Кризисы развития личности, а также духовные кризисы возникают на разных этапах жизни человека. Помимо классической схемы взросления и формирования самоидентичности, которую могут сопровождать специфические травмы и возрастные кризисы, что хорошо описывается в различных учебниках по психологии, выделяют и отдельный вид кризиса, так называемый «кризис развития». и духовный кризис имеют общие черты, с тем отличием, что личность развивается для себя, и ее в этот период интересуют вопросы, связанные с собственной сферой жизни и деятельности. Потребности же человека, который сталкивается с духовным кризисом , как правило, выходят за пределы его Эго, его начинают интересовать вопросы, связанные со всем человечеством.
Итак, во время роста человека, в процессе его жизнедеятельности, он сталкивается с различными новыми, неизвестными и даже неблагоприятными факторами, которые он либо в состоянии адекватно и правильно понять, применить, «переработать» или изменить, что сделает его сильнее, лучше, добрее, душевнее, интеллектуальнее, эффективнее и т.д., либо они (факторы, с которыми человек не справился) приводят к возникновению психологических травм, различным стрессам и ухудшению состояния, потере энергии и другим сложностям развития.
Подобные сложности и кризисы развития, обусловлены различными причинами, как внешними, так и внутренними, с т.з. эволюции важно понять какие в момент травмы появились неправильные убеждения и их откорректировать, т.к. именно на их основе формируется неправильное поведение, зачастую бессознательное.
И когда человек сталкивается с последствиями подобной травмы, он может уйти в регресс, в повтор аналогичного шаблона поведения и в этот момент он будет воспринимать мир глазами того ребенка, который погрузился в свою травму, будет воспринимать мир, себя и других глазами ребенка того возраста, где и когда травма была получена. В этот момент у человека часто отсутствует понятие нормы: где его восприятие мира объективно, а где детское и травматическое.
По- другому еще называют «Экзистенциальный кризис», кризис потери и поиска смысла жизни, он относится к внутреннему трансформационному кризису человека.
В какой-то момент своей жизни человек постепенно начинает осознавать, что у него есть свобода выбора: как жить и что делать, что ему не обязательно ходить по чужим дорогам, можно найти свой путь в жизни и не играть чужие роли, не искать больше смысл в реализации социальных шаблонов своего развития и отказаться от предлагаемых, одобряемых и зачастую навязываемых обществом стереотипов жизненного пути. Например: школа, институт, семья, квартира, дача, пенсия и все… «живи и радуйся, чего же больше?»
Развивающаяся личность, приходит к пониманию, что Смысл Жизни невозможно навязать, его надо найти, он должен быть свой, индивидуальный.
Характеризуется рядом внутренних вопросов, которые начинает ставить перед собой человек, притом, что снаружи все остается по-прежнему, хуже не стало, все такое же самое, как было раньше, некая норма, но с каждым днем пространство надоедает все больше….
Эти кризисные периоды в течение жизни возникают у каждого по разному, вы индивидуально поднимаетесь по ступенькам своей эволюции и если не наши ответа на одном из витков, вам представится случай столкнуться с ним еще раз и еще раз…
Кризис развития, характерен тем, что вы исследуете свою территорию, свой мир, свою жизнь и в какой-то момент вам почему-то становится скучно и душно в тех рамках и условиях, что вы живете. Жизнь в этих условиях, которые ранее были нормой, становится не мила, хотя внешне ничего не изменилось.
Человек начинает поиск причин, страдает и даже пытается, как-то заглушить, убрать этот внутренний импульс: либо раствориться в коллективе, лишь бы не оставаться с собой наедине; либо он приходит к мысли, что та бесцельная жизнь, которую он ведет - это еще не все, что он может и хочет. И вот тогда он начинает искать выход, потому что так бессмысленно жить уже не хочет. Он уже не понимает, как можно было радоваться тому, как и где он жил? Условно жизнь была 2-D а теперь он узнал, что есть жизнь 3-D и он начинает путь к заветной цели.
Он не жалеет, потраченных сил, средств, времени, и счастлив, когда вышел на новый этап, он начинает жить на новом уровне развития. Часто бывает и так, что через какое-то время и на этом уровне становится скучно: кто-то постоянно двигается, кто-то периодами. В момент изменений и движения вверх меняется система ценностей, отношение к себе, отношение к миру, все становится другим, проявляются философские и экзистенциальные вопросы:
Кто Я? Какой Я? Откуда Я? Куда Я? Зачем я здесь и в чем смысл всего этого?
Кто-то ищет всю жизнь, изменяясь постоянно, кто-то двигается периодами, многое зависит от культурно- интеллектуального уровня и текущих условий индивидуума. Чем социальный уровень ниже, тем развитие реже, тем меньше абстрактного мышления и больше предметно – конкретного, при низком уровне развития философские вопросы о смысле жизни обычно не возникают.
Периоды в которые подобные кризисы особенно часты:
- «Кризис Рождения» – главный переход, только пришли на эту планету
- «Половая зрелость» возрастной кризис самоидентификации. Здесь уже возникают вопросы Кто Я, Какой Я и Куда Я, как понять свои ценности и потребности, Куда я буду с ними двигаться?
Редко кто проходит этот кризис, многие идут «как надо», по социальным ценностям, по мнению родителей. Отсюда такое количество ошибок в юном возрасте, не то образование, не тот партнер, и т.д. Причина в том, что свои мысли и ценности не понятны, поэтому пользуемся чужими. В этих ошибках ребенок формирует свои ценности и отфильтровывает внешние, навязанные.
- «Кризис самоопределения» 29-33 года
Уже пройдены некоторые этапы жизни, сформированы семейные ценности, получено образование, я полноправный член социума, сформировал морально-этические нормы, но… постепенно жить с этими ценностями мне все хуже и хуже, хотя с т.з. социальных ценностей все хорошо: есть работа, зарплата, все по плану, но.… Зачем все это? И что, так будет всегда??? Зачем этот бег по кругу, «день сурка», все время все одно и тоже, а может, где-то есть по-другому? Со стороны «среднего» социума все прекрасно, я имею все что надо, все, что положено социально, а зачем? Неужели ничего лучше уже не будет?
Те, кто в детстве не прошел «своё хочу», до этого периода живут по социальной директиве «так надо»
Основная тема для изменений:
Начинается путь самопознания человека, и если он не справился, не защитил свои границы, то он откажется от самоопределения, и пойдет по дороге социума. Если в этом возрасте кризис не пройден, то я снова иду «как надо»
- «Вторая волна» - 40-55 лет, тот же вопрос самоопределения, но стоит он уже более остро, более болезненно.
У тех, кто успешно прошел первый кризис развития личности, в этот период активно идет процесс расширения ранее выбранного пути, возникают новые перспективы и новые горизонты духовности, редко когда идет возврат, дальше движение только вверх и все менее болезненно, т.к. все больше о себе понимаю, поиск и расширение пути стало естественной потребностью.
Если не было прохождения первого, то на втором этапе:
Мир оказался сложнее, чем я думал и начинается новый виток, но в 40-55 социум говорит «уже поздно», здесь справляются только сильные и смелые, но пока человек открыт новому, всё возможно. Остаются самые продвинутые, которые не испугавшись угроз «поздно», а многие останавливаются… Что бы по-настоящему посмотреть в себя придется переделывать очень много… но те, кто находят свой путь, добиваются прогресса и двигаются на новый уровень развития.
Основные вопросы: Кто Я? Какой Я Куда Я?
К вопросам первого этапа, как правило, добавляется исследование родовых линий и программ, возникают глобальные вопросы создания мира, откуда мы пришли и куда отправимся после смерти.
Для успешного прохождения кризисов развития личности важно понимать их природу и уметь противостоять социуму, т.к. социуму не нужны люди, которые идут своим путем, по причине того, что их невозможно удержать в заданных рамках, их сложнее «построить в колонны»
В подростковом возрасте – вам «мешают» родители
В 30 лет обычно мешают те, кто сам не выбирал свой путь и поэтому не дают выбирать вам…
Основное влияние – «удар по чувству вины», чтобы вы не поменяли что-то понятное и успешное, на что-то непонятное. Здесь вам только ленивый не скажет: «сумасшедший, как вы рискуете, выводите себя и подвергаете других дискомфорту, как тебе не стыдно, не гневи бога и т.д.»
При любом изменении сохранить все прежние контакты невозможно, как правило, остаются только единомышленники. Если человек выбирает свой путь вверх, хотя он и тяжелый, то качество жизни меняется колоссально, вспоминая свои прежние ощущения от жизни, человек не жалеет. Обычно от 1-го до 3-х лет приходит новое понимание жизни, человек входит «в поток» и становится счастливым.
Второй путь из кризиса развития личности – это путь вниз, назад, т.е. регресс - любыми путями не замечать, что в душе плохо, бояться заглянуть внутрь и растворять себя во внешних видах деятельности. Здесь в ход идут соц. сети, сериалы, трудоголизм, безумное количество людей вокруг, т.к. постоянная «движуха» создает калейдоскоп событий, чтобы не столкнуться с собой наедине.
Постепенно те люди, кто шел своим путем – выходят на уровень мастеров и учителей в отдельной сфере жизни. Они не навязывают другим свои принципы, но у них своя уникальная система жизненных ценностей, они просветлели от страхов и оков, это мудрецы, которые познают жизнь.
Что происходит с теми, кто не задавался вопросами своего пути? Они, к концу жизни тихо угасают, начинают задумываться над бесцельностью своей жизни и порой сталкиваются с маразмом… либо довольные выполненным социальным долгом, активно декларируют свои нормы детям и у них тоже «все хорошо».
Для прохождения каждого из кризисов развития личности – вам необходимы ресурсы, поэтому изучение вопроса: кто, что, как и почему может мне помочь в развитии – один из часто возникающих вопросов на пути. Поиск ресурсов производится как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Какие еще возможны сложности: ваш внутренний диалог (критик, мыслитель, эго, лень, страх и т.д.) будет выступать, подыгрывать социуму и обесценивать ваше стремление к развитию, так сознание конфликтует с подсознанием, поэтому так важно научиться понимать послания внутреннего мира, и продолжать дальше поиск своего пути, как только нашел, в ходишь в свой поток.
Бывает и так, что возвращаешься к тому, в чем когда-то себе отказал (благодаря социуму). А если отказываешься от своего пути, ради близких, обычно потребность возвращается на более позднем этапе, но не забывайте про ответственность перед своей семьей, здесь важно соблюсти как личные границы, так и объективные обязательства, например по воспитанию детей.
Портрет клиента с кризисом развития личности
- Отсутствие объективных внешних причин для кризиса, ничего во внешнем мире не поменялось.
- От этого особенно страшно, т.к. снаружи «все хорошо»
- Скука и недовольство качеством, не зависимо от нормы социума, тоска, тоска, тоска.
- Альтернативные действия со стороны – скажи нам что хочешь, поможем, но со сферой хочу – полная тишина.
- Чувство беспричинной тревоги, внешних причин нет, но она растет. Периодически обостряется и понимание того, что причин объективно нет, что еще больше повышает уровень…
- Предчувствие, что случится что-то ужасное, повышенный тревожный фон, обостряются страхи. Например, раньше чего-то не боялись, теперь боимся.
- Отстраненность от мира, жизнь идет, а я наблюдатель за стеклом. В компании меня как Буд-то нету, я чужой на этом празднике жизни, мир отдельно, я отдельно.
- Странное ощущение времени – цейтнот времени, скорее, скорее, надо что-то решать + либо ускорилось, либо замедлилось,: то бежит, то остановилось, общая черта: стало другое восприятие времени.
- Сны в этот период странные: параллельные миры, мифологические, фэнтези, волшебные, глубокие и символичные. Сны –это один из языков, на котором с нами общается подсознание, считается, что этот способ достучаться до сознания.
- Хроническое мышечное напряжение, проявление потери опоры, ощущение неплотного стояния на земле и т.п.
- Потеря смысла хотя бы в одной из значимых сфер жизни. Например: нет смысла в работе, зачем я это делаю, если рухнет компания, то миру хуже не будет.
- Возможна потеря интереса к ранее значимой области жизни.
Если в этом портрете, вы узнали себя, то мы вас поздравляем, это прекрасно, что вы начали поиск своего пути, который без сомнения сделает вас лучше, мудрее и сильнее, теперь вы знаете, что вас что ждет, в процессе поиска себя. В Школе Мир Реальности мы рассказываем вам, как и куда можно идти по своему пути, где и что искать, и почему так важно практиковаться, чтобы найти свое, для Души.
Духовный кризис.
Все люди, которые уделяют внимание своему духовному росту, интересуются вопросами, зачем МЫ здесь, и стремятся развить свое духовное начало – проходят кризисы развития, переходя от личного к духовному развитию. Для вхождения на духовный путь должны быть предпосылки – это медленный путь, обычно он начинается с занятий по психологии, медитации, йоге, цигун, постепенно добавляются энергетические и духовных практики, и все это выводит человека на новый уровень развития. Это могут быть как определенные способности: видеть, слышать, чувствовать, так и потребность познания, постижения, которое сопряжено с глубинной верой, редко в одной взятой конфессии. Человек, находящийся в духовном поиске признает все остальное, здесь нет строгости догматов. Когда этот кризис происходит первый раз, человек сомневается и имеет критичность мышления, проверяет свои новые ощущения, не торопится и ищет подтверждений, как внутри, так и снаружи.
Догматичность и шаблонность незрелых людей приводит их к «посредникам веры» и здесь они изучают «строгие ритуалы», уходя от своего пути, в пользу декларируемого «как надо». Индуцированная духовность, возникает тогда, когда вас тащат в чужой путь, например незрелая психологически личность, без достаточного осознавания поверила, в чужую истину, а потом повзрослела и включилась критика, что это было не внутреннее «хочу и могу», а внешнее «так надо». В таком случае «ускорение» вашего естественного пути, без устойчивых опор личности и распознавания истинной духовности, может привести к травме и обесценить весь ваш прошлый опыт. Именно такие действия приводит к подмене восприятия истинной духовности и к разочарованию духовностью в целом, хотя здесь речь идет о неприятии конкретного опыта. Как говорят психологи-специалисты НЛП «карта – это не территория».
Просветленные учителя никогда жестко и догматично Вас учить не будут.
На духовном пути Человек сам ищет Учителя, эмпирическим путем к нему придет его гуру, а как правило, даже не надо искать, оно приходит само: «Когда готов ученик, приходит учитель».
Духовный путь начинается тогда, когда человек ищет не для себя денег и благ, а для других, соединяя свою деятельность с интересами мира и заботясь о его развитии. Еще один признак устойчивого духовного роста –когда интерес к духовности "хронический" и он никуда не пропадает, семья, работа – не мешают и все сферы жизни в порядке.
Здоровое стремление к духовному росту сопровождается социальной адаптацией – это значит, что вы получаете признание от социума на протяжении длительного периода времени, и при этом активно взаимодействуете и работаете с людьми так, что на вас не жалуются. Духовно растущие люди, как правило, немного странные, но творческие и гениальные, и главное они адаптивные, поэтому социум их принимает, такими были, например Кастанеда, Рерих, Блаватская и многие другие.
Более детально, особенности кризиса развития личности, духовного кризиса и методы их успешного преодоления мы будем рассматривать на трансляции №71: приглашаем всех желающих.
Сегодня мы будем говорить с вами об особенностях кризиса развития личности и духовного кризиса, а также рассматривать и изучать методы их успешного преодоления.
Основные вопросы, возникающие во время кризиса развития:
- Кто Я?
- Какой Я?
- Откуда Я?
- Куда Я?
- Зачем Я здесь и в чем смысл всего этого?
Основная тема для изменений:
- Поиск новых путей развития, и бывает даже противоположных тому, что уже есть.
- Отказаться от социально принятого, хорошего места ради сомнительной, но своей! перспективы
- Задача личности – защитить границы своего пути, выбор своего пути, а не пути для кого-то…
По- другому еще называют «Экзистенциальный кризис», это кризис потери и поиска смысла жизни, он относится к внутреннему трансформационному кризису человека.
Для успешного прохождения кризисов развития личности важно понимать их природу и уметь противостоять социуму, т.к. часто, к сожалению, социуму не нужны люди, которые идут своим путем, по причине того, что их невозможно удержать в заданных рамках, а основное влияние – «удар по чувству вины», для того чтобы вы не поменяли что-то социально понятное и успешное, на что-то непонятное, но такое важное для вас ...
Также для успешного развития важно понять какие сейчас существуют неправильные убеждения и их откорректировать, т.к. именно на их основе формируется неправильное поведение, зачастую бессознательное.
Эти и многие другие вопросы, связанные с развитием мы подробно будем рассматривать сегодня
Как уйти от конфликтов, ссор, внутренних противоречий, лжи, нелюбви и выйти на свой истинный Путь Души, достойный вас - Путь радости, Любви, Гармонии, Принятия, Доверия, Согласия, об этом Вы узнаете на седьмом занятии практики ЧувствоЗнания: Развитие Души:
Духовный кризис – это тяжело и больно, но без него никак нельзя. Все, что в нас есть, будь то наша личность, отношения с другими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.
Кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок и радикальные изменения, которые дают шанс перейти на более высокую ступень развития.
Впрочем, это не дает никаких гарантий, ведь в каждом кризисе вместо шанса пережить и подняться есть опасность зависнуть в переживаниях или провалиться в бездну отчаяния.
Наталья Скуратовская. Фото: Ефим Эрихман
В кризисе часть нас умирает
Кризис полезен. Во-первых, тем, что это самый быстрый и простой способ разрушить установки и привычки , ограничивающие наше развитие. В кризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало и отжило.
Во-вторых, кризис повышает нашу осознанность . Он подталкивает к выбору новой жизненной стратегии. Многие люди с трудом делают выборы, откладывая решения на потом либо вообще перекладывая ответственность. Но бывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.
В-третьих, кризис не возникает просто так . Ему предшествует скрытый и долгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо не осознавать, либо не замечать, скрывать от себя и от окружающих. В какой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится и нет даже доверия к земле под ногами, мы понимаем, что ничему в этой жизни нельзя доверять.
И все, во что мы верили, вдруг кажется нам неправдой. Но после периода растерянности, страдания и отчаяния мы обнаруживаем, что конфликт, который привел нас к кризису, в процессе переживания разрешился. Это похоже на грозу, после которой воздух становится чист и свеж.
Мы перестаем понимать смысл жизни
Кризисов бывает много и разных: возрастные, личностные, духовные.
Особенность духовного кризиса состоит в том, что он посягает на основу нашего бытия. В духовном кризисе мы утрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это не значит, что мы понимали смысл жизни раньше, а теперь нет. Но в спокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели и смысла, которые в моменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они и оказываются.
Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание от шелухи и мусора, от предрассудков, от чужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, и он перестал нас вдохновлять.
В духовном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мы чувствуем повреждение процесса духовного поиска и духовной жизни. Возникает ощущение, будто мы шли и вдруг дорога исчезла. Вышли на порог, а порога нет. Но именно это ощущение помогает нам собраться и быть бдительнее, трезво взглянуть не только на самих себя, но и на окружающую реальность.
Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.
Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (а очевидно, что какие-то духовные кризисы переживают и эзотерики, и люди с неопределенным представлением о высшей силе) состоит в том, что предыдущий религиозный опыт в одночасье обесценивается. Это приводит к отказу от каких бы то ни было религиозных практик, а иногда к их переосмыслению.
Как только мы теряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.
Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность.
Тот ужас, который в совокупности создается, ужас, с которым мы сталкиваемся лицом к лицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.
Что делают с нами наши страхи
Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным и случайным. Не понятно: то ли мы есть, то ли нас уже нет.
Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мы всегда стремимся к ней – тоже страх. Но почему? Да потому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира и ясная структура. Большую часть жизни мы, если мы верующие люди, живем с ощущением, что Господь мудро создал этот мир и Промысл Божий о нас так или иначе ведет нас.
Понимаем ли мы или не понимаем его, но, как минимум, в этом мире мы отвечаем не за все. Главное, мы являемся частью некоего более великого плана. Но когда мы чувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мы будто идем как по канату над пропастью. Все, что с нами случится, зависит от нас, но при этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.
Одиночество в экзистенциальном смысле – это чувство собственной изоляции. Мы одинокими рождаемся и одинокими уходим из этого мира. В обычные минуты нашей жизни этот страх мы закрываем в контактах, в привязанностях, в принадлежности к чему-то большему.
В кризисные моменты нашего существования мы чувствуем, что на самом деле между нами и ужасом бытия – пустота. Когда нет Бога, мы оказываемся наедине с бездной.
Наконец, если мы теряем прежний духовный смысл, то мы чувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность в целях и смысле составляет основу человеческого существования.
Иллюзии и их крушение – причины
Самой распространенной причиной является крушение иллюзий о себе . Часто мы воспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим в себе возможности, дарования.
У нас всегда есть притязания и определенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Как бы то ни было, но иллюзии о себе всегда накапливаются. В моменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мы оказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.
Второй причиной является крушение иллюзий о Боге .
Нередко образ Бога искажен нами. Мы вроде бы верующие люди, но в какой-то момент может возникнуть вопрос и недоумение: «А где же то самое мое Богообщение? Где та самая любовь Божия, о которой все рассказывают? Выходит, что я двадцать лет молюсь в пустоту? Я же ничего не слышал. Мне оттуда не отвечают. И вообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»
Бывает наоборот: «Тридцать лет я боялся Бога, но вот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почему же Он меня не останавливает и не поправляет?» Нередко в такие моменты человек понимает, что поклонялся не Богу, а идолу, которого выдумал и сам же поставил на место Бога. Это страшное переживание, но в духовном смысле именно оно бывает полезно.
Наконец, третья причина – крушение иллюзий о Церкви . Ожидание, что мы придем в некое прекрасное место, где все друг друга любят и там практически рай, обычно разбивается о церковные реалии. И с этим переживанием тоже приходится справляться.
Есть и другая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь и повлекшие за собой духовный кризис. И на первом месте здесь стоит смерть близких.
Смерть – это всегда момент переосмысления и собственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, во что они верили, надеялись и молились, все их надежды обратились в прах. Все, что было прежде, обесценивается. Так же как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость и уязвимость и понять, что жизнь устроена совсем не так, как думаешь, и надо что-то менять.
Когда человек теряет дело жизни, когда с ним происходят разные неприятности, связанные с его профессиональным признанием, когда рушится то, на чем была основана его профессиональная самоидентификация – это тоже приводит к кризису. С этим что-то надо делать. Но единственное, что реально сделать можно – понять, как жить по-другому, и осмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.
Изменение материального уровня как в меньшую, так и в большую сторону, внезапное обнищание, как и внезапное богатство, в равной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.
В равной степени причиной кризиса могут стать отношения с другими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие в основных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мы сосредоточили на чем-то одном, а это не сработало.
Все плохо, и надо уходить
Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Он напоминает историю про лягушку в кипятке. Лягушку положили в холодную воду и медленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так и не заметив момента, когда надо было выпрыгивать.
Если говорить о православной среде, то причиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мы наблюдаем, что практика не соответствует учению. Ожидали одно, а получили другое. Но это становится уже не просто разочарованием в Церкви как в некоем земном институте или богочеловеческом организме.
Это превращается в конкретную обиду на то, что и это плохо, и вообще надо уходить. Однако причины здесь бывают не только внешними, но и внутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или за него это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. В какой-то момент становится ясно, что все или многое в этом было ошибкой.
В наибольшей опасности находятся люди с некритичным мышлением и буквализмом веры. К примеру, если человек буквально верил в Шестоднев, то, столкнувшись с убедительными доказательствами эволюционных теорий, он теряет веру совсем.
Чем жестче и ригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары по ней.
Часто говорится, мол, если у человека имеет место духовный кризис, значит, у него есть нераскаянные грехи. Но еще чаще именно тем человеком, который в кризисе это отвергает, все воспринимается по принципу «сам виноват». Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас от прискорбных в духовном смысле обстоятельств.
Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние со значимыми для нас людьми или противоречие между семьей и верой, работой и семьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно в тупик.
Если у вас не было духовных кризисов, есть плохая новость
Внутренние противоречия обычно нарастают, но мы изо всех сил стараемся этого не замечать. И хотя умом не замечаем, сердцем чувствуем и интуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мы всегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Но чем дольше мы его оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса – этап разрушения мировоззрения и представления о себе.
Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно на него. В этот период мы осознаем, что нам ничего не удалось, а мир и мы в нем не будем прежними. Мы чувствуем, что потеряли веру, а если не потеряли, то, как минимум, ни о себе, ни о Боге, ни об этой жизни ничего не знаем. Мы голые и на шатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется, – это выбираться из этого состояния.
В такие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно в такие моменты мы еще не настолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.
Никакое страдание не продолжается вечно. В какой-то момент наступает пауза и мы постепенно привыкаем к ситуации полной неопределенности в духовном смысле. Понимая, что раз старые модели не работают, а новые не сложились и не созданы, то нам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти из этого кризиса.
Именно в этот момент по максимуму включается критическое мышление. В такие моменты мы способны на молитвенное усилие и призываем помощь Божию.
Основная задача этого периода (переоценки ценностей) – поставить правильные вопросы перед собой. И пусть у нас не будет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти к переосмыслению ценностей и созиданию.
Когда из обломков нашего прежнего мировоззрения и пыли, в которую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мы видим свет в конце тоннеля, выход из тупика, тогда мы понимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения не происходят мгновенно, но изменения в такие периоды уже наметились.
Безусловно, автоматически этот процесс не происходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть на каждой из этих стадий. И если кто-то думает, что у него нет и не было никаких духовных кризисов, то у меня плохая новость.
Скорее всего, это значит, что вы много лет пребываете в состоянии нарастания внутренних противоречий и сопротивления изменениям.
Из трудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мы ее теряем, и, лишь пройдя трудный путь и обретя смирение, мы ее возвращаем. У кого-то уходит на это вся жизнь.
По большому счету это и есть описание типичного духовного кризиса.
Этот цикл в своей жизни мы можем повторять неоднократно. В какой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, а потом опять ее потеряли, едва расслабившись. Но когда у человека есть опыт, ему хотя бы не страшно, ведь он знает, что разрушение мировоззрения не является необратимым. Кризис – это период переформатирования собственной личности и избавления от всего лишнего.
Как помочь человеку
Мы не одни в этом мире. Даже если вы остро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы у всех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым в этот момент.
Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека в кризисном состоянии. Все, что мы можем дать человеку – это немножко ресурса справиться с экзистенциальной угрозой, то есть сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким и потерянным. Принятие всегда стоит на первом месте . При этом слова в этот момент могут пониматься человеком трудно.
Второе – это поддержать человека рефлексией , помочь выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупать выход из тупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, но делать это не назидательно, а максимально не директивно. Любое давление в такие моменты вгоняет человека в новые кризисы. Можно предлагать свои идеи и варианты, но только не говорите: «У меня такое было, я тоже сомневался…»
Не обесценивайте чужие страдания , мысли и интуицию. Вы не можете знать, насколько для него важно то, что он имеет. Когда мы находимся в духовном кризисе, нам хочется забиться и спрятаться, и переждать это состояние. Но не забывайте, что вы на свете не одни. Не отказывайтесь от помощи и поддержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти в себе силы обратиться за помощью.
Чтобы помешать, достаточно начать осуждать
Чтобы помешать выйти из кризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить о его бездуховности или «Сам виноват», «Это тебе по грехам». Вредно навязывать единственно верное мнение.
Неважно, отказался ли человек от одного мнения или от другого, но именно в состоянии кризиса он наиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Он чувствует это буквально кожей. А ощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.
Отказ от общения, отчуждение, мол, когда со своими сомнениями разберешься, тогда и приходи, а мне с тобой тяжело разговаривать – это толкание в одиночество.
Три пути выхода
Переосмысление ценностей и формирование нового мировоззрения имеет три пути.
Во-первых, и это хороший вариант – если кризис связан с верой, то мы можем переосмыслить традицию и свои убеждения, избавиться от наносного, лишнего и суеверного, от предрассудков и сомнительных, пусть даже распространенных мнений и тем укрепить свою веру. Мы сами можем прийти к более глубокой и искренней вере .
Второй путь – путь расцерковления . Человек приходит к отказу от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает переосмысливать и искать альтернативные пути.
Наконец, третий путь – полное разочарование и потеря веры . В мягком варианте это утверждение: «Я агностик и думать об этом не хочу». В жестком варианте – поведение в духе воинствующего невротического атеизма. В этом случае человек с какой страстью посвящал себя религии, с той же страстью посвящает себя борьбе с религией, делая это годами.
Кризис – всегда возможность роста
Сложившаяся церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если он начинает интересоваться чем-то, что не соответствует церковному пониманию, то первое, что встречает – это осуждение, попытки перевоспитать и даже анафематствование.
Но люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе, к самому жесткому варианту выхода из него. Особенно остро это происходит в тех случаях, когда критическое мышление у человека не было сформировано. Более того, они подталкивают самих себя к еще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.
Важно понимать, что ни одно наше состояние, пока мы живы, не является окончательным.
И у тех, кто попал в кризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти к более глубокой вере. Кризис – это всегда возможность и испытание, данное нам для роста.
Духовное развитие человека - это длительный процесс; это путешествие по чудесным странам, богатое не только удивительными событиями, но и препятствиями, опасностями.
Оно связано с процессами глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждения многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние пространства. Поэтому не удивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами.
На пути к достижению полного Духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие Духовному пробуждению; кризисы, вызванные Духовным пробуждением; спады вслед за Духовным пробуждением; кризисы на стадии Духовного преображения и, наконец, «темная ночь Души». Рассмотрим их по порядку.
Кризисы, предшествующие Духовному пробуждению
Чтобы правильно оценить смысл странных внутренних переживаний, выступающих предвестниками Душевного пробуждения, мы скажем несколько слов о психике среднего человека. Его как бы несет течением жизни. Он принимает жизнь такой, какой она приходит, не задаваясь вопросами о ее смысле, ценности и целях. Для человека с низким уровнем духовного развития все сводится к осуществлению личных желаний, например, он стремится к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия.
Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет свои личные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей, почтение к которым заложено в него воспитанием. При этом он не задумывается над тем, откуда взялись эти обязанности, как они соотносятся между собой и т.д. Он может считать себя верующим, однако его религиозность будет поверхностной и стереотипной. Чтобы жить со спокойной совестью, ему достаточно формально выполнять предписания своей церкви и участвовать в установленных обрядах.
Короче говоря, обычный человек опирается, не задумываясь, на безусловную реальность обыденной жизни. Он крепко держится за земные блага, которые имеют для него позитивную ценность. Таким образом, земное существование практически является для него самоцелью. Даже если он верит при этом в будущий рай, вера его является чисто теоретической и академической. Да и попасть в этот «рай» он будет стремиться как можно позже.
Тем не менее может случиться, и время от времени это случается, что этот «обычный» человек претерпевает в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда эта трансформация наступает в результате многих разочарований, а нередко и сильного душевного потрясения, например, вследствие потери близкого человека. Однако порой она протекает без внешних причин: среди полного благополучия и благоволения судьбы возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты.
Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того, что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно приходит чувство нереальности, суетности будничной жизни. Личные интересы, которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как бы блекнут и теряют свою важность и ценность. На передний план пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни, о причинах явлений, которые прежде воспринимались как сами собой разумеющиеся - он размышляет об истоках собственного и чужого страдания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении и цели человеческого существования.
На этом этапе нередки заблуждения. Многие, не понимая смысла этого нового состояния Души, рассматривают его как нагромождение причуд и болезненных фантазий, поскольку оно очень мучительно, всячески стараются его подавить. Боясь «сойти с ума», они делают все возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая, как им кажется, грозит от них ускользнуть. В ходе этой борьбы некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений.
Иногда таким путем им удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем. Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа, растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время, иногда даже через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания. Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота - еще невыносимее. Человек чувствует себя уничтоженным, все, из чего состояла его прежняя жизнь, кажется сном, опадает, как пустая оболочка. В то же время новый смысл еще не появился, и порой человек не просто ничего не знает о нем, но даже не подозревает о возможности его существования.
Часто к этому страданию добавляется еще моральный кризис, пробуждается и углубляется этическое сознание, человек терзается тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит себя и впадает в полное уныние. Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о самоубийстве, прекращение своего физического существования кажется логическим разрешением внутреннего краха.
Отметим, что это лишь общая схема протекания подобных переживаний. В действительности здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии, другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительных этапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис.
Эти проявления духовного перелома очень похожи на определенные симптомы при неврастении или психастении. В частности, одним из симптомов психастении является не что иное, как утрата функционирования в реальности, другим - деперсонализация. Сходство духовного кризиса с указанными заболеваниями усиливается еще и тем, что он вызывает те же физические симптомы: истощение, нервное напряжение, бессонницу, расстройства пищеварения и кровообращения.
Кризисы, вызванные Духовным пробуждением
Установление связи между личностью и Душой, сопутствующие ему потоки света, радости и деятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидно, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях Духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова.
Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично. Оно может само по себе вызывать сложности, расстройства и отклонения. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чья эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтирована, нервная система слишком нежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкое усиление Духовных энергий.
Когда разум слишком слаб или не подготовлен, чтобы вынести Духовный Свет, или когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты. Возникает так называемое смещение уровней, перенос относительного на абсолютное, сферы личного - в Духовный мир. Таким образом, Духовная сила может привести к раздуванию личностного «я».
Несколько лет назад мне представился случай наблюдать типичный крайний случай такого рода в психиатрической больнице Ванкона. Один из ее обитателей, симпатичный старичок, спокойно и упорно утверждал, что он Господь Бог. Вокруг этого убеждения он соткал полотно фантастических идей о небесных воинствах, которыми он повелевал, о великих делах, им совершенных, и так далее. Во всем остальном он был прекрасным и любезнейшим человеком, всегда готовым услужить врачам и больным. Его разум был очень ясен и внимателен. Он был так добросовестен, что его сделали помощником аптекаря. Аптекарь доверил ему ключ от аптеки и приготовление лекарств, и от этого не было ни малейших неприятностей, если не считать исчезновения сахара, который он изымал из запасов, чтобы доставить удовольствие некоторым пациентам.
Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного Духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру. У некоторых людей высокого уровня, но слишком сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного Жуха возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью. На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено - отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению.
У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Они имеют видения высших ангелообразных существ, слышат голоса или испытывают автоматическое побуждение к письму. Значение таких сообщений может быть различным. В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного пиетета, который может внушать необычность источника их информации. Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию - истинные Духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам.
Следует заметить, что независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, ибо могут в значительной степени нарушить равновесие чувств и разума.
Через некоторое время после Духовного пробуждения обычно возникает спад. Мы уже говорили о том, что гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение внутренней уверенности. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная Душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари.
И в самом деле, нет ничего более радостного для сердца и более утешительного, чем соприкосновение с пробужденным, который находится в таком состоянии благодати. Кажется, что прежняя его личность с ее острыми углами и неприятными сторонами исчезла, а нам улыбается новый человек, исполненный симпатии, стремления принести радость и быть полезным окружающим, разделить с ними полученные духовные сокровища, которые он не может объять в одиночку.
Спады, следующие за Духовным пробуждением
Это состояние радости может продолжаться более или менее долго, но ему, конечно же, приходит конец. Повседневная личность с ее глубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, она как бы заснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, поток Духовного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив.
Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь «мусор», поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность. Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже, безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие Духовные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из бессознательного.
Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными «сказками». Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя Божественная тоска. В целом реакция крайне болезненна, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.
Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того, что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для преодоления трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со стороны. Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и потом медленно, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что пережитый спуск или «падение» - естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный подъем.
Кризисы на стадии Духовного преображения
Упомянутый подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу активного ощущения с целью устранения препятствий потоку Духовных сил; фазы развития внутренних способностей, прежде скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение которой личность должна безмолвно и кротко давать Духу работать с собой, мужественно и терпеливо перенося неизбежные страдания. Это время, полное перемен, когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга.
Нередко силы и внимание человека на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями внешней личности жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности, скорее всего придет к выводу, что он как бы стал «хуже», «стоит» меньше, чем раньше. Так внутренние проблемы духовно развивающегося человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи, друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.
Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает выработать твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут состояние человека в этой ситуации, они могут оказать ему важную помощь, избавить от лишних страданий. Речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.
В отличие от гусеницы, человек лишен той безопасности и тишины, в которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед семьей и обществом, профессиональные обязанности - так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему задача очень трудна. Можно сравнить ее с проблемой, стоящей перед английскими инженерами, которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не прерывая движения поездов ни на один час.
Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница, подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие тесного взаимодействия Духа и тела, могут вести к различным физическим симптомам. Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную психиатрическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на душевно- духовные корни недуга.
Иногда эти расстройства происходят от перегрузки - от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить Духовное развитие. Следствием таких усилий становится не трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что работа по их внутреннему перерождению осуществляется Духом и Духовными энергиями. Их же личностная задача - призвать к себе эти силы через внутреннее самоотвержение, молитву и правильное состояние Души, стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию Духа. Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать развертывания духовного действия в Душе.
Другая, в некотором смысле противоположная трудность - справляться с особо мощным потоком Духовной Силы. Эта драгоценная энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив, слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает внутренние расстройства. Так сильный электрический ток плавит проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком Духовных энергий; не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.
Тёмная ночь Души
Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние «темная ночь Души». Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности «темной ночи Души».
Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет Духовные причины и глубокое Духовное значение.
Вслед за этим так называемым «мистическим распятием» или «мистической смертью» наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое.
Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не означает, что люди, идущие по Пути Духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях, внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий.
Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными конфликтами страстей, или конфликтами бессознательных влечений с созидательной личностью, или же они порождаются чьим-то противодействием их собственным эгоистическим требованиям или желаниям. Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит восстановить внутреннюю гармонию и здоровье.
В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в действительности - лишь временные реакции, как бы «отходы» органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением.
В-четвертых. Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее путешествие. Предвидение победы - очень большая побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто помогать в этом нашим спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе благость победившей и освобожденной Души, которая сознательно причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его, совершенство, которое являет собой картина освобожденного человечества, - новорожденного творения, полного Божественного ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой переносить внутренние страдания и физические муки.
Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину, где люди «трудятся в поте лица». Если взглянуть на проблему с точки зрения медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе. Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно различны и в определенном смысле даже противоположны. Соответственно и лечение их должно быть разным.
Нервные симптомы обычных больных имеют, как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к той внутренней и внешней адаптации, которую требует нормальное развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает собственной воли справляться с трудностями обычной семейной или социальной жизни. Сами того не сознавая, они ищут в бегстве в болезнь освобождения от своих обязанностей. В других случаях причиной болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее болезненно.
До всех приведенных случаях речь идет о конфликте между сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания. Страдания же, вызванные ходом Духовного развития, наоборот, носят выражено прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями.
Таким образом, эти два типа расстройств следует рассматривать совершенно различными способами. При недугах первого рода специалист должен помочь пациенту вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок, искаженного представления о реальности. Его задача - привести человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей. Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный психосинтез.
Что касается второй группы, то задача внутренней гармонизации состоит в том, чтобы новые Духовные энергии были ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь идет о Духовном психосинтезе высокого внутреннего центра.
Специалист, не понимающий проблемы последних, не знающий о возможностях духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не облегчить трудности. Такой специалист способен обесценить или осмеять неуверенные еще духовные стремления человекаа, рассматривая их как пустые фантазии, или, в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью человек придет к выводу, что лучшее для него - ужесточить личностную защиту и полностью игнорировать голос Души. Но от этого его состояние только ухудшится, борьба - обострится, освобождение - замедлится.
Напротив, специалист, который сам идет по Пути Духовного развития или, по крайней мере, осознает Духовную реальность, может оказать огромную помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении Души.
Человеку, находящемуся на второй стадии Духовного Пути, чувствующему себя счастливым в Духовном Свете, в атмосфере блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он обязательно выйдет из него.
На четвертой стадии, когда человек попадает в «яму» на Пути восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл его внутреннего переживания и то, как следует вести себя в данной ситуации; во-вторых, показать, как может человек управлять глубинными влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного, в- третьих, помочь в преобразовании и использовании собственных психических энергий; в-четвертых, научить овладеть входящим в его сознание потоком Духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство и сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при собственном психосинтезе.
В период «темной ночи Души» помощь особенно затрудняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он погружен в свои страдания, и свет Духа не достигает его сознания. Единственное, что можно сделать, - это неустанно повторять, что состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь бы тяжкими они ни были, обладают такой Духовной ценностью, содержат в себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет благословлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с покорностью и смирением.
Следует заметить, что описанные психологические и духовные средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно облегчало страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают целительные силы природы: здоровое питание, упражнения по релаксации, соприкосновение с природными элементами, подходящий ритм различных видов физической деятельности.
Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения. Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество страданий, и многие странники на Пути Духа легче достигали своей цели: соединения с Божественным.
Источник
В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.
Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.
Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.
В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.
В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.
Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.
На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.
Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.
Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.