Воспитание воспитателя. Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Муниципальное Бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»

Статья воспитателя младшей группы
Щекотихиной Валентины Петровны
на тему:
«Хороший воспитатель тот, у кого хотят поучиться!»

Орел, 2015
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники, даже самые лучшие. «Воспитатель сам должен быть воспитан», - это известное положение - непременная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания». Справедливо считается, что «учителем» можно назвать того, кто сам постоянно учиться. Тоже самое относиться и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учиться науке и искусству воспитания, постоянно занимается самообразованием и самовоспитанием. Воспитатель должен обладать личностными качествами и профессиональным мастерством, что бы успешно работать с детьми, что бы воспитать всестороннюю развитую личность, творческую, активную.
Проблема воспитания во многом заключается в проблеме общения. Если в период пребывания в детском саду дети растут в атмосфере доброжелательности, любви, внимания, ласки, то у них возникают приятные воспитания, вырабатывается чувство уверенности. А это означает, что дети будут расти спокойными, доброжелательными, веселыми встречать мир с открытой улыбкой уверенного человека. Если же с детьми грубы, раздражительны, то и дети с большей легкостью, будут воспринимать эту манеру поведения. Их научили, пусть даже не вольно, как сердиться, грубить. Бессмысленно надеяться вырастить доброжелательных людей если взрослые с ними резки, говорят в форме приказа. Эти два аспекта взаимосвязаны, взаимозависимы. Одно из необходимых условий воспитания любовь к детям. Разумная любовь которая предполагает не «сюсюкание», не заискивание и удовлетворение капризов, а подлинную заботу о всестороннем развитии, доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактическую настойчивость в достижении полезных навыков и привычек. Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитию умственных способностей, воспитать любовь к Родине, активности, честности, доброты трудолюбия.
Важно, что бы воспитание не омрачалось назойливыми поучениями, бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние, более того могут вызвать негативную реакцию. В воспитании и должно заключаться внимание к личности ребенка.
Каким же необходимо быть воспитателем и какие требования предъявляются к нему? Педагог, работающий в системе дошкольного образования имеет непосредственное отношение к детям, а это значит, что он должен быть прежде всего всесторонне развитой личность и профессионалом своего дела. Воспитатель сам должен быть воспитан. Это известное положение - непререкаемая заповедь для каждого кто причастен к делу воспитания. Воспитатель должен обладать высокими нравственными качествами, с уважением относиться ко всем с кем общается. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Работа воспитателя не выносит формализма, косности. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно-образовательному процессу, постоянного творчества, новых форм организаций, занятий, самостоятельной деятельности детей, сочетание общегрупповых и индивидуальных занятий.
По каким же критериям следует оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь можно выделить, если так можно условно сказать, личностную и содержательную стороны общения. По своей личностной характеристики общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый, внимательны характер. Воспитатель должен обращаться с уважением к личности ребенка, ко всему что и как он делает: занимается ли, играет, делится своими впечатлениями. Помимо психологических аспектов в общении с маленьким человеком, существует не менее важный аспект, это облик того человека, кто ежедневно на довольно длительное время заменяет ему самого близкого для него человека - маму. Воспитатель должен уметь привести себя в соответствие чистоту и опрятность с высоким уровнем комфортности. У воспитателя должно быть уважение к ребенку и высоко развитое чувство справедливости. Он должен обладать многогранным талантом, любовью к своей профессии, к детям.
Только при условии честного отношения, при умении держать слово (малыш всегда помнит, что ему было обещано), периодически давая детям почувствовать, что они равноправные члены своей группы - воспитательно достигнет максимального успеха, станет для воспитанников примером и любимым воспитателем.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего цветы. Каждому ребенку нужен особый подход, иначе он не достигнет совершенства в своем развитии. Каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности, поскольку только в любви открывается неповторимость каждого ребенка. Дети - главное богатство в окружении которых человек может быть счастливым. Нет большего счастья для воспитателя - чем ощущать себя нужным детям.

Список литературы
История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.
Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. - Б.: Издательство БГПУ, 1999.
Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990г.

Муртазаева Аревик
Эссе «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»

«Великое искусство воспитателя - воспитание детей » !

«Человек, который посвятил свою жизнь развитию

и становлению личности ребенка в первую

очередь должен быть творцом, созидателем,

наставником и другом. И тогда ребенок сможет

сотворить свой неповторимый мир».

С. Могилевский.

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас. Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остается загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по- разному…

Почему я выбрала профессию «воспитатель » ? Попробую ответить на этот вопрос. Я росла веселой, доброй, отзывчивой и ответственной девочкой. Меня переполняла гордость, что мама доверяла мне важные дела. Мне это очень нравилось, я чувствовала себя значимой, взрослой, понимала, что моя помощь необходима маме. Ведь мама самый родной, любимый человек для любого ребенка. И сейчас будучи взрослой, я стараюсь быть для детей другом , к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель .

Воспитатель – это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя , когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло всего своего сердца. Я стараюсь относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела бы, чтобы окружающие относились к моим детям. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Мне всегда хотелось научить детей тому , что умею сама, дать им хотя бы частичку тех знаний и умений, которыми владею я. Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, имеющие свои рассуждения, умозаключения. У каждого ребёнка свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, кто из них талантливый

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко» Курского муниципального района Ставропольского края

художник, а кто пытливый наблюдатель. Моя цель – воспитать и развивать в детях их способности не смотря на то, что они все такие разные.

Придя в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые–самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. А прежняя моя профессия в СРЦН «Надежда» дала мне много полезного и научила терпимости и пониманию проблем детей . В своей работе я планирую, день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях : он для детей и учитель , который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей . Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладеть актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно – чем больше воспитатель знает и умеет , тем легче и интереснее ему работать с детьми. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой , в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша.

Я – неординарный, разнообразный и творческий человек. Поэтому своё педагогическое кредо я не могу выразить одной фразой, а постараюсь изложить при помощи тезисов, на которые я опираюсь в повседневной жизни :

Подходить к любой работе творчески, привносить в образовательную деятельность что-то инновационное;

Детям должно быть интересно, комфортно и весело;

Вокруг тебя должно быть всё красиво, эстетично и современно;

Будь интересна детям, которые тебя окружают, будь нужной детям.

Талант воспитания , широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей , родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии : способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я очень люблю свою работу, и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины . Ведь главное качество женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

«Что значить быть воспитателем детского сада Для меня – это значит быть :

В - внимательной

О - ответственной

С - справедливой

П - правдивой

И - искренней

Т - толерантный

А – артистичной

Т - трудолюбивой

Е - еще доброжелательной

Л – любящей

Ь - мягкой.

Искусство быть воспитателем в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство .

Моя профессия – воспитатель детского сада . Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия : «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием «Детский сад» .

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность , интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. Поэтому своё эссе я хочу закончить словами К. Д. Ушинского : «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя , потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только «личность» может действительно действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер».

Середина 80х, в учебном центре учимся летать на истребителях L29. У нас в эскадрильи был молодой инструктор, и так он был горд этим, что с курсантами разговаривал только нравоучительно - пафосно не нормативной лексикой. Некоторый период времени мы думали как это прекратить(ведь ни кому неприятно когда на тебя орут матом и обзывают бездарью, хотя летать начали первый раз в жизни). И вот один курсант, Гена, говорит, все ребята - достал он меня! Ждите результат! Улетают они в ЗОНУ облета, прилетают минут через 20.... Мы очередные экипажи, и курсанты ждем... наблюдаем посадку... самолет припарковался... механик открывает кабину... Инструктор пулей выскакивает и бежит на базу... задница у него мокрая... ОБОССАЛСЯ!!! У нас немая пауза!!!
Следом не спеша, гордо начал вылезать из кабины Гена!!! Мы к нему...!!! Короче, что было до этого! Как обычно Гена начал выруливать на взлетку, инструктор как всегда матом делает коменты, Гена вежливо просит прекратить такую речь и обзывания, но нет... Так они взлетели, пока летели до зоны, все те же маты, прилетели в зону, набрали максимальную высоту, маты опять... И Гена говорит инструктору - все мне надоело слушать оскорбления, лучше сдохнуть, берет ногами упирается в штурвал, бросая самолет в пике! Инструктор в истерике - молит - Гена, Геночка прости, больше не буду... Гена отпускает штурвал, самолет выравнивает инструктор, набирает высоту и на обратный курс! Через минуту говорит - Ну б**ть Гена прилетим, я тебя вые....бу! Гена осторожно шевеля штурвал говорит - А если не долетим??? В ответ испуг - прости, прости больше не буду!!!
Вот такая история! После этого этот инструктор стал сама вежливость и внимательность!

Отцам ПОЧТИ взрослых дочерей адресую.
В конце прошлого века (Боже, как звучит жутко...) я въехал в СВОЮ квартиру. Да не сам въехал, а с женой и 7-летней дочерью. До этого мы жили в общаговской малосемейке... там комната хоть и большая была, но одна (со всеми свойственными ТАКОЙ совместной жизни неудобствами).
Поэтому двухкомнатная квартира казалась просто раем. Одна комната этого рая была выделена дочери. Разумеется, после покупки квартиры и ремонта денег не просто не было, а НЕ БЫЛО СОВСЕМ. Поэтому обставлялись оставшейся от "прошлой жизни" мебелью, которая не очень "вписывалась" в новую жилплощадь. По этой причине в комнату дочери попала огромная двуспальная кровать. На заре моей семейной жизни она казалась мне верхом блаженства, а потому считалась обязательным атрибутом и была немедленно куплена сразу после свадьбы. Площадь этого мебельного монстра была чуть более 4-х м2. Поэтому функцию койко-места выполняла только половина кровати. На второй же дочка разместила десятка три своих любимых мягких игрушек и была в совершенном восторге от того, что теперь они с ней не только днём, но и ночью.
Дочь больше нас радовалась своей новой комнате, своей многофункиональной кровати и с энтузиазмом делилась этой радостью с родными и близкими.
Звучало это примерно так: "А у нас новая квартира, а у меня своя комната и своя большая кровать, а на ней я сплю... " и далее длинный список игрушечных "партнёров" по сну. Когда этот рассказ выслушал мой папа
(человек очень обстоятельный), он сказал своей внучке: "Знаешь, милая, большая кровать - это действительно очень замечательно... Но привыкай-ка ты с детства спать с кем-нибудь одним! . . ".
С тех пор прошло почти 15 лет. И хотя моя дочь (не комсомолка, но студентка и красавица) не даёт мне для этого никакого повода, я всё чаще вспоминаю тот эпизод. Как говорится, положение обязывает... положение отца 20-летней дочери...