Конспект занятия по опытам в подготовительной группе. Тема: «волшебный воздух» конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

с. Новобелокатай «детский сад

«Светлячок» с. Новобелокатай»

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Электрические чудеса»

Выполнил: воспитатель1 категории

Елисеева С.В

Конспект занятия «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с достижением человечества - электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
  • познакомить с понятием «статическое электричество»
  • закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

Воспитательные:

  • вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Оборудование и материалы:

  • материалы используемые для беседы : презентация на проекторе, иллюстрации с изображением Доброй Феи и предметов бытовой техники; фрагмент мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности», карточки-схемы с правилами безопасности;
  • материал для наблюдения и экспериментирования ; часы, батарейка, воздушные шары, лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, губка смоченная водой;
  • материалы для дидактических игр ; парные карточки с изображением предметов;
  • материал для обратной связи ; облачка, солнышки, схема человека.

Ход занятия

Приветствие. Организационный момент.

Воспитатель. Я принесла сегодня вас часы чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?

Дети. Завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.

Осматриваем часы выясняем что нет батарейки.

Воспитатель. Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся часы такают. Что же за сила скрывается в батарейки? Как вы думаете? (предложения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?

Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Послушаем что нам расскажет тетушка сова из научного дупла. (Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из сериала «Уроки тетушки Совы»)

Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете в зале где мы сейчас находимся есть электричество? (Розетки, выключатели, провода и т.д). Откуда электричество поступает в наш дом? (Предложения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наш дом.

Про девушку эту я сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос что бы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины что моет посуду!

А надо еще приготовить обед.

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

Воспитатель. Вы догадались, о ком это стихотворение? (О Золушке ). Она трудится не покладая рук, а на бал приедут ее вредные сестры. Вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Сегодня Фея предлагает вам сделать золушке подарок. Если вы правильно называете отгадку, Фея дарит подарок Золушке. Дети отгадывают загадки, по мере отгадывания на экране появляются изображения предметов бытовой техники.

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

Отгадка (ответ): Пылесос

Летом папа нам привез

В белом ящике мороз —

И теперь мороз сухой

У нас и летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

Отгадка (ответ): Холодильник

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

Отгадка (ответ): Электроплита

Этот ящик очень любят,

Он умеет говорить,

И показывать он будет,

Только надобно включить.

Деткам он дарит мультфильмы,

Взрослым новости, кино,

Включат ящик Димки, Машки,

Сразу весело, смешно.

Отгадка (ответ): Телевизор

Воспитатель. Сколько подарков Золушке мы подарил! Как можно назвать предмеры, которые мы перечислили? (ответы детей) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему мы эти приборы называем электрическими? (ответы детей) Как вы думаете для чего нужна бытовая техника? (ответы детей)

Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего эти предметы нужны человек. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Волосы- фен.

Спящий человек - будильник.

Ночь - фонарь.

Чашка - электрический чайник.

Ковер - пылесос.

Фотография - фотоаппарат.

Платье - швейная машинка.

Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в мою лабораторию где будем учеными и будем изучать электричество. Но не простое, а статическое. А попадём мы туда с вами с помощью этого провода. (Дети встают в круг говорят слова передавая по кругу за узелки провод.)

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принес.

Экспериментирование

Воспитатель. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.

У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.

Опыт 1.

Натирается крышка пластиковой коробки шерстеным лоскутком. Накрывается коробка с шариками.

Воспитатель. Что происходит с шариками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились? Когда мы натирали пластик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались притянулись к пластику.

Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 2.

Показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагаю детям взять пластмассовые палочки и прикоснутся к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их бабочки поднимаются в след за палочками потому что получили электрический заряд.

Воспитатель. Для следующего опыта понадобится воздушные шары на длинных нитках.

Опыт 3.

Натираю шар шерстяной материей, и пытаюсь нему приблизить второй шар. Шары разлетаются в разные стороны. Дав заряженных предмета отталкиваются друг от друга, поэтому шары отлетают. Далее один шар сбрызгивается водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд, и он стал притягиваться к тому который наэлектризованный.

Воспитатель. Предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

Опыт 4.

На столе на подносе рассыпано соль и перец. Натираем шар подносим к подносу к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Вот так мы помогли золушке.

Итог

Воспитатель. О чем мы с вас говорили сегодня? Кому что запомнилось?

Ребята мне бы хотелось узнать понравилось вам это занятие или нет. У меня есть фигурка человека. Это - я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». (Приклеить фигурку к магнитной доске) Если вам понравилось занятие, то над головой фигурки появится солнышко, а если не понравилось, то тучка. Так я узнаю кому понравились занятие, а кому - нет.

Дети прикрепляют над фигуркой солнышки и тучки. Благодарю детей за солнышки и, если появляются тучки выясняю почему дети ее прикрепили.

Благодарю детей прощаюсь с ними.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

Тема: «Эксперименты с мукой».

Цель:

Задачи:

Образовательные:



Развивающие:



Воспитывающие:



Предварительная работа:

.

Демонстрационный материал : Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделийСахар, дрожжи. Пшеница, овёс-очищенный и не очищенный.

Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой,2 салфетки. глубокие мисочки -комплект на 2 детей

Оборудование: Кофемолки (Ручная и электрическая)

Методы и приемы:
Словесные: беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
Наглядные для рассматривания колоски. Хлебные зерновые культуры (зерна пшеницы, ячменя. риса, овса, кукурузы, ржи) , картинки.

Практические: элементарные опыты

Ход занятия.
Организационный момент.

Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А)
– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
(МУКА)

– А для чего нужна мука?
Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
– Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские,макаронные изделия.

Отгадайте загадки:

Был крупинкой золотой,

Стал зелёною стрелой.

Солнцк летнее светило,

И стрелу позолотило.

Что за стрела?

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок

Сто братьев одну избушку собрались ночевать

(зёрна в колосе)

Давайте рассмотрим колоски, которые вырастили на наших полях.

Практическая часть
– предлагаю изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
– Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь...
– Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.), кондитерские … , макаронные изделия….

- Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол-престол, а как хлеба ни куска, так и стол- доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Дети: «Хлеб- всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб- будет и обед», «Голодной куме хлеб на уме», «Хлеб да вода-молодецкая еда», «Летний день год кормит», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи», «Без соли, без хлеба-половина обеда», «Хлеб да вода- здоровая еда».

Молодцы!

– У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

– А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

Встречайте нашего гостя, это пекарь! (в руках поднос с солёным тестом)

Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!

– А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок.

Ребята, понравилось ли вам лепить из солёного теста?(ответы детей)

А что вы можете сказать о свойствах муки? (1. Имеет запах. 2. Сыпучая, 3.мягкая, 4.растворимая, и.т.д.)

Давайте посмотрим, что стало с мукой с дрожжами и сахаром на батарее и сравним с со стаканом без дрожжей. (ответы детей)

Получилось тесто!

А сейчас я хочу угостить вас вот таким хлебом, свежим, мягким, вкусным караваем. На этом наше занятие подошло к концу.

Самоанализ НОД

Тема: «Эксперименты с мукой» в подготовительной группе детского сада№1 «Тополёк», воспитатель Акинина Н.А.

На занятии «Эксперименты с мукой» была поставлена следующая цель:

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:

Образовательные:
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Познакомить со свойствами муки.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры»
Разучивание пословиц о хлебе, замешивание соленого теста.

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. ингредиенты, зерновые культуры, сито..

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено узнать, что за слово зашифровано в письме.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию- помощь пекарю в лепке колосков. Были сюрпризные моменты –гость(Пекарь) и угощенье(Каравай). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась закреплять знания свойств муки.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление- все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую, работу в парах.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, определение звука в слове, пословицы, загадки,уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (заготовка для кроссворда, картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделий. Сахар, дрожжи) ;

3. Практический (изучение свойств муки, дидактическое упражнение с мячом), рассматривание зёрен через лупу, изготовление муки из овса и пшеницы при помощи кофемолок, лепка колосков из солёного теста)

4. Игровой (расшифровка письма, упражнения на соотношения слов и действий) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью памятного сувенира-каравая) ;

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло.

МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка»

Цивильского района Чувашской Республики

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе:

«Его Величество – Электричество».

Цивильск 2016

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Его Величество – Электричество».

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности

Задачи: Образовательные: познакомить детей с достижением человечества электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Ход занятия:

Приветствие. Организационный момент

Воспитатель: Я принесла сегодня в группу часы, чтобы нам было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелка стоит на месте. Что же с ними такое?

Дети: Завод кончился, нет батарейки, батарейка села

Рассматривают часы и определяют, что они работают от батарейки.

Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах начали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейках? Как вы думаете? (предположения детей ) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество? Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. (Опыт с лампой.) Давайте послушаем, что нам рас скажет про это тетушка Сова из научного дупла

(просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности».)

Воспитатель . Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатель, провода и т. д.) Откуда электричество поступает в наши дома? (предположения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. А сейчас попробуйте следующие загадки:

Педагог читает загадки, дети отгадывают. По мере отгадывания появляются изображения предметов бытовой техники на слайде презентации.

Есть у нас в квартире робот:

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд (Стиральная машина )

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг)

Дом на ножках, Посреди - окошко.

Засветится окно - Появится кино.

(Телевизор)

Воспитатель: Как можно назвать предметы, которые мы перечислили? (Ответы детей.) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему эти приборы называют электрическими? (Ответы де­тей.) Как вы думаете, для чего человеку нужна бытовая техни­ка? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Как предметы помогают чело­веку»

Педагог предлагает детям разделиться на две команды с помощью цветов, прикрепленных на их стульчики. Для игры понадобятся карточки: на одних - изображение предмета, на других - изображение, которое показывает, для чего этот предмет нужен человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Волосы - фен.

Спящий человек - будильник.

Ночь - фонарь.

Чашка - электрический чайник.

Ковер - пылесос.

Письменный стол - настольная лампа.

Фотография - фотоаппарат.

Платье - швейная машинка.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Продолжение работы по теме занятия

Воспитатель: Всегда ли существовали электроприбо­ры? (Ответы детей.) Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько ми­нут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов.

Дидактическая игра «Что есть - что было»

Педагог вновь предлагает детям разделиться на команды. Для игры понадобятся карточки: на одних - изображение предмета современной бытовой техники, на других - предме­та, заменяющего его до появления электричества. Детям нужно найти пару и объяснить выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Пылесос - веник.

Утюг - гладильная палка (валёк).

Швейная машина - игла.

Электролампа - свеча.

Песочные часы - электронные часы.

Печка - электроплита.

Спицы - вязальный станок.

Воспитатель: У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно уметь правильно пользоваться. При неправиль­ном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.

Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встре­тить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии - это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презен­тации или иллюстрации .) У молнии очень мощный электриче­ский разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притяги­вают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.

Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее сни­маешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и воло­сы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуют­ся. Такое электричество называется статическим. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.

Экспериментирование

Воспитатель. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статиче­ское электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.

Опыт 1. Педагог показывает бумажных бабочек, разло­женных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к бабочкам. Спрашивает у детей, что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познако­мим их со статическим электричеством? (Предположения де­тей.) Предлагает сделать эти обычные палочки волшебными - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые палочки. Медленно подносят палочки к бабочкам и потихоньку подни­мают их. Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что палочки получили электрический заряд.

Воспитатель. Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары на длинных нитках.

Опыт 2. Педагог натирает шерстяной материей шары, подвешенные на нитках, с той стороны, которая смотрит внутрь, и пытается их приблизить друг к другу. Шары раз­летаются в разные стороны, продолжая висеть в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что два заря­женных предмета отталкиваются, поэтому шары отлетают друг от друга.

Опыт 3. Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол по чайной ложке соли и молотого перца

Хорошенько мешаем. А теперь попробуем перец отделить от соли. Не получается…

Теперь потрем наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесем к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике! Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки имеют положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли маленькие частицы – электроны – перемещаются плохо, поэтому она не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научи­лись делать предметы волшебными. На память о нашем занятии возьмите воздушные шары.

Итог

Воспитатель. О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей.)

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».

Программные задачи : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная (пар).
Дать детям представление о том, что вода иногда нуждается в чистке (процесс фильтрации).
Развивать познавательный интерес, желание экспериментировать, умение анализировать, сопоставлять факты, делать вывод.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа : рассматривание глобуса, картинок с изображением рек, озёр, морей, пустынь, схем круговорота воды в природе, с сюжетами использования воды, чтение рассказа «Что такое кислый дождь», сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», знакомство с водными животными и растениями, конкурс рисунков «Берегите воду».
Словарная работа: мировой океан, голубая планета, агрегатное состояние воды, лаборатория, фильтрация, исследование.
Материал к НОД : рисунки на тему «Вода», «Вода в организме человека», схема круговорота воды в природе, широкая и длинная полоска голубой ткани, много узких голубых ленточек, кроссворд, одноразовые стаканчики, воронки, ватные диски для фильтрации, растительное масло, соль, сахар, молоко, песок, гуашь, кусочек льда, чайные ложки, термос с горячей водой, плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию, сегодня мы будем юными учёнными. Но сначала давайте разгадаем этот кроссворд, который подскажет тему нашего исследования.
1. В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове совок и стоит в нём на третьем месте (В).
2. Во второй клеточке живёт буква, которая спряталась в слове гром и стоит в нём на третьем месте (О).
3. В третьей клеточке находится буква, с которой начинается слово дорога (Д).
4. В четвёртой клеточке вторая буква из слова рама (А).
Какое слово у нас получилось? Правильно, ВОДА. Сегодня мы поговорим о воде, её значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с водой.
Для чего нужна вода человеку? (Пить, мыться, готовить себе пищу, стирать бельё, поливать растения, поить своих животных).
Ребята, а что ещё вы знаете о воде? (Человек без пищи может прожить до 50 дней, а без воды 4 дня, после этого наступает смерть). Посмотрите на эту схему, человек на 80% состоит из воды.
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды, что тогда произойдёт? Почему? (Всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).
Игра «Заклинание».
Закройте глаза и представьте, что мы с вами вышли на замечательную лесную полянку. Устали? Смотрите, о нас кто – то позаботился, приготовил нам воду. Давайте присядем, отдохнем. Закройте глаза и представьте, чтобы вы сделали, если бы стали добрыми волшебниками. А теперь откройте глаза и представьте, что вы волшебники. Давайте превратим нашу воду в волшебную, чтобы она сняла нашу усталость и добавила нам здоровья.

Дети делают пассы над водой и говорят «заклинание»:

Водичка вкусная и приятная, я никогда не буду болеть, буду бодрым и сильным

Вот волшебная водица
В солнечных лучах искрится,

Она сладкая, как мед,
Здоровье, силу нам несет

Воспитатель: Какой стала вода? (волшебной, вкусной, полезной).

Воспитатель: Теперь выпейте эту воду, чтобы никогда не болеть.
(Дети выпивают воду).

Да, ребята, на земле много воды, она везде.
Стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Скажите, какая модель Земли есть у нас группе? (Глобус).
Какой видят космонавты нашу Землю из космоса? (Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому её ещё называют Голубой планетой, все моря и океаны на Земле составляют единый Мировой океан).
Какая вода нужна человеку? (Человеку необходима только пресная вода, которая течёт в ручьях, реках, озёрах).
А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладёт перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани). На Земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Интересно, а как попадает вода в речку? Давайте рассмотрим схему круговорота воды в природе, как капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята – её детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми маленькими ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
А сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, чтобы продолжить разговор о воде, и с помощью опытов выяснить, какая бывает вода.
Опыт № 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2. У воды нет запаха.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Вода из водопроводного крана может иметь запах (хлор), т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт № 3. Вода растворитель.
Предложить детям в один стакан с водой положить ложечку сахара, а в другой – соль и хорошо размешать, попробовать на вкус. (В одном стакане вода стала сладкой, а в другом стакане – солёной. Сахар и соль растворились в воде, но при этом она осталась прозрачной).
Дети в стакан с водой добавляют капельку гуаши любого цвета и размешивают. Гуашь растворяется в воде, при этом меняет её цвет.
Далее в один из стаканов с водой дети насыпают речной песок и тщательно размешивают ложкой. (Вода слегка мутнеет, а песок оседает на дно стакана).
В стакан с водой дети добавляют несколько капель растительного масла и снова хорошо мешают ложкой. (Масло плавает на поверхности воды в виде жёлтых капелек или растекается плёнкой).
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 4. Агрегатное состояние воды.
Дети кладут на блюдце кусочек льда и ставят его на миску меньшего диаметра с горячей водой. Лёд тает, превращаясь в воду. Наблюдают за паром, поднимающимся над горячей водой.
Вывод: лёд (снег) – твёрдое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть – станет паром.
Опыт № 5. Фильтрация воды.
Воду с гуашью, маслом, мутную воду дети пропускают через ватные диски. Гуашь, масло, грязь, песчинки остаются на фильтре.
Вывод: после фильтрации вода становится чистой и прозрачной.
Ребята, как же мы должны относиться к воде? (Бережно, экономить воду, не загрязнять реки и озёра).
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран. Давайте у себя в умывальной комнате повесим вот такую памятку (рассматривают плакат «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».