Этикет в детском саду планирование. «Наш этикет». Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в старшей группе

Елизавета Александровна Катясь
Комплексно-тематическое планирование «Неделя этикета и вежливости» в средне-старшей группе

Дата: с 29. 10. по 02. 11.

Тема: Неделя этикета и вежливости.

Задачи: расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в те-атре, музее, кафе).

Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша ждет гостей» - пятница 02. 11.

Ответственные: воспитатели.

Понедельник 29. 10.

Утро.

Утро радостных встреч.

Беседа по вопросам: «Что такое этикет? Что значит быть вежливым? Что означает: вежливость на каждый день?» - познакомить детей с понятием этикета; побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим; учить не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать.

Дидактическая игра «Верно - неверно» - развивать умение поступать в соответствии с правилами этикета.

Рассматривание иллюстраций с изображением столовых приборов.

Дыхательное упражнение «Суп кипит».

Пальчиковая гимнастика «На блины» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Познавательное развитие.

Тема: Этикет».

Задачи: дать детям представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать умение правильно оценивать себя и других. Закреплять правила поведения в общественных местах. Воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей. Развивать у детей эмпатию: сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал: плакат «Правила этикета и культуры общения», детская электронная презентация «Правила этикета», красные и зелёные сигнальчики, фонограмма танца «Барбарики».

Ход НОД: 1. Чтение стихотворений. 2. Пальчиковая игра «Здравствуй!». 3. Дидактическая игра: «Я и моё поведение». 4. Дидактическая игра «Красный, зеленый». 5. Музыкальная пауза: танец «Барбарики». 6. Игра «Доскажи словечко». 7. Итог.

Прогулка.

Наблюдение за листопадом – упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

П/и Лисичка и курочки» - развитие ловкости и быстроты – повторить 5 раз.

Д/и «Где что растет?» - учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

П/и «Зайцы и медведи» развивать ловкость, умение перевоплощаться – повторить 5 раз.

Вторая половина дня.

Чтение стихотворения А. Барто «Шла вчера я по Садовой»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Накрываем на стол».

Развивающая ситуация «Письмо доброго сказочника: урок вежливости» - раскрыть значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе, сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов, создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине, использовать мазки, точки, дуги.

Рисование на тему «Укрась блюдечко».

Хороводная игра «Ровным кругом» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.

П/и «Самолеты» - повторить 5 раз.

Д/и «Когда ты это делаешь?» - закрепить культурно – гигиенические навыки и части суток.

П/и «Найди листок, какой покажу» - повторить 5 раз.

Д/и У кого какой цвет?» - научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Вторник 30. 10.

Утро.

Беседа по вопросам: «Какие волшебные слова вы знаете? Почему мы называем такие слова волшебными?».

Чтение отрывков из книги стихотворений М. Дружининой «Кто знает волшебное слово?»

Дидактическое упражнение «Доскажи последнее слово» - учить употреблять в речи вежливые слова, договаривая последнее слово.

Д/и «Вежливый ручеек».

Пальчиковая гимнастика «Сорока – Белобока» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Речевое развитие.

Тема: «Что такое этикет».

Задачи: расширить знания детей об этикете; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол; вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Материал: различная посуда (кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола).

Ход НОД: 1. Приветствие. 2. Сценка - ребёнок не хочет идти в детский сад. 3. Сценка - ребёнок не слушает воспитателя. 4. Пословицы и поговорки. 5. Беседа о столовом этикете. 6. Сервировка стола. 7. Итог.

2. Физическое развитие.

Тема:

Задачи: учить подлезанию под дугу, прогибая спину и не задевая за верхний край; упражнять в равновесии, прыжках, ползании; расширять знания детей о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: гимнастическая скамейка (высота – 35 см, 3 дуги (высота – 50 см, мат.

Ход НОД: 1. Вводная часть – ходьба друг за другом, на наружной стороне стопы, обычная, в приседе, в быстром темпе, легкий бег, ходьба приставным шагом боком, бег врассыпную, ходьба обычная, змейкой, обычная построение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба по гимнастической скамье; подлезание под дугу в прямом направлении, не задевая верхний обод; прыжки на двух ногах, руки к плечам, в прямом направлении, продвигаясь вперед; ползание с опорой на кисти и носки в прямом направлении; п/и «Найди себе пару», п/и «Угадай по описанию и изобрази обитателя живого уголка». 3. Заключительная часть – ходьба в среднем темпе.

Прогулка.

Наблюдение за красотой природы – вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

П/и «Бездомный заяц» - повторить 5 раз.

Д/и Кто кем (был) будет?» - развитие речевой активности.

П/и «Охотник и зайцы» - повторить 5 раз.

Д/и На кого я похож?»

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Беседа по вопросам «Что такое тихий час? Как надо вести себя во время тихого часа?»

Чтение стихотворения Н. Лоткина «Тихий час».

Дидактическое упражнение «Как бы ты поступил?»

Развивающая образовательная ситуация «Уроки этикета» - обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщить детей к русской национальной культуре.

Хороводная игра «По ровненькой дорожке» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за дождем – воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.

П/и «Лиса в курятнике» - повторить 5 раз.

Д/и «Игра в загадки».

П/и «Зайцы и волк» - повторить 5 раз.

Д/и Лето или осень» - закрепить знания признаков осени; дифференцирования их от признаков лета; воспитание ловкости.

Среда 31. 10.

Утро.

Комплекс утренней гимнастики.

Беседа с детьми «Будь всегда вежлив» - учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; формировать у детей навыки вежливости.

Знакомство с пословицами о вежливости: «Доброе слово согревает, дурное-огорчает», «Где слова привета, там улыбка для ответа», «Доброе слово - слаще меда».

Дидактические игры и упражнения: «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости» - закрепить существующие правила и представления об этикете; воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.

Дыхательное упражнение «Гусь шипит».

Пальчиковая гимнастика «Цветок» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: Число и цифра 4.

Задачи: познакомить с числом и цифрой 4, с образованием числа 4; учить считать до 4; упражнять в порядковом счете до 3; в нахождении и назывании геометрических фигур.

Материал: цифры 1, 2, 3; картинки с изображением одного, двух, трех предметов, предметов разной формы, чайной, кухонной, столовой посуды; кухонная посуда; три обруча.

Ход НОД: 1. Организационный момент. Повторение названий геометрических фигур. 2. Счет до 3. Порядковый счет до 3. 3. Цифра и число 4. 4. Задание «Дорисуй». 5. п/и.

2. Физическое развитие.

Тема: В живом уголке. Подольская, стр. 29.

Смотреть планирование за 23. 10.

Прогулка.

Наблюдение за небом – формировать умение видеть красоту неба; показать детям, что неживая природа – среда, в которой существует растения и животные.

П/и «замри» - учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, уточнить знания цвета – повторить 5 раз.

Д/и Подскажи словечко».

П/и «Найди себе пару» - повторить 5 раз.

Д/и «Продолжи предложение».

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Беседа «Как необходимо вести себя в гостях, на дне рождения?»

Рассказ воспитателя о том, что означает слово «здравствуйте».

Словесные упражнения «Назови, какие слова приветствия ты знаешь?», «Напомни важные правила приветствия?»

Игра – ситуация «Будь опрятным» - продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически.

Хороводная игра «Вежливый ручеек» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за приметами осени – уточнить представление об осени по существенным признакам; продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

П/и «Лягушки» - повторить 5 раз.

Д/и «Бывает или нет?».

П/и «Жуки» - повторить 5 раз.

Д/и «Лето или осень».

Четверг 01. 11.

Утро.

Комплекс утренней гимнастики.

Беседа с детьми на тему «Какого человека ты назовешь культурным? Почему?».

Пальчиковая гимнастика «Двое разговаривают» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактические игры и упражнения. «Лото пешехода», «Сборы за покупками» - научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливым, внимательным.

Дыхательное упражнение «Часики».

Релаксация «Аромат цветов».

1. Художественно – эстетическое развитие.

Тема: «Посуда для Федоры» (лепка).

Цель: формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды.

Задачи: закрепить приемы лепки посуды; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина; активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (один – много; из чего сделано) чашка – чашки – чашек; вилка – вилки- вилок; деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе

Материал: костюм Федоры, картинки с изображением посуды, корзина, пластмассовая чайная посуда, пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорено горе», беседа о посуде, рассматривание иллюстраций разных видов посуды, игры с кукольной посудой, лепка из пластилина по теме «Посуда», рисование трафаретами посуды.

Ход НОД: 1. Д/и «Один – много». 2. Д/и «Из чего сделано?». 3. Физкультминутка «Чайная посуда». 4. Рассматривание блюдца с чашкой. 5. Лепка «Посуда для Федоры». 6. Итог.

2. Художественно – эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).

Прогулка.

Наблюдение за наличием почек у деревьев и кустарников – совершенствовать навыки обследовательских действий; расширять, углублять и закреплять знания о природе, о частях растения и их назначении; прививать любовь к растительному миру.

П/и «Кот на крыше» - развитие ритмичной, выразительной речи; автоматизация звука (ш) в связном тексте; развитие координации движений – повторить 5 раз.

Д/и «Брать – не брать!» - увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

П/и «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем» - развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности – повторить 5 раз.

Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте?»

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ежили вы вежливы».

Игра – ситуация «Приготовь угощение».

Разучивание новой физкультминутки «Уборка квартиры».

Хороводная игра «Ручеек» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за растениями – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

Д/и «Что сажают в огороде?» - учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

П/и «Повар» - развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Д/и «Кто скорее соберет?» - учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя; выдержку и дисциплинированность.

Пятница 02. 11.

Утро.

Комплекс утренней гимнастики.

Беседа по вопросам: «Какие общественные места ты знаешь? Какие общественные места вы посещаете с родителями? Как надо вести себя в музее, театре, кафе, зоопарке?» - закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах.

Дидактическая игра «Как поступить?»

Рассматривание тематического альбома «Плохие и хорошие поступки».

Дыхательное упражнение «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Социально – коммуникативное развитие.

Тема: «Путешествие по острову Вежливости».

Цель: систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Задачи: дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой; формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях; совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; упражнять в использовании вежливых слов; развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми; развивать мыслительную деятельность у детей; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.

Материал: сюжетные картинки, атрибуты для сценки, раздаточный материал и т. д.

Ход НОД: 1. Создание игровой мотивации. 2. Остановка «Добрые слова». 3. Чтение стихотворения про вежливые слова. 4. Игра «Вежливая просьба». 5. Отгадывание загадок. 6. Игра «Антонимы» (игра с мячом). 7. 2 остановка «Верные друзья». 8. Сценки: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке». 9. Игра: «Веселые детки». 10. Физкультминутка «Быстро встаньте». 11. 3 остановка «Хорошие поступки». 12. «Оцени поступок». 13. Игра «Угадай по голосу». 14. Игра «Комплименты». 15. Итог.

Прогулка.

Наблюдение за насекомыми – закрепить представление о многообразии насекомых; формировать знания о том, что как насекомые приспосабливаются к зимним условиям.

П/и «Пчелки и ласточки» - повторить 5 раз.

Д/и «Что это за насекомое?»

П/и «Песенка стрекозы» - повторить 5 раз.

Д/и «Да – нет».

2. Физическое развитие.

Тема: Мы построим новый дом. Подольская, стр. 154.

Задачи: упражнять детей в ходьбе по уменьшенной опоре, удерживая мешочек с песком на голове; совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке, используя одновременное движение рук и ног; тренировать детей в прыжках на двух ногах из обруча в обруч; закреплять знания названий строительных специальностей и строительных машин; развивать творческое воображение, воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Материал: гимнастические палки по количеству детей, мешочки с песком, гимнастическая скамья, обручи, гимнастическая стенка.

Ход НОД: 1. Вводная часть – обычная ходьба, ходьба полувыпадами, движения руками вперед – назад от груди, ладони вперед, ходьба на носках руки вперед, бег на носках, руками показать движения руля, прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, перестроение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба на носках по гимнастической скамье, руки в стороны, мешочек с песком на голове; лазанье по гимнастической стенке с использованием одновременных движений рук и ног; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; п/и «Угадай, чей голос». 3. Заключительная часть.

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Итоговое мероприятие: сюжетно - ролевая игра "Кукла Маша ждет гостей".

Беседа на тему «Если позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка».

Чтение стихотворения А. Кондратьева «Добрый день (Вежливые слова) – беседа по содержанию.

Дидактические упражнения: «Позвони маме», «У меня зазвонил телефон» - закреплять правила общения по телефону.

Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово».

Хороводная игра «Где был Иванушка?» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за одеждой людей – расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.

П/и «Большой мяч» - развитие ловкости движений – повторить 5 раз.

Д/и Будь внимательным» - развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

П/и Мячик кверху» - развитие быстроты движения, ловкости – повторить 5 раз.

Д/и «Кому что нужно?» - упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

План мероприятий на месяц по культуре общения в старшей логопедической группе

Матвеева Алла Валериевна
Должность, место работы: воспитатель, МБДОУ " Детский сад №18 "Кораблик", п.Развилка Ленинский район Московская область
Актуальность: "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.
Общение – всегда актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Цель: Формирование у детей знаний норм и правил общения.
Задачи: Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Продолжать учить детей общаться с окружающими, использовать в речи слова вежливости. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Воспитывать культуру общения.
Ответственные: воспитатели и логопед.
I. Мероприятия с родителями
1. Оформление информационного стенда для родителей: «Учимся вежливости», «Дошкольникам об этикете», «Воспитание основ культуры общения».
2. Консультации для родителей: «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Формирование норм и правил этикета у детей», «Культура общения в семье – основа формирования авторитета родителей».
3. Беседы с родителями: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Откуда берутся «нехорошие» слова», «Роль этикета в воспитании детей», «Здравствуйте и другие «Добрые» слова».
4. Анкетирование «Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников».
II. Мероприятия с детьми
1. Тематические беседы по формированию правил поведения и культуры взаимоотношений: «Будь всегда вежлив», «Что такое доброта», «Ласковое слово и кошке приятно», «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Что значит быть отзывчивым», «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо», «Как и за что мы благодарим окружающих», «Как разговаривать по телефону», «Послушаем, что скажут о тебе другие».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «У нас сегодня чаепитие», «В гостях», «Поликлиника», «Аптека».
3. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Назови ласково», «Как правильно себя вести», «Кто знает больше вежливых слов», «Правильно или нет», «Чтобы гости не скучали».
4. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Вежливое слово», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Т. А. Шорыгина «Уроки вежливости», С. Михалков «Ежели вы вежливы…», р.н.с. «Заяц - хваста», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», К. И. Чуковский «Телефон», р.н.с. «Хаврошечка».
5. Просмотр мультфильмов: «Какой чудесный день», «Двенадцать месяцев» и т.д.
6. Проведение досугов: «В гостях у феи Вежливости», «Вечер добрых слов».
7. Продуктивная деятельность: рисование по прочитанным произведениям, изготовление книжек-малышек.
8. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришел утром в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой», «Разные формы приветствия и прощания», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Мы пришли в аптеку (поликлинику, магазин», «Ты вошел в автобус», «Как позвонить другу».
9. Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
10. Игровые упражнения для воспитания выразительности речи (приветствие, прощание), произнесенные с разной интонацией.
11. Проект «Вежливое слово».
12. ООД «Учимся общаться», «Азбука общения».
13. Театрализованная деятельность. Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей 5 -7 лет с

Автор: Гатиятова Лилия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Старшая группа

Культурно-гигиенические

Сентябрь 1 Беседа «Кушать подано» (Потапова с. 15 8)
2. Игра-ситуация «Накрываем на стол» 1 Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость» (Потапов, с. 197)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» 1 .Ситуация «Я хороший»
2. Беседа «Кто я?» (Игровые технологии с. 17)
3. Рисование «Автопортрет» 1. Беседа «Осторожно, двери закрываются» (Потапов с.231)
2. Сюжетно - ролевая игра «Автобус»
Октябрь 1 .Беседа «Мои волшебные руки» (Игровые технологии с. 19)
2. Рисование по силуэту ладони. 1 .Беседа «Позвони мне, позвони» (Потапова с.204)

2.Чтение сказки Чуковского «Телефон» 1 .Беседа «Я и мои родители» (Игровые технологии с. 17)
2. Рисование «Моя семья» 1 .Беседа «Разрешите к вам обратиться»(Потапов с.212)
2.Ситуация «Давайте познакомимся»
Ноябрь 1 .Беседа «Где моя большая ложка» (Потапов с. 164)
2.Игра «Что к чему» 1 .Беседа «Ты мой друг и я твой друг»(Игровые технологии, с.20)
2. Пение песен о дружбе
3. Рисование «Нарисуй своего друга» 1 .Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо» (Игровые технологии с. 19)
2.Чтение Маяковского «Что такое хорошо» 1 Беседа «Правила поведения в общественных местах» (Курочкина с. 110)
2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Декабрь 1 .Беседа «Сервируем стол» (в гостях у маркиза Этикета с.4)
2.Игра «Кто быстрее накроет на стол» 1 .Беседа «Давайте поиграем» (Игровые технологии с.20)
2. Ситуация «Оцени свой поступок»
3. Игра «Хорошо-плохо» (Игровые технологии с.21) 1 .Беседа «Рыцарский этикет» (Николаева с.26)
2.Игры на преодоление препятствий (взаимовыручка) 1.Ситуация «Я-пассажир» (Курочкина с. 115)
2.беседа «Цени труд взрослых»

Январь 1 .Беседа «Питьевая вода» (Лазарев с.212)
2.Водные процедуры 1 .Беседа «Шлю тебе за пакетом пакет» (Потапов с.214)
2.Сюжетн-ролевая игра «Почта» "[.Беседа «Драка» (Потапов с.255)
2.Чтение Борисова «Не обижай Жаконю» 1 .Беседа «Мы по улице пройдем» (Курочкина с.112)
2.Работа с родителями «Ребенок и улица» (консультация)
Февраль 1 .Беседа «Волшебство личных вещей» (Лазарев с.207)
2.Разучивание песни «Щетка и расческа» (Лазарев с.204) 1 .Беседа «Солнце в ладошке» (Игровые технологии с.59)
2.Игра «Клеевой дождик» 1 .Беседа «Можно ли хрустеть печеньем в театре» (Потапова с.267)
2.Театрально- игровая деятельность 1 .Беседа «Мальчики выполняют мужскую работу»
2.Ситуация «Помоги слабому»
Март 1 .Беседа «Вместо витаминов- микробы» (Потапов с.312)
2.Организация дидактических игр 1 .Ситуация: «Встреча с другом» (Игровые технологии с.60
2.Чтение «Приятная встреча» Б.Заходер.
3.Рисование «Мои друзья» 1 .Беседа «какой бывает красота» (Николаева с. 27)
2.Заучивание «Мама спит» Благинина
3.Рисование «Портрет мамы» 1 .Беседа «Вежливый покупатель» (Курочкина с.118)
2.Сюжено-ролевая игра «Магазин»
Апрель 1 .Беседа «Застольное поведение» (Курочкина с. 186)
2.Сюжетно-ролевая игра «В кафе» 1 .Ситуация «Помирились» (Игровые технологии с.60)
2.Разучивание «мирилок» и считалок 1 .Бесета «Доброта» (Игровые технологии с.56)
2.Чтение «Злодей» Ерёмина (с.56) 1 .Беседа «В кинотеатре» (Курочкина с. 127)
2.Просмотр диафильмов
Май 1. Ситуация «Я пришел с прогулки»
2.3анятие «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20) 1 .Беседа «Правила дружбы» (Игровые технологии с.61-62)
2.Рисование «Новоселье» 1 .Беседа «Волшебники» (Игровые технологии с. 58)
2.Занятие «Прогулки в лес»
(Николаева с.62) 1 .Беседа «В музее и на выставке» (Курочкина с. 129)
2.Поход в мини - музей детского сада.

Подготовительная группа

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Культурно-гигиенические
навыки Культура общения культура поведения Культура деятельности, этикет
Сентябрь 1. Беседа с Неболейкой
2. Игра «Что мы видим, мы не скажем...»
(В.А.Зебзеева с. 63) 1. Чтение В.Осеевой « Волшебное слово» (Зебзеева с.76)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» (Алябьева с. 117) 1. Беседа « Культурная среда» (Николаева С.О с.36)
2. Игра «Кто такой культурный человек» (Николаева с.65)
3. Занятие « Культурный человек» (Николаева с.9) 1. Заняте « Что такое этикет» (И.Н.Курочкина с. 103)
2. 0бсуждениеи рус. нар. сказки «Колобок» (как себя вести)
3. «Этикетная сказка» придумывание и рассказывание родителям (Курочкина с.34)
Октябрь 1. Письмо - сюрприз от Мойдодыра (беседа).
2. Чтение «Мойдодыр» (Зебзеева с.64)
3. Вопросы к Незнайке (беседа) (Зебзеева с.71) 1. Занятие «Что мы знаем о вежливости» (обсуждение конкретных ситуаций)
2. Игра-задание « Как можно» (Алябьева с. 117)
3. Наблюдение за поведением прохожих (обсуждение их действий). 1. Чтение сказки «Привычки» (Николаева с. 15)
2. 3анятие «Каким я хочу быть» (Николаева с. 13)
3. Ситуация « хорошие и плохие привычки» 1. Дид. игра «Похвальное слово хорошим манерам» (В.М)
2. Чтение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
Ноябрь 1. Ситуация «Научу одеваться» (Зебзеева С. 66)
2. Прогулка по Волшебной дорожке (с.66) 1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Мы идем в гости»
2. Рассматривание картинок « Хорошо-плохо». 1. Импровизация стихотворения «Игра в гостей» (Николаева с.46)
2. 3анятие «Мы приглашаем гостей» (Николаева с 48). 1. Занятие «Мой дом, наведу порядок в нем» (Курочкина с.60)
2. Работа с родителями - консультация «Ребенок отвечает за порядок в своей комнате»
Декабрь 1. Игры - соревнования «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (Зебзеева с 67).
2. Игра «Приятного аппетита» 1 Беседа «Мои хорошие поступки».
2. Ситуация «Старость надо уважать»
3. Поделки для бабушек и дедушек (изготовление к празднику) 1. «Если с другом вышел в путь...» - занятие - соревнование в клубе «Знатаков» (Николаева с.43)
2. Беседа « Умеешь ли ты дружить» (Николаева с.41) 1. Игра «Добрые приветствия»
2. Чтение М.Дружининой «Кто знает волшебное слово»
Январь 1. Беседа «Как беречь уши» (Зебзеева с.67)
2. Игра «Что за чем» (последовательность умывания) (Зебзеева с.68)
3. Игра - ситуация «Исправь ошибку» (наблюдение за дежурными) (Зебзеева с. 68) 1. Дид. ира «Что радует и что огорчает пожилых людей».
2. Любимые игры бабушек и дедушек в молодости.(). 1. Занятие «Береги честь с молоду» (Николаева С.29)
2. Чтение сказки «Лиса и кувшин». 1.Занятие 2Волшебные слова» (Курочкина с. 85).
2.Чтение сказки о добрых словах (Курочкина с.86).
Февраль 1. Ситуация «Незнайка и закаливающие процедуры» (Зебзеева с. 69).
2. Игра «Покачай малышку» Незнайка и к-г. навыки (во 2 половина дня).(3ебзеева с.70). 1. 1. Ситуация «Незнайка правила общения» (Зебзеева с.71).
2. Ситуация-беседа «Мы самые старшие в детском саду».
3. Подарки ля малышей своими руками (изготовление).
(Д/в №6,2006. с. 17) 1. Чтение «Девочка чумазая» (с последующей беседой).
2. 3аняие - беседа «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20). 1. Беседа «Поговорим по телефону» (Курочкина с.92)
2. Консультация для родителей «Телефон и дети» (Курочкина с.93).
3. Инсценировка сказки Чуковского «Телефон».
Март 1. Вопросы к Незнайке: как себя вести?
2. Ситуация: что делать, чтобы быть здоровым? 1. Занятие «Моя мама самая любимая и красивая» (рисование портрета).
2. Чтение стихов о маме. 1. Беседа «Самая хорошая» (Николаева с. 16).
2. Чтение сказки «Лиса и журавль» 1. Игра «Мы по улице пройдем» (Уличный этикет).
2. Работа с родителями: консультация «Дети - зеркало взрослых» (поведение старших в семье).

Апрель 1. Конкурс: «Самый аккуратный за столом». (Зебзеева с.73).
2. Игра «Вопрос- ответ»
(Зебзеева с.74) 1. Ситуация: мы выращиваем лук и салат
2. Занятие «Наша забота нужна всем» (Д/ в № 6, 2006,с.16) 1. Беседа «Умеешь ли ты дружить»
2. чтение сказок и рассказов о дружбе «Бременские музыканты» и другие. 1. Беседа «Друзья у меня в гостях»
2. Игра «Снова гости к нам пришли»
3. Работа с родителями: консультация «Поведение в гостях»
Май 1. Ситуация «Научим Незнайку мыть руки» (Зебзеева с.75)
2. Работа с родителями «Чистота- залог здоровья» 1. Ситуация «Мы ждем гостей, школьников учителей»
2. У нас спортивный праздник (Д/в № 6,2006,с. 17) 1. Занятие «Скоро в школу» (правила поведения), (Николаева с.54) 1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» (беседа)
2. Занятие «Посуда и столовые приборы»
З. Игра «Какая посуда для чего нужна» (виды и назначение)
Используемая Литература:
- Курочкина «Этикет для детей и взрослых»
- М.Л. Лазарев Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
- В.А. Зебзеева Организация режимных процессов в ДОУ
- К.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду.
- С.О Николаева Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками
- В. Г. Алямовская Ребенок за столом
- Игровые технологии как условие формировании личности
- С.Потапов Этикет для подростков - практическое пособие

Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Этикет»

Тема недели «Этикет»

Занятие 67. Городецкий узор

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с традиционным русским промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, спецификой создания декоративных листьев и цветов. Закреплять умение рисовать кончиком кисти и пользоваться палитрой. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Демонстрационный материал. Изделия городецких мастеров: подносы, тарелки, солонки, ковши, игрушки, разделочные доски и т. д., образцы элементов городецкой росписи.

Раздаточный материал. Тонированные под светлое дерево полоски бумаги, желтые бумажные круги, гуашь, тонкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Расскажите детям, что на реке Волге расположен город Городец. Это очень красивый город. Дома в нем похожи на сказочные терема, украшенные росписью и резьбой. Раньше в Городце делали много деревянных изделий – сани, качалки, прялки, мебель, пряничные доски. Мастера использовали для их росписи красные, синие, желтые, зеленые и другие цвета, а также их оттенки: голубой, розовый, оранжевый и фиолетовый. Декоративные сеточки, завитки, точки и усики украшали сказочные цветы.

Рассмотрите с детьми образцы элементов городецкой росписи и предложите украсить узорами из бутонов, ромашек и листьев подносы – круги, вырезанные из желтой бумаги или картона.

Вспомните, как получить голубой цвет (смешать синий и белый). Вместе с детьми потренируйтесь рисовать бутон: нарисуйте сбоку вырезанной прямоугольной полосы голубой круг. Пока краска просыхает, вокруг можно расположить зеленые листья. Затем вверху круга надо нарисовать синюю горошину, а внизу – синюю окантовку. Внутри круга можно нарисовать белые точки или штрихи.

Покажите детям образец розового бутона. Вспомните, как получить розовый цвет (смешать красную и белую гуашь), предложите самостоятельно с правой стороны шаблона нарисовать розовый бутон с белыми деталями.

В центре прямоугольного шаблона попросите изобразить ромашку. Надо нарисовать розовый круг, внутри красной краской нарисовать маленькую круглую сердцевину, вокруг которой методом примакивания нанести лепестки. Оставшееся место можно заполнить другими цветами и листьями.

Занятие 68. Викторина по жанрам живописи

Программное содержание. Обобщить и расширить знания детей о жанрах живописи: пейзаже, натюрморте и портрете. Продолжать учить различать картины по жанру. Воспитывать интерес и любовь к произведениям художников. Формировать умение работать в коллективе.

Демонстрационный материал. К первому конкурсу: 6 репродукций картин, на которых изображен натюрморт, портрет, пейзаж (летний, осенний, зимний, весенний).

Ко второму конкурсу: предметные картинки, на которых изображены элементы, характерные для разных жанров (яблоко, дерево, нос, море, ель, тарелка, радуга, глаз, лицо сказочного героя, дорога в поле, цветы в вазе и т. д.).

К третьему конкурсу: силуэты разных предметов и персонажей (ваза, груша, морковь; профили Бабы-Яги, Буратино, Чиполлино; цветок, береза, елка).

К четвертому конкурсу: 3 карточки с недорисованными предметами (ромашка, у которой не хватает лепестков; голова человека без уха или глаза; бабочка без одного крылышка).

Раздаточный материал. Цветные фломастеры или карандаши.

Ход занятия

Дети делятся на три команды. Придумывают название своей команде, связанное с рисованием (например, команда художников, кисточек, красок и т. д.).

Первый конкурс.

Выставьте перед детьми шесть картин с разными жанрами живописи. Прочитайте стихотворение А. Кушнера о каждом жанре:

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Затем первой команде предлагается найти натюрморт и объяснить, почему они так решили. Второй команде – выделить портрет и тоже доказать свой выбор. Третьей команде – указать на зимний пейзаж. Затем команды по очереди находят оставшиеся пейзажи по временам года.

Второй конкурс.

Раздайте каждой команде группу карточек с изображением элементов, присущих разным жанрам. Детям нужно разложить эти карточки на три группы, в зависимости от жанра.

Третий конкурс.

Детям каждой команды по очереди показывается карточка с нарисованным на ней силуэтом предмета или сказочным героем, дети должны догадаться, кто это или что это.

Четвертый конкурс.

Раздайте каждой группе карточку с недорисованным предметом и фломастеры и предложите подумать и дополнить рисунок недостающим элементом.

В викторине выигрывает команда, которая дала больше всего правильных ответов.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Ветка вишни(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать и закрашивать цветными карандашами ветку с ягодами; располагать рисунок на всем листе. Учить понимать и анализировать содержание

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «В лесу» Занятие 5. Гриб(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Осень» Занятие 8. Осенние листья(Отпечатки листьев. Гуашь)Программное содержание. Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.Материал.

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мебель» Занятие 11. Одеяло для Ванюшки(Рисование фломастерами)Программное содержание. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 13. Кораблик(Рисование восковыми мелками и кистью. Акварель)Программное содержание. Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными

Из книги автора

Тема недели «Зима» Занятие 14. Зимний пейзаж(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Начинать знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь.

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги автора

Тема недели «Профессии» Занятие 24. Петух и краски(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Расширять представления детей об изобразительных возможностях красок. Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного

Из книги автора

Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Семья неваляшек(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Побудить детей к рассматриванию детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать

Из книги автора

Тема недели «Праздник мам» Занятие 26. Веточка мимозы(Рисование кистью и пальцем. Гуашь)Программное содержание. Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким людям.Материал. Живая ветка

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Д/игра «Склеим чайник». Цель: Учить составлять предмет из частей». См.кн. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгер,1973г., с. 68.

Д/и «Закончи предложение»

Ц.: развивать память, мышление.

Рабочая тетрадь (задание 6д)

Д/и «Найди лишнее»

Ц.: закреплять умение классифицировать предметы.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Ц.: развитие мелкой моторики рук.

Д/и «Узнай предмет»

Ц.: развивать слуховое внимание.

Д/и «Четвертый лишний»

Ц.: развитие логического мышления.

Игры «Логоформочки», «Геоконт», «Игровизор»

Экскурсия на кухню: рассматривание кухонной посуды. Цель: уточнить представления детей о назначении кухонной посуды, обогащать сенсорный опыт детей.

Образовательная ситуация «Путешествие в прошлое вилки». Цель: Расширять представления детей о посуде: познакомить детей с процессом преобразования вилки. См.кн. Что было до … Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина, 2010г, с.21.

Игровая ситуация «Мишка моет посуду». Цель: Познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды. См. кн. Дошкольник ирукотворный мир. М.В. Крулехт, 2003г,с. 73.

Игровое упражнение «Найди на полосках две одинаковые банки с вареньем». Цель: учить сравнивать предметы посуды по одному(двум) признакам. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Игровое упражнение «Помоги расставить два перевернутых сервиза чайной посуды». Цель: упражнять в классификации предметов посуды по цвету. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Дидактическое упражнение «Найди и назови всю металлическую (пластмассовую и др.) посуду». Цель: учить классификации посуды по материалу. из которого она изготовлена». См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Цель: закрепить умение различать виды посуды по назначению. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.

Оформление коллажа «Посуда». Цель: Способствовать формированию представлений о разнообразии видов посуды.

Дидактическая игра « Назови предметы посуды». Цель: уметь описывать предмет по назначению.

Сравнение предметов посуды (чашки и чайника). Цель: учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением.

Наблюдение за трудовыми действиями няни по мытью посуды. См. кн.«Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. В. М Крулехт,1995г.,с.28. Цель: познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды, учить вычленять цель и значимость труда для детей.

Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть посуду» Цель: учить выполнять трудовой процесс целостно. См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 239.

Ситуация «Поиграем в детский сад». Цель: обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды». См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 242.