Протокол тестирования Тест «Страхи в домиках. Тест «сказка». проективная методика исследования личности ребенка


14. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/СТО - семейный тест отношений/СТО - форма.doc
15. /МАТЕРИАЛЫ 2 ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ/Комплекс методик/Тест руки Вагнера/Бланк регистрации Вагнер.doc Material part03
Material part03
Material part03
Material part03
Material part03
Методика «Сказка»
Сказка Латентное время реакции
«Годовщина свадьбы родителей»
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребёнка
Лист 4 в школу
Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребёнка (сомор)
Семейный тест отношений
Семейный тест отношений
00. Этот человек очень хороший >10. Мне нравится прижиматься к этому человеку
Регистрационный бланк методики Вагнера

Методика «Сказка»

(Л. Дюсс, 1940)

Цель и назначение методики. А нализ эмоциональных проявлений, сферы тревоги ребёнка.

Описание и теоретические основы методики. Проективная интерпретативная методика исследования личности, основанная на психодинамических концепциях развития. Предложена Луизой Дюсс в 1940 году. Также известна как «Десперт сказки» - по имени исследователя, которая перевела методику на английский язык. Методика используется для обследования детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Детям предлагают прослушать 10 коротких повествований и ответить на вопросы. Каждый из сюжетов затрагивает те или иные области эмоциональных конфликтов ребёнка. Для привлечения внимания ребёнка, создания большей наглядности процедуры исследования могут применяться иллюстрации, которые последовательно показывают ребёнку для каждой сказки.

Сказка 1. «Птенец» . Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих. Инструкция: «В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?» Нормальные, позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения, верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Ответы, требующие внимания, свидетельствуют о чрезмерной зависимости от других людей, отсутствии самостоятельных решений и усилий: «Не умеет летать, поэтому останется на земле», «попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит».

Сказка 2. «Годовщина свадьбы родителей» . Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей. Инструкция: «Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?» Типичные нормальные ответы: «Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя)». Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто. Ответы, на которые следует обратить внимание: «Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти». При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Сказка 3. «Ягнёнок» . Цель: выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. Второй вариант – позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант. Инструкция: «Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?» Обычные ответы: «Он будет, есть травку», «Поплачет, а потом станет кушать травку», «Пойдет к другой овце и попросит у нее молока». Ответы, на которые следует обратить внимание: «Умрет от голода», «Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется», «Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока», «Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

Второй вариант. Инструкция: «Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?» Типичные нормальные ответы: те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс: «Постарается есть меньше молока и больше травки», «Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку» и т.д. Ответы, на которые следует обратить внимание: те же, что и в первом варианте плюс: «Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму», «Постарается прогнать маленького ягненка», «Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка».

Сказка 4. «Похороны». Цель: выявить отношение ребёнка к смерти, к агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию. Инструкция: «По улице движется похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто умер?» Обычные ответы: «Неизвестный человек», «Дедушка / бабушка какого-то ребёнка», «Человек, который был очень болен», «Очень важный человек», «Старик / старушка». Настораживающие ответы: «Мальчик / девочка», «Папа одного мальчика», «мама одного мальчика», «Младший / старший брат одного мальчика».

Сказка 5. «Страх». Цель: определить наличие и сферу страха, тревоги. Инструкция: «Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?» Обычные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил». Ответы, которые требуют внимания: «Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)». Столкнувшись с подобными ответами, следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Сказка 6. «Слонёнок». Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Инструкция: «У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?» Типичные нормальные ответы: «Слоненок перекрасился в другой цвет»; «Слоненок вырос и стал большим»; «Слоненок написал в постель»; «Он ушел, потому что ему захотелось погулять»; «Он поранил ногу, и ему сделали гипс». Ответы, на которые следует обратить внимание: «У слоненка нет хобота, потому что его отрезали»; «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слоненок умер»; «Вместо слоненка оказалось другое животное». Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка.

Сказка 7. «Песочный домик». Цель: определить, насколько ребёнок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность, насколько чётко него сформированы границы личного пространства, а также качество взаимоотношений с матерью. Инструкция: «Один мальчик построил из песка домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и гордился этим. Мама мальчика попросила подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?» Нормальные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит маме», «Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе», «Поделит его с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть». Настораживающие ответы: «Захочет его оставить себе, потому что домик очень красивый», «Никому его не отдаст», «Поиграет, а потом разрушит его», «Будет жить в домике всю жизнь», «Почему он должен отдавать домик маме?!».

Сказка 8. «Прогулка». Цель: выявить, в какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола. Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика. Инструкция: «Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?»

Вариант для девочки. Инструкция: «Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?»

Типичные нормальные ответы: «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него усталое лицо, потому что он был на работе»; «У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»; «Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»; «Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить». Ответы, на которые следует обратить внимание: «Ему плохо, потому что он заболел»; «Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»; «Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»; «Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли»; «Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться».

Сказка 9. «Новость». Цель: выявление у ребёнка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий. Инструкция: «Один мальчик (одна девочка) возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол – выбрать наиболее подходящую ситуацию для конкретного ребёнка), и мама ему (ей) говорит: «Наконец-то ты пришёл(ла). Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему (ей) мама?». Нормальные ответы: «К обеду придёт гость», «Придут гости», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость», «Мама хочет, чтобы ребёнок сел заниматься, делать уроки», «Мама узнала что-то важное». Настораживающие ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день», «Мама хочет что-то запретить ребёнку», «мама сердится, потому что ребёнок опоздал, и хочет сказать ему, что больше не пустит его на улицу».

Сказка 10. «Дурной сон». Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими. Инструкция: «Однажды утром девочка резко просыпается и говорит: «Я видела очень плохой сон». Какой сон увидела девочка?» Нормальные ответы: «Я не знаю», «Ничего на ум не приходит», «Ей приснился страшный фильм», «Плохое животное», «Что она заблудилась» и т.д. Настораживающие ответы: «Ей приснилось, что мама (папа) умерла (умер)», «Ей приснилось, что она умерла», «Ей приснилось, что пришли забрать её», «Что её хотели бросить под машину».

Все ответы и реакции ребёнка фиксируются в регистрационном бланке.

В русскоязычной литературе и практике чаще встречается модифицированный вариант данной методики, известный как методика М.Х. Махортовой «Расскажи историю». Так, М.А. Василенко, применив данную методику в своём диссертационном исследовании привязанности ребёнка к матери, использовала 5 сказок из 10: «Гнездо» (аналог классической сказки «Птенец»), «Семейный праздник» (аналог «Годовщина свадьбы родителей»), «Овечка» (аналог «Ягнёнок»), «Домик» (аналог «Песочный домик»), «Прогулка». Другая исследовательница, О. Баранова, для изучения взаимоотношений сиблингов применяет сказки «Ягнёнок», «Проводы» (модифицированный вариант сказки «Похороны»), «Песочный домик», «Прогулка», «Дурной сон».

Обработка результатов. В классическом варианте методики ответы ребёнка категоризируются как «нормальные» или «патологические». Далее анализируется соотношение этих групп высказываний в общем количестве ответов ребёнка. Если негативных, враждебно-тревожных высказываний меньше четырех, то можно говорить о нормальном психологическом здоровье ребёнка.

О.Баранова распределяет ответы по просоциальным (положительным) и враждебным (негативным) категориям.

М.А. Василенко использует кодирование ответов детей в соответствии с четырьмя степенями «напряжённости»: минимальной, средней, повышенной и высокой. Приведём данную систему кодирования, поскольку нам она представляется наиболее удобной и применимой к целям диагностики адаптации в семье усыновителей..

Сказка 1. «Птенец» («Гнездо»). Анализируется глагол, обозначающий действие главного героя сказки, или же действия других персонажей, направленные на него. Активные самостоятельные действия главного персонажа говорят об отсутствии или незначительной степени зависимости, оцениваемой в 1 или 2 балла. Использование слов, обозначающих беспомощность, страдательную позицию героя, его пассивность, оцениваются в 3 балла. В 4 балла оцениваются ответы, несущие отрицательную смысловую нагрузку, означающие деструктивность и агрессивность по отношению к главному персонажу, что проясняется в таблице.

Таблица 1 – Кодирование ответов к сказке «Птенец»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Лететь за родителями; спуститься вниз; спрятаться в траве; сидеть на ветке; искать маму и папу

1

Минимальная

Падать; звать на помощь; мама (папа) должны спасти

2

Средняя

Плакать, переживать, что родителей нет; кричать от страха; лететь за родителями, но он не может их догнать

3

Повышенная

Упадёт и разобьёт себе голову; заболеет; умрёт; погибнет

4

Высокая

Сказка 2. «Годовщина свадьбы родителей». В 1 балл оцениваются ответы, объясняющие уход ребёнка по причине его собственного желания в силу естественных обстоятельств; в 2 балла – уход ребёнка под влиянием эмоций или обоснованный просьбой родителей (наказание за плохое поведение за столом); в 3 балла – уход под влиянием негативных эмоций и явного игнорирования со стороны родителей; в 4 балла – уход под влиянием собственных деструктивных эмоций и агрессивных выпадов со стороны родителей. Все это отражено в таблице 2.

Таблица 2 - Кодирование ответов к сказке «Годовщина свадьбы родителей»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Наелся, кушать не захотел; захотел гулять, играть; стало скучно; не хочет быть с взрослыми; это не детский праздник

1

Минимальная

Ему сказали не мешать; он баловался; не хватило места; не слушался родителей; грустно, не весело; не обращают на него внимания

2

Средняя

О нём все забыли; потеряли и не могут найти; обиделся, что его не угощают; не дали кушать; это не его праздник; с ним никто не разговаривает; захотел остаться один

3

Повышенная

Обидели родители; громко кричали; прогнали; ударили; дразнили; смеялись над ним; разозлился, рассердился на всех

4

Высокая

Сказка 3. «Ягнёнок». Положительно окрашенные эмоциональные ответы, обозначающие безболезненное принятие ситуации, глаголы, обозначающие самостоятельность действий ягнёнка, находятся в пределах нормы, т.е. оцениваются в 1-2 балла. Негативно окрашенные эмоциональные ответы, означающие страдательную или пассивную реакцию ягнёнка, оцениваются в 3 балла. Ответы, обнаруживающие деструктивные физические или вербальные действия ягнёнка, оцениваются в 4 балла, что отражено в таблице 3.

Таблица 3 - Кодирование ответов к сказке «Ягнёнок»

Таблица 4 - Кодирование ответов к сказке «Песочный домик»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Да; давай играть вместе; можно; забирай; хорошо; конечно

1

Минимальная

Да, но только осторожней; возьми, но ты уже взрослая; да, только не сломай; наверное, да

2

Средняя

Мне самому нужно; скажет: «Ты уже большая»; «Чуть-чуть можешь поиграть»; «Потом дам»

3

Повышенная

Нет; она злая (плохая) и он не будет с ней играть

4

Высокая

Сказка 8. «Прогулка». Критерии для оценки: 1-2 балла – прилагательные, обозначающие положительные, индифферентные изменения выражения лица; прилагательные, обозначающие отрицательную эмоцию родителя противоположного пола по причинам, не связанным с отсутствием другого родителя и ребёнка; 3 балла –прилагательные, описывающие отрицательные эмоции родителя по поводу отсутствия других членов семьи; 4 балла – выражения, описывающие агрессивные, деструктивные эмоции родителя противоположного пола по тому же поводу. Это отражено в таблице 5.

Таблица 5 - Кодирование ответов к сказке «Прогулка»

Для целей исследования социально-психологической адаптации детей в семьях усыновителей мы считаем важным использовать сказки «Птенец», «Годовщина свадьбы родителей», «Проводы» (вариант М.Х. Махортовой для классической сказки «Похороны»), «Страх», «Песочный домик», «Прогулка», «Новость» (см отдельный документ «Сказки для исследования»).

В связи с этим приводим возможные варианты кодирования ответов по трём сказкам, не описанным в работе М.А. Василенко, но необходимым нам для исследования.

Сказка 4. «Проводы». При кодировании ответов ребёнка 1 балл присваивается ответам, отражающим сопротивление ребёнка расставанию с кем-либо из его ближайшего окружения; 2 балла получают ответы, называющие кого-то из членов расширенной семьи или не проживающих совместно с ребёнком; в 3 балла оценивается реакция «отторжения» близких членов семьи; в 4 балла – аутонаправленный ответ. Это приведено в таблице 6).

Таблица 6 – Кодирование ответов к сказке «Проводы»

Сказка 5. «Страх». При кодировании ответов имеет смысл ориентироваться на информацию о типичных возрастных страхах детей, что поможет дифференцировать нормальные для данной возрастной категории ответы и ответы, свидетельствующие о высоком уровне тревожности, фобиях. Высокая степень напряжённости (4 балла) присваивается ответам, выражающим скрытую агрессивность по отношению к родителям, и вызывающим у ребёнка, соответственно, чувство вины и склонность к самобичеванию, что раскрыто в таблице 7.

Таблица 7 – Кодирование ответов к сказке «Страх»


Ответы ребёнка

Баллы

Степень напряжённости

Ничего не боится – просто пошутил; страшный фильм посмотрел

1

Минимальная

Вёл себя плохо – боится, что накажут; боится темноты, какого-то животного (другие нормальные для данного возраста страхи);

2

Средняя

Боится, что его украдут; боится остаться один; боится, что придёт разбойник и убьёт его

3

Повышенная

Боится, что умрёт папа или мама

4

Высокая

Сказка 9. «Новость». При кодировании оценивается качество эмоциональной окрашенности той новости, которую сформулировал ребёнок: 1 балл получают ответы, в которых новость несёт позитивный, приятный, желательный для ребёнка смысл; соответственно, 4 балла получают ответы, отражающие внутренние конфликты, имеющие негативную эмоциональную окраску и деструктивность. Это отражено в таблице 8.

Таблица 8 – Кодирование ответов к сказке «Новость»

Сказки «Ягнёнок», «Слонёнок», «Дурной сон» могут являться «факультативными» и применяться выборочно в тех случаях, когда психолог считает это целесообразным.

Интерпретация результатов. Интерпретация полученных данных, осуществляемая с психоаналитических позиций, направлена на поиск комплексов «отлучения от груди», «страха перед кастра­цией» и т. п.

Для целей исследования адаптации усыновлённого ребёнка столь глубокая интерпретация представляется излишней. Мы предлагаем сделать акцент на показателях привязанности, зависимости от родителей, тревожности и агрессивности ребёнка.

Литература


  1. Баранова, О. Сказки Дюсса (Десперт). Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье / О. Баранова // Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». – 2001. – № 25. – С. 3-4.

  2. Василенко, М.А. Привязанность к матери как фактор ранней социализации: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М.А.Василенко. – Курск, 2011. – 233 с.

  3. Шапарь, В.Б.. Практическая психология. Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.

Краткое содержание: Тест для детей Сказка. Правила проведения теста с ребенком. Советы по проведению теста Сказка. Интерпретация результатов.

Человеку свойственно ошибаться. Мы с удовольствием вспоминаем эту древнюю мудрость, когда речь идет о бытовых мелочах. Но в то же время мы готовы на все, лишь бы не совершать ошибок в чем-то серьезном и важном. А что может быть для родителей важнее, чем их собственный ребенок?

Будьте внимательны! Родители обычно как-то забывают, что отвечают не только за физическое здоровье ребенка, но и за его психическое благополучие. А ведь детские страхи, тревожность, невротичность и последствия психологических травм могут не только годами оставаться незамеченными, но даже усиливаться из-за неправильного отношения родителей.

Конечно, родительские любовь и интуиция значат очень много, однако знания психологии не помешают. Поэтому для тех родителей, которые хотят лучше понять своего ребенка, предлагается тест «Сказка». Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

Несколько советов по проведению теста. Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

1.Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

Он тоже полетит и сядет на ветку;
- полетит к маме, потому что испугался;
- полетит к папе, потому что папа сильный;
- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Останется на земле, потому что не умеет летать;
- умрет во время падения;
- умрет от голода или холода;
- о нем все забудут;
- на него кто-нибудь наступит.

2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

1-й вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

Будет есть больше травки;
- заплачет, потом станет есть больше травки;
- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные патологические ответы:

Умрет от голода;
- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

2-й вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:

Немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

Типичные патологические ответы:

Пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
- постарается прогнать маленького ягненка;
- притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
- найдет другую маму для маленького ягненка;
- побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

1-й вариант. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»

Типичные нормальные ответы:

Неизвестный человек;
- чей-то дедушка или бабушка;
- тот, кто был сильно болен;
- старый человек.

Типичные патологические ответы:

Мальчик (девочка);
- папа (мама) одного мальчика (девочки);
- чей-то младший брат или сестричка.

Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.

2-й вариант. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

4. Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу. «У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Типичные нормальные ответы:

Слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;
- вырос;
- он сломал любимую игрушку мальчика.

Типичные патологические ответы:

У слоненка нет хобота, потому что его отрезали;
- слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот;
- слоненок умер;
- вместо слоненка было другое животное.

Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.

5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы - выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

У нас будут гости;
- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:

Кто-то умер;
- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
- мама сердится за то, что он опоздал.

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «СКАЗКА» ЛУИЗЫ ДЮСС

Позволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4 – 10 лет.

Тест ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребёнка при его идентификации с героем сказки. Может проводиться родителями, педагогами, психологами, ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы не комментируются. Если ребёнок проявляет безразличие, невнимательность, признак волнения (понизив или повысив голос, покраснев, побледнев, вспотев, выполняя невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопрос, настойчиво опережает события, - всё это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам.

Первая сказка «Птенец»

Цель – выявить степень зависимости ребёнка от родителей.

В гнёздышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнёздышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испуганно будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберёт его».

«Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается лететь, но не сумеет»; «Умрёт во время падения»; «Умрёт от голода (или от дождя, холода и т.д.)»; «О нём все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

Вторая сказка «Годовщина свадьбы родителей»

Цель – понять, ревнует ли ребёнок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделённым вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления чувств друг к другу.

Допускается задавать дополнительные вопросы после сказки.

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребёнок встаёт и один идёт в сад. Что произошло? Почему он ушёл?

Типичные нормальные ответы: «Пошёл за цветами для мамы»; «Пошёл немного поиграть»; «Со взрослыми скучно, он решил развлекаться один»; «Ему надоело находиться на празднике»; «Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу и т.д.)»; «Бывает скучно» и т.д.

Типичные патологические ответы: «Ушёл, потому что разозлился»; «Загрустил»; «Никто на него не обращал внимания».

К такого рода ответам необходимо задать дополнительные уточняющие вопросы.

Третья сказка «Ягнёнок» (в 2 вариантах)

Цель: 1) контроль за тем, как ребёнок перенёс отрыв от груди матери;

2) второй вариант даёт возможность контролировать наличие чувства ревности к младшему брату, которого ещё кормят грудью.

Первый вариант.

Жила-была овца со своим ягнёнком. Ягнёнок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла его покормить. Что делать ягнёнку?

Типичные нормальные ответы: «Будет есть больше травки»; «Заплачет, а потом станет есть травку»; «Пойдёт к другой овце и попросит у неё молока».

Типичные патологические ответы: «Умрёт голода»; «Пойдёт к другой овце и больше не вернётся к своей маме»; «Не будет больше обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока»; «Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет ему где-нибудь молока и принесёт».

Вариант второй.

Рассказывается та же самая история до фразы о том, что ягнёнку очень нравится до фразы о том, что ягнёнку очень нравится молоко, хотя он уже давно ест травку. Далее следует такое продолжение. Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягнёнка, который пьёт только молоко, потому что ещё не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягнёнку, что ему придётся обойтись без молока, потому что у неё не хватает молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягнёнок?

Типичные нормальные ответы: те же ответы, что и в первом варианте, и возможны другие: «Постарается есть меньше молока и больше травки»; «Немного покапризничает, но любит маленького ягнёнка, поэтому будет есть только травку» и т.п.

Типичные патологические ответы: те же, что и в первом варианте, плюс другие: «Пойдёт есть травку, но будет очень злиться на маленького ягнёнка и маму»; «Прогонит маленького ягнёнка»; «Притворится послушным, а потом тайком унесёт маленького ягнёнка и снова сможет пить молоко»; «Найдёт другую маму для маленького ягнёнка»; «Будет бить маленького ягнёнка» и т.п.

Четвёртая сказка «Похороны»

Цель – выявить отношение ребёнка к смерти, к агрессивности, подавлению, разрушительности, взаимосвязанному чувству вины и самобичеванию.

«По улице идёт похоронная процессия, все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?

Типичные нормальные ответы: «Неизвестный человек»; «Дедушка (бабушка) какого-то ребёнка»; «Человек, который был очень болен»; «Очень важный человек»; «Старик (старушка)» и т.п.

Типично патологические ответы: «Мальчик (девочка)»; «Папа одного мальчика»; «Мама одного мальчика»; «Младший брат (старшая сестра) одного мальчика» и т.д.

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тёти, дяди и все дети пошли на станцию и один из них сел в поезд и уехал далеко-далеко и, может быть никогда не вернётся. Кто это был?

Типичные нормальные ответы: «Кто-то из них»; «Дедушка (бабушка)»; «Не знаю кто» и т.д. Может быть даже назван человек, не являющийся членом семьи, что указывает на игнорирование основного сюжета рассказа, т.е. что на поезд сел кто-то из членов семьи.

Типичные патологические ответы: те же, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребёнком в качестве мишени своей агрессивности.

Пятая сказка «Страх»

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

Один мальчик говорит себе: «Как страшно!» чего он боится?

Типичные нормальные ответы: «Вёл себя плохо и теперь боится наказания»; «Пропускал в школе занятия, боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится какого-то животного»; «Ничего не боится, просто пошутила» и т.п.

Типичные патологические ответы: (на все эти ответы необходимо просить ребёнка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится оставаться один»; «Боится чёрта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придёт вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрёт мама (папа) и т.д.

Подобные патологические идеи выражаю скрытую агрессивность по отношению к родителям, а следовательно, вызывают у ребёнка чувство вины и самобичевание.

Шестая сказка «Слонёнок»

Цель – выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, наличия «комплекса кастрации».

У одного мальчика есть слонёнок, очень приятный, хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что что-то изменилось. Чего у него изменилось и почему?»

Типичные ответы: «Слонёнок перекрасился в другой цвет»; «Слонёнок не изменился, он только вырос»; «Слонёнок намочил в постель»; «Он ушёл, потому что ему надоело оставаться всё время в закрытой комнате»; «Он сломал игрушку мальчика, который побьёт его за это» и т.п.

Типичные патологические ответы : «У слонёнка нет больше хобота, потому что ему его отрезали»; «Слонёнок вёл себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слонёнок плачет, потому что ему плохо и никто ему не помогает»; «Слонёнок умер»; «Вместо слонёнка было другое животное» и т.д.

Седьмая сказка «Песочный домик»

Цель – контроль за тем, как правильно ребёнок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила его подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?

Типичные нормальные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит домик маме»; «Прежде чем подарить маме, покажет его папе (или кому-то другому)»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Поиграет, а потом разрушит его»; «Будет жить в домике всю жизнь»; «Почему он должен домик отдавать маме?» и т.д.

Восьмая сказка «Прогулка»

Цель: - контроль за уровнем так называемых «эдиповых» отношений, т.е. выявление степени привязанности ребёнка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводить дифференцированно, в зависимости от пола ребёнка.

Один мальчик идёт с мамой в лес погулять, и они оба очень довольны. Когда возвращаются домой, то видят, что у папы (мамы, если речь идёт о девочке с папой) изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него (неё) появилось? Почему?

Типичные нормальные ответы: У него (неё) довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него (неё) усталое лицо, много работал (-а)»; «У него (неё) было сердитое лицо, потому что их долго не было и он (она) беспокоился (-лась)»; «Пока они отсутствовали, ему (ей) принесли плохую весть»; «Пока они отсутствовали, разбилось стекло (что-то другое)» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Он (она) болеет»; «Он (она) заболел (-а), пока они отсутствовали»; «У него (неё) озабоченное лицо, потому что он (она) увидел (-а), что мальчик (девочка) простудился (-лась) во время прогулки и поднялась температура»; «Он (она) раздражен (-а), потому что тоже хотел (-а)»; «Он (она) плакал (-а), потому что боялся (-лась), что они больше не вернутся, что они потерялись» и т.д.

Девятая сказка «Новость»

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается с прогулки (или из школы, садика, со двора, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришёл. Я должна сообщить тебе одну новость».

Какую новость хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы: «К обеду придёт гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он сел заниматься или принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама хочет что-то запретить мальчику»; «Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать, что больше его не выпустит на улицу» и т.д.

Десятая сказка «Дурной сон»

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю?»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т. п.

Типичные патологические ответы: «Ему приснилось, что мама (или папа) умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т.д.

Необходимо проследить, указывает ли один из приведённых в примерах патологических ответов на состояние тревожности и беспокойства, идентичное с уже выраженными, прямо или косвенно, в предыдущих тестах.

Тест даёт возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.

Протокол

Диагностического обследования

эмоционально-личностных особенностей и проблем детей 4-10 лет

Ф.И.О. ребенка______________________________ Пол_________________

Дата рождения____________________Возраст____________Класс________

Дата обследования__________________

Дополнительные сведения__________________________________________

За основу исследования взята методика «Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс, которая дает возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.

Название и Цель сказки

Ответ ребенка. Определение нормальных и патологичных ответов.

«Птенец» Выявить степень зависимости ребенка от родителей.

«Годовщина свадьбы родителей» Понять, ревнует ли ребенок к союзу родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны родителей.

«Ягненок»

1. Контроль за тем, как ребенок перенес отрыв от груди.

2. Возможность контролировать наличие чувства ревности к младшим.

«Похороны» Выявить отношение ребенка к смерти, к агрессивности, подавлению, разрушительности, взаимосвязанному чувству вины и самобичеванию.

«Страх» Выявить наличие и содержание страхов.

«Слоненок» Выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, наличия «комплекса кастрации».

«Песочный домик» Контроль за тем, как ребенок привязан к своим вещам, которые воспринимает, как свою собственность.

«Прогулка» Выявить степень привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола.

«Новость» Выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

«Плохой сон» Контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту с предыдущими.

Заключение по диагностическому обследованию __________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации _________________________________________________________
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Психолог Кавелина Л.В.

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста. Тест настолько прост, что даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям.

Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.

Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.

Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.

Несколько советов

  • Ребенок не должен испытывать страх или тревог у, он должен почувствовать, что тест — это некая игра, похожая на многие другие.
  • Следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил рассказать ему сказку.
  • Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой.
  • Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость , слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.
  • Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность . По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент.
  • Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов.
  • Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами.

Обратите внимание, в какой мере поведение ребенка во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка. Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ , стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй ; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала , — все это признаки патологической реакции на тест и не исключено — сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.



Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию . Некоторые истории могут вызывать у детей страх , но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство , это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.

Достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты. И теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Зависимость
Роль в семье

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Биологически активные добавки к пище: польза

Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.

Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.