Советы психолога по успешной адаптации ребенка к детскому саду: памятка родителям. Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы

Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста.


Описание работы: предлагаю вам теоретический обзор работ известных отечественных и зарубежных психологов в исследовании проблемы социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. В данной статье рассматриваются понятия социально-психологической адаптации и виды адаптации. Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и студентам педагогических образовательных учреждений

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.
Социально-психологическую адаптацию они определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальную адаптацию бихевиористы понимают как «процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре».

Социальная адаптация используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутри психическими, так и средовыми факторами. Определение «эффективной адаптации личности», даваемое интеракционистами, содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те, социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;
б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле социальная адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены Анной Фрейд.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Психоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г. Гартманн вводит понятие «социальная уступчивость» для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Г. Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях.

В отечественной специальной литературе встречается следующее (более широкое) понимание социальной адаптации: - это «итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде».

Ф.Б. Березин считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу.

По мнению А.А. Налчаджяна, выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. Определение этого понятия должно отражать реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Социализацию можно определить как «такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение».

Под социально-психологической адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды. Три грани социализации. Л.С. Выготский. Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя. Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через, других, мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других.

А.Г. Асмолов считает, что социализация ребёнка приводит к усвоению различных социальных ролей, формированию социального характера и других социально-типических проявлений личности, обусловленных местом личности в совокупности общественных отношений, её социальной позицией, её образом жизни.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социально-психологической адаптации рассматриваются в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Виды адаптации: различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Таким образом , изучив теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации, большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, условий пребывания в детском саду. Проблема социально-психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии.

Список литературы:
1.Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
2.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – М.: Просвещение, 1989. – 65 с.
3.Власова, Т.А. Нарушения интеллектуальных функций, асинхрония их формирования / Т.А. Власова. – М.: СПб., 2003. - 280 с. .
4.Мочалова, О. Адаптация детей к ДОУ/ О. Мачалова // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. с. 54-73.
5.Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджан. – Ереван: Изд.АН Армянской ССР, – 1998. - 263с.

После того как родители собрали ребенка в детский сад (сделали необходимые прививки, оформили медицинскую карточку и купили тапочки для группы), наступает самый сложный момент. Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сделать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и стал с удовольствием посещать учреждение? Существует несколько способов, которые помогут родителям сгладить период привыкания малыша к саду, научить его получать удовольствие от посещения детского коллектива.

Вопрос психологической адаптации ребенка в садике даже более важен, чем покупки и приготовления к нему

Физическая и психологическая составляющие

Ребенок, который только начинает посещать детский коллектив, испытывает стресс. Ему нужно привыкать к резко изменившимся внешним обстоятельствам. Это коллектив детей, новое помещение, режим и правила. К тому же ему необходимо каждый день подниматься рано и расставаться с мамой. Малышу нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и адаптировать к ним нервную и другие системы организма.

Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие - физическую и психологическую. Физическая включает привыкание к:

  • новому режиму дня;
  • другой пище;
  • постоянному контакту со сверстниками;
  • прогулкам на новом месте.

Психологическая составляющая включает в себя необходимость подчиняться воспитателю, расставание с мамой, новые требования. Кроме этого ребенок получает меньше внимания со стороны взрослых, у него появляется минимальная самостоятельность – некоторые решения приходится принимать самому.

Насколько легко малыш приспособится к детскому саду и сколько времени займет период привыкания? Это зависит от многих факторов, в большей степени – от характера и психической зрелости крохи. Существует три вида адаптации – легкая, средняя и тяжелая.


Если ребенок открытый и жизнерадостный, легко идет на контакт с другими - его адаптация пройдет достаточно легко

Легкая адаптация

Она характерна для здоровых детей с высокой психологической устойчивостью. Они чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он не демонстрирует изменений в поведении. Можно выделить несколько признаков, характерных для легкого привыкания:

  • малыш остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
  • без опасений заходит в группу;
  • вечером рассказывает о событиях своего дня;
  • легко общается с воспитателем, не боится его;
  • общается с детьми;
  • играет игрушками, которые есть в группе;
  • не демонстрирует перепадов настроения.

Средняя адаптация

Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этом эмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей в общении, но болеет он регулярно. Такая неприятность обусловлена тем, что в организм новичка постоянно попадают вирусы и бактерии от других детей. Для постоянных членов коллектива эти бактерии неопасны, поскольку малыши уже выработали к ним иммунитет. По мнению педиатров, адаптация средней тяжести имеет протяженность один-два месяца. Ее характерные признаки у крохи:

  • нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
  • быстро переключается на интересную игрушку, особенно если воспитатель старается отвлечь малыша;
  • отлично играет с ровесниками после недолгой настороженности;
  • не всегда желает общаться с воспитателем;
  • старается следовать режиму и спокойно относится к замечаниям;
  • может иногда стать нарушителем правил, но в большей степени идет на компромисс.

Если малышу сложно расстаться с мамой, можно говорить о средней степени адаптации

Тяжелый вид адаптации

Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детском коллективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться к новым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога. Признаки тяжелой адаптации:

  • малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
  • отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
  • весь день он ждет маму, говорит о ней, постоянно выбегает в раздевалку, потому что боится упустить родителей;
  • не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
  • если воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Педиатры отмечают, что те дети, для которых характерен легкий вид адаптации, могут продемонстрировать незначительное снижение аппетита. При этом они станут съедать свою обычную порцию уже на десятый день посещения садика. Эмоциональный фон, активность, коммуникабельность и речевой аппарат приходят в норму в течение 2-3 недель посещения учреждения. Обычно такие дети почти не болеют в период адаптации.

Дети, которые сложнее адаптируются к новым условиям, медленнее приходят в норму. Сон и аппетит у ребенка, который попадает в категорию детей среднетяжелой адаптации, восстанавливаются лишь по истечении месяца. Специалисты отмечают снижение активности малыша, ухудшение речи, которые особо заметны в начале заболевания.


Стресс, связанный с поступлением в садик, может стать причиной плохого аппетита

Тяжелый вид привыкания – это изменение физиологических показателей, что предшествует частым заболеваниям. Доктор Комаровский советует сразу готовиться к тому, что малыш первое время будет болеть регулярно. После выздоровления такой ребенок снова может заболеть, цикл будет повторяться в течение полугода-года. Затем малыш станет крепче, его иммунитет приспособится к сложным условиям и болезни перестанут одолевать дошкольника. Кроме этого отмечается изменение поведения крохи и его эмоционального настроя.

Возраст имеет значение

Возраст ребенка,в котором он начинает посещать детский сад, имеет значение. Самые маленькие детки от двух до трех лет сложнее идут на контакт со сверстниками, они в большей степени нацелены на общение с воспитателем. В этом возрасте очень желательно, чтобы в группе был хороший воспитатель, который сможет расположить малыша к себе. Для облегчения привыкания к новому окружению необходимо, чтобы:

  • ребенок умел пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) (пусть с «авариями» - они неизбежны);
  • имел желание идти в сад.

Если малыш отправляется в детское учреждение в возрасте 4-5 лет, стоит помнить, что в этом возрастном промежутке ему важнее общение с ровесниками. Успешная адаптация зависит от умений дошкольника:

  • организовывать игры со сверстниками;
  • слушать взрослых, правильно реагировать на замечания;
  • избегать конфликтов, в идеале – идти на компромисс.

Рекомендации специалистов однозначны: нужно постараться заранее подготовить малыша к новому статусу, объяснить ему, что детский сад – веха на пути его взросления. В это время нужно чаще говорить с дочкой или сыном, напоминать ему, что его дома любят. Также важно не избегать физического контакта – обнимать малыша, читать ему перед сном. Вечером стараться ежедневно разговаривать с крохой, спрашивать о том, как прошел день, что интересного или необычного произошло с ним.

3 этапа привыкания к саду

Привыкание ребенка к детскому саду психологи условно разделили на три периода: острый, умеренно острый и компенсированный. Все эти уровни неизбежны, перепрыгнуть через «ступень» не получится.

Острая фаза – самая первая, она наиболее заметна. Длительность этого этапа составляет 2-3 недели, но может достигать 2 месяцев. Характеризуется он максимальной степенью напряжения – все системы и органы работают в полную силу, нервная система маленького человека находится в постоянном возбуждении. Обычно малыш в этот промежуток времени плаксивый, нервный, часто капризничает.

Отмечается уменьшение аппетита, неспокойный сон, проявление агрессии в общении с родственниками. Если во время острого этапа провести медицинское обследование ребенка, будут заметны и другие изменения. Частота сердечных сокращений может увеличиться или уменьшиться, изменятся показания артериального давления, частота дыхания, формула крови. На слизистых ребенка будет обнаружено много новых микроорганизмов.

Далее острый этап плавно перетекает в умеренно острый. Медики его еще называют фазой неустойчивого приспособления. То есть малыш уже начинает постепенно приспосабливаться к новым условиям, но о стабильности говорить пока рано. Все его системы успокаиваются и начинают работать слажено. Первое, что могут заметить домашние – улучшение аппетита, который приходит в норму в течение двух недель. Чуть позже станет спокойнее сон, уйдут тревожные состояния, нормализуется эмоциональный фон. Если ребенок во время острого этапа стал хуже говорить, пропускать буквы, глотать слова, в этой фазе он возвращается в свое комфортное состояние и через пару месяцев восстанавливает разговорный навык.

Когда проходит среднеострая фаза, начинается следующая – компенсированная, она является заключительной. В компенсированном периоде ребенок полностью возвращается в исходное состояние. Все физиологические и психические реакции его организма восстанавливаются, малыш становится спокойным, уравновешенным и приобретает новые навыки.

Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо. Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе. Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?

Готовить заблаговременно

  • Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
  • Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
  • Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки. Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 - так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.

Дневной сон на выходных - обязательное условие для успешной адаптации. Постепенно ребенок возвращается в нормальное состояние, начинает хорошо кушать и спокойно засыпать
  • Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.

В процессе посещения сада

  • Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
  • Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться. Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
  • Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям. Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
  • Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
  • Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.

Любимая игрушка в садике успокаивает малыша, делает его более уверенным в себе

Первый день в детском коллективе

Первый день чрезвычайно важен. Именно он станет первой ступенькой в нелегком пути адаптации к саду. Очень важно правильно выстроить свои действия и поднять уровень позитивного настроя на весь период посещения детсада:

  • Нужно понимать, что первые 4-5 дней малыша лучше не оставлять в группе до вечера. Вполне достаточно будет половины дня. За это время ребенок осмотрится, получит первые впечатления и познакомится с другими детьми. Забрать домой его лучше перед дневным сном. Некоторые специалисты советуют приводить малыша только на прогулку, чтобы максимально ограничить воздействие на него негативных факторов. И только через несколько дней попытаться оставить его в группе.
  • Желательно побеседовать с воспитателем, попросить его быть с новичком тактичнее, рассказать о том, что нравится малышу, а что – нет. Также имеет смысл подсказать педагогу, какими словами лучше поощрять ребенка, как усмирить его в случае чересчур активных игр.
  • Важно, чтобы малыш был полностью здоров. Первый день насыщен впечатлениями, а плохое самочувствие дополнительным грузом ляжет на нервную систему.
  • Стоит поддержать малыша в первый его «рабочий» день - отвлечь, провести с ним время за разговором или спокойной игрой. Можно вместе посмотреть видео: добрые мультфильмы или художественный фильм. Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему, следует отказаться от поездок в гости, цирк или другое место, где ребенок получит массу впечатлений.
  • Хорошим стимулом посещать садик станет новая игрушка. Можно вместе купить куклу или мягкого мишку, которого он выберет сам. Затем объяснить ему, что эта игрушка будет вместе с ним ходить в сад, чтобы ему было там веселее. Вечером можно расспросить ребенка, как поживает его игрушечный друг, чем он занимался, не было ли ему грустно.

Первые пять дней в детском саду

Первый день очень важен для ребенка, но первая неделя наиболее показательна и сложна. В этот период ребенок может быть особо возбудимым – устраивать истерики по любому поводу, капризничать, не слушаться. Иногда у родителей опускаются руки и появляется желание строго наказать малыша. Сразу скажем – лучше не наказывать чадо, а поговорить с ним и попытаться вместе пережить непростое время.

В первую неделю ребенок находится в острой фазе привыкания к саду. Кроме того, иногда малыш в новом коллективе сдерживает себя, держит эмоции под замком. Зато дома, в привычной для него обстановке, выплескивает все накопившееся за время, проведенное в саду. В этот промежуток времени нужно повысить уровень доброжелательности.


Ругать малыша в первые дни пребывания в садике не надо - лучше откровенно поговорить с ним

Как помочь?

  • Если у мамы возникло подозрение, что крохе некомфортно в группе, можно попытаться выяснить причину. Психологи рекомендуют поиграть с сыном или дочерью в игру под названием «детский сад». Пусть в сад отправится его любимая игрушка, а мама станет воспитателем. В процессе диалога можно выяснить, что тревожит малыша. Может, кто-то из детей его обижает? Или воспитательница наказывает без причины? С помощью такого распределения ролей можно скорректировать поведение ребенка, вложить в него способы решения проблем.
  • Утром, отводя малыша в группу, нужно постараться сделать так, чтобы он сам отпустил маму. При этом момент расставания не должен быть затянутым, чтобы не вызывать лишние эмоции. Главное – дать малышу четкую информацию о том, когда его заберут домой, затем выполнить обещание неукоснительно. В следующий раз он будет уверен, что мама придет за ним пораньше, если он ее об этом попросит.
  • Выходные дни должны максимально близко повторять режим дня в детском саду.
  • Важно правильно одевать ребенка. Если в группе не холодно, достаточно надеть спортивные брюки и футболку. Если это период межсезонья, и отопление не работает, можно надеть на малыша что-нибудь с длинным рукавом, а также добавить жилетку.
  • Бывает, что сын настолько привязан к матери, что с трудом отпускает ее от себя. В этом случае можно пойти на маленькую хитрость – пусть сына отводит в группу отец или бабушка.
  • Не стоит делать перерыв в посещении сада без уважительной причины. Так можно свести на нет все усилия ребенка и родителей, а также показать малышу, что в сад можно и не ходить.
  • Если чадо плачет, не хочет отпускать маму, нужно подбодрить его, пообещать поиграть с ним дома. Нельзя ругать за слезы, хотя и капризы поощрять не следует.

На выходные лучше составлять режим дня так, чтобы он совпадал с садиковским укладом

Памятка для родителей: 5 ошибок, которых нужно избегать

Мы рассказали, как правильно себя вести с малышом, чтобы его привыкание к детсаду прошло гладко и безболезненно. Однако некоторые родители все же склонны делать ошибки – эта памятка для них. В ней мы подробнее остановимся на самых распространенных заблуждениях и дадим советы, как их избежать:

  1. Нельзя сравнивать ребенка с его друзьями или одногруппниками, приводя в пример их поведение или действия. Это правило действует всегда, но в момент адаптации оно особенно актуально. Лучше время от времени напоминать малышу, что он хороший, что дома его любят.
  2. Не следует обманывать кроху, надеясь, что он забудет обещанное. Он будет помнить, что мама обещала вернуться за ним через полчаса, а забрал его домой папа только вечером. Малыш почувствует, что его предали и будет особенно переживать обман.
  3. Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, угрожая ему садом. Этот путь тупиковый, он научит ребенка еще больше не любить сад.
  4. Иногда родители обещают, что за посещение сада они купят малышу игрушку или конфеты. Это тоже неверно, поскольку чадо будет отбывать положенный срок, думая только о гостинце. Кроме того, со временем это превратится в систему, маме с папой придется ежедневно баловать малыша.
  5. Все мамы знают, что не стоит отводить в сад больного ребенка. Иногда небольшой насморк не мешает малышу хорошо себя чувствовать в компании сверстников, особенно если мама не может взять больничный. Однако во время адаптации такой ситуации лучше избегать, чтобы физическое недомогание не усугубило эмоциональную подавленность крохи.

Пережить период адаптации к детскому саду нелегко, но вполне возможно. Родители не должны опускать руки, а действовать взвешенно и рассудительно. Главная задача – внушить ребенку, что мама с папой его любят и всегда поддержат. Не стоит забывать напоминать малышу об этом, тогда он вырастет самодостаточной личностью, всегда будет легко находить друзей и без труда сможет построить собственную семью.

ТАТЬЯНА ЛОБАНКИНА
Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду

Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду

В статье представлены теоретические подходы к пониманию сущности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада . Проведен анализ экспериментального исследования особенностей психологической адаптации детей 2-3 лет к детскому саду .

Ключевые слова : ранний возраст, психологическая адаптация детей , социальная адаптация , трудности адаптации в раннем возрасте , стадии адаптационного процесса .

Поступление ребенка в детский сад является одним из переломных моментов в жизни ребенка . Как отмечает Т. В. Костяк, для ребенка детский сад является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями, что обуславливает возникновение механизмов приспособления , протекание различных фаз адаптационного процесса . Актуальность исследования проблемы психологической адаптации детей 2-3-летнего возраста к дошкольному образовательному учреждению обусловлена ее практической значимостью, поскольку изучение данного вопроса позволяет определить оптимальные психолого -педагогические условия, приемы и методы, обеспечивающие успешную адаптацию детей раннего возраста в детском саду .

Адаптация как предмет научного осмысления изучается с точки зрения различных подходов. Л. И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На его ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув, таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Автор отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а на основе сформировавшихся ранее качеств личности он так или иначе преломляет воздействия среды и сознательно или несознательно занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют аккомодационную и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне развития последняя находит выражение в том, что субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта .

Исследуя особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, Е. В. Барышникова указывает, что «адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии » . В исследовании С. В. Королевой дано определение понятия социальная адаптация детей раннего возраста, которая трактуется как «процесс приспособления ребенка раннего возраста в условиях среды дошкольном образовательного учреждения, ограниченный временными и пространственными рамками, результатом которого является адаптированность ребенка в социуме » .

Выделены параметры, определяющие процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Исследователи Института педиатрии РАМН выделили следующие показатели адаптации :

нарушение сна. В период адаптации у детей нарушается сон (это касается и засыпания, и пробуждения) . Недостаток сна сказывается на самочувствии и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему, поскольку сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма;

нарушение питания. Процесс адаптации ребенка сопровождается снижением аппетита либо его нарушением. Это связано в первую очередь с непривычной пищей, а также с повышенной вследствие адаптационного стресса нервной возбудимостью. У некоторых детей могут наблюдаться кратковременные желудочно-кишечные расстройства, что может стать причиной снижения веса;

нарушения настроения. Нарушение настроения выражается прежде всего в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние или, наоборот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость;

понижение иммунитета (частые заболевания) . Вследствие адаптационного стресса у детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ, реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии .

Следует отметить, что трудности, с которыми сталкиваются дети раннего возраста в период адаптации , могут привести к неблагоприятной ее форме – дезадаптации . В научной публикации Е. В. Барышниковой дана характеристика детей раннего возраста с разной степенью адаптации :

«у детей с легкой степенью адаптации преобладает хорошее настроение, они интересуются сверстниками и сами идут на контакт со взрослыми. Признаки невротических реакций у таких детей не наблюдаются, отношения с близкими не нарушены, они редко болеют, не отказываются от еды и спокойно укладываются спать;

дети со средней степенью адаптации характеризуются адекватным поведением. Однако в основном проявляют безразличие по отношению к сверстникам, хотя и не отказываются от общения с ними. Речевое развитие у таких детей замедляется, отмечается снижение аппетита и нарушения сна;

категория детей с тяжелой степенью адаптации , как правило, избегает общения со сверстниками, не идет на контакт со взрослыми, проявляет агрессию. У таких детей наблюдаются нарушения эмоционального состояния, выражающиеся в длительном плаче во время бодрствования или крике во время сна. У них преобладает снижение аппетита или отказ от еды, замедление речевого развития и двигательной активности. Как правило, дети с такой степенью адаптации часто болеют респираторными заболеваниями .

В зависимости от тяжести симптоматических проявлений у ребенка в адаптационный период выделяются три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям, то есть три этапа адаптационного процесса :

острый (дезадаптация ) . Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе , что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц) ;

подострый (адаптация ) . Ключевым на этом этапе адаптации являются активное освоение новой среды и выработка соответствующих ей форм поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется – нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней) . Неблагоприятные сдвиги в поведении ребенка уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев) ;

компенсации (адаптированность к определенным социальным условиям) . В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка .

Итак, адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ – это процесс приспособления ребенка в условиях среды дошкольного образовательного учреждения, ограниченный временными и пространственными рамками, который включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка . Адаптация включает следующие уровни : социально-психологический уровень (навыки самообслуживания, коммуникативные и личностные особенности , психофизиологический (особенности психомоторного развития ) и педагогический уровень (компетентность педагогов) . Показателями адаптации (дезадаптации ) являются нарушение сна и питания, нарушения настроения, понижение иммунитета. В зависимости от степени адаптированности выделяют легкую , среднюю и тяжелую степень адаптации . Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обусловлена уровнем его здоровья, условиями воспитания в семье, особенностями отношения и общения с ребенком педагога , а так же организацией его деятельности и индивидуальными психофизиологическими особенностями .

Список литературы

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. -сост. Н. В. Соколовская. Волгоград : Учитель, 2008.- 188 с.

2. Барышникова Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03. – ART 15066. – 0,3 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2015/15066.htm.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . - СПб : Питер, 2010. - 400 с.

4. Королева С. В. Проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.01/Королева Светлана Викторовна. - Москва, 2010. - 25 с.

5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду/Т . В. Костяк. М.: Издательский центр «Академия» , 2008. – 176 с.

6. Сидоркина Т. Ю. Психолого -педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению : учебное пособие для студентов , обучающихся по направлению Психолого -педагогическое образование / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 92 с.

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми. Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям . Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки. Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными. В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты. Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать. Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче. Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку. Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой. Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено. Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.