Сравнение мужского и женского мозга. Чем отличается женский мозг от мужского. Пространственныеи речевые способности

Американские ученые выявили гендерные различия в структурной организации связей коры головного мозга. У мужчин лучше проявляются связи в пределах каждого из полушарий, а также в пределах большинства отделов коры, помимо этого четко разграничиваются различные структурные модули в отделах коры. У женщин обнаруживается больше межполушарных связей, хуже развито модульное строение. При этом для мозжечка отношение обратное: у мужчин лучше развиты межполушарные связи, а модульная организация слабая. Эти различия в организации связей коры отражаются в доминировании различных навыков у мужчин и женщин. Мужчины лучше выполняют координированные и точные действия, организация женского мозга ориентирована на выполнение социальных задач.

Инициатором разных починок в доме почти всегда выступает женщина. Когда мужу сообщается о необходимости что-то отремонтировать, он вспоминает о неотложнейших и архиважных делах и, оставляя своей хозяйке некоторые средства и предоставив свободу действий, надолго (желательно на всё время ремонта) отбывает на работу. Хозяйка принимается за дело, не забывая жаловаться, что ремонт - мужская работа, что у других и краны, и электричество, и полки со шкафами мужья починяют, а ей вот приходится самой мастеров искать... С подобной ситуацией наверняка сталкивались если не вы сами, то ваши друзья или знакомые. Она тривиальна в своей обыденности, но интересна с позиций устройства мозга мужчин и женщин. В ней отражаются и различия в строении мозга мужчин и женщин, и культурные традиции нашего общества, и даже их развитие в современном мире. Конечно, ученые из Пенсильванского университета и Детского госпиталя Филадельфии не задумывались о гендерных таинствах ремонта, но выполнили превосходное исследование по половому диморфизму в строении коннектома (см. также Connectome) человеческого мозга. И выводы из этого исследования, помимо прямых структурных различий в строении мозга, хорошо объясняют в том числе и мелкие сюжеты из прозаической жизни.

Ученые сфокусировались на организации нейронных связей в коре и подкорковом слое: они выясняли, какие части мозга и каким количеством связей соединяются. Организация связей в мозге как целостной структуры называется коннектомом; в зависимости от задач и методов различают функциональный коннектом и структурный коннектом. В данном случае ученые занимались структурным коннектомом. Для своего исследования они использовали метод диффузионной тензорной визуализации (см. также Diffusion tensor imaging , DTI). Этот метод позволяет отслеживать пути аксонов за счет регистрации анизотропной диффузии молекул воды вдоль миелинизированных волокон (то есть в белом веществе мозга).

Для работы были взяты сканы мозга 949 человек: 428 мужчин и 521 женщины. Возраст людей варьировался от 8 до 22 лет, так что выборку подразделили на три возрастные группы - дети, подростки, молодежь. Авторы отметили, что для такого исследования, как анализ коннектома, выборка оказалась одной из самых больших и представительных. Именно поэтому удалось показать изменения в коннектоме от детского до юношеского возраста.

В результате обработки данных сканирования ученые получили ряд количественных характеристик для каждой структуры и каждой области коры (всего 95 локализаций, принятых в нейробиологии). Для всех локализаций подсчитали число связей с каждая-с-каждой. Далее составили карты и соответствующие количественные показатели связности для структур и долей коры больших полушарий. Эти показатели и карты связей заметно отличались у мужчин и женщин.

Хорошо заметно, что у мужчин лучше развиты связи в пределах каждого из полушарий, а у женщин - межполушарные связи. Важно отметить, что у мужчин выявляются связи в полушариях мозжечка, а у женщин таких нет. Эта разница в строении устанавливается в подростковом возрасте: если у мальчиков и девочек различия только намечаются, то у мальчиков-подростков внутриполушарные связи уже хорошо выражены. У девочек-подростков межполушарные связи выстраиваются сначала в лобной доле, а затем у девушек усиливаются связи височных долей; при этом внутриполушарные связи устанавливаются только у взрослых девушек, у девочек младшего возраста и постарше они еще слабые и в данном анализе не выявляются.

Помимо гендерных различий в ориентации связей также обнаружилась и разница в модульной организации коры у мужчин и женщин. Модули - области высокой связности, для которых число связей в пределах модуля больше, чем между разными модулями. Сами по себе модули наиболее четко выявляются у мужчин, у женщин они выражены слабее. Единственная область мозга, в которой модульность у мужчин относительно слабо развита, - это мозжечок.

Как отражаются эти структурные различия в строении коры на поведении и навыках мужчин и женщин? Известно, что связи в пределах полушарий и в пределах каждого из отделов коры в целом обслуживают реакции «от намерения к действию», а мозжечок при этом опосредует моторные функции частей тела. Межполушарные связи мозжечка обеспечивают эффективную координацию действий. И всё это наилучшим образом организовано у мужчин, в частности из-за этого им лучше удаются задачи на пространственное мышление, тесты на скорость и точность. Поэтому в среднем мужской мозг призван служить для результативного и быстрого выполнения моторных функций. Межполушарные связи устанавливают интеграцию аналитической и интуитивной информации. Отсюда выше способность к выполнению задач на запоминание лиц, социальных тестов. Так что женский мозг призван обеспечить обладательнице хорошие социальные навыки. Такое различие установилось, вероятнее всего, на начальных этапах эволюции нашего вида, когда стала формироваться социальная и семейная структура человеческих популяций.

Эта гендерная разница проявляется в повседневных ситуациях вроде необходимости что-то отремонтировать. Починки разного рода требуют от исполнителя моторных навыков, точности и силы, поэтому традиционно этим занимаются мужчины. Теперь же, в современном обществе западного типа, установилась узкая профессиональная специализация, так что ремонтом занимаются подготовленные мастера. Их нужно найти, с ними нужно договориться, так или иначе вознаградить их работу. Всё это уже не те изначальные, эволюционно обусловленные мужские моторные навыки, а напротив - задача решается с помощью социальных навыков, социальной осведомленности, умения взаимодействовать с разными, часто незнакомыми людьми в нетипичной обстановке. А это уже прерогатива женщин, это их исторически сложившаяся функция. Так занятия ремонтом от типично мужского дела вполне закономерно перешли в ведение женщин. Однако профессиональная специализация, из-за которой произошла эта гендерная смена ответственности, сложилась совсем недавно. Поэтому в обществе еще свежа память о прежних «типично» мужских и женских занятиях. В результате женщины, помня об этих традиционных установках, не перестают жаловаться на «нерадивость» своих мужей. Но при этом не учитывают, что исторически сложившаяся разница между организацией мужского и женского мозга никуда не исчезает. И мужчины продолжают заниматься мужскими делами, требующими точности, скорости и координированности действий, а женщины, как и прежде, призваны решать социальные задачи.

Учёные давно подозревали, что мозг мужчины и женщины устроен по-разному… Он обеспечивает прием и перерабатывает информацию и создает программу собственных действий, контролируя успешное выполнение.

Используя метод магнитно-резонансного сканирования, исследователи из Калифорнийского Университета и Университета Нью-Мексико обнаружили, что в головном мозге мужчины в среднем в 6,5 раз больше серого вещества. Зато в женском - в 10 раз больше белого. Это вовсе не означает, что женщина глупее. Структурные особенности головного мозга никак не влияют на уровень IQ. Они лишь создают предрасположенность к определённым видам интеллектуального труда - в гуманитарной или технической сфере…

«Из полученных данных можно заключить, что эволюция создала два различных типа мозга для решения одинаковых интеллектуальных задач», - считает профессор Ричард Хаир из американского Департамента Педиатрии, в течение многих лет занимающийся исследованиями в области психологии и возможностей человеческого интеллекта.

Своё исследование структурных особенностей головного мозга мужчин и женщин он проводил совместно с коллегами из Калифорнийского Университета в городе Ирвин и из Университета Нью-Мексико.

По словам нейропсихолога Рекса Джанга, данное открытие частично объясняет, почему мужчины добиваются таких успехов в технике и физико-математических науках, а женщины - в гуманитарной сфере. Серое вещество в мозге отвечает за накопление и усвоение информации, а белое - за анализ и сопоставление сведений, полученных в разное время. Белое вещество фактически обеспечивает связь между «серыми информационными центрами». Когда речь идёт о цифрах и технических характеристиках, первостепенное значение имеют именно «центры обработки информации». В гуманитарной сфере важно, прежде всего, сопоставлять факты.

Но если речь идёт об обучении, то есть способности находить в тексте информацию и запоминать её, и тот и другой тип мозга одинаково для этого подходит. С этим согласны российские учёные из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. «Определённый уровень интеллекта достигается не за счёт нейроанатомической структуры мозга. И та, и другая структура в равной степени способна к интеллектуальной деятельности», - говорят они.

Для проведения этого исследования применялся метод магнитно-резонансного сканирования мозга. Полученные при этом изображения с помощью специальной методики конвертировались в структурные «карты» мозга, с помощью которых объем ткани мозга сопоставлялся с уровнем IQ соответствующих индивидуумов. В результате были выделены области мозга, имеющие различное строение в зависимости от половой принадлежности человека.

Различия в строении определённых частей головного мозга мужчины и женщины изумляют. Например, 84% всего серого вещества и 86% белого вещества у женщин были найдены в лобных долях головного мозга. У мужчин в лобных долях находится всего 45% серого вещества, а белое в этих участках мозга не было обнаружено вовсе. Серое вещество распределено в мозгу мужчины более равномерно.

«Существуют объективные статистические данные, согласно которым лобовые травмы головного мозга у женщин могут привести к потере дееспособности, когда пациентка не может адекватно оценивать окружающую обстановку. У мужчин при лобовых травмах это происходит намного реже. Теперь мы знаем почему», - говорят исследователи.

Несколько отличий мозга мужчин от мозга женщин

· Давно доказано, что мозг женщины на 10% меньше мужского. На уровень интеллекта это, впрочем, не влияет.
· А вот уменьшается мужской мозг с возрастом быстрее женского.
· Для решения одной и той же поставленной задачи мужчины и женщины задействуют разные части головного мозга.
· Если мужчина заблудился, то будет запоминать направление движения и пройденное расстояние, а женщина - объекты-ориентиры. Так же и за рулем: мужчина помнит дорогу по числовым значениям расстояний, а женщина часто помнит всякие вывески и витрины магазинов.
· Женщина чаще запоминает все в деталях, мужчине достаточно резюмирующей мысли.
· Мужчины быстрей воспринимают информацию, а потому быстрей реагируют. Но…
· Женщины чаще могут воспринимать несколько информационных потоков, а мужчины раздражаются, когда им приходится делать что-то «заодно».
· Мужчины сильней в точных науках, а женщинам лучше даются гуманитарные.
· Женщины более говорливы. Такая общительность связана с работой центра удовольствий в мозге.
· Женщины используют почти в три раза больше слов в течение дня, чем мужчины.
· Мужчины и женщины по-разному реагируют на резкие и раздражающие звуки.
· Женский мозг при функционировании нагревается сильнее, т.к. «сжигается» больше глюкозы.
· У мужчин и женщин разное восприятие юмора. Мужчин больше волнует веселый финал, а женщины получают удовольствие от тонкости юмора в целом, языка изложения, и от развязки получают даже большее удовольствие, чем мужчины.
· У женщин лучше развиты организаторские способности.
· Мужской слух слабее женского. Поэтому женщины слышат тончайшие интонации, а мужчины - не всегда. И в плане тактильных ощущений мужчины женщинам проигрывают. Зрение же мужчин достаточно эротизированно, тогда как женщины лучше запоминают любые детали картинки.
· Мужчины воспринимают речь с помощью логики, поэтому «слышат ровно то, что говорится», а женщины подключают интуицию и эмоции, поэтому им «везде какие-то намеки мерещатся».
· Женщины от природы более коммуникабельны, мужчины - агрессивно конкурентны. Поэтому мужчины чаще дерутся. По той же причине женщины раздражаются от того, что мужчины не могут поддержать с ними длительный разговор, а дело всего лишь в том, что мужская речь развита, как правило, слабее.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на опасность. При исследовании с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии было установлено, что у мужчин активизируются области головного мозга, которые отвечают за избежание или противостояние опасности. А у женщин более активными становятся эмоциональные зоны мозга.

Исследователи Ягелонского университета в Кракове наблюдали за 21 мужчинами и 19 женщин. Испытуемым сперва показывали фотографии, которые вызывали отрицательную эмоцию. А затем показывали изображения, вызывающие позитивные эмоции.

В первом случае у женщин активизировался левый таламус, область мозга отвечающая передачу сигналов боли и удовольствия. У мужчин негативные изображения усиливали активность левого островка мозга, отвечающего за такие непроизвольные функции, как дыхание, сердцебиение и пищеварение. По мнению врачей, именно эта часть мозга отвечает за принятие решений в критических ситуациях.

При просмотре положительных фотографий в мозгу женщины усердно трудились области, связанные с памятью. У мужчин позитивные картинки вызывали активизацию участков мозга, которые отвечают за визуальную обработку информации.

Женщины анализируют положительные образы в более широком социальном контексте и ассоциируют их с собственными воспоминаниями. А мужчины реагируют менее эмоционально.

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Различия мозга мужчин и женщин начали изучать еще в конце ХIХ века. Уже тогда ученые Франции и США установили, что мозговые процессы в головах мужчин определяют их пристрастие к громким звукам и крепким рукопожатиям, к резким движениям и красному цвету. Для женского же мозга предпочтительнее обилие слов и романтика отношений, мягкость обхождения и синий цвет.

Ко дню сегодняшнему стало ясно, что мозг мужчин и женщин имеет массу различий. Так, нобелевский лауреат Роджер Сперри в 60-е годы объяснил, что женский мозг меньше мужского, а его полушария функционируют иначе. А в 1997 году датчанин Берте Паккенберг доказал, что мужской мозг содержит в среднем на 4 миллиона клеток меньше женского, и женщины в среднем на 3% умственно одареннее мужчин.

Главное отличие мужского и женского мозга - в различиях функциональной нагрузки на левое и правое полушария. У мужчин все четко: левое полушарие отвечает за память, практику, логику, факты и т. д., а правое - за интуицию, чувства, эмоции, артистизм, идеи. У женщин полушария отвечают примерно за то же, но, во-первых, в меньшей степени и, во-вторых, гораздо сильнее связаны между собой сетью нервных «проводков».

По большому счету в голове мужчин и женщин есть только одно общее. Сканирование мозга лиц обоих полов, проведенное в 1999 году Хелен Фишер из Университета Нью-Джерси показало, что у всех существуют три стадии эмоций: вожделение (длится от нескольких часов до двух десятков недель), увлечение (длится от 3 до 12 месяцев) и привязанность. Возможность наступления третьей стадии зависит не столько от пола, сколько, что называется, от человека. И степень ее длительности определяется также лишь тем, способны ли партнеры понимать, какие процессы идут в голове каждого из них.

Мужчины и женщины действительно думают по-разному, и доказанный научный факт. Строение мозга мужчин и женщин также различается, однако это не всегда позволяет ученым сделать выводы об эффективности работы мозга. Так, например, большие полушария мозга, которые отвечают за мышление, у мужчин на 1/10 больше, чем у женщин, однако до сих пор учеными не было обнаружено однозначное влияние подобных метрических данных на качество работы головного мозга человека.

Не так давно было проведено крупномасштабное исследование, направленное на сравнение мозга мужчин и женщин. Выяснилось, что у мужчин существует более тесная связь между передними и задним отделами в больших полушариях, в то время как у женщин наблюдается более тесная связь между самими полушариями. Интересный факт, что в полушариях мозжечка, отвечающего за координацию движений человека, наблюдалась обратная ситуация: у мужчин более тесно связаны сами полушария, а у женщин сильнее связи внутри полушарий мозжечка. Из этого ученые сделали предположение, что у мужчин наблюдается более сильная связь «информация-действия», что в принципе подтверждается практикой жизни и психологией, а у женщин сильнее работает связь «аналитика-интуиция».

Интересно, что в исследовании принимали участие молодые люди от 8 до 22 лет, и различия до 13-летнего возраста практически отсутствовали, в то время как начиная с 14 лет разница становилась все более очевидной.

То, насколько по-разному работает наш мозг, еще раз подтверждает, что мужчины и женщины взаимодополняют друг друга. Мужчины, как правило, более склонны к систематизации, в то время как женщины — к сопереживанию. Небольшие различия в работе мозга видны даже у новорожденных: девочки обращают больше внимания на лица склоняющихся к кроватке людей, а мальчики — на механические игрушки.

Читайте также:

В этой связи ученые также исследуют связи между межполовыми различиями и аутизмом у детей. Так, было установлено, что уровень тестостерона у беременной и ребенка обратно связан со степенью его социализации. Таким образом аутизм, характеризующийся системным мышлением и слабой способностью к установлению контакта с обществом, по предположению ряда исследователей, это «крайняя степень мужского мозга». Таким образом, согласно гипотезе, вероятность появления ребенка с аутизмом выше у тех пар, в которых и мужчина и женщина обладают одинаково хорошим системным мышлением. Ученые исследовали работу мозга матерей детей-аутистов, и при выполнении тестов механизм его работы был аналогичен мужскому мозгу.

Наука

Ученые провели больше 1000 сканирований мозга, чтобы подтвердить, что между мужским и женским мозгом существует четкая разница .

Карты нейронных схем показали, что в среднем в женском мозге много связей между левым и правым полушарием. В то же время у мужчин связи сильнее между передними и задними областями мозга.

Это говорит о том, что мозг мужчины больше настроен на восприятие и согласованные действия, а женский на социальные навыки и запоминание , благодаря чему они лучше делают несколько дел одновременно.

Исследователь Раджини Верма (Ragini Verma) из Пенсильванского университета в США рассказала, что результаты исследования удивили ученых, так как подтверждают давно сложившиеся стереотипы.

Различия мозга женщины и мужчины

"Левая часть мозга отвечает за логическое мышление, а правая за интуитивное мышление. Если нужна задача, для выполнения которой нужны оба, то женщины выполнят его лучше", - объяснила исследователь.

Связи в мозге мужчин (верхние изображения) и женщин (нижние изображения)

Ученые обозначили нейронные связи в мозге 428 мужчин и 521 женщины в возрасте от 8 до 22 лет. Нейронные связи похожи на дорожную сеть, по которой движется транспорт.

Сканирование показало больше связей между левым и правым полушарием у женщин, а связи мужчин были более выраженными в отдельных полушариях . Единственная область, где у мужчин было больше связей между правым и левым полушарием – это мозжечок, который играет важную роль в управлении движением. Так, если хотите научиться кататься на лыжах, у вас должен быть развит мозжечок.

Разница между мозгом мужчин и женщин была не так существенна до 13 лет, но становилась более выраженной между 14 и 7 годами.

Различия между мужчиной и женщиной

Хотя мужчины и женщины с одной планеты, между ними существуют множество различий.

Мужчины против женщин: объяснены наши ключевые физические отличия

Размер мозга

Мозг мужчины примерно на 10 процентов больше, чем у женщин. Несмотря на то, что это дает большую производительность, это не делает мужчин умнее. Ученые считают, что мозг мужчин стал больше, чтобы приспособить большую массу тела и мышц.

Отношения

Женщины обладают лучшими навыками общения и эмоциональным интеллектом, чем мужчины. Женщины ориентированы на группы и ищут решение, проговаривая проблему. Мужчинам сложнее уловить эмоциональные сигналы, если их четко не обозначили, что создает проблемы в общении между полами.

Математические навыки

Нижняя теменная доля, которая контролирует численные функции, больше у мужчин, чем у женщин. Как правило, мужчины лучше решают математические задачи.

Стресс

В стрессовой ситуации мужчины прибегают к тактике "борьбы или бегства", в то время как женщины предпочитают "заботу или дружбу".

Язык

Женщины, как правило, лучше справляются с языковыми навыками, так как обе области мозга, отвечающие за язык, больше у женщин.

Эмоции

Женщины лучше разбираются в чувствах и выражают эмоции. Благодаря этому они лучше находят связь с другими, но с другой стороны чаще страдают от депрессии.

Пространственное восприятие

У мужчин лучше развита пространственная ориентировка, а женщинам гораздо труднее прокрутить объект в уме.

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.