Роль папы в семье или отец, как воспитатель. Роль отца в современной семье

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в семье. Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. – вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям – увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это прежде всего обязанность отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Безусловно, всем детям - и мальчикам, и девочкам - нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить побольше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя. Хорошо, когда отец осознаёт необходимость проводить время с детьми, а не бесконечно читать газету после работы. А слаженный дуэт мамы и папы способен творить чудеса: в такой семье дети просто счастливы, они развиваются всесторонне. Наша статья о том, как важно папино участие в воспитании детей.

Зачем ребёнку нужен папа?

Какова роль отца в семье? Ясно, что он не только добытчик финансов для благополучного существования семьи (хотя это тоже немаловажно). Однако, в увлёченности карьерой и стремлением к обогащению, отцы забывают одну из важнейших человеческих ценностей: хорошо воспитать собственного ребёнка. Уникальное преимущество отца в том, что он по отношению к ребёнку выполняет , отличные от маминых. То есть, папа может дать ребёнку то, что не способна мама. Что именно и как это проявляется?
Ориентация на феминизацию, то есть стремление женщины быть активной во всех сферах жизни, сегодня стала отличительной чертой современности. Это связано с часто возникающей необходимостью научиться обходиться без мужчины. Хорошо ли это? Мама, несомненно, может привить хорошие качества детям – честность, доброту, порядочность, благородство, трудолюбие и многие другие. Однако это никак не заменит роли отца в воспитании детей. Женщина никак не может быть мужчиной – это разные вещи. Именно папа может воспитать детей с мужской точки зрения, обогатив тем самым воспитательный процесс в семье. Благодаря влиянию отца мальчики становятся настоящими мужчинами, а девочки – приобретают такие замечательные и нужные качества в современном обществе как решительность, настойчивость, ответственность, целеустремлённость. Если отец принимает активное участие в семейном воспитании, то его методы логичны и принципиальны. Папа правильно применяет жёсткость и конкретность в воспитании, мама же – жалеет детей, даже если они провинились или не выполняют требования родителей. Часто такая мамина позиция, которая основана на эмоциональности и чувствительности, способствует воспитанию безвольности ребёнка, и вообще нарушает единый семейный подход к педагогике. Баланс в этом поможет соблюсти папа, однако ему понадобится немало терпения и, конечно, времени. Несмотря на занятость, мужчине необходимо бывать рядом с детьми, вникая в их проблемы и обеспокоенности, помогая решить сложные для них жизненные ситуации. В общем, постараться не пропускать важные моменты жизни детей.

Итак, для чего же нужен папа в семье?

  1. Папа дополняет маму и поддерживает в трудных ситуациях.
  2. Папа принимает активное участие в воспитании детей.
  3. Папа берёт ответственность за жизнь, здоровье и благополучие всех членов семьи.
  4. Папа планирует будущее семьи.
  5. Папа является образцом для подражания в жизненных ситуациях.
  6. Папа определяет, что хорошо, а что – плохо.

«А известно ли вам, что именно отец способен сформировать у ребёнка такие качества как инициативность и способность противостоять давлению? Если ребёнок в большей мере привязан к матери, то есть вероятность, что эти качества будут развиты в значительно меньшей мере».

Потребность в отцовской защите

Дети нуждаются в отцах, которые выполняют отцовские обязанности. Например, мужественность невозможно усвоить теоретически: это качество наследуется по отцовскому образцу. Психологи утверждают, что одна из ведущих потребностей детей – это потребность защите, причём отцовской. С первых дней жизни каждый ребёнок должен знать, что у него есть папа – человек, который защитит его в случае опасности.

«Знаете ли вы, что отец – это природный источник знаний о мире, технике, труде? Именно папа способствует профессиональной ориентации сына».

Таким образом, хороший папа для сына – образец для подражания, эталон по отношению к противоположному полу, лучший спортивный тренер и, конечно, отличный товарищ.

Отец и дочь: необходимость заботы и нежности

И для дочери папа тоже является определённым образцом поведения.

1) Папа - модель будущего спутника жизни?

Девочка иначе воспринимает опыт общения с отцом, нежели мальчик: она воспринимает его как образец мужчины, который может впоследствии служить «лакмусовой бумажкой» при выборе мужа. Часто говорят, что девушка выбирает спутника жизни, который чем-то похож на её отца. Это же самое можно утверждать с точностью наоборот, если отец не блистал прекрасными чертами характера или не заботился о семье. Девочки, которые были воспитаны без участия отца, часто рисуют идеальный образ мужа в собственном воображении, предъявляя в будущем к избранникам специальные требования, которые не основываются на личном опыте.

2) Не баловать!

Отцам важно выработать мягкое, но настойчивое поведение в отношении дочери, быть добрым, но требовательным, ни в коем случае чрезмерно не баловать дочь или реализовывать романтическую модель отношения с дочерью (одаривать подарками, исполнять практически все желания и капризы, кокетничать). Романтические отношения лучше поддерживать с мамой девочки, тем самым демонстрируя дочери образец семейных отношений.

3) Воспитатель любознательности.

Большая заслуга отцов в том, что они открывают мир для дочери, воспитывая в ней любознательность, потребность узнавать новое, познавать окружающую среду. Отец знакомит с тем, что ей ещё не известно, стимулирует развитие её эрудиции. Совместные прогулки превращаются в туристические походы и исследования местности, чтение вслух развивает воображение и способствует изучению явлений природы. Отец даёт глубокие и исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы дочери, развивая и воспитывая её.

Так, выстроив правильную модель общения и воспитания с дочерью, отец сыграет огромную роль в становлении личности девочки, её хорошего воспитания, успешности, умения осознанно делать выбор и строить будущие отношения.

Спорт, активные игры – только с папой

Хорошо, когда папа уделяет достаточно внимания и физической активности детей. Когда дети вместе с папой занимаются спортом, они быстрее развиваются, получая огромное удовольствие от совместных занятий. Это относится не только мальчикам, но и к девочкам. Кто научит ребёнка кататься на большом двухколёсном велосипеде, скейте, роликах, лыжах? Кто будет тренировать его в плавании? С кем можно весело играть в футбол или баскетбол? Конечно, с папой.

При активных играх папа пробуждает дух соревновательности в ребёнке, заряжает его энергией и хорошим настроением, учит его внимательности, ловкости и контролю над ситуацией. Спорт – не только физическое воспитание, но и формирование волевых качеств, так необходимых всем в современной жизни. Правильно оценить противника, быстро отреагировать и принять решение, адекватно отнестись к поражению и проанализировать свои действия – вот чему научит папа малыша, проводя с ним время в спортивных играх. А привычка к физическим упражнениям, закреплённая в детстве, останется с ребёнком на всю жизнь.

Как отец влияет на вашу жизнь

Отцами не рождаются, а становятся. Чувство отцовства проявляется у мужчин позже, чем чувство материнства у женщин. Отцовству необходимо учиться, чтобы стать хорошим папой. Рассмотрим достоинства хорошего отца :

  • отец доступен для ребёнка
  • он хочет и может объяснить малышу непонятные ему вещи
  • он щедр на похвалы
  • любит включаться в совместную деятельность с сыном или дочерью
  • ответственно подходит к материальному обеспечению детей
  • вникает в интересы и потребности ребёнка
  • следит за развитием детей

По-настоящему заботливый отец – тот, кто способен быстро реагировать и откликаться на потребности ребёнка. Именно с такими папами дети вырастают целостными, гармонично развитыми интеллектуально, эмоционально и физически. Любовь отца к детям обеспечивает благополучие, психологическую гармонию в семье, а вследствие этого дети, воспитанные в такой семье, становятся более жизнерадостными и успешными. Именно любовь отца к детям даёт ребёнку представление о том, как мужчина должен заботиться о семье, относится к женщине. Модель поведения любящего отца станет для ребёнка моделью построения собственных семейных отношений в будущем.
Папа способствует формированию следующих качеств у ребёнка:

  • эмоциональная сдержанность
  • неспешность
  • уравновешенность
  • безмятежное спокойствие
  • высокое чувство ответственности.

Как привлечь отца к воспитанию детей?

Часто бывает так, что папа вроде бы готов принимать активное участие в воспитании детей, но не знает как. Женщина должна помочь ему, подсказав сферы деятельности (и облегчив себе жизнь). Следуйте рекомендациям:

  1. Направляйте мужа на прогулку с ребёнком. Вариантов может быть множество: парк, лес, стадион.
  2. Рассказывайте мужу о проблемах детей. Пусть он будут в курсе дела. Советуйтесь с ним.
  3. Не бойтесь оставлять его с грудным ребёнком. Ничего страшного не произойдёт: отец поймёт, как нелегко ухаживать за малышом.
  4. Отправляйте ребёнка решать проблемы вместе с папой. Часто даёт хорошие результаты.
  5. Не стесняйтесь говорить о том, какая помощь вам необходима в данный момент. Мужчина должен чувствовать себя нужным и значимым.

    «Знаете ли вы, что внимательный отец часто является более эффективным воспитателем, чем мать?»

    Выводы

    Дорогие мамы, старайтесь привлекать папу малыша к решению всех семейных вопросов. Распределите семейные обязанности. Сегодня именно партнёрская модель семьи даёт хорошие результаты при воспитании детей. Вот увидите: ребёнок, с любовью воспитанный обоими родителями, вырастет оптимистичным, уверенным в себе, полным сил. И скажет вам спасибо за хорошее воспитание.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства, в той или иной форме, встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь часто ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом они все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они чаще склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?

С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают».

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству


Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию – прим. ред .), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред .), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Влияние отца на психическое развитие ребенка


Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Роль отца в воспитании детей в семье

Гневанова Ольга Михайловна, педагог - психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание материала: В статье содержатся мои размышления, о том, какова миссия отца, как нравственно – духовного воспитателя, наставника, а также какая основная роль отца в педагогической деятельности воспитания. Данный материал можно взять за основу при разработке программы «Музей семьи», конкурсного эссе для педагогов и классных руководителей.
Цель: Размышление о роли отца в воспитании детей в православной семье.
Задачи: развивать творческое мышление и письменное изложения собственных мыслей;
- воспитывать уважение к роли отца - главы семейства.

Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу - общественных людей, государству - граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить своих детей и воспитывать их самому.
Жан-Жак Руссо


Продолжаем тему духовно-нравственного воспитания детей и подростков по программе «Музей семьи», одной из актуальных задач на сегодняшний день «О роли отца в воспитании детей в семье».
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье не всегда является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи . Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей. Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец. Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына.

В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи , человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности. «Безусловно, от мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства – семьи. И то, как он ей будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его, и его близких.» Нельзя не согласиться с статьей к.бог.н, священником Александром Сириным.
Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают. Слово «воспитатель» В.И. Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о вещественных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем , когда на долю матери выпадает пестование – от «пестовать» – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить.

Неправильное представление, что уход за ребенком – не мужская работа. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.
Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, это чувство защищенности. В младенчестве его создает, в основном, мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят хвалиться друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличивая их значимость в глазах окружающих. Поэтому надо всячески поддерживать и укреплять в малыше уверенность в том, что папа – самая главная опора, самая главная защита вашей семьи .
Отец обязан вопреки мнению окружающих совершать то, о чем подсказывает ему совесть, даже если его решение может показаться окружающим «непопулярным». Отец обязан защищать свою семью от растления, агрессии, которые сегодня выдаются за норму жизни.
Отец обязан определить для своей семьи все правила, организующие быт. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы?, в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин . Развитие ребенка немыслимо без подражания. Это основа основ. То, от чего при всем желании никуда не уйти. А кому обычно подражают дети? В первую очередь, естественно, родителям. Для ребенка родители – всегда идеал. И, лишая сына или дочь этого идеала, мы грубо нарушаем их психическое развитие, выбиваем почву у них из-под ног. Детям самой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте (да на самом деле и позже, несмотря на все их противопоставление себя родителям!) равняться на отца и мать. Отношения между отцом и матерью имеют большое значение для развития, как мальчика, так и девочки. Ребенок, взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще . Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем . И понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые, более гуманные отношения, чем были в твоей семье.
И, наконец, весьма важно и то, насколько прочными ощущают дети семейные связи . Это ощущение особенно важно для девочки: если она чувствует, что отец относится к ней хорошо, а отношения между отцом и матерью холодные, то к ее любви к отцу примешивается чувство вины, как будто она переманивает отца на свою сторону, мешает матери. Это беспочвенное ощущение своей вины перед матерью, конечно, крайне негативно влияет на самочувствие дочери, и на этой почве могут формироваться невротические реакции.

Итак, отец – это тот, кто выводит ребенка в мир , прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда – до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.
Отец - главный хранитель семейных традиций.
Список литературы:
Александр Сирин к.бог.н, священник Приходская газета Покровского храма г. Саратова «ПОКРОВ» Выпуск №14 Февраль 2013

1. Роли в семье

2. Виды семейных ролей

3. Структурная модель феномена отцовства


Введение

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей».

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе. Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества.

Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но и социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: И. С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В. А. Сухомлинский - педагогические аспекты отцовства и др. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось. Этим и обосновывается актуальность темы данной курсовой работы.


1. Роли в семье

«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою основу, патриархат – свою. Однако, и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства материнское отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим».

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

«Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов дуг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями и супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца, как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей связывают с стратегическим планированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий.

Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодаря которой женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми».

Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений об идеальном родителе.

1. «Норма успешности или норма статуса - стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.

2. Норма эмоциональной твердости - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

3. Норма антиженственности - стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать женских качеств».

Итак, перед каждой семьей стоит важнейшая проблема «выбора» ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье. Но отметим, что вклад матери и отца не определяются количественной меркой, он существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

2. Виды семейных ролей

«По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские.

1. Традиционные роли предполагают со стороны жены:

Рождение и воспитание детей,

Создание и поддержание дома,

Обслуживание семьи,

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

Приспособленность к зависимости,

Терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

Преданность матери своих детей,

Экономическая безопасность и защита семьи,

Поддержание семейной власти и контроля,

Принятие основных решений,

Эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,

Обеспечение алиментов при разводе;

2. Товарищеские роли требуют от жены:

Сохранения внешней привлекательности,

Обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,

Поддержания полезных для мужа социальных контактов,

Живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

Обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

Восхищения женой,

Рыцарского отношение к ней,

Ответной романтической любви и нежности,

Обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

Проведения досуга с женой.

3. Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

Экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

Общей ответственности за детей,

Участия в домашней работе,

Распределение правовой ответственности.

Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), «17,6 % юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4 % невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью».

Т.А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар, сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой - семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье - традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т.А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопросу встречалось в 74 % удачных браков и лишь в 19 % неудачных. Между тем у 52 % вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

По мнению Т.А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей - согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся в 54 % неуспешных семей и только в 6 % успешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть:

а) «узаконены» членами семейного союза,

б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы.

Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:

1)аффективный (эмоциональная составляющая отношений);

2)когнитивный (степень их понимания);

3)поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение).

Сущность вторичной адаптации - это чрезмерное привыкание супругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характера семейного объединения. Следует помнить, что вторичная негативная адаптация столь же опасна, как и первичная.

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям».

Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...