Что могут дети в 3 года. Умения и навыки малыша в три года


Малыш стал совсем большим, и мама задумывается, что в 3 года должен уметь ребенок. В группе детского сада некоторые родители хвастаются, что их малыш уже хорошо читает, в другой семье дети с пеленок могут повторить любую мелодию. Не пытайтесь обучить маленького человечка всему и сразу, развитие должно идти постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями мальчика или девочки. Пускать дело на самотек тоже нельзя – пусть каждая игра поможет вашему сыну или дочери научиться чему-то новому.

Физические возможности трехлетнего малыша

Чтобы ребенок в 3 года умел уверенно делать физические упражнения, рекомендованные для этого возраста, начинать тренировки нужно не сейчас, а с рождения. В поликлиниках и центрах развития детей вам дадут все нужные консультации. Нагрузки должны расти постепенно, нельзя пропускать ни одного этапа. Бесполезно учить малыша подниматься по лестнице, если у него слабые мышцы ножек: чтобы поднять тело на следующую ступеньку, нужно приложить достаточно усилий.

Если двигательный аппарат и нервная система ребенка развивается правильно, в трехлетнем возрасте он будет подвижным непоседой. Маме придется постоянно следить, чтобы он не свалился со стремянки, не споткнулся о бордюр на прогулке.

Трехлетний малыш уже может:

  • хорошо бегать;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, лазить по шведской стенке;
  • прыгать на одной ножке;
  • кувыркаться;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • ходить задом наперед;
  • пинать, бросать и ловить мяч;
  • стоять и ходить на цыпочках.

Если ваш ребенок не научился делать какие-то пункты из этого списка, не волнуйтесь. Можно отдать его в спортивную секцию или придумать игру, где необходимо выполнить это движение. Помните, что настаивать и ругать малыша нельзя, все упражнения он должен выполнять с удовольствием.

Установите дома или на даче детский спортивный комплекс. В хороших моделях предусмотрено много приспособлений: кольца, канат, тарзанка, веревочная лестница и сетка для лазанья.

Речь и интеллектуальный уровень ребенка

Если физическое развитие ребенка в этом возрасте происходит независимо от пола, то во многих других аспектах сразу можно понять, девочка перед вами или мальчик. Многие родители замечают, что их дочери начинают говорить раньше сыновей. Если малыш произносит всего несколько слов, нужно посоветоваться с логопедом или неврологом и узнать, как развивать его речь. Предварительно подумайте: а вы сами достаточно говорите с ним? Если вручили ребенку куклу, которая может сказать 2-3 фразы, а сами постоянно заняты своими делами, неудивительно, что речь ребенка повторяет только высказывания любимой игрушки.

В возрасте трех лет малыш должен понимать, что у любого человека есть имя, его мама – Таня, папа – Олег. Пусть он сам придумает, как назвать кукол, мишек, зайчиков.

К трем годам ребенок уже может:

  • правильно выговаривать имена близких родственников и детей, с которыми часто играет;
  • назвать свое имя и фамилию;
  • строить фразы из нескольких слов;
  • понимать несложные вопросы и отвечать на них.

Ресурс сайт рекомендует родителям говорить даже с самыми маленькими детьми четко и правильно, не коверкать слова, подражая их речи. Малыш должен с рождения слышать, как правильно произносятся все названия предметов и действия.

Если малыш постоянно задает вопросы, не отталкивайте его, не говорите, что он еще мал это понимать. Когда он спросит, почему горит лампочка, не надо объяснять ребенку, что такое переменный ток, ребенок еще этого не поймет. Зажгите спичку и скажите, что в светильнике горит такой же огонек, только он закрыт стеклом.

Занимайтесь развивающими играми, тогда к трехлетнему возрасту малыш сможет:

  • листать детские книжки и рассматривать картинки;
  • правильно собирать небольшую пирамидку;
  • строить башню из кубиков;
  • знать, где находится детский садик или площадка, на которой он гуляет;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • собирать простейший конструктор;
  • отличать большой предмет от маленького, круглый от квадратного;
  • складывать картинку из 6 крупных пазлов.

В этом возрасте начинает развиваться фантазия. Не надо обвинять ребенка во лжи, если он сказал, что увидел дерево с ротиком и носиком. Вообразите себя его ровесником и посмотрите: действительно этот сучок похож на нос Буратино, а дупло внизу напоминает открытый рот. Развивайте его способности к воображению, ассоциациям, научитесь сами удивляться красивому облаку или необычной трещине на асфальте.


Зачем нужно развивать мелкую моторику

Если непослушные пальчики малыша еще с трудом выполняют короткие точные движения, нужно развивать мелкую моторику. Часто эти занятия имеют творческую направленность. Ребенок создает скульптуры из пластилина, украшения из бусинок, картины из мозаики, а его фантазия стремится придумать что-то новое необыкновенное. Покажите ему, как тонкая пластилиновая колбаска, свернутая спиралью, превращается в улитку, три шарика разной величины – в снеговика.

Мелкие движения пальцами очень важны для приучения руки к письму и рукоделию, но мелкая моторика необходима и для развития мозговой деятельности. Чтобы кисти рук стали гибкими и послушными, с раннего возраста занимайтесь пальчиковой гимнастикой.

Хорошо помогает развитию моторики:

  • рисование мелких деталей: глаз, рта, пуговиц на одежде:
  • игра на детском пианино;
  • нанизывание бусинок на шнурок;
  • лепка;
  • работа с конструктором;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • игрушки-шнуровки.

Социальное развитие детей

Трехлетнему малышу необходимо общение со сверстниками. Он должен научиться играть в совместные игры, понимать, что качаться на качелях можно, только когда придет его очередь. Научите ребенка понимать, где его игрушки, а где чужие. Не надо жадничать, пусть другая девочка поиграет твоей куклой, пока ты будешь копать песок ее совочком.

Постоянно общаясь с другими детьми, ребенок почувствует симпатию к некоторым сверстникам, с другими ему будет неинтересно. Не препятствуйте начинающейся дружбе, бывает, что после игр в песочнице хорошие отношения продолжаются всю жизнь. Пусть малыш начинает помогать другим: знакомый мальчик не знает, как включить музыку на игрушечном телефоне, – покажи, на какую кнопочку надо нажать.

Ребенок должен понимать, что в семье у него есть своя роль и свои обязанности. Вечером он может собрать игрушки в специальный ящик, потому что они тоже устали и идут спать. Ребенку интересно все, что делают взрослые, он тоже хочет принять участие в работе. Никогда не говорите: «У тебя не получится» или «Я сама все сделаю». Пусть он трет пол маленькой шваброй, раскатывает небольшой кусок теста и лепит из него свой пирожок.

Малышу можно доверить:

  • помыть тарелки губкой;
  • протереть пыль со стульев и тумбочек;
  • перед купанием убрать грязную одежду в ящик для белья;
  • подмести пол.

Пора приучать ребенка правильно вести себя за столом. Купите ему детскую ложку и вилку, тарелку, блюдечко, чашку и научите правильно ими пользоваться. Помните, что главными учителями в этом вопросе должны стать взрослые члены семьи. Если папа и мама едят второе блюдо ложкой, хватают сыр и колбасу с общего блюда руками, разговаривают с набитым ртом – малыш привыкнет к таким же манерам. В школьные годы он будет некультурно есть в гостях и в общественных местах, станет предметом насмешек.


Каждый малыш индивидуален

В различных шоу, роликах в интернете и других источниках можно увидеть детей, которые в 2 года читают, находят на карте любую страну и знают арифметические действия. Не стремитесь к достижению подобных результатов, мозг малыша еще не готов к таким нагрузкам. Если мальчик спрашивает, какая буква изображена на кубике – ответьте, но специальных занятий по изучению азбуки проводить пока не надо. Если мозг будет готов к усвоению письменности, ребенок сам запомнит буквы и начнет складывать их в слова, но у большинства трехлеток такое занятие может вызвать нервное перенапряжение. Если сами не можете решить, чему можно, а чему пока рано учить маленького человечка, вам поможет консультация для родителей, которая есть во многих детских поликлиниках.

Не завидуйте семьям, где растет вундеркинд, лучше посмотрите, что лучше всего получается у вашего малыша. Он не может на слух сыграть на пианино любую мелодию, зато может составить целый рассказ по картинке или красиво расставить игрушечную посуду на кукольном столике. Не зацикливайтесь на одном направлении развития, вы же не хотите, чтобы из ребенка вырос слабый болезненный интеллектуал или прекрасный спортсмен, не способный усвоить школьную программу. Направление любимой деятельности он выберет позже, а сейчас пусть пробует все занятия.

Не переживайте, если малыш понимает не все, что должен знать ребенок в 3 года. Даже специалисты не могут точно определить этот перечень, у разных авторов он различен. Следите, есть ли прогресс в этом занятии. Неделю назад он с трудом поднимался на ступеньку, держась двумя руками за перила, а сегодня уже освободил одну ручку – прекрасно! Скоро он будет бегать по лестнице так, что вы не догоните. Не волнуйтесь, если обучение какому-нибудь навыку на некоторое время остановилось на одной точке: у детей часто развитие идет скачками. Только когда проходят недели, а прогресса нет никакого, нужно проконсультироваться со специалистом.

Три года – возраст бурного физического и умственного развития. Каждый день малыш удивляет вас новым знанием или умением. Не забывайте хвалить его, побуждать к дальнейшему обучению. Если что-то не получается, ни в коем случае не называйте ребенка глупым или неуклюжим, след от таких обид может остаться на всю жизнь. Успокойте маленького человечка, скажите, что с первого раза часто не получается, но скоро он научится всему, что захочет. Когда дети уверены в своих силах, их развитие идет быстро и правильно.

Вашему малышу исполнилось 3 года, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс - приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша , а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

Математика

Владеть понятиями: один-много, большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, одинаковые-разные и т.д.,

Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный),

Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),

Сравнивать предметы по величине, цвету, форме,

Сравнивать количество предметов,

Подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Развитие речи

Ребенок в три года должен:

Знать названия окружающих предметов: мебели, посуды, игрушек, одежды и т.д.,

Называть по одному признаку каждого предмета,

Знать названия основных действий (бегать, прыгать и т.д.),

Повторять за взрослым стишки и песенки.

Внимание

Ребенок в три года должен:

Не отвлекаясь, в течение 3-4 минут выполнять задание,

Находить парные предметы,

Из группы предметов выбирать нужный,

Обращать внимание на свойства и признаки предметов,

Память

Ребенок в три года должен:

Запоминать 2-3 картинки,

Запоминать 3-4 слова, сказанные взрослым несколько раз,

Запоминать и повторять движения, показанные взрослым 1-2 раза,

Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

Мышление

Ребенок в три года должен:

Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,

Находить и объяснять несоответствия на рисунках,

Находить лишний предмет и обосновывать свой выбор,

Находить сходства и различия между предметами.

Моторика

Ребенок в три года должен:

Уметь разрезать ножницами бумагу,

Лепить "колбаски" и шарики из пластилина,

Рисовать кружочки, точки, линии,

Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Окружающий мир

Ребенок в три года должен:

Знать названия и иметь представление о домашних (корова, лошадь, свинья, кошка, собака и т.д.) и диких (медведь, волк, заяц, лиса и т.д.) животных,

Знать названия трех-четырех птиц (например, воробей, сорока, ворона), трех-четырех рыб (например, щука, сом, карась) и трех-четырех насекомых (например, муха, комар, пчела),

Знать названия основных растений: трех-четырех деревьев (например, береза, клен, дуб) и трех-четырех цветов (например, ромашка, роза, колокольчик),

Иметь представления об овощах, фруктах, ягодах, грибах,

Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы,

Знать части суток - утро, день, вечер, ночь,

Уметь называть явления при - дождь, снег, ветер, радуга.

Физкультура

Ребенок в три года должен:

Уметь прыгать на двух ногах,

Бросать и ловить мяч,

Держать равновесие, проходя по доске, положенной на пол,

Знать основные правила личной гигиены.

Музыка

Ребенок в три года должен уметь:

Ритмично двигаться под музыку,

Копировать звуки,

Иметь представление о разнообразии звуков окружающего мира (пение птиц, звуки животных, насекомых, шум воды, шум транспорта, звуки, издаваемые бытовыми электрическими приборами и т.д.).

Трехлетний ребенок уже встает на ножки, ползает, садится, уверенно ходит и умеет:

  • удерживать равновесие, когда ходит на носочках и стоит на одной ноге;
  • ходить по лестнице в обоих направлениях, чередуя ножки;
  • бегать;
  • перепрыгивать невысокие препятствия;
  • спрыгивать с небольшой высоты;
  • поднимать и бросать предметы;
  • использовать предметы по назначению или в соответствии с желаниями;
  • играть мячом;
  • раскручивать-закручивать болтики;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться горшком (туалетом);
  • самостоятельно пользоваться столовыми приборами;
  • крутить педали велосипеда и ездить на нем (трехколесном).

Но сразу нужно оговориться — многие навыки ребенок приобретет только в том случае, если родители приложили какой-то минимум усилий для того чтобы он это освоил. Так например, ребенок в 3 года никогда не научится кататься на трехколесном велосипеде, если родители не купили его ему (естественно), и не потратили неделю на то чтобы он научился кататься на нем. И конечно, все дети разные, и способности к обучению тоже (и это нужно уметь принимать).

Речевое развитие

Речь малыша уже достаточно развита – он знает много слов и умеет выстраивать предложения, выражать желания, говорить «спасибо», «пожалуйста» в соответствии с назначением.

Может вступать в диалог со взрослыми и детьми, делать выводы, отвечать на вопросы. Начинается период «почемучки», когда малыш задает много вопросов, иногда даже самых нелепых.

Задача родителей – отвечать на них, а не игнорировать. Иначе в ребенке может угаснуть интерес к познаниям.

Если в трехлетнем возрасте ребенок не выговаривает какие-либо буквы, то это еще не повод для беспокойства и обращения к логопеду. Когда малыш коверкает слово — взрослому нужно обязательно произнести слово правильно. Даже если он не сможет повторить — в памяти останется.

В возрасте 3+ лет, ребенок уже достаточно внятно должен производить слова и фразы, отвечать на вопросы. Если есть явные задержки речевого развития — можно обратиться к специалисту, логопеду

Нужно быть аккуратнее с неприличными словами и выражениями , потому что трехлетний малыш все схватывает на лету. Дети воспитываются не так наказами, как поведением родителей — они просто копируют его. Как пример — если родитель учит ребенка «не говори так, это плохо», но при этом в его речи присутствуют эти слова — эффект будет нулевой.

Если родители с рождения уделяли внимание ребенку, разговаривали с ним, проговаривали все действия, то к трехлетнему возрасту особых проблем с речью быть не должно.

Не забывайте и об обучении английскому языку, ведь это язык международный, и 100% может пригодится в жизни. Если ваш ребенок быстро обучается родному языку, нет никаких задержек в развитии речи, то уже в 4-5 лет можно плавно начинать .

Математическое, логическое и творческое мышление

Говоря о том, что должен уметь ребенок в три годика, следует отметить важность развития навыков в математике, логике и творчестве.

Математические умения сводятся к умению считать, минимум до трех, показывать пальчиками свой возраст, пересчитывать небольшое количество предметов. Малышу знакомы понятия, как много или мало, высокий или низкий, маленький или большой.

Различает и называет простые геометрические фигуры, умеет сравнивать предметы по цветам, формам и величинам.

Логическое мышление достаточно развито. К трехлетнему возрасту ребенок:

  • складывает крупные пазлы из двух-четырех частей;
  • выбирает нужный предмет из предложенных;
  • запоминает детали предметов;
  • собирает сортеры;
  • может найти подходящую пару предмету;
  • определяет недостающую деталь на картинке или предмете;
  • выставляет предметы по размеру;
  • повторяет движения за взрослыми;
  • использует предметы по назначению;
  • находит сходства и различия.


Ребенок называет на картинке буквы алфавита и цифры, и читает по слогам

Творчество

Прогрессируют и творческие навыки ребенка. Малыш знает основные цвета, может их называть и выбирать предметы одинакового цвета из нескольких предложенных.

Сформированы определенные навыки рисования – может нарисовать фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), человечка из палочек и кружочков, подобрать правильно цвет карандаша к рисунку (трава – зеленая, солнце – желтое).

Любимое занятие трехлеток – лепка из пластилина или теста. Они могут скрутить из него колбаску, кружочек, сделать блинчик и соединить их в единую композицию.

В трехлетнем возрасте дети много фантазируют, перевоплощаются в героев любимых мультфильмов и сказок, придумывают истории, раздают роли окружающим, подражают взрослым и детям. Не нужно мешать ему в этом, а лучше подыграть. Так развиваются его творческие способности.



Важный аспект жизни — творческое развитие ребенка. Т.е. то что сейчас называется креативным, гибким мышлением — от него зависит многое в жизни, и его нужно не подавлять (привязывая к жестким зашоренным шаблонам), а развивать.

Трехлетний малыш знаком с многими тонкостями окружающего мира — Различает времена года, день и ночь, знает названия животных, птиц, рыб, растений, овощей, фруктов, ягод, явлений природы (дождь, снег, радуга ). Кроха способен понимать и выполнять многие правила, что перед едой нужно помыть руки, придя домой с улицы – переодеться, мусор выбросить в ведро и т.д.

Причины для обращения к специалистам

Все дети разные и их умения зависят от наследственности, характера, усилий родителей, приложенных к развитию малыша. Однако на некоторые моменты следует обратить внимание:

  • ребенок часто падает, не умеет прыгать, крутить педали, бросать мяч;
  • не умеет правильно держать ручку или карандаш;
  • не выстраивает предложения;
  • не разговаривает;
  • не умеет складывать пирамидку и башню из кубиков и других предметов;
  • не фантазирует;
  • не проявляет желание играть со взрослыми и детьми;
  • не смотрит в глаза;
  • закатывает истерики на «пустом месте»;
  • не понимает просьб взрослых;
  • не просится на горшок;
  • не ест самостоятельно;
  • не одевается без посторонней помощи.

Заметив в ребенке хотя бы одно из таких несоответствий, для перестраховки лучше обратиться к врачу.

Если трехлетний ребенок не умеет делать элементарных вещей, соответствующих возрасту, то это еще не признак проблем со здоровьем. Возможно, это упущения родителей, которые мало проводили времени с малышом и не занимались с ним.



Для ребенка нужно находить время, ведь острый недостаток любви и внимания, помимо прочего, может также развить некоторые комплексы, которые останутся с ним на всю жизнь (как правило), делая её качество ниже

Причиной может быть также избалованность, когда родители все делают за ребенка и предугадывают его желания.

Навыки и умения у ребенка в три года сами по себе не появляются – их нужно развивать. И это — главная задача родителей.




Здравствуйте, дорогие мои читатели - посетители Клуба заботливых мамочек! Для начала хочу извиниться перед теми, кто читает мой блог регулярно и с нетерпением ждет новых публикаций. Знаю, что такие есть, и мне, конечно же, это очень приятно.

За последнее время я настолько занята, что не успеваю похозяйничать в Клубе. Надеюсь, что скоро у меня все войдет в нормальное русло и река из моих постов вновь станет полноводной и бурливой.

Одна из причин моей занятости - ремонт в квартире. Те, кому известна эта стихия, поймут меня хорошо:). Мне иногда кажется, что лучше бы я сама делала этот несчастный ремонт, чем следила за рабочими. А обои с мужем никто не выбирал? Если хотите получше его узнать, а заодно и себя тоже - рекомендую рискнуть:)))

А еще моему младшему сыночку Елисейке 4 августа исполнилось 3 года! в самый пик небывалой жары аномального лета 2010 года. Тогда я думала, что оно никогда не закончится. Но вот, прошло уже 3 года. Где абсолютная беспомощность моего маленького Лисеночка и полная зависимость от меня? Теперь такое вытворит или скажет, что я просто удивляюсь, как трехлетний карапуз на это способен.

Кстати, не повод ли это разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Не упустили ли мы чего? И если ваш непоседа тоже в пределах этого возраста, приглашаю присоединиться. Сначала я напишу, что говорят об этом специалисты, потом расскажу, что знает и умеет мой новоиспеченный трехлетка. А потом с удовольствием почитаю ваши комментарии о достижениях вашего умницы, обсудим, послушаем других мамочек. Итак,

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 ГОДА

1. Физические возможности трехлетнего ребенка

Первые шаги вашего малыша уже позади, теперь он умеет:

  • сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге;
  • самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги;
  • подпрыгивать на месте и даже перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • спрыгивать со ступеньки;
  • достаточно уверенно и быстро бегать;
  • брать и бросать предметы;
  • заниматься с предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями;
  • самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде;
  • может съехать с горы на санках без помощи взрослых.

Физические возможности трехлетнего Елисея

В общем, это все он умеет. Только с велосипедом у нас не очень получается. Правда, у нас не трехколесный, а маленький двухколесный с еще двумя колесиками, прикрепленными к заднему колесу для устойчивости.

Зато бегает так, что не догонишь. Прыгает, кувыркается, висит на трапеции и раскачивается. Залезает на шведскую стенку и слезает с нее.

2. Бытовые и санитарно-гигиенические навыки, которыми должен владеть ребенок в 3 года

  • самостоятельно мыть лицо и руки;
  • пользоваться носовым платком;
  • раздеваться, одеваться (не сложные предметы одежды, справляться с молнией, крупными пуговицами), знать последовательность раздевания-одевания одежды, складывать одежду;
  • обуваться (пусть и не на ту ногу) и разуваться с небольшой помощью взрослых, ставить обувь на место;
  • умеет правильно сидеть за столом;
  • аккуратно есть ложкой любую пищу и пить из чашки, соблюдая при этом правила поведения;
  • вытирать губы после еды салфеткой;
  • научился полоскать рот после еды и чистить зубы;
  • знает свое полотенце и его место;
  • освоил пользование горшком;
  • знает, что нельзя забираться на диван в уличной обуви;
  • вернувшись с улицы, снимает обувь в прихожей;
  • замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Елисей конечно, все это вроде знает и умеет (ключевое слово - вроде:))). Начнем по порядку - самостоятельно мыть лицо и руки. Умеет и даже очень любит это делать. Только после него в ванную комнату не зайти - все залито водой, а со стенок бутылочки с жидким мылом грустно стекают последние капли.

Одеваться-раздеваться умеет, но не любит. Можно полчаса его прождать, при этом выслушивая от него, какой он маленький и бедненький. Потом я не выдерживаю и одеваю его. Обувь, правда, он сам одевает и, когда надо снимает. Но вот сложить и повесить одежду…

Со всем остальным все хорошо. Ой, нет. Очень уж у нас, если положить руку на сердце, страдает поведение. И за столом в том числе. Особенно, если сидит вместе с братом. Иногда даже приходится удалять из-за стола. Характерец, я вам скажу, у него еще тот.


3. Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Сюда же можно отнести и развитие речи. Хоть это и обширная тема, которую удобнее рассматривать отдельно, но мы сейчас рассмотрим общие показатели, а о развитии речи потом поговорим в другой статье.

Степень развития психических процессов у трехлетнего ребенка (с 3-х до 4-х) можно оценить по следующим признакам:

  • ребенок знает 1200-1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
  • усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко), не всегда правильно, но это ему еще простительно. Употребляет слова во множественном числе;
  • задает много вопросов: «зачем», «почему» и т.д. (На эту тему у меня есть большая отдельная статья «« В ней я с помощью специалистов ответила на вопросы: почему ребенок говорит почему, какой стадии развития он достиг, как реагировать на вопросы, как отвечать и др.)
  • использует в своей речи местоимения: «я», «ты», «он» и т. д.
  • знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
  • знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный). По некоторым источникам - 4 цвета;
  • знает такие понятия, как «один - много», «большой - маленький», способен научится считать до десяти;
  • понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
  • может сложить по представленному образцу картинку из 3-5 частей;
  • находит на картинке одинаковые предметы, может подобрать пару к предмету (цветок к вазе, блюдце к чашке, лопатку к ведерку);
  • начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
  • различает понятия «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» –»широкий»;
  • отгадывает загадки, отвечает на вопросы;
  • слушает сказки, рассказы, пересказывает их. Заучивает стихи. Строит рассказы из 2-3 предложений по картинкам, рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
  • вспоминает, что он делал утром, днем, вечером; рассказывает о событии своими словами, сделать выводы из чего-то;
  • умеет подобрать антонимы: огонь - горячий, лёд - …?, лошадь - большая, мышь -…?, мама - женщина, папа - …?
  • знает свои имя и фамилию, имена людей из его ближайшего окружения;
  • рисует (круги, линии, солнышко с лучиками, человечка (схематично, конечно), некоторые детишки больше: домик, машинку и пр.), лепит (простые поделки: гусеницу, снеговика), раскрашивает картинки (разумеется, не идеально), занимается аппликацией (с помощью взрослого), может построить несложное сооружение из конструктора;
  • концентрировать внимание, т. е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3–4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3–4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; найти заплатку к коврику (к красному - красную, с круглой дыркой - круглую и т.п.);
  • начинает ориентироваться во временах года, знает, что снег идет зимой и т.п.;
  • отличает и называет 2-3 дерева;
  • знает много животных, различает диких и домашних, знает, как называются их детеныши, где они живут;
  • называет существенные детали предметов, одежду, все основные части тела;
  • обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки, животные и т.п.);
  • понимает и выполняет сложные комбинированные команды, например: «Сходи на кухню, возьми яблоко, которое лежит на столе и отнеси его брату, он в большой комнате»;
  • умеет называть различные действия: волк бегает, рыбка плавает, зайчик скачет, кенгуру прыгает и т.д.

Елисей к своим трем годам большинство из перечисленного умеет и делает. Проверяла на нем по мере написания))). Смешно получилось с антонимами.

Огонь горячий, а лед? - спрашиваю я.

Холодный, - отвечает испытуемый. Я продолжаю,

Лошадь большая, а мышка?

Маленькая!

Мама женщина, а папа?

СЛОН!!!

Ну что тут скажешь:). В остальном, что-то больше, что-то меньше, но выполняет. С рисованием у нас только не очень. В приоритете у него примитивный экспрессионизм, каляки-маляки то есть, а еще боди-арт (рисование на себе или на брате). Он, конечно, говорит, что это у него, к примеру, розовый бегемот, но увы и ах, даже человечка рисует мой абстракционист с трудом. Хотя тут, наверное, я сама виновата. Нужно чаще с ребенком заниматься. Надо перечитать свою же статью ««


Немного удивилась, что некоторые специалисты утверждают, что в три года ребенок должен знать 4 цвета. Мой старший сын в 1,7 г. знал 11 цветов, а младший в том же возрасте знал 6 цветов. Как я их учила различать цвета, я поделилась в этой статье: «»

4. Что еще должен знать и уметь ребенок в 3 года? Общаться!

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Навыки общения с другими людьми приобретают большое значение. Происходит скачок в отношениях со сверстниками. Если раньше дети играли рядом друг с другом, то теперь они начинают играть вместе , осваивают ролевые игры. И теперь

  • ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
  • появляется способность воспринимать некоторые правила игры, подчиняться им;
  • ребенок называет других по имени;
  • ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
  • «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил;
  • малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста», сказать «будь здоров», «спасибо» и другие «волшебные» слова.

Елисею в плане общения повезло - у него есть брат, который старше него всего на три года. Общаются по полной программе трех-шестилетнего возраста. Правила игр диктует сам, попробуй не согласись))). При этом безумно вежлив: «Богдан, давай пожалуйста поиграем вот так… Нееет, я сказал ТАК! Кому говорю ТАК!!!» На этом вербальное общение может перейти к тактильному. Характерец, как я уже упомянула, у него не простой. Да еще и кризис трех лет настиг.

5. Ко всему вышесказанному можно добавить, что в 3 года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он вполне может справиться со своим страхом, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.


Три года - очень интересный возраст. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире - он познакомился с ним через собственную деятельность и общение с родителями, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

Нельзя не сказать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Он не обязан знать и уметь в 3 года все, что здесь написано. Каждый ребенок - индивидуальность, со своими наклонностями, способностями и интересами. Да-да уже в этом возрасте.

Кстати, некоторые специалисты считают, что к трем годам уже нужно рассмотреть к чему тяготеет ребенок и развивать его в этом направлении. Занимаясь любимым делом, он вырастет гармоничной и счастливой личностью. Если честно, я не могу точно определить, к чему больше тяготеет даже шестилетний Богдан, что там про Елисея говорить.

Но меня это не пугает, потому что я знаю, что с этим делать. Знаю, как легко и точно определить наклонности своих детей. И с удовольствием расскажу вам об этом. Только уже в следующий раз. Подписывайтесь на обновления , если еще не сделали это. Обещаю, что будет интересно!

С уважением и любовью,

.

Специалисты по детской психологии часто называют трёхлетний возраст кризисом развития личности, поскольку именно в это время крохе предстоит столкнуться с первыми серьёзными трудностями. Это связано с посещением детского сада, выполнением первой самостоятельной работы, а также с обучением многочисленным навыкам, о которых в два года говорить ещё очень рано. Поэтому каждым родителям нужно знать, что должен уметь ребёнок в 3 года. Это знание поможет подобрать правильную методику воспитания, а также своевременно определить наличие отклонений в развитии и принять соответствующие меры.

Речь и слух

Речевой аппарат ребёнка в три года должен быть достаточно хорошо развит. Кроха может общаться со взрослыми и сверстниками, используя исключительно вербальные средства выражения своих мыслей и эмоций. Ребёнок должен строить предложения, состоящие из 10–15 слов, активно использовать описания окружающих предметов, знать названия большинства предметов, которые он видит перед собой в повседневной жизни.

Многие дети придумывают новые слова, создавая несуществующий язык. Не нужно поощрять делать это, однако ругать малыша также не стоит, поскольку вы можете помешать развитию его творческих способностей.

К возрасту 3–5 лет ребёнок будет учиться воспринимать музыку и песни. Большинство детей пробуют петь, тренируя музыкальный слух и вокальные навыки. Нужно всячески поощрять такую активность – помните, что одно требование прекратить пение может глубоко ранить кроху, и впоследствии он будет бояться проявлять свои таланты даже при наличии неплохих способностей. Чувство ритма, которое формируется годом раньше, постепенно перерастает в полноценный музыкальный слух. Малыш воспринимает несложные мелодии, учится распознавать тональность звуков, пытается имитировать их.

Чтение

В детском саду трёхлетний возраст является порогом, с которого детей начинают учить чтению. Ребёнок должен начинать запоминать буквы и небольшие цифры, уметь воспроизводить их, встретив на печатном листе. После трёх лет жизни человек учится складывать несложные слоги, медленно читать и постепенно воспринимать смысл письменной речи. Большой ошибкой будет учить младшего дошкольника одновременно нескольким языкам согласно новомодным методикам. Результатом этого станет нарушение речевых и когнитивных (познавательных, образовательных) функций.

Детям следует знать простейшие слова, распознавать их на бумаге и связывать с картинками, которыми украшены специальные книги. Лучше всего приобретать книжки с музыкальным сопровождением, интерактивными элементами и другими интересными особенностями – это помогает развивать творческие способности малышей.

К возрасту три года можно проводить разнообразные тесты на интеллект, восприятие, память и прочие функции мозга – для этого стоит воспользоваться специализированными пособиями. Однако не следует прекращать чтение сказок, поскольку важно не только восприятие новой информации, но также установление эмоционального контакта с родителями.

Самостоятельные сборы

Трёхлетний ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, расчёсывать волосы, застёгивать «молнии» и пуговицы. Родителям следует постепенно приучать его к самостоятельному выполнению гигиенических процедур. Стоит купить специальный стульчик для умывания, а также предметы, подходящие для использования ребёнком с учётом его анатомических параметров. Обязательно нужно объяснить крохе основную информацию о его здоровье и связь с выполняемыми гигиеническими процедурами. Однако пугать его разнообразными болезнями нельзя, чтобы не оставить психологическую травму, впоследствии способную перейти в устойчивые навязчивые фобии.

Ребёнок с трёх лет может делать достаточно простую работу, тренируя свои базовые навыки и проявляя склонность к различным талантам. Однако принуждение к труду будет воспринято им крайне отрицательно, что станет причиной развития таких нежелательных черт, как лень, стремление уклоняться от обязанностей, инфантильность. Поэтому знакомить его с базовыми трудовыми навыками стоит при помощи игрового процесса. Также нужно выработать понятие чистоты и аккуратности. Малыш должен следить за своим внешним видом, а также убирать комнату после окончания игр.

Важный совет от редакции!

Если вы испытываете проблемы с состоянием волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые используете. Пугающая статистика – в 97% шампуней известных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Вещества, из-за которых все беды, в составе обозначаются как содиум лаурил/лаурет сульфат, коко сульфат, ПЭГ, ДЕА, МЕА.

Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет. Также, эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать различные заболевания. Мы рекомендуем отказаться от использования средств, в которых находится эта химия. Недавно наши эксперты провели анализов шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic.

Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

Физическое развитие

Трёхлетний ребёнок обычно начинает интересоваться различными видами спорта, например, лёгкой атлетикой, бегом и прочими. Также его следует начать знакомить с командным спортом – для этого стоит отвести малыша в специальный кружок. К возрасту три года можно дать ребёнку покататься на санках с горки малой крутизны, а также научить его ходить на лыжах. Летом детям дают плавать в бассейне, чистой речке либо в море. Однако рядом обязательно следует присутствовать взрослому, который будет контролировать состояние малыша и не позволит ему захлебнуться.

Очень хорошим способом улучшения физического развития ребёнка является езда на трёхколёсном велосипеде. Родителям следует знать, что она также помогает развивать координацию и разнообразные навыки, которые пригодятся малышу в дальнейшем.

Но будьте внимательны, поскольку даже трёхколёсный велосипед может быть достаточно опасным – ребёнок может выехать на проезжую часть либо покатиться с горки, не контролируя скорость движения.

Использовать двухколёсный велосипед пока рано, поскольку трёхлетние дети редко обладают хорошо развитым чувством равновесия, да и не смогут достать до педалей. Вместо этого можно приобрести машинку с педальным и электрическим приводом – однако учтите, что в подобном возрасте ребёнок будет быстро расти и такое транспортное средство вскоре станет тесным для него.

Проблема, связанная с поддержанием режима дня и ограничением физической активности, становится ещё более сложной. С трёх лет малышу будет хотеться постоянно бегать, заниматься упражнениями, активно играть и заниматься другими аналогичными видами деятельности. Не понимая того, он может переутомиться, что приведёт к негативной реакции со стороны организма. Попытки отправить ребёнка спать могут привести к протесту. Поэтому для сохранения нормального эмоционального контакта с вашим чадом стоит предложить перейти к более спокойным видам деятельности, например, чтению книг, сбору конструкторов или рисованию.

Психологическое развитие

Основные проблемы этого возраста связаны с пребыванием ребёнка в детском саду. Малыш может сталкиваться с такими проблемами:

  • непониманием сверстников, вызванных иным воспитанием и иными условиями жизни;
  • отсутствием коммуникативных навыков;
  • отсутствием развитых ценностных понятий – не все дети этого возраста могут однозначно отделять плохое от хорошего.

Поэтому, если ваш ребёнок ранее не общался с другими детьми, его стоит отдать в специальную подготовительную группу перед детским садом либо начать его постепенную социализацию, знакомя с детьми, живущими поблизости. Подобным способом вы сможете предотвратить получение крохой психологической травмы, способной отобразиться на отношениях с другими людьми в будущем.

Однако именно в три года малыши знакомятся с понятиями дружбы, взаимопомощи, сострадания и многими другими, свойственными человеку, живущему в современном обществе. Ему стоит помогать, рассказывая о правилах вежливости, необходимости понимания ценностей других людей. К указанному возрасту малышу следует знать о существовании различных полов и их особенностях с психологической точки зрения. Нужно рассказывать о правилах поведения с противоположным полом и учить не проявлять излишнее любопытство в таких вопросах.

С психологической точки зрения детский садик и социализация помогают проявить склонности ребёнка к определённому психотипу. Специальные тесты в этом возрасте помогут сказать, какой будет оптимальная методика его воспитания, и какие навыки в нём лучше развивать.

Нужно обратить внимание на следующие параметры:

  1. Направленность эмоций – экстроверт/интроверт.
  2. Предпочтения в восприятии – сенсорик, опирающийся на чувства, или интуит, предпочитающий оперировать абстрактными понятиями.
  3. Построение системы ценностей – логик.
  4. Отношение к порядку – рационал, любящий упорядочивать всё вокруг себя, или иррационал, для которого ближе хаос.

Проведя тестирование, вы сможете понять, что делать с воспитанием ребёнка и даже сможете сделать первые осторожные предположения о его будущей профессии.