стремлюсь создать атмосферу общения, в которой человек может быть максимально откровенным, по крайней мере, . Я считаю, что самое важное в жизни любого человека – это понять свои истинные желания и следовать им. Только тогда вы будете получать радость от существования на этой Земле.

Мой путь «взросления» и личностного самоопределения довольно тернист. К сожалению, во времена моей молодости у меня не было грамотного психолога или психотерапевта. Да, собственно говоря, и неграмотного тоже не было. Некому было подсказать: как себя надо вести, а как не надо; где я совершаю одну и ту же ; как исправить то, что ещё можно исправить.

Но с высоты своих лет я понимаю, что мне нужно было всё это пройти, чтобы потом передать этот опыт другим. Любой опыт, будь то негативный или позитивный, – это ценные уроки, которые делают нас мудрее и сильнее. У каждого свой путь. И я свято верю в то, что человек, который усиленно ищет своё место в этой жизни, обязательно его найдёт.

Не сегодняшний день моя жизнь кардинально изменилась, и консультирование - это наиболее приемлемый и действенный способ выразить свое отношение к людям. Я искренне радуюсь всем открытиям и положительным изменениям в жизни своих клиентов.

Можно долго спорить на тему: «Нужна ли современному человеку или не нужна»? Я не буду никого убеждать в её необходимости. Если человек может сам вырвать у себя больной зуб, зачем ему идти к стоматологу? Во времена интернета информации достаточно, чтобы и самому разобраться в собственных проблемах и решить все свои задачи. Просто этот самостоятельный (говорю это из своего собственного печального опыта) займёт гораздо больше времени, и вы можете упустить свои возможности получить то, что вам необходимо именно сейчас.

Холодный декабрьский вечер. Поднялась метель. Я, подхватываемая порывами ветра, радостно бегу домой, перечисляя, что еще сегодня вечером надо сделать: конспекты, тетради, позвонить Иванову и напомнить, что он завтра дежурный…да, еще заплатить за квартиру, приготовить ужин…

Вдруг чей-то до боли знакомый голос (из моей юности, что ли?) прорезался сквозь метель и мое затуманенное сознание: «Иринка, ты?!» Еще никого не видя, поняла, что этот звонкий голос принадлежит моей институтской подруге, с которой мы не встречались уже, наверное, тысячу лет. Красивая, яркая, праздничная, в какой-то умопомрачительной шубке, она никак не вязалась с этой метелью, с этим городом и…со мной - замученной повседневными проблемами и непростой работой. Мы сели в ее теплую, уютную машину. Начался обычный в такой ситуации разговор: «Ты как? Где?» - «В школе…» - «Где??? Ты что? С ума сошла? Столько лет?»


Да, я, наверное и правда сошла с ума. Время остановилось…

Почему я пришла в школу? Почему я выбрала эту профессию? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не только профессия или работа - это призвание, состояние души, образ жизни.

Каждый дорогу жизни выбирает по-своему. Скорее всего, я не могла не стать учителем: на моем пути были такие люди, встреча с которыми во многом определила мою судьбу. Алла Львовна Новикова - учитель английского языка, влюблённая в свою профессию. За плечами ее огромный педагогический опыт, в сердце - неподдельная любовь и привязанность к детям. Она научила меня, девочку 9 класса, простым и самым главным истинам в жизни: свободное мышление, терпение, способность к самовыражению, милосердие и внимание к людям - все это рождает яркую индивидуальность, помогает стать личностью. (Вот ведь какие превратности судьбы: через много лет я вернулась в свою любимую школу учителем истории и обществознания, здесь учились мои дети, здесь мой дом…)

А ты помнишь наш курс?

Студенческие годы! Что-то уже кануло в Лету… Но разве можно забыть, как по институтским коридорам степенно и важно шел всеобщий любимец - Ашурков, или что ты учился у таких столпов исторической науки, как Крутиков, Стечкин. Энциклопедический ум, сдержанность, интеллигентность. К сожалению, так и хочется сказать: «Сегодня таких нет”… Здесь, в этих стенах началось мое рождение как учителя. Я - Учитель!!! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» (Л.Н.Толстой)

Ты меня слышишь? А куда ты сразу после института делась? Мы с Павликом в Польше… А тебе удалось избежать деревенского распределения?

Она мило журчала, рассказывая о чем-то. А меня время возвращало назад… В Молоденки… Не Европа, конечно… Кимовский район… Дворянское поместье, учителя-бабульки с разговорами о картошке, проигрыватель 75 года. Как же я завидовала городским учителям, с их инновациями, технологиями, компьютерами! История, обществознание, география, право, литература - я была в курсе всего. Именно тут меня впервые назвали Ириной Львовной… Двадцать четыре года назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить ее, она стала для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Уже тогда определилась и цель моей педагогической деятельности: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Здесь, в Молоденках, я встретила свою любовь, здесь вышла замуж, здесь появились мои дети… Какой же болью в сердце отозвалось известие о том, что Молоденскую школу закрыли как неперспективную…

Монолог моей подруги становится все решительней, словно она хотела меня в чем-то убедить. Обрывки ее фраз подсказывали - в чем: «Ну, что там в школе… устаревшие методы… надо все менять... Жизнь проходит…»

Да, идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы то ни было, дети всегда остаются детьми, учителя - учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
вызвать у ребенка интерес к знания, научить его иметь собственное мнение; воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их душ. Иногда дети спрашивают меня: «Ирина Львовна, почему вы не просто объясняете, а постоянно задаете вопросы. Получается, что мы сами делаем вывод, без вас осознаем новый материал”. Поймут ли когда-нибудь мои ученики, что для того, чтобы они так просто ответили на вопросы, сделали умозаключение, я весь вечер должна просидеть над составлением логической цепочки?! Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.

Ира, ну, не надоело тебе об одном и том же 20 лет твердить? Расти надо!

Нет! Это уже слишком. Я понимала, что во мне просыпается бойцовский дух!

Нет, мне не надоело! Я каждый день совершаю открытия! И я дарю их детям! Я могу с гордостью сказать: «моя работа», «мой класс», «мои коллеги», «мои уроки», «мои ученики». Я - преподаватель истории. Каждый день звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза - любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье познания и общения, ведь я - учитель, историк, помогающий познать мир, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок - это целая жизнь, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, жизнь состоялась. «Урок окончен», - говорю я ребятам каждый день, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться (это будет семинар, дискуссия, «круглый стол», конференция, мы будем спорить о реформаторской деятельности Петра, будем выяснять:«Понимал ли Пётр, что его культурная реформа раскалывает русский народ? Считал ли он это злом или, наоборот, благом?» А на следующем уроке другие дети будут определять для себя: «Иван Грозный - великий Антихрист или великий реформатор?» И на следующем они будут говорить не только об оценке исторической личности, но высказывают свою собственную точку зрения, проводя параллель с современными процессами, происходящими в стране)

А ты счастлива? Я только что заметила, что моя подруга давно молчит и странно смотрит на меня.

ДА! Я - счастливый человек! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Я чувствую себя молодой, радостной, нужной, мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Думать о детях, заботиться о них, любить их - самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» (Л.Н.Толстой)

Могу ли я назвать себя Учителем с большой буквы? Я иду к этому, я стараюсь, я честно работаю. И этим я счастлива.

Моя институтская подруга… Наверное, тебе очень трудно понять меня. Мы живем в разных мирах.

Ну, что, давай прощаться. Рада была тебя видеть. Созвонимся?

Я вышла из ее машины. Метель бушевала в моем родном городе. Она подхватила меня, закружила. Я спешила домой: тетради, ужин, звонок Иванову. Завтра на урок.

Я - счастливый человек!

Список источников.
1 http://www.tvoyrebenok.ru/teacher-aforizm.shtml
2 http://aphorism-list.com/autors.php?page=tolstoy3&tkautors=tolstoy3

В жизни каждого человека наступает момент принятия важного решения, которое определяет его дальнейшую жизнь. Это вопрос выбора профессии. Возвращаясь к прошлому, я думаю, почему же я стала педагогом? Может быть, потому что уже с 5 лет я дня не могла прожить без чтения книг? Или потому что все детство любимой игрой была – игра в школу? Я учила всех подряд: маму и папу, младшего братика, всех детей нашего двора, а также все пришедшие к нам гости, под моим чутким руководством, тут же начинали читать, писать и считать. А может, потому что в моей школьной жизни встретились прекрасные педагоги, на которых я непременно хотела быть похожа. Так или иначе, после выпускного бала я ни минуты не колебалась и подала документы в Сенгилеевское педагогическое училище. И уже через 4 года мне была присвоена квалификация учитель начальных классов. После чего я устроилась на работу в школу, где отработала 2 года. Но жизнь не стоит на месте, я вышла замуж и уехала жить в село Челно-Вершины. Здесь мне и предложили работу в детском саду.

Поначалу я думала, что с дошкольниками будет легко, но не тут-то было! Оказалось, что даже самые маленькие малыши имеют свое мнение буквально на все. При этом они задают такой неимоверный темп: в течение пяти минут ребенок может: почитать, порисовать, подраться, поплакать, помириться, посмеяться, задать кучу вопросов и многое другое.

Тут я и задумалась, а каким же должен быть воспитатель в современном мире? Какого воспитателя хотят видеть рядом с собой дети и их родители? Воспитатель…Кто он в настоящее время… Это друг по отношению к детям, их помощник и союзник, который соединяет в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих воспитанников.

Чем является его деятельность в настоящее время? Я думаю, что работа каждого педагога - это симбиоз науки и творчества. Можно утверждать, что в настоящее время воспитатель не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества диктуют новые требования. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело. Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Роль ребенка, как пассивного объекта осталась в прошлом. Современное воспитание основывается на деятельностном подходе, в котором дети являются активными субъектами учебно-воспитательного процесса и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях. А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем легче работать с детьми.

Как современному педагогу идти в ногу со временем? Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.

Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии способствуют достижению целевых ориентиров ФГОС ДО таких как: развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных качеств, развитие воображения, устной речи, любознательности, крупной и мелкой моторики и пр. Поэтому в своей работе я делаю акцент именно на них. Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога.

Стал детский сад для нас с тобой судьбою, Не совсем безоблачной, простой. Только человек чего-то стоит, Коль ребенка вскормит добротой. Шум детей кого-то раздражает, Вызывая часто дискомфорт. Только воспитатель понимает: Гомон малышей – Земли комфорт. Каждый день мы видим их глазенки Милые, лучистые порой. Пусть растут мальчишки и девчонки, Годы, прибавляя нам с тобой. Мысли о делах всегда со мною, Спать ли я ложусь или встаю. Только ни за что не променяю Трудную профессию свою.