Конспект родительского собрания "семейные традиции"

Родительское собрание « Семейные традиции »

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле !

Пояснительная записка

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Поэтому на сегодняшний день главная задача акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь.

Предварительная работа:

1. Оформить приглашение на собрание.

2. Подготовить презентацию.

3.Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.

4. Подобрать музыку для проведения конкурсов.

5.Провести анкетирование родителей по теме: «Семейные традиции»(приложение №1).

Оборудование

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы,

ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, вата, пуговицы, нитки, рецепты для праздника, памятка «Основные семейные традиции».

Цель: Актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи :

Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей;

Основная часть

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Родители делятся на 2 команды

Воспитатель:

Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).

Задание №2 "Ассоциации".

Определите события из слайдов презентации и отнесите их в каждую группу праздников, запишите их в таблицу.

Родителям предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.

Государственные

Религиозные

Профессиональные

Семейные

Воспитатель:

Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Задание № 3 .

Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках. Зачитайте.

И

Г

Р

Ы

С

Т

Е

Н

Г

А

З

Е

Т

А

С

Е

М

Е

Й

Н

Ы

Й

О

Б

Е

Д

Н

О

В

О

Г

О

Д

Н

Я

Я

Ё

Л

К

А

Воспитатель:

У нас в детском саду есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я - спортивная семья». (фоторепортаж).

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Конкурс 4 "Творческий"

Для вас, дорогие родители мы тоже приготовили заготовки, чтоб вы попробовали сделать сказочных героев. Предложив детям сделать на празднике нечто подобное, вы обретете детскую любовь и понимание, да и сами вспомните свое детство.

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Конкурс 5 «Дискуссия»

Допустим, что вы собрались семьей провести выходной день в лесу, а в этот день идет дождь. Что вы будете делать?


- Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что вы будете делать?

Воспитатель:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 6 "Вопрос – ответ".

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель:

Какие чистые, невинные наши детские мечты. Помните: тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

Упражнение 6 «Шар накоплений семейных традиций».

Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию … ».

Подведение итогов

Воспитатель:

Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

За участие в родительском собрании мы хотим наградить вас очень интересным рецептом к детскому Дню рождения. (распечатка рецепта).

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций (памятка родителям, приложение №2 ).

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Рефлексия

Уважаемые родители, прошу Вас высказать свое мнение о данном мероприятии, что полезного и нужного вы узнали. Поделитесь опытом организации семейных традиций в своей семьи.

Приложение№1

Анкета для родителей:

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие 3) нормальные
2) отличные 4) не очень хорошие
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да – 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники 5) праздники и поездки
2) ужин в кругу семьи 6) не знаю
3) поездки 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин
4) всё, многое
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно 4) когда как
2) часто 5) редко
3) как получится 6) всегда
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом 8) смотрим TV передачи
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) 9) общаемся
3) обсуждаем учёбу 10) вместе проводим досуг
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок 11) читаем
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы 12) шутим, смеёмся
6) занимаемся семейно – бытовым трудом 13) отдыхаем
7) делимся впечатлениями
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко 2) иногда 3) нет

Приложение №2

Памятка Основные семейные традиции

    Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

    Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

    Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

    Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

    Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

    Сказка на ночь;

    Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

Список источников

    Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.

    М. Новицкая. «Традиции в наших семьях», Ребенок в детском саду, №1, 2008.

    Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить дошкольников с родословной? // Детский сад от А до Я, № 4, 2004

    Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Педагогика 2002 №8

________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи

«_____»_____________________20__г.

Екатерина Бондарева
Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед. Объединить педагогов и родителей в единый коллектив.

1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи,

2. Прививать уважение к культурным традициям семьи способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа:

1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,

2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.

3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.

1 слайд. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

2 слайд. "Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение".

С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания "семейные традиции" у большинства людей возникают ассоциации со словами "дом", "родственники", "родители", что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это "что-то" и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием "семейные традиции" неоднократно повторялись с раннего детства.

В: Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка –семье или детскому саду? (обсуждение)

В: Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель мы видим в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности: научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха; повысить уровень педагогической культуры родителей; достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В процессе этой работы мы всем педагогическим коллективом решаем следующие задачи:

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Создать в группах условия для совместной деятельности детей и их родителей.

Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать с педагогами ДОУ (специалистами) с целью их решения.

Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей. (проведение семинаров – практикумов, открытых занятий, организация и поведение различных мероприятий)

Сегодня на нашей встрече мы поделимся опытом воспитания, поговорим о семейных традициях.

4 слайд. Роль традиций в семье

1. Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.

2. Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи - это тепло, это ценности, это вечно. И даже не столь важно, что именно станет такой семейной традицией - ежесубботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны или совместные воскресные ужины и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Слайд 6. Какими бывают семейные традиции:

1. Традиции семейного досуга: путешествия, праздники, чаепития, воскресные прогулки, игры и. т. д.

2. Традиции трудового воспитания (совместные заготовки, дача, трудовые династии)

3. Поддержание ценностей рода (составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге)

4. Традиции семейного чтения

5. Совместные увлечения (хобби)

Слайд 7. Традиции семейного чтения

В России существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали.

Слайд 8. Традиции семейного чтения

Семейное чтение- это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяет путь ребенка, как читателя.

Слайд 9. Отрывок из детского сочинения

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Слайд 10 . Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше?

Слайд 11-13. Опрос «Традиции в семье»

Слайд 14. Игра «Вопрос – ответ».

Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.

1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

9. Какие подарки Вы дарите детям?

10. Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

ИТОГ после ИГРЫ «Вопрос – ответ».

Слайд 15. Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка.

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Воспитатель читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

Слайд 16. У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Здравствуй, ёлка!», «Весна – красна!». И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети – показывают, родители – смотрят. Я предлагаю сейчас побыть активными родителями, решить задачу: Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я

Какая же у нас семья. (6 человек)

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Слайд 17. Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украсить живую ёлку. Это традиция - вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребёнка.

Слайд 18. Свое выступление закончу стихотворением о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Родительское собрание «Семейные традиции»

Цель: заинтересовать родителей семейными традициями.

Познакомить с толкованием слова «традиция»

Привлечь внимание родителей к проблеме (отсутствие традиций в современных семьях)

Организовать работу по вопросам

Помочь сделать символ Нового года.

Привлечь внимание к традициям класса

Необходимое оборудование : презентация к собранию, вопросы (на листочках), цветная бумага, ножницы, клей, звёздочки разных цветов

Ход собрания

Учитель: Добрый день, дорогие родители! Я рада встрече с Вами. Сейчас Вам будут представлены слайды из презентации, подумайте, о чём пойдёт речь, и назовите тему нашего родительского собрания, (слайды)

Ответы родителей: семейные традиции

Учитель: Правильно. Мы будем с Вами говорить о семейных традициях. (Слайд)

Скажите, что такое традиция?

Ответы родителей.

Учитель . В толковом словаре такое толкование этого слова (слайд).

Учитель: Какие бывают семейные традиции? (слайд)

Ответы родителей.

Учитель: Предлагаю объединиться в группы. Перед началом собрания вы выбирали звёзды разного цвета, создайте группы по цветам.

Каждой группе я предлагаю ситуацию, которая часто встречается в нашей жизни. Проанализируйте её, ответьте на вопросы. (Слайд)

Работа в группах, ответы родителей

Учитель: Большинство семейных пар понимает, что семейные традиции - это важный фактор духовного единения и крепости семьи, но, не смотря на это, в свою семью вносят минимум таких традиций, делая акцент лишь на больших праздниках или других событиях, тогда как семейные традиции - это не только празднование Дня рождения и Нового года, но это и семейный завтрак или ужин, это чтение книг, походы в кино, на природу или просто совместное хобби.

Без этих маленьких ритуалов не будет достаточной доли общения и близости, которая необходима в полноценных семейных отношениях. Именно в семьях, в которых нет семейных традиций, при разводе на вопрос: «Почему разводитесь?» Ответ: «Нас ничего не связывало». По статистике таких разводов 30%. Чаще всего происходит такое не из - за того, что пара не желает создавать нечто общее, а из-за не знания того, как это сделать. Из всего сказанного вытекает следующий важный вопрос

«Как создавать семейные традиции?» (слайд)

Я предлагаю вам подумать над этим вопросом (работа в группах)

Ответы родителей.

Учитель : Семейные традиции не должны выбиваться из общих интересов и желаний Вашей семьи; они не должны быть сложным в выполнении; все члены семьи должны захотеть то, что Вы сделаете ритуалом и традицией; все члены семьи должны иметь возможность выполнять этот ритуал или традицию. Это могут быть правила, принятые в обществе (например, говорить «Доброе утро», «Спокойной ночи»); традиции Ваших родителей или других семей. Взяв за основу вышеперечисленные пункты, можно придумать традицию, которая будет неотъемлемой частью Вашей семейной жизни. Для того чтобы любое из выбранных занятий стало традицией, необходимо не смотря ни на какие посторонние дела выполнять задуманной. То есть если вы решили, что будете по выходным печь пироги, то, как бы не складывались обстоятельства, куда - бы Вас не приглашали, Вы должны оставаться и печь пироги. Только тогда это можно будет называть традицией и только в этом случае от такого занятия будет толк, потому, что иногда приходится переступить через какие-то желания, ставя семейные ценности на первое место. Именно поэтому в традициях легко воспитывать у детей чувство ответственности и долга, которые Вы будете прививать собственным примером. Учитывая эти принципы, вы сможете сделать семейные традиции желанными и естественными, ведь навязанные традиции, могут никогда не стать частью Вашей семейной жизни, так как не были приняты душой, а были лишь навязанной необходимостью. И дети, повзрослев, не взбунтуются и не скажут, «нам это не надо», так как это будет частью их жизни.

А сейчас давайте задумаемся: традиции созданы, но их нужно как-то сохранить:

Ответы родителей.

Учитель . Конечно же, самая сильная память запечатывается на наших сердцах, но еще одним важным хранителем счастливых и важных для членов семьи моментов являются семейные фотоальбомы. Их составление, бережное хранение и продолжение - дело рук не одного поколения. В этом и просматривается глубинная родовая связь, помогающая каждому члену семьи в непростой задаче самоидентификации самого себя. Беседы с детьми, воспоминания о своём детстве.

Праздники должны быть запоминающимися, яркими. Хорошо, если эти праздники будут описываться разными членами семьи либо сочинениями, либо рисунками, получится своеобразная летопись праздников вашей семьи. Это будет очень здорово!

Учитель: Приближается самый лучший семейный праздник - Новый год. Вспоминая своё детство, я помню, как накануне праздника мы всей семьёй мастерили своими руками новогодние игрушки. Сейчас эта традиция и моей семьи.

Я предлагаю Вам смастерить символ Нового года - ёлочку. Может быть, изготовление новогодних игрушек станет Вашей семейной традицией. (Слайд)

Работа в группах, изготовление ёлочки.

Учитель: (слайд) Подошло к концу наше родительское собрание. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. И ещё, я думаю, что семья - это не только дети, родители, но и наш класс - это тоже большая семья. Давайте мы тоже создадим нашу классную традицию. А вот какую, я предлагаю Вам дома обсудить это с вашими детьми и на следующем собрании мы обсудим ваши предложения.

Учитель. Подведём итог нашему собранию.

Продолжите предложения:

На собрании мне было интересно..

Я задумался (ась) о создании традиций... (слайд)

Спасибо, до новых встреч!

Родительское собрание в ДОУ на тему: «Семейные ценности»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания в детском саду на тему: «Семейные ценности». Данный материал будет полезен педагогам школ раннего развития детей, учителям начальных классов, воспитателям ДОУ и родителям.

Цель: Обмен опытом по семейным ценностям, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Формировать знания родителей о значении семьи и семейных традиций;
- Прививать уважение к культурным ценностям семьи;
- Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей;
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Форма проведения: конкурсная программа.
Участники: родители, воспитатели, дети.
I Подготовительный этап.
1. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о семье, создать герб семьи и генеалогическое древо семьи.
2. Оформление выставки рисунков воспитанников группы на тему: «Моя семья».
3. Изготовление, вместе с детьми пригласительных билетов для родителей.
4. Украшение групповой комнаты.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Конкурсная программа.
3. Заключительная часть.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.

Воспитатель : Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о семье, семейных ценностях, их роли в воспитании наших деток.
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!
А.В. Сидорова
2. Конкурсная программа.
Воспитатель: Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе «Моя семья».
1 конкурс - знакомство с семьёй.
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
И так, первый конкурс – знакомство с семьёй предлагаю начать с рассказа о своей семье, фамилии, её значении и презентации генеалогического древа семьи.
Семьи воспитанников по очереди рассказывают о себе и о генеалогическом древе.
2 конкурс - народная мудрость
Воспитатель: Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки буду говорить я, вам надо будет вспомнить её окончание.
1. Вся семья вместе, так и душа….. на месте.
2 .Дерево держится корнями, а человек….. семьей.
3. За общим столом еда…. вкуснее.
4. Материнская молитва со дна моря…. достает.
5. Не будет добра, коли в семье…. вражда.
6. Отца с матерью почитать….. горе не знать.
7. У кого есть бабушка и дед, тот…. не ведает бед.
8. Человек без семьи, что ….. дерево без плодов.
9. В гостях хорошо, …. а дома лучше.
10. В своем доме и ….. стены помогают.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь расскажите пословицы и поговорки, которые вы подготовили дома.
"При солнышке тепло - а при матери добро"
"Мать кормит детей - как земля людей"
"Нет лучше дружка - чем родная матушка"
"Не нужен клад - когда в семье лад"
"Хозяюшка в дому - что оладышек в меду или пчела в саду"
"Не красна изба углами - красна пирогами"
"Мой дом - моя крепость"
"Каковы родители - таковы и детки"
"Жизнь прекрасна - когда дома мир".
3 конкурс - Герб семьи.
Воспитатель: Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений и главной реликвией и ценностью семьи. Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты определенного семейного рода.
Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Девиз семьи, передаваемый из поколения в поколение, может ориентировать поступки человека, моделировать его поведение. Девиз семьи – аналог фамилии, семейная визитная карточка. Словесный девиз семьи кратко, в нескольких словах, выражает семейное кредо, жизненные правила семьи.
Семьи воспитанников по очереди рассказывают о гербе своей семьи.
4 конкурс – семейные традиции
Воспитатель: Семейные традиции - принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие же традиции сложились в вашей семье?
5 конкурс – творческий конкурс «Родительский дом»
Воспитатель:
В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
Ты в жизнь выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
И в завершении нашей конкурсной программы предлагаю вам творческое задание – аппликация «Родительский дом». Чтобы приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков:
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа, этот пальчик мама,
Этот пальчик я – вот и вся моя семья.
Родители и дети выполняют аппликацию. Из готовых работ оформляется выставка «Родительский дом».
3. Заключительная часть.
Воспитатель : Спасибо, что пришли сегодня к нам. Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание. Чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас.
Решение родительского собрания:
1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых.
2. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный архив.

Сердюк Елена Анатольевна МБДОУ № 31 воспитатель Краснодарский край Каневской район ст. Каневская

Форма проведения: круглый стол.

Цель: поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй; повышения педагогической культуры родителей.

План проведения

  1. Вступительное слово.
  2. Круглый стол.
  3. Музыкальная пауза.
  4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.
  5. Обобщение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников.
  6. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия.

1. Подготовительный этап.

  1. Вручить родителям приглашения.
  2. Украсить группу.
  3. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
  • Дети, любите ли вы праздники?
  • Какие у вас дома бывают праздники?
  • Что на празднике вам больше всего запомнилось?
  • Вы любите подарки?

2. Организационный этап.

1. Разместить плакаты с надписями:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. де Сент – Экзюпери)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Толстой)

2. Оформить выставку книг и журналов о проведении детских

праздников, подборки игр, самодельные открытки с рисунками детей.

3. Этап проведения круглого стола.

1. Вступительное слово воспитателя:

2. Впечатления родителей о праздниках.

Как вы считаете. нужно ли организовать праздники по поводу дня рождения ребёнка?

(Родители высказывают своё мнение)

Прослушивание ответов детей на вопросы: «Вы любите домашние праздники?» , «Какие у вас бывают праздники?» , «Что запомнилось?»

(Прослушивание магнитофонной записи)

Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит своё детство, и он поймёт, что праздник для ребёнка – не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребёнок считает дни от праздника до праздника.

А как по - вашему, праздники помогают в воспитании ребёнка? (Высказывания родителей.)

А как быть, если праздник. например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребёнок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?» что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да (нет) ? (Высказывания родителей)

В дни рождения. а иногда в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? (Обмен опытом) .

Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год?

(Высказывания родителей)

С родителями проводится игра «Поздравляем с днём рождения»

Участники определяют для себя роли. Это может быть растение, животное, предмет. Затем они объединяются в пары. и каждый придумывает подарок на день рождения своему партнёру. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы и вообще всё что угодно. Участники обмениваются подарками, а затем стараются представить. какие эмоции мог бы испытать объект. выбранный ими для своей роли.)

Вы готовитесь к празднику. ждёте гостей в своём доме. Придаёте ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Как по – вашему, нужно оформлять квартиру к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.

(Обмен опытом подготовки к Новогоднему празднику. Секреты мастерства: как сделать веточки, обсыпанные снегом, что учесть при составлении композиции.)

3. Музыкальная пауза. Игра «Угадай мелодию» .

4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.

А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребёнка. Вот такая ситуация.

Встретились две мамы, разговорились.

У моего сына через 2 дня будет день рождения. – делилась радостью одна из них. – Думаю ребят пригласить. пирогов напеку. салатов наготовлю. музыка будет. Пусть празднуют.

И всё? – поинтересовалась собеседница.

А что ты мне ещё посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?

Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник. если на столе пироги, торты, салаты. звучит музыка?

(Обмен опытом. Родители рассказывают о традициях своей семьи.)

Воспитатель предлагает придумать новую традицию или ритуал.

5. Обощение предложений родителей и обсуждение рекомендаций по проведению праздников.

  1. Думать о празднике, составлять программу. Приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребёнком. как пригласить гостей. – это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.
  2. Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры. аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника и т.д.
  3. Подведение итогов собрания.

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно. С выдумкой. приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех. Во время торжественных праздников, которые обычно проходят в кругу семьи. подумайте о тех. кто одинок. Поздравьте вашего соседа. подарите букетик цветов, ёлочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите это скромное проявление доброты в сердце вашего ребёнка.