Вербальная агрессия. Вербальная агрессия: причины, проявления и коррекция такого состояния.

> ВИДЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЕ

Описание основных видов и форм вербальной агрессии до сих пор не являлось предметом специального научного исследования. Однако именно это направление в изучении данной проблемы представляется особенно актуальным, поскольку позволяет наметить основные пути осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде, что должно способствовать созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, основанного на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, доброжелательного отношения, доверия и согласия, как между учениками, так и между учащимися и учителями.

Чтобы создать этот внутренний линкор, который помогает «не воспринимать отношение других к сердцу», Беркен предлагает четыре шага. Вспомните обстоятельства, в которых он оставался спокойным, хотя ситуация была жестокой и раздражающей. Погрузитесь мысленно снова в этой ситуации и назовите себя чувством, что неприязнь отскакивает от вас, как мяч для пинг-понга.

Пусть он вторгается в чувство, что его можно защитить каким-то невидимым щитом, который поднимается вокруг него. Представьте себе тот щит, через который вы можете видеть и слышать, как с толстыми кристаллами банковских офисов. Выберите и введите фразу, которая служит «фоновой музыкой» для вашего щита, что-то вроде «это материал других» или «это не имеет никакого отношения ко мне».

> Виды вербальной агрессии

При описании основных видов вербальной агрессии мы использовали системный подход как позволяющий более точно определить природу того или иного проявления вербальной агрессии и выявить особенности его функционирования в изучаемой речевой среде.

Виды речевой агрессии выделялись и описывались в форме дихотомии - бинарных оппозиций, поскольку в структуре противопоставления, во-первых, проще установить параметры отличия, выявить дифференциальные признаки членов оппозиции. Во-вторых, подобный подход позволяет создать более четкое, логически выстроенное и научно выверенное описание формальных и содержательных особенностей членов оппозиции.

Немецкий педагог и советник советует мысленно поднимать эту невидимую защиту на подходящем расстоянии, слышать и видеть сквозь нее все, что происходит вокруг нас с большой точностью, оставаясь в полной безопасности. Если вы ищете «оскорбление» в словаре, вы увидите, что оно определяется как «оскорбительное слово или действие, целью которого является провоцирование или раздражение», из которого можно сделать вывод, что это форма стимула, которая вызывает определенную реакцию или отрицательную реакцию с нашей стороны, По словам писателя и коммуникатора Розера Амиллса Бибилони.

Прежде всего, виды вербальной агрессии можно классифицировать по интенсивности, или степени выраженности - от слабых ("стертых") к самым сильным. Данное основание для классификации выделяет, в частности, А.К. Михальская (51, С.166).

К сильным проявлениям речевой агрессии следует, очевидно, отнести брань, ругань, крайне эмоционально и экспрессивно выраженное прямое порицание, грубое требование, произнесенное в резко повышенном тоне ("крик").

Однако для этого исследователя, автора «333 витаминов для души», чтобы ответить на оскорбления «вы должны быть более хорошими, чем плохие», и рекомендует иметь некоторые «удары эффекта» как следующие в любое время Необходимо. Намек показывает безразличие к издевательствам и умаляет его.

Потому что кто пострадал от оскорбления, становится зараженным. Когда кто-то беспокоится, он обычно эффективен, чтобы ответить комплиментом. Например, если кто-то испортит наш внешний вид, мы можем ответить «Ты делаешь то, что выглядишь хорошо». Есть высказывание, что «нет лучшего презрения, чем никакой оценки». Тот, кто оскорбляет, делает это, чтобы получить еще один плохой ответ, поэтому, если он этого не получит, он не получит свою работу.

Пример такой речевой агрессии - фрагмент диктофонной записи XVII: словесная перебранка крайне агрессивно настроенных по отношению к учителю и друг к другу пятиклассников, поспоривших о том, выполнялось ли ими раньше предложенное учителем задание: "Мы же уже де-е-лали это! - Ты чо?! - Заткнись, подонок!!!". Сильной вербальной агрессией отмечены также речевые ситуации XIII , XIV, XVI, XVIII и др. из диктофонных записей.

Дайте причину, даже если у вас ее нет, и попросите прощения. Не обязательно, чтобы кто-то верил в то, что делает, но хорошая производительность оставляет того, кто оскорбляет и иногда сожалеет об этом. Перед оскорблением мы можем посадить одну из наших лучших улыбок, и мы можем видеть, как человек перед нами отчаивается и заканчивает тем, что уходит, полностью «неуместен».

Насилие, которое приходит через слова, может нанести значительный психологический ущерб

Устная агрессия, также называемая словесным оскорблением, является типом насилия, характеризующегося намерением нанести вред другому человеку с обидным сообщением или дискурсом. Это может проявляться как оскорбления или дисквалифицирующие слова, а жертва в результате этих словесных нападений может страдать от беспокойства, низкой самооценки или ухудшения его репутации.

Однако, по данным наших исследований, к ярко выраженной, сильной вербальной агрессии относятся не только высказывания, произнесенные повышенным тоном и содержащие прямые оскорбления адресата, но и особо враждебные замечания, язвительные насмешки, веские по содержанию (а не только по форме выражения) угрозы.

К слабым проявлениям вербальной агрессии можно отнести, например, не очень грубый, но с отсутствием извинения и необходимых формул вежливости отказ, скрытый упрек, косвенное осуждение, непрямое оскорбление (например, "сам такой", "это ты о себе сказал" - из сочинений учащихся). К сожалению, в речи школьников диагностировались преимущественно сильные проявления вербальной агрессии, что не позволяет привести здесь более разнообразный иллюстративный материал.

Словесное оскорбление, форма злоупотребления

Связанная статья: «11 видов насилия». . Неправильное обращение обычно связано с физическим ущербом, что гораздо более заметно, если вы можете оценить физические последствия таких насильственных действий. Но есть одна форма злоупотребления, которая более сдержанна: словесное оскорбление.

Этот тип насилия не всегда легко идентифицировать, поскольку его можно нормализовать и, при определенных формах выражения, может остаться незамеченным, когда обидчик оправдывает его шантажом. И этот тип насилия вызывает психологическую боль, которая намного менее заметна, чем физическая, но более продолжительная и разрушительная. Многие люди приходят на сеансы психотерапии для психологического и эмоционального насилия.

Между тем, по справедливому замечанию А.К. Михальской, "такие речевые акты трудно вообще считать агрессивными, так как вовсе не всякая хула или порицание суть агрессия". (51, С.166) В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что вопрос о степени агрессивности того или иного высказывания должен решаться каждый раз индивидуально - в контексте конкретной речевой ситуации; и, очевидно, главным критерием здесь является результат - воздействие высказывания на адресата, его ответная реакция (см. 1.3).

Профиль психологического насильника: как эти люди?

Однако не каждый пытается навредить окружающим людям. Люди, которые психологически плохо относятся к другим, часто имеют ряд характерных черт. Они появляются хорошие люди в начале, и они обычно хорошо себя чувствуют, чтобы знать их. Таким образом, они получают доверие жертвы, к которой они тогда будут устно и психологически атаковать. Теперь их единственная истина - они критикуют и относятся к другому человеку, как будто он уступает, и не жалеют об этом. Они не признают своих ошибок, потому что считают, что другие не правы. Они живут от шантажа и делают Жертва чувствует себя виноватой, и их легко оскорбляют, и они перестают быть спокойными и агрессивными за считанные секунды. Они легко, однако, требуют, чтобы другие всегда были искренними, они эгоистичны и нарциссичны. Они думают, что они выше других и стремятся удовлетворить их собственное удовольствие.

  • Они авторитарны, и им нужно контролировать людей в их окружении.
  • Они мысленно жесткие и преследуют правду.
Вы можете углубиться в эти черты и другие в нашей статье: «Профиль психологического насильника: 21 общая черта».

Очень важным представляется классификация видов вербальной агрессии по степени их осознанности (рефлектированности) говорящим и целенаправленности, что, как уже отмечалось, в первую очередь позволяет установить присутствие агрессии в том или ином высказывании.

На этом основании необходимо различать осознанную, целенаправленную речевую агрессию и неосознанную или осознанную недостаточно (реактивную). В соответствии с принятым нами "рабочим" определением вербальной агрессии, первая связана скорее с выражением негативных чувств и эмоций и представляют собой агрессивное речевое поведение; вторая выражает негативные намерения и является речевой деятельностью. Кроме того, говоря о целенаправленной вербальной агрессии, следует рассматривать такие ее разновидности, как инструментальная и преднамеренная агрессия.

Вещи, которые вы должны знать о словесной агрессии

Словесная агрессия - серьезная проблема, которая должна быть обнаружена как можно скорее, потому что ущерб, который может быть нанесен жертвой, может быть очень разрушительным.

Вызывает низкий уровень самооценки и комплекс неполноценности

Может показаться, что простые слова не повредит, но повторное словесное оскорбление может вызвать серьезные эмоциональные и психологические проблемы у жертвы. Когда кто-то постоянно повторяет другому человеку, что это их вина, что все не так, что ничего не стоит и т.д. В конце концов, вы верётесь в это и заканчиваете его интернализацией.

Обобщая определения этих понятий в различных научных источниках, можно сказать, что термин "преднамеренная агрессия" (в том числе вербальная) применим к тем случаям, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Это речевая агрессия, обусловленная внутренним побуждением.

Понятие "инструментальная агрессия", напротив, характеризует случаи, когда агрессор преследует цели, не связанные с причинением вреда, то есть причинение ущерба не является для него самоцелью, но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо действовать". В данном случае речевая агрессия обусловлена внешним раздражителем и используется скорее для осуществления различных желаний личности, например, принуждения, самоутверждения, повышения самооценки и т.п.

Схема эмоционального и физического повреждения одинакова

Результатом этого является то, что человек в конечном итоге страдает от комплекса неполноценности и низкой самооценки, потому что многое из того, как мы оцениваем, зависит от мнения, которое у нас есть у других. По словам Эрика Яффе, в его книге «Почему любовь буквально болит», исследования в области нейровизуализации показали, что регионы, участвующие в обработке физической боли, перекрывают те, которые связаны с эмоциональной болью и социальным стрессом.

Эйзенбергером и другими исследователями, которые показали, что одни и те же области мозга активируются как для физической боли, так и когда кто-то чувствует себя социально исключенным, что может быть очень тревожным Последствия этого имеют значение эмоциональной боли.

Примерами преднамеренной речевой агрессии могут служить ответы учащихся 6-х и 8-х классов, полученные нами в процессе применения проективной методики незаконченных фраз. Так, в качестве продолжений фразы “Я могу повысить голос на того, кто...” имели место следующие высказывания: "...меня младше" (цель - установление доминирования или его подтверждение); "...кто надоест" (цель - избавиться от объекта); "...я ему говорю одно, а он делает другое"; "...не подчинился мне"; "...не делает то, что я ему сказал" (цель - подчинить, "настоять на своем"); "...плохо учится" (цель - выразить неодобрение или продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство).

Последствия физического здоровья человека

В то время как физическая боль может вызвать острую, но короткоживущую боль, эмоциональная боль более долговечна и может проявляться неоднократно со временем. К сожалению, такое поведение может привести страдальца к ситуации грусти и депрессии, которая, в свою очередь, может нанести ущерб их физическому здоровью. Это связано с тем, что это негативное состояние, если оно длительное, заставляет жертву выполнять определенные токсичные привычки, чтобы заполнить их пустоту.

Развитие антиобщественного и преступного поведения

Наличие такого рода злоупотреблений на ранних этапах влияет на рост человека по-разному, например, в развитии костей, мышц и жизненно важных органов также ухудшается. С течением времени ребенок становится все более слабым. Связанная статья: «Токсичные привычки: 10 видов поведения, которые потребляют вашу энергию». Особенно, когда повторное словесное насилие происходит над младшими, эмоциональное воздействие сопровождает их на всю оставшуюся жизнь. Одним из худших побочных эффектов у детей, подвергшихся насилию, является то, что во многих случаях они развивают формы антиобщественного поведения.

Примерами инструментальной речевой агрессии школьников являются следующие продолжения той же самой фразы: "...повысил голос на меня"; "...кричит на меня очень сильно"; "...меня обзывает"; "...будет мне хамить"; "...мне не угодил" и т.п.

Иногда с точки зрения целенаправленности предлагается (например, Н.Д. Левитовым) различать инициативную и оборонительную агрессию.

Несколько исследований, проведенных над детьми преступников, установили связи между словесным оскорблением и криминальной историей людей. В некотором смысле словесное оскорбление само по себе является жестоким поведением символического характера, и его экспериментирование с первым человеком заставляет молодых людей привыкать к агрессии вообще, поэтому, если они начинают делать то же самое, это не кажется настолько серьезным. Дети, в определенной степени, подражают тому, что видят, и часто отчасти участвуют в этом опыте.

Похоже, что повреждение происходит не только на поведенческом уровне, но и мозг также страдает от словесных оскорблений. Это исследование Мартина Тейхера и его коллег показало, что враждебная и стрессовая среда вызывает значительные изменения в некоторых областях мозга людей, которые являются жертвами этих действий.

Инициативная речевая агрессия имеет место, когда агрессором является зачинщик. В этом случае целесообразно, на наш взгляд, ввести такое понятие, как "речевое нападение". Оборонительная агрессия наблюдается в случае, когда высказывание представляет собой ответ на агрессию, своего рода защитную реакцию.

Примерами осознанной целенаправленной инициативной агрессии школьников могут служить такие зафиксированные скрытым диктофоном ситуации, как оскорбления в адрес нелюбимого классом ученика (XIII); словесная перебранка школьников из-за места за партой (XIV); коллективные насмешки над девочкой, не сделавшей домашнее задание (XV) и др.

Среди пораженных областей: мозоль тела, ответственный за передачу двигательной, сенсорной и когнитивной информации между двумя полушариями головного мозга; Лимбическая система, регион, который регулирует эмоции; И лобной коры, ответственной за рассуждения, исполнительные функции и принятие решений.

Согласно исследованиям Акеми Томоды и других исследователей, также существует корреляция между словесным оскорблением и изменениями в мозговом сером веществе. Если злоупотребление является хроническим, ожидается, что изменения в мозге будут более или менее обнаружимыми.

В качестве примеров оборонительной реактивной вербальной агрессии учащихся можно привести следующие ситуации из диктофонных записей: ответная речевая агрессия школьника на враждебное замечание одноклассника (XVII); вербальная агрессия ученика в ответ на нежелательное для него действие учителя (VII) и др.

Очевидно, что все рассмотренные понятия (целенаправленная-поведенческая агрессия; враждебная-инструментальная; инициативная-оборонительная), так или иначе, связаны с категориями цели, намерения, результата, и критерии их выделения часто пересекаются. Поэтому целесообразно анализировать ту или иную речевую ситуацию, учитывая существование и использование совокупности этих терминов.

Эффекты словесной агрессии больше, чем выражение любви

Если любовь - очень сильное чувство, которое может изменить наше поведение, кажется, что словесная агрессия влияет на нас еще более интенсивно. Вот почему мы должны проявлять особую осторожность при обучении наших детей. Исследования говорят, что если родители унижают своих детей и отвергают их, они никогда, как взрослые, никогда не переведут вред, который они причинили им. Пораженные слова оказывают сильное влияние на эмоциональное здоровье детей. Поэтому вам нужно внимательно следить за тем, что сказано.

По характеру, способу выраженности можно выделить явную (открытую) и скрытую (неявную) вербальную агрессию.

Проведенные нами исследования показали, что при изучении открытой вербальной агрессии необходимо учитывать соответствие формального и содержательного планов в пределах одного агрессивного высказывания. На этом основании подобного рода высказывания можно условно разделить на три группы:

Факт того, что он подвергся унижениям и насмешкам, может оставить знак самооценки и самооценки, долгосрочный отпечаток, ведущий к отклоняющему поведению, направленному навстречу другим. Вербальное насилие или словесное оскорбление характеризуются обвинениями, оскорблениями, угрозами, суждениями, унижающими достоинство критиками, агрессивными приказами или криками.

Что считается словесным насилием?

Все эти действия одно, и вам не нужно их терпеть. Вы должны знать, что переносить эти отношения очень вредно для вас, а также для детей. Сам факт высказывания фраз, которые направлены на подрыв достоинства и другого человека через оскорбления или унижение, если они даны неоднократно в течение определенного времени, считается словесным насилием.

1. Высказывания, в которых агрессия выражается и в форме и в содержании. Чаще всего это отдельные реплики, которые характеризуются ярко выраженной восклицательной интонацией и суггестивностью голоса (стремлением воздействовать на собеседника с помощью голоса); часто - повышенным темпом речи как сплошным потоком оскорблений, замечаний, требований, явных угроз (типа "Ты-дурак-идиот-ты-мне-надоел-пошел-вон-отсюда!!!").

Очевидно, к таким проявлениям вербальной агрессии можно отнести высказывания, по содержанию представляющие собой явную угрозу, намеренное оскорбление, грубое требование, замечание-порицание, грубый отказ. Примеры из диктофонных записей: "У! Виноградов! Дурак! Урод!" (XIII); "Кончай гудеть я сказал! Ну, все!!! Убирайся, ур-р-род!!!" (XIV).

2. Высказывания, в которых агрессия выражается только посредством формальных признаков. В таких высказываниях внешне отсутствует агрессивный смысл (сообщение информации, призыв, вопрос, попытка убеждения, оправдания), но при этом агрессия явно содержится в тоне, тембре, темпе речи.

Реальные примеры подобных высказываний можно, вероятно, получить только при помощи записей на скрытый диктофон, фиксирующий живую разговорную речь в естественных условиях общения: "Почему-у?! Обиженно-зло, растягивая слова Почему? Кого я обманываю?!.. Зачем же я их собирал?! Чего я их собирал тогда?! преобладание восклицательной интонации над вопросительной, постепенное повышение тона, повтор одних и тех же слов (VII); "А что я-то?!.. недовольно и повышенным тоном Я знаю! ворчливо препираясь " (IX).

3. Открытая агрессия, заключенная только в содержании высказывания. К такой разновидности речевой агрессии следует отнести высказывания, по содержанию представляющие собой злобные сплетни, очевидную клевету, явный донос, но по формальным признакам (интонации, тембру, темпу речи) являющиеся нейтральными. Вероятно, основные критерии, позволяющие отличать такие высказывания от скрытых форм речевой агрессии (тех же жалоб, сплетен, наветов, только неявного характера) - однозначность агрессивного характера этих высказываний; очевидность агрессивности намерений субъекта; сознавание этой однозначности и очевидности большинством участников ситуации общения.

Данная разновидность речевой агрессии представляется наиболее сложной для исследования, так как для ее диагностики необходимы, во-первых, значительное время, позволяющее установить очень важные в таких случаях причинно-следственные связи, проследить динамику развития явления - его нарастающий или нисходящий характер, степень вовлеченности и число участников речевой ситуации и т.п.. Во-вторых, для изучения подобных высказываний необходимо не всегда доступное исследователю знание специфики межличностных отношений в данном коллективе, особенностей иерархических связей внутри этого коллектива, роли коммуникантов в данной ситуации общения и пр.

Скрытые проявления вербальной агрессии возникают почти всегда на манипулятивном уровне общения, поскольку именно он (в отличие от примитивного) характеризуется косвенным, опосредованным воздействием на адресата, использованием четко продуманных и заранее подготовленных коммуникативных тактик. Поэтому, очевидно, справедливо говорить о том, что скрытые проявления речевой агрессии скорее реализуют различные агрессивные намерения, чем выражают какие-то негативные чувства и эмоции. Хотя справедливым является и то, что отрицательные чувства и эмоции (например, ненависть, зависть, раздражение, презрение) лежат в основе агрессивных намерений (например, жажды мести, желания унижения, замысла оклеветать) и таким образом являются первопричиной агрессии, ее "пусковым механизмом".

Так или иначе, скрытая речевая агрессия реализуется чаще всего во враждебных намеках, иронических замечаниях, скрытых угрозах; иногда - в виде сплетен, доносов, клеветы, маскирующихся под невинное сообщение, информацию об адресате.

Очевидно, что основными трудностями в исследовании скрытых проявлений вербальной агрессии являются их диагностика и классификация, что объясняется, во-первых, возможностью применения ограниченного круга диагностических методов - тех, которые позволяют непосредственно наблюдать изучаемое явление (прежде всего - визуальное наблюдение с вербальной регистрацией и диктофонную запись).

Кроме того, весьма сложно бывает установить степень агрессивности подобных высказываний, поскольку часто в них отсутствуют перечисленные формальные признаки вербальной агрессии. Очевидно, степень агрессивности подобных высказываний может быть установлена только контекстом и только после детального анализа условий ситуации общения, которые становятся единственными параметрами для классификации этих высказываний как агрессивных.

Рассмотрим, например, такую фразу: "Тебе еще замечание сделать?" (из диктофонной записи VI). Являясь по форме вопросом, она в действительности представляет собой скрытую угрозу, так как ее негативные последствия для адресата очевидны, хотя и выявляются лишь в контексте всей ситуации общения: учитель, недовольный поведением ученика даже после нескольких сделанных до этого замечаний, пересаживает его на другую парту. Форма приказа и повышенный тон высказывания, а также явно нежелательные для адресата последствия, которые скрыто подразумеваются в вопросе-угрозе, позволяют классифицировать данную фразу как проявление речевой агрессии.

По отношению к объекту можно говорить о "переходной" и "непереходной" речевой агрессии. Для различения этих видов вербальной агрессии А.К. Михальская выделяет такие параметры, как наличие / отсутствие определенного объекта агрессии; представленность / непредставленность объекта агрессии в данной речевой ситуации; конкретность / абстрактность объекта.

По этим параметрам о переходной агрессии можно говорить в том случае, "если объект четко определен, тогда как при непереходной брани агрессия направлена “вокруг”, на все окружающее, как бы “рассеяна”". (51, С.67)

Таким образом, переходная агрессия направлена на реального и конкретно представленного в данной речевой ситуации участника, тогда как непереходная агрессия имеет место в случаях, когда человек абстрактно ругает "жизнь вообще", выражая в целом негативную позицию по отношению к обществу, окружающим людям. Например, недовольный оценкой ученик, уходя из класса после уроков и видя беззаботно играющих одноклассников, произносит такую фразу: "Ну и придурки вы все! Козлы!".

Показательно, что в ходе констатирующего эксперимента случаи непереходной агрессии фиксировались в речи, как учащихся, так и учителей достаточно редко и только в процессе использования метода визуального наблюдения. Этот факт позволяет сделать предположительный вывод о том, что данный вид агрессии в живой речи встречается гораздо реже, нежели переходная агрессия.

Рассматривая ситуации "смещенной" агрессии, некоторые исследователи выделяют различные способы перемещения объекта агрессии. Например, Н.Д. Левитов (36, С.170) описывает три таких способа ("пути" - в его терминологии):

1. Генерализация (или перенос по сходству), когда агрессия "как бы иррадиирует, захватывая объекты, сходные с тем, который первоначально был “жертвой”". Подобные агрессивные высказывания по каким-либо причинам адресуются не непосредственно "жертве", а каким-то образом сходным с ней объектам - например, друзьям (сходные увлечения, стиль одежды, образ жизни), родителям (сходство во внешности, особенностях мировосприятия, социальное положение, национальность и пр.), вообще любым людям.

Кроме того, часто в одной речевой ситуации генерализованная вербальная агрессия может наблюдаться наряду с проявлениями переходной агрессии, то есть затрагивать одновременно и непосредственно сам объект. Например, при виде девочки, похожей на действительный объект агрессии, одна школьница говорит другой: "Смотри, какая уродина идет - нос картошкой, ноги кривые. Совсем как наша Ленка, такая же воображала!" Другой пример: читая журнал, девочка обращается к подруге: "Слушай, тут статья прямо про Иванова из нашего класса. Тоже дурак и двоечник, а выпендривается больше всех!"

2. Перенос через ассоциации по смежности (речевая агрессия, направленная на предметы, принадлежащие реальной жертве или связанные с ней абстрактные понятия - семья, работа, увлечения и т.п.). Чаще всего это угрозы, оскорбления, враждебные или иронические замечания или насмешки: "Опять этот уродский рюкзак на моей парте валяется - сейчас выброшу к чертовой матери!"; "Что за дурацкое платье она напялила!"; "Это его истеричная мамаша на нас нажаловалась!" (из сочинений учащихся). Один подобный пример был зафиксирован и в диктофонной записи (XVIII): ученик, которому своей неуместной на уроке игрой мешает товарищ по парте, обращается к учителю: "Чего он ко мне лезет?! Надоел!.. Со своей рожей тупой”.

3. Перемещение на так называемого “козла отпущения”, то есть на такое лицо, а иногда и на неодушевленный предмет, которые “попадаются под руку” или обычно безропотно переносят ничем не заслуженные нападки агрессора. Например, не получается решение задачи - всему виной учитель, который "плохо объясняет и вообще сам дурак". Снизили оценку за помарки в тетради - "виновата идиотская ручка, которая опять мажет". Не вызвали к доске - "опять помешала эта выскочка Сидорова!" и т.п.

Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, необходимо также различать речевую агрессию по числу участников ситуации общения - массовая и социально замкнутая. На это, в частности, указывает А.К. Михальская, особо выделяя ситуации речевой агрессии, в которых "участвуют массы людей под руководством лидера", где "все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного / не представленного в ситуации конкретным лицом / лицами", в которых "лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт... "воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва" (термины К. Лоренца). (51, С.149) Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).

По отношению к другим описанным нами видам вербальной агрессии, массовая агрессия является целенаправленной (инициативной), открытой (явной), чаще всего - сильной, ярко выраженной. Такая речевая агрессия может быть как переходной (если направлена на конкретный и представленный в данной речевой ситуации объект), так и непереходной (если объект абстрактен или отсутствует в данной речевой ситуации).

Если говорить о разновидностях такой вербальной агрессии в школьной речевой среде, то их, вероятно, следует классифицировать с точки зрения конкретности / абстрактности; присутствия / неприсутствия объекта:

1. Массовая вербальная агрессия, направленная на абстрактный, реально не присутствующий объект. Пример, в котором участниками выступают школьники: класс или даже несколько классов, параллель (после школьной линейки, экзамена, коллективного похода, генеральной уборки территории школы и т.п.) очень эмоционально и открыто выражают свое негативное отношение к администрации школы (школе вообще, ко всем "авторам дурацких учебников", в целом плохой организации мероприятия и т.п.). Зачинщиком здесь также является особо недовольный (незаслуженно пострадавший и т.п.) ученик.

2. Массовая вербальная агрессия, направленная на конкретный и чаще всего непосредственно присутствующий объект. Примеры - очень сильное по шкале интенсивности выражение негативного отношения класса к одному из учеников из-за того, что именно его, а не кого-то другого вызвали к доске (диктофонная запись XIII); коллективное осмеяние девочки, не сделавшей домашнее задание (XV); речевая агрессия класса, недовольного решением учителя задержать класс на перемене что из-за медлительности одного ученика (XVI).

Особой разновидностью переходной массовой агрессии в школьной среде, с точки зрения состава участников "раздражающей" ситуации, является, по нашим данным, случай, когда участниками этой агрессии являются и учитель (учителя), и ученики. Пример - речевая ситуация из уже описанной диктофонной записи XVI: действия ищущего стержень школьника подвергаются агрессивному осуждению и насмешкам попеременно то учителем, то одноклассниками.

Спецификой такой ситуации является различие в агрессивной мотивации ее участников. Так, в приведенном примере учитель считает себя в праве открыто осудить ребенка и задержать класс на перемене из-за того, что все они мешает ему вести урок, а ученики ругают одноклассника потому, что из-за него они будут задержаны на перемене (а не из-за того, что он мешает учителю).

Другая особенность подобной ситуации - двунаправленность вербальной агрессии (в данном случае: открытая - против школьника и менее явная - против учителя) и, как следствие, - создание особо напряженной эмоциональной атмосферы, особо негативное речевое воздействие на адресата.

3. Разнонаправленная массовая вербальная агрессия при однородном составе участников речевой ситуации. Характерной особенностью такой ситуации является то, что из-за наличия нескольких объектов (среди которых могут быть конкретные и абстрактные, представленные или отсутствующие) здесь может присутствовать как переходная, так и непереходная речевая агрессия.

Например, один из членов большой группы учащихся начинает агрессивно критиковать какого-то учителя. Его агрессия передается другим учащимся, которые в свою очередь начинают ругать каждый свое: одни - того же учителя; другой - предмет, который этот учитель преподает; третий своих родителей, которые заставляют его учить этот предмет и т.д.

Реальный пример такой "разнонаправленной" массовой вербальной агрессии можно наблюдать также и в уже описанном примере с мальчиком, потерявшим стержень. Так, после сообщения учителя о своем решении задержать класс на перемене следует резкое нарастание общего фонового шума. Слышатся синхронные выкрики, которые расслышать на пленке сложно, но суть их явно агрессивна и сводится к следующему: одни ученики пытаются словесно повлиять на одноклассника (с помощью угроз, оскорблений, враждебных и иронических замечаний); другие выясняют, кто виноват (в форме словесной перебранки, при помощи тех же оскорблений и враждебных замечаний); третьи возмущаются решением учителя.

Следует заметить, что в условиях школы сложно наблюдать примеры именно массовой речевой агрессии (какие приводят, например, К. Лоренц, А.К. Михальская), поскольку понятие "масса" предполагает большое количество людей, по крайней мере, превосходящее школьный класс и даже параллель. Поэтому, вероятно, было бы более корректно говорить о проявлениях групповой речевой агрессии, рассматривая ее в со- противопоставлении с межличностными ее проявлениями.

Итак, виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, важнейшими из которых, как мы установили, являются интенсивность проявления, степень осознанности субъектом, характер выраженности, направленность агрессии и количество участников ситуации общения.

Вербальная агрессия встречается, к сожалению, в нашем обществе довольно часто. Что же это такое? «агрессия» говорит само за себя. Агрессия, какая бы она ни была, — это деструктивное, разрушающее явление. Слово «вербальная» означает, что она не явная, а проявленная в психологическом плане, на уровне общения людей. В целом вербальная агрессия – это стремление одного или нескольких людей обесценить и унизить чувства, достижения, достоинства другого (других), осуждение и критика, гневные выпады в отношении более слабого партнёра, отказ в моральной поддержке.

Какая бывает вербальная агрессия?

Вам нагрубили в транспорте, ответили некорректно по телефону, восприняли недоброжелательно ваше замечание, обслужили в магазине с недовольным лицом? Считайте, вы стали жертвой вербального насилия. И в результате у вас испорчено настроение, вы ощущаете подавленность, неприятный осадок в душе. Кроме того, у вас может появиться обида на агрессора, возмущение, гнев и даже ответная агрессия. Если поддаться всем этим проявлениям чувств, может возникнуть конфликт, который не сулит вам лично ничего хорошего. Если же затаить в душе все свои возникшие негативные чувства, не дав им выплеснуться на обидчика, они могут начать разрушать вас изнутри, что также не есть хорошо.

Рассмотрим другую ситуацию. Двое близких людей тесно контактируют друг с другом, один из которых явно выражает своё превосходство, подавляя психику другого. Агрессор при этом может вести себя осознанно или неосознанно. То есть он может даже не понимать, что наносит психологическую травму любимому человеку. Или делает это намеренно, желая добиться подчинения от жертвы. При этом он может действовать вызывающе, агрессивно, свысока показывая своё мнимое превосходство. Или же мягко, из-под тишка, подсмеиваясь над достоинствами и достижениями другого. Может идти в ход намеренное снижение самооценки жертвы в виде замечаний типа «куда тебе», «не дорос», «кто, кто — только не ты» и т.д.

Вербальными агрессорами могут выступать как родители по отношению к , пока те поддаются влиянию. Так и дети по отношению к родителям, когда последние становятся слабее, прежде всего психологически. Нефизическое насилие часто имеет место и между супругами. Причём, совершенно нет никакой зависимости от пола. Так как вербальными агрессорами могут быть как , так и .

В чём опасность вербальной агрессии?

Самая большая опасность в любом насилии состоит в подавлении воли человека, нарушении его свободы, навязывании ему чужого мнения. Если это одноразовый акт, то жертва получает дозу , с которым вполне может справиться. Если негативный опыт повторяется с некоторой периодичностью, он накапливается и накладывает отпечаток на черты характера человека.

Снижается самооценка и появляется в своих силах. Вырастают комплексы, т.е. он начинает действительно верить, что с ним что-то не так. Если вовремя не принять меры, комплекс жертвы усиливается. Она старается изменить своё поведение, пытается стать лучше, чтобы избежать дальнейшего подавления и неодобрения со стороны агрессора. Однако всё это не приносит результата. Потому что дело не в жертве, а в том самом зложелателе.

Кроме того, вербальная агрессия граничит с физической. Чаще всего постепенно одна переходит в другую. Не получая отпора, постепенно смелеет в своих действиях и вскоре уже не стесняется ни в выражениях, ни в поступках. Противостоять же ему жертве становится всё труднее и труднее. Так как, подвергаясь длительному психологическому негативному воздействию, она теряет контроль над своей , подчиняясь практически полностью воле агрессора. Оба персонажа попадают в замкнутый круг, вырваться из которого трудно обоим.

Однако из любой ситуации всегда есть выход!

Как противостоять вербальной агрессии?

Запомните – каждый человек сам отвечает за свою жизнь! Мы все получаем то, что заслуживаем. И если вы стали жертвой вербальной агрессии , значит своими и действиями способствовали этому, или не препятствовали. Осознайте, что не следует надеяться на кого-то, кто придёт и сделает всё за вас. Это осознание называется принятием ответственности за свою жизнь на себя. И оно есть самым первым шагом на пути освобождения.

Если вам испортили настроение по дороге на работу или в другой ситуации, не спешите обвинять обидчиков, попробуйте им улыбнуться в ответ на наглость, грубость или недоброжелательность. Или просто «не заметить». Этот совет может показаться вам глупым, но вы попробуйте и увидите необычную реакцию! Главное — не пускать поток негатива в своё личное пространство. Для этого можно мысленно окружить себя защитным щитом или стоит быть внутренне расслабленным и спокойным. Ведь, как известно, и уравновешенные люди не замечают негатива, потому как настроены на другую длину волны.

Однако не всегда мы можем взять себя в руки, чтобы не поддаться соблазну ответить грубостью на грубость, хамством на хамство. Что делать в таких случаях? В первую очередь, не стоит заниматься самоедством и обвинять себя в несдержанности. Скажите себе: «Я поступил (а) так, потому что не знал (а) в тот момент, как поступить иначе! В следующий раз я буду осмотрительнее и не позволю себе опуститься до уровня хама» Такая мысль позволит вам скорее успокоить и оставить ситуацию в прошлом.

А теперь поговорим о более серьёзных формах вербальной агрессии . Если в семье имеет место насилие, ни в коем случае нельзя оставлять всё как есть, в надежде, что всё как-нибудь само образуется! Наша жизнь дана нам совсем не для того, чтобы мы её проживали в недовольстве, подавленности и жалости к самому себе. И только мы можем изменить ситуацию.

При первых же признаках проявления неуважения в свой адрес пресекайте любые попытки. Мягко, корректно, но настойчиво. Ни в коем случае не отступайте от своих слов. Даже если в вашей семье вербальное насилие уже вошло в привычку, никогда не поздно изменить ситуацию. Решитесь и дайте отпор тирану. Он непременно опешит от не стандартной реакции. А вы в это время воспользуйтесь моментом и более спокойно, но не менее настойчиво подтвердите серьёзность своих намерений.

Если же ситуация выходит из-под контроля, примите решение и . Вы имеете право на лучшую по праву своего рождения! Ваши достойны жить в спокойной обстановке. Ведь детская психика наиболее ранима и очень страдает от вербальной агрессии. В дальнейшем из таких детей могут вырасти люди с комплексом неполноценности и неуверенные в себе. А главное, внимая опыт родителей, как единственный и потому наиболее верный в их понимании, они перенесут его в свою семью, сознательно или подсознательно страдая от себя же самих.

Жизнь быстротечна, поэтому живите каждый её день в и согласии с собой! Как это сделать? Да просто примите решение отныне и навсегда придерживаться этого принципа, и неуклонно следуйте этому решению! И у вас всё получится!

А сейчас посмотрите некоторые приёмы психологического айкидо на тему вербальной агрессии:

____________________________________________________________________________________

Хотите верьте, хотите нет...